Владимирский Успенский кафедральный собор - это одна из самых древних святынь нашего отечества: 8 апреля 1858 г. исполнилось 700 лет со времени его основания. Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский в 1155 г. переселился из Киевской Руси на север и местом своего жительства избрал незначительный тогда городок Владимир и здесь 8 апреля 1158 г. в память св. апост. Иродиона заложил соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, на месте прежде бывшего, но сгоревшего деревянного храма.
Намереваясь возвысить политическое значение Владимира, утвердить на нем великокняжеский престол, великий князь решил создать достойный удивления храм Божий. Материалом для постройки был белый камень, который привозили из Волжской Болгарии; собор был сложен весь из этого камня. Зодчих, по свидетельству некоторых историков, вел. князь выпросил у германского императора Фридриха. Через два года было окончено построение храма, а через год и все украшение. Древний храм Боголюбского был почти квадратный. Верх его был увенчан одною главою, кровля была расположена небольшими 12 полукружиями, сообразно верху стен. Стены храма снаружи были обложены мрамором, глава была вызолочена, а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра. Также великолепны были украшения и внутри храма: стены были расписаны искуснейшими живописцами, а по местам убраны чистым золотом.
Иконы в иконостасе были украшены золотом и драгоценными каменьями; перед ними висело до 20 паникадил, а четыре больших паникадила были из чистого золота; воздухи и покровы шиты золотом и жемчугом. Тщательнее всего Боголюбский украсил чудотворный образ Богоматери, который он принес с собою из Вышгорода и поставил в новоустроенном храме. Устроив с таким великолепием храм Богоматери, великий князь снабдил его и богатыми имениями, подарив ему множество сел и отделив десятую часть от своих доходов.
По кончине св. князя Андрея Боголюбского сокровища храма были расхищены боярами Ярослава и Мстислава Ростиславичей, а чудотворная икона Богоматери отдана была ими рязанскому князю Глебу за то, что помог им изгнать из Владимира вел. князя Михаила Георгиевича, брата Боголюбского. Но при вторичном вступлении на престол вел. князя Михаила почти все расхищенные сокровища и образ Богоматери были возвращены.
11 апреля 1185 г. страшный пожар уничтожил большую часть города и соборный храм, сокровища его почти все погибли, огонь не коснулся только чудотворного образа Богоматери. Обновление обгоревшего храма принадлежит вел. князю Всеволоду Георгиевичу, брату Боголюбского. Всеволод не только возобновил, но и расширил храм, пристроив с трех сторон – северной, западной и южной на некотором расстоянии новые стены, так что храм Боголюбского оказался как бы в футляре. Соответственно указанному расширению храма расширены были и алтарные абсиды в храме. В образовавшейся с трех сторон галерее вел. князь устроил усыпальницу князей, княгинь и святителей, бывшие до сего времени в храме гробницы были перенесены в новую усыпальницу. Так как собор расширился, то вместо одной главы вел. князь устроил еще четыре и покрыл их золотом. 11 августа 1189 г. храм был освящен епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским Лукою.
В 1193 г. Успенский собор снова едва не был истреблен пожаром; к счастью, пожар коснулся только наружных украшений, которые вскоре были возобновлены вел. князем Всеволодом.
7 февраля 1238 г. татары взяли г. Владимир и, выломав двери собора, бросились на расхищение драгоценностей храма. Заметив скрывшееся на хорах великокняжеское семейство, они подумали, что там скрыты самые ценные сокровища, но вход туда был тайный, варвары проникнуть не могли и зажгли храм. От этого пожара погибло великокняжеское семейство, исчезло все благолепие храма, только чудотворный образ Богоматери остался невредим, хотя и лишился украшений. После татарского погрома для Успенского собора настал 75-летний период покоя (1237-1412 гг.). Можно думать, что за этот длинный промежуток времени собор понемногу украшался, так как Владимир до 1328 г. продолжал быть столицею великого княжества. В нем немалое время пребывали всероссийские митрополиты: Кирилл, Максим и св. Петр. Да и с перенесением столицы и митрополии в Москву Успенский собор не терял своего значения: московские вел. князья до Иоанна III вступали на великокняжеский престол в древнем храме Боголюбского.
К началу XV в. в 1408 г. по повелению вел. князя московского Василия Дмитриевича собор был расписан в пристройках Всеволодовых знаменитыми тогда художниками Даниилом Иконниковым и Андреем Рублевым.
В 1395 г. Успенский собор лишился своей главной святыни – чудотворного образа Богоматери по следующему случаю: в этот год Тамерлан грозил разорением Москве и вел. князь Василий Дмитриевич решил прибегнуть к небесной помощи и повелел перенести из Владимира в Москву чудотворный образ Богоматери. 26 августа икона была принесена и поставлена в Успенском Московском соборе. Надежда князя оправдалась: в этот самый день неприятель бежал из России. Чудотворный образ был оставлен в Москве, а на место его во Владимирском Успенском соборе была оставлена точная копия, писанная рукою св. Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца.
В 1412 г. внезапно на Владимир напал казанский царевич Талыч. Город был предан огню и мечу; собор не сделался жертвою пламени, но не избег разорения. В начале XVII ст., по свидетельству одной соборной рукописи, собор пришел в полное запустение, в нем все обветшало…
В 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче патриархом Иосифом были приобретены нетленные мощи св. благов. князя Георгия и положены на вскрытии в серебряной вызолоченной раке, которую патриарх устроил собственным иждивением. В 1702 г. при Петре Великом обретены были нетленными и положены на вскрытии мощи св. благ. князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба. Со времени открытия св. мощей угодников божьих в соборе начался целый ряд обновлений и украшений – то от усердия частных лиц, то от щедрот царственных особ, то на средства собора. Так, в 1708 г. царский стольник Григорий Племянников в благодарность за чудесное исцеление от неизлечимой болезни обновил и украсил обветшавший собор: иконостас и иконы храма обновил, вместо Благовещенского придела устроил новый в честь Знамения Пресвятой Богородицы, окна в алтаре и храме расширил и для поддержания древних стен храма устроил контрфорсы.
В 1734 г. собор был покрыт железом по железным стропилам и решетнику; при сем крыша взамен фронтовой была устроена шатровая на 4 ската; по всем обводам сделаны новые кирпичные накладки и окна в куполах были заложены кирпичом аршина на два. В 1744 г. открыта во Владимире епископская кафедра, и соборный храм снова стал кафедральным.
В 1767 г., по пути из Казани, посетила Владимир и соборный храм императрица Екатерина II. Заметив бедность древнего храма, она повелела отпустить 14 000 руб. на его украшение, утварь и облачения священнослужителей, и в рескрипте на имя епископа Владимирского Павла рекомендовала «хранить и поддержать древность сего здания наилучшим образом». К сожалению, не выполнено было повеление императрицы поддержать старину: соборный храм был украшен в совершенно новом стиле. Новый величественный иконостас устроен в итальянском стиле, иконы в нем – итальянской живописи; сохранившаяся на стенах древняя стенопись частью была сбита, частью заштукатурена, а то и забелена. Преосв. Иероним распорядился оклады и венцы с ветхих образов и царских дверей и из ризницы серебряные и золотые вещи сплавить; сделаны 8 больших лампад к местным образам, остальное поменяли на монету – 1891 руб. 28 коп. Обновленный в таком виде собор был освящен в 1774 г. 25 мая. При этом освящении южный придел, бывший во имя вмч. Георгия, освящен в честь благ. князя Глеба, а северный, бывший Знаменский, в честь князя Андрея; теплый придел, бывший во имя св. Пантелеймона, освящен в честь благ. князя Георгия; бывший на хорах в честь св. муч. Антипия упразднен.
При высокопреосвященном Феогносте в 1880 г. с разрешения Св. Синода приступлено было к возобновлению живописи главного соборного алтаря, которая пришла в ветхость; в 1881 г. эта работа была окончена. Затем было решено украсить живописью древнего характера всю внутренность собора, как это было в прошедшие времена. Владыка распорядился произвести исследование, не найдется ли где древних изображений, оставшихся от прежней живописи собора. Действительно, во многих местах храма частью под краской, частью под штукатуркой, частью за иконами и иконостасом открыто было несколько лицевых изображений и орнаментов, восходящих по характеру своему к XII в. Решено было восстановить эту древнюю стенопись, а новую стенопись сделать в строгом соответствии с древней. Работы были поручены иконописцу села Палеха Н. М. Сафонову, эскизы которого были одобрены археологической комиссией. Такою живописью был расписан весь собор в постройках Андрея Боголюбского.
За это время внутренней реставрации собора исправлены были и приведены в первоначальный вид и все многочисленные гробницы князей и святителей, кои погребены были в соборе. Тогда же было устроено и отопление собора, давшее возможность совершать в нем богослужение и в зимнее время. Для завершения дела оставалось восстановить прежнюю форму собора и с наружной стороны. На соборе было пять глав, но форма их (луковичная) была уже позднейшего московского времени. Позолота центральной главы от времени и неоднократных пожаров потускнела и почернела; крыша на соборе была шатровая, а не фронтовая по сводам, как была издревле; узкие византийские окна были расширены; по углам стояли 4 контрфорса, нарушавшие красоту соборной архитектуры; белый камень, из которого сложен собор, во многих местах от времени выветрился и выпал; мелкие лепные украшения отвалились. Чтобы придать древний вид собору, все это нужно было исправить.
В 1891 г. работы были кончены: над древним собором сияет вновь позлащенная глава древней формы; по углам собора главам возвращена прежняя форма, но позолотить их не оказалось средств; кирпичная накладка над сводами собора снята, крыша сделана дуговая по сводам и украшена вызолоченными подзорами. А так как вследствие снятия кирпичной накладки здание освободилось от громадной тяжести, то оказалось возможным отнять от стены собора контрфорсы, портившие его красоту. Окнам собора придана прежняя форма; весь испортившийся белый камень заменен новым; наружные украшения собора по возможности восстановлены. Все эти работы стоили около 90 000 руб.
В воздаяние хвалы и благодарения Господу Богу за благоуспешное окончание трудных и разнообразных работ по обновлению соборного храма, 29 сентября 1891 г. совершено было священное торжество, привлекшее на этот день в обновленный собор массу усердствующих из разных городов, почитателей священной старины и простых богомольцев.
Непосредственно к Успенскому храму с северной стороны примыкает теплый собор. Храм этот был первоначально в честь св. Пантелеймона, а в 1774 г. переименован в честь св. благ. князя Георгия. Иконостас здесь был самый бедный, без всяких украшений, но в нем был замечателен древний образ св. князя Георгия Всеволодовича, снятый с его гробницы. Кем и когда был устроен этот храм, неизвестно. Этот теплый придел был разобран и упразднен в 1864 г.
В 1860 г. устроена была крытая галерея, соединяющая собор с колокольнею, по рисунку, подходящему к стилю главного храма. Из этой галереи и был устроен новый теплый храм с престолом в честь вел. князя Георгия. Здесь же был устроен придельный престол в честь Архистратига Михаила. В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не устроено было отопление Успенского собора в 1885 г.
Непосредственно к теплому храму с северной стороны примыкает соборная каменная колокольня; прежде колокольня была на другом месте. В 1197 г., по примеру вел. князя, епископ Ростовский и Владимирский Иоанн на своем дворе построил церковь в честь Богоотец Иоакима и Анны на вратах, ведущих в Успенский собор, эти врата находились к западу от Успенского собора. На них впоследствии был наложен третий этаж в виде шатра, в коем и помещалась соборная колокольня. Здание это существовало до 1806 г.; в этом году оно было разбито молнией и по распоряжению епископа Ксенофонта было разобрано. Настоящая же каменная колокольня построена в 1810 г. при том же епископе Ксенофонте.
Престолов в соборе пять: главный престол в большом (Андреевском) храме – в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне (во Всеволодовой пристройке) – во имя благ. князя Андрея Боголюбского; на южной стороне - во имя благ. князя Глеба; в бывшем теплом храме главный престол – во имя благ. князя Сергия и придельный – во имя Архистратига Михаила. Над главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы устроена еще в XVIII ст. величественная резная позлащенная сень с надписями из св. писания.
Главная святыня собора – чудотворная икона Богоматери помещается по левую сторону царских врат большого алтаря, в бронзовом створчатом киоте, украшена жемчужною ризою с драгоценными камнями; венец украшен бриллиантовою наверху короною. На серебряных позолоченных полях – восемнадцать дробниц с черневыми изображениями Св. Троицы, Иоанна Предтечи, Николая чудотворца, Московских Святителей, Владимирских чудотворцев и других угодников Божьих. Другой чудотворный в соборе образ – Максимовская икона Божией Матери, во весь рост, с изображением в небольшом виде митрополита Максима, приемлющего из рук Богоматери омофор. Этот образ украшен серебряною вызолоченною ризою с жемчужным убрусом. Третий чудотворный образ – Знамения Пресвятой Богородицы, написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю слободки Быковки Сергею Иовлеву, который страдал с малолетства расслаблением и не имел возможности ходить. Как скоро написан был этот образ и поставлен в особой часовне, расслабленный по отправлении молебствия получил исцеление. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича этот образ с крестным ходом был перенесен в Успенский собор.
Кроме этих чудотворных икон, в соборе находятся: 1. образ св. благов. князя Георгия, древний, он прежде находился на гробнице князя; при возобновлении собора в XVIII ст. поставлен в иконостасе пристроенного храма; 2. образ Спасителя – высокой греческой живописи, взят из упраздненного Муромского Борисоглебского монастыря; 3. картина «Крещение киевлян в Почайне», написанная в 1813 г. итальянцем Тончи в признательность за исцеление его во Владимире от смертельной болезни, постигшей его на пути из Москвы во время бегства от французов. По отзывам знатоков, в 1835 г. эта картина оценивалась в 50 000 руб. ассигн.
Утварью, ризницей, богослужебными книгами собор снабжен достаточно. Собор пользуется процентами с капитала в 1150 руб.; кроме сего, получается из гос. казначейства ежегодно 300 руб. на устройство церковной ризницы. К собору приписана так называемая «Владимирская часовня», построенная и освященная в 1797 г. для сбора доброхотных даяний в пользу собора. В 1891 г. эта часовня обращена в церковь; в ней устроен престол в честь св. муч. Антипия, в память престола того же имени, существовавшего в соборе на хорах и упраздненного преосвящ. Иеронимом в 1774 г.
Причта в соборе по штату положено: настоятель, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика. На содержание причта получается из гос. казначейства 2 303 руб. и проценты с билетов, положенных разными лицами на вечное поминовение, до 300 руб. в год. Кроме сего, с усадебной земли, находящейся в разных местах, около 30 руб. в год. Планы и писцовые книги на эту землю имеются. Церковных домов для причта нет.
В соборной ограде устроен каменный одноэтажный дом в 1871 г. (расширен в 1889 г.) для приюта бедных странников и богомольцев. Этот странноприимный дом содержится на средства благотворителей, а частью на проценты завещанного разными лицами в пользу его капитала в 11 100 руб. Здесь в особой зале постоянно совершается чтение псалтири и поминовение почивших в соборе князей и святителей.
В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.