Филипповская Яиковская Знаменская мужская пустынь. С 1908 года Устюжский Знамено-Филипповский общежительный женский заштатный монастырь. Находилась с западной стороны под городом Великий Устюг на Яиковой горе на левом берегу Сухоны. Ныне город Великий Устюг Вологодской области. Основателем пустыни считается преподобный Филипп Сухонский, Яиковский, местно чтимый святой.
Постриженик Михаило-Архангельского монастыря Филипп пришел на Яикову гору, построил келью и часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» и жил здесь отшельником до 1654 года. Был уважаем местными жителями за праведность. Скончался в 1662 году. Память празднуется в День вологодских святых. Мощи его перед революцией 1917 года покоились под спудом в Знаменской церкви.
В 1735 году построена каменная с колокольней в одной связи одноэтажная пятиглавая двупрестольная церковь. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», придельный - во имя святителя Филиппа митрополита Московского.
В 1764 году небогатая мужская пустынь осталась за штатом.
В 1809 году по предложению епископа Евгения Болховитинова (будущий митрополит Киевский) построен первый каменный настоятельско-братский корпус на средства купеческой вдовы Анны Васильевны Курочкиной.
В 1850 году теплый Филипповский придел переделан: добавлен престол святителя Николая Мирликийского.
В 1908 году мужской монастырь обращен в женский.
После революции 1917 года монастырь закрыт.
В 1918 году решено преобразовать монастырь в сельскохозяйственную коммуну.
В 1928 году разрушена Знамено-Филипповская церковь.
В настоящее время на месте пустыни стоит памятный знак на улице Гледенской. Сохранились некоторые жилые и хозяйственные кирпичные строения монастыря, частично разрушенные и перестроенные.
По материалам: http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=291
В описи Яиковского монастыря за 1702 г. кроме богато украшенных двух Знаменских икон, расположенных в иконостасе деревянной церкви, указан еще один одноименный образ: «На правой стороне на налогии образ Пресвятыя Богородицы Знамения, цка в четверть аршина, венец резной, серебряной, возглавие и ожерелье жемчюжные, поля басменные, сребряные, вызолочен. В привесе на проволоке четыре цаты серебряных басменых, крест сребряной с финифтом, восмь привесочек сребряных да перстень. А тот образ в киотце деревянном, и напреди киотца на слуде вырезано по олову и вызолочено. И около того образа и киотца на цке троечетвертной писаны чюдеса Пресвятыя Богородицы, а та цка и со образом в киоте и налой столярной работы».
РГАДА, ф. 237, оп. 1, ч. 1, д. 44, л. 364–366