Богоявленский храм в Гончарах расположен сейчас на границе исторического центра Коломны - это означает, что когда-то он стоял на окраине, а ещё раньше - за пределами города. Много веков назад здесь располагалось село Бабышево, которым владела супруга Дмитрия Донского, княгиня Евдокия. Первые упоминания о Бабышеве относятся к ХIV веку. Известно, что вскоре после вхождения Коломны в состав Московского княжества его оставил в наследство своей супруге князь Иван Калита. Видимо, после этого закрепилась традиция владения селом жёнами великих князей. В эпоху Куликовской битвы Бабышево принадлежало будущей преподобной Евфросинии (в миру княгине Евдокии), а позже - жене её сына Софье Витовтовне и жене её внука Марии Ярославне. Впрочем, храма тогда в Бабышеве не было, во всяком случае сведений о нём не сохранилось. Вероятнее всего, первую церковь здесь построила следующая владетельница села: дочь последнего византийского императора и супруга Ивана III Софья Палеолог. По преданию, она долго не могла забеременеть и много молилась в храмах Коломны и иных московских окрестностей - в том числе в Троице-Сергиевом монастыре, где ей явился преподобный Сергий. Вскоре после этого великая княгиня родила наследника, будущего Василия III. В честь счастливого разрешения от бремени и памятуя о данных обетах, Софья Палеолог велела заложить в вотчинном селе Бабышеве деревянную церковь. Освятили её, что вполне объяснимо, в честь Зачатия св. Анны, и в первые века своей истории храм был известен именно как Зачатьевский.
К ХVI веку Коломна разрослась настолько, что село Бабышево практически слилось с городом, превратившись в Гончарную слободу, где селились гончары и кирпичники, строители стен Коломенского кремля. Строили его, кстати, по приказу Василия III - того самого вымоленного Софьей сына, рождению которого и обязана была своим появлением сельская, а теперь слободская церковь. С превращением села в слободу прекратилась традиция княжеского владения - теперь это место вошло в епархиальные земли. В конце ХVI века храм постигло общее для деревянных храмов бедствие: он сгорел. Возможно, кстати, что сгорел не тот храм, что построили по велению Софьи Палеолог, а "наследовавший" (или один из "наследовавших") ему - известно, что Гончарная слобода выгорала не единожды. Сколько всего раз деревянный храм горел и восстанавливался, не известно, однако во время одного из пожаров произошло чудо, изменившее его судьбу. Вот как об этом рассказывал святитель Филарет (Дроздов), родившийся здесь и часто бывавший в Гончарной слободе: "В древнейшие времена существовал здесь деревянный Зачатьевский храм, в котором с древнего времени находилась пожертвованная из деревни Митяево икона Нерукотворного Образа Спасителя; после пожара, истребившего в селе Бабышеве и деревянный храм Зачатьевский, икона была найдена чудесно сохранённою в пепле. В воспоминание сего и построена была вместо сгоревшей Зачатьевской церкви, другая - в честь Нерукотворного Образа Господня". Таким образом, храм приобрёл новое посвящение и стал Спасским. Именно под этим именем он известен на протяжении большей части ХVII века. В 1649 году слобода, фактически являвшаяся городским районом, официально вошла в состав Коломенского посада.
Ближе к концу столетия, когда каменное дело получило достаточно широкое распространение и многие старые храмы перестраивались в камне, задумались и о строительстве каменной Спасской церкви. Архиепископ Коломенский Никита (Тотемский) благословил это начинание. Работы начались в 1680 году и затянулись почти на 10 лет. Освятили каменный храм только в 1689 году. И здесь кроется тайна храма. По документам церковь строилась как Спасская - в соответствии с посвящением её предшественницы. Однако освящена она была в честь Богоявления. С чем связан такой поворот дела, до сих пор неизвестно. Однако факт свершился - в 1689 году в коломенской Гончарной слободе появился новый храм, не связанный со своими предшественниками даже названием. Выглядел храм в то время совсем не так, как сейчас. Хотя в архитектуре церкви и ныне вполне угадываются черты русского узорочья, нынешний его облик с колоннами и четырёхскатной кровлей сформировался уже в эпоху классицизма. Особенно "громко" об этом говорит явно более поздняя колокольня. Впрочем, так как колокольню нередко пристраивали к церквям позже завершения строительства собственно церкви, в Средней России и, в частности, в Подмосковье есть немало храмов с таким сочетанием стилей: сам храм - ещё в формах древнерусской архитектуры, а колокольня - уже отчётливый классицизм. Впрочем и храмовые формы, напоминающие о древнерусском зодчестве, часто видоизменяли, приспосабливая к меняющимся архитектурным модам. В ХVII столетии Богоявленский храм обладал многими ныне утраченными деталями, среди них: вместо четырёхскатной крыши - каскад кокошников (замена этого выразительного элемента в старых храмах простой ровной кровлей - один из лейтмотивов малопонятных нам с точки зрения сегодняшнего дня перестроек церквей в ХVIII-ХIХ веках); более маленькие окна с массивными наличниками; отсутствие крылец с колонками и пилястр на углах основного четверика. При этом самая заметная часть Богоявленской церкви, пятиглавие куполов, осталась практически неизменной. Известно, что новый храм долго оставался холодным, то есть не отапливался, а поэтому богослужения зимой в нём не совершались. Рядом с ним как минимум с середины ХVIII столетия стояла тёплая деревянная Введенская церковь. Вместе с Богоявленским храмом она составляла классическую пару большого летнего и маленького зимнего храмов, однако до нашего времени эта церковь не сохранилась: дерево - материал недолговечный. Однако память о той церкви осталась в виде Введенского придела, который находится сейчас справа от главного алтаря.
В 1799 году была упразднена Коломенская епархия, вошедшая в состав Московской епархии. Архирей, занимающий последнюю кафедру, отныне носил титул митрополита Московского и Коломенского. В 1800 году священник церкви Никита Афанасьев затеял расширение храма за счёт строительства колокольни и устройства двух приделов. Благословение от митрополита Платона (Левшина) было получено, и в самом начале нового столетия начались строительные работы. К тому времени в Богоявленском храме оборудовали печное отопление, и деревянный Введенский храм оказался не нужен - вскоре его разобрали, а память об этой церкви решили запечатлеть в посвящении одного из приделов. Второй же придел освятили во имя священномученика Харлампия - по обету, данному купцом Герасимом Свиридовым, одним из прихожан этого храма. В 1803 году работы были завершены. Храм приобрёл тогда колокольню в стиле классицизма и значительно расширился. Однако сам основной объём при этой перестройке оставили неизменным - некоторые из настенных росписей, существовавших ещё в ХVIII веке, сохранились и уже в наше время были обнаружены под слоями позднейшей живописи. Несмотря на то, что Богоявленскому храму довелось сыграть роль кафедрального собора в советские годы, в истории православия славен он прежде всего не этим. А именно здесь, в настоятельском доме при храме, родился и получил воспитание виднейший деятель православия - святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В 1846 году храм обнесли новой каменной оградой. В начале следующего десятилетия была поновлена трапезная; митрополит Филарет лично заново освятил оба боковых придела. Владыка заботливо следил за состоянием дел в Коломне, приезжал сюда на освящение храмов и на праздники. Во второй половине ХIХ века настоятелями храма были уже не родственники семьи святителя Филарета. Последним настоятелем Богоявленской церкви в досоветское время был отец Михаил Холмогоров. Он скончался вскоре после революции, не успев стать жертвой антирелигиозной вакханалии.
Богоявленская церковь оказалась в ряду тех немногих храмов, где богослужения не прерывались и в самые тяжёлые для Церкви и страны годы. По окончании Великой Отечественной войны храм получил статус кафедрального собора Крутицкой и Коломенской епархии - во многом потому, что выбирать было особенно не из чего: почти все храмы к тому времени оказались упразднены. Здесь, в тихом районе тихого подмосковного города, продолжалась молитвенная жизнь, и московские архиреи несколько десятилетий служили в храме, ставшем физической и духовной родиной для одного из славнейших деятелей Русской Церкви.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №118, 2014 г.