ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Церковь Преображения Господня.

Преображенская церковь


Великий Устюг. Церковь Преображения Господня
Церковь. Не действует.  
Престолы:Преображения Господня, Иоакима и Анны
Год постройки:Между 1689 и 1696.
Адрес:
Вологодская область, Великоустюжский район, г. Великий Устюг, Комсомольская пл., д. 3

Координаты: 60.76084, 46.306314





Сортировка:

Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
25 марта 2007
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
9 августа 2023
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
8 августа 2023
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
8 августа 2023
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
16 ноября 2019
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
17 июля 2011
Церковь Преображения Господня, вид с востока<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Церковь Преображения Господня, вид с юга<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Церковь Преображения Господня, вид с северо-востока<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
А.Токарев
16 декабря 2008
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
А.Токарев
16 декабря 2008
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Алексей Полудницын
19 августа 2007
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
А.Токарев
21 июля 2005
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Татьяна Минеева
7 января 2005
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
9 августа 2023
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
17 июля 2011
Церковь Преображения Господня, декор центральной апсиды<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
декор центральной апсиды
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Церковь Преображения Господня, фрагмент интерьера галереи<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, фрагмент интерьера галереи<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, фрагмент интерьера галереи<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, фрагмент интерьера галереи<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, интерьер основного объема (фрагмент иконостаса)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер основного объема (фрагмент иконостаса)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, интерьер основного объема (росписи свода)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер основного объема (росписи свода)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, фрагмент интерьера галереи<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент интерьера галереи
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Церковь Преображения Господня, Фрагмент иконостаса<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фрагмент иконостаса
oldboy
26 июля 2016
Церковь Преображения Господня, Верхняя часть иконостаса<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Верхняя часть иконостаса
oldboy
26 июля 2016
Церковь Преображения Господня, Фрагмент иконостаса<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фрагмент иконостаса
oldboy
26 июля 2016
Церковь Преображения Господня, Интерьер галереи<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Интерьер галереи
oldboy
26 июля 2016
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Aksenovna
26 августа 2015
Церковь Преображения Господня, Госкаталог №16062503 ГНИМА<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Госкаталог №16062503 ГНИМА
Фриде
01.06.1900 - 01.06.1930
Церковь Преображения Господня, Госкаталог №16062512 ГНИМА<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Госкаталог №16062512 ГНИМА
Фриде
01.06.1900 - 01.06.1930
Церковь Преображения Господня, Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки.
Алексей Кротов
Церковь Преображения Господня, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
7 августа 2023



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  23 ноября 2007

Спасо-Преображенская церковь строилась между 1689 – 1696 годами и служила главным храмом одноименного девичьего монастыря. Церковь удивительно напоминает Архангельский собор вплоть до снятой «под копирку» встроенной колокольни на северо-западном углу. Но галерея, окружающая основной объем, здесь одноэтажная, а внешнее убранство гораздо богаче. Фасады расчленены спаренными полуколоннами, которые подпирают карниз и равношаговую цепь закомар. Широко использованы для отделки изразцы. Они обрамляют окна алтарной пристройки, образуют пояс на галерее, сгруппированы как вставки между окнами. Высокие тонкие барабаны украшены аркатурными поясами. Из барабанов только центральный является световым, угловые «глухие» барабаны играют роль чисто декоративную. Принципиальное отличие Спасо-Преображенской церкви от Архангельского собора в ее конструктивных особенностях: церковь является одностолпной, основной объем перекрыт коробчатым сводом.

По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1976


sergeizaharov  7 декабря 2010

Когда была построена первоначальная церковь точно не известно, но в 1422 году храм уже существовал, так как монастырь был основан уже при существующей церкви. Согласно Писцовой книге 1676 – 1683 годов в 1679 году обе деревянные Преображенские церкви и колокольня с 10 колоколами сгорели, на их месте была построена одна деревянная церковь. Лишь в 1689 году начато строительство каменной холодной церкви во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а так же колокольни. Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм был построен в 1696 году, освящен преосвященным Александром, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 6 августа 1697 года.

По своей архитектуре напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо-западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах, да еще во внешнем убранстве Спасо – Преображенского храма использовано большое количество изразцов местного производства. Сени и своды в алтаре Спасо - Преображенского собора были украшены в 1756 году живописными изображениями. По западной стене церкви под сводами построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей. Под хорами в двух клеймах написано: в первом - „В лето от Рождества Христова 1422 года учрежден был при сем приходе девич монастырь, который, под управлением разных игумений, и существовал 342 лета; по учреждении же штатов в 1764 году декабря 31 дня переведен при игуменье Mapиaм в Ивановский монастырь на гору, а сей оставлен приходскою церковью"; во втором - „В лето от Рождества Христова 1789 года Июня в 25 день, при державе благочестивейших государей царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России самодержцев, основана сия церковь в девичье монастырь, во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа, при игуменье Анисии, преосвященным Александром архиепископом Великоустюжским и Тотемским с крестным ходом из собора; а совершена и освящена 1697 года августа в 6 день преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским".

Предалтарный иконостас весь резной золоченый. Возведен он в 1697 году, через год после завершения строительства храма, по заказу того же архиепископа Александра. Иконостас поражает пышностью своего орнаментального убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капителями. Особенно великолепны окутанные листьями и гроздями винограда колонки-столбики, декорированные внизу различными розетками и завитками. Как и многие другие иконостасы церквей Великого Устюга, это сооружение имеет ясно выраженные горизонтали и вертикали с подчеркнутой царскими вратами центральной осью и ступенчатым расположением икон и арок обрамлений над ними. Завершает сооружение изображение распятого Христа. Среди икон отличается древностью и богатством украшения образ Преображения Господня. Нельзя утвердительно сказать, чтобы этот образ был тот самый, из которого в 1493 году текло миро, но он действительно древний, поновлен в конце XVII столетия при построении храма. Остальные иконы принадлежат к первой половине XVIII столетия. Наряду с традиционными в иконостас были введены произведения с живописными многофигурными композициями, прообразом для которых послужили гравюры Библии Пискатора. Ордерные формы архитектуры иконостаса, иконы с объемными перспективными изображениями — все это указывает на новаторский замысел как заказчика, так и исполнителей этого памятника.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 июня 2024

«…Центр Великого Устюга украшают холодный Спасо-Преображенский храм (бывший монастырский собор) с колокольней и теплая церковь Сретения Господня. Некогда это был храмовый комплекс Спасо-Преображенского девичьего монастыря, действовавшего с 1422 по 1764 год. После упразднения обители церкви стали приходскими, а монахини были переведены в устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь, бывший до этого мужским. В 1928 году оба храма были закрыты, а их здания переданы Северо-Двинскому губернскому архиву. В качестве архивного хранилища они используются и сегодня Великоустюгским центральным архивом - хранителем богатейшей истории края.

Каменный холодный Спасо-Преображенский храм построен в 1689-1696 годах, освящен в 1697 году. После того, как в 1715 году в монастыре сгорела теплая деревянная Сретенская церковь, в трапезной Преображенского храма в 1718 году был устроен теплый придел в честь иконы Божией Матери «Казанская», а в 1797 году на его месте был освящен придел во имя праведных Богоотец Иоакима и Анны. Композиционно Спасо-Преображенский храм, построенный как монастырский собор, напоминает соборные храмы Михайло-Архангельского и Троице-Гледенского монастырей. Он представляет собой внушительный почти кубический четверик, к которому с востока примыкает трехчастный алтарь, а с остальных сторон пристроена низкая закрытая паперть в виде галереи. На северо-западном углу расположена шатровая колокольня. Увенчан храм пятью небольшими главами. Барабан центральной главы восьмигранный (это старейший в Великом Устюге пример применения в завершении храма восьмерика), а барабаны четырех угловых глав - цилиндрические. Световым является только центральный барабан, угловые барабаны - декоративные, глухие. Храм богато декорирован. Южный и западный фасады украшены спаренными полуколонками, а восточный и северный - пилястрами. Полуколонки и пилястры поддерживают карниз с изразцовым поясом. Верх стен и основания барабанов глав декорированы кокошниками. Окна украшены наличниками с полуколонками и килевидными фронтончиками. Особую роль в убранстве храма играют великолепные полихромные поливные рельефные изразцы. Причем именно здесь в оформлении фасадов впервые были использованы изразцы местного производства.

«Особую роль в убранстве Спасо-Преображенской церкви, отмечает историк архитектуры Василиса Павловна Шильниковская, играет многоцветная поливная керамика. Сплошной сверкающей лентой изразцы опоясывают поверху всю галерею; богатые и разнообразные изразцовые раппорты размещены в многочисленных ширинках; изразцами украшены карнизы основного объема храма и центрального барабана, а также наличники алтарных апсид. Кроме того, отдельные изразцы свободно и прихотливо скомпонованными вставками разбросаны по всему полю стены между закомарами. А если к тому же учесть, что первоначально главка колокольни также была покрыта поливной глазурованной черепицей, а, возможно, и сам шатер имел изразцовые украшения, то станет очевидной необычайная нарядность этого храма, который представляет собой один из интереснейших в древнерусском зодчестве примеров использования фасадной облицовочной керамики и ярко свидетельствует о блестящем расцвете этого вида устюжского прикладного искусства».

Изразцовый декор фасадов собора Спасо-Преображенского монастыря пришелся устюжанам по вкусу - следуя этому примеру, устюжские мастера украсили изразцами целый ряд храмов, построенных в Великом Устюге на рубеже ХVІІ-ХVІІІ веков…»

Из книги: Васильева М.В. «Великий Устюг: путешествие во времени» / М.В. Васильева, С.В. Гришина, А.В. Суворов. – 2-е изд., испр. и доп. – Вологда: Древности Севера, 2018


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2024

«…Более крупный и величавый Спасо-Преображенский собор был построен в 1689-1696 годах архиепископом устюжским Александром на месте сгоревшей деревянной шатровой церкви. По типу это пятиглавое, бесстолпное сооружение с галереей-папертью и шатровой колокольней на углу, характерное для местного зодчества второй половины XVII столетия. С храмовыми зданиями такого типа мы уже знакомы по двум небольшим соборам - Иоанна Праведного и Прокопия Устюжского. Однако эта постройка отличается от них гораздо большим масштабом и совершенно иной, свойственной уже концу XVII века трактовкой ряда деталей.

Довольно крупный двусветный куб храма выглядит очень внушительно, завершенный чисто декоративными закомарами и четырехскатной пологой кровлей «на гражданский манер». Над ней возвышаются пять непропорционально маленьких глав, поставленных на глухие цилиндрические барабаны на углах и на необычный, восьмигранный световой - в центре. Кубический объем господствует над пониженной алтарной частью со слабо выявленными тремя закруглениями апсид. С трех сторон его охватывает низкая закрытая паперть-галерея с приделом в южном конце, непрерывный «обход» которой разрывает поставленная в северо-западном углу колокольня. Три ее массивных четверика несут стройный восьмерик звона, увенчанный легким шатром со слухами и маленькой главкой.

За основу общей композиции Спасо-Преображенского храма взята схема более ранних монастырских соборов Устюга - Михаило-Архангельского и Троице-Гледенского, которые положили начало местной строительной традиции возведения зданий соборного типа. Однако главным его отличием от указанных сооружений является нарядность и богатство фасадного убранства. Парные полуколонки, заменившие прежние плоские лопатки, членят стены церкви на три прясла, завершенные карнизом и тремя декоративными закомарами. Крупные оконные проемы заключены в нарядные наличники с полуколонками и килевидными фронтончиками. Подчеркнутую живописность в облик здания вносит разноцветная майолика, широко использованная в его декоре. Нарядные изразцовые фризы проходят под карнизами куба и центрального барабана. Отдельные плитки вставлены в тимпаны закомар и между ними. Стены галереи-паперти декорированы большими ширинками со вставками из одного или четырех изразцов, образующих красочные панно. Большие окна алтарных апсид обрамлены богатыми изразцовыми наличниками, явно выполненными по образцу наличников ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Николы Мокрого.

Майоликовый декор из ценинных изразцов, широко распространившийся в архитектуре Руси последней трети XVII века, в Великом Устюге появляется впервые в Спасо-Преображенском храме. Очевидно, именно с этим памятником связано возникновение местного изразцового производства, которое в дальнейшем получило исключительно широкое развитие. Набор стенных изразцов со своим рельефным рисунком здесь уже вполне устойчив и специфичен (павлин, индюк, птица, клюющая ягоду, и птица, повернувшая голову, малый и большой вазоны). Многие плитки имеют оригинальный белый фон, который затем становится характерным для изразцового декора устюжских храмов. Другие, профильные и поясовые ценинные изразцы совсем иного рисунка использованы для двух майоликовых наличников центрального и южного окон апсид. Они появились в первой трети XVIII века, вероятнее всего, при возобновлении храма после пожара 1715 года и резко отличаются своими крупными прямоугольными «рамами» от первоначальных обрамлений проемов, сохранившихся на боковых апсидах.

Внутри Спасо-Преображенский собор украшает большой многоярусный иконостас с четкими структурными членениями. Возведен он в 1697 году, через год после завершения строительства храма, по заказу того же архиепископа Александра. Несмотря на использование ордерных форм, иконостас поражает пышностью своего орнаментального убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капителями. Особенно великолепны окутанные листьями и гроздями винограда колонки-столбики, декорированные внизу различными розетками и завитками. Как и многие другие иконостасы церквей Великого Устюга, это сооружение имеет ясно выраженные горизонтали и вертикали с подчеркнутой царскими вратами центральной осью и ступенчатым расположением икон и арок обрамлений над ними. Завершает сооружение изображение распятого Христа в барочном картуше.

Наряду с традиционными в иконостас были введены произведения с живописными многофигурными композициями, прообразом для которых послужили гравюры Библии Пискатора. Ордерные формы архитектуры иконостаса, иконы с объемными перспективными изображениями — все это указывает на новаторский замысел как заказчика, так и исполнителей этого памятника, отказавшихся от традиционной плоскостной алтарной стены и отдавших предпочтение нарышкинскому барокко.

Влияние московской традиции ощущается и в скульптурном декоре иконостаса: в фигурах двух ангелов в навершии царских врат. Они трактованы в горельефе, переходящем в круглую скульптуру, объемность их голов и рук подчеркивается застывшими в динамичном взмахе крыльями. Однако тела ангелов в золоченых одеждах с мягко струящимися складками выглядят уплощенно. Новые веяния, сочетаясь с традициями плоскостной декоративной резьбы, дали жизнь своеобразному направлению в скульптурном декоре Великого Устюга, породившему барочную пластику с ярко выраженными местными особенностями. Именно к этому направлению относятся и описанные ангелы, и скульптура из церкви Вознесения, и ряд других...»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - Л., 1983

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.