ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Коломна. Церковь Спаса Преображения.


Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1693.
Год утраты:приблизительно 1930
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Московская область, г. Коломна, улица Труда, территория городского рынка

Координаты:55.103549, 38.763427
Проезд:Московская область, Коломна, улица Яна Грунта, 10


Добавить фотографию
Церковь Спаса Преображения - Коломна - Коломенский городской округ - Московская область
С сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Спаса Преображения - Коломна - Коломенский городской округ - Московская область
С сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Спаса Преображения - Коломна - Коломенский городской округ - Московская область
С сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Церковь Спаса Преображения - Коломна - Коломенский городской округ - Московская область
С сайта http://церкви-коломны.рф
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  5 июля 2015

В XIV-XVIII вв. собор мужского Преображенского монастыря, закрытого в 1800, затем приходская церковь. Одноглавый кубический двустолпный храм, возможно, построенный с использованием конструкций предшествовавшего здания, упомянутого каменным уже в 1570-х в. Сломан в 1930-х.

Церковь Преображения Господня входила в состав Спасского монастыря и находилась на месте, где в настоящее время расположился Коломенский авторынок. На месте утраченного Храма сейчас стоят торговые павильоны авторынка. Церковь Преображения Господня имела придел Нерукотворного Образа Спасова. Спасский монастырь являлся одним из самых древних коломенских монастырей. Время его основания точно неизвестно, но он существовал уже в XIV в. В документах 1377 г. упоминается, что во время путешествия Михаила-Митяя в Константинополь в составе свиты, говорится о «Мартин архимандрит коломьский», который являлся настоятелем Спасского монастыря. Монастырь принадлежал к обителям очень высокого ранга: немногие настоятели того времени имели сан архимандрита. В состав Спасского монастыря входили Храм Преображения Господня с приделом Нерукотворного Образа Спасова и надвратный Храм Нерукотворного Образа Спасова с колокольней. В настоящее время на территории Спасского монастыря расположился Коломенский авторынок. В XV веке коломенские монастыри ведут крупную торговлю. Только Спасскому монастырю принадлежало на Торгу 12 лавок. Подвалы монастырских зданий использовались для хранения товаров.

В Коломенском уезде насчитывалось тогда не менее 15 монастырских вотчин, принадлежавших Спасскому, Чудову, Троице-Сергиеву, Симонову, Свято-Данилову, Николо-Угрешскому, Кириллово-Белозерскому и другим монастырям. О.П. Булич в книге «Коломна. Пути исторического развития города» (1928) пишет: «… Лишь потребностью в надежной охране товаров можно объяснить существование еще в конце XVI века внутри крепостных стен города осадных дворов монастырей - местных - Спасского, Голутвина и Бобренева... Показательны так же и громадные помещения, дошедшие до наших дней, могшие быть своевременно использованными под товарные склады: это - белокаменные подвалы в одной из церквей быв. Спасского монастыря, что «за торгом» (позднее служившие местом погребения) и внутренние палаты Успенской соборной колокольни. Торговой деятельностью монастырей и объясняется громадное накопление ими различных имущественных ценностей.

О монастырском благосостоянии того времени дает нам отчетливое представление опись конца XVI века; помимо всевозможных земельных и хозяйственных угодий, поступавших в монастыри по различным жалованным грамотам, вкладам и пр., каждый из коломенских монастырей обладал еще большим количеством собственно церковных ценностей. Описание их занимает в писцовой книге (в редакции Н. Калачова несколько сокращенно) - у Спасского монастыря - 5, Брусенского - 2, Голутвенского - 8, Бобренева - 2 -страниц печати. В Коломне мы встречаемся с двумя типами монастырей - городскими и загородными. Возможно, что первыми городскими монастырями Коломны были не известные нам - Спасопреображенский (с 1800 г. приходская церковь ) и Брусенский - монастыри, а Иоанновский и св. жен Мироносиц, не существующие уже несколько столетий. Время возникновения, хотя бы приблизительное, этих двух последних монастырей совершенно неизвестно. Существование же их прекратилось к концу XVI века, когда впервые выступают на арену исторической жизни другие монастыри: городские - Спасопреображенский и Брусенский и загородные - Голутвин и Бобренев… Коломна издревна знала вполне народный обычай водосвятия на посадском торгу, неизменными участниками которого были древние изваяния Николы Посадского и Божьей Матери из Спасопреображенского монастыря (позже Спасская церковь )».

В 1481 г. настоятелем Спасского монастыря был игумен Иннокентий, в 1548 г. - Феодосий, в 1577 г. снова управлял архимандрит. Коломенские монастыри в XVI веке давали в долг значительные деньги. Так в Спасском монастыре имелось семь кабал под залог земли на 85 р. и «…еще на кобал в казне на 14 рублев и на две гривны, а взятии на них не на ком, что стары». В XVII в. настоятелями монастыря были архимандриты Леонид (1621), Дионисий (с 1633 по 1640 г.), Феодосий (с 1643 по 1653 г.), Иона (1653), Пафнутий(1658), Иона (1659-1662), Савватий (1662-1665, переведен из Голутвина монастыря), Евстафий (1669), Сергий (1694-1695). Братия служила у коломенских владык на подворье, что ныне Троицкий Ново-Голутвинский монастырь. В начале XVIII в. монастырь по бедности был освобожден от содержания школ. В 1700 г. у него было 47 дворов крестьян. Во времена царствования Петра I власти не останавливались перед прямым изъятием церковного имущества. В 1707 году из архиерейских домов и монастырей велено было свозить в Москву серебро. Собрано было 19 с лишним пудов, причем из коломенского архиерейского дома, Голутвина и Спасского монастырей доставили серебряную посуду, конскую сбрую, оправленную в серебро, и просто серебряный лом. С 1715 по 1716 г. Спасским монастырем управлял архимандрит Сильвестр. В постоянных войнах подходило к концу царствование Петра Великого, государство обнищало, доходы с монастырских угодий, труд монастырских работников - все направлялось на нужды армии и строившегося Петербурга, власти снова и снова требовали денег. В 1718 г. из Николо-Радовицкого монастыря в Спасо-Ядринский был переведен архимандрит Софоний (управлял монастырем с 1718 по 1728). При нем в 1722 г. монастырь отдал серебряную посуду и лом для денежного двора. В 1744 г., при архимандрите Давиде (1742-1745), обитель имела 192 души крестьян. 10 мая 1745 г. архимандрит Давид был уволен на покой. С 1756 по 1770 г. монастырем управлял архимандрит Игнатий, переведенный из Бобренева монастыря. В Спасском монастыре в 1761 г. кельи и ограда значились как деревянные. К 1773 г. монастырь обносится с трёх сторон каменной стеной. В нём располагался иррегулярный сад с яблонями и вишнями. По отобрании монастырских вотчин, при последнем архимандрите Вонифатии (Борейко, управлял с 1762 по 1766 г.), по штатам 1764 г. Спасо-Ядринский монастырь был положен в 3-й класс.

Именным указом Сенату с приложением Манифеста от 26 февраля 1764 г. все монастыри были разделены на три класса, и в них была установлена норма штатных монахов и монахинь: в мужских монастырях первого класса полагалось 33 монаха, во второклассных - по 17, а в третьеклассных - по 12 монахов; в первоклассных женских монастырях было, по штату, от 52 до 101 монахини, а во второ- и третьеклассных монастырях - по 17. Спасский и Брусенский монастыри в 1764 г. были положены в третьем классе, т.е. можно говорить о максимальной численности монашествующих на протяжении последней трети XVIII в. в 29 человек. В 1773 г. в Спасском монастыре, помимо монашествующих, числилось 7 служителей, занимавших 4 двора. В результате проводившейся императрицей Екатериной II в 1764 году секуляризации земель (обращение церковной земли в светскую) из 1052 российских монастырей было оставлено всего 479, которые подразделялись на лавры, кафедральные, штатные 1,2,3 классов, заштатные и приписные. Монастырям отныне разрешалось иметь от 6 до 9 десятин земли, архиерейским домам - не более 30. В 1797 году предельные нормы увеличились, монастыри и архиерейские дома получили право владеть до 60 десятин пашни, от 50 до 150 десятин леса. Вернулась к монастырям и привилегия владеть мельницами, рыбными ловлями и прочим. Голутвин монастырь оказался во 2-м классе, что позволило его настоятелю сохранить сан архимандрита. Спасский монастырь был причислен к 3-му классу, а Бобренев объявлен заштатным, то есть со временем подлежащим упразднению. Вывод за штат не был связан с дальнейшим упразднением, просто монашествующие должны были жить за счет своих «рукоделий», или «мирского подаяния».

В 1766 г. архимандрит Вонифатии был переведен в Голутвин монастырь. С 1766 г. Спасским монастырем управляли игумены: с 1766 по 1773 г. Николай (переведен во Владычный монастырь), с 1773 по 1774 г. Арсений (Тодорский), 6 апреля 1774 г. переведен в Голутвин монастырь; с 1774 по 1778 г. Порфирий (Липнягов), в 1779 г. Антоний (переведен во Владычный монастырь); с 1779 по 1782 г. Арсений; 1791 по 1792 г. Сильвестр; с 1794 по 1796 г. Агапит. С 9 по 10 мая 1782 г. в Коломне случился большой пожар, начавшийся на постоялом дворе купца А. Бочарникова на Житной площади, который сдавался в наём экономическому крестьянину Е. Степанову. Пожар был опустошительным: на посаде сгорели шестьдесят два обывательских двора с шестнадцатью прилавками, полицейская изба, церковь Симеона Столпника, лавки, амбары, пострадал Спасский монастырь (сгорела крыша на игуменских кельях); в кремле огонь уничтожил шестьдесят пять обывательских дворов, церковь и кельи в Брусенском монастыре, пострадал архиерейский дом…

Отметим тот факт, что после пожара незаметно активного ктиторства (ктитор – создатель или строитель христианского храма, лицо, отдавшее свой труд и доставившее материальные средства для сооружения храма или для снабжения его необходимыми принадлежностями и украшениями), хотя многие строения нуждались в значительных дополнительных средствах, например, сильно пострадавший Спасский монастырь, впоследствии так и не оправившийся от пожара… В начале 1783 г. в штате Спасского монастыря значились: игумен, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, пономарь, 2 бельцов (иерей и церковник) и 8 служителей. В штате монастыря происходили изменения: сюда был прислан для пострижения на иеромонашескую вакансию вдовый и престарелый иерей, а второй иерей, до того числящийся в искусе (искус – это испытание, установлено по церковным правилам для лиц, желающих вступить в монашество) отослан в светскую команду... Монашествующие, как и светские люди, занимались промыслами. Так, в Брусенском и Спасском монастырях находились иррегулярные сады, а в архиерейском доме - регулярный с яблоневыми и вишнёвыми деревьями, плоды с которых собирались для нужд монастырей и архиерея. Помимо этого, за архиерейским домом была закреплена земля с садом при озере Бельском в Запрудье, в котором ловили судаков, щук, окуней, плотву, ершей… По материалам комиссии А.А. Вяземского (1781 г.), в Коломне находилось 74 монастырских и архиерейских служителя. Эти цифры конкретизируются архивными источниками. Монастырских и архиерейских служителей в 1785 г. числилось: 59 м.п., 56 ж.п., их сыновей старше 15 лет - 6, дочерей старше 15 лет - 9, детей младше 15 лет м.п. - 9, ж.п. - 16.

Документы 1788 г. свидетельствуют о недостатке в штате Спасского монастыря 3 монашествующих, отмечая наличие игумена, казначея, 4 иеромонахов и белых священников, 2 иеродиаконов и белых диаконов, 2 - в искусе. В 1786 г. на территории Спасского монастыря располагались: настоятельская каменная келья включала восемь покоев и кухню с палаткой для хранения посуды; пять братских келий, которые вместе с настоятельской кельей и надвратной церковью составляли один протяжённый флигель; хлебня; небольшая палатка; деревянные конюшня и конюшенный сарай; каретный сарай с колодцем; каменная часовня; каменная палатка с погребом и баней. Монастырь окружала ограда, частично деревянная. К концу века в монастыре, обнесённом каменной оградой, значились две каменные церкви : Преображения Господня и Спаса Нерукотворного Образа. Скажем несколько слов о Коломенской семинарии, ректором которой в 1788 году был игумен Спасского монастыря. Коломенская семинария ведёт свою историю с 1723 г., когда епископом Варлаамом III (Леницким) на основании духовного регламента от 23 февраля 1721 г. при архиерейском доме была учреждена архиерейская школа, преобразованная в 1731 г. при епископе Вениамине (Сахновском) в семинарию или Славяно-Латинскую школу; при епископе Киприане (Скрыпицыне) в 1739 г. семинария получила полную организацию. После крупного пожара 1739 г. семинария размещалась вплоть до конца 1760-х гг. в стенах Бобренева монастыря. Численность обучающихся в семинарии была значительной. В 1725 - 1727 гг. в ней было собрано 720 учеников. В 1770-е гг. духовная школа была возвращена на епископский двор в центре Коломенского кремля. В 1788 г. при семинарии находилось 6 учителей (игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, игумен Спасского монастыря, 4 бельцов) и 322 ученика. Н.П. Гиляров-Платонов в книге «Из пережитого» пишет: «Простота отношений с учащимися и с начальством быта замечательная. Богословский класс располагался летом на чистом воздухе в саду Спасского монастыря, настоятелем которого был ректор. И преподаватель-ректор читал свою лекцию, а ученики слушали его полулежа. По-видимому, отец мой даже не видал в такой, по нынешнему выражению, халатности ничего необыкновенного. Он упоминал о ней только в пояснение другого случая, более существенного, как ему казалось. Иван Лукич, товарищ-одноклассник отца и тоже двоюродный брат ему (по матери), раз указал товарищам на неосторожно раскрывшегося ректора и отпустил вполголоса не вполне печатную остроту, вызвавшую всеобщий смех. Ректор слышал сказанное, а Иван Лукич, чтобы загладить невежливость, на другой день поднес его высокопреподобию в классе же корзинку персиков, поделившись тут же частию и с товарищами. Он слетал за десять верст к садовнику князей Черкасских, с которым был знаком. Ректор принял подарок, и мир быт заключен. Впрочем, Иван Лукич чуть ли не определен был уже тогда, хотя еще не посвящен, во священника». Развитой в Коломне была и система монастырских подворий.

Среди дворов монастырей числились и подворья подгородных Бобренева и Голутвина, а также городского Спасского. На плане 1793 г., приложенном к прошению коллежской советницы Т.И. Тетюшевой, показано подворье Голутвина монастыря около церкви Николая Чудотворца. Вполне вероятно, это место было выкуплено у Спасского монастыря, так как в Писцовой книге 1577 - 1578 гг. указано, что в Спасском монастыре находится «...купчая грамота на двор, что в городе у Николы у Гостина возле Безносова двора Бохтеярова...». Большой удар духовенству Коломны был нанесён упразднением Коломенской епархии по указу от 16 октября 1799 г. Дело в том, что наличие епископской кафедры в уездном городе и простирание её диоцеза на части 2-3 губерний не отвечало представлениям XVIII в. о регулярном государстве. Н.П. Гиляров-Платонов очень ёмко заметил в своих воспоминаниях: «Опустела родина. Она подошла под тот тип казёнщины, который там раньше, там позже, но неуклонно повсюду овладевает Россией, стирая всё бытовое, местное, историческое, не щадя ни одного уголка, ни одного отправления общественной жизни». Владычные резиденции должны были располагаться исключительно в губернских центрах, а границы епархий надлежало привести в соответствие с губернскими. Всё это и привело к ликвидации существовавшей 4,5 века кафедры. К тому же при ревизии кафедры открылись большие недостачи в ризнице и недочёты в ведении документации. По сути, последним коломенским епископом был Афанасий III (Иванов), занимавший кафедру с 12 ноября 1788 г. по 10 апреля 1799 г., когда он был переведён в Воронеж. Об отношении к нему коломенских жителей говорит ода, написанная учителем семинарии Василием Протопоповым, и благодарственные речи при отбытии владыки на новую кафедру.

Как свидетельствовал Н.П. Гиляров-Платонов: «С плачем проводили коломенцы архиерейский двор, консисторию, учителей и учеников семинарских. Отселе они живут в городе исключительно торговом. Торговые интересы будут отселе главные и единственные; на них будет сосредоточиваться и покоиться общественное внимание». Архиерейские служители, а также священно- и церковнослужители при Успенском соборе покидали город вместе с епископом. В устоявшейся жизни монастырей и части городских приходов также произошли изменения. В 1800 г. был упразднён по указу Святейшего Правительствующего Синода Спасский мужской монастырь, братия которого составила штат восстановленного при учреждении Оренбургской епархии Уфимского Успенского мужского третьеклассного монастыря (в 1800 году штат монастыря был переведен в Уфу). Храмы монастыря были обращены в приходские. Последним игуменом Спасского монастыря был Агапит, управлявший с 1794 по 1796 год. По метрическим книгам 1800 г. среди церквей Коломны значится Преображенская церковь (по ревизским сказкам 1811 г. она проходит как Спасская, что на площади), являвшаяся центральной церковью Спасского монастыря. К церкви были приписаны 15 приходских дворов упразднённой Алексеевской церкви.

Перевод Спасского монастыря компенсировался учреждением Ново-Голутвина монастыря, штат которого составила братия Голутвина Богоявленского мужского монастыря, находившегося в 5 верстах от Коломны и приписанного к архиерейскому дому… К концу XVIII века в России начался процесс возрождения монастырей, из ранее упраздненных было восстановлено 29 и открыто вновь 20. Жаль, что это возрождение не коснулось Спасского монастыря в городе Коломне . По указу императора Павла I заштатные монастыри стали получать из казны ежегодное пособие в размере 300 рублей. Судьба коломенских монастырей могла быть и более суровой. Известно, что в 1803 году печально знаменитый Аракчеев, узнав о том, что архиерейский дом в Коломне наполовину пустует, вознамерился разместить в нем два кирасирских эскадрона. Если бы не твердость митрополита Платона, корпуса архиерейского дома вряд ли сохранились бы до наших дней. В настоящее время корпуса архиерейского дома являются частью Ново-Голутвина монастыря. О.П. Булич в книге «Коломна. Пути исторического развития города» (1928) пишет: «Городским церквам Коломны не посчастливилось сохранить старинной церковной утвари. Это обусловливалось тем, что Коломне приходились страдать не только от обычных пожаров, но и от вражеских набегов, не раз окончательно разорявших город. Виновницей одного из таких разгромов городских ризниц народное предание считает пресловутую Марину Мнишек, будто бы вывезшую из Коломны несметное количество различных богатств, в том числе и ценных предметов церковной утвари. Но действительный разгром ризниц городских церквей произошел в Коломне отнюдь не по вине «гордой шляхтенки»: ее ризницы опустошил последний Коломенский епископ. Вместе с делами своего архива, перевозимого в 1799 году в Тулу, за упразднением самостоятельной коломенской епархии, он захватил с собой и наиболее ценное церковное имущество. До сих пор еще быв. ризница Тульского архиерейского дома (после 1917 года музей) хранит в себе не мало художественных ценностей, принадлежавших когда-то Коломенским церквам). Примеру «архипастыря» последовала и «братия» древнего и богатого Спасопреображенского городского монастыря, переведенного в 1800 г. в Уфу. Отъезжавшие монахи забрали с собой почти все, до икон включительно. Лишь грозный для московских церквей 1812 год пощадил ризницы Коломны, обойдя ее. Этим всем объясняется то, что древний и богатый город Коломна беден старинными и ценными предметами церковной утвари. Правда, коломенское купечество не раз пыталось упрочить благосостояние ризниц родного города, но дать подлинно-ценного в художественном отношении оно не могло. Так же бедна Коломна художественно выполненными хоругвями, облачениями и т.п. предметами церковного богослужения. Среди же ее богослужебных книг встречается несколько евангелий Московской печати половины XVII века (Никитская, Воскресенская и Николопосадская церкви ) и книги печати начала XVIII века (Борисоглебская и Спасская церкви). Следует, однако, оговориться, что тщательное исследование ризниц коломенских церквей могло бы, быть может, обнаружить и кое-какие, случайно уцелевшие, ценности большего художественного значения, не редкие в церквах уезда».

В 1803 г. была упразднена деревянная Алексеевская церковь, ранее относившаяся к Спасскому монастырю. Погостная земля, принадлежавшая церкви, отдана коломенским магистратом во владение жителей, которыми тут же застроена. Николай Иванчин-Писарев в книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» пишет: «Спасский монастырь, обращенный в приходскую церковь . Сказывают, что первобытным был основан в честь Спасова образа, бывшего на великокняжеском знамени Димитрия Донского в походе на Мамай. В нынешнем я нашёл много древних икон, поступивших гуда из разрушившейся Алексеевской церкви , которой основание, или знаки бывшего престола, ещё видны. Она стояла на Симеоновской улице и, сказывают, была памятником посещения Коломны св. митрополитом Алексием при весьма важном случае. Не заложил ли её св. иерарх, проводив до берега Оки ещё юношу Димитрия Донского, ехавшего в Орду? Спасский храм вмешает в себе драгоценность: икону Алексия Божия человека, принадлежавшую этому святителю, писанную, без сомнения, художниками Симеона Гордого и сохранившую свою древнюю, тонко-накладную ризу из позолоченного серебра. Святой, соименный святителю, изображён стоящим с возведёнными очами к небу. Здесь же я нашёл и другую драгоценную икону, перенесённую также из Алексиевского храма: это большое изображение св. Димитрия Солунского, соименного Донскому, окружённое житием, или, как говорилось, в житии. Здесь святой представлен воинствующим всадником, копиём поразившим врага вместе с конём его. На поражённом враге шапка вроде шлема остроконечного, формы могольской, но с венцом на околыше; а на святом шлем и броня греческие. Издали я почёл это за изображение св. Георгия, поражающего змия. В таком содержании, отличном от обыкновенных, в которых святой, как на древнейшей иконе московского Успенского собора, так и на печати Димитрия Донского, изображается стоящим, есть, без сомнения, историческое применение, современное Куликовской битве. Коломляне хотели оставить в своём городе иконописный памятник великого события, спасшего и прославившего Россию, и сделать его предметом поклонения для современников и потомства. Не писал ли его Рублёв или один из его учителей?»

Спасо-Преображенская церковь возведена в 1693 г. и частично перестроена в XVIII в. Она стояла на месте соборов, на протяжении долгой истории монастыря сменявших друг друга, имела оригинальную конструкцию сводов и обладала древней церковной утварью. Николай Иванчин-Писарев в книге «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» пишет: «Под храмом бывшего Спасского монастыря открыта в 1844 году пещера с полукружным огивом или аркою. В ней найдены два гроба, иссеченные из камня, с приставными каменными же изголовьями самодревнейшей формы. Черепа и некоторые части скелетов сохранились, но одежды истлели, и нет следа дознаться, кто эти усопшие, без сомнения, важные исторические лица. Можно даже осмелиться заключить, что это были древние владетельные князья, ибо тогда бояре и служилые князья едва ли полагались в каменных гробах. Может быть, это одни из доблестных владетелей Рязани и Коломны , отвечавших Батыю: «Когда не будет нас, то все ваше будет», и павшие в Коломенской битве; может быть, один из них Глеб Ингоревич Коломенский, убитый вместе с князьями рязанскими, он был найден по отшествии Батыя; и когда повезли тела последних в Рязань (Старую, что на Оке, близ Спасска), тело князя коломенского могло быть отделено от них и здесь похоронено, между тем как тела воевод и ратников покрывались курганными насыпями. Если это в самом деле останки тех, кои не могли пережить гибели отечества и умели славно умереть не рабами ханов, то какою панихидою обязано им русское сердце! В первые дни открытия пещеры набежало множество людей: думали, что это гробы каких-нибудь Угодников Божиих; но, увидев одни кости, все разошлись. Найденная пещера имеет ходы под весь храм. Кстати скажу, что этот, вновь перестроенный не более тому ста лет, Спасский храм стоит на фундаменте, составленном из древних надгробных камней. Сколько важного для археолога и даже историка тут засыпано и замазано руками усердствовавших, но скупых невежд! Надлежало покупать материалы для бута и фундамента, а надгробные памятники были под руками». Священно- и церковнослужители храмов бывшего Спасского монастыря имели жительство в бывшем келейном корпусе и содержание получали от процентов с капитала, положенного в сохранную казну коломенским купцом Киприаном и его женой Домникой Кисловыми.

В наши дни на территории бывшего монастыря расположился коломенский авторынок. 

Использованы материалы: И.В. Маевский «Очерки по истории Коломенского края», О.Пэнэжко «Храмы г. Коломны и окрестностей», Н.Иванчин-Писарев «Прогулка по древнему Коломенскому уезду», О.П. Булич «Коломна. Пути исторического развития города», Е.Л. Ломако «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века». http://церкви-коломны.рф



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.