ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Владимир. Княгинин женский монастырь.


Владимир. Княгинин женский монастырь
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: 1200.
Епархия: Владимирская митрополия. Владимирская и Суздальская епархия
Адрес:
г. Владимир, посёлок Воровского, 37.-а.

Координаты: 56.13114, 40.39909
Ссылки: Официальный сайт 





Сортировка:

Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Турбаев РоманАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 апреля 2018
Княгинин женский монастырь, Слева - Казанская церковь, справа - Успенский собор, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Слева - Казанская церковь, справа - Успенский собор
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, Вид из-за северной ограды. Слева - Успенский собор, справа - Казанская церковь. На заднем плане - Никитская церковь., Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Вид из-за северной ограды. Слева - Успенский собор, справа - Казанская церковь. На заднем плане - Никитская церковь.
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
7 февраля 2009
Княгинин женский монастырь, Общий вид с Юго-Востока, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Общий вид с Юго-Востока
Олег Щёлоков
24 марта 2005
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
август 2001
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Андрей Агафонов
1 апреля 2000
Княгинин женский монастырь, Калитка и врата монастырской ограды., Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Калитка и врата монастырской ограды.
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, Келейный корпус монастыря., Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Келейный корпус монастыря.
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Евгений ЕрмаковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 октября 2020
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
uchazdnegАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
21 июля 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
27 января 2012
Княгинин женский монастырь, Фотоснимок с дореволюционной карточки, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Княгинин женский монастырь, Фотоснимок с дореволюционной карточки, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фотоснимок с дореволюционной карточки
Алексей Кротов
1 июля 1917
Княгинин женский монастырь, http://нэб.рф/catalog/000199_000009_001836614/viewer/, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_001836614/viewer/
Андрей Агафонов
1913
Княгинин женский монастырь, Успенский Княгинин девичий монастырь. Юго-восточная панорама. Кукушкин В. Г. 1876 - 1881 г. г. , Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Успенский Княгинин девичий монастырь. Юго-восточная панорама. Кукушкин В. Г. 1876 - 1881 г. г.
Сергей Ковров
1881
Княгинин женский монастырь, 1880-е годы., Владимир, Владимир, город, Владимирская область
1880-е годы.
Алексей Кротов
1 апреля 1880
Княгинин женский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг., Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг.
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Княгинин женский монастырь, Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг., Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1913-1917 гг.
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
Княгинин женский монастырь,  Фото с сайта Eto,Retro.ru, Владимир, Владимир, город, Владимирская область
Фото с сайта Eto,Retro.ru
Жукова АннаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
Олег Щёлоков 27 декабря 2006

С 1200 г. в списке монастырей Владимирского края значится Успенский Княгинин монастырь. Монастырь основала в 1200 г. первая супруга великого князя Всеволода Георгиевича (Юрьевича) - великая княгиня Мария Шварновна. В 2000 г. праздновалось 800 лет со дня основания этой, одной из самых известных русских обителей. Устроительница Княгинина монастыря (в иночестве - схимонахиня Марфа) явила собой образ русской святости. В лике святых прославились и ее потомки - сыновья Георгий, Ярослав (в святом крещении - Феодор), Святослав и Константин Всеволодичи, внуки Александр Невский и Феодор (сыновья от Ярослава), Василько (от Константина), сыновья Георгия, правнук по линии Александра Невского - Даниил Московский и другие. Сама Великая княгиня Мария также прославлена в соборе святых в земле Владимирской просиявших. В древности Княгинин монастырь был одним из самых известных и богатых. Наименование монастыря связано как с фактом его основания великой княгиней Марией Шварновной, так и с традицией погребения в стенах главного собора обители, посвященного празднику Успения Божией Матери великих княгинь и их дочерей. Здесь находятся захоронения самой основательницы, ее сестры Анны, дочери великого князя Александра Невского Евдокии и его жен Вассы и Александры, супруги Ярослава Всеволодича Елены. В более позднее время здесь упокоилась сестра первооткрывателя Антарктиды, адмирала М.П. Лазарева - В.П. Лазарева. Как видим, история монастыря тесно связана и с важнейшими событиями русской истории, и столичным статусом г. Владимира в древности. 

В 1411 г. во время нашествия на Владимир татар под предводительством церевича Талыча обитель была разорена. Возрождение монастыря начинается лишь в XVI веке. Среди вкладчиков монастыря упоминаются великий князь Василий Иоаннович, цари: Иоанн Грозный, Михаил Феодорович, Алексей Михайлович. В Княгинином монастыре некоторое время пребывала супруга царевича Иоанна (сына Иоанна Грозного) - Пелагия Михайловна. С 1606 г. в монастыре проживала также дочь царя Бориса Годунова Ксения, впоследствии принявшая иночество с именем Ольги. В XVII веке в монастыре имелись особые царицыны хоромы, за содержание которых отвечал владимирский воевода.  С начала XVIII века в результате реформ Петра I и в дальнейшем Екатерины II монастырь переживает период некоторого упадка. Новый этап возрождения обитель испытывает в ХIХ - нач. XX веков. На этом этапе для монастыря характерной чертой становятся дела благотворительности и милосердия. В 1876 г. в ней создали больницу для малоимущих. В 1889 г. здесь открылась церковно-приходская рукодельная школа для девочек из бедных семей. В 1900 г. монастырь торжественно отметил 700-летие своего исторического бытия. 

В 1923 г. Княгинин монастырь был принудительно закрыт репрессивными органами советской власти: ликвидация монастыря производилась в течении восьми месяцев с марта по ноябрь 1923 г. и сопровождалась разграблением имущества обители и ее насельниц. Монахини были изгнаны из своих келий, отданных под заселение ответственным работникам аппарата советской власти и компартии. В связи с закрытием монастыря и созданием поселка для новой бюрократической элиты ликвидировали также и монастырское кладбище. В 1923 г. Княгинин монастырь как территориальную единицу в границах города переименовали в поселок имени Воровского. 

В 1992 г. Успенский Княгинин монастырь был вновь возрожден как иноческая женская обитель Владимирской епархии. Настоятельницей монастыря стала монахиня Антония (Шаховцева). В Успенском соборе Княгинина монастыря, чудесно расписанном в XVII в. артелью знаменитых мастеров, находятся величайшие духовные святыни русского народа - икона Боголюбивой Божией Матери (первое русское иконописное изображение, созданное по указанию св. блгв. кн. Андрея Боголюбского) и мощи святого мученика Авраамия Болгарского.

Из книги: Минин С.Н., священник. Очерки по истории Владимирской епархии. (X-XXвв.).- Владимир: 2004. С. 11-13


 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 15 марта 2007

Княгинин Успенский монастырь, 1 класса, в городе Владимире. Основан в 1199 году княгиней Марией (в иночестве Марфой), супругой великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича. В 1311 году монастырь был разорен татарами; возобновлен в начале XVI века; в 1855 году пострадал от пожара; в 1865 году возобновлен. Монастырский соборный храм — в честь Успения Божией Матери с приделами Благовещенья и Рождества Христова. Здесь почивают мощи Аврамия Болгарского (см. 1 апреля) и погребены княгиня Александра, первая супруга Александра Невского, княгиня Васса, вторая его супруга и дочь Евдокия. За левым клиросом на столпе помещается древняя икона святого мученика Аврамия; она служила иногда вместо гробовой доски над мощами страстотерпца. Здесь же находится гробница княгини Марии, основательницы монастыря, и других князей и княгинь, здесь погребенных.

Построенный в 1200 году, Успенский собор много раз переделывался; после окончательной реставрации он был освящен 1902 году. Любитель древне-русского искусства найдет здесь весьма много примечательного. Стены расписаны сверху до низу. Здесь и Страшный суд, и праздники двунадесятые, и символы веры, и акафист Божией Матери. Акафист начинается на южной стене от иконостаса и идет в два ряда до западной стены, которая занята по обычаю изображением картины Страшного суда и оканчивается на северной стене, где картины акафиста тоже идут в два ряда. В алтаре на своде изображена песнь: «Ныне силы небесныя», где ангелы в церковных облачениях совершают великий выход с дарами. Из икон замечательны в особенности те, которые составляют дар патриарха Иосифа: в иконостасе — икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, письма XV века, обложенные по полям басемным серебром. Кроме храма Успения в монастыре стоит отдельно теплая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами святого Иоанна Златоуста и мученика Аврамия. В этой церкви замечательны старинные царские ворота с мелкой резьбой искусной работы XVI века и икона Спасителя, сидящего на престоле с Евангелием в руках, около которого изображены коленопрекланенные в молитвенном положении святой Александр Невский в схиме и мученик Аврамий; икона — дар патриарха Иосифа. Ризница монастыря довольно богата утварью; в ней есть замечательные древние предметы, все — дары патриарха Иосифа. В 3-е воскресенье по Пасхе совершается крестный ход вокруг монастыря. При монастыре школа, рукодельная мастерская и больница.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


 
Алексей Кротов 8 апреля 2017

Успенский Княгинин монастырь появился во Владимире в ту пору, когда Владимирский великокняжеский трон занимал сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич "Большое гнездо", княживший с 1176 по 1212 год. Двенадцать детей родилось в его браке с дочерью чешского князя Марией Шварновной. Боголюбивая Мария Шварновна и стояла у истоков Княгининой обители. После рождения последнего ребёнка в 1198 году княгиня слегла в тяжёлом недуге, уже не оставлявшем её до самой смерти, на протяжении восьми лет. Тогда-то она и задумала устроить женский монастырь, где смогла бы принять монашеский постриг и найти вечное упокоение. В 1200 году был заложен каменный храм на участке, приобретённой Мирией Шварновной в северо-западной части города, рядом с земляным валом, - в сентябре 1202 года собор освятили в честь Успения Пресвятой Богородицы. В марте 1206 года святая благоверная княгиня приняла иноческий образ в новой обители, а спустя восемнадцать дней отошла в жизнь вечную. Похоронили княгиню Марию (в схиме Марфу) в построенном её заботами соборе. Как существовал первые три века монастырь, мы не знаем - ценнейший монастырский архив пропал в начале ХVII века, в эпоху русской Смуты, о чём есть указание в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича от 1650 года.

Полагаясь на косвенные летописные свидетельства, мы можем обозначить лишь два трагических события в ранней истории обители. Первое из них датируется 1238 годом, когда взявшие Владимир татары учинили в нём резню, а напоследок сожгли город. Второе относится к 1411 году - в том несчастливом году кочевники вновь "град пожгоша". Огонь бушевал с такой силой, что от него "колокола разлияшася". Видимо, около того времени был разрушен и монастырский собор, а сама обитель пришла в полное запустение. Во всяком случае, в жалованной грамоте великого князя Московского Василия III Иоанновича от 1512 года монастырь назван "новым". Именовали его тогда ещё и "новодевичьим", а это доказывает, что на рубеже ХV-ХVI веков обитель была возобновлена на практически пустом месте. В ХVI-ХVII Княгининская обитель видела в своих стенах представительниц царских семейств, появившихся здесь при печальных обстоятельствах... Так во второй половине ХVI века в обители подвизалась инокиня Параскева, в недавнем прошлом царевна Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Иоанна Иоанновича, сына Иоанна Грозного, за бездетность свою в 1579 году постриженная в монахини. Вторая известная насельница - дочь Бориса Годунова Ксения, в иночестве Ольга, помещённая в Успенский монастырь при царе Василии Шуйском. То есть Княгинин монастырь и в новое время вполне оправдывал своё первоначальное имя. При всём при том, что будучи возобновлён заново, определение "Княгинин" он утерял, вернув его лишь в 1900 году.

До 1640-х годов монастырь пребывал в скудости, средств катастрофически не хватало, а потом, к счастью, нашёлся щедрый благотворитель - Патриарх Иосиф. В обители тогда появилась шатровая колокольня, выросла ограда с воротами, монастырская ризница пополнилась новой утварью, было устроено покрытие приделов Успенского собора... Но самое главное, с нашей сегодняшней точки зрения главное, - в 1647-1648 годах алтарь, столпы, стены, своды и барабан соборного храма украсились сплошной росписью, в стилистистеском отношении наследующей росписи Успенского собора Московского кремля. Мы знаем имена по крайней мере двух мастеров, участвовавших в украшении Успенского собора Княгинина монастыря, - их автографы были обнаружены при открытии записанных в ХIХ веке фресок. Это - жалованный иконописец Марк Матвеев и ярославский мастер Степан Ефимьев. Согласно автографу первого, он работал "со товарищи" - считается, что именно Марк Матвеев руководил артелью мастеров, выполнивших росписи в Успенском соборе. Это была его последняя работа - в 1648 году выдающийся богомаз скончался. Предыдущим же документированным трудом Марка Матвеева и Степана Евфимьева были росписи Успенского собора Московского Кремля.

В середине ХVIII столетия Княгинин монастырь не испытывал недостатка в средствах: неплохой доход ему давали монастырские земли, коих, согласно сохранившимся документам, у него хватало уже и веком раньше. Имелись территории и в самом городе, они сдавались в аренду местным жителям. После секуляризационной реформы 1764 года Княгинин монастырь причислили ко второму классу - не самый плохой вариант по тем временам. О внезапно нагрянувшей нищете говорить не приходится. Свидетельством тому - строительные работы конца ХVIII - начала ХIХ вв. Известно, что в 1781 году Успенский собор был реконструирован - на наполовину срубленную древнюю главу поставили узкий восьмигранный барабан, увенчав его новой главой - луковичной. Причины, подвигшие тогдашнее монастырское начальство на эту переделку, в мгновение ока разрушившую "золотое сечение" храма и, вообще говоря, изуродовавшую его, нам не ясны, но она состоялась - а значит, и деньги на неё сыскались. Тогда же, видимо, новая четырёхскатная крыша скрыла чудесные ярусы кокошников, обрамлявшие барабан. Чуть позже, в начале 1790-х годов, разобрали - ввиду намеченного строительства новой колокольни - старую "патриаршью" колокольню, примыкавшую к юго-западному углу собора; в 1820-х годах нижний её ярус вошёл в состав паперти, пристроенной к храму с запада. В середине 1850-х годов монастырь пострадал от большого пожара - и едва ли наибольшие беды тогда достались на долю Успенского собора. Во всяком случае, в 1867-1869 годах древние фрески были записаны - "с сохранением типа древних фресок". "Древние фрески" по окончании этой процедуры просто исчезли. Между тем новый ХХ век монастырь встретил в цветущем состоянии - в 1900 году, в ознаименование 700 летия, его возвели в первый класс с возвращением старого имени "Княгинин"; в нём подвизались около тридцати монахинь и до сотни послушниц; обитель славилась своими рукодельницами; с 1889 года в ней действовала церковноприходская школа для девочек со специализацией всё по тому же рукоделию; имелись больница и аптека...

В 1923 году Княгинин монастырь был упразднён. Монахинь вышвырнули на улицу, храмы передали музею, кельи приспособили под жильё. Несмотря на музейный статус Успенского собора, советская жизнь его была странной, двойственной - с одной стороны, в 1924-1925 годах известный реставратор П.Д. Барановский вернул ему по возможности первоначальный вид, ликвидировав все "новшества", а с другой - уже с конца 1920-х годов храм использовался под зернохранилище. Его росписям на пользу это не пошло: в алтаре они и вовсе оказались испорчены. Уже в 1945-1946 годах начались серьёзные работы по открытию и реставрации древних росписей; продолжались они в 1966-1983 годах - в конце концов фресковый ансамбль был восстановлен в его первозданной красоте. А в 1992 году Успенский монастырь вернули Церкви, и в нём началось возрождение монашеской жизни.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №180, 2016 г.


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 21 марта 2025

«…Успенский Княгинин девичий монастырь основан княгиней Марией Шварновной, женой Всеволода Большое Гнездо, на рубеже ХІІ-ХІІІ веков. В 1199 году в обители началось строительство Успенского собора из кирпича-плинфы. В XVI веке храм был перестроен в традициях московского зодчества. Из летописей известно о погребении в нем в ХІІІ столетии его устроительницы княгини Марии, второй жены Всеволода ІІІ Анны, жены и дочери Александра Невского. С 1230 года здесь находятся мощи святого Авраамия Булгарского. По преданию, этот человек добывал для владимирского князя секретные сведения во вражеском стане волжских булгар и был казнен.

В храме хранится православная святыня Боголюбовская икона Божией Матери. Созданная около 1158 года по повелению князя Андрея Боголюбского, она считается первой иконой, написанной на Русской земле. С иконой связывают предание о явлении Богородицы князю Андрею в 1155 году. Фресковая роспись была выполнена московскими «государевыми иконописцами» во главе с мастером Марком Матвеевым, известным своей работой в Успенском соборе Московского Кремля. Для его искусства характерны основные черты живописи XVII века: жизнерадостная красочность, многосложная композиция, изображение реальных бытовых подробностей. Успенский Княгинин девичий монастырь действующий…»

Источник: Владимир. Боголюбово. Владимир: Издательство «КИТ», издатель А.В. Вохмин, 2007


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 15 июня 2025

Княгинин монастырь в 1918-1938 гг.

В начале XX в. в г. Владимире было два действующих монастыря: мужской Рождественский и женский (девичий) Княгинин. Закрытые в первые годы советской власти, оба они теперь возвращены церкви. Возобновилось богослужение в Успенском соборе Княгинина монастыря, памятнике архитектуры начала XVI в., построенном на месте храма 1200 г. Древняя история обители и ее архитектурных памятников относительно изучена и описа­на исследователями прошлого и нынешнего веков. А вот об истории монастыря после 1917 г., сохранившейся в документах Государственного архива Владимирской области, прежде никто не писал.

Княгинин монастырь, подобно многим другим, по декрету от 23 января 1918г. перешел в собственность государства. Декрет нарушил неприкосновенность храмов. Испытал на себе это и Княгинин монастырь. В октябре 1918 г. он подвергся обыскам и реквизициям: 21 октября был произведен обыск в келье настоятельницы, которой в 1917 г. стала Олимпиада Медведева, и у некоторых сестер; 1 ноября - конфискация продуктов — муки, соли, керосина и некоторых обиходных вещей — самовара, столовых приборов. На следующий день горсовнархоз конфисковал двух коров и сено, а еще через день - всю кухонную посуду, затем — мягкую и прочую мебель. Настоятельница и Епархиальный совет жаловались в губернский отдел юстиции на незаконность этих акций, так как далеко не на все реквизированные вещи были получены расписки. Когда в начале 1919 г. уездный совет попытался выяснить, почему так произошло и куда девались вещи и продукты, оказалось, что совершивших эти реквизиции лиц в городе уже нет и выяснить ничего нельзя, а можно только «предположительно сказать, что вещи эти вошли в общую массу реквизированного ... сданы в городской центральный склад».

Другое знаменательное событие времени — вскрытие мощей святых. Во Владимире оно проводилось раньше, чем в других епархиях. В Княгинином монастыре 11 февраля 1919 г. состоялось вскрытие мощей мученика Аврамия.

3 марта 1919 г. управление монастыря просило горисполком пере­дать храм и имущество монастыря местным жителям, «которые пожелали бы взять его в бесплатное пользование». Таких жителей оказалось 491 лицо, а кроме того, 135 лиц, проживающих в монастыре. 1 апреля к ним прибавилось еще 377 человек. 19 мая 1919 г. губернс­кий отдел социального обеспечения решил изъять у монастыря трапез­ную, больницу и келью игуменьи для детского приюта и сада, а на месте кладбища устроить детскую площадку. Это означало бы уничтожение монастыря. За него вступились многочисленные жители города, отправив в отдел юстиции письмо с подписями на двух страницах большого формата, в два столбца. 17 августа 1920 г. было подписано соглашение на пользование храмами монастыря и колокольней. 190 человек приняли на себя «права и обязанности» по отношению к ним.

В 1922 г. продолжаются реквизиции в монастыре. 25 января 1922 года детский дом «Интернационал» взял «во временное пользование» котел, кухонные столы и скамьи. 1922 год — время тотального изъятия церковных ценностей в масштабе всей страны под предлогом помощи голодающим. Но прежде чем состоялась комиссия по изъятию, монастырь добровольно делает многочисленные пожертвования. 25 февраля 1922 г. в губернскую комиссию Помгол перечислено было от игуменьи и сестер 2 млн. рублей личных пожертвований. 3 апреля комиссия изъяла в монастыре более 2 пудов 1 фунта серебра. В июне состоялось еще дополнительное изъятие — более 6 пудов 13 фунтов ценностей.

В комиссию по изъятию входил заведующий губмузеем А. И. Иванов, поэтому наиболее древние и художественные вещи были оставлены за музеем и таким образом сохранены. Изъятое же передавалось в губернский финотдел. 4 января 1923 г. монастырь подвергся обыску с целью обнаружения контрреволюционной переписки.

1923 год — время окончательной «ликвидации» монастырей. Вновь трудится в поте лица комиссия по изъятию. 26 июня 1923 г. такая комиссия работала в Княгинином монастыре. Часть предметов передавалась музею, все остальное поступало в распоряжение ликвидационной ко­миссии и употреблялось по-разному. Многое было «реализовано», т.е. продано частным лицам, а вырученные деньги переданы в губОНО, в артель инвалидов, ковровый трест, горкоммунхоз и т.д. В монастыре не оставили даже нот, принадлежавших певчим хора. Здания монастыря передавались губмузею. Монахи из монастырей в это время выселяются, часто насильственно. Есть такие сведения о Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале; сопротивляющихся отправляли под арест. 4 августа 1924 г. состоялось совещание при губплане о передаче губмузею памятников архитектуры с прилегающей землей в масштабах всей губернии. Успенский монастырь решили передать не весь, без жилых и хозяйственных строений, оставив из них только сторожку. Заведующий музеем А.И. Иванов высказал «особое мнение» - что необходимо передавать все строения в ограде, так как иначе не будет средств на содержание памятников. Однако жилые кельи и прочее муниципализировали и отдали под жилье. На территории монастыря образовался так называемый поселок и жилищно-арендное кооперативное товарищество (ЖАКТ) им. Воровского. В 1924 г. Успенский собор монастыря осматривал специалист Главнауки архитектор П. Д. Барановский. Собор попал в поле его зрения в связи с делом Рождественского собора в бывшем Архиерейском доме. Рождественский собор собирались сломать под предлогом нужды в строительном материале для сельской школы. Музей пригласил для экспертизы собора как памятника П. Д. Барановского, и тот, чтобы сохранить собор, нашел другое решение: сломать поздние пристройки к Успенскому собору Княгинина монастыря. Осмотрев здание, он решил его реставрировать: снять позднюю накладную главу. В 1924 г. и летом следующего года эти работы были сделаны, а также расчищены своды по закомарам; приделы же и паперти сохранены.

В 1926 г. комиссия губмузея и губфинотдела осматривала в Успенском соборе церковные вещи для их оценки. В том же году ЖАКТ поселка им. Воровского ходатайствовал об уничтожении мо­настырского кладбища, с которого еще в 1924 г. коммунальный отдел увез памятники и ограды, «чтобы это место можно было использо­вать под детскую спортивную площадку», которая и была устроена.

В 1928 г. разворачивается кампания по сломке колокольни и ограды, которые уже не числились памятниками архитектуры. К лету сломали башню, а колокольня и стена стояли до 1932 г. Последнее постановление горсовета о колокольне состоялось 11 апреля 1932 г.: «Предложить горкомхозу немедленно приступить к разборке... Полученный строительный материал — кирпич, щебень, железо обратить на постройку 50-квартирного дома». В 1928 г. теплая Успенская церковь была сдана губернскому архивному бюро, а затем и совсем перешла к нему. Успенский собор использовался в это время как музейный склад. В конце 1928 г. музей, после закрытия двух церквей (Ильинской и Сергиевской) заполнил их имуществом Успенский собор монастыря, и даже просил отдать ему под этот склад еще Николо-Кремлевскую церковь.

В 1929 г. городские власти усиленно ищут помещения под хлебные склады. В список потенциальных складов попал и Успенский собор. Его срочно освободили от музейных вещей и заняли под зернохранилище. В 1931 г. иконостас собора, который еще стоял на своем месте, предназначается для смывки позолоты.

В 1938 г. из зданий монастыря за музеем числится один Успенский собор, где продолжал оставаться склад хлебофуража; Казанская церковь принадлежит архиву, колокольня сломана, на месте кладбища детская площадка и сад, а на территории монастыря поселок им. Воровского.

Особенного внимания заслуживает судьба древней святыни Княгинина монастыря — мощей мученика Аврамия Болгарского. Монастырь стал их вместилищем с самого начала обретения — с 1230 г., когда тело убиенного мученика принесли из Волжской Болгарии во Владимир и в каменном гробе положили в Успенском храме. В описи монастыря за 1665 г. гробница мученика Аврамия упоминается в Благовещенском приделе собора, на правой стороне у царских дверей. Предполагают однако, что первоначально фоб находился в самом храме, а в придел попал во время какого-то из татарских набегов ради сохранения святыни. Когда опасность миновала, мощи оставили в приделе; гроб уже был не каменный, а деревянный. Верхнюю доску закрытой гробницы украшало живописное изображение святого. В 1711 г. мощи перенесли из придела в храм, переложили в новую деревянную раку и поставили «на вскрытии у северной стороны правого столба». Верхнюю доску от прежнего фоба с образом мученика поставили с северной стороны левого столба. Это переложение мощей происходило 11 мая, в «неделю о расслабленном», и с тех пор в местной церковной традиции это воскресение принято называть «Аврамиевым». С 1785 г. установлено в этот день «крестное хождение» из кафедрального собора в Княгинин монастырь. В 1796 г. деревянную раку и балдахин над ней решили устроить новые, что и было исполнено в 1805 г. В новую раку с балдахином — «четвероугольную, о четырех колонках с капителями», обитую бархатом, мощи переложили в 1806 г. В 1865 г. упоминается переделка верхней доски раки с обивкой ее изнутри малиновым бархатом. К этому времени появилась еще металлическая рака. В 1897 г. над мощами устроена была новая деревянная резная с позолотой сень, на следующий год обвязанная медной решеткой. В особом шкафу хранились железные вериги, которые предание приписывало мученику.

В 1916 г. все сооружение перенесли в теплую Казанскую церковь. 11 февраля 1919 г. состоялось вскрытие мощей Аврамия Болгарского. Производили его два врача-эксперта из губернского отдела здравоохранения в присутствии священников и православного народа. По акту вскрытия «оказалось следующее: мощи помещались в металлической посеребренной раке, сверху лежали покровы из парчи, под которыми обрисовывалась фигура человеческого тела, крестообразно опоясанная широкими шелковыми лентами. По снятии покровов была обнаружена вата, в которой лежала группа костей... Кости были осмотрены подробно, причем они были вынуты из раки и размещены на отдельных столах»... Протокол отметил также наличие свежей ваты, что протоиерей Валединский, присутствовавший при вскрытии, объяснил недавним переложением мощей и переносом их в Казанcкую церковь. Из акта неясно, где происходило действие — в соборе или в Казанской церкви.

После вскрытия мощи Аврамия еще несколько лет оставались в монастыре. 26 июня 1923 г. губкомиссия по ликвидации Успенского женского монастыря передала ряд художественных ценностей в му­зей. Очевидно, в их числе оказалась и рака с мощами Аврамия. Она упоминается в «Описи церковного имущества б. Успенского женского монастыря в б. Успенском кафедральном соборе», составленной 16 августа 1924 г.: «Металлическая рака с мощами мученика Авраамия». Комиссия по оценке церковных вещей в Успенском женском монастыре 23 марта 1926 г. обнаружила «сень деревянную резную, в ней же деревянную резную гробницу из-под мощей у правой колонны в холодном храме, вместе с золоченым деревянным кивотом у той же колонны, без металлической решетки». Позже остатки этой сени оказались в Казанской церкви.

В 1930 г. во Владимирском музее образовался антирелигиозный отдел. Находился он в Георгиевском приделе Успенского собора XII в. Среди материалов этого отдела числились «мощи» Андрея Боголюбского, Глеба, Георгия и Авраамия». В 1931 г. Ивановский облас­тной музей, в состав которого входил в это время районный Владимирский, тоже решил открыть антирелигиозный отдел и получил из Владимира целый ряд экспонатов, в том числе: «1. Мощи Авраамия в деревянном ящике. 37. Фотография раки Авраамия. 38. Шитая икона Авраамия, у мощей (в гробе). 53. Туфелька «святого». Металлическая рака осталась во Владимире. 27 ноября 1931 г. Владимирский музей писал в Ивановский музей: «В числе экспонатов Владимирского музея (антирелигиозный отдел) находилась латунная гробница весом 250 кг с деревянным гробом, в которой находились кости, выда­вавшиеся за нетленные «мощи» Авраамия, находящиеся в настоящее время в Ивановском облмузее. Гробница в настоящее время остается неиспользованной, и приспособить ее к чему-либо не представляется возможным. Музей просит дать свое заключение о передаче ее Металлому». Очевидно, тогда же металлическая рака и поступила в лом. А мощи Аврамия в мае 1940 г. вместе с прочими материалами перешли к вновь создаваемому в Иванове антирелигиозному музею, который просуществовал до 1945 г. Об этом сообщила в ноябре 1993 г. Л. Г. Горбунова, генеральный директор Ивановского музея, в ответ на запрос Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Далее поиски продолжались вновь во Владимире. Оказалось, что в 1946 г. доклад об Аврамии Болгарском сделал Н. П. Сычев, известный искусствовед, в это время живший во Владимире. Следует ли думать, что и уже вернулись? Возможно. Какое-то время они находились в Суздале. Последнее упоминание об этой православной реликвии встречается в музейных документах в 1954 г. 23 августа 1954 г. был составлен Акт о вещах, «подлежащих исключению из инвентарной книги основного фонда Суздальского музея как не имеющих музейного значения» под № 67 значатся «мощи Авраамия Владимирского». Этот Акт не оставляет надежды найти святыню, однако отрицательный результат - тоже результат, и с ним нельзя не считаться.

Источник: Тимофеева Т.П. Лежит в развалинах твой храм... (О судьбах церковной архитектуры Владимирского края (1918–1939). Документальные хроники). - Владимир, 1999.

РусАрх - Тимофеева Т.П. Лежит в развалинах твой храм...



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.