ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище.

Успенский собор


Великий Устюг. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище
Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1619 и 1659.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Советский просп., д. 62

Координаты: 60.760782, 46.298219





Сортировка:

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
22 декабря 2024
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
7 августа 2023
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
vertuniya
1 мая 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
vertuniya
1 мая 2018
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, вид с северо-востока<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с северо-востока
Матишо
4 сентября 2014
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, вид с северо-запада<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
13 июня 2015
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, вид с юга<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, крыльцо с юго-восточной стороны<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
крыльцо с юго-восточной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Алексей Кротов
15 августа 2008
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Татьяна Минеева
6 января 2005
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
strusto
15 мая 1991
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, интерьер (подкупольное пространство)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер (подкупольное пространство)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, интерьер (свод алтарной части)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер (свод алтарной части)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, Хоры<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Хоры
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, интерьер (декор в подкупольном пространстве)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер (декор в подкупольном пространстве)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, интерьер (свод)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер (свод)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, фрагмент настенного декора в интерьере<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент настенного декора в интерьере
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, фрагмент настенного декора<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент настенного декора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, интерьер (росписи алтарной части)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер (росписи алтарной части)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, интерьер (росписи алтарной части)<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
интерьер (росписи алтарной части)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, часть иконостаса<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
часть иконостаса
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, фрагмент настенного декора<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент настенного декора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, фрагмент настенного декора<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент настенного декора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, фрагмент настенного декора<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент настенного декора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, фрагмент настенной росписи - архиепископ Геласий<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
фрагмент настенной росписи - архиепископ Геласий
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, лестница на колокольню<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
лестница на колокольню
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, на колокольне<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
на колокольне
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, на колокольне<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
на колокольне
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, Смотровая площадка - звонница собора<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Смотровая площадка - звонница собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 мая 2016
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Безрукова Галина
22 декабря 2024
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, лестница на колокольню<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
лестница на колокольню
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, на колокольне<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
на колокольне
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
20 июля 2022
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, Известия ИАК 1917 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Известия ИАК 1917 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1915
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, Фото Мазихина Ю.В.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фото Мазихина Ю.В.
Евгений Попов
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, Старинное фото<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Старинное фото
Елена Григорьева
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
7 августа 2023
Собор Успения Пресвятой Богородицы на Соборном Дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 ноября 2019



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  23 ноября 2007

История Успенского собора насчитывает более семи веков. Шесть деревянных церквей на этом месте погибло от пожара, в том числе и большая церковь постройки 1502 года, сгоревшая «перед вечернею от удара молнии». Горел и был разобран в 1652 году и первый каменный собор, возведенный по указу царя Михаила Федоровича в 1554-1558 годах по образу Успенского собора в Москве. Это был первый каменный храм не только в Устюге, но на всем Русском Севере. Вообще Успенская церковь на этом месте упоминается еще до 1290 года «ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, - но не первоначальный». Нынешний собор освящен в 1658 году. Он сильно пострадал от позднейших перестроек. Так, в 1728 году «два передних столпа, находившиеся перед иконостасом, выбраны, а над стеною алтаря и двумя задними столпами устроен огромный осмерик с восьмью окнами в две сажени в вышину, и четырьмя на углах не менее осмериками же: алтарь распространен сделанными к нему в длину пристройками». Строительные работы продолжались вплоть до ХХ века, в итоге первоначальное сооружение исчезло под поздними наслоениями.

Строгий монументальный прямоугольный объем здания отягчен массивными формами пристроенной к нему в середине 19 века церкви Благовещения, служившей зимним храмом. Пристройка закрыла весь южный фасад. С трех сторон появились крыльца с главками. Вместо древних закомар по верху вьются барочные украшения. С востока к собору примыкает двухчастная колокольня: одна квадратная в плане с «кубовым» завершением, другая сложной формы со шпилем. Колокольня была пристроена в 18 веке. На одной из них находился раньше колокол «Варлаам», весом в 1054 пуда, отлитый в Устюге. Интерьер Успенского собора, выполненный во второй половине 18 века, богато декорирован лепными украшениями в виде головок ангелов, небольших скульптурок, венков, накладок, карнизов. Выдержанный в духе развитого барокко, иконостас поражает уникальной резьбой. Над созданием интерьера главного храма Устюга трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Петр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, талантливые лепщики Петр Круглов, Сергей Рубцов, дворовой человек Г. Чертков и другие. Святые образа для иконостаса писал протоиерей собора Василий Афанасьевич Аленев.

В период существования Великоустюжской и Тотемской епархии (1682-1788 гг.) Успенский собор был кафедральным и служил местом захоронения архиереев. На стенах собора – северной и южной – сохранились увековечивающие память живописные изображения некоторых из них, что следует признать достаточно редким художественным явлением. Временем исполнения портретов предпочтительно считать период между 1768 и 1780 годами. Резной золоченый иконостас и лепнина – это все, что осталось от некогда роскошного интерьера XVIII столетия, на украшение которого в 1780 году императрицей Екатериной II была пожертвована большая сумма. Реставрация Успенского собора была начата музеем-заповедником в конце XX века. В настоящее время московскими реставраторами восстанавливается уникальный иконостас храма.

Источники: Глава «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976; www.ikz.ru/siberianway/ustug-museum; http://v-ustyug.goodcities.ru


sergeizaharov  7 декабря 2010

Первоначальная церковь на месте нынешнего Успенского собора возникла вероятней всего на рубеже XII - XIII веков. Точной и более достоверной информации не имеется. В 1290 году устюжский Успенский собор впервые упоминается в Летописях: «Ибо в этом году Ростовский епископ Тарасий, посланный от Ростовского удельного князя Дмитрия Борисовича, августа в 15 день освятил деревянный Успенский собор, - но не первоначальный». Кроме того, епископ Тарасий привез в Устюг колокол под названием "Тюрик" и икону "Богоматери Одигитрии", ставшую главной святыней собора. Если обратиться к Летописцу Петра Юринского, то Тарасий приезжал освящать Успенский собор не в 1290 году, а 1282 году: «В лето 6790-м (1282). Князь Дмитрий Борисович послал на Устюг Великий владыку Тарасия на освящение церковь соборной Успение пресвятыя Богородицы да с ним же послал Тюрик колокол». Это здание собора (будем считать второе) просуществовало около ста лет и сгорело во время пожара 1396 года.

Третье здание было отстроено уже в 1397 году и освящено Ростовским епископом Григорием. Однако уже на следующий 1398 год, во время одного из самых разорительных нападений на Устюг новгородцев, Успенский собор был разграблен и сожжен, а главная святыня чудотворная икона «Богоматери Одигитрии» увезена захватчиками. Новгородский епископ Иоанн, разгневанный таким бесчинством, повелел своим воеводам и посадникам "чудотворную икону" отвезти обратно в Устюг и отстроить заново устюжский собор. Для этой цели в 1399 году Иоанн прислал из Новгорода церковных мастеров и за одно лето был возведено четвертое здание Успенского собора. Это здание простояло 90 лет и сгорело во время пожара 1 августа 1490 года. В 1491 году соборные попы послали великому князю московскому челобитную о помощи в построении нового здания собора. В ответ на эту просьбу Иван III повелел Ростовскому архиепископу Тихону помочь устюжанам поставить новую церковь. В тот же год Тихон прислал в Устюг бригаду «рубленников», которые заложили церковь не по старинке о двадцати стенах, а крещатую, что не понравилось устюжанам, и они собрались жаловаться Ивану III. Во избежание скандала, по распоряжению Тихона, 13 мая 1492 года был заложен круглый, о двадцати стенах Успенский собор. 22 апреля 1493 года построенный бригадой ростовских "рубленников" пяти шатровый собор был освящен. 29 июля 1496 года во время пожара сгорело и это пятое по счету здание. В 1502 году возведено шестое здание деревянного Успенского собора. Простояв 50 лет, 18 июля 1552 года сгорело до основания от удара молнии.

В 1554-1558 годах был построен первый каменный храм. Он являлся первым каменным городским собором на всем русском Севере. Это был огромный шестистолпный и пятиглавый храм. Коренная перестройка соборного комплекса началась в 1619 году, когда на месте последнего, седьмого, здания деревянного Успенского собора был заложен первый в городе одноименный каменный храм, освященный в 1622 году. Однако просуществовал этот храм очень недолго и уже через девять лет в 1631 году сгорел. Возведение нового здания продолжалось с 1639 по 1663 год (освящен в 1658 году). С 1655 по 1658 год строительство не велось, из-за войны с Польшей. В 1658 году на деньги, завещанные семьей Босых, строительство собора возобновилось. В 1662 году царь Алексей Михайлович пожертвовал 7500 рублей и в 1663 году 28 ярославских каменщиков закончили строительство собора. Остатки первого каменного собора были разобраны полностью, включая фундаменты, и на его месте вырос новый каменный собор, в нижней части своих стен сохранившийся до наших дней. От древней пятишатровой деревянной церкви этот собор унаследовал обусловленную местом и значением статичность и центрированность общей композиции, которые были выражены теперь в спокойных и монументальных формах кубического пятиглавого сооружения, издревле ставшего каноническим для храмов этого типа.

Очередная перестройка Успенского собора началась в 1728 году, когда в Великий Устюг прибыл вновь назначенный архиерей Лаврентий. Внутри собора были убраны два из четырех несущих столбов, выломана старая западная стена собора и все здание расширено в этом направлении. Лаврентий перестройку завершить не успел, отбыл в Рязанскую епархию. В 1731 году прибыл новый архиерей Сергий, который пристроил с южной стороны церковь Симеона и Анны (Козьмы и Демьяна), в верхнем этаже палаты соединил с архиерейским домом каменными переходами, украсил собор новым иконостасом. В 1738-1750 годах, а также после пожара 1776 года собор неоднократно перестраивался. В 1778 году старые барабаны и главы собора были заменены грандиозными ярусными восьмериками, которые неоднократно переделывались и до наших дней дошли уже в формах XIX века. В 1849 году была расширена зимняя церковь Благовещения (Козьмы и Демьяна) и к южной стене собора примкнул новый колоссальный объем, который своей немасштабной и бесформенной массой затеснил внутреннее пространство Соборной площади и окончательно подавил старые сооружения этого ансамбля. В то же время к собору были пристроены безобразные крыльца северного, западного и южного входов.

В 1780 году императрицей Екатериной II на окончательное устроение и украшение собора пожаловано было 15873 рубля. Алтарь собора разделен на три части. Стены храма и столбы, поддерживающие своды, обнесены особыми иконостасами. Первоначальный иконостас был закончен к концу 1670-х годов, в его исполнении участвовали на ряду с устюжскими иконописцами и резчиками и иконописцы московской Оружейной палаты. При перестройке храма в 1731-1732 годах был создан новый иконостас куда вошли древние иконы. Чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, принесенный в дар Устюгу ростовскими князьями и привезенный в 1290 году епископом Тарасием сгорел вместе с церковью в 1496 году, его заменил образ Успения Божией Матери, датированный 1496 годом — присланный Суздальским князем Семеном Борисовичем. В 1693 году на образ этот обратил свое внимание Петр Великий при посещении им Устюга и повелел убрать рукояти и поставить его по левую сторону царских врат (образ был выносной и имел специальные ручки для переноски). Образ Богоматери был обложен с обеих сторон серебряною ризою, чеканной работы. Вес серебра 23 фунта и 12 золотников. Венцы были украшены алмазами, яхонтами, топазами и другими драгоценными камнями, а так же крупным жемчугом и бурмитскими зернами. Бриллиантов и алмазов в ризе было 923 штуки. Данное украшение было сделано в 1805 году. Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, стоящий по левую сторону пономарских дверей в иконостасе, копия чудотворного образа под названием «Устюжское Благовещение». Также в иконостасе находились иконы 1674-1676 годов написанные известным живописцем Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем. Размещенные ярусами иконы были заключены в пышные резные рамы. Царские врата были украшены скульптурами евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (находятся в Государственном Русском музее) выполненные устюжскими мастерами. Дошедший до нашего времени иконостас относится к 1780 году. От предыдущих иконостасов он отличается тем, что практически двухъярусный, так как иконы праздничного и деисусного чина не составляют самостоятельных рядов, это своего рода украшенная алтарная стена с обильной резьбой. Своеобразные боковые части иконостаса, далеко заходящие на южную и северную часть, скорей всего относятся к 1790-м годам. В нишах в строгих рамах помещены своего рода портреты архиереев.

В разное время собор стал усыпальницей шести устюжских владык: Геласия, Александра, Боголепа, Сергия, Варлаама и Иоанна, так же в соборе был погребен (1436 год) один из воевод Устюга — Глеб Иванович Оболенский, но место его погребения неизвестно. В ризнице собора было много церковной утвари, например, Евангелие печати 1689 года, кроме того, ризница являлась целым музеем, где было собрано большое количество деревянных скульптур, преимущественно статуи Спасителя.

Выносная икона. Богоматерь Одигитрия Смоленская. Первая половина XVI века. Происходит из Успенского собора Великого Устюга. Реставрация: ВЦНИЛКР - 1966, реставраторы Г.З.Быкова, О.В.Лелекова. Великоустюгский краеведческий музей. Икона почиталась в Великом Устюге как чудотворная. По местному преданию, она была доставлена в Устюг из Ростова Великого в связи с постройкой и освящением великоустюжского Успенского собора в 1290. При раскрытии оригинала в 1966 выяснилось, что икона XIII века, видимо, сгорела в одном из пожаров, а данное произведение относится к первой половине XVI века. На полях стороны с изображением Богоматери написаны святые митрополиты московские Петр и Алексий, а также святители Николай и Леонтий Ростовский (Рыбаков А.А. Вологодская икона. Центры художественной культуры земли Вологодской XIII - XVIII веков. - М.: «Галарт». 1995.).

Устюжское Благовещение. 30-40 годы XII века. Происходит из Юрьева монастыря в Новгороде, откуда была привезена Иваном Грозным вместе с другими иконами в Успенский собор Московского Кремля. Название иконы связано с легендой о ее происхождении из Великого Устюга, согласно которой перед иконой «Благовещения» Прокопий Устюжский молился в 1290 году об отражении от города "тучи каменной". В течение XVII века история происхождения иконы была забыта, и в XVIII веке ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития Прокопия Устюжского (по списку XVII века). Безуспешные розыски в XVIII веке в Великом Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного. По благословению великоустюжского архиепископа Гавриила с иконы в 1747 году была сделана копия, которую торжественно перенесли в Великий Устюг (Образ Благовещения написан в Москве в 1747 году иконописцем Федором Иконниковым). Архиепископ Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни Прокопия. В 1783 году в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архимандрит Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью Прокопия Устюжского. В настоящее время икона находится в Государственной Третьяковской галерее (Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890).

Богоматерь Владимирская, с праздниками и избранными святыми. Икона-складень начало XVII века. Происходит из Успенского Собора. Поступил в Северо-Двинский музей (Великий Устюг) в 1924 году, в Государственную Третьяковскую галерею в 1930 году. На створах под верхними шпонками надпись, "Пр[окопий] Чирин... [далее утрачено].

Успение Богородицы. Василий Афанасьевич Аленев. Около 1782 года. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского Собора. Реставратор С. Б. Веселов, 1978 год.

По описи 1676-1683 году колокольня Успенского собора числится еще деревянной. В 1679 году сгорела деревянная церковь – придел Козьмы и Демьяна, обгорели деревянные главы и самого собора, очевидно пострадала и колокольня. Следовательно можно предположить, что в 1680 году параллельно со строительством каменной церкви Козьмы и Демьяна шло и строительство колоколен. Каменные колокольни получили два объема – прямоугольный и восьмигранный. Позднее в конце XVIII века колокольни были надстроены и получили тот вид, который дошел до нас. На ближней к храму прямоугольной колокольне располагалось два колокола: первый отлитый в 1754 году, весом 1054 пуда «Варлаам», второй отлитый в 1786 году, весом около 500 пудов (оба отлиты в Великом Устюге). На восьмигранной колокольне размещалось 23 колокола, самый древний из которых был отлит в 1643 году. Кроме того в 1834 году иждивением прихожан на колокольне были установлены медные недельного завода боевые часы с четвертями.

В марте - апреле 1922 году Комиссией представителей советской власти, возглавляемой С. Смелковым, из Успенского собора были изъяты Евангелия, сосуды для богослужения, кресты, кадила из драгоценных металлов, серебряные лампады и ризы с икон, дарохранительницы. 18 июня 1922 года во время празднования Круггородного воскресенья, при огромном стечении богомольцев, во время обедней в Успенский собор залетела молния.

3 августа 1922 года арестован настоятель Успенского собора протоиерей Константин Богословский по обвинению в антисоветской агитации. В ноябре 1929 года решением Северодвинского окружного исполкома Успенский собор был закрыт. 4 декабря 1929 года состоялась последняя служба. Часть имущества собора забрали в Государственные фонды, часть – в музей.

Нужно отметить, что Успенский собор был признан памятником архитектуры I категории и взят под охрану государства. Тогдашний директор музея Н. Г. Бекряшев считал, что собор нужно сделать музейным объектом, но Главнаука, на поддержку которой он рассчитывал, молчала. 27 декабря 1929 года сбросили 500 пудовый колокол с колокольни Успенского собора. При падении разбился. 29 декабря сбросили средние колокола. В тот же день на защиту самого большого колокола «Варлаам» выступили работники музея. На следующий день, 30 декабря 1929 года, комиссия собранная местными властями постановила: «Колокола, в том числе и большой колокол весом 1054 пуда под названием «Варлаам», особой ценности как памятник старины и искусства не имеет и подлежит снятию с колокольни бывшего собора и передаче Рудметаллторгу; большой иконостас в нижнем этаже собора площадью примерно 180 кв(адратных) метров, имеющий большую материальную ценность по наличию в нем золота. Разобрать для извлечения из него золота. Одну колонну иконостаса передать музею». Вдумайтесь в эти строки. Благодаря резкому протесту музея во главе с Н. Г. Бекряшевым иконостас удалось отстоять и он уцелел до наших дней. Относительно отлитого в Великом Устюге и украшенного орнаментом колокола «Варлаам», против самоуправства местных властей музей не смог ничего сделать. 5 января 1930 года при большом стечении народа с колокольни Успенского собора сбросили самый большой колокол «Варлаам», упал без повреждений. До конца января ломали колокол: нагревали и бросали снег, колокол рвало на куски, которые увозили.

С декабря 1929 года и до 1976 года здание Успенского собора используется под складские помещения. Например, в марте 1930 года Успенский собор был отдан под пересыльный лагерь для «лишенцев». Летом 1986 года в Великом Устюге позолотили четыре главки Успенского собора. В 1988 году продолжили реставрацию колокольни. 19 апреля 1997 года освящен и поднят на колокольню Успенского собора новый колокол весом 50 пудов (язык – 40 кг.), подарок московского предпринимателя Андрея Владимировича Кондина на 850 – летие города. 27 августа 2008 года в канун праздника Успения Божией Матери в Великом Устюге состоялось освящение колоколов для звонницы Успенского собора. Сегодня на колокольне Успенского собора 10 колоколов.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 января 2018

Успенский собор в Великом Устюге - один из древнейших храмов на Русском Севере. Уже с середины ХIII века при Успенском соборе регулярно велось летописание, составившее впоследствии знаменитый Устюжский летописный свод. Первая "церковь великая" во имя Успения Богоматери в Великом Устюге была срублена ещё в 1290 году ростовским епископом Тарасием. Он лично освятил собор и привёз в дар ему колокол "Тюрик" и икону Богоматери Одигитрия, которой суждено было стать главной святыней собора. Правда, построенный епископом Тарасием храм, как считают исследователи, был не первым, а вторым - ещё до него, по крайней мере с начала ХIII века, в городе уже существовал деревянный собор. Но так как о нём никаких достоверных сведений не сохранилось, то собор епископа Тарасия условно считается первым.

Успенский собор множество раз горел, и его возводили заново. Тарасиевский храм простоял 100 лет, сгорел в 1396 году. Спустя год его отстроил и освятил ростовский епископ Григорий. Но не прошло и года, как новгородская рать напала на Устюг, разорила и дотла сожгла город. Собор сгорел, а чудотворная икона Одигитрия была "взята в полон". Поговаривали, что добыча новгородцев была так велика, что лодку с награбленным церковным добром невозможно было сдвинуть с берега. Тогда один из новгородцев прыгнул в лодку и, цинично воскликнув: "Не связанных полоняников в чужую землю не ведут!", стал вязать чудотворную икону Одигитрия. Это святотатство даром ему не прошло и вдобавок возмутило новгородского архиепископа Иоанна. Крайне разгневанный, Иоанн приказал новгородцам отвезти икону обратно в Устюг, а собор построить заново. Архиепископ Иоанн даже сам послал в Устюг своих церковных мастеров, которые в 1399 году срубили деревянный собор - уже четвёртый по счёту. Вдадыка Иоанн прислал в дар собору несколько ценных икон. Этот собор простоял 90 лет и во время большого городского пожара снова сгорел. Устюжане послали грамоту великому князю Московскому Ивану III с просьбой о помощи, который приказал ростовскому архиепископу Тихону оказать им содействие. Ростовские плотники во главе с мастером Алексеем Вологжаниным в 1493 году возвели пятый собор, который достоял только до 1496 года. В 1496 году он сгорел вместе "с книгами, иконами, со всем церковным украшением".

Возведённый в 1502 году шестой "вельми великий" пятишатровый Успенский собор был одним из величайших деревянных храмов Древней Руси - его высота составляла 70-75 метров. А возведён он был всего за один летний сезон. Это чудо деревянной архитектуры, простояв полвека, сгорело в 1552 году от удара молнии, а на его месте в 1554-1558 годах возводится седьмой, последний в истории Устюга деревянный собор. В 1554 году на месте погоревшего деревянного Успенского собора на высоком берегу реки Сухоны был заложен первый в городе каменный храм. Он был построен по образцу московского Успенского собора, освящён в 1558 году и стал первым каменным городским собором на всём Русском Севере. Успенский собор сильно пострадал "от воровских людей" в Смутное время. В 1617-1622 годах в нём велись ремонтные работы, но спустя девять лет, в 1631 году, от случайно забытой зажжёной свечи собор сгорел. От сильного огня все стены "расселись" и грозили рухнуть. Новый пятиглавый собор, сохранившийся до наших дней, возводила с 1639 по 1658 год на средства купеческой семьи Босых артель ярославских и ростовских мастеров. Они полностью разобрали остатки сгоревшего храма. Известно, что собор достраивался в 1662-1663 годах - на эти цели царь Алексей Михайлович опустил 7500 рублей.

В 1728-1732 годах собор был существенно перестроен и расширен, а в 1778 году главы собора были установлены на грандиозных ярусных восьмигранниках. В 1680 году к собору была пристроена небольшая тёплая церковь-придел во имя Свв. Козьмы и Дамиана. Этот придел сменила построенная в 1846-1849 годах церковь Благовещения. От некогда богатого внутреннего убранства Успенского собора сохранилось немногое. Светлый и просторный храм украшал резной иконостас 1731-1732 годов, в котором находились иконы ХVII века, написанные известным художником Оружейной палаты Спиридоном Холмогорцем. Существующий иконостас относится к 1780 году. Иконы в нём в основном поздние, 18-го столетия. Из древних икон сохранилась только "Успение Богоматери" - дар суздальского князя Семёна Борисовича, присланная в Устюг в 1496 году. Соборный ансамбль дополняет громадная колокольня, производящая весьма внушительное впечатление. Она построена в конце 17-го столетия, но свой нынешний вид приобрела после многократных перестроек. Высота колокольни достигает 50 метров. В 1754 году на ней был подвешен 1000-пудовый колокол "Варлаам" - самый большой в Великом Устюге, для которого была надстроена специальная звонница.

Из книги: Низовский А.Ю. Православные храмы и монастыри. - М.: Вече, 2005.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 июня 2024

«…Осмотр Устюга лучше всего начинать с соборного комплекса, известного под именем Соборного дворища. Он и сегодня доминирует в общегородской панораме со стороны реки, занимая вместе с бывшим Архиерейским домом целый квартал в центре города, между Советским проспектом и набережной Сухоны. Среди этого нарядно-живописного, эффектно-контрастного и разномасштабного конгломерата зданий с невероятным обилием куполов выделяется главное сооружение — громадный Успенский собор.

Этот храм издревле являлся своего рода палладиумом Устюга, аналогично Софийским соборам Киева и Новгорода и Успенскому собору Москвы. История его, тесно связанная с борьбой Москвы и Новгорода за Северные земли, подробно зафиксирована на страницах Устюжского летописного свода. Основан он был как деревянная «церковь великая» еще в 1290 году ростовским архиепископом Тихоном, получив наименование в честь Успения Богоматери согласно владимиро-суздальской традиции. В 1398 году во время захвата Устюга новгородцами пожар уничтожил храм, а многие его иконы были взяты «в полон». Однако присланные в 1399 году новгородским владыкой Иоанном церковные мастера восстановили собор, «поставиша церковь древяную великую велми», которую украсили ценными иконами.

Ровно через девяносто лет, в 1489 году, во время большого городского пожара соборная церковь Успения вновь сгорела. Приехавшие в Устюг от ростовского архиепископа Тихона в 1491 году шестьдесят человек «рубленников» во главе с мастером Алексеем Вологжаниным заложили новый храм. Этот «оклад», произведенный ими «не по старине», а крестообразно, вызвал резкие протесты горожан, «стал нелюб» им. Поэтому на следующий год та же строительная артель заново начала сооружение соборной церкви, срубив ее «круглу, по старине, о 20-ти стенах».

Освященный в 1493 году храм имел форму огромного восьмигранного столпа с четырьмя квадратными в плане прирубами по основным осям и высоким шатром в завершении. Именно такой тип, согласно летописному рассказу, сами устюжане считали древним, восходящим к двум предшествующим соборам города, что указывает на существование издревле шатровых храмов в деревянном зодчестве Севера. Любопытно, что брат Алексея Вологжанина, Мишак Гулынский, строит в том же 1493 году в Вологде, в монастыре на посаде, шатровую церковь Вознесения («древяну вверх»), которая, по мнению ряда исследователей, послужила прототипом или образцом для возведения в 1530-1532 годах прославленного одноименного каменного храма в Коломенском под Москвой.

В 1496 году пожар снова уничтожил Успенский собор. И опять в 1502 году здание уже в который раз возвели по старому образцу. Этот последний деревянный собор простоял пятьдесят лет, сгорев до основания от удара молнии в 1552 году.

Обычно считается, что каменный Успенский собор в Устюге был возведен в начале XVII века. Это неверно. Письменные документы прямо свидетельствуют о гораздо более раннем его сооружении, еще в эпоху Ивана Грозного. Согласно этим документам, собор начали строить в марте 1554 года присланные в Устюг по царскому указу архиепископом Ростовским, Ярославским и Устюжским церковные мастера, стенщики, кирпичники и каменщики («велел есми им на Устюзе ставить соборную церковь... кирпичную»). Как обычно, при возведении в то время крупных каменных зданий прежде всего в город и окрестные деревни были разосланы распоряжения о постройке кирпичных сараев для изготовления кирпича, о заготовке дров и белого камня для выжига извести, а также свай для фундамента.

Новый каменный собор строили с лета 1554 года по 1558 год, когда его и освятили. Тесовая кровля здания неоднократно возобновлялась в конце XVI и начале XVII века. Она была покрыта «большим тесом» со скалою (берестою) и желобами на кружалах возле глав, «со спусками» по краям, украшенными на концах причелинами, «как будет пригоже», и зубцами. «Покрыть им, плотником, та церковная кровля вся накрепко и плотно и добро и безохульно, чтоб нигде у тое церковные и олтарные кровли водные течи не было», - свидетельствует подрядный договор 1617 года с устюжскими мастерами.

Церковь являлась первым каменным городским собором на всем русском Севере, что само по себе очень важно. Это был огромный шестистолпный и пятиглавый храм, очевидно, возведенный по образцу московского Успенского собора. Он был, как сообщают письменные источники, «пространством же и вышиною больши настоящия» (т. е. позднейшего храма XVII в.) и имел придел «вверху» на полатях, в который «ходили стеной», то есть переходами.

В Смутное время Успенский собор был ограблен, пострадал «от воровских людей», как сообщает летопись. Видимо, поэтому его вновь освятили в 1622 году. В 1631 году в храме «в пятом часу ночи от забытия возженныя свещи, возгорелся огнь», уничтоживший утварь и иконы и сильно повредивший стены, которые «расселись».

Нуждаясь в новом храме, горожане в середине XVII века приступили к созданию нового собора. В 1652 году прежняя ветхая постройка была разобрана и, «укрепя подошву», на ее месте начали возводить новое здание. Однако в 1655 году оно имело высоту только около 3 саженей, а в течение следующих трех лет строительные работы совсем не велись, видимо, «за ратною службою», то есть из-за начавшейся войны с Польшей. В 1658 году на деньги, завещанные устюжской купеческой семьей Босых, строительство собора было продолжено. В 1662 году на его достройку царь Алексей Михайлович пожертвовал 7 500 рублей и в 1663 году 28 ярославских каменщиков (В. Хомутинов, М. Парфеньев, К. Макаров. Г. Евтихеев, И. Андреев, Т. Евдокимов, Г. Иванов А. и Б. Даниловы и другие) закончили сооружение храма.

Свой теперешний облик Успенский собор приобрел после перестройки в 1728-1732 годах, когда восточную пару столбов выломали, алтарную часть увеличили в длину, а верх сделали заново, заменив закомары фигурными фронтонами, пяти прежних цилиндрических барабанов — большими восьмигранными, а луковичные главы — узенькими восьмериками с маленькими главками. Ряд более мелких строительных работ был произведен позднее, в 1738-1750 годах и в 1778-1790 годах.

Огромное здание собора выглядит подчеркнуто величественным. Основная часть его еще целиком выдержана в строгих и монументальных формах, свойственных скорее предшествующему XVI столетию, нежели середине XVII века. Подобные формы использовались в это время довольно редко по преимуществу в монастырских, а не городских соборах Простые лопатки членят стены сильно вытянутого по продольной оси объема на гладкие прясла: на боковых фасадах их было четыре (пятое, восточное, добавлено при перестроим 1728-1732 гг.), на восточном и западном — три. Вверху прясел помещены крупные арочные проемы окон с сильным» откосами, без обрамлений. С восточной стороны выступают три значительно пониженные закругленные апсиды алтаря которые появились здесь вместо прежних при перестроим этой части собора в первой трети XVIII века.

Завершения стен в виде разрезных «нарышкинских» фронтонов над карнизом да двухъярусные главы, украшенные пилястрами, нишами, картушами и карнизами с зубчиками, вносят в строгую архитектуру собора XVII века барочную живость и декоративность. Большой центральный и восточная пара барабанов-восьмериков являются световыми, открытыми внутрь, в то время как западная — глухая. Можно предполагать, что эта интересная особенность восходит к зданию середины XVII века, сооруженному ярославскими мастерами, будучи лишь сохранена при его перестройке. Именно такие главы мы встречаем у некоторых ярославских храмов этого времени (церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, 1649-1652), архитектуру которых к тому же отличает аналогичная внешняя строгость и лаконизм основного объема при полном несоответствии фасадных членений интерьерным. Ясно, что мастера привнесли в архитектуру здания собственные художественные вкусы.

Светлый и просторный интерьер Успенского собора почти не сохранил своего первоначального вида и принадлежит XVIII веку. Его перекрывает оригинальный восьмигранный купол со световым барабаном, опирающийся в углах на арки между столбами и стенами. Два круглых западных столба поддерживают хоры. Бесконечные пожары, многочисленные переделки и перестройки не способствовали сохранности когда-то обильного и пышного внутреннего убранства храма.

Известно, что для отделки собора, исполнения иконостаса и резных работ были приглашены наряду с устюжскими мастерами и московские изографы Оружейной палаты. К концу 1670-х годов они украсили собор иконостасом с иконами и церковной утварью. Однако при перестройке храма был создан новый резной иконостас в 1731-1732 годах, куда вошли древние иконы XIII-XVI веков и иконы, написанные в 1674-1676 годах известным живописцем Оружейной палаты Семеном Спиридоновым Холмогорцем. Судя по отдельным сохранившимся деталям этого иконостаса, в нем явно сказывалась ориентация на нарышкинское барокко. Размещенные ярусами иконы были заключены в пышные резные рамы со стилизованными листьями, цветами, плодами, гирляндами, лентами и т. д., разделенные витыми колонками с виноградной лозой.

Однако, перенимая изобразительные приемы стиля барокко, устюжские мастера стойко держались традиций местной, народной в своей основе художественной культуры. Это особенно заметно в украшавших царские врата скульптурах евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (ГРМ). При работе над этими фигурами устюжские резчики в качестве образца использовали гравюры так называемой Библии Мартина Лютера, изданной во Франкфурте-на-Майне в 1704 году. Во многом повторив позы и жесты книжных прототипов, они значительно изменили образный строй своих статуй. Могучие бородатые старцы вырезаны из толстых стволов лип, поэтому тела их не расчленены, они как бы сохраняют форму массивных деревянных блоков.

Длинные, широкие одежды, облегающие сидящих евангелистов, ниспадают к ступням босых ног мелкими и дробными складками, широко круглящимися лишь на плечах и коленях. Они не преодолевают ощущения массивности, уплощенности, нерасчлененности самих фигур, но подчеркивают неестественную напряженность их поз. Вместе с тем мастерам удалось достичь эмоциональной выразительности изображений и отчасти индивидуализировать их лики. Наиболее удалась им скульптура евангелиста Луки. Лука представлен со своим символом-быком, но в отличие от всех иконографических канонов, святой сидит на нем, свесив широко расставленные босые ноги. Во всей его фигуре ощущается простонародность типажа, усиленная характерной трактовкой почти круглого лика. Обрамленное спутанными волосами и длинной клочковатой бородой, оно далеко от напряженно экстатических лиц барочных святых, хотя вся его фигура с бурно клубящимися складками плаща трактована в духе этого искусства. Этим произведениям стилистически близки и другие скульптуры, украшавшие ранее целый ряд иконостасов великоустюгских церквей, в частности, храмы Михайло-Архангельского монастыря и церкви Вознесения.

Примечательностью интерьера Вознесенского храма являлись и две большие деревянные резные, плоскостно-рельефные фигуры ангелов (ГРМ). Судя по сохранившимся частям рук, они должны были держать трубы и в целом составлять единую композиционную группу, завершавшую иконостас.

Трактованные в духе барокко, они обнаруживают стилистическое сходство с рельефными скульптурами евангелистов Успенского собора. Свидетельство этому — не только их аналогичная цветовая гамма с преобладанием синих и красных тонов, но и та же простонародность ликов.

Все это говорит о том, что в Устюге на протяжении первой половины XVIII века работала крупная артель резчиков: в ней трудились мастера разных поколений, как с традиционными представлениями, так и более молодые, ориентирующиеся на «новое» искусство, что и объясняет специфику этих скульптур, сочетающих черты народно-наивного примитива со стилистикой барокко.

Скульптурные изображения соборного иконостаса 1731-1732 годов, а также резное убранство ряда других устюжских церквей дают возможность предполагать, что в городе работали одна-две артели резчиков, куда могли входить как местные, так и московские мастера, а также, судя по архивным данным, польские резчики. Именно они украшали интерьеры местных храмов на протяжении довольно длительного времени: от конца XVII века и до второй половины XVIII столетия, когда на смену стилю барокко приходит классицизм.

Существующий иконостас Успенского собора относится к 1780 году и выдержан в духе развитого барокко. В отличие от предшествующего он состоит практически из двух ярусов, поскольку иконы деисусного и праздничного чина не составляют самостоятельных рядов. Это — архитектурно оформленная «алтарная стена», в которой использованы такие ордерные членения, как каннелированные коринфские колонны с капителями, пилястры и многочисленные картуши, выступы и т. д. Великолепие этой «алтарной стены» усилено обильной резьбой — гирляндами цветов, как бы обволакивающими колонны, ажурными, прорезными рамами икон верхнего яруса, различными орнаментальными розетками. Узорочье иконостаса как бы нарастает от нижнего ряда к верхнему, над которым высится распятие с фигурами предстоящих — Иоанна Богослова, Богоматери, Марии Магдалины, Лонгина Сотника.

Своеобразны боковые части иконостаса, далеко заходящие на южную и северную стены. Эти «крылья», вероятно, относящиеся к 1790-м годам, отмечены чертами классицизма, поскольку к концу XVIII века Великий Устюг вовлекается в сферу художественной жизни новой столицы. Все иконы, переходящие на стены, заключены в строгие резные рамы, выдержанные в духе классицизма. Предыдущие иконостасы собора таких «крыльев» не имели, поскольку за ними во время реставрационных работ в 1970-х годах в стенах обнаружили две печуры-ниши с фрагментами фресковой живописи начала XVIII века. В нишах помещены своего рода портреты архиереев, чьими «тщаниями», вероятно, украшался собор. Особенно хорош поясной «портрет» Захария (северная печура) в черном клобуке, с архиепископским посохом в руке.

Из древних икон в соборе осталось лишь несколько. Среди них выделяется «Успение Богоматери» 1496 года, присланная в Устюг суздальским князем Семеном Борисовичем (Прокопьевский собор, филиал краеведческого музея). Эта икона принадлежит к иконографически развитому типу памятников с аналогичным сюжетом. Композиционно она разбивается на две части: вверху представлены летящие на облаках апостолы, узнавшие о смерти Богоматери, и Христос в мандорле, в нижней — сцена оплакивания и Авфоний с ангелом. Склонившиеся к ложу Марии в скорбном молчании апостолы расположены живописными группами.

На нижнем поле иконы в специальном клейме помещена довольно пространная надпись: «Лета 7004 (1496) мца сентября при благоверном великом князе Иване Васильевиче поставлена бысть икона оуспения стыя бци повелением князя Семена Борисовича Суздальского». Эта икона типична для памятников XV века ростовской школы. Лики и одеяния действующих лиц написаны плавью, то есть «сплавлением» жидких красок: санкиря, охрения, подрумянки,— дающим плотный, живописный и красочный слой, почти лишенный фактурности. Язык художника четок и лаконичен, главное для него — передать философское содержание происходящего. Этому способствует и композиция иконы и характер распределения цветов.

Южный фасад Успенского собора полностью закрывает сооруженная в 1846-1849 годах в псевдорусском стиле теплая (придельная) церковь Благовещения. Она заменила прежде находившийся здесь и неоднократно перестраиваемый храм Симеона и Анны (1732-1734) с кельями и переходами, от которого частично сохранились стены и своды в нижнем этаже существующего здания. С восточной стороны к апсидам ее примыкает монументальная соборная колокольня (ил. 40). Она производит внушительное впечатление, выделяясь в городской панораме своей высотой. Это сложное по композиции здание представляет собой памятник, созданный в результате двух строительных периодов (конец XVII и XVIII в.).

Первоначально колокольня имела форму типичного для XVII столетия ярусного шатрового сооружения. Над крупным двухэтажным четвериком с арочной галереей внизу возвышался восьмигранный столп с открытыми вверху арками звона, увенчанный традиционным шатром. Четверик и столп составляют восточную часть нынешнего здания. Они во многом сохранили даже свой прежний декор: архивольты арок галереи и пояс ширинок над ними, лопатки на углах восьмерика, а также парапет из ширинок и пилястры с архивольтами, обрамляющие заложенные проемы звона. Время возведения этой колокольни точно неизвестно. С большой долей вероятности оно может быть отнесено к 1695 году, когда были разобраны колокольни при папертях соседних храмов Прокопия Устюжского и Иоанна Праведного, а их колокола перевешены на соборную, видимо, только что построенную.

В середине — второй половине XVIII века колокольня была надстроена, получив вместо шатра новый ярус звона (прежний был заложен) и в завершении глухой восьмерик, увенчанный коротким шпилем на граненом основании. По-видимому, одновременно с надстройкой с западной стороны специально для 1000-пудового, отлитого в 1754 году колокола «Варлаама» соорудили большую четырехгранную в плане звонницу. Нижние, глухие ярусы ее служили для различных хозяйственно-складских целей, а в открытых широких арках звона с купольной кровлей висели самые большие соборные колокола. О времени надстройки колокольни и пристройки звонницы свидетельствуют типичные для устюжской архитектуры середины — второй половины XVIII столетия детали внешнего убранства — плоские пилястры с постаментами, зубчатые карнизы, прямоугольные перспективные ниши, пояс крупных ширинок и др...»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - Л., 1983

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма (rusarch.ru)


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 мая 2025

«…Современный Успенский собор воздвигнут в 1639-1658 годах. В последующее время он неоднократно переделывался и расширялся. Особенно большие работы проводились в 1780 году. После этого переустройства здание приобрело сохранившийся до наших дней вид. Хотя Успенский собор и являлся главным храмом города, но архитектура его маловыразительна. В ансамбле нет той гармоничности, характерной для устюгского зодчества…»

Источник: В. Малков «По Земле Вологодской», Северо-Западное книжное издательство, 1972, стр. 345

Малков В. М. По земле Вологодской


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 мая 2025

«… Исторические документы указывают на существование столпообразных деревянных церквей, крытых шатром, уже в ХІІ в. (шатровая церковь изображена на полях псковского «Устава»). В летописях конца XI в. восьмериковые церкви упоминаются как сооружения, уже ставшие традиционными. Об этом же говорит «Устюжская легенда». Одна из первых церквей Великого Устюга - соборная Успенская была срублена в 1290 г. Затем она неоднократно горела и ее рубили вновь - «такову же, какова была». Когда же после очередного пожара 1491 г. ростовский мастер Алексей Вологжанин, нарушив традицию, заложил церковь «не по старине, крещату», устюжанам «тот оклад стал нелюб» и мастеру пришлось рубить церковь вновь «круглу по старине о двадцати стенах». Таким образом, «Устюжская легенда» свидетельствует, что восьмериковая шатровая церковь с четырьмя прирубами уже в ХV в. считалась древнейшим традиционным типом русского культового сооружения…»

Источник: Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2003, стр. 38-39

История русской архитектуры - Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. - 2003



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.