ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище.


Великий Устюг. Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище
Собор. Действует.  
Престолы:Иоанна Устюжского, Происхождения честных древ Креста Господня, Пантелеимона Целителя
Год постройки:Между 1656 и 1663. Трапезная - 1859.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Набережная ул., д. 56

Координаты: 60.7606, 46.29757





Сортировка:

Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
7 августа 2023
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
vertuniya
1 мая 2018
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
vertuniya
1 мая 2018
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, вид с юга<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, вид с северо-запада<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, вид с востока<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Алексей Полудницын
19 августа 2007
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, На заднем плане - Успенский собор<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
На заднем плане - Успенский собор
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
А.Токарев
21 июля 2005
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
8 августа 2023
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
16 ноября 2019
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 ноября 2019
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
А.Токарев
16 декабря 2008
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
А.Токарев
16 декабря 2008
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, интерьер основного объема (иконостас)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер основного объема (иконостас)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, интерьер (правый придел)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер (правый придел)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, общий вид интерьера<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
общий вид интерьера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
16 ноября 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


sergeizaharov  7 декабря 2010

Соборный храм во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста

29 мая (11 июня) 1494 года в Устюге скончался второй популярный местный юродивый Иоанн (канонизирован на Соборе 26 февраля 1547 года), который был похоронен на территории Соборной площади между Успенским и Прокопьевским соборами. Спустя несколько лет над гробом Иоанна устюжанин Федор Тутыгин построил церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста, с приделом посвященным Иоанну (соборным храмом стала с 1683 года). Эта церковь стала третьей святыней соборного комплекса. Как и все остальные храмы, церковь эта неоднократно горела и восстанавливалась.

8 февраля 1656 года по грамоте Ростовского митрополита Ионы, иждивением купца Никифора Ревякина на месте деревянной церкви заложена каменная церковь во имя Происхождения Честного Креста с приделом во имя праведного Иоанна Устюжского. Строительство закончено в 1663 году. Храм имел пять куполов и пристроенную с южной стороны колокольню с шестью колоколами. В 1695 году по приказу устюжского епископа Александра колокольня была разобрана, а стройматериал использован для строительства архиерейского двора (так же как и колокольня Прокопьевского собора).

В 1830 году Иоанновский собор подвергся перестройке, переделан купол, полностью заменены главы. В 1859 году с западной стороны пристроена обширная трапезная. 15 января 1909 года произошел обвал свода, жертв не было, иконы не пострадали. 13 мая 1912 года заложен придел в честь великомученика и целителя Пантелеймона и святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. До 1917 года в Иоанновском соборе находилась гробница праведного Иоанна Устюжского Христа ради юродивого.

Из древних икон бывших в храме можно отметить: образ Живоначальной Троицы; образ Происхождения древ Честного и Животворящего Креста Господня; - образ святого праведного Иоанна; большой древний образ святого праведного Иоанна устюжского чудотворца, в молении, с житием и чудесами. На передней стороне образа на серебряной дощечке надпись: «лета 7110 сей образ домовой церковной с окладом и с кистью и с пеленою, поставленье Никиты Григорьева сына Строганова». На задней стороне надпись: «лета 7110 Июня в 14 день составил сей образ на Устюге Великом на посаде у чудотворнаго гроба Святаго Праведнаго и Христа ради Юродиваго Иоанна Устюжскаго чудотворца Никита Григорьев сын Строганова» Блаженный Иоанн, устюжский чудотворец.


Марина Зуйкова  20 декабря 2018

Великий Устюг. Собор Иоанна Устюжского на Соборном дворище

Соборное дворище – уникальный храмовый комплекс Великого Устюга, расположенный на месте древнего детинца на левом берегу реки Сухоны. Архитектурный ансамбль включает в себя Успенский собор 1639-1658 годов с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 года, собор Иоанна Устюжского XVII-XIX веков, Архиерейский дом XVIII века, а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек.

Пятиглавая кубическая церковь, построенная на средства устюжского купца Н. Ф. Ревякина над гробом местночтимого святого Иоанна вместо прежней деревянной Происхожденческой церкви. Приделы: Происхождения Честных Древ и Пантелеймоновский. Главки на глухих барабанах надстроены в 1830 году.

По материалам: http://vsemmirom.com/hrams/2014/05/25/sobor-ioanna-ustyuzhskogo-na-sobornom-dvorishhe-proekt-vozvrashhenie/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июня 2024

«…Живописную группу храмовых построек дворища завершает стоящий на Набережной собор Прокопия Устюжского. Возведен он на средства устюжских гостей, братьев В. Ф. и А. Ф. Гусельниковых, в 1668 году, вслед за Иоанновским собором. Между крупнейшими купцами Устюга на протяжении всей второй половины XVII столетия как бы велось своеобразное соревнование в постройке и украшении городских каменных храмов.

Один из документов сохранил и имя мастера, создавшего собор Прокопия: им был устюжанин Петр Дмитриев Котельников. Здание представляло собой характерный для Устюга того времени тип храма — пятиглавый и трехапсидный, с папертью с западной стороны и шатровой колокольней на ее южном углу. Оригинальность собору придавало решение его внутреннего пространства. Два столба в центре интерьера поддерживали при помощи подпружных арок сложную систему сводов и световой барабан средней главы. Такая конструкция была свойственна целой группе северных храмов XVII века, особенно распространенных в Вологде и Костроме и явно восходящих к более ранним образцам, в частности к сольвычегодскому Благовещенскому собору.

Однако Прокопьевский собор дошел до наших дней в значительно измененном виде. В 1720 году прежние своды вместе со столбами и главами были заменены простым четырехлотковым сомкнутым сводом, оформленным снаружи вторым рядом мелких кокошников и увенчанным пятью главами на тонких граненых шеях. В 1867 году к храму пристроили с юга придел, с севера — ризницу, а с запада вместо паперти (колокольню разобрали еще в 1695 г.) возвели трапезную с крыльцом, которую еще раз соорудили заново в 1901 — 1902 годах в аляповатом ложнорусском стиле. Но, несмотря на перестройки, собор и сейчас не потерял своей выразительности.

Изначальный куб храма с декоративными закомарами и лопатками, несколько строгими и архаичными для середины XVII века, кажется довольно лаконичным и даже суровым, что во многом, по-видимому, обусловлено вкусами его заказчиков. Лопатки на фасадах отражают прежнюю двустолпную структуру его интерьера: одна — в центре боковых стен, две — на восточной. Три невысокие слабо круглящиеся апсиды с четко выделенным крупным цоколем разделены пухлыми полуколонками. Их несколько вялые формы оживляют более поздние нарядные наличники окон в виде типичной для Устюга изразцовой рамки с треугольным фронтоном, появившиеся, очевидно, во время перестройки церкви в 1720 году. Бег мелких верхних кокошников и фигурные главки на стройных, украшенных полуколоннами шейках усиливают в его облике черты жизнерадостности и даже вносят светскую нарядность, свойственные архитектуре XVIII столетия.

В интерьере Прокопьевского собора (ныне филиал краеведческого музея) от прежнего убранства сохранился лишь пятиярусный иконостас с иконами XVII—XVIII веков, возведенный в первой половине XVIII века (вероятно, после 1720 г.). Он имеет все основные традиционные членения — горизонтальные, профилированные тябла и сильно выступающие резные ажурные колонки, отделяющие иконы друг от друга. Тонкие переплетающиеся побеги виноградной лозы с гроздьями плодов и листьями как бы опираются на нижние части колонок, состоящие из более крупных, хотя также прорезных растительных завитков. Начиная с третьего, деисусного ряда (второй — праздничный), все колонки соединяются между собой двойными висячими арками с гирькой посередине. Так как на каждой иконе верхних ярусов (за исключением центральных) написано по две фигуры святых, то гирька зрительно как бы отделяет одно изображение от другого, выполняя тем самым роль разделительной колонки.

Главная вертикаль иконостаса, проходящая по оси царских врат и венчающего картуша с изображением распятия, выделена нестандартным оформлением основных, центральных икон всех его ярусов. По своим размерам они превосходят иконы того же чина и заключены в своеобразные полуциркульные арки. Обильная, сочная, сверкающая позолотой резьба, целиком покрывающая тябла и колонки, придает всему иконостасу вид пышного, богато украшенного сооружения, сразу вводя его в круг памятников, отмеченных сильным влиянием искусства нарышкинского барокко.

В местном ряду иконостаса сохранилось несколько икон XVI—XVII веков. Наиболее древней из них является икона «Св. Прокопий в житии», которую, вероятно, следует датировать второй половиной XVI века. В большом среднике на зеленом фоне изображен Прокопий в рост, как бы обращающийся к иконе Богоматери, размещенной в левом углу. Шаг вправо и протянутые руки святого содействуют пространственной замкнутости композиции, чему в немалой степени способствуют и горки, уступом поднимающиеся от ног Прокопия к иконе. Этот прием позволяет художнику сконцентрировать внимание на показе внутренней сосредоточенности Прокопия. Все живописные средства использованы для передачи его богатого духовного мира. Зато в 24 клеймах, окружающих средник, разворачиваются радостные, красочно-яркие сцены жития. В них главное место отводится строительству церкви, и многоглавый этот храм, повторенный в большинстве клейм, начинает играть ту же роль, что и остальные действующие персонажи.

На правой стене, куда как бы заворачивает часть иконостаса, находится большая икона, также изображающая святого Прокопия, молящегося перед иконой Богоматери, с 40 житийными клеймами. Эта икона — яркий памятник живописи строгановской школы с ее миниатюрным, изящным, мелким и декоративным письмом. В отличие от предыдущей иконы сцены жития для мастера лишь повод, дающий возможность раскрыть свое умение компоновать различные эпизоды, помещать фигуры в сильных ракурсах в красивые интерьеры, вводить в качестве фона сложные архитектурные кулисы, варьировать цветовые соотношения (в основном красные, зеленые, охристые). Однако при всем своем отточенном мастерстве иконописец еще во многом остается ремесленником. Его внимание целиком сосредоточено на передаче внешнего. Несмотря на патетичность жестов, большинство фигур статичны и неподвижны. Некоторые раз найденные позы обретают завидное постоянство, повторяясь во многих клеймах.

В других иконах XVIII века — «Воскресение господне», «Прокопий Юродивый перед Богоматерью», «Никола» и «Богоматерь Тихвинская» — ощущаются отзвуки школы Симона Ушакова, искусного московского изографа.Сейчас в Прокопьевском соборе находится целый ряд произведений, украшавших прежде другие великоустюжские церкви, например царские врата из иконостаса собора Михайло-Архангельского монастыря, иконы, среди которых выделяется качественностью письма «Вход в Иерусалим» (XVI в.), эмальерные изделия и пр...»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., 1983

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма (rusarch.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июня 2024

«…К западу от Успенского собора стоит небольшое пятиглавое здание, которое, несмотря на свои размеры, кажется подчеркнуто монументальным. Это — собор Иоанна Праведного (раньше именовался церковью Происхождения креста). Он построен в 1656-1663 годах на средства одного из самых богатых устюжских купцов, гостя гостиной сотни Н. Ф. Ревякина, над гробом местночтимого святого Иоанна. Многочисленные перестройки значительно исказили первоначальный облик здания, которое выглядит сейчас особенно тяжеловесным из-за наросшего вокруг культурного слоя. Лучше всего сохранился основной объем храма в виде приземистого куба с простыми лопатками, членящими стены, и полукруглыми кокошниками в их завершении.

Низкий массивный алтарь, слабо расчлененный на три апсиды короткими полуколонками, заново сооружен в 1713 году. Грузность храма во многом определяют и новые глухие главы в ампирном духе, появившиеся в 1830 году. В начале нашего столетия с запада к собору была пристроена обширная придельная церковь в грубом псевдорусском стиле, которая заменила изначальную паперть с шатровой колокольней (существовала до 1695 г.).

В XVII-XVIII веках этот соборный храм-мартирий имел более нарядный и приветливый вид. Об этом свидетельствуют частично сохранившийся его южный портал с традиционным для середины XVII века штучным набором из кубышек, бусин и архивольтов и наличник окна с «витым» валиком. Кроме того, три красивых майоликовых прямоугольных обрамления украшают окна апсид алтарной части, выполненные в 1713 году из полихромных, ценинных изразцов местного производства. Подобные изразцовые наличники рамочного типа являются характерным элементом декора многих устюжских храмов первой трети XVIII века...»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. Л., 1983

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


«…Собор Иоанна Устюжского, который стоит также на берегу Сухоны, построен в 1656-1663 годах. Однако в XIX веке примерно с высоты 2-3 метров он целиком переложен и в таком виде дошел до наших дней. От первоначального здания сохранилась алтарная часть с изразцовыми наличниками…»

Источник: В. Малков «По Земле Вологодской», Северо-Западное книжное издательство, 1972, стр. 345

Малков В. М. По земле Вологодской

20 мая 2025, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Юрий Верещагин.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.