Церковь Зачатия Иоанна Предтечи расположена в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту Коломны). Село расположено на берегу реки Коломенки. Топографически удобное для устройства укрепленного поселения, место это было обжито нашими предками еще в древности. Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577-1578 г.г., называющей Городище вотчиной «владыки Коломенского» и отмечающей в селе «храм Зачатия Иоанна Предтечи каменно, да теплый храм Николы чудотворца, да предел Димитрий Чудотворец Прилуцкой, древена, клетцки…»
Предтеченский храм «на Городище» является образцом «послемонгольской архитектуры» и относится к числу трех, дошедших до наших дней памятников архитектуры этого времени. Помимо храма «на Городище» - это Никольская церковь в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковь Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области. Многочисленные черты сходства этих памятников (бесстолпность, отсутствие лопаток, членящих фасады, схожие карнизы абсид, белокаменные консоли, наличие угловых пилонов и особенности кладки) позволяют исследователям относить их к единой классификационной категории. От древней постройки XIV в. до нашего времени дошли, наполовину высоты, стены четверика, не имеющие наружных лопаток, и алтарные апсиды, сложенные из грубо отесанных блоков известняка. На стыке старой и более поздней кладок стен из под штукатурки раскрываются белокаменные консоли, служившие ранее опорами для архивольтов закомар. Консоли по своему профилю и размерам совершенно аналогичны консольным блокам, найденным при исследовании Никольской церкви в селе Каменское Наро-Фоминского района.
В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором, были раскрыты основания пристенных белокаменных опор, по форме аналогичных пилонам Никольской церкви села Каменское. Установлено, что первоначально храм имел крестообразное внутреннее пространство, образованное угловыми выступами кладки, что сближало его с первыми каменными соборами коломенских монастырей и с аналогичной в плане церковью Николы в с. Каменское.
Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI в. подвергся перестройке более древний храм, при этом большинство консолей храма были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI в. была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Верхняя часть храма была перестроена в XVI в. из большемерного кирпича и гладкотесанного белого камня. При перестройке были упразднены угловые опоры внутри храма, помещение перекрыто крестчатым сводом, фасады сверху разделены лопатками по три прясла и завершены трифолями. Преобразования, произведенные в XVI в., коснулись и основного объема Предтеченского храма, получившего завершение всего здания с трехлопастным покрытием, кокошниками и тремя главами (центральная глава - световая, две других, расположены на восточной стене над жертвенником и диаконником алтаря, поставлены на глухих барабанах).
Организация внутреннего пространства древнего храма представляет интерес не только с точки зрения архитектурного решения, но и как образец средневекового мировоззрения и атмосферы, исполненной духовного аскетизма. Городищенская церковь, равно как и схожие с ней церкви Николы в селе Каменское и Рождества Богородицы «на Сенях» в Московском Кремле, имели на редкость простую и непритязательную форму. При этом основное внимание уделялось внутреннему пространству.
Стены храма порой не имели окон, свет попадал внутрь через узкие щелевидные отверстия, прорезавшие барабаны под куполом. Человек, попадая в храм, таким образом, полностью отрешался от внешнего мира, оставаясь в духовном сосредоточении, один на один с Богом, перед строго выполненным иконостасом, постигая в молитве то, что с наибольшей полнотой выразил игумен Кирилл из Белозерского монастыря: «Посмотри на себя и задумайся над внутренним твоим сокровенным миром».
Этот духовно-нравственный призыв прозвучал в конце XVI в., когда с особой силой встал вопрос, быть или не быть русскому народу и государству в целом. Поиски источника духовной силы, по образному определению историка архитектуры М.В. Ильина: «…должны были привести к созданию такого организма храма, чтобы вошедший в него не столько разглядывал причудливые линии свода, простертого над ним в вышине, сколько погружался в свой внутренний мир, оценивая свои поступки и мысли».
В XVII-XVIII в.в. в Предтеченском храме была возведена шатровая колокольня, а к древней части храма с запада пристроена трапезная. Колокольня с двухэтажным квадратным основанием и шатром со слухами над восьмериком звона, сохраняя типологию XVII в., отличается упрощенностью форм и полным отсутствием декора. По традиции, колокольня опирается на стену трапезной и два пилона, в одном из которых устроена лестница для звонаря. В результате реконструкции храма в XIX в. трапезная была значительно расширена. После многочисленных строительных работ и переделок в церкви образовались три престола: главный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два - в трапезной - в честь святителя Николая Мирликийского и апостола Иакова Заведеева. Интерьер трехчастной трапезной с пределами стал представлять собой светлое пространство, образованное крестовыми сводами и арками. Во время археологических работ при раскопках в храме найдена закладная доска, проливающая свет на происхождение названия одного из престолов «1876 (месяца) мая 2 дня была совершена закладка двум престолам: святителя Николая и апостола Иакова. При священнике Иоанне Попове. При старосте ц. Василье… Строитель был коломенский купец Я.Г. Буфеев».
Яков Буфеев, бывший в те годы ктитором храма, принадлежал к известной в Коломне купеческой семье. По сложившейся коломенской традиции, должность старосты при многих храмах считалась наследственной и многие купеческие семьи опекали «свои» храмы из поколения в поколение. В честь строителя Якова Буфеева второй престол храма и был освящен в память его тезоименитого святого, апостола Иакова, брата Господня. Реставрационные работы, проходившие в 1965-1969 г.г. под руководством М.Б. Чернышева, восстановили разрушенную в 30−х г.г. XX в. звонницу и завершающие юго-западный участок свода барабаны. Храм покрыт железом, главы - лемехом. В результате реставрационно-восстановительных работ храму возвращен облик XVI в. В таком виде он представляет собой несколько усложненный вариант характерного для московского зодчества VI в. бесстолпного вотчинного и посадского храма.
О более древнем происхождении Предтеченского храма свидетельствует характерная техника кладки из грубо обработанного камня местного известняка. Такая техника кладки называлась «полубутовой» и была характерна для архитектуры московского княжества ХIV-XV в.в. Сложенные из белокаменных блоков, стенки облицовки заполнялись известковым раствором, при этом образовывались щели, которые заливались густо замешанным раствором с добавлением щебня. В «домонгольской» «полубутовой» технике были возведены: церковь Рождества Богородицы в Москвоском Кремле, Спасский собор Андроникова Монастыря, Троицкий собор в Троице-Сергиеве, храмы в Звенигороде.
Вопрос датировки храма являлся до последнего времени одним из самых сложных и претерпевал существенные изменения в работах исследователей истории древнего зодчества. Так, А.И. Некрасовым было высказано предположение о том, что перестроенный в XIV-XVI в.в. храм Иоанна Предтечи в основе своей относится к ХII-ХIII в.в. Следует заметить, что эта точка зрения не была научно аргументирована автором. В 1920-х г.г. Городищенскую церковь обследовал Ю.П. Кивокурцев, бывший тогда аспирантом МГУ. Он поддержал предложенную А.И. Некрасовым датировку, отнеся строительство церкви прямо к XII в. К вопросу о возрасте Предтеченской церкви обращался в своих статьях Н.Н. Воронин. От первоначальных выводов (он датировал постройку церкви ХIII-ХIV в.в.) автор пришел к убеждению, что храм нужно датировать концом XV - началом XVI в. Следует отметить, что глубокому изучению памятника мешало прочное покрытие стен штукатуркой. Натурное раскрытие памятника и удаление со стен четверика церкви поздней штукатурки, произведенное под руководством архитектора Е.Р. Куницкой, позволили в 1970−е г.г. более глубоко исследовать памятник древнего зодчества.
В 1969-1970 г.г. в Коломне работалаисторико-архитектурная экспедиция, работой которой руководили кандидат исторических наук М.Х. Алешковский и главный архитектор проектов ВПНРК Б.Л. Альтшуллер. Совместная работа археолога и архитектора оказалась очень плодотворной для полноценного изучения вскрытых в результате раскопок памятников древне-русского зодчества. В результате анализа и сопоставления исследованных объектов Б.Л. Альтшуллер датировал церковь в Городище, «равно как и Никольскую церковь в селе Каменское», второй половиной XIV в. При исследовании здания в 1990−х г.г. С.П. Орловским с участием В.В. Кавельмахера, А.Б. Мазурова и Е.И. Рузаевой были обнаружены замурованные поздними кладками профили и базы, тщательно обработанных боковых перспективных порталов, а в шурфах - элементы их архивольтов и фрагменты пилонов утраченного западного портала. Обнаруженный на перемычке оконного проема северной апсиды фрагмент орнаментальной росписи, отнесен, по мнению специалистов, к XIV в.
Из деталей наружного убранства уцелел довольно большой (32х44 см) белый камень с рельефом, изображающим диковинного зверя, который был вставлен в северную стену храма налево от входа. Зверь изображен в движении вправо, одна из передних лап угрожающе поднята, что сообщает композиции определенную динамику. Оригинал барельефа ныне находится в Коломенском краеведческом музее (инв. № 130), а на стене Предтеченского храма установлена его копия.
Учитывая всю полноту исследовательской работы и многообразие научных точек зрения в определении даты основания храма, можно выделить всю полноту концепций, основанных на изучении археологического, архитектурного и историко-культурного контекста.
Исследовательские работы, вопросы датировки памятника
В 1959 г. производилось предварительное исследование интерьера четверика храма, в результате которого в углах, под строительным мусором, были раскрыты основания пристенных белокаменных опор (форма опор аналогична пилонам церкви села Каменского). Обследование фасадов Предтеченской церкви позволяет установить, что в начале XVI в. подвергся перестройке более древний храм. Во время перестройки памятника большинство его консолей были переложены или вытесаны вновь, причем мастерами XVI в. была воспроизведена декоративная форма, существовавшая ранее. Предтеченский храм «на Городище» может считаться самым древним в Московской области.
Осенью 2008 г. исполняется 700 лет со дня его основания. Определение даты основания храма базируется на нескольких исследовательских концепциях. В этой области выделяются три направления, основанные на изучении археологического и историко-культурного контекста. Данный вопрос исследовал Б.Л. Альтшуллер, исследовавший в 60-70-е г.г. XX в. памятники «домонгольской» архитектуры, датировал церкви в селе Каменском и «на Городище» второй половиной XIV в., отнеся их к масштабному строительству эпохи св. Димитрия Донского. Исходя из данного положения, в отношении Городищенской церкви возникает вопрос, связанный со статусом села, в котором находился храм. Городище во второй половине XIV в. было «двором епископа». В Коломенском кремле в это время (1379-1382 г.г.) возводится большой кафедральный Успенский собор (согласно реконструкции исследователя Н.Н. Воронина, собор строится во вполне «гладкой» технике). Вызывает сомнение, что епископ мог допустить, чтобы его по сути «домовый» храм, строившийся практически одновременно с кафедральным собором, был таким бедным, со стенами, отстроенными не параллельно (южная и северная сторона). План четверика Предтеченской церкви так же, как и у некоторых других памятников ХIV-ХV в.в., имеет характерное сужение к западу, достигаемое за счет отклонения южной стены. При этом ширина западного фасада равна 8,25 м, т. е. на 60 см меньше, чем ширина восточного фасада.
Следующее направление в вопросах датировки храма представлено в работах исследователя В.В. Кавельмахера. В 1978-1983 г.г. ему удалось найти в Коломне архитектурные фрагменты собора, предшествовавшего храму, построенному св. Димитрием Донским (1379-1382 г.г.). В научном отчете перечислены в частности такие детали: «грубо обработанные грани камня, неровные края и «мятые поверхности… кладка выполнена без притески и подгонки блоков, на густом растворе и широких швах». Данное обстоятельство ярко свидетельствует об идентичности кладки, использованной при возведении церкви «на Городище». В своей работе В.В. Кавельмахер учитывал результаты раскопа фундамента собора Димитрия Донского, сделанного М.Х. Алешковским и Б.Л. Альтшуллером в 1969 г. В результате археологических работ была выявлена белокаменная оконная перемычка «во вторичном использовании». Исследования остатков раствора на этих фрагментах, проделанные Кавельмахером, позволили сделать вывод, что эти архитектурные детали принадлежали зданию, построенному за несколько десятилетий до собора. Кроме того, стилистические данные, характеризующие изучаемые фрагменты, близки к архитектурному декору, технике кладки и характеру работ первого Успенского собора, «предшествующего храму св. Димитрия Донского» и Городищенской церкви. В итоге выводы, сделанные В.В. Кавельмахером в отношении датировки первого Успенского собора и Городищенской церкви в Коломне, оказались научно обоснованными археологически и очень широкими во временном диапазоне «не ранее 1280 г. и не позднее середины XIV в.».
Третьим направлением в истории вопроса датировки храма является исследование историка архитектуры С. Заграевского, утверждающего, что храм «на Городище» построен в начале XIV в. К решению вопроса датировки С. Заграевский применяет метод историко-мотивированного моделирования эпохи. Принцип этого метода заключается в построении модели на основе проверенных и доказанных фактов, после чего данная модель применяется к фактам спорным и недоказанным. Используя этот метод, С. Заграевский исследует исторические события 1300 г.: разгром Даниилом Александровичем Московским Рязани, пленение князя Константина Романовича и последовавший за этим переход Коломны под власть московских князей. Историко-мотивированное моделирование этих событий позволяет исследователю сделать вывод: Коломенские храмы (Успенский собор и церковь «на Городище») строились в течение 10-15 лет, причем Успенский собор - до 1301 г., а церковь «на Городище» после 1301 г. Не вдаваясь в тонкости исторического анализа, предложенного Заграевским, отметим, что датировка основания церкви «на Городище» - первое десятилетие XIV в. В качестве основной принято считать дату, связанную с 1308 г. Именно в это время Городище приобретает военно-стратегический статус и остается таковым до времени св. Димитрия Донского, когда кремль с «Рязанской стороны» оказывается надежно прикрытым Старо-Голутвиным монастырем. Эта ситуация и военно-стратегический оборонный характер спешно возводимого сооружения во многом объясняют определенную спонтанность строительства, неправильность плана и грубую технику кладки, примененную мастерами при возведении храма.
Хорошо сохранившийся зооморфный барельеф, принадлежащий церкви «на Городище», является не только уникальным по своей архаичной форме памятником каменного декора, но и косвенным свидетельством принадлежности храма «на Городище» к началу XIV века. Исследователи расходятся в трактовке изображения, что существенно влияет на вопросы атрибуции данного памятника. Б.Л. Альтшуллер трактует изображенное существо как «единорога», не имеющего прецедентов в домонгольском зодчестве, датируя данный барельеф второй половиной XIV в. С. Заграевский принципиально меняет трактовку барельефного изображения. Исследователь считает, что Городищенский фрагмент декоративного убранства есть не что иное, как «василиск» - чудовище с головой петуха, толстым языком, львиным туловищем и змеиным хвостом. Пластическая трактовка изображенного существа в виде василиска является косвенным подтверждением в пользу более раннего происхождения Городищенского барельефа, поскольку изображений подобных существ (василисков) в декоре домонгольских храмов достаточно много, например, во владимиро-суздальских храмах.
Стилистические особенности, характер технических работ, результаты археологических, историко-культурных научных исследований позволяют сделать вывод, что церковь Иоанна Предтечи «на Городище» является древнейшим в Подмосковье уникальным памятником домонгольской архитектуры, одним из немногих хорошо сохранившихся объектов историко-культурногонаследия, свидетельствующим во всей полноте и объеме о характерных особенностях древнерусского зодчества начала XIV в.
Городищенская церковь была предметом особого внимания и заботы коломенских архиереев. Ярким свидетельством такого отношения к храму св. Иоанна Предтечи является предписание коломенского епископа Вениамина в ответ на прошение посадского жителя о постройке у Предтеченской церкви деревянной паперти. В предписании указывается: «позволяется строить только хорошим бы строением и света бы в церкви не отнять, и паперть светлая быть могла».
В 1780 г., когда было дозволено вновь перекрыть церковь железом и сложить новую каменную колокольню, в предписании на строительство дополнительно указывалось, что землю, отмежеванную для кладбища, следует «по надлежащему огородить». Поскольку крестьяне села Городище данного предписания не выполнили и три года спустя в 1783 г. кладбище оставалось неогороженным, из консистории был послан указ Коломенскому нижнему земскому суду с требованием, чтобы крестьяне «сделали ограду оного кладбища из оставшегося от колокольни подвязного леса и жердей и впредь поправляли ее». Предметом заботы коломенских иерархов был не только сам храм и прилежащая к нему земля, но и ценности, хранившиеся в храме.
Храм Иоанна Предтечи часто подвергался угрозам разграбления в тяжелые времена, связанные с событиями отечественной истории, как, например, было в 1612 г., когда в селе Городище пребывал лагерь интервентов, так называемый «Маринин городок». Известно, что в 1755 г. епископом была заведена книга сбора пожертвований для восстановления в церкви иконостаса, образов, икон и утвари. Было предписано «возобновить церковные ветхости».
В Предтеченской церкви хранилось Евангелие 1661 г. Особую ценность представлял иконостас XIV в., выполненный из простых, грубо отесанных досок. Из икон сохранилась до нашего времени лишь одна - «св. Иоанн Предтеча. Ангел пустыни», написанная в 1390-х г.г. иконописцем школы Феофана Грека в лучших традициях царьградского стиля. Храмовый образ Предтечи, изображенного в полный рост с крыльями за спиной, исполнен внутренней мощи и духовной силы. Икона хранится в Третьяковской галерее.
С историей храма неотъемлемо связаны имена священников, сведения о которых частью дошли до наших дней. Известно, например, что в 1797 г. священником Предтеченской церкви был Петр Иванов. В приходе храма было 130 дворов. В 1887 г. священником был назначен Василий Платонович Покровский, которому на тот момент был 51 год. В том же году при храме была учреждена церковно-приходская школа, помещавшаяся в наемном доме. Заведующим школой вплоть до 1909 г. состоял сам священник - Василий Покровский. Последние 7 лет (с 1902 г.) попечительницей школы была жена коломенского купца А. Тембурская. Известно, что в школе к 1916 г. обучалось 46 мальчиков и 38 девочек, а в церковной библиотеке было 60 книг. С 1905 г. в Предтеченском храме служил протоиерей Родион Иванович Смирнов. В 1912 г. в священники храма села Городище был рукоположен Василий Сергеевич Соболев 29 лет. Он был не только настоятелем церкви, но и законоучителем в церковно-приходской школе.
В советское время в конце 1930-х г.г. храм был закрыт и разорен, звонница разрушена, колокола отправлены на переплавку. Старшее поколение села Городище до сих пор помнит те страшные дни, когда перед храмом комсомольские активисты разводили костры и жгли старинные иконы.
В 1993 г. церковь Зачатия Иоанна Предтечи была передана верующим. 7 июня того же года, во время своего визита в Коломну, храм посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. До 1998 г. храм являлся подворьем Богородице-Рождественского Бобренева монастыря, а в 1998 г. получил статус приходской церкви Коломенского благочиния. Ее настоятелем был назначен клирик Коломенского Успенского собора протоиерей Николай Никутин. Отец Николай прослужил в храме до 2008 г., а 15 января 2013 г. Господь призвал своего верного служителя в селения небесные. Погребен он за алтарем Иоанно-Предтеченского храма. В 2008 г. настоятелем храма становится священник Кирилл Сладков. В этом же году в церкви произошло долгожданное, радостное событие. После многолетнего молчания, в Светлое Христово Воскресенье над окрестностями снова разлился праздничный благовест. Новые колокола призывают прихожан на богослужение. Коломенскими мастерами Муравлевым Б.Н. и Муравлевым Д.Б. были написаны иконы в традициях XIV в. Центральную часть храма украсили кованные подсвечники, бра, паникадило и аналой.
6 октября 2008 г., в день Зачатия пророка Иоанна Предтечи, состоялось торжественное празднование юбилейной даты - 700-летия со дня основания церкви. Торжества возглавил правящий архиерей Московской епархии - Владыка Ювеналий. А ровно через пять лет, 6 октября 2013 г., состоялось долгожданное Великое освящение отреставрированного храма. По благословению митрополита Ювеналия чин освящения и Божественную литургию совершил Преосвященнейший епископ Зарайский Константин.
По материалам: http://predtecha.cerkov.ru/