Рождественским постом 1385 года преподобный Сергий Радонежский предпринял трудное путешествие из Троицкого монастыря, где он был игуменом, в город Рязань для примирения Московского князя Димитрия Донского с Рязанским князем Олегом Ивановичем. Примирение враждующих князей и объединение Руси в единое государство имело для того времени решающее значение. Сломить монголо-татарское иго можно было только сообща, имея единые цели и задачи, что и подтвердила победа сплоченных русских дружин на Куликовом поле, шедших в бой за Веру Православную. Московское и Рязанское княжество враждовали на протяжении всего ХIV века и связано это было с борьбой за город Коломну, который ещё в 1301 году вошёл в состав московских владений, что упорно не хотели признавать рязанцы. Город по тем временам был слишком большой и богатый, чтобы уступать его просто так.
В 1385 году разразился очередной конфликт. Великим постом в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Олег неожиданно захватил Коломну, разграбил её, пленил знатнейших бояр и с огромной добычей возвратился в Рязань. Димитрий Донской послал на обидчика рать, но в полевом сражении победили рязанцы и таким образом оставалось добиваться возвращения Коломны только за столом переговоров. В дело по обычаям того времени вступили бояре, но ни одно боярское посольство не могло решить поставленной задачи, потому Великий князь Димитрий Донской просил своего духовного отца преподобного Сергия Радонежского о помощи и дал обет Господу, что в случае успеха близ Коломны устроит монастырь. Батюшка Сергий, вознося к Богу сугубую молитву о устроении мира на Русской земле, отправился в путь пешком в студёные морозы. Достигнув Рязани, преподобный беседовал с князем Олегом и произошло чудо. Олег "перемени свирепство свое на крепость, и умилися, и укротися от благоуветливых глаголов столь свята мужа". На реке Северке, что недалеко от Коломны (по другим данным на Девичьем поле в Колычёве) князья встретились для заключения мирного договора. Мир был заключён такой, что больше никогда Москва и Рязань не воевали друг с другом. Коломна возвращалась Москве и мир между двумя княжествами закреплял брак княжеских детей.
Преподобный Сергий, возвращаясь из Рязани, основал по обету, данному Великим князем Димитрием Донским, святую обитель в честь Богоявления Господня в пяти верстах от города Коломны, недалеко от места впадения Москвы-реки в Оку, у самой границы двух некогда враждующих княжеств. В народе это место называли "Голутвино". Древнее русское слово "голутва" означает - вырубка, поляна в лесу. Когда-то в древности, ещё до основания монастыря, на правом берегу реки Москвы, недалеко от её устья, шумел лес. В этом лесу после вырубки деревьев появилась поляна, на которой впоследствии и возник монастырь. Первым настоятелем святой обители преподобный Сергий избрал своего ученика и сподвижника иеромонаха Григория, человека добродетельной жизни. Призвав его из Троицкого монастыря, преподобный Сергий вручил ему свой игуменский посох из чёрного дуба, с которым он сам некогда встречал князя Димитрия после Куликовской битвы. Этот посох преподобного хранился в обители до закрытия и разорения монастыря в 1929 году. В ризницу обители игумен передал священнические облачения и аналойный крест. Ктитором новой обители стал сам Великий князь Димитрий Донской, даровавший обители икону Богоявления в серебряном окладе из своей молельной комнаты, а также средства для постройки храма и устроения келий для монахов. Преподобный Сергий своими руками положил камни в основание первого монастырского храма в честь Богоявления Господня. Так повествует его житие о устроении монастыря в Голутвино: "создана бысть церковь камена в лепоту зрети всем". Причём, построен был храм намного раньше, чем каменный Троицкий собор в Троице-Сергиевой обители. Несмотря на то, что возведение каменного храма по тем временам было очень дорогим. Фундамент и ступени первого храма, по которым ступал святой, частично сохранились до наших дней и в народе носят название "камушки преподобного Сергия". По просьбе братии указать место для колодца, преподобный ударил жезлом о землю и тут-же забил святой источник, что было огромной радостью для первых насельников монастыря. Отпуская Сергия из Коломны, московский князь всячески просил его сесть на коня, так как от Голутвина до Троицкого монастыря путь был очень далёк, но преподобный Сергий остался верен своему правилу всегда ходить пешком.
Говоря о первом настоятеле Голутвина монастыря преподобным игумене Григории, необходимо отметить, что до нас дошли крайне скудные сведения о нём. Это связано в первую очередь с тем, что жизнь монаха скрыта от мирской молвы и славы. Основным источником о жизни преподобного Григория Голутвинского является "Житие Преподобного Сергия", написанное современником преподобного, монахом Епифанием Премудрым, где сказано, что Григорий был "мужем благоговейным и многих добродетелей исполненным". Кроме того, что он был ближайшим учеником преподобного Сергия и первым настоятелем Голутвина монастыря, о чём достоверно известно, можно по косвенным данным предположить, что впоследствии игумен Григорий стал выборным коломенским архимандритом, в ведении которого находились и другие 4 монастыря города Коломны. Судя по записи в утраченной Троицкой летописи, отразившей ранее летописание Московского княжества, в 1392 году некий архимандрит Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского. Этого Григория есть основания и считать настоятелем Голутвина монастыря. Во всяком случае, обнаружить другого игумена (архимандрита) по имени Григорий среди монастырей в 1380-90-е годы не удаётся.
Известие о кончине преподобного Григория, последовавшей 13 февраля 1405 года, было обозначено в Троицкой летописи. Гробница преподобного Григория Голутвинского сохранилась в подклете современного Богоявленского собора, но по отчёту археологических исследований 1969-70 годов, она была пуста. По предположениям учёных, мощи преподобного были перезахоронены во время устройства каменных полов нового собора в ХIХ веке в пространстве внутри подклета и до нынешнего времени остаются сокрытыми. По видимому, почитание Григория Голутвинского началось в Троице-Сергиевом монастыре в сонме святых учеников преподобного Сергия. В ХVII веке его имя вносится в некоторые рукописные святцы. Сохранились сведения о том, что в ХVIII веке в монастыре хранилась икона преподобного Григория, однако никаких свидетельств о значительном местном почитании в г. Коломне первого Голутвинского игумена до конца ХХ века не обнаружено. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского 7 февраля установлено ежегодное местное празднование памяти преподобного Григория - первого игумена Голутвинского, молитвенным представительством которого хранит святая обитель. В древности новооснованный монастырь имел также и стратегическое значение. Вместе с другими монастырями, расположенными по реке Оке, он образовывал своеобразную защиту от набегов татар, именуемую в народе как "Пояс Пресвятой Богородицы".
В 1395 году к рубежам Московского государства подошёл могущественный хан Тамерлан со своими несметными полчищами, значительно превосходящими русскую рать. Навстречу ему выступил Великий князь Московский Василий Дмитриевич Красный со своим войском. Он посетил Голутвин монастырь и молился вместе с преподобным Григорием о том, чтобы враг оставил пределы Руси. Может быть, благодаря этим молитвам Коломенский край не был разорён в то неспокойное время. В 1480 году Великий князь Иоанн III посетил монастырь. Здесь он готовился - собирал силы перед тем, как выступить навстречу татарскому хану Ахмату. И известное нам историческое событие - "Стояние на Угре", после которого было свергнуто монголо-татарское иго, непосредственно связано со славной Сергиевой обителью в Коломне.
В ХV веке Голутвин монастырь уже слыл знаменитым. Из источников достоверно известно, что к этому времени монастырь назывался "Святое Богоявление в Голутвино". Братия здесь отличалась "чудным изрядным житием". Молва считала его "обителью славной в обилии многом для всех приходящих в славу Христову и в похвалу угоднику Сергию Радонежскому". Примерно в 1440-х годах о нём писали так: "монастырь честен (почитаем) зело от всех и великому князю возлюбен и доныне исполнен блага". Всё это привело к тому, что уже в ХV столетии у монастыря уже были значительные земельные владения, в т. ч. в северных уездах (Нерехтской волости под Костромой) и подворье в Москве. Обитель процветала, украшалась каменными храмами; так, в начале ХV века был заложен зимний храм во имя прп. Сергия Радонежского. Храм изначально был каменным одноэтажным на высоком подклете, при нём были большая каменная одностолпная братская трапезная, поварня и хлебодарня. В монастыре велось каменное строительство. Была возведена высокая каменная звонница с куполом между Богоявленским и Сергиевским храмами, которая впоследствии при строительстве новой колокольни была разобрана.
В 1520-х годах резко обострилась опасность татарских нападений на Москву. В связи с этим активизируется функционировавшая с середины ХV века "береговая служба". Она состояла в том, что по Оке от устья Москвы-реки до Каширы летом при угрозе вторжения разворачивались основные военные силы Московского государства. Монастырь оказался на левом фланге этой огромной оборонительной системы. Известно, что в 1522 и 1532 годах войска стояли у Голутвина монастыря и села Бочманово. В 1546 году под Голутвиным стоял Иван IV, куда он прибыл во главе войска 6 мая для отражения нашествия крымских татар. Царь не без юмора коротал время. Один из летописцев сказывал: "И тут была у него потеха: пашню пахал вешнюю и з бояры сеял гречиху, и иные потехи: на ходулех ходил и в саван наряжался". По описанию писцовой книги 1577-78 гг. монастырь располагался "за посадом у Оки реки усть реки Москвы".
В монастыре было две каменные постройки - Богоявленский собор и церковь Сергия Радонежского с трапезной. Подробная опись имущества, содержащая двадцать страниц рукописного текста, позволяет представить богатства монастыря - ни одна другая обитель Коломны не имела их в таком количестве. Вкладчиком был сам государь, царь и великий князь Иван IV Васильевич. Он пожертвовал золотую монету-привеску и большую поставную свечу к храмовому образу Богоявления. Не оставляли вниманием монастырь и коломенские владыки. Особенно важно, что в монастыре к концу правления Ивана Грозного сложилась очень большая по средневековым меркам библиотека - 137 книг; в том числе 22 на пергаменте (не позднее начала ХV в). С ХVII века начинается период расцвета святой обители. В городе и уезде монастырь признавался самым крупным и авторитетным. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что в Земском соборе 1613 года участвовал настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий. Он подписал Утверждённую грамоту об избрании царём Михаила Фёдоровича Романова.
В 1653 году Коломну во время путешествия по России посетил Антиохийский патриарх Макарий. Его секретарь, архидиакон Павел Алеппский составил описание дальнего путешествия, в том числе и некоторых коломенских храмов. 16 августа 1653 года восточный патриарх посетил Голутвинскую обитель. Его торжественно встретили согласно обычаю, после чего архиерей проследовал в храм Богоявления. "Всход в эту церковь чудный, высокий, с трёх сторон; кругом галерея с тремя дверями. Церковь весьма древняя", - писал архидиакон Павел Алеппский. В соборе Патриарху показали древний храмовый образ Богоявления Господня и после вечернего богослужения путешественники проследовали в Сергиевскую церковь "весьма древнюю и красивую, соединённую с трапезной. Меж двумя церквами стоит высокая звонница с приподнятым куполом".
После воцарения Петра I и начала его реформ в церковных кругах формируется мощная оппозиция преобразованиям. Начинается скрытая и открытая критика нововведений. Дерзнувших на это подвергают репрессиям и ссылают в "надёжные" монастыри. К таковым принадлежал и Голутвин монастырь. В 1697 году сюда ссылается монах Авраамий, письменно обличавший Петра Великого. В истории монастыря это был единственный случай, когда обитель становилась местом ссылки опальных людей. Вскоре Пётр решил необходимым знать объём и состояние имущества монастырей для использования имущества в интересах государства. По всей стране рассылаются чиновники для повсеместного описания обителей. В 1701 году в Голутвин приехал близкий сподвижник Петра стольник Иван Кикин, составивший подробную опись. В 1707 году Голутвинские настоятели по указу царя получают сан архимндрита, в том же году по указу Петра изымаются драгоценные металлы из ризниц.
В феврале 1764 года, согласно Манифесту императрицы Екатерины II, произошла секуляризация церковных земель, а сами монастыри были поделены на 3 класса. Голутвин монастырь лишился абсолютно всех своих богатых наделов (59 сёл) - они все перешли в ведение коллегии экономии Синодального управления. Несмотря на то, что за монастырём оставалось наименование архимандрии и он был отнесён ко 2-му классу (а это сохраняло за монастырём высокий статус, учитывая, что к 1-му относились, например, Лавры), тогдашний настоятель монастыря архимандрит Товия вынужден был, тем не менее, изыскивать иные средства для содержания обители. На положенный монастырю ежегодный оклад в размере 1311 руб 90 коп., в нём могло проживать не более 17 человек братии. И при всём этом монастырь оказался не в самой худшей доле - тогда из 1072-х русских монастырей осталось только 452 - среди них и Голутвин, а остальные были обращены в приходы. Необходимо сказать, что Голутвин монастырь сыграл значительную роль в становлении Коломенской духовной семинарии, располагавшейся на подворье коломенских владык. В 1772 году её ректором стал Голутвинский архимандрит Иакинф (Карпинский), который впервые вводит здесь курс богословия.
14 октября 1775 года Коломну посетила сама императрица Екатерина Великая, гостившая в то время в поместье графа П. Б. Шереметева в селе Мещерино Коломенского уезда. На следующий день, 15 октября она пожелала увидеть Голутвин монастырь. Тогда настоятелем обители был архимандрит Арсений. Он оказал радушный приём высокой гостье. Государыня одна ходила гулять на "стрелку" (слияние рек). Оставшись довольной, она подарила монастырю участок земли, находившийся за южной стеной монастыря. На том месте впоследствии был разбит фруктовый сад. Согласно записям в её дневнике, императрице понравилось трудолюбие местных жителей, но совершенно не понравился старый город, имевший непродуманную разбросанную планировку, - это она и высказала "отцам города". Прибыв в Петербург, императрица отправила в Коломну своего придворного архитектора - Матвея Фёдоровича Казакова. Он прибыл в город в 1778 году. По его чертежам были построены - архирейское подворье, ограды Брусенского и Бобренева монастырей, храм Вознесения. И, напоследок, в 1780 году, он спроектировал башни, надкладезную часовню над источником преподобного Сергия и ограду для Голутвина монастыря, которую мы и можем видеть сегодня.
Обитель в 1778 году посетил крупный историк и археограф ХVIII столетия Герард Фридрих Миллер. Он был принят "благочинно" местным архиманритом Арсением и осмотрел посох Сергия Радонежского - "из простого дерева, с деревянною же прямою клюкою, и притом весь черной". Он отметил, что в монастыре три каменных церкви, кельи и ограда каменные, имелся сад "с плодовитыми деревьями". Следует заметить, что из всех коломенских монастырей Геральду Миллеру приглянулся и показался интересным лишь Голутвин. В других монастырях он "ничего особливого не приметил и о строении их известия не получил".
К концу ХVIII века монастырь стал приходить в упадок. По ведомости 1788 года, в штате монастыря числилось 9 человек из положенных 17 штатных; архимандрита Арсения тогда перевели во Владимирскую епархию, а монастырём стал управлять казначей. При архимандрите Варлааме, который был настоятелем монастыря с 1796 года, была заложена новая трёхъярусная колокольня, но вскоре произошло весьма печальное событие, которое не замедлило отразиться на жизни обители. В 1799 году Коломенская епархия была упразднена. После доклада Св. Синода от 16 октября 1799 года о состоянии дел в Коломенской епархии, представленного Павлу I, император распорядился упразднить епархию в Коломне. Архиерей вскоре переехал в Тулу, вместе с ним выехала и консистория. Коломна в церковно-административном отношении была подчинена Москве. Было решено братию обедневшего и обветшавшего Голутвина монастыря переселить в опустевшее архиерейское подворье, дабы здания в Коломенском Кремле городские власти не определили под свои нужды - там планировалось разместить военные казармы для переведённых в Коломну из Екатеринослава солдат. Братия монастыря во главе с архимандритом Варлаамом незамедлительно переехала в центр города, вселившись в здания архиерейского подворья в Кремле.
Так возник Ново-Голутвин монастырь, существующий по сей день. Вновь возникшему Свято-Троицкому Ново-Голутвину монастырю теперь были подчинены опустевшие Голутвин и Бобренев монастыри. Колокольня в Голутвинской обители так и не была достроена, а в опустевшем монастырском храме ещё год богослужения совершал приходской священник. Монашеская жизнь в монастыре прекратилась, чему послужило причиной наблюдавшееся в то время повсеместное оскуднение духовной жизни. Но Господь молитвами преподобных Сергия Радонежского и Григория Голутвинского не оставил святую обитель в обиде...
Из книги "История Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря". Коломна, 2014 г.