Церковь Спаса Преображения стала типичной для периода домонгольского зодчества во Владимиро-Суздальском княжестве. Точное месторасположение храма описывается как место, на котором в середине 1164 года великий князь Андрей Боголюбский выстроил для себя собственный княжеский двор, в состав которого входила небольшая церковь, выстроенная из белого камня. Сразу после ее возведения было принято решение об освещении храма в честь Спаса. Спустя некоторое время был основан Златовратский Спасский монастырь, существование которого продлилось вплоть до 1764 года.
Первоначально еще деревянный храм Спаса Преображения был четырехстолпным, с тремя апсидами, а также квадратным. Завершение храма было осуществлено при помощи одной небольшой главки. Археологические раскопки, которые проводились под руководством профессора Воронина Н.Н., указали, что нововыстроенный каменный храм был выставлен на фундамент прежнего деревянного храма, но при этом использовался белый камень, примененный в нижней части стен.
На сегодняшний день существует церковь, выстроенная под конец 18 столетия на месте более ранней деревянной, которая полностью сгорела в 1778 году. В период возведения кирпичной церкви Спаса Преображения рабочие старались несколько подражать старинным формам, включая аркатурно-колончатый пояс, имитацию под белокаменную кладку, членение фасадов при помощи лопаток, а также перспективные порталы. Стоит отметить, что храмовые фасады имеют ордерное членение, а над большими оконными проемами расположены сандрики, находящиеся в сложно оформленных наличниках. Завершение четверика оформлено узорчатым многопрофильным карнизом. Описанные приемы свидетельствуют о наличии барочной традиции, столь характерной для того времени. Важным свойством храма Спаса Преображения является динамичное завершение верхней части путем поднятия кровли, над которой круто возвышается восьмигранный двухъярусный барабан, венчание которого осуществлено при помощи луковичной главки. С восточной стороны к храмовому объему тесно примыкает внушительных размеров апсида. В результате строительства получился интересный объект, наглядно представляющий соединение приемов барокко и домонгольской архитектуры.
Главный храмовый объем представляет собой бесстолпный двусветный высокий четверик, который имеет перекрытия, оформленный сомкнутым сводом с проходом, ведущим в световой барабан. В результате примененных приемов получается максимально просторное и светлое пространство. Имеющиеся три проема, оформленные в форме арок, ведут в большую апсиду, которая представлена в виде конхи с внутренними оконными распалубками.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11800