ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Владимир. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы, Пантелеимона Целителя, Андрея Боголюбского, Глеба Владимирского, Георгия Владимирского, Чуда Михаила Архангела в Хонех
Архитектурный стиль:Византийский (подробнее >>)
Год постройки:Между 1158 и 1189.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Владимирская область, Владимир, Соборная площадь

Координаты:56.1271, 40.40925
Проезд:Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская


Добавить фотографию
Сортировка:


Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
19 ноября 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Вид с юго-запада
Щёлоков Олег Олегович
26 сентября 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
вид с водонапорной башни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)etienne
20 августа 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область

JuNe
15 июля 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2001
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
АэРО фото
Юрий33
10 октября 0014
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
25 января 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
19 ноября 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Георгиевский придел
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
17 февраля 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
западный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Вид с юго-запада
Щёлоков Олег Олегович
29 января 2006
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область

JuNe
15 июля 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область

Ирина
15 октября 2004
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Манита Оксана
24 июня 2004
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
вид с юго-востока
Щёлоков Олег Олегович
1 декабря 2002
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
вид с юга
Щёлоков Олег Олегович
1 декабря 2002
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Вид с севера, со стороны колокольни.
Щёлоков Олег Олегович
1 декабря 2002
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2001
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область

Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
август 2001
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Юрий Менделеев
01.01.2000 - 31.12.2002
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 1984
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Олег Трегубов
10 января 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
23 сентября 2014
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
31 июля 2010
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
31 июля 2010
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Вид с колокольни
Денис Королев
6 апреля 2010
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Виктор ГУРЬЕВ
28 июля 2009
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Пятиглавие собора. Вид с юго-запада.
Щёлоков Олег Олегович
5 июля 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область

JuNe
15 июля 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Страшный суд. Фрагмент фрески Андрея Рублева. 1408 г.
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фрагмент современной росписи
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Христос во славе - фрагмент фрески "Страшный суд". 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный.
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
иконостас (фрагмент)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
21 июля 2012
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андреева Ирина
1 августа 2013
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1989
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Невидимые с уровня земли детали позакомарного покрытия, предмет ожесточенных споров Забелина и Никитина (Московское Археологическое общество) при реставрации собора в 1888-1891 гг. Принятое тогда решение послужило базовой основой при реставрации 1977-1981 гг.
Щёлоков Олег Олегович
15 июля 1980
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Hramsohran
1 мая 1966
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.1 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русского искусства." т.2 М 1910.
Андрей Агафонов
1 января 1900
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
Андрей Агафонов
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1880-1887 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1876-1881 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru .Фото 1911 г.Фото Прокудина-Горского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru .Фото 1911 г.Фото Прокудина-Горского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru..Фото 1911 года.Фото Прокудина-Горского.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
В вечерней подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 августа 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
В вечерней подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
8 августа 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Лидия Басманова
7 января 2011
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Владимир - г. Владимир - Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин,  30 октября 2002

Успенский собор строился с 1158 по 1862 гг. Памятник ЮНЕСКО.

В интерьере - фрески Андрея Рублёва. Когда службы не проводятся (с 13-30 до 16-45) - работает как музей с платным входом по билетам. Автостоянок для парковки частных автомобилей в центре города в радиусе 500 метров от собора нет.


Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  19 января 2006

Успенский собор.

"Главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее образцом для более поздних соборов.

Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158-1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа составляет 20 греческих футов (равна ширине пролета Золотых ворот). Высота собора 32,3 м.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции "Три отрока в пещи огненной", "Вознесение Александра Македонского на небо" и "Сорок мучеников севастийских", а также львиные и женские маски. В 1185-1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах собора были прорублены арки. Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом "аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде женских и львиных масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции ("Вознесение Александра Македонского на небо" и "Сорок мучеников севастийских") оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в.

В интерьере собора сохранились фигурные "капители 1158-1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов . Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189г. В южной галерее видна часть композиции "Чудо Федора Тирона" начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции "Страшного суда", занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы. На своде Христоссудия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) "Престол уготованный", по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами. Остальные члены "апостольского трибунала" (слова Н. Н. Воронина) изображены на склонах свода . На северном Матфей, Лука, Марк, Андрей и другие. На южном Варфоломей, Симон, Иоанн и другие. За апостолами сонм ангелов, склоненные головы которых (округлых "рублевских" очертаний) по грациозности близки к голове трубящего ангела. Под южным сводом "праведные жены". На своде смежного южного нефа большая композиция "Шествие праведных в рай". Путь шествию указывает апостол Павел (со свитком в руке). За апостолами, среди которых различаются Петр и Иоанн, идут пророки, потом отцы церкви и другие. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла, но и он добр. Вся эсхатологическая сцена поражает настроением умиротворенности. В югозападной части собора располагались картины самого рая. Роспись сильно пострадала от времени. Ее первоначальный колорит сохранился слабо.

Для иконостаса собора Андреем Рублевыми Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда.

Колокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом, безусловно, сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего.

Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза настолько велико впечатление, производимое собором."

(Из книги Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979. стр.355)

=============

Андрей Рублев (ок.1370-1430)

"Уже у современников Андрей Рублев пользовался огромным почитанием, а позднее его имя окружили легендами. Немногочисленные факты, встречающиеся в летописях и литературных трудах современных художнику авторов, позволяют предположить, что великий мастер родился около 1370 года. Еще в молодости он постригся в монахи и многие годы провел в Троице-Сергиевой лавре. Здесь он изучал философские труды передовых мыслителей своего времени — основателя монастыря Сергия и его учеников, имел возможность непосредственно общаться с ними.

В память Сергия Радонежского, одного из идейных вдохновителей Куликовской битвы, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских князей в борьбе с татарами, создал Рублев знаменитую "Троицу". Икона находилась в Троицком соборе, построенном в 1411 году.

К этому времени Рублев был уже прославленным мастером. В 1405 году он участвует с Феофаном Греком и "старцем Прохором с Городца" в убранстве Благовещенского собора в Москве. В храме сохранились только два яруса иконостаса: деисусный чин и изображения праздников.

Рублеву принадлежат семь икон праздничного ряда: "Благовещение", "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим". От работ других мастеров они отличаются мягкостью, гармоничностью настроения. В изображении евангельских сцен мастер вносит особую интимность чувств, одухотворенность, человеческое тепло. Большой эмоциональностью, утонченной красотой отличается колорит икон: легкие нежные цвета пейзажа звучат аккомпанементом к более интенсивным и разнообразным тонам одежд.

Этапным произведением Андрея Рублева явились росписи Успенского собора во Владимире (1408), где он работал со своим другом и неизменным соавтором Даниилом Черным. Сохранившиеся фрески представляют фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену храма. Анализ стилистических особенностей помог ученым определить группу изображений, принадлежащих Рублеву. В них ощущаются большой артистизм, музыкальность линии, грациозность. Юношески прекрасен трубящий ангел, вдохновенно решителен Петр, увлекающий праведников в рай. Трактовка сцены Страшного суда, ее эмоциональный настрой необычны: здесь нет ощущения ужаса перед страшными карами и торжествует идея всепрощения, просветленное настроение; в этом ясно ощущается мировосприятие Рублева. Фрески органически связаны с интерьером храма: подчеркивая плоскость стены, они усиливают впечатление легкости архитектуры.

Предполагается, что иконы деисусного чина выполнены по единому замыслу Рублева с помощью учеников. Язык этих работ чрезвычайно лаконичен, монументален. Формы трактованы обобщенно, подчеркнут силуэт, торжественный ритм движения. Цветовая гамма сдержанна и выразительна, построена на декоративных соотношениях зеленого с золотисто-желтым и красным, синего с вишневым. Образы святых — это образы мудрецов-мыслителей, умиротворенных, благородных. По мастерству исполнения самыми выразительными являются изображения Христа, Иоанна Предтечи и апостола Павла. Видимо, они и принадлежат непосредственно кисти Рублева. Из икон праздничного ряда Рублеву приписывается только одна — "Вознесение".

По-видимому, в это же время Рублев написал икону, которая является вольной копией с прославленного византийского образа "Владимирской Богоматери". В нежных красках, хрупком образе Богоматери, прижавшей к себе младенца, выражены красота материнской любви, печаль в предчувствии трагической судьбы сына.

В 1918 году в Звенигороде найдены три иконы из деисусного чина:
"Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел", по-видимому, Рублевым в 1410-х годах. Особенно замечательна икона "Звенигородский Спас". Своеобразно лицо Христа, одухотворенное, с тонкими строгими чертами. Христос полон сосредоточенной внутренней жизни, его взгляд прям, задумчиво-проницателен, в нем светится человеческая доброта. Несомненно, здесь воплощен морально-этический идеал русского человека времени Андрея Рублева, где миролюбие и кротость соединились с твердостью духа, силой и мужеством. Человечность, спокойная мудрость заключается и в образе апостола Павла, а юношески нежный облик архангела Михаила лиричен, исполнен глубокого поэтического очарования. Он близок ангелам "Троицы" — величайшего творения древнерусской живописи. Время создания "Троицы" —рубеж 10—20-х годов XV столетия, пора расцвета творчества Рублева. Тогда же, вероятно, было создано еще одно произведение, приписываемое Андрею Рублеву, — "Спас в силах" (ГТГ).

Предполагается также, что художник принимал участие в росписи Рождественского собора в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом. Сохранившиеся незначительные фрагменты росписи алтарной преграды близки по манере Рублеву.

Между 1424—1427 годами Рублев по приглашению настоятеля монастыря Никона работает совместно с Даниилом Черным и неизвестными помощниками в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. Фрески собора погибли. Сохранились лишь три яруса иконостаса,"Спас", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел", которые выполнены в разной манере. К числу наиболее достоверных работ Рублева относят: "Крещение", "Архангел Михаил" и "Апостол Павел". Эти иконы выделяются глубиной содержания, монументальностью образов, красотой силуэтов, гармонической цветовой гаммой, напоминающей колорит "Троицы".

Последние годы жизни Андрей Рублев проводит в Андрониковом монастыре, где расписывает храм Спаса. По свидетельству современников, он также участвовал в строительстве храма. К сожалению, от последней работы мастера ничего не сохранилось. Умер Рублев 29 января 1430 года в Москве, в Андрониковом монастыре.

Искусство Андрея Рублева, имевшего много учеников и последователей, явилось высшим достижением русской живописи XV века. Оно отразило передовые идеи эпохи образования единого русского государства. Образы Рублева глубоко человечны, гуманны. Возвышенно-поэтическое, пронизанное особой духовностью, творчество великого живописца многогранно. В нем нежность и доброта, мужество и мудрость, оно отражает кристальную душевную чистоту человека."

(Из книги 50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970. стр.10)

Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  24 апреля 2006

Адрес научной статьи
Тимофеева Т.П. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире. Материалы краеведческой конференции 2004 г. Владимир. 2005. С. 27-34.
в Интернете http://www.rusarch.ru/timofeeva4.htm

Статью добавил(а): Щёлоков Олег Олегович,  14 октября 2007

В колокольне Успенского собора на западном входе имеется часовня с посвящением "Достойно есть" иконы Божией Матери.

Статью добавил(а): Илья,  8 января 2008

«Выйдем к реке, встанем над обрывом. Трепещет и восхищается душа, когда смотришь вокруг: высокий холм, простор, и как венец природной благодати — рукотворное чудо: белокаменный храм, древнейшее здание города, его начало и его вершина, его символ веры. Собор Успения Божьей Матери... В XII в. князь Андрей Боголюбский созидает новую столицу княжества. Архитектурным и духовным средоточием города и всей обширной Суздальской земли стал заложенный в 1158 г. Успенский собор. Вот стоит он, златоверхий, на своем высоком холме-пьедестале, как светильник на свещнице, вознесенный выше всех, выше Киевской Софии. Теперь уже трудно вообразить первоначальное его великолепие: позолоту декоративных фризов, резные рельефы, полихромные росписи наружных стен, бронзовые «кубки и ветрила» над закомарами. Все соединяется в древнерусском храме — целесообразность и гармония, прочность и художество, земная твердь и восхождение к небесному первообразу. В устройстве церкви — куполе, сводах, столбах, алтаре, престоле — заключен живой образ Космоса, дивного порядка мироздания. В устройстве церкви есть то, что никогда не прейдет: Вечность, Истина, Красота.
Успенский собор был задуман кафедральным: здесь была кафедра епископа и двор его, а владычные терема продолжали строить вплоть до середины XVIII в. Такой терем виден рядом с собором на гравюре 1764 — 1769 гг. Пожар 1185 г. уничтожил первоначальное строение вокруг собора — «владычные сени», «терем», «столп», упоминаемые в летописи. А собор после пожара перестроил младший брат и наследник Андрея — великий Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо. Собор окружили галереи, а на них 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, надолго определившее образец православного храма. Первым по этому образцу построен в XV в. Успенский собор Московского Кремля. С самого своего начала до XV в. хранил наш собор чудотворную икону Владимирской Божьей Матери. Здесь венчали князей на Великое княжение; здесь, хотя и недолго, была митрополичья кафедра (1299 — 1325 гг.). Здесь покоятся святые мощи Владимирских князей Андрея, Глеба, Георгия. В храме сохранились росписи великого мастера «умозрения в красках» Андрея Рублева: фрески Страшный Суд, Свет Невечерний, Лоно Авраамово. В образе и цвете передал он задушевную мысль христианства — общее воскресение, грядущее со вторым пришествием Христа. Радостью и любовью озарены лики его святых, молитвенным горением наполняя весь храм. Архитектурное совершенство, древность, историческая значимость здания — все это живо в нем. И мало кто теперь знает, что был он закрыт в 1927 г. и более чем на полтора десятилетия стал антирелигиозным музеем. Слава Богу, и сейчас, как 8 веков назад, здесь звучит молитва, возжигаются свечи, вершится таинство Причастия. С северной стороны от собора высится 56-метровая колокольня 1810 г., вместо прежней шатровой — той, что на гравюре. Между ними — придельная церковь во имя св. князя Георгия, построенная в 1862 г. К собору с севера поднимается площадь, с конца XVIII в. бывшая парадным плацем.»

Из книги «Владимир в старой открытке.» Машковцев В. П.1993

Статью добавил(а): Илья,  8 января 2008

«Владимир был деревянным, и поэтому многочисленные пожары были для него тяжелым бедствием. Об одном из них писал летописец в 1185 году. Он сообщает, что в огне сгорел почти весь город, обгорел снаружи и выгорел внутри великолепный Успенский собор. Перед владимирскими строителями встала сложная задача: сломать ли старые стены собора и построить новые, или восстановить старые. Зодчие решили эту задачу так: они оставили стены старого собора и окружили их с трех сторон галереями, перекинули на его стены арки, которые связали их со стенами галерей. Одновременно расширили алтарную часть собора, и шестистолпный храм превратился в новый огромный восемнадцатистолпный пятинефный собор. Над галереями строители поставили еще четыре новых световых барабана. И вот над городом и речными просторами величаво поднялся пятиглавый Успенский собор, еще более торжественный и просторный, чем прежде. Во внешнем декоре собора использовали золоченую медь и позолоту, украсившую колонки аркатурного пояса и барабана, а также фресковую роспись. Сочетание белого камня и золота было необычайно эффектно. Господствовавший над деревянными постройками, открытый взору с любой стороны, собор производил огромное впечатление. Богатым был и интерьер собора. Летописец с восторгом перечисляет многочисленные серебряные и золотые сосуды, мозаичные полы, обилие света и большое количество светильников. Этот новый белокаменный храм своим видом как бы подчеркивал дальнейший рост княжеской власти и расцвет новой столицы. В Успенском соборе вплоть до Ивана III возводили на княжеский престол не только владимирских, но впоследствии и московских князей. В то же время он становится местом погребения владимирских князей и епископов. В ходе междоусобной борьбы и борьбы с Золотой ордой в XIII—XIV веках Успенский собор и город неоднократно горели и разорялись, собор терял собранные в нем богатства и свой привлекательный внутренний вид. В 1408 году для возобновления древней росписи собора из Москвы был прислан гениальный русский живописец Андрей Рублев с товарищем Даниилом Черным и учениками.
Однако живописцам пришлось по существу расписывать Успенский собор заново. Одновременно с росписью стен собора Андрей Рублев создал один из грандиознейших иконостасов того времени, где иконы основного ряда были более трех метров высоты. До нашего времени вся роспись не дошла, а оставшаяся часть была раскрыта реставрацией 1918 года…»

Из книги «Владимир». Игорь Столетов и Владислав Маслов.1972

Статью добавил(а): Анонимный участник,  9 сентября 2010

В 2008-9 годах собор варварски закрашен чем-то, что очень напоминает полимерную краску. Владимирреставрация утверждает, что это специальный известковый раствор. Но если это и так - внешнему виду собора нанесен непоправимый удар. Отвратительны и цвет - холодный белый, - и фактура покрытия, буквально забившего древние белокаменные стены, и их резьбу глухой и тупой пленкой. Ужасно и то, что это бросается в глаза не только с близкого расстояния, но и при подъезде к городу.
С юга, например, он производит впечатление огромной величины новодела, плоского и несуразного. До покраски - это было всемирно известное зрелище спокойной и величественной мощи, разворачивающееся на высоком речном берегу.
Уныние и скорбь, вот что испытывает человек, неравнодушный к родной вере и культуре.
Какое несчастье.

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  18 января 2016

Владимирский Успенский кафедральный собор - это одна из самых древних святынь нашего отечества: 8 апреля 1858 г. исполнилось 700 лет со времени его основания. Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский в 1155 г. переселился из Киевской Руси на север и местом своего жительства избрал незначительный тогда городок Владимир и здесь 8 апреля 1158 г. в память св. апост. Иродиона заложил соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, по преданию, на месте прежде бывшего, но сгоревшего деревянного храма.

Намереваясь возвысить политическое значение Владимира, утвердить на нем великокняжеский престол, великий князь решил создать достойный удивления храм Божий. Материалом для постройки был белый камень, который привозили из Волжской Болгарии; собор был сложен весь из этого камня. Зодчих, по свидетельству некоторых историков, вел. князь выпросил у германского императора Фридриха. Через два года было окончено построение храма, а через год и все украшение. Древний храм Боголюбского был почти квадратный. Верх его был увенчан одною главою, кровля была расположена небольшими 12 полукружиями, сообразно верху стен. Стены храма снаружи были обложены мрамором, глава была вызолочена, а кровля поверх медных листов была обита листами кованого серебра. Также великолепны были украшения и внутри храма: стены были расписаны искуснейшими живописцами, а по местам убраны чистым золотом.

Иконы в иконостасе были украшены золотом и драгоценными каменьями; перед ними висело до 20 паникадил, а четыре больших паникадила были из чистого золота; воздухи и покровы шиты золотом и жемчугом. Тщательнее всего Боголюбский украсил чудотворный образ Богоматери, который он принес с собою из Вышгорода и поставил в новоустроенном храме. Устроив с таким великолепием храм Богоматери, великий князь снабдил его и богатыми имениями, подарив ему множество сел и отделив десятую часть от своих доходов.

По кончине св. князя Андрея Боголюбского сокровища храма были расхищены боярами Ярослава и Мстислава Ростиславичей, а чудотворная икона Богоматери отдана была ими рязанскому князю Глебу за то, что помог им изгнать из Владимира вел. князя Михаила Георгиевича, брата Боголюбского. Но при вторичном вступлении на престол вел. князя Михаила почти все расхищенные сокровища и образ Богоматери были возвращены.

11 апреля 1185 г. страшный пожар уничтожил большую часть города и соборный храм, сокровища его почти все погибли, огонь не коснулся только чудотворного образа Богоматери. Обновление обгоревшего храма принадлежит вел. князю Всеволоду Георгиевичу, брату Боголюбского. Всеволод не только возобновил, но и расширил храм, пристроив с трех сторон – северной, западной и южной на некотором расстоянии новые стены, так что храм Боголюбского оказался как бы в футляре. Соответственно указанному расширению храма расширены были и алтарные абсиды в храме. В образовавшейся с трех сторон галерее вел. князь устроил усыпальницу князей, княгинь и святителей, бывшие до сего времени в храме гробницы были перенесены в новую усыпальницу. Так как собор расширился, то вместо одной главы вел. князь устроил еще четыре и покрыл их золотом. 11 августа 1189 г. храм был освящен епископом Ростовским, Суздальским и Владимирским Лукою.

В 1193 г. Успенский собор снова едва не был истреблен пожаром; к счастью, пожар коснулся только наружных украшений, которые вскоре были возобновлены вел. князем Всеволодом.

7 февраля 1238 г. татары взяли г. Владимир и, выломав двери собора, бросились на расхищение драгоценностей храма. Заметив скрывшееся на хорах великокняжеское семейство, они подумали, что там скрыты самые ценные сокровища, но вход туда был тайный, варвары проникнуть не могли и зажгли храм. От этого пожара погибло великокняжеское семейство, исчезло все благолепие храма, только чудотворный образ Богоматери остался невредим, хотя и лишился украшений. После татарского погрома для Успенского собора настал 75-летний период покоя (1237-1412 гг.). Можно думать, что за этот длинный промежуток времени собор понемногу украшался, так как Владимир до 1328 г. продолжал быть столицею великого княжества. В нем немалое время пребывали всероссийские митрополиты: Кирилл, Максим и св. Петр. Да и с перенесением столицы и митрополии в Москву Успенский собор не терял своего значения: московские вел. князья до Иоанна III вступали на великокняжеский престол в древнем храме Боголюбского.

К началу XV в. в 1408 г. по повелению вел. князя московского Василия Дмитриевича собор был расписан в пристройках Всеволодовых знаменитыми тогда художниками Даниилом Иконниковым и Андреем Рублевым.

В 1395 г. Успенский собор лишился своей главной святыни – чудотворного образа Богоматери по следующему случаю: в этот год Тамерлан грозил разорением Москве и вел. князь Василий Дмитриевич решил прибегнуть к небесной помощи и повелел перенести из Владимира в Москву чудотворный образ Богоматери. 26 августа икона была принесена и поставлена в Успенском Московском соборе. Надежда князя оправдалась: в этот самый день неприятель бежал из России. Чудотворный образ был оставлен в Москве, а на место его во Владимирском Успенском соборе была оставлена точная копия, писанная рукою св. Петра, митрополита Московского и всея России, чудотворца.

В 1412 г. внезапно на Владимир напал казанский царевич Талыч. Город был предан огню и мечу; собор не сделался жертвою пламени, но не избег разорения. В начале XVII ст., по свидетельству одной соборной рукописи, собор пришел в полное запустение, в нем все обветшало…

В 1645 г. при царе Михаиле Федоровиче патриархом Иосифом были приобретены нетленные мощи св. благов. князя Георгия и положены на вскрытии в серебряной вызолоченной раке, которую патриарх устроил собственным иждивением. В 1702 г. при Петре Великом обретены были нетленными и положены на вскрытии мощи св. благ. князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба. Со времени открытия св. мощей угодников божьих в соборе начался целый ряд обновлений и украшений – то от усердия частных лиц, то от щедрот царственных особ, то на средства собора. Так, в 1708 г. царский стольник Григорий Племянников в благодарность за чудесное исцеление от неизлечимой болезни обновил и украсил обветшавший собор: иконостас и иконы храма обновил, вместо Благовещенского придела устроил новый в честь Знамения Пресвятой Богородицы, окна в алтаре и храме расширил и для поддержания древних стен храма устроил контрфорсы.

В 1734 г. собор был покрыт железом по железным стропилам и решетнику; при сем крыша взамен фронтовой была устроена шатровая на 4 ската; по всем обводам сделаны новые кирпичные накладки и окна в куполах были заложены кирпичом аршина на два. В 1744 г. открыта во Владимире епископская кафедра, и соборный храм снова стал кафедральным.

В 1767 г., по пути из Казани, посетила Владимир и соборный храм императрица Екатерина II. Заметив бедность древнего храма, она повелела отпустить 14 000 руб. на его украшение, утварь и облачения священнослужителей, и в рескрипте на имя епископа Владимирского Павла рекомендовала «хранить и поддержать древность сего здания наилучшим образом». К сожалению, не выполнено было повеление императрицы поддержать старину: соборный храм был украшен в совершенно новом стиле. Новый величественный иконостас устроен в итальянском стиле, иконы в нем – итальянской живописи; сохранившаяся на стенах древняя стенопись частью была сбита, частью заштукатурена, а то и забелена. Преосв. Иероним распорядился оклады и венцы с ветхих образов и царских дверей и из ризницы серебряные и золотые вещи сплавить; сделаны 8 больших лампад к местным образам, остальное поменяли на монету – 1891 руб. 28 коп. Обновленный в таком виде собор был освящен в 1774 г. 25 мая. При этом освящении южный придел, бывший во имя вмч. Георгия, освящен в честь благ. князя Глеба, а северный, бывший Знаменский, в честь князя Андрея; теплый придел, бывший во имя св. Пантелеймона, освящен в честь благ. князя Георгия; бывший на хорах в честь св. муч. Антипия упразднен.

При высокопреосвященном Феогносте в 1880 г. с разрешения Св. Синода приступлено было к возобновлению живописи главного соборного алтаря, которая пришла в ветхость; в 1881 г. эта работа была окончена. Затем было решено украсить живописью древнего характера всю внутренность собора, как это было в прошедшие времена. Владыка распорядился произвести исследование, не найдется ли где древних изображений, оставшихся от прежней живописи собора. Действительно, во многих местах храма частью под краской, частью под штукатуркой, частью за иконами и иконостасом открыто было несколько лицевых изображений и орнаментов, восходящих по характеру своему к XII в. Решено было восстановить эту древнюю стенопись, а новую стенопись сделать в строгом соответствии с древней. Работы были поручены иконописцу села Палеха Н. М. Сафонову, эскизы которого были одобрены археологической комиссией. Такою живописью был расписан весь собор в постройках Андрея Боголюбского.

За это время внутренней реставрации собора исправлены были и приведены в первоначальный вид и все многочисленные гробницы князей и святителей, кои погребены были в соборе. Тогда же было устроено и отопление собора, давшее возможность совершать в нем богослужение и в зимнее время. Для завершения дела оставалось восстановить прежнюю форму собора и с наружной стороны. На соборе было пять глав, но форма их (луковичная) была уже позднейшего московского времени. Позолота центральной главы от времени и неоднократных пожаров потускнела и почернела; крыша на соборе была шатровая, а не фронтовая по сводам, как была издревле; узкие византийские окна были расширены; по углам стояли 4 контрфорса, нарушавшие красоту соборной архитектуры; белый камень, из которого сложен собор, во многих местах от времени выветрился и выпал; мелкие лепные украшения отвалились. Чтобы придать древний вид собору, все это нужно было исправить.

В 1891 г. работы были кончены: над древним собором сияет вновь позлащенная глава древней формы; по углам собора главам возвращена прежняя форма, но позолотить их не оказалось средств; кирпичная накладка над сводами собора снята, крыша сделана дуговая по сводам и украшена вызолоченными подзорами. А так как вследствие снятия кирпичной накладки здание освободилось от громадной тяжести, то оказалось возможным отнять от стены собора контрфорсы, портившие его красоту. Окнам собора придана прежняя форма; весь испортившийся белый камень заменен новым; наружные украшения собора по возможности восстановлены. Все эти работы стоили около 90 000 руб.

В воздаяние хвалы и благодарения Господу Богу за благоуспешное окончание трудных и разнообразных работ по обновлению соборного храма, 29 сентября 1891 г. совершено было священное торжество, привлекшее на этот день в обновленный собор массу усердствующих из разных городов, почитателей священной старины и простых богомольцев.

Непосредственно к Успенскому храму с северной стороны примыкает теплый собор. Храм этот был первоначально в честь св. Пантелеймона, а в 1774 г. переименован в честь св. благ. князя Георгия. Иконостас здесь был самый бедный, без всяких украшений, но в нем был замечателен древний образ св. князя Георгия Всеволодовича, снятый с его гробницы. Кем и когда был устроен этот храм, неизвестно. Этот теплый придел был разобран и упразднен в 1864 г.

В 1860 г. устроена была крытая галерея, соединяющая собор с колокольнею, по рисунку, подходящему к стилю главного храма. Из этой галереи и был устроен новый теплый храм с престолом в честь вел. князя Георгия. Здесь же был устроен придельный престол в честь Архистратига Михаила. В этом храме совершалось богослужение в зимнее время, пока не устроено было отопление Успенского собора в 1885 г.

Непосредственно к теплому храму с северной стороны примыкает соборная каменная колокольня; прежде колокольня была на другом месте. В 1197 г., по примеру вел. князя, епископ Ростовский и Владимирский Иоанн на своем дворе построил церковь в честь Богоотец Иоакима и Анны на вратах, ведущих в Успенский собор, эти врата находились к западу от Успенского собора. На них впоследствии был наложен третий этаж в виде шатра, в коем и помещалась соборная колокольня. Здание это существовало до 1806 г.; в этом году оно было разбито молнией и по распоряжению епископа Ксенофонта было разобрано. Настоящая же каменная колокольня построена в 1810 г. при том же епископе Ксенофонте.

Престолов в соборе пять: главный престол в большом (Андреевском) храме – в честь Успения Пресвятой Богородицы, на северной стороне (во Всеволодовой пристройке) – во имя благ. князя Андрея Боголюбского; на южной стороне - во имя благ. князя Глеба; в бывшем теплом храме главный престол – во имя благ. князя Сергия и придельный – во имя Архистратига Михаила. Над главным престолом в честь Успения Пресвятой Богородицы устроена еще в XVIII ст. величественная резная позлащенная сень с надписями из св. писания.

Главная святыня собора – чудотворная икона Богоматери помещается по левую сторону царских врат большого алтаря, в бронзовом створчатом киоте, украшена жемчужною ризою с драгоценными камнями; венец украшен бриллиантовою наверху короною. На серебряных позолоченных полях – восемнадцать дробниц с черневыми изображениями Св. Троицы, Иоанна Предтечи, Николая чудотворца, Московских Святителей, Владимирских чудотворцев и других угодников Божьих. Другой чудотворный в соборе образ – Максимовская икона Божией Матери, во весь рост, с изображением в небольшом виде митрополита Максима, приемлющего из рук Богоматери омофор. Этот образ украшен серебряною вызолоченною ризою с жемчужным убрусом. Третий чудотворный образ – Знамения Пресвятой Богородицы, написан по явлению, бывшему в 1646 г. жителю слободки Быковки Сергею Иовлеву, который страдал с малолетства расслаблением и не имел возможности ходить. Как скоро написан был этот образ и поставлен в особой часовне, расслабленный по отправлении молебствия получил исцеление. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича этот образ с крестным ходом был перенесен в Успенский собор.

Кроме этих чудотворных икон, в соборе находятся: 1. образ св. благов. князя Георгия, древний, он прежде находился на гробнице князя; при возобновлении собора в XVIII ст. поставлен в иконостасе пристроенного храма; 2. образ Спасителя – высокой греческой живописи, взят из упраздненного Муромского Борисоглебского монастыря; 3. картина «Крещение киевлян в Почайне», написанная в 1813 г. итальянцем Тончи в признательность за исцеление его во Владимире от смертельной болезни, постигшей его на пути из Москвы во время бегства от французов. По отзывам знатоков, в 1835 г. эта картина оценивалась в 50 000 руб. ассигн.

Утварью, ризницей, богослужебными книгами собор снабжен достаточно. Собор пользуется процентами с капитала в 1150 руб.; кроме сего, получается из гос. казначейства ежегодно 300 руб. на устройство церковной ризницы. К собору приписана так называемая «Владимирская часовня», построенная и освященная в 1797 г. для сбора доброхотных даяний в пользу собора. В 1891 г. эта часовня обращена в церковь; в ней устроен престол в честь св. муч. Антипия, в память престола того же имени, существовавшего в соборе на хорах и упраздненного преосвящ. Иеронимом в 1774 г.

Причта в соборе по штату положено: настоятель, ключарь, два священника, протодиакон, два диакона, два иподиакона, два псаломщика. На содержание причта получается из гос. казначейства 2 303 руб. и проценты с билетов, положенных разными лицами на вечное поминовение, до 300 руб. в год. Кроме сего, с усадебной земли, находящейся в разных местах, около 30 руб. в год. Планы и писцовые книги на эту землю имеются. Церковных домов для причта нет.

В соборной ограде устроен каменный одноэтажный дом в 1871 г. (расширен в 1889 г.) для приюта бедных странников и богомольцев. Этот странноприимный дом содержится на средства благотворителей, а частью на проценты завещанного разными лицами в пользу его капитала в 11 100 руб. Здесь в особой зале постоянно совершается чтение псалтири и поминовение почивших в соборе князей и святителей.

В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

Комментарии и обсуждение

Интересный факт: в 2001 году в России выпущена почтовая марка, посвященная Успенскому собору.
3 сентября 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.