Когда была построена первоначальная церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, точно не известно. В описании стен, построенных вокруг города Устюга в 1438 году, упоминаются Рождественские ворота, на берегу реки Сухоны, находящиеся напротив того самого места, где была Христорождественская церковь. «А от того башенного места до воротного места, что были Рождественские ворота…»
В «Архангелогородском летописце» под 1503 годом упоминается церковь Рождества Христова сгоревшая во время пожара. «В лета 7010. …Того же лета на Устюзе погоре посад от Николы святого. Посаду погорело много, 4 церкви сгорело: Николы святые, Рождество Христово, Афанасея святые и Варвара святая». После пожара Христорождественская церковь была восстановлена, так как под 1515 годом в «Архангелогородском летописце» описано чудесное явление. «В лето 7023. …Того же лета на Устюзе городе месяца июля в 8 день бысть знамение: во церкви Рождества Христова пред иконою пречистые Одигитрия, во олтари за престолом, егда почат святую литоргею, божиим изволением свеча сама загореся, а на завтрее заутрии, и после от тоя же иконы пречистыя Одегитрея миро идяще».
В «Сотной с писцовых книг» за 1630 год упоминаются две деревянные церкви: холодная - во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и теплая – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. «Въ остроге жъ у Сухоны реки на берегу церковь Рожество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да въ пределе Рожество Преч. Б-цы, древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье мирское».
Во время пожара 1 сентября 1679 года «погорели … у Рождества Богородицы, тако ж две церкви…». Более подробно Рождественские церкви описаны в «Писцовых книгах» 1683 года. «Отъ соборные церкви внизъ Сухоны р. на берегу церковь во имя Рожества Христова теплая, да надъ тою церковью церковь же холодная во имя Рожества Пресв. Б-цы, обе древяные, вверхъ шатровая…». Как видим, Рождественские церкви состояли из одного деревянного здания. Далее в «Писцовых книгах» 1683 года дается подробное описание внутреннего убранства храма. В алтаре теплой церкви Рождества Христова имелись: Евангелие московской печати, украшенное резным серебряным с позолотой; благословящий крест обложенный резным серебром с позолотой; запрестольный образ Пречистой Богородицы. В самой церкви: образ Рождества Иисуса Христа богато украшенный серебром позолоченым, финифтью и жемчугом; образ Спаса Нерукотворенного; образ Собора Пресвятой Богородицы; образ Рождества Пресвятой Богородицы; образ Воскресения Христова; образ Николая чудотворца; образ Великомученицы Екатерины. Все иконы имели богатое украшение из серебра и жемчуга. В холодной церкви Рождества Пресвятой Богородицы: запрестольный образ Пресвятой Богородицы двухсторонний; образ Спаса Нерукотворенного; образ Рождества Пресвятой Богородицы; образ Пречистой Богородицы; образ Спаса Смоленского; образ Рождества Христова; образ Николая чудотворца. Все иконы богато украшены серебром с позолотой, финифтью и жемчугом. Кроме этого имелось все необходимое для богослужения. При церкви была колокольня с 6 колоколами, один весом 30 пудов. В 1679 году церковь сгорела и была вновь отстроена к 1683 году одна теплая церковь. «… и въ прошломъ во 187 г. въ пожарное те церкви сгорели; а ныне построена одна церковь теплая древяная клецки…» – так заканчивается описание Рождественских церквей в «Писцовых книгах» 1683 года.
13 сентября 1699 года во время так называемого Воздвиженского пожара Христорождественская церковь сгорела. Была ли восстановлена церковь после пожара, точно неизвестно. В 1715 году 24 июня в Устюге был очередной пожар и если храм был восстановлен, то он сгорел. В 1716 году положено основание каменного храма во имя Рождества Христова. В 1726 году, с разрешения Святейшего Синода, начато строительство холодного храма во имя Рождества Богородицы над теплой церковью во имя Рождества Христова. Освящен 8 сентября 1729 года епископом Великоустюжским и Тотемским Лаврентием, о чем свидетельствовала надпись на кресте в алтаре. 14 мая 1772 года храм пострадал в очередном пожаре, но был восстановлен.
Христорождественский храм находился на берегу реки Сухоны рядом с Никольской церковью, нынешняя площадь Ленина. В феврале 1930 года храм был закрыт, после чего стали ломать иконостасы, снимать колокола. На основании самостоятельного решения Великоустюжского горсовета в декабре 1931 года Рождественская церковь была полностью разрушена и в настоящее время не существует. Что утрачено? Далее в описании храма использована статья А. Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1874 году. Рождественская церковь состояла из каменного двухэтажного здания, в нижнем этаже находилась теплая церковь Рождества Христова, а в верхнем – холодная церковь во имя Рождества Богородицы, с северо-западной стороны примыкала колокольня. Квадрат церкви украшала одна глава с золоченым крестом. На восточной стене три ниши с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи.
Холодная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы находилась в верхнем этаже храма. С северной стороны колокольни было пристроено небольшое деревянное крыльцо, которое вело в квадрат колокольни, из которого каменная лестница вела в верхний этаж. Пространство храма разделено каменными простенками на алтарь, саму церковь и трапезную. Стены и своды алтаря и церкви оштукатурены и украшены живописью во второй половине XVII века. Предалтарный иконостас резной золоченый в шесть ярусов древний. Царские врата резные золоченые с клеймами, изображающими Благовещение Божией Матери и четырех Евангелистов. Над царскими вратами под сенью в клеймах Бог Отец, Сын и Святой Дух, а над ними резная корона, которую держат два Ангела, стоящие на карнизах. Первый ярус. С правой стороны царских врат: образ Вседержателя; образ Рождества Божией Матери, украшенный серебром золоченым и стразами Натальей Алексеевной Шелеховой в 1798 году. С левой стороны от царских врат: образ Божией Матери Казанской; образ Рождества Христова. За правым клиросом образ Божией Матери Тихвинской украшенный серебром золоченым, китайским жемчугом и разными камнями, древний. Второй ярус: по центру Тайная Вечерня, а по сторонам на шести деках десять двунадесятых праздников. Третий ярус: по центру Господь Вседержатель, а по сторонам на шести деках предстоящие Божия Матерь и Иоанн Предтеча с Ангелами и восемь Апостолов.Четвертый ярус: по центру Знамение Божией Матери, а по сторонам на шести деках двенадцать Пророков. Пятый ярус: по центру Господь Саваоф, а по сторонам праотцы, среди которых Адам и Ева. Шестой ярус: по центру Распятие, а по сторонам страдания Христовы. Над Распятием Коронование Божией Матери. Образа в иконостасе устюжских мастеров современные построению храма.
Теплая церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа находилась в нижнем этаже храма. Церковь каменными перегородками разделена на четыре части: алтарь, сама церковь, трапезная и паперть с пятью кладовыми и сторожкой. Стены и своды алтаря, церкви и трапезы выкрашены и украшены живописными клеймами в XVII веке. Предалтарный иконостас резной золоченый. Царские врата клетчатые золоченые украшенные резьбой и пятью клеймами с изображением Благовещения Божией Матери и четырех Евангелистов.Местные образа на тумбах, справа от царских врат: образ Вседержателя украшенный золоченой серебряной ризой с надписью из стразов на синем стекле: «Царь Царемъ, Господь Господемъ», украшен Михаилом Булдаковым в 1798 году; образ Рождества Христова соединяющий в себе изображение Ангела показывающего путь волхвам, явление ангела во сне Иосифу, бегство в Египет, избиение младенцев, рождество Предтечи, обманутый Ирод, бегство Елисаветы с младенцем Иоанном и убиение Захарии отца Предтечи. Образ современен построению каменного храма и стоит в резном золоченом киоте, украшен серебряной золоченой ризой и стразами. С левой стороны от царских врат: образ Казанской Божией Матери в киоте за стеклом украшенный серебром с позолотой, 1319 бриллиантами, жемчугом и восточным хрусталем. Икона пожертвована Михаилом Булдаковым в 1818 году и оценивалась по тем временам в 25-30 тысяч рублей. Указом Святейшего Синода от 4 июля 1818 года данную икону разрешено было носить по домам, но категорически запрещалось передавать в другую церковь. Над местными образами в середине образ Вседержателя, а по сторонам на двух деках предстоящие Иоанн Предтеча и Матерь Божия с Ангелами, и на четырех деках Апостолы. Трапеза. Иконостас крашенный с золочеными карнизами.
Справа от царских врат: образ Спаса Нерукотворенного древний написанный в XVII веке, украшен серебром; образ Рождества Христова; образ Николая Чудотворца. Слева от царских врат: образ Божией Матери Тихвинской, украшенный серебром и жемчугом; образ Рождества Богородицы; образ Святой Великомученицы Параскевы нареченной Пятница. Над местными образами по центру образ Знамения Божией Матери с предстоящими четырьмя Российскими Святителями, по сторонам на четырех деках Богоявление Господне, вход Господень в Иерусалим, Зосим и Савватий Соловецкие чудотворцы. Живопись иконостаса относится к XVII веку. Колокольня примыкала к северо-западной стороне храма и была украшена шпилем и крестом. На колокольне имелось девять колоколов, один десятипудовый колокол имел надпись на голландском языке. Христорождественская церковь в своей архитектуре во многом была похожа на Никольскую, но в конечном результате Христорождественская выглядела легче и стройнее Никольской церкви.
Литература:
1. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133, 141, 142.
2. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 99.
3. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М.Н. Лаврова. 1888. Стр. 9.
4. Писцовая книга 1676-83 г.г. «Книги писцовые Устюга Великого посаду и Устюжского уезда и монастыремъ и разныхъ чиновъ владельцовъ селамъ и деревнямъ письма и меры писцовъ Алексея Ивановича Ладыженского, да подъячего Алексея Ерофеева 184 и 185 и 186 и 187 и 188 годовъ, да дописи писцовъ стольника Никифора Сергеевича Ефимьева, да поьячего его жъ Алексея Ерофеева того жъ 188 и 189 годовъ, а довершеная и справки того писцового дела стольника Иева Ивановича Пояркова, да дьяка Андрея Покрышкина того жъ 189 и 190 и 191 годов. - В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 53.
5. Попов А. Церковь Рождества Христова въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Декабря 15. № 24. 1874. Стр. 424 - 432.