Монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенский женский монастырь)
Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года (ликвидирован в 1764 году), о чем свидетельствует следующее клеймо с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенской церкви: „В лето от Рождества Христова 1422 года учрежден был при сем приходе девич монастырь, который, под управлением разных игумений, и существовал 342 лета; по учреждении же штатов в 1764 году декабря 31 дня переведен при игуменье Mapиaм в Ивановский монастырь на гору, а сей оставлен приходскою церковью". [1] Косвенным упоминанием Спасо-Преображенского монастыря служит и описание городских укреплений 1438 года: «… 5. А от Ивановские башни до Спасских ворот…»[2]
В «Летописи Великоустюжской» под 1493 годом описано чудо произошедшее в Спасо-Преображенском монастыре: «1493 г. Въ Устюге Великомъ, въ Спасо-преображенскомъ девичьемъ монастыре, отъ образа Преображения Господня текло муро изъ грудей спасителевыхъ и отъ святыхъ пророковъ Моусея и Илии».[3] Упоминается монастырь и в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же противъ Спаскихъ воротъ м-рь Спаской девичей, а въ немъ церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковь Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье монастырское приходныхъ людей; а на м-ре въ келье игуменья Марфа, да 12 келей, а въ них живут 54 старяцы, все кормятца въ миру Христовым именемъ».[4] Как видим, к 1630 году в монастыре имелось два храма – во имя Преображения Господня холодный и во имя Сретения Господня теплый, а так же кельи.
В 1679 году монастырь сильно пострадал от пожара: «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорания погорели …две церкви и у Спаса Преображенском монастыре, две церкви и с кельями».[5] После пожара монастырь был восстановлен, о чем свидетельствуют «Писцовые книги» 1683 года: «Спасской девичь монастырь за острожною осыпью, что по конецъ улицы Гулынки, а въ немъ церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа холодная… Церковь теплая съ трапезою и съ папертью… колокольня древяная рубленная… И въ прошломъ во 187 г. въ пожарное время те обе церкви и колокольня сгорели; построена на техъ местехъ одна церковь теплая съ трапезою клетцки… А на монастыре 29 келей, а въ нихъ живутъ старицы…»[6]
В 1683 году вместо двух храмов в Спасо-Преображенском монастыре существовала одна теплая Сретенская церковь. В 1679-1696 годах строится каменная холодная Преображенская церковь. В 1715 году сгорела теплая деревянная Сретенская церковь. В 1725-1739 годах строится каменная теплая Преображенская церковь.
По штатам 1764 года монастырь закрыт, а Спасские церкви превращены в приходские. Женский Спасо-Преображенский монастырь переведен в Иоанно-Предтеченский, бывший мужской.
В 1855 году иждивением почетного гражданина города Ильи Яковлевича Грибанова вокруг храмов построена каменная ограда с железными решетками. В 1857 году им же обновлено внутреннее убранство и пристроено новое крыльцо Сретенской церкви.
19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал Преображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Преображенского храма.
Храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенская церковь)
Когда была построена первоначальная холодная церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, точно не известно, но в 1422 году она уже существовала, так как монастырь был основан уже при существующей церкви. О чем свидетельствует запись в «Летописи Великоустюжской»: «1422. При Преображенской церкви въ городе Устюге открытъ девичий монастырь».[7] Деревянная Преображенская церковь существовала до пожара 1679 года, о чем свидетельствуют «Сотная с писцовых книг» 1630 года и «Писцовые книги» 1683 года. В частности в «Писцовых книгах» 1683 года дано подробное описание внутреннего убранства храма.[8]
Храм деревянный, шатровый с одним куполом. В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы с Превечным младенцем украшенный серебром и жемчугом. Над жертвенником образ Спаса Нерукотворенного украшенный серебром золоченым в киоте. Царские двери обложены оловом золоченым и листовым золотом. Над вратами, над сенью: в отдельном киоте с пятью куполами, на двух столбцах образ Иисуса Христа Эммануила написанный на золоте. По сторонам Ангелы. В тяблах: вверху Деисус, написанный на золоте, внизу на пятнадцати деках святые. Во втором поясе – Двунадесятые праздники. В третьем поясе – Пророки стоящие. В четвертом – Праотцы поясные. Все образа написаны на золоте. Возле царских врат: образ Преображения Господня, украшенный жемчугом; образ Спаса Вседержателя, украшенный серебром сканым золоченым; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с Превечным младенцем, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Воскресения Христова, украшенный золоченым серебром; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с праздниками, украшенный серебром золоченым и жемчугом в отдельном киоте межвратный; образ Сретения Господня в отдельном киоте; образ Преображения Господня, украшенный золоченым резным серебром и жемчугом в отдельном киоте.
Над северными дверьми образ Димитрия Селунского, напротив левого клироса образ Николая Чудотворца с житием, напротив правого клироса образ Спаса Нерукотворенного, образ Алексия человека Божия.
В паперти Преображенского храма: над западными дверьми - Деисус и три иконы; на восточной стене – образ Христа Эммануила в киоте с Ангелами; над северными дверьми – Деисус и образ Преображения Господня.
В 1679 году обе деревянные Преображенская и Сретенская церкви вместе с колокольней сгорели, на их месте была построена одна деревянная теплая Сретенская церковь.
Спустя десять лет, 25 июня 1689 года архиепископ Великоустюгский и Тотемский Александр совершил крестный ход из кафедрального Успенского собора к месту сгоревшей деревянной церкви и положил начало строительства каменного холодного храма во имя Преображения Господня с приделом во имя Богоотца Иоакима и Анны, а так же колокольни, при игуменье Анисии. Каменный пятиглавый Преображенский храм был построен в 1696 году, освящен преосвященным Александром, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 6 августа 1697 года. Что так же подтверждено клеймом с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенского храма: „В лето от Рождества Христова 1689 года Июня в 25 день, при державе благочестивейших государей царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России самодержцев, основана сия церковь в девичье монастырь, во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа, при игуменье Анисии, преосвященным Александром архиепископом Великоустюжским и Тотемским с крестным ходом из собора; а совершена и освящена 1697 года августа в 6 день преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским". [9]
В 1715 году сгорел теплый деревянный Сретенский храм. В южной стороне трапезной Преображенской церкви была устроена теплая церковь. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа от 19 декабря 1718 года архимандрит Архангельского монастыря Варсофий и соборный протопоп Адриан освятили вновь созданный теплый храм во имя Божией Матери Казанской.
В 1764 году после ликвидации монастыря Преображенский храм превращен в приходскую церковь. 17 июня 1797 года теплый придел во имя Божией Матери Казанской переосвящен во имя Богоотца Иоакима и Анны.
Далее в описании внутреннего убранства Преображенского храма использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.[10]
По своей архитектуре Преображенский храм напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо-западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах, да еще во внешнем убранстве Преображенской церкви использовано большое количество изразцов местного производства. На храме шесть куполов с золочеными крестами. Пять (один большой золоченый и четыре маленьких) над квадратом храма и один купол над алтарем придела Иоакима и Анны. Алтарь снаружи в виде трех полукружий. С южной стороны пристроен придел, с западной трапезная, а с северной палатки. Возможно, первоначально все эти пристройки были папертью.
Алтарь от церкви отделен толстой каменной стеной с тремя дверьми. Стены и свод алтаря украшен живописными изображениями Ветхозаветных событий. Роспись сделана в 1756 году и поновлена в 1829 году, о чем свидетельствовала надпись в алтаре: «украшенъ сей святый олтарь живописною работою 1756 года, поновленъ въ 1829 году».
В церкви стены оштукатурены белые, на своде около фонаря в девяти клеймах изображены блаженства Евангельские. По западной стене церкви под сводами построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей.
Предалтарный пятиярусный иконостас весь резной золоченый. Возведен он в 1697 году, через год после завершения строительства храма, по заказу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра. Иконостас поражает пышностью своего орнаментального убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капителями. Особенно великолепны окутанные листьями и гроздями винограда колонки-столбики, декорированные внизу различными розетками и завитками. Как и многие другие иконостасы церквей Великого Устюга, это сооружение имеет ясно выраженные горизонтали и вертикали с подчеркнутой царскими вратами центральной осью и ступенчатым расположением икон и арок обрамлений над ними. Завершает сооружение изображение распятого Христа.
В середине первого яруса царские врата прорезные, золоченые с шестью клеймами – четыре евангелиста, Благовещение Пресвятой Богородицы и над ними Тайная вечерня.
Справа от царских врат: образ Преображения Господня древний, богато украшенный серебром золоченым (нельзя утвердительно сказать, чтобы этот образ был тот самый, из которого в 1493 году текло миро, но он действительно древний, поновлен в конце XVII столетия при построении храма); образ Сретения Господня; образ Воскресения Христова; образ Живоначальной Троицы; образ Архидьякона Евила на дъяческой двери.
Слева от царских врат: образ Божией Матери Страстная, украшенный серебром золоченым, жемчугом и алмазными вставками; образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Прокопия и Иоанна Устюжских; образ Святителя Николая; образ Архидьякона Лаврентия на пономарской двери.
Остальные иконы принадлежат к первой половине XVIII столетия. Некоторые имели серебряные венцы и ризы.
Второй ярус – по центру Воскресение Христово и два резных золоченых сидящих Ангела, а по сторонам на десяти деках двенадцать Господских и Богородичных праздников. Третий ярус – по центру Господь Вседержатель сидящий на престоле, а по сторонам на восьми деках Апостолы. Четвертый ярус – по центру Коронование Божией Матери, а по сторонам на восьми деках Пророки. Пятый ярус – по центру Отечество, а по сторонам на восьми деках Праотцы.
Поверх иконостаса одиннадцать резных золоченых клейм – по центру Распятие Христово с предстоящими, а по сторонам Страсти Христовы.
Церковь от трапезной отделена массивными стенами с двумя дверьми.
Придел во имя святых Иоакима и Анны находился с южной стороны Преображенского храма. Свод и стены алтаря украшены несколькими живописными клеймами. Стены и свод придела выбелены.
Предалтарный иконостас столярной работы, резной, карнизы и валики вызолочены по полименту. Царские врата решетчатые со стеклами по центру Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам в золоченых клеймах четыре Евангелиста. Вместо местных образов в трех клеймах изображены: Спаситель, Божия Матерь и Богоотцы Иоаким и Анна. Над царскими вратами – Коронование Божией Матери, а по сторонам в резных золоченых клеймах: Василий Великий и мученица Евфимия. Образа принадлежат к XVIII веку.
От трапезы церковь отделена резным иконостасом одной архитектуры с иконостасом Преображенского храма и возможно бывшим предалтарным в этом пределе храма. В этом иконостасе находилась древняя икона мучениц Параскевы, Екатерины и Варвары.
К северо-западному углу трапезной примыкает шатровая каменная колокольня. Первый ярус четырехгранный, средний восьмигранный, верх шатровый с небольшой главкой. На колокольне 8 колоколов.
Церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Сретенско-Преображенская церковь)
Теплый храм во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Деревянная церковь упоминается в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. В «Писцовых книгах» 1683 года дано описание внутреннего убранства храма, который сгорел в 1679 году вместе с холодной Преображенской церковью. [11]
Сретенская церковь деревянная теплая с трапезной и папертью. В алтаре запрестольный образ Пресвятой Богородицы. Царские врата написаны красками. Возле царских врат: образ Сретения Господня украшенный серебром резным золоченым; образ Преображения Господня украшенный серебром золоченым; образ Преподобных отцов Зосима и Савватея Соловецких в киоте; образ Николая Чудотворца; образ мучениц Екатерины, Прасковеи, Варвары; образ Пречистой Богородицы в киоте украшенный серебром.
В тяблах на пятнадцати деках Деисус.
В трапезной: возле церковной двери образ Сретения Господня; образ Спаса Нерукотворенного в киоте, на створках киота образ Прокопия и Иоанна Устюжских; образ Пречистой Богородицы в киоте, на створках – образ Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.
Над церковными дверьми образ Спас Эммануил с Ангелами.
К 1863 году на месте сгоревших Преображенской и Сретенской церкви построен один деревянный теплый Сретенский храм. В 1689 – 1696 годах рядом строиться каменная Преображенская церковь. 24 июня 1715 года сгорела деревянная церковь и только спустя 10 лет в 1725 году на ее месте начинается строительство каменное здания, по благословению преосвященного Боголепа, епископа Великоустюжского и Тотемского. Строительство длилось 14 лет (построена в 1739 году). Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери (освящен 10 декабря 1728 года).
Сретенский храм двухэтажный. Первый этаж первоначально предназначался под церковь, но позднее в нем разместили кладовые палатки. Во втором этаже размещена сама Сретенская церковь. Квадрат храма увенчан одной главкой с золоченым крестом на трехярусной шейке. Оригинальной особенностью этого здания является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм, в противоположность другим устюжским храмам, в церковь «под колоколы». Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмерикам, образующим звонницу. Такая малоудачная конструкция явно свидетельствует о недостаточной подготовленности местных зодчих к решению подобных сложных проблем. Алтарь храма полукруглый. С северной стороны над палатками придел во имя Божией Матери Казанской. С западной стороны пристроено каменное крыльцо с тремя входами.
Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.[12]
Алтарь от церкви отделен каменной стеной с тремя пролетами. Стены и свод оштукатурены. Предалтарный иконостас небольшой в два яруса. Возведен, вероятно, в самом конце XVIII или начале XIX века. Несмотря на свои малые размеры, он оформлен необычайно помпезно. Центральная ось выделена не только царскими вратами и большим размером средней иконы, но и значительным выносом вперед боковых частей с мощными карнизами на гладких парных колоннах. Царские врата столярной работы, резные отделанные серебром и золотом под металл, Евангелисты резные сделаны столь искусно, что похожи на отлитые из металла. В середине царских врат в клейме Благовещение Божией Матери.
Первый ярус: образ Преображения Господня; образ Сретения Господня; образ Пророка Ильи и мученицы Павлы; образ Божией Матери Казанской.
Второй ярус: в центре Господь Вседержатель сидящий на престоле, по бокам как бы в отдельных иконостасах, по два образа. Справа – Иоанн Предтеча и Апостол Павел, слева – Богоматерь и Апостол Петр. Так же в клеймах справа – Благоверный Князь Владимир, слева – Преподобный Сергий Радонежский.
Над образом Господа Вседержателя арка, под которой в клейме Господь Саваоф.
Местные образа (кроме Пророка Ильи и Мученицы Павлы) из старого иконостаса, написаны в первой половине XVIII века устюжскими живописцами, а остальные соответствуют времени создания иконостаса и принадлежат московской живописи.
Трапеза от церкви отделена каменной стеной с тремя решетчатыми крашеными дверями. Иконостас в два яруса, по качеству не уступает находящемуся в церкви. Иконы первого яруса устюжской живописи начала XVIII века, а второго - написаны вологодскими мастерами и соответствуют времени создания иконостаса.
С северной стороны трапезной под аркой вход в придел во имя Божией Матери Казанской. В алтаре на своде несколько живописных клейм. Алтарь от церкви отделен иконостасом столярной работы, гладким, золоченым в два яруса. Царские врата с резьбой, золоченые. На них в пяти клеймах: Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над царскими вратами под аркой в клейме Дух Святой.
Первый ярус иконостаса. Справа от царских врат: образ Господа Вседержателя; образ Покрова Божией Матери; образ Прокопия и Иоанна Устюжских.
Слева от царских врат: образ Божией Матери Казанской с чудесами украшенный серебром, стразами и камнями.
Второй ярус: в центре – Господь Вседержатель, по сторонам на четырех деках предстоящие Апостолы.
Трапеза от придела отделена решетчатым крашенным иконостасом. В нем: образ Спаса Нерукотворенного; образ Николая Чудотворца; образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Алексия человека Божия.
Все иконы написаны в XVIII веке. Кроме этого в разных местах храма и придела находилось около тридцати икон, украшенных серебром жемчугом и камнями, среди которых были и древние.
Из утвари храма можно отметить: крест серебряный золоченый с 60 частями мощей; крест серебряный золоченый со 120 частицами мощей разных Угодников, имена которых искусно вырезаны на задней стороне креста, пожертвован коммерческим советником Ильей Грибановым; крест серебряный золоченый с финифтью и мощами; сосуд священно-служебный золоченый с восемью клеймами, осыпанными разными камнями.
Литература:
1. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 217.
2. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133.
3. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 43.
4. Сотная книга 1630 года. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 41.
5. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 1.
6. Писцовая книга 1676-83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 71-73.
7. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 27.
8. Писцовая книга 1676-83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 71-72.
9. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 217.
10. Там же. Стр. 216-220.
11. Писцовая книга 1676-83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 72-73.
12. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 220 - 222.