ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Иоанно-Предтеченская церковь


Великий Устюг. Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи , Трёх Святителей, Варвары великомученицы, Димитрия Ростовского, Остробрамской Виленской иконы Божией Матери
Год постройки:1695.
Год утраты:1932 (снесена)
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, Великоустюгский район, Великий Устюг

Координаты: 60.767015, 46.311951





Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, из книги Дунаев 1915 г.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
из книги Дунаев 1915 г.
Фриде
1 января 1915



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  23 ноября 2017

Церковь монастырская каменная, двухэтажная, о трех главах, из коих большая железная, золоченая, с железным золоченым крестом, устроена на гладкой шее над сквозным осмигранным фонарем, над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, a прочия две главы над приделами. Нижний и верхний алтари трехгранные, верхний отступлен против нижняго. На приделах главы железныя крашеныя, а кресты золоченые. Крыши на всем здании железныя, крашеныя зеленой краской. Наружныя стены выбелены, карниз на квадрате под крышей с кружалами на четырех сторонах, состоит из нескольких валиков с провесами, под кружалами карниза в круглых нишах изображены: на южной стороне - Спаситель, на восточной крест, копье и трость, на северной - Божия Матерь, на западной Иоанн Предтеча.

На квадрате верхняго храма 12 мест - 4: больших, 8 малых, в значительном углублении, обрамленных валиками, для живописных изображений, но места эти в настоящее время забелены; по граням квадрата нижняго и верхняго этажей высечены полуколонны. Стенки фонаря над главным холодным храмом украшены карнизами с провесами, лопатками по граням, валиками и другими стенными орнаментами.

В церковном здании помещаются два храма: в верхнем этажи холодный во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя холодными приделами: во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовскаго и Льва епископа Катанскаго, в нижнем этаже теплый - во имя трех Святителей Василия Великаго, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоустаго, с двумя приделами: во имя Вилепской иконы Божией Матери и Св. Великомуч. Варвары.
В храме Рождества Иоанна Предтечи: алтарь трехгранный, за престолом - в двух деревянных, точеных, на подобие чернаго дерева отделанных, тумбах, два образа с рукоятями, новаго Московскаго письма. За жертвенником на откосе окна образ Ахтырский Божией Матери - от бед страждущих, да в простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери; сии иконы украшены серебряными венцами и жемчужными ризами, а в другом простенке - Нерукотворенный Образ Спасителя - древняго письма, с окладами, венцом и ризой старинными басмяными.
Предалтарный иконостас столярный, большей частию гладкий, по местам убран резьбой.

Из местных образов по правую сторону царских врат: образ Спасителя в стоянии, - на нем венец серебряный, золоченый, чеканный, риза серебряная же чеканная весом 13 фунт 40 зол. надписи Ис. Хс. Вседержитель - эмалевый Храмовый - Св. Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащаго в левой руке блюдо с главой - в стоянии, кругом образа изображено житие Иоанна Предтечи; образ письма древняго - в вышину 9 четверт., в ширину 7 четверт., на нем венец с сиянием и стразами, а риза во всю деку - серебряные, чеканные, золочёные, весом 30 фунтов, на венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных, на ленте - в сердце из лиловаго стекла с серебряной золоченой оправой часть мощей Св. Великомуч. Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матеря и Иоанном Богословым. Божией Матери Одигитрии, - по письму и украшению принадлежит к XVII столетию. Под местными образами в клеймах приточныя изображения из ветхаго и новаго заветов, между ними особенно замечательно изображение, на правом клиросе подле дьяческой двери, клейма под иконою Трех Вселенских Святителей. В сем клейме изображен хор поющих по нотной партитуре, на латинском языке, первые два стиха первой главы книги: „Песнь Песней." Как редкий образчик древняго хороваго нотнаго пения, пиесa, изображенная в клейме, заслуживает внимания.

В прочих местах храма замечательны следующие образа: а) за левым клиросом образ Божией Матери Боголюбский - древняго письма, - на нем венец, свет и поля серебряные, чеканные, весом 15 фун. 57 зол., возглавие и ожерелье низаны жемчугом со ставками по фольге, а риза бусами со ставками; б) Архангела Михаила - с венцом серебряным золоченым и полями серебряными; в) Святителя и Чудотворца Николая - древний, венец и риза во всю деку серебряные, чеканные, весом 1 фунт. 70 золот. и г) Святителя и Чудотворца Николая, Льва епископа Катанскаго и преподобном. Евдокии, пятичный, с серебряной ризой.

По южную сторону трапезы придел, во имя Димитрия Митрополита Ростовскаго. Местные образа превосходной Устюжской живописи первой половины XVII столетия.

По стенам церкви есть иконостасы и иконы, между коими более замечательны в столярном крашеном иконостасе у южной стены: а) образ Грузинский Божией Матери - с серебряной чеканной ризой, весом 2 фун. 25 золотн.; б) образ Св. Мучен. Андрея Стратилата - пятичный, с венцами, светом и окладами серебряными чеканными; в) образ Препод. Нила Сорскаго - с венцами и полями серебряными, золочеными; г) образ Божией Матери Всех Скорбящих, с венцом и ризой серебряными чеканными; д) образ четырех святых препод. Петра Афонскаго, Григория Декаполита, муч. Христофора и преп. Марии Египетской - пятичный, письма древняго, - муч. Христофор - с конской головой, венцы на образе, свет и поля серебряные чеканные - старинные. Есть и еще несколько пятичных образов, и все более или менее украшены венцами и полями серебряными. По северную сторону трапезы - придел во имя Льва епископа Катанскаго.

В разных местах несколько образов, между коими замечательны: а) образ Господа Саваофа, письма древняго, писан на левкасе, в углублении деки - не позже как в XVII столетии; б) Нерукотворенный образ Христов - с чудесами, письма древняго, писан на левкасе и в углублении. А прочие образа принадлежат к первой половине XVII столетия.

В нижнем этаже помещается теплый храм, во имя трех Святителей - Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго. Между половыми плитами в трапезе, над могилой храмоздателя лежит надгробный плитяный памятник с высеченной над ней надписью: 1770 года.

За правым клиросом в особом киоте - образ Божией Матери Всех Скорбящих радости, довольно древний. В трапезе иконостас. В нем образа: Нерукотворенный Спасителев - с старинными басмянными венцами и ризой; Трех Святителей Вселенских - старинный, в углублении деки. В северной части трапезы, теплаго храма помещается придельный алтарь - во имя Вселенской иконы Божией Матери. С южной стороны алтарь от церкви отделяется иконостасом, между колоннами образ Св. Великомуч. Федора Стратилата - старинный, писанный в углублении деки.
На северной стороне паперти в пристройке - придел во имя Св. Великомуч. Варвары. В сем приделе находятся два замечательные по древности образа: Живоначальныя Троицы, с житием праотца Авраама и Благовещения Божией Матери, с житием, - образа в длину по два аршина, а в ширину по полтора аршина, писаны в углублении деки на левкасе, ежели не в XVI, то в начал в XVII столетия; на них по сторо-нам иконописью изображены: истории Авраама - столпное письмо; жизнь Божией Матери, с апокрифическими событиями в ея жизни, - письмо пошиба греческаго.
Между утварью замечательна водосвятная чаша - медная, золоченая, кованая, приложенная в 7181 (1673) году, весом 7 фун. , по краям чаши вычеканено старинной вязью: Лета 7181, Июня в 20 день, приложил сию чашу в монастырь Иоанна Предтечи, что на Устюге, гость Афанасий Федотов, - Скорая запись по родителях своих".

"Вологодская старина. Историко-археологичческий сборник". Сост. И.К. Степановский. - Вологда, Типография Вологодского губернского правления, 1890.


sergeizaharov  13 декабря 2017

Первая деревянная церковь во имя святого и славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна была построена в 1262 году, вероятно тогда же была построена и теплая деревянная церковь во имя трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Письменное упоминание и описание храмов дано в «Сотной с писцовых книг» 1630 года.

Холодный храм во имя Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна: «в холодной церкви двери царские писаны на золотъ, образъ местной святаго Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна в деяниъ обложенъ серебромъ басмянъ и позолоченъ, деяние писано на золотъ, образъ Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа писанъ на золотъ. На другой сторонъ царскихъ дверей – образъ Пречистые Богородицы Одигитрии на золотъ, по сторонъ сиверскихъ дверей – образъ «Хвалите Господа съ небесъ» на золотъ; образъ четыредесять мученикъ на золотъ; в олтаръ за престоломъ – образъ Пречистые Богородицы Одигитрие на золотъ, крестъ за престоломъ писанъ на золотъ. На престоле Евангелие печатное оболочено бархатомъ червчатымъ, распятие и евангелисты серебрены, басмяны, позолочены; крестъ воздвизальной деревянной, обложенъ серебромъ басмяной, золоченъ».[10]

Теплый храм во имя трех Святителей Вселенских: «Въ тепломъ храму – двери царские столпцы и сень писаны на краскахъ, надъ царскими дверьми Деисусъ, а въ немъ одиннадцать образовъ писаны на краске, посторонь царскихъ дверей – образъ местной трехъ Святителей Василия Великаго, Григория богослова, Иоанна Златоустаго писанъ на золотъ, большая пятница; образъ Николая Чудотворца писанъ на краскахъ; образъ местной Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, писанъ на краскахъ. На другой сторонъ у царскихъ дверей образъ Пречистые Богородицы Одигитрии на золотъ. За престоломъ кресть древянъ писанъ на краскахъ. Сосуды церковные оловянные, кадило медное. Да у церкви жъ четыре колокола не велики».[11]

На месте старой Трехсвятской церкви, значившейся в писцовой книге 1630 года, в 1672 году построена новая теплая деревянная церковь гостем Гусельниковым, о чем в монастырском синодике 1723 года сохранилась запись: «180 г. (1672) году июня въ 4 день. На Устюгъ великомъ, на горъ, во Иоанновскомъ монастыръ, поставлена церковь теплая и освящена во имя, иже во святыхъ отецъ нашихъ трехъ Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, а другая служба въ той же церкви освящена во имя святаго великомученика Феодора Стратилата, а строилъ ту церковь гость Афанасий Федотовъ (Гусельниковъ) съ женою своею съ Феодорою Петровою, для своего здравия и спасения, и родительскаго вечного поминания».[12]

Храм, построенный Гусельниковым, был освящен 27 июля 1672 года. Свидетельством может служить надпись на одном из антиминсов (всего к началу XX века в монастыре их было семь): «освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа въ церкви иже во святыхъ отецъ нашихъ трехъ вселенскихъ великихъ учителей и Святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго. Священа быстъ церковь сия въ лето 7180 года индикта 10, месяца Июля 27 день на память святаго великомученика Пантелеймона при благоверномъ и благочестивомъ государе царе и великомъ князе Алексее Михайловиче всея великия и малыя и белыя России Самодержца и при верной государыне царице и великой княгине Натале Кириловне и при благородномъ государе царевиче и великомъ князе Федоре Алексеевиче и при благородномъ государе царевиче и великомъ князе Иоанне Алексеевиче и при благородномъ государе царевиче и великомъ князе Петре Алексеевиче и при священномъ митрополите нашемъ Ионе Ростовскомъ и Ярославскомъ».[13]

Придел во имя великомученика Федора Стратилата освящен 5 октября 1674 года, свидетельством чего является еще один антиминс с соответствующей надписью: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа въ церквь святаго славнаго великомученика Федора Стратилата. Священа бысть церковь сия въ лето 7182 индикта 12 Октября въ 5 день на память святой мученицы Харитины…».[14]

Данные деревянные церкви существовали до 1695 года. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра купец Александр Васильев Чалбышев своим иждивением строит каменную церковь. Храм в два этажа, с тремя главами. Первый этаж занимала теплая церковь во имя трех Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Второй этаж холодная церковь во имя Пророка и Крестителя Господня Иоанна.

В 1740 году на средства Льва Александровича Чалбышева перестраивается верхний этаж. Переделана глава – сделан новый восьмерик с окнами, увеличена паперть с помещением в ней двух пределов: во имя Святого великого Иоанна Воина и во имя Льва епископа Катанского. В том же 1740 году по указу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила игумену Иоанно-Предтеченского монастыря Проклу, холодная церковь переосвящена во имя Рождества Иоанна Предтечи.

По указу от 11 февраля 1747 года игумен монастыря Максимилиан освятил придел во имя Льва епископа Катанского. В 1767 году поновлены образа и расписаны царские врата холодного храма Рождества Иоанна Предтечи. В 1776 году к верхней холодной церкви пристроена каменная лестница. В 1777 году при игуменье Аполлинарии, по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Иоанна, предел во имя Иоанна Воина перестроен и переименован во имя Димитрия митрополита Ростовского и освящен протопопом Успенского собора Афанасием Васильевичем Аленевым. В 1783 году в холодной церкви Рождества Иоанна Предтечи вместо старого иконостаса построен новый. В 1794 году крыша храма покрыта железом, изготовлены серебряные ризы на местные образа Воскресения Христова и Божией Матери. В 1804 году в нижнем теплом храме устроен придел во имя Великомученицы Варвары. «1804. Июня 17 дня, совершено освящение вновь устроенной церкви, что въ Иоанно-Предтечевскомъ монастыре, во имя святыя великомученицы Варвары».[15]

Далее в описании храма использована статья А. Попова, опубликованная в Вологодских епархиальных ведомостях в 1877 году.[16] Храм двухэтажный с тремя куполами. Большой купол золоченый, с железным золоченым крестом, устроен над верхним холодным храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи, две главы поменьше над приделами - крашенные с золоченными крестами. Наружные стены храма выбелены, на квадрате под крышей в круглых нишах изображены: на южной стороне – Спаситель; на восточной - крест, копье и трость; на северной - Божия Матерь; на западной - Иоанн Предтеча. В верхнем этаже храма находилась холодная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, с двумя приделами: во имя Святителя Димитрия Митрополита Ростовского и Льва епископа Катанского. В нижнем этаже теплая церковь - во имя трех Святителей: Василия Великого, Гpигopия Богослова и Иоанна Златоуста, с двумя приделами: во имя Виленской иконы Божией Матери и Святой Великомученицы Варвары.

Холодный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи (верхний этаж). Алтарь храма трехгранный. Свод был расписан живописными изображениями Духа Святого Триипостасного Божества, Божией Матери, Пречистого Младенца, Тайной Вечерни и Вседержателя. За престолом - в двух деревянных, точеных тумбах образа с рукоятями: Благовещение Божией Матери, на обороте Великомученица Варвара; Богоявление Господне, на обороте три Вселенских Святителя. Обе иконы московского письма приобретены игуменьей Назаретой в 1865 году. Украшены медными посеребренными ризами с золочеными венцами. За жертвенником, на откосе окна, образ Ахтырской Божией Матери. В простенке между окнами - образ Знамение Божией Матери. Обе иконы были украшены серебряными венцами и жемчужными ризами. В другом простенке - Нерукотворный Образ Спасителя - древнего письма с окладами, венцом и ризой.

Алтарь от церкви отделен каменной стеной. Свод церкви восьмигранный, шатровый подведен под сквозной восьмигранный фонарь, который освещался восемью большими и восемью малыми окнами. На западной стене живописное изображение. В центре – Рождество Христово, по сторонам: справа - Благовещение Божией Матери, слева – явление Архангела Захария. На своде двенадцать Апостолов. В фонаре свода – Дух Святой. На восточной стороне фонаря в раме Воскресение Христово. Клирос деревянный, решетчатый, крашенный белой краской. У западной стены в простенке, справа от царских врат место настоятельницы.

Иконостас столярный, большей частью гладкий, по местам убран резьбой позолоченной, в три яруса. Царские врата резные, золоченые, на них в шести золоченых клеймах изображены: Благовещение Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. Первый ярус. Справа от царских врат: образ Спасителя в стоянии, венец и риза серебряные с золочением, чеканные, с надписью Ис. Хс. Вседержитель; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с крылами, держащего в левой руке блюдо с главой (эмалевый Храмовый образ), на нем венец с сиянием и стразами, риза серебряная с золочением, чеканная. Вокруг образа изображено житие Иоанна Предтечи. На венце привешены: на серебряной цепи чеканный золоченый крест с частями мощей разных (по преданию в храме хранились частицы мощей Иоанна Предтечи); на ленте, в сердце из лилового стекла, с серебряной золоченой оправой, часть мощей Святой Великомученицы Варвары; на другой ленте серебряная, золоченая панагия с черневым изображением Распятия с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом; образ Пророка Захария в стоянии; образ трех Вселенских Святителей с Львом епископом Катанским, священномучеником Антипой и мучеником Харлампием с надписью: «1740 года писалъ сей образъ живописсцъ Козьма Ивановъ сынъ Березинъ».

Слева от царских врат: образ Божией Матери с Превечным младенцем в стоянии венцы и сияние, серебряные с золочением, риза серебряная чеканная; образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным с золочением и жемчугом, по письму и украшению принадлежит к XVII столетию; образ святой праведной Елисаветы; образ Прокопия и Иоанна Устюжских со святым Иоанном воином, Георгием, страстотерпцем Димитрием и Александром Невским с надписью: «1740 года писалъ сей образъ живописецъ Козьма Ивановъ сын Березинъ». Под местными образами в клеймах изображения из Ветхого и Нового Завета. Над царскими вратами в полукружии клеймо с Тайной вечерней. Над местными образами в восьми резных золоченых клеймах события из жизни Иоанна Предтечи и Захария с Елисаветой.

Второй ярус: по центру – Воскресение Христово, а по сторонам на восьми деках Господские и Богородичные праздники. Третий ярус: по центру образ Вседержателя с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечи и резным сиянием в котором изображено Всевидящее Око окруженное шестью резными Херувимами, а по сторонам на шести деках Апостолы.

Над третьим ярусом в трех резных клеймах Страдания Христовы (еще два клейма по сторонам третьего яруса так же со Страданиями Христа). Поверх клейм Распятие с образом господа Саваофа, а по бокам предстоящие Божия Матерь и Иоанн Богослов написанные на деках. Все это обнесено полукругом, на подобии плюща, резным золоченым.

У клиросов два хоругви, на одном – образ Христа Нерукотворенный и Воскресение Христово, на другом – Николай Чудотворец и Богоявление Господне. Кроме этого в храме имелись: образ Божией Матери Боголюбской украшенный серебром чеканным и жемчугом, древний (за левым клиросом); образ Архангела Михаила, украшенный серебром золоченым; образ Николая Чудотворца, украшенный серебром чеканным, древний; образ Николая Чудотворца, Льва Катанского и преподобной Евдокии украшенный серебром.

Трапезная имела столярный крашеный иконостас. В нем имелись: образ трех лиц Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа украшенный чеканным серебром, предположительно написанный протоиереем Аленевым; образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным, в ризе из китайского жемчуга; образ Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна украшенный серебром чеканным; образ Божией Матери Огневидная.

Придел во имя святого Димитрия митрополита Ростовского располагался с южной стороны трапезной. Алтарь четырехугольный отделен от придельного храма иконостасом. В приделе на своде сквозной восьмигранный фонарь с окнами, в восточном окне, на холсте в раме, изображено Коронование Божией Матери. В алтаре в простенках находились: образ Христа Нерукотворенный; образ Воскресения Христова; образ Божией Матери Знамение, украшенный жемчугом.

Иконостас столярный, крашеный, изготовлен при игуменье Назарете в 1865 году. Царские врата крашеные с пятью резными клеймами с обычными изображениями: Благовещения Божией Матери и четырьмя Евангелистами. Наверху царских врат резные золоченые чаша, крест и евангелие. Над царскими вратами в облаках Господь Саваоф под золоченым балдахином, по сторонам балдахина на карнизах два резных золоченых Ангела в стоянии.

В иконостасе справа от царских врат: образ Спасителя в стоянии с серебряным чеканным венцом; образ Святителя Димитрия митрополита Ростовского с серебряной кованной золоченой ризой и венцом, вокруг образа резьба золоченая с восемью Херувимами; образ Божией Матери Взыскание погибших украшенный серебром и жемчугом; образ Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна в стоянии с венцом серебряным чеканным.

Слева от царских врат: образ Божией Матери Тихвинской украшенный серебром чеканным, жемчугом и 69 яхонтовыми, изумрудными и аметистовыми вставками; образ Божией Матери Умягчение злых сердец украшенный серебром чеканным и жемчугом, отличается от прочих образов Богородицы тем, что в сердце Божией Матери изображены трость, крест и копье; образ Архидьякона Стефана (на пономарской двери); образ Святого мученика Иоанна Воина и мученицы Анисии превосходной устюжской живописи, предположительно написанные для бывшего предела Иоанна воина.

Над местными образами в клеймах: Справа – Воздвижение Животворящего Креста Господня, Святителя Иннокентия Иркутского и преподобного Аполлинария (соименный игумене Аполлинарии при которой производилась перестройка и переименование придела в честь Димитрия митрополита Ростовского). Слева – Введение во храм Пресвятой Богородицы, святителя Митрофана епископа Воронежского и мученицы Марии соименный устроительнице придела Марии Юринской.

Верх иконостаса увенчан круглым образом Воскресения Христова с резным золоченым сиянием. Кроме вышеперечисленных икон на стенах имелись: образ Грузинской Божией Матери с серебряной чеканной ризой; образ святого мученика Андрея Стратилата украшенный серебром чеканным; образ преподобного Нила Сорского украшенный серебром золоченым; образ Божией Матери Всех Скорбящих с венцом и ризой серебряными чеканными; образ преподобного Петра Афонского, Григория Декаполита, мученика Христофора (с конской головой) и преподобной Марией Египетской древнего письма с серебряными чеканными венцами.

Придел во имя Льва епископа Катанского расположен с северной стороны трапезы. Алтарь четырехугольный от придела отделен иконостасом.

Предалтарный иконостас столярный, золоченый, в три яруса построен одновременно с иконостасом церкви Рождества Иоанна Предтечи. Царские врата гладкие, золоченые с изображением Благовещения Божией Матери и четырех Евангелистов.

Первый ярус. Справа от царских врат: образ Вседержателя; образ Льва епископа Катанского. Слева от царских врат: образ Похвалы Пресвятой Богородицы. Второй ярус: над царскими вратами в полукружии Тайная вечерня, а по сторонам на четырех деках пять двунадесятых праздников – Богоявление Господне, Сретение Господне, Рождество Христово, Благовещение Божией Матери и Введение во храм Пресвятой Богородицы. Третий ярус по центру образ Вседержателя с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечи и двумя Ангелами, а по сторонам на четырех деках Апостолы. Верх иконостаса увенчан Распятием Господним. Все образа устюжской работы современны постройке придела, впоследствии поновляемы. В конце XIX века придел для богослужения не использовался, в нем располагались ризница и библиотека.

Каменная паперть пристроена с западной стороны храма Рождества Иоанна Предтечи. На втором этаже паперти находились: образ Господа Саваофа в виде величественного старца сидящего на престоле древнего письма, по преданию, этот образ стоял в убогом доме близь монастыря, а после его закрытия образ был перенесен в монастырь (для справки: убогие дома до последней четверти XVIII века находились с северной стороны монастыря и состояли в заведовании монастыря); образ Спаса Нерукотворенного с чудесами древнего письма. Остальные образа написаны на холсте в рамах, написанные в первой половине XVIII века.

В нижнем этаже паперти два пролета для входа в нижний храм во имя трех Вселенских Святителей, один справа от лестницы, а второй слева под лестницей. Перед входом на лестницу крыльцо на двух столпах, во фронтоне находился образ Божией Матери Знамение. Справа от входа находились образа Преображения Господня и Архангела Гавриила, а на северной стене в раме написанная на холсте картина, изображающая пять дев мудрых и пять юродивых.

Теплая церковь во имя Трех Вселенских Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Находилась на первом этаже храма Рождества Иоанна Предтечи. Алтарь трехгранный от церкви отделен иконостасом. В алтаре на своде изображение Отечества, а в простенках в трех клеймах: Спаситель и Божия Матерь. За алтарем образ Божией Матери Смоленской с венцом и окладом серебряным. На сводах церкви в трех клеймах изображены: Коронование Божией Матери, Лев епископ Катанский, святая великомученица Варвара. Иконостас столярный гладкий местами украшенный резьбой. Царские врата в середине гладкие, а верх и низ из сквозной резьбы, на них изображены Уверение Спасителем Апостола Фомы (на царских вратах встречается очень редко), четыре Евангелиста.

В иконостасе справа от царских врат: образ Воскресения Христова с серебряной золоченой ризой; образ Архангела Михаила с пламенным мечом в одной руке и свитком в другой; образ трех Святителей Вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Слева от царских врат: образ Божией Матери Одигитрии украшенный серебром чеканным золоченым, жемчугом и разными камнями; образ Архангела Гавриила; образ Иоанна Предтечи, украшенный серебром золоченым, к образу был привешен крест с вырезанными на черной кости двунадесятыми праздниками: Богоявление Господне, Сретение Господне, Рождество Христово и Благовещение Божией Матери. Иконы устюжского письма XVIII века.

Клиросы столярные, выкрашенные белой краской. У клиросов два хоругви на одном – Спаситель и Благовещение Божией Матери, на другом – Божия Матерь и Рождество Христово. Оба хоругви Московской работы. За правым клиросом небольшой иконостас с девятью иконами, три из которых украшены серебряными золочеными ризами, четыре – серебром, одна – жемчугом и одна расшитой золотом ризой. На стене в особом киоте образ Божией Матери Всех Скорбящих Радости, довольно древний с подписью: «истинное изображение чудотворнаго образа Пресвятыя Владычицы Богородицы всехъ скорбящихъ радости, имеющагося в царствующемъ граде Москве въ церкви преподобнаго Варлаама чудотворца, что въ Ордынской улице». За левым клиросом так же небольшой иконостас с девятью украшенными серебром и жемчугом икон. На стене в особом киоте образ Святителя Николая, украшенный шитою золотом ризою, устроенный старанием игуменьи Виталии. У западной стены справа от входных дверей настоятельское место.

Трапезная отделена каменной стеной. Иконостас справа от входных дверей, крашеный местами золоченый. В нем заслуживает внимания образ Спаса Нерукотворенного старинный, бывший в деревянной церкви построенной в 1672 году, на нем подпись: «Поновленъ сей образъ 1726 Ианнуария 28 дня». В простенках южной стены в виде клейм на железных листах изображены преподобная Мария Египетская и преподобный Иларион Великий. Над входом на своде образ Божией Матери Знамение. На столбе, поддерживающем свод, спереди – образ Спаса Нерукотворенного, с запада – образ Божией Матери Казанской.

В трапезе был погребен Лев Александрович Чалбышев (на средства которого строился храм). Свидетельством служила каменная надгробная плита с надписью: «1770 года Апреля 18 дня преставися рабъ Божий и под симъ камнем положенъ коллежский ассесоръ Левъ Александровичъ Чалбышевъ, родился в 1715 году Февраля 15 числа на память св. апостола Онисима, а жития евтао отъ рождения было 55 летъ и два месяца, тезоименитство ево Февраля 20 дня». (Купец Александр Васильевич Чалбышев императором Петром I возведен в дворянское сословие и умер в чине Коллежского Ассесора).

Придел во имя Виленской иконы Божией Матери находился в северной стороне трапезы. Приведен в описанный ниже вид при игуменье Назарете в 1869 году. Алтарь отделен от трапезы с западной и южной стороны иконостасами. В алтаре за престолом в киоте образ Николая Чудотворца, на нем привески крест серебряный с мощами святой Великомученицы Варвары и крест финифтяный.

Западный предалтарный иконостас столярный крашеный местами с резьбой. Царские врата и полукружие под аркой изображают золоченый крест окруженный сиянием. В нижней части креста под поперечником сами царские врата с четырьмя золочеными клеймами, изображающими Евангелистов. Верхняя часть креста с сиянием выше царских врат и занимает полукружие под аркой. Там же находилась золоченая резьба наподобие занавеса подобранная шнуром с кистями. Справа от царских врат: образ Вседержателя сидящего на Престоле с предстоящими Божией Матерью, Иоанном Предтечей и двумя ангелами украшенный серебром с позолотой. Слева от царских врат: образ Виленской Божией Матери (данный образ поступил в храм в 1850 году из кельи послушницы Акилины Адриановой, после ее смерти) с серебряной ризой унизанной жемчугом и разными камнями. Южный предалтарный иконостас столярный крашеный местами золоченый. В нем находились: образ Святителя Тихона епископа Воронежского; образ Святителя Митрофана епископа Воронежского - обе иконы написаны на железном листе устюжским мастером; образ Святого Великомученика Феодора Стратилата – старинный, был храмовым в деревянной церкви, построенной Гусельниковым в 1672 году; образ Божией Матери Казанской с ризой из жемчуга, разных камней и вставок с серебряным золоченым венцом в большой золоченой раме на карнизе иконостаса. По описи 1854 года этот образ стоял над дверьми в иконостасе.

Придел во имя Святой Великомученицы Варвары находился на северной стороне паперти в пристройке. Алтарь четырехугольный. Напрестольный антиминс на желтом атласе освящен епископом Вологодским и Устюжским Феофилактом в 1793 году. Алтарь от церкви отделен иконостасом. Предалтарный иконостас столярный выгнутый крашеный, местами резной золоченый. Царские врата стеклянные из двух позолоченных рам, с пятью клеймами - в центре Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам четыре Евангелиста.

В иконостасе имелись, справа от царских врат: образ Преображения Господня; образ Святой Великомученица Варвары с серебряным золоченым венцом и стразами; образ Покрова Божией Матери. Слева от царских врат: образ Рождества Пресвятой Богородицы; образ Святой Преподобной Евдокии. Над царскими вратами в резном золоченом клейме образ Воскресения Христова, а по сторонам в четырех золоченых клеймах: Великомученица Екатерина; Мученица Феврония; Великомученица Параскева; Мученица Евфимия. Все образа устюжского письма XVIII века. Кроме этого в приделе находились две древних иконы (ориентировочно XVI или XVII века, греческого письма): образ Живоначальной Троицы с житием Праотца Авраама; образ Благовещение Божией Матери с житием.

В 1869 году игуменьей Назаретой, с южной стороны паперти, в пристройке бывшей келарской устроена ризница.

Из церковной утвари, находившейся в храме Рождества Иоанна Предтечи, заслуживают внимания: Напрестольное Евангелие: 1701 года и 1738 года печати с чеканными серебряными золочеными клеймами; 1735 года и 1800 года печати с пятью финифтяными клеймами, украшенными стразами; 1745 года (два), одно с чеканными серебряными золочеными клеймами, второе – с серебряными резными клеймами.

Кресты напрестольные: чеканный серебряный золоченый с финифтяными клеймами; чеканный серебряный золоченый старинный с надписью: «7162 года мая 20, положилъ сей крестъ на Устюге великомъ въ Ивановский монастырь въ домъ Ивану Предотечи усолецъ Федоръ Прохоровъ Березовской»; чеканный серебряный золоченый с надписью «1784 году, мая 6 дня, крестъ сей данъ вкладу въ великий Устюгъ въ храмъ Рождества Иоанна предтечи отъ монахини Евпраксии»; два серебряных золоченых с черневыми клеймами; два чеканных серебряных золоченых, один – 1768 года.

Священно-служебные сосуды: чеканные серебряные с финифтяными клеймами, обложенными стразами, приобретены игуменьей Фаиной в 1857 году; серебряный золоченый черневой устюжской работы с надписью: «Сей потиръ Устюга великаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря, деланъ 1771 года»;  серебряный золоченый резной со сканью и чернью с надписью: «Сей дискосъ Устюга великаго въ Ивновский Предтечевъ монастырь приложилъ поручикъ Иванъ Ивановичъ Богдановъ»; серебряный золоченый пожертвованный в 1850 году почетным гражданином гор. Санкт-Петербурга Павлом Кудряшевым.

Кроме этого можно отметить: довольно интересный ковчег для хранения святых даров, приобретенный игуменьей Назаретой в 1864 году, в виде церковного свода, с круглым куполом и главой увенчанной восьмиконечным крестом, поддерживаемый четырьмя колоннами. Под сводом внутри колонн катафалк с сосудом для святых даров в виде гробницы. Ковчег московской работы серебряный золоченый; дароносица устюжской работы серебряная золоченая с чернью; блюдо серебряное с изображением Иоанна Предтечи и четырех Евангелистов с надписью: «сие блюдо приложилъ секретарь Иванъ Фирсовъ 1739 года, весу 273 зол.»; ковшик серебряный с надписью: «приложилъ сей ковшъ по обещанию въ обитель святаго Иоанна Предтечи устюжанинъ купецкий человекъ Левъ Александровъ сынъ Чалбышевъ, весомъ 34 з. 1843 г.»; ковшик серебряный с надписью: «приложилъ сей ковшъ по обещанию въ обитель святаго Иоанна Предтечи устюжанинъ купецкий человекъ Иванъ Петровъ сынъ Гусевъ, весу 25 зол. 1743 году»; водосвятная чаша медная кованная золоченая 1673 года с надписью: «лета 7181, июня въ 20 день, приложилъ сию чашу въ монастырь Иоанна Предтечи, что на Устюге, гость Афанасий Федотовъ - Скорая запись по родителехъ своихъ».

16 августа 1922 года прекратилась служба в храме. До наших дней церковь Рождества Иоанна Предтечи не сохранилась.

Главный храм монастыря, собор Иоанна Крестителя, к сожалению, до наших дней не сохранился, являлся единственным храмом, построенным в Великом Устюге в начале XX века. Спроектировал здание сосланный в 1890 году из Санкт-Петербурга в Великий Устюг архитектор Владимир Николаевич Курицын. Проект храма был утвержден техническим строительным комитетом хозяйственного управления при Святейшем синоде 7 января 1908 года. Торжественная закладка нового храма состоялась 25 мая 1909 года. В плане здание представляло собой симметричный крест. В храм вели четыре входа, два основных (для прихожан) и два служебных. Над каждым входом имелось крыльцо с главкой. Центральный купол, в проекте имевший шлемовидное завершение, на самом деле построен был более вытянутым вверх. В средней части купола имелась широкая полоса, не покрытая железом. По этому случаю есть несколько версий: первая – подчеркивалась принадлежность храма Иоанну Предтечи, имелось в виду усекновение его главы; вторая – предполагалось иметь световую полосу, работающую на дальние расстояния; третья – купол не успели полностью покрыть железом, так как последнее было отобрано в 1919 году при Советской власти. Судьба храма оказалась довольно трагичной: 11 июля 1921 года начался пожар, в результате которого сгорели леса и рухнул купол вновь построенного храма. 10 марта 1927 года начали ломать остатки погоревшего собора. Так город лишился весьма оригинального сооружения, признававшегося специалистами как не имеющего аналога.

Литература:

1. Устюжский летописец. Первая редакция. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 104.

2. Устюжский летописец. Вторая редакция. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 110.

3. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 129.

4. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 70.

5. Устюжский летописец. Список Мациевича. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 30.

6. Архангелогородский летописец. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 70.

7. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133.

8. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 40-41.

9. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июля 15. № 14. 1877. Стр. 252-255.

10. Сотная книга 1630 года. «Лета 7138 апреля въ 25 денъ сотная съ Устюжскихъ съ писцовыхъ книгъ письма и меры Микиты Вышеславцова, да подъячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году». В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 40.

11. Там же. Стр. 40.

12. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. № 9. 1877. Стр. 148.

13. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 15. № 12. 1877. Стр. 210.

14. Там же. Стр. 210-211.

15. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 119.

16. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 15. № 10. Стр. 170-177. Июня 1. № 11. 1877. Стр. 188 - 197.

17. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Мая 1. № 9. 1877. Стр. 150.

18. Попов А. Описание Великоустюжскаго Иоанно-Предтечева девичья монастыря. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1877. Стр. 197.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.