ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Княгинин женский монастырь.


Владимир. Княгинин женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1200.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г. Владимир, посёлок Воровского, 37.-а.

Координаты: 56.13114, 40.39909





Сортировка:

Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 апреля 2018
Княгинин женский монастырь, Слева - Казанская церковь, справа - Успенский собор<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Слева - Казанская церковь, справа - Успенский собор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, Вид из-за северной ограды. Слева - Успенский собор, справа - Казанская церковь. На заднем плане - Никитская церковь.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид из-за северной ограды. Слева - Успенский собор, справа - Казанская церковь. На заднем плане - Никитская церковь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
7 февраля 2009
Княгинин женский монастырь, Общий вид с Юго-Востока<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Общий вид с Юго-Востока
Олег Щёлоков
24 марта 2005
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Княгинин женский монастырь, Калитка и врата монастырской ограды.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Калитка и врата монастырской ограды.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, Келейный корпус монастыря.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Келейный корпус монастыря.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Верещагин
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, Фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Княгинин женский монастырь, Фотоснимок с дореволюционной карточки<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Княгинин женский монастырь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_001836614/viewer/<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_001836614/viewer/
Андрей Агафонов
1913
Княгинин женский монастырь, Успенский Княгинин девичий монастырь. Юго-восточная панорама. Кукушкин В. Г. 1876 - 1881 г. г. <br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Успенский Княгинин девичий монастырь. Юго-восточная панорама. Кукушкин В. Г. 1876 - 1881 г. г.
Сергей Ковров
1881
Княгинин женский монастырь, 1880-е годы.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
1880-е годы.
Алексей Кротов
1 апреля 1880
Княгинин женский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Княгинин женский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг.<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
Княгинин женский монастырь,  Фото с сайта Eto,Retro.ru<br>, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта Eto,Retro.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Олег Щёлоков
 
Олег Щёлоков  27 декабря 2006

С 1200 г. в списке монастырей Владимирского края значится Успенский Княгинин монастырь. Монастырь основала в 1200 г. первая супруга великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича) - великая княгиня Мария Шварновна. В 2000 г. праздновалось 800 лет со дня основания этой, одной из самых известных русских обителей. Устроительница Княгинина монастыря (в иночестве - схимонахиня Марфа) явила собой образ русской святости. В лике святых прославились и ее потомки - сыновья Георгий, Ярослав (в святом крещении - Феодор), Святослав и Константин Всеволодичи, внуки Александр Невский и Феодор (сыновья от Ярослава), Василько (от Константина), сыновья Георгия, правнук по линии Александра Невского - Даниил Московский и другие. Сама Великая княгиня Мария также прославлена в соборе святых в земле Владимирской просиявших. В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. Наименование монастыря связано как с фактом его основания великой княгиней Марией Шварновной, так и с традицией погребения в стенах главного собора обители, посвященного празднику Успения Божией Матери великих княгинь и их дочерей. Здесь находятся захоронения самой основательницы, ее сестры Анны, дочери великого князя Александра Невского Евдокии и его жен Вассы и Александры, супруги Ярослава Всеволодича Елены. В более позднее время здесь упокоилась сестра первооткрывателя Антарктиды, адмирала М.П. Лазарева - В.П. Лазарева. Как видим, история монастыря тесно связана и с важнейшими событиями русской истории, и столичным статусом г. Владимира в древности. 

В 1411 г. во время нашествия на Владимир татар под предводительством церевича Талыча обитель была разорена. Возрождение монастыря начинается лишь в XVI веке. Среди вкладчиков монастыря упоминаются великий князь Василий Иоаннович, цари: Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Иоанна (сына Иоанна Грозного) - Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала также дочь царя Бориса Годунова Ксения, впоследствии принявшая иночество с именем Ольги. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода.  С начала XVIII века в результате реформ Петра I и в дальнейшем Екатерины II монастырь переживает период некоторого упадка. Новый этап возрождения обитель испытывает в ХIХ - нач. XX веков. На этом этапе для монастыря характерной чертой становятся дела благотворительности и милосердия. В 1876 г. в ней создали больницу для малоимущих. В 1889 г. здесь открылась церковно-приходская рукодельная школа для девочек из бедных семей. В 1900 г. монастырь торжественно отметил 700-летие своего исторического бытия. 

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского. 

В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XXвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 марта 2007

Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  8 апреля 2017

Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич "Большое гнездо", княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале ХVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, мы можем обозначить лишь два трагических события в ранней истории обители. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нём резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году - в том несчастливом году кочевники вновь "град пожгоша". Огонь бушевал с такой силой, что от него "колокола разлияшася". Видимо, около того времени был разрушен и монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение. Во всяком случае, в жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван "новым". Именовали его тогда ещё и "новодевичьим", а это доказывает, что на рубеже ХV-ХVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте. В ХVI-ХVII Княгининская обитель видела в своих стенах представительниц царских семейств, появившихся здесь при печальных обстоятельствах... Так во второй половине ХVI века в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Иоанна Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница - дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещённая в Успенский монастырь при царе Василии Шуйском. То есть Княгинин монастырь и в новое время вполне оправдывал своё первоначальное имя. При всём при том, что будучи возобновлён заново, определение "Княгинин" он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашёлся щедрый благотворитель - Патриарх Иосиф. В обители тогда появилась шатровая колокольня, выросла ограда с воротами, монастырская ризница пополнилась новой утварью, было устроено покрытие приделов Успенского собора... Но самое главное, с нашей сегодняшней точки зрения главное, - в 1647-1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистистеском отношении наследующей росписи Успенского собора Московского кремля. Мы знаем имена по крайней мере двух мастеров, участвовавших в украшении Успенского собора Княгинина монастыря, - их автографы были обнаружены при открытии записанных в ХIХ веке фресок. Это - жалованный иконописец Марк Матвеев и ярославский мастер Степан Ефимьев. Согласно автографу первого, он работал "со товарищи" - считается, что именно Марк Матвеев руководил артелью мастеров, выполнивших росписи в Успенском соборе. Это была его последняя работа - в 1648 году выдающийся богомаз скончался. Предыдущим же документированным трудом Марка Матвеева и Степана Евфимьева были росписи Успенского собора Московского Кремля.

В середине ХVIII столетия Княгинин монастырь не испытывал недостатка в средствах: неплохой доход ему давали монастырские земли, коих, согласно сохранившимся документам, у него хватало уже и веком раньше. Имелись территории и в самом городе, они сдавались в аренду местным жителям. После секуляризационной реформы 1764 года Княгинин монастырь причислили ко второму классу - не самый плохой вариант по тем временам. О внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится. Свидетельством тому - строительные работы конца ХVIII - начала ХIХ вв. Известно, что в 1781 году Успенский собор был реконструирован - на наполовину срубленную древнюю главу поставили узкий восьмигранный барабан, увенчав его новой главой - луковичной. Причины, подвигшие тогдашнее монастырское начальство на эту переделку, в мгновение ока разрушившую "золотое сечение" храма и, вообще говоря, изуродовавшую его, нам не ясны, но она состоялась - а значит, и деньги на неё сыскались. Тогда же, видимо, новая четырёхскатная крыша скрыла чудесные ярусы кокошников, обрамлявшие барабан. Чуть позже, в начале 1790-х годов, разобрали - ввиду намеченного строительства новой колокольни - старую "патриаршью" колокольню, примыкавшую к юго-западному углу собора; в 1820-х годах нижний её ярус вошёл в состав паперти, пристроенной к храму с запада. В середине 1850-х годов монастырь пострадал от большого пожара - и едва ли наибольшие беды тогда достались на долю Успенского собора. Во всяком случае, в 1867-1869 годах древние фрески были записаны - "с сохранением типа древних фресок". "Древние фрески" по окончании этой процедуры просто исчезли. Между тем новый ХХ век монастырь встретил в цветущем состоянии - в 1900 году, в ознаименование 700 летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени "Княгинин"; в нём подвизались около тридцати монахинь и до сотни послушниц; обитель славилась своими рукодельницами; с 1889 года в ней действовала церковноприходская школа для девочек со специализацией всё по тому же рукоделию; имелись больница и аптека...

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднён. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жильё. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной - с одной стороны, в 1924-1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все "новшества", а с другой - уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены. Уже в 1945-1946 годах начались серьёзные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжались они в 1966-1983 годах - в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нём началось возрождение монашеской жизни.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №180, 2016 г.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 марта 2025

«…Успенский Княгинин девичий монастырь основан княгиней Марией Шварновной, женой Всеволода Большое Гнездо, на рубеже ХІІ-ХІІІ веков. В 1199 году в обители началось строительство Успенского собора из кирпича-плинфы. В XVI веке храм был перестроен в традициях московского зодчества. Из летописей известно о погребении в нем в ХІІІ столетии его устроительницы княгини Марии, второй жены Всеволода ІІІ Анны, жены и дочери Александра Невского. С 1230 года здесь находятся мощи святого Авраамия Булгарского. По преданию, этот человек добывал для владимирского князя секретные сведения во вражеском стане волжских булгар и был казнен.

В храме хранится православная святыня Боголюбовская икона Божией Матери. Созданная около 1158 года по повелению князя Андрея Боголюбского, она считается первой иконой, написанной на Русской земле. С иконой связывают предание о явлении Богородицы князю Андрею в 1155 году. Фресковая роспись была выполнена московскими «государевыми иконописцами» во главе с мастером Марком Матвеевым, известным своей работой в Успенском соборе Московского Кремля. Для его искусства характерны основные черты живописи XVII века: жизнерадостная красочность, многосложная композиция, изображение реальных бытовых подробностей. Успенский Княгинин девичий монастырь действующий…»

Источник: Владимир. Боголюбово. Владимир: Издательство «КИТ», издатель А.В. Вохмин, 2007


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  15 июня 2025

Княгинин монастырь в 1918-1938 гг.

В начале XX в. в г. Владимире было два действующих монастыря: мужской Рождественский и женский (девичий) Княгинин. Закрытые в первые годы советской власти, оба они теперь возвращены церкви. Возобновилось богослужение в Успенском соборе Княгинина монастыря, памятнике архитектуры начала XVI в., построенном на месте храма 1200 г. Древняя история обители и ее архитектурных памятников относительно изучена и описа­на исследователями прошлого и нынешнего веков. А вот об истории монастыря после 1917 г., сохранившейся в документах Государственного архива Владимирской области, прежде никто не писал.

Княгинин монастырь, подобно многим другим, по декрету от 23 января 1918г. перешел в собственность государства. Декрет нарушил неприкосновенность храмов. Испытал на себе это и Княгинин монастырь. В октябре 1918 г. он подвергся обыскам и реквизициям: 21 октября был произведен обыск в келье настоятельницы, которой в 1917 г. стала Олимпиада Медведева, и у некоторых сестер; 1 ноября - конфискация продуктов — муки, соли, керосина и некоторых обиходных вещей — самовара, столовых приборов. На следующий день горсовнархоз конфисковал двух коров и сено, а еще через день - всю кухонную посуду, затем — мягкую и прочую мебель. Настоятельница и Епархиальный совет жаловались в губернский отдел юстиции на незаконность этих акций, так как далеко не на все реквизированные вещи были получены расписки. Когда в начале 1919 г. уездный совет попытался выяснить, почему так произошло и куда девались вещи и продукты, оказалось, что совершивших эти реквизиции лиц в городе уже нет и выяснить ничего нельзя, а можно только «предположительно сказать, что вещи эти вошли в общую массу реквизированного ... сданы в городской центральный склад».

Другое знаменательное событие времени — вскрытие мощей святых. Во Владимире оно проводилось раньше, чем в других епархиях. В Княгинином монастыре 11 февраля 1919 г. состоялось вскрытие мощей мученика Аврамия.

3 марта 1919 г. управление монастыря просило горисполком пере­дать храм и имущество монастыря местным жителям, «которые пожелали бы взять его в бесплатное пользование». Таких жителей оказалось 491 лицо, а кроме того, 135 лиц, проживающих в монастыре. 1 апреля к ним прибавилось еще 377 человек. 19 мая 1919 г. губернс­кий отдел социального обеспечения решил изъять у монастыря трапез­ную, больницу и келью игуменьи для детского приюта и сада, а на месте кладбища устроить детскую площадку. Это означало бы уничтожение монастыря. За него вступились многочисленные жители города, отправив в отдел юстиции письмо с подписями на двух страницах большого формата, в два столбца. 17 августа 1920 г. было подписано соглашение на пользование храмами монастыря и колокольней. 190 человек приняли на себя «права и обязанности» по отношению к ним.

В 1922 г. продолжаются реквизиции в монастыре. 25 января 1922 года детский дом «Интернационал» взял «во временное пользование» котел, кухонные столы и скамьи. 1922 год — время тотального изъятия церковных ценностей в масштабе всей страны под предлогом помощи голодающим. Но прежде чем состоялась комиссия по изъятию, монастырь добровольно делает многочисленные пожертвования. 25 февраля 1922 г. в губернскую комиссию Помгол перечислено было от игуменьи и сестер 2 млн. рублей личных пожертвований. 3 апреля комиссия изъяла в монастыре более 2 пудов 1 фунта серебра. В июне состоялось еще дополнительное изъятие — более 6 пудов 13 фунтов ценностей.

В комиссию по изъятию входил заведующий губмузеем А. И. Иванов, поэтому наиболее древние и художественные вещи были оставлены за музеем и таким образом сохранены. Изъятое же передавалось в губернский финотдел. 4 января 1923 г. монастырь подвергся обыску с целью обнаружения контрреволюционной переписки.

1923 год — время окончательной «ликвидации» монастырей. Вновь трудится в поте лица комиссия по изъятию. 26 июня 1923 г. такая комиссия работала в Княгинином монастыре. Часть предметов передавалась музею, все остальное поступало в распоряжение ликвидационной ко­миссии и употреблялось по-разному. Многое было «реализовано», т.е. продано частным лицам, а вырученные деньги переданы в губОНО, в артель инвалидов, ковровый трест, горкоммунхоз и т.д. В монастыре не оставили даже нот, принадлежавших певчим хора. Здания монастыря передавались губмузею. Монахи из монастырей в это время выселяются, часто насильственно. Есть такие сведения о Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале; сопротивляющихся отправляли под арест. 4 августа 1924 г. состоялось совещание при губплане о передаче губмузею памятников архитектуры с прилегающей землей в масштабах всей губернии. Успенский монастырь решили передать не весь, без жилых и хозяйственных строений, оставив из них только сторожку. Заведующий музеем А.И. Иванов высказал «особое мнение» - что необходимо передавать все строения в ограде, так как иначе не будет средств на содержание памятников. Однако жилые кельи и прочее муниципализировали и отдали под жилье. На территории монастыря образовался так называемый поселок и жилищно-арендное кооперативное товарищество (ЖАКТ) им. Воровского. В 1924 г. Успенский собор монастыря осматривал специалист Главнауки архитектор П. Д. Барановский. Собор попал в поле его зрения в связи с делом Рождественского собора в бывшем Архиерейском доме. Рождественский собор собирались сломать под предлогом нужды в строительном материале для сельской школы. Музей пригласил для экспертизы собора как памятника П. Д. Барановского, и тот, чтобы сохранить собор, нашел другое решение: сломать поздние пристройки к Успенскому собору Княгинина монастыря. Осмотрев здание, он решил его реставрировать: снять позднюю накладную главу. В 1924 г. и летом следующего года эти работы были сделаны, а также расчищены своды по закомарам; приделы же и паперти сохранены.

В 1926 г. комиссия губмузея и губфинотдела осматривала в Успенском соборе церковные вещи для их оценки. В том же году ЖАКТ поселка им. Воровского ходатайствовал об уничтожении мо­настырского кладбища, с которого еще в 1924 г. коммунальный отдел увез памятники и ограды, «чтобы это место можно было использо­вать под детскую спортивную площадку», которая и была устроена.

В 1928 г. разворачивается кампания по сломке колокольни и ограды, которые уже не числились памятниками архитектуры. К лету сломали башню, а колокольня и стена стояли до 1932 г. Последнее постановление горсовета о колокольне состоялось 11 апреля 1932 г.: «Предложить горкомхозу немедленно приступить к разборке... Полученный строительный материал — кирпич, щебень, железо обратить на постройку 50-квартирного дома». В 1928 г. теплая Успенская церковь была сдана губернскому архивному бюро, а затем и совсем перешла к нему. Успенский собор использовался в это время как музейный склад. В конце 1928 г. музей, после закрытия двух церквей (Ильинской и Сергиевской) заполнил их имуществом Успенский собор монастыря, и даже просил отдать ему под этот склад еще Николо-Кремлевскую церковь.

В 1929 г. городские власти усиленно ищут помещения под хлебные склады. В список потенциальных складов попал и Успенский собор. Его срочно освободили от музейных вещей и заняли под зернохранилище. В 1931 г. иконостас собора, который еще стоял на своем месте, предназначается для смывки позолоты.

В 1938 г. из зданий монастыря за музеем числится один Успенский собор, где продолжал оставаться склад хлебофуража; Казанская церковь принадлежит архиву, колокольня сломана, на месте кладбища детская площадка и сад, а на территории монастыря поселок им. Воровского.

Особенного внимания заслуживает судьба древней святыни Княгинина монастыря — мощей мученика Аврамия Болгарского. Монастырь стал их вместилищем с самого начала обретения — с 1230 г., когда тело убиенного мученика принесли из Волжской Болгарии во Владимир и в каменном гробе положили в Успенском храме. В описи монастыря за 1665 г. гробница мученика Аврамия упоминается в Благовещенском приделе собора, на правой стороне у царских дверей. Предполагают однако, что первоначально фоб находился в самом храме, а в придел попал во время какого-то из татарских набегов ради сохранения святыни. Когда опасность миновала, мощи оставили в приделе; гроб уже был не каменный, а деревянный. Верхнюю доску закрытой гробницы украшало живописное изображение святого. В 1711 г. мощи перенесли из придела в храм, переложили в новую деревянную раку и поставили «на вскрытии у северной стороны правого столба». Верхнюю доску от прежнего фоба с образом мученика поставили с северной стороны левого столба. Это переложение мощей происходило 11 мая, в «неделю о расслабленном», и с тех пор в местной церковной традиции это воскресение принято называть «Аврамиевым». С 1785 г. установлено в этот день «крестное хождение» из кафедрального собора в Княгинин монастырь. В 1796 г. деревянную раку и балдахин над ней решили устроить новые, что и было исполнено в 1805 г. В новую раку с балдахином — «четвероугольную, о четырех колонках с капителями», обитую бархатом, мощи переложили в 1806 г. В 1865 г. упоминается переделка верхней доски раки с обивкой ее изнутри малиновым бархатом. К этому времени появилась еще металлическая рака. В 1897 г. над мощами устроена была новая деревянная резная с позолотой сень, на следующий год обвязанная медной решеткой. В особом шкафу хранились железные вериги, которые предание приписывало мученику.

В 1916 г. все сооружение перенесли в теплую Казанскую церковь. 11 февраля 1919 г. состоялось вскрытие мощей Аврамия Болгарского. Производили его два врача-эксперта из губернского отдела здравоохранения в присутствии священников и православного народа. По акту вскрытия «оказалось следующее: мощи помещались в металлической посеребренной раке, сверху лежали покровы из парчи, под которыми обрисовывалась фигура человеческого тела, крестообразно опоясанная широкими шелковыми лентами. По снятии покровов была обнаружена вата, в которой лежала группа костей... Кости были осмотрены подробно, причем они были вынуты из раки и размещены на отдельных столах»... Протокол отметил также наличие свежей ваты, что протоиерей Валединский, присутствовавший при вскрытии, объяснил недавним переложением мощей и переносом их в Казанcкую церковь. Из акта неясно, где происходило действие — в соборе или в Казанской церкви.

После вскрытия мощи Аврамия еще несколько лет оставались в монастыре. 26 июня 1923 г. губкомиссия по ликвидации Успенского женского монастыря передала ряд художественных ценностей в му­зей. Очевидно, в их числе оказалась и рака с мощами Аврамия. Она упоминается в «Описи церковного имущества б. Успенского женского монастыря в б. Успенском кафедральном соборе», составленной 16 августа 1924 г.: «Металлическая рака с мощами мученика Авраамия». Комиссия по оценке церковных вещей в Успенском женском монастыре 23 марта 1926 г. обнаружила «сень деревянную резную, в ней же деревянную резную гробницу из-под мощей у правой колонны в холодном храме, вместе с золоченым деревянным кивотом у той же колонны, без металлической решетки». Позже остатки этой сени оказались в Казанской церкви.

В 1930 г. во Владимирском музее образовался антирелигиозный отдел. Находился он в Георгиевском приделе Успенского собора XII в. Среди материалов этого отдела числились «мощи» Андрея Боголюбского, Глеба, Георгия и Авраамия». В 1931 г. Ивановский облас­тной музей, в состав которого входил в это время районный Владимирский, тоже решил открыть антирелигиозный отдел и получил из Владимира целый ряд экспонатов, в том числе: «1. Мощи Авраамия в деревянном ящике. 37. Фотография раки Авраамия. 38. Шитая икона Авраамия, у мощей (в гробе). 53. Туфелька «святого». Металлическая рака осталась во Владимире. 27 ноября 1931 г. Владимирский музей писал в Ивановский музей: «В числе экспонатов Владимирского музея (антирелигиозный отдел) находилась латунная гробница весом 250 кг с деревянным гробом, в которой находились кости, выда­вавшиеся за нетленные «мощи» Авраамия, находящиеся в настоящее время в Ивановском облмузее. Гробница в настоящее время остается неиспользованной, и приспособить ее к чему-либо не представляется возможным. Музей просит дать свое заключение о передаче ее Металлому». Очевидно, тогда же металлическая рака и поступила в лом. А мощи Аврамия в мае 1940 г. вместе с прочими материалами перешли к вновь создаваемому в Иванове антирелигиозному музею, который просуществовал до 1945 г. Об этом сообщила в ноябре 1993 г. Л. Г. Горбунова, генеральный директор Ивановского музея, в ответ на запрос Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Далее поиски продолжались вновь во Владимире. Оказалось, что в 1946 г. доклад об Аврамии Болгарском сделал Н. П. Сычев, известный искусствовед, в это время живший во Владимире. Следует ли думать, что и уже вернулись? Возможно. Какое-то время они находились в Суздале. Последнее упоминание об этой православной реликвии встречается в музейных документах в 1954 г. 23 августа 1954 г. был составлен Акт о вещах, «подлежащих исключению из инвентарной книги основного фонда Суздальского музея как не имеющих музейного значения» под № 67 значатся «мощи Авраамия Владимирского». Этот Акт не оставляет надежды найти святыню, однако отрицательный результат - тоже результат, и с ним нельзя не считаться.

Источник: Тимофеева Т.П. Лежит в развалинах твой храм... (О судьбах церковной архитектуры Владимирского края (1918–1939). Документальные хроники). - Владимир, 1999.

РусАрх - Тимофеева Т.П. Лежит в развалинах твой храм...



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.