ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Соборное дворище.


Великий Устюг. Соборное дворище
Архитектурный ансамбль. Не действует.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Россия, Вологодская область, Великоустюгский район, г. Великий Устюг, Соборная пл.

Координаты: 60.76052, 46.298348





Сортировка:

Соборное дворище, Вид из Дымковской слободы.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вид из Дымковской слободы.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 января 2022
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
20 ноября 2018
Соборное дворище, Панорама набережной Сухоны, вид с реки с юга. Слева Ильинская церковь, за ней - Леонтиевская церковь, справа - Соборное дворище.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Панорама набережной Сухоны, вид с реки с юга. Слева Ильинская церковь, за ней - Леонтиевская церковь, справа - Соборное дворище.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
3 июля 2009
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
2 июля 2009
Соборное дворище, Вид на Соборное дворище с поймы Сухоны<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вид на Соборное дворище с поймы Сухоны
Маресев Юрий
7 сентября 2008
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
yozik
1 июля 2008
Соборное дворище, Вид с противоположного берега Сухоны<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вид с противоположного берега Сухоны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Соборное дворище, Вид с набережной<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вид с набережной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
26 мая 2024
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
7 августа 2023
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
7 августа 2023
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
19 июля 2022
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Александр Антонов
7 февраля 2022
Соборное дворище, вид с юго-запада<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
17 июля 2011
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
27 сентября 2010
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007
Соборное дворище, территория дворища<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
территория дворища
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вадим Павлов
1 июля 1989
Соборное дворище, Известия ИАК 1917 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Известия ИАК 1917 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1915
Соборное дворище, Фото из журнала "Нива".<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фото из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1912
Соборное дворище, В-Устюг. Успенский собор. Открытое письмо на бланке Всемирного почтового союза<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
В-Устюг. Успенский собор. Открытое письмо на бланке Всемирного почтового союза
Алексей Кротов
1 июня 1910
Соборное дворище, Почтовая открытка нач. ХХ века. Вид на Соборное Дворище  из старого города (центра).<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Почтовая открытка нач. ХХ века. Вид на Соборное Дворище из старого города (центра).
Алексей Кротов
1 июля 1901
Соборное дворище, Почтовая открытка. 1896 г.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Почтовая открытка. 1896 г.
Алексей Кротов
1 июля 1896
Соборное дворище, Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фотоснимок с дореволюционной фотокарточки.
Алексей Кротов
Соборное дворище, Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Фотоснимок с дореволюционной почтовой фотокарточки.
Алексей Кротов
Соборное дворище, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
20 ноября 2018
Соборное дворище, Вид из Дымковской слободы<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Вид из Дымковской слободы
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
24 марта 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


sergeizaharov  7 декабря 2010

Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Расположенный на месте первичного городского ядра - детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем. Возникновение его было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII века. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно - художественным центром.

Версию о том, что древним центром Великого Устюга его детинцем является именно Соборная площадь, а не Городище, высказал один из первых и наиболее последовательных историков Устюга, серьезно занимавшийся проблемой первоначального освоения города В. П. Шляпин. В своей работе «Житие праведного Прокопия, устюжского чудотворца, и историческое описание устюжского Прокопьевского собора», изданной в 1903 году, он первым выдвинул предположение о том, что заселение города шло не от Городища, а от Успенского собора. Однако в 1915 году выходит книга Б. И. Дунаева «Город Великий Устюг» (переиздавалась в 1919) и, очевидно, под влиянием этой книги В. П. Шляпин отказывается от своих ранних предположений и присоединяется к точке зрения Б. И. Дунаева, утверждающего, что город начинался с Городища. Подробные доказательства первоначальной версии В. П. Шляпина о том, что ядром или детинцем города Великий Устюг является Успенский собор и соборная площадь, можно найти в книге В. П. Шильниковской «Великий Устюг», изданной в 1973 году (переиздавалась в 1987).


Марина Зуйкова  20 декабря 2018

Среди многочисленных ансамблей Великого Устюга в первую очередь следует отметить центральный соборный комплекс, который с древнейших времен и вплоть до наших дней определяет собой архитектурное лицо города. Расположенный на месте первичного городского ядра - детинца, этот комплекс является древнейшим устюжским ансамблем, возникновение которого было неразрывно связано с основанием самого Устюга и может быть отнесено к середине XII в. В то время устюжский детинец представлял собой типичную древнерусскую крепость, являясь одновременно главным городским архитектурно-художественным центром, подробно рассмотренным выше.

В настоящее время судить о первоначальной композиции этого ансамбля чрезвычайно трудно. Однако установившаяся уже в древности традиция строить новые здания храмов неизменно на старом освященном месте позволяет предполагать, что положение современного нам Успенского собора примерно совпадало с местом первоначальной деревянной церкви. При этом следует отметить, что древнерусские зодчие всегда придавали большое значение размещению главного храма города, и в этом отношении Устюг представляет собой один из ярких примеров.

Место для Успенского собора было выбрано с большим искусством. Построенный на территории детинца в непосредственной близости к древнейшему торгу и первым монастырям, собор расположился на бровке высокого берега Сухоны в симметричной ее излучине, благодаря чему его монументальный объем приобрел необычайно выигрышные видовые точки и господствовал над всей обширной речной поймой, безошибочно определяя место древнего городского центра. Уже с момента своего основания Успенский собор был призван играть роль главного сооружения всего города, и поэтому он получил наиболее "величественную" пятишатровую форму, которую устюжане ревниво оберегали от изменений вплоть до XVII в.

Превращение древней крепости-детинца в религиозный центр города привело к интенсивному строительству на его территории многочислен-ных церковных зданий, предопределивших собой архитектурно-планировочную структуру всего ансамбля. Вторым после Успенского собора по значению и по времени возникновения зданием соборного комплекса стал храм, посвященный позднее одному из популярных местных юродивых Прокопию, который был похоронен на берегу реки (1303 г.) в непосредственной близости к главному храму города. Позднее над гробом Прокопия была построена скромная деревянная часовня, которая в 1471 г. была заменена первой деревянной церковью, освященной в честь Бориса и Глеба, так как сам Прокопий в то время еще не был причислен к лику святых. Эта церковь была замечательна тем, что, подобно многим храмам Древней Руси, одновременно с функциями культового здания выполняла роль исторического монумента, который был поставлен воинами-победителями в честь успешного похода устюжан под Нижний Новгород против казанских татар (1471 г.). Поэтому церковь и была посвящена покровителям русского воинства - Борису и Глебу. Это дополнительное мемориальное назначение обусловило и композицию храма, уже в первой своей редакции, очевидно, получившего величественную пятишатровую форму. В 1495 г. после пожара эта церковь была отстроена заново и освящена уже на имя Прокопия. Борису и Глебу, а затем и Георгию здесь были выделены специальные приделы. Прокопьевский храм неоднократно страдал от пожаров и разрушений, но каждое новое выстроенное на этом месте здание неизменно сохраняло свою первоначальную композицию "о пяти верхах", которая дошла вплоть до XVII в. и была описана авторами сотной книги 1630 г. В 1649 г. после очередного пожара оба придела Прокопьевской церкви были вынесены на Нижний посад, где при старой Архангелогородской дороге "по конец Песьей слободы" были основаны две отдельно стоящие церкви Борисоглебская и Георгиевская.

В 1495 г. в Устюге скончался второй популярный местный юродивый Иоанн, который также был похоронен на территории Соборного дворища между Успенским собором и Прокопьевской церковью. Над гробом Иоанна вскоре после его смерти была построена церковь Происхождения креста, которая получила придел, посвященный Иоанну, и стала третьей святыней соборного комплекса. В 1602 г. после пожара церковь эта была вновь отстроена и окончательно приобрела свою двухшатровую форму.

Каждому из трех основных сооружений этого ансамбля соответствовала теплая зимняя церковь. Так, при Прокопьевском храме возникла Алексеевская церковь, включенная позднее в комплекс Архиерейского дома; для церкви Происхождения креста (Иоанновской) теплым храмом служила церковь Власия; для Успенского собора - церковь Козьмы и Демьяна. Первоначально все эти зимние храмы имели форму скромных клетских сооружений, увенчанных в соответствии с числом приделов одним или двумя "верхами". Если же при этом учесть, что каждая пара храмов - холодный и теплый - имела свою колокольню, то станет очевидной исключительная живописность этого ансамбля с его многочисленными и разнообразными по формам культовыми сооружениями, над которыми величественно вздымал свои шатры колоссальный Успенский собор. Но, несмотря на то, что ни одно из этих древних деревянных зданий не сохранилось до наших дней, роль их в общей структуре Соборного дворища была очень велика, так как, предопределив положение более поздних каменных построек, они тем самым закрепили древнюю топографию этого ансамбля и обусловили его дальнейшее планировочное развитие.

Коренная перестройка соборного комплекса началась в 1619 г., когда на месте последнего, седьмого, здания деревянного Успенского собора был заложен первый в городе одноименный каменный храм, освященный в 1622 г. Однако просуществовал этот храм очень недолго и уже через девять лет сгорел. Возведение нового здания продолжалось с 1639 по 1658 г., а в строительных работах совместно с устюжанами в разное время участвовали ростовские и ярославские мастера. Остатки первого каменного собора были разобраны полностью, включая фундаменты, и на его месте среди живописной группы старых деревянных сооружений вырос новый каменный собор, в нижней части своих стен сохранившийся до наших дней. От древней пятишатровой деревянной церкви этот собор унаследовал обусловленную местом и значением статичность и центрированность общей композиции, которые были выражены теперь в спокойных и монументальных формах кубического пятиглавого сооружения, издревле ставшего каноническим для храмов этого типа.

Следующее каменное здание этого комплекса - церковь Происхождения креста (позднее Иоанновская) - была освящена через пять лет после Успенского собора (1663 г.), а в 1668 г. замечательный устюжский мастер Котельников закончил строительство каменной Прокопьевской церкви. Таким образом, соборный ансамбль обогатился двумя новыми каменными храмами, которые в 1683 г. были превращены в соборы. Вслед за этими основными сооружениями в последней четверти XVII в. постепенно переводятся в кирпич и зимние церкви этого ансамбля: Алексеевская (1672 г.), Власьевская (1689 г.), а также и Козьмодемьянская (1680 г.), которая примкнула к южной стене нового здания Успенского собора и была переименована в церковь Симеона и Анны, а затем - в Благовещенскую. Одновременно при соборах были сооружены каменные шатровые колокольни, значительно обогатившие общую композицию всего ансамбля. И, наконец, завершающим этапом формирования этого комплекса можно считать последнее десятилетие XVII в., когда было закончено строительство каменных зданий Архиерейского дома, примкнувшего к соборной группе с юго-востока.

Переходя к общему анализу композиции Соборного дворища, необходимо отметить, что по сравнению с другими ансамблями города оно претерпело гораздо больше изменений и дополнений, произведенных в XVIII, XIX и XX вв. и значительно исказивших его первоначальный облик. Это обстоятельство при отсутствии специальных исследований чрезвычайно осложняет изучение соборного ансамбля, сложившегося в результате разновременных наслоений различных эпох. Однако сохранившиеся до наших дней документальные описания отдельных сооружений, а также стилистический их анализ позволяют из множества безвкусных поздних пристроек выделить древнюю основу этого ансамбля и тем самым раскрыть общие принципы его первоначальной композиции.

Перестройка Успенского собора началась в 1728 г., когда была выломана его старая западная стена и все здание расширено в этом направлении. В результате между Успенским и Иоанновским соборами образовался современный узкий, щелеобразный проход, который в XVII в. был вдвое шире. В 1778 г. старые барабаны и главы собора были заменены грандиозными ярусными восьмериками, которые неоднократно переделывались и до наших дней дошли уже в формах XIX в. К концу XVIII в. относится также надстройка и обеих Успенских колоколен. В 1849 г. была расширена зимняя церковь Благовещения и к южной стене собора примкнул новый колоссальный объем, который своей немасштабной и бесформенной массой затеснил внутреннее пространство Соборной площади и окончательно подавил старые сооружения этого ансамбля. В то же время к собору были пристроены безобразные крыльца северного, западного и южного входов.

Если же мысленно отбросить все эти поздние пристройки, то Успенский собор XVII в. представится монументальным и величественным пятиглавным объемом, к которому примыкала в то время скромная по размерам зимняя Благовещенская церковь, игравшая роль придела основного храма и уже тогда, очевидно, связанная со своебразной двухчастной звонницей-колокольней.

Не меньше пострадали от поздних переделок и две другие соборные церкви этого ансамбля. Уже в 1720 г. были подняты своды Прокопьев-ского собора, за счет чего увеличилась высота здания, а основной его объем получил второй ряд завершающих кокошников и новые главы. Все последующие изменения этого храма в основном касались его южного, Тихвинского, придела, трапезной и ризницы, которые неоднократно перестраивались и до наших дней дошли в эклектичных и чуждых основному объему формах начала XX в. (1902 г.).

До неузнаваемости исказили поздние пристройки и собор Иоанна Устюжского: в 1830 г. полностью были заменены его древние главы, а в 1859 г. к основному объему с запада примкнула обширная трапезная с обращенным к реке немасштабным псевдорусским порталом.

Чтобы представить себе общий облик этих сооружений в XVII в., необходимо учесть, что основной кубический пятиглавый объем Про-копьевского собора был в то время значительно ниже современного здания и имел всего один ряд завершающих кокошников. Со стороны реки к собору примыкали низкая трапезная и паперть, над которой на южном углу здания была поставлена шатровая колокольня. Таким образом, по своему первоначальному облику этот храм, вероятно, был близок к хорошо сохранившейся до нашего времени Спасо-Преобра-женской церкви, служившей некогда собором одноименного монастыря.

Аналогичный характер имели в XVII в. и Иоанновская соборная церковь с ее канонической пятиглавой композицией, со скромной низкой трапезной и с расположенной на южном углу здания шатровой колокольней. К сожалению, колокольни Прокопьевского и Иоанновского соборов существовали недолго: уже в конце XVII в. по приказу устюжского епископа Александра они были разобраны, а материал их использован для строительства Архиерейского дома, в состав которого был включен также ранее самостоятельный одноэтажный теплый Алексеевский храм. Над этим храмом была построена крестовая архиерейская домовая церковь, которая неоднократно переделывалась и дошла до нас в формах первой четверти XIX в. (1821 г.). И, наконец, меньше всего изменений претерпела самая скромная из всех построек этого ансамбля - одноглавая теплая Власьевская (Богоявленская) церковь, которая вплоть до наших дней в основном сохранила свои первоначальные формы.

По своей общей объемно-пространственной композиции устюжское Соборное дворище представляло собой типичный для древнерусского градостроительства пример организации ансамбля. Основой этого ансамбля служила площадь нерегулярной формы, в центре которой располагалась живописная группа свободно стоящих культовых сооружений, играющих роль отдельных доминант и доступных для обозрения с самых различных видовых точек. Такая трактовка внутреннего пространства площади позволяла добиться исключительного богатства и разнообразия перспектив и принципиально отличала ансамбли Древней Руси от средневековых ансамблей Западной Европы с их четко очерченной конфигурацией и плотной фасадной застройкой по периметру.

Кроме того, в отличие от предельно замкнутых и затесненных западноевропейских площадей древнерусские зодчие всегда стремились к максимальному раскрытию внутреннего пространства ансамбля. И этот прием также наглядно демонстрирует устюжское Соборное дворище, которое, располагаясь на высоком и красивом берегу, было обращено к реке и к бесконечной шири заречных просторов, а общие размеры сооружений были здесь гармонично соразмерны масштабам окружающего ландшафта, что еще больше усиливало глубокую и органичную связь архитектуры с природой.

Неотъемлемой особенностью всякого древнерусского ансамбля было четкое выделение его главного здания, в данном случае Успенского собора, компактный объем которого преобладал над всеми остальными постройками этого комплекса не только своими абсолютными размерами, но и предельной монументальностью общей архитектурно-художественной трактовки. Это господство главного сооружения не было поколеблено и после строительства Прокопьевского и Иоанновского храмов, так как эти второстепенные по своему значению здания ансамбля намного уступали Успенскому собору в общих размерах и отличались значительно более дробными и измельченными формами, что выгодно подчеркивало и еще больше усиливало суровую монументальность главного ядра всей композиции.

И, наконец, на примере Соборного дворища можно проследить еще один типичный древнерусский градостроительный прием, который заключался в том, что ансамбль разворачивался перед зрителем постепенно, по частям, что обеспечивало исключительное многообразие различных аспектов его восприятия.

Одна из наиболее живописных перспектив раскрывалась со стороны реки, куда соборная группа была обращена своим главным фасадом. И если мысленно отбросить все упоминавшиеся выше изменения и пристройки, то ансамбль предстанет таким, каким он был виден с этой точки зрения в XVII в., во всей его первоначальной гармоничной целостности.

На переднем плане на самой бровке высокого берега реки в то время высился изящный пятиглавый объем Прокопьевского собора с обнимавшими его низкими пристройками и с асимметрично расположенной стройной шатровой колокольней. Крайним левым сооружением переднего плана этого ансамбля была скромная одноглавая Власьевская (Богоявленская) церковь, а справа к основной соборной группе примыкали монументальные корпуса Архиерейского дома с теплой Алексеевской церковью. На втором плане между Прокопьевским собором и Власьевской церковью был виден традиционный пятиглавый Иоанновский собор, который, подобно Прокопьевскому храму, имел низкую трапезную и изящную шатровую колокольню, однако по своим масштабам значительно уступал последнему. И, наконец, общую перспективу замыкал величественный, монументальный объем Успенского собора, могучие главы которого господствовали над всей сложной и живописной группой многочисленных сооружений этого ансамбля.

В первой четверти XVII в. между Иоанновским собором и Власьевской церковью еще существовали старые деревянные Пречистенские крепостные ворота, служившие главным входом на Соборную площадь со стороны реки. От этих ворот к реке вел специально построенный спуск, по которому ежегодно в день Богоявления к Сухоне сходила торжественная процессия крестного хода для освящения воды. Позднее после исчезновения Пречистенских ворот это направление не утратило своего значения и продолжало играть роль главного пути от реки к Успенскому собору.

Со стороны дороги, связавшей Соборное дворище с Леонтьевским концом, Успенский собор замыкал собой перспективу этого древнейшего из радиусов первичной планировочной системы города. Все остальные сооружения ансамбля в этом случае группировались справа от главного собора, образуя исключительно интересный комплекс, в котором наиболее скромные и низкие здания располагались на переднем плане, тогда как самый крупный из всех второстепенных сооружений - Прокопьевский собор - находился в глубине, благодаря чему общее объемно-пространственное построение соборного ансамбля с этой видовой точки также обладало большой живописностью, глубиной и многоплановостью.

Перспективу двух главных магистралей древнейшей северо-восточной части города - улиц Архангельской и Успенской - замыкала своеобразная спаренная колокольня Успенского собора с ее живописными завершениями, за которыми сурово и величаво вздымал могучие главы самый собор, закрывавший своим объемом второстепенные постройки ансамбля.

И, наконец, пройдя мимо колокольни Успенского собора и выйдя на внутреннюю площадь этого комплекса, зритель вновь воспринимал соборный ансамбль во всем его удивительном многообразии. Монументальный и величественный Успенский собор был обращен на эту площадь своим южным фасадом, к которому примыкал в то время скромный и не закрывавший главного объема Благовещенский придел, завершенный справа живописной группой колоколен. В створе с южным входом собора находились Святые ворота Архиерейского дома, ведущие на территорию обширного Архиерейского дворища, суровые и одновременно живописные корпуса которого ограничивали эту площадь с юга, обогащая ансамбль своеобразными формами гражданской архитектуры конца XVII в. Западную границу площади закрепили культовые сооружения второго порядка. При этом Прокопьевский собор располагался фронтально, тогда как Иоанновский собор и Алексеевская церковь были размещены с некоторым разворотом, благодаря чему они зрительно как бы замыкали внутреннее пространство площади, обступив ее живописным полукругом и вырисовываясь на фоне заречных далей своими сложными и нарядными силуэтами. Оба эти собора были обращены к площади алтарными апсидами, украшенными многоцветными изразцовыми наличниками, что значительно обогащало пластическое и цветовое решение интерьера площади и еще больше подчеркивало суровую гладь стен Успенского собора. Кроме того, перед зрителем, стоящим в середине площади, раскрывались сразу все высотные сооружения этого сложного и живописного ансамбля, при этом и Прокопьевская, и Иоанновская, и обе Успенские колокольни были видны отсюда под углом 45° что для сооружений башенного типа создает самые выгодные точки зрения, позволяющие не только охватить сразу, одним взглядом все здание полностью, но также рассмотреть его убранство и отдельные детали.

Так, вероятно, выглядело Соборное дворище в конце XVII в., а проведенный выше анализ свидетельствует о том, что замечательные устюжские зодчие были выдающимися мастерами ансамбля и тонко понимали основные закономерности его построения.

Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 мая 2024

«…Первый каменный храм в Великом Устюге появился на Соборном Дворище: в XVI веке, в 1558 году, был освящен возведенный в камне Успенский собор. В следующем столетии, В 1656-1663 годах, иждивением одного из самых богатых устюжских купцов, члена гостиной сотни Никифора Ревякина строится каменный храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя праведного Иоанна Устюжского (позднее храм стал называться Иоанновским), а в 1668-м на средства купцов гостиной сотни братьев Афанасия и Василия Гусельниковых воплощается в камне Прокопьевская церковь. В 1683 году Прокопьевский и Иоанновский храмы получили статус соборных. К концу ХVІІ столетия кирпичными стали и зимние церкви Дворища Богородицкая (позднее - Алексеевская), Власьевская (Богоявленская) и Космодамианская (Благовещенская).

Привычный нам облик Дворища окончательно сформировался с возведением в конце XVII века комплекса каменных построек Архиерейского двора. Сам факт этого строительства - отражение произошедшего знаменательного события: в марте 1682 года Великий Устюг стал центром самостоятельной Великоустюжской и Тотемской епархии. Предложение об образовании новой епархии впервые обсуждалось на Московском соборе 1589 года, но было принято лишь на Большом Московском соборе 1666-1667 годов. В связи с этим напомним, что до этого времени Устюжский край входил в состав Ростовской епархии, а роль представителя епархиального архиерея в крае играл настоятель Михайло-Архангельского монастыря, к 1510 году уже имевший степень архимандрита. Первоначально территорию епархии составляли Устюжский, Сольвычегодский и Тотемский уезды, а в 1685 году к ним был присоединен и Яренский уезд. Под управлением епископа находилось в разное время от 236 до более чем 300 храмов. 6 мая 1788 года Великоустюжская и Тотемская епархия вновь присоединена к Вологодской епархии и вновь восстановлена через век, 30 января 1888 года, как Великоустюгское викариатство. В наши дни, 23 октября 2014 года, возобновлена самостоятельная Великоустюгская епархия - выделена из состава Вологодской епархии в пределах семи районов Вологодской области: Великоустюжского, Бабушкинского, Кичменгско-Городецкого, Никольского, Нюксенского, Тарногского и Тотемского. Великоустюгская епархия одновременно включена в состав новообразованной Вологодской митрополии.

Современный вид Соборного Дворища во многом отличается от изначального. В течение трех веков постройки ветшали и страдали от пожаров, неоднократно расширялись и подвергались переделкам, изменившим первоначальный силуэт и композицию этого архитектурного ансамбля. Например, в конце XVII века были разобраны собственные колокольни Прокопьевского и Иоанновского соборов. В ХVІІІ веке соборы и Архиерейский двор были обнесены высокой каменной оградой, разобранной в XIX веке. Несмотря на перемены, Соборное Дворище сохранило величественный облик, став зримым воплощением многовековой истории города и важнейшим из его символов.

История Успенского собора в целом насчитывает более семи веков, а каменного здания - около четырех. По сообщению «Летописца Льва Вологдина», в 1631 году от непотушенной свечи в храме начался пожар, «и образы все погорели, един токмо образ пресвятыя Богородицы Одигитрия изнесен бысть. А стены церковныя от того пожара разселись». Восстановление собора продолжалось несколько десятков лет - фактически он был отстроен заново. Перестройки продолжались и в более поздние времена, что привело к существенному изменению облика храма. Изначально собор был выдержан в строгих монументальных древнерусских формах, но в ходе перестроек увеличился в размерах и приобрел барочные черты. Позакомарное покрытие было заменено фигурными фронтонами, цилиндрические барабаны - восьмигранными, а луковичные главы - восьмериками с ярусными главками.

Интерьер огромного собора во второй половине XVIII века был декорирован скромными лепными украшениями в виде небольших рельефов, венков, гирлянд, карнизов. Большой золоченый иконостас, сооруженный в 1780 году и выдержанный в духе развитого барокко, поражает тонкой резьбой по дереву. Над его созданием трудились искуснейшие устюжские, московские, ярославские мастера: столяры Иван Кулаков и Михаил Шурухин, резчики Самсон Соколов и Максим Бубнов, позолотчик Пётр Лабзин, создатель деревянной скульптуры Василий Зеркальников, лепщики Пётр Круглов, Сергей Рубцов и другие. В последней трети Х?ІІI века образа для иконостаса писал протоиерей Успенского собора Василий Афанасьев Аленев, чье творчество представляло новое для устюжской иконописи академическое направление.

Современник иконописца академик Яков Фриз отмечал: «Город Устюг имеет право похвалиться иконописною работою и живописью... Сие ж самое искусство цветет ныне под надзиранием здешнего Успенского собора протоиерея Василия Аленева, которой в равном достоинстве состоит с наилучшими российскими живописцами». С именем Василия Аленева связывают и портретную галерею архиереев Великоустюжских и Тотемских - сохранившуюся до наших дней уникальную стенопись, выполненную в 1770-х годах над местами погребения архиереев. Ныне иконостас собора находится на реставрации и закрыт лесами.

Действующим собор был до декабря 1929 года. После его закрытия здание использовалось для различных нужд: размещения крестьян-спецпоселенцев, позднее - как склад. В последней четверти ХХ века музеем-заповедником начата многолетняя комплексная реставрация главного храма Великого Устюга.

Теплую каменную церковь Успенского собора, примкнувшую к его южной стене, начали возводить после того, как в 1679 году сгорела деревянная шатровая зимняя Космодамианская церковь. Церковь строилась в XVIII и XIX веках в несколько этапов, расширялась и переименовывалась: сначала в церковь Симеона и Анны, затем в Благовещенскую. Получив в итоге оформление в псевдорусском стиле, Благовещенская церковь стала контрастировать со зданием собора. С 1970 года по настоящее время в здании размещается Центральная городская библиотека.

С восточной стороны к Благовещенской церкви примыкает высокая двухчастная соборная колокольня, построенная в конце ХVІІ века. Первоначально колокольня имела традиционное для этого времени шатровое завершение, которое было утрачено во второй половине XVIII века, вместо него появился новый ярус звона и завершение в виде шпиля. На колокольню были помещены боевые часы, а с западной стороны пристроена звонница для двух больших колоколов, отлитых в Великом Устюге во второй половине XVIII века. Сразу после закрытия собора колокола были сброшены, в том числе и уникальный «Варлаам» весом 1054 пуда. Сегодня с соборной колокольни, открытой в летнее время для посещения, можно полюбоваться прекрасным видом на историческую часть Великого Устюга.

Рядом с Успенским собором на набережной находится Прокопьевский собор - характерный для устюжской архитектуры пятиглавый трехапсидный храм. На фоне монументального Успенского собора он выглядит легким и изящным. Перед нами редкий для старинных строений случай, когда известно имя возводившего его зодчего: им был устюжский мастер Пётр Дмитриевич Котельников. Однако впоследствии облик храма был сильно изменен. Стены храма делятся лопатками на прясла, завершающиеся декоративными закомарами с поздними росписями в них. В ходе перестройки 1720-х годов были подняты своды, храм увенчали второй ряд более мелких кокошников и пять глухих барабанов с кокошниками в основании, с гранеными гланами. Некогда главный объем с трех сторон окружала невысокая паперть, к углу которой примыкала несохранившаяся до наших дней шатровая колокольня. Эта компоновка была свойственна устюжским соборным храмам XVII века. Сегодня вид собора с набережной определяет обширная невысокая трапезная, построенная в 1902 году в псевдорусском стиле. В храме находится рака с мощами святого Прокопия. Снаружи здания в основание стены трапезной к северу от крыльца заложен темно-серый камень (валун диабаза), принадлежавший, согласно преданию, к числу выпавших по молению Прокопия из «каменной тучи» за пределами города в местечке Котовалово. В храме сохранился пятиярусный золоченый резной иконостас первой половины XVIII века с иконами XVI - XVIII веков. Помимо главного, в соборе был престол святителя Тихона Задонского.

Теплым храмом холодного Прокопьевского собора служила Богородицкая (Алексеевская) церковь. В 1672 году на средства купца Афанасия Федотовича Гусельникова был заложен каменный одноэтажный храм в честь Похвалы Пресвятой Богородицы с приделом святителя Алексия, митрополита Московского. В 1690 году над зданием надстроили второй этаж, храм в котором был посвящен Рождеству Христову. Тогда же церковь была включена в состав комплекса Архиерейского двора, став его высотной доминантой. Превращенный в домовую архиерейскую церковь храм был соединен деревянными переходами с парадными покоями архиерейского дома. В 1716 году отстроенная после пожара церковь освящается во имя митрополита Алексия, Московского чудотворца. В 1820 году, в период, когда Великоустюгская епархия не существовала, храм был вновь приписан к Прокопьевскому собору. После пристройки теплого Тихоновского придела к Прокопьевскому собору в 1860-х годах теплый Алексеевский храм в нижнем этаже был упразднен. В первые годы советской власти храм закрыли.

Между Успенским и Прокопьевским храмами стоит церковь Во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, более известная как собор Иоанна Праведного, - небольшое, но монументально выглядящее здание, с момента возведения в 1656-1663 годах претерпевшее существенные перестройки. Первоначально церковь имела традиционный для Устюга вид: к пятиглавому храму с невысокой трапезной с южной стороны примыкала шатровая колокольня, которая в 1695 году была разобрана. В 1830 году своды и главы Иоанновского собора были заменены новыми, выстроенными в ампирных формах. В 1859 году к храму пристраивается обширная западная трапезная, а в 1912 году - придел в честь великомученика и целителя Пантелеймона и святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. В итоге части здания получили разностильное оформление. До закрытия собора в нем почиталась гробница Иоанна Праведного.

Теплым храмом Иоанновского собора служила стоящая рядом скромная одноглавая Власьевская (Богоявленская) церковь. Она была построена в 1687-1689 годах и освящена во имя святого Власия Севастийского. В 1772 году церковь пострадала во время пожара, была восстановлена и переосвящена во имя Богоявления Господня. Сегодня в здании находится Малый выставочный зал Великоустюгского государственного музея-заповедника.

С востока от Соборного Дворища в квартале между набережной и Советским проспектом располагается довольно обширный комплекс каменных построек Архиерейского двора, или подворья. Оба эти названия верны: как известно, самостоятельная Устюжская епархия неоднократно то учреждалась, то упразднялась, входя в состав Вологодской, - соответственно, здесь располагалась то основная, то одна из вспомогательных резиденций архиереев. При первом устюжском архиерее Геласии на этом месте были поставлены первые деревянные «хоромы», а при его преемнике Александре в 1680-х годах начинается каменное строительство. Кирпич для первого здания изготавливался здесь же.

В 1686-1690 годах был построен двухэтажный архиерейский дом, расположенный параллельно набережной. В состав комплекса были включены и надстроенная в 1690 году теплая церковь Прокопьевского собора, освященная в честь Рождества Христова, и еще два небольших каменных здания, построенные по периметру двора, центр которого был занят садом и огородом, деревянными хозяйственными постройками. Комплекс не раз повреждался пожарами и пере страивался, разрастаясь по периметру квартала.

В 1730-х годах старейшее здание владычных палат было полностью перестроено (ныне ул. Набережная, 58) и соединено переходами с соседними корпусами, а вся территория двора и Соборного Дворища была обнесена высокой каменной стеной, разобранной в XIX веке. После упразднения епархии в конце XVIII века обгоревший комплекс зданий некоторое время пустовал, а в 1805-1818 годах был приспособлен под размещение городских присутственных мест, казначейства, лазарета и гостиного двора. В 1840-х годах к зданию присутственных мест со стороны двора специально для старинного чтимого устюжанами образа была пристроена маленькая, скромно декорированная церковь Спаса Нерукотворного, называвшаяся Всеградской. При ремонте в середине XIX века в части помещений сводчатые перекрытия были заменены деревянными. Комплекс построек, возведенный в эпоху классицизма, получил весьма скромное архитектурное оформление. В зданиях комплекса и в Дальнейшем размещались самые различные организации, а в годы войны и после нее - госпиталь и другие медицинские учреждения.

Соборное Дворище - центральная часть замечательного архитектурного ансамбля набережной Великого Устюга, силуэт которой определяется чередованием культовых и гражданских построек…»

Из книги: Васильева М.В. «Великий Устюг: путешествие во времени» / М.В. Васильева, С.В. Гришина, А.В. Суворов. – 2-е изд., испр. и доп. – Вологда: Древности Севера, 2018.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 октября 2024

«…Соборное дворище - главный храмовый ансамбль Великого Устюга. Включает в себя: Успенский собор 1652-1663 гг. с колокольней, собор Прокопия Праведного 1668 г., собор Иоанна Устюжского XVII-XIX вв., Архиерейский дом XVIII в., а также еще несколько церквей и ряд хозяйственных построек.

Главный собор, посвященный Успению Богоматери, был построен из камня в 1550-х годах, но, столетие спустя, когда большой пожар повредил стены, был перестроен. Богатая купеческая семья и царь Алексей Михайлович пожертвовали средства на его восстановление. В XVIII в. Успенский собор был снова перестроен и получил искусно сделанный иконостас. Собор сейчас находится в стадии завершения реставрационных работ, но его иконостас еще закрыт лесами, и все внутреннее убранство можно осмотреть только по специальному разрешению.

Успенский собор окружен шестью храмами, которые формируют архитектурный комплекс, известный как Соборное дворище с прилегающим к нему Архиерейским двором. Этот ансамбль и соборная колокольня, составляющие главную архитектурную доминанту городского пейзажа, живописно расположены на высоком левом берегу Сухоны. Соборное дворище идеальное место для начала пешей экскурсии по Устюгу и его красивейшей набережной, представляющей собой один из самых живописных видов Европейской России.

Кроме Успенского собора самым примечательным храмом является собор, посвященный Прокопию Устюжскому, построенный в 1668 г. Он также неоднократно перестраивался на протяжении веков, но сохранил декоративные купола с позолоченными крестами. В прошлом собор был частью городского музея, сейчас он возвращен верующим, и его интерьер с иконостасом можно увидеть во время или после церковной службы.

Прокопий Праведный - особо чтимый святой на Устюжской земле. Будучи купцом немецкого происхождения, он принял православие в Новгороде и избрал подвиг юродства. Роздал все деньги и имущество и отправился странствовать по Руси. Целыми днями сидел на камне, который сохранился до сих пор, провожая крестным знамением отплывающие корабли. С тремя деревянными посохами в руках, летом и зимой на босу ногу и в лохмотьях, ночуя часто на папертях или просто на земле.

Блаженный имел дар прозорливости, не один раз своими молитвами спасал город от разрушения. В частности, однажды им была отведена от города надвигавшаяся туча из раскаленных камней, посланная на устюжан в наказание за их грехи. Каменный дождь пролился за городом. Поле, усеянное булыжниками, и сейчас показывают туристам, приезжающим в Великий Устюг. Однажды зимой юродивого нашли на паперти замерзшим.

В 1668 г. над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Украшение собора Святого Прокопия Праведного - великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII в. В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения. Прокопий Устюжский чудотворец, Христа ради юродивый, блаженный, почитается 8 (21) июля…»

Источник: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 492-493



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.