ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Великий Устюг. Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря.


Великий Устюг. Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря
Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:1422.
Адрес:
Вологодская обл., Великоустюжский р-н, г. Великий Устюг

Координаты: 60.760829, 46.306633





Сортировка:

Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, вид с юго-запада<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 июля 2009
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
22 марта 2006
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Татьяна Минеева
7 января 2005
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
16 ноября 2019
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
vertuniya
30 апреля 2018
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, вид с юго-востока<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
14 мая 2012
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
17 июля 2011
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, , Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
18 июля 2022
Храмовый комплекс бывшего Спасо-Преображенского монастыря, из книги Дунаева Б.И. Северо-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. - Москва. 1915.<br>, Великий Устюг, Великоустюгский район, Вологодская область
из книги Дунаева Б.И. Северо-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. - Москва. 1915.
sergeizaharov



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


sergeizaharov  7 декабря 2010

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года, о чем свидетельствует надпись на западной стене Спасо-Преображенской церкви. В 1764 году был ликвидирован с переводом в Иоанно-Предтеченский монастырь, а Спасо-Преображенский собор превращен в приходскую церковь. 19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал Спасо – Преображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Спасо-Преображенского храма.


sergeizaharov  24 декабря 2011

Когда были построены первоначальные Преображенские церкви неизвестно, но они существовали до 1422 года, так как монастырь был образован уже при существующих церквях. Согласно Писцовой  книге 1676-1683 годов в 1679 году обе деревянные церкви и колокольня с 10 колоколами сгорели, на их месте была построена одна деревянная (сгорела в 1715 году). Лишь в 1689 году рядом с деревянной церковью начато строительство каменной холодной церкви во имя Преображения господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с пределами во имя Богоотца Иоакима и Анны, а также колокольни.

Каменный пятиглавый Спасо-Преображенский храм был построен в 1669 году. освящен архиепископом Великоустюжским и Тотемским Александром 6 августа 1697 года. По своей архитектуре напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо=западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах и внешнем убранстве (В убранстве Спасо-преображенского храма использовано большое количество изразцов местного производства).    Сени и своды в алтаре Спасо-преображенского собора были украшены в 1756 году живописными изображениями. По западной стене  церкви под сводами были построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей. Предалтарный иконостас резной золоченый. Возведен в 1697 году, через год после постройки храма, по заказу архиепископа Александра. Иконостас поражал пышностью своего орнаментного убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капетелями.    

Сретенско-Преображенская церковь являлась теплым храмом Спасо-Преображенской церкви. Деревянная церковь упоминается в Сотной книге 1630 года. Сгорела в 1679 году. В 1725 году на месте сгоревшей в 1915 году деревянной церкви, начато строительство каменного здания по благословению епископа Великоустюжского и Тотемского Боголепа. Строительство длилось 14 лет, завершилось в 1739 году. Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери. Оригинальной особенностью этого храма является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм. В противоположность другим устюжским храмам, в церковь "под колоколы". Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмирикам, образующим звонницу. В интерьере Сретенской церкви помещался небольшой двухярусный иконостас возведенный вероятно в самом конце 18 века или начале 19 века. Несмотря на малые размеры оформлен иконостас был помпезно.


Т.  22 января 2014

Устюжский Спасопреображенский женский монастырь

Назывался также Устюжский Спасский девичий монастырь, Устюжский Сретенский девичий монастырь, Устюжский Преображенский девичий монастырь. Находился в Великом Устюге. Основан в 1422 году при приходской церкви.

В 1623 году на территории Спасского девичьего монастыря стояли деревянные холодная церковь Преображения Господня и теплая Сретения Господня. Управляла монастырем игуменья Марфа, в 12 кельях жили 54 старицы, кормились подаянием.

После пожара 1679 года построены деревянная теплая и каменная холодная церкви. В 1693 году монахини проживали в 29 кельях.

Строительство первой каменной церкви начато в 1689 году, освящена церковь в 1697 году в честь Преображения Господня.

В 1715 году сгорела теплая деревянная церковь. После этого теплый придел устроили в трапезе Преображенской церкви, он освящен в 1718 году в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Строительство теплой каменной церкви начато в 1725 году, освящена церковь в 1740 году в честь Сретения Господня.

В 1764 году Спасопреображенский монастырь упразднен, монахини переведены в Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь, бывший до этого мужским. Церкви Спасопреображенского женского монастыря обращены в приходские.

Спасо-Преображенская приходская церковь в Устюге в 18-19 веках:
В 1794 году в теплой Сретенской церкви освящен Казанский придел. В 1797 году в холодной Преображенской церкви освящен придел святых Богоотец Иоакима и Анны вместо Казанского. Колокольня располагалась в северо-западном углу Преображенской церкви. В 1855 году на деньги благотворителя купца Ильи Яковлевича Грибанова построена каменная ограда вместо деревянной. В приходе Спасопреображенской церкви в 1788 году числилось 536 душ обоего пола, в 1868 году – 265 душ.

Спасо-Преображенская приходская церковь в 20 веке:
В 1915 году в приходе Спасопреображенской церкви насчитывалось 464 человека. Служил протоиерей Черняев Иларий Яковлевич, 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии.

В 1928 году в Спасопреображенской церкви прошла последняя служба. Здания церквей переданы Северо-Двинскому губернскому архиву.
В 1931 году Черняев Иларий Яковлевич арестован, приговор – ссылка в Северный край на 3 года. В 1932 году ссылка в Северный край заменена ссылкой в Западную Сибирь. Дальнейшая судьба священника неизвестна.

В настоящее время в зданиях церквей по-прежнему располагается архив – Великоустюгский центральный архив.

Православные приходы и монастыри Севера


sergeizaharov  14 декабря 2017

Монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенский женский монастырь)

Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года (ликвидирован в 1764 году), о чем свидетельствует следующее клеймо с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенской церкви: „В лето от Рождества Христова 1422 года учрежден был при сем приходе девич монастырь, который, под управлением разных игумений, и существовал 342 лета; по учреждении же штатов в 1764 году декабря 31 дня переведен при игуменье Mapиaм в Ивановский монастырь на гору, а сей оставлен приходскою церковью". [1] Косвенным упоминанием Спасо-Преображенского монастыря служит и описание городских укреплений 1438 года: «… 5. А от Ивановские башни до Спасских ворот…»[2]

В «Летописи Великоустюжской» под 1493 годом описано чудо произошедшее в Спасо-Преображенском монастыре: «1493 г. Въ Устюге Великомъ, въ Спасо-преображенскомъ девичьемъ монастыре, отъ образа Преображения Господня текло муро изъ грудей спасителевыхъ и отъ святыхъ пророковъ Моусея и Илии».[3] Упоминается монастырь и в «Сотной с писцовых книг» 1630 года: «За острогомъ же противъ Спаскихъ воротъ м-рь Спаской девичей, а въ немъ церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна вверхъ, да теплая церковь Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, древяна клетцки, а въ церквахъ образы и книги и свечи и ризы и сосуды церковные и колокола и всякое церковное строенье монастырское приходныхъ людей; а на м-ре въ келье игуменья Марфа, да 12 келей, а въ них живут 54 старяцы, все кормятца въ миру Христовым именемъ».[4] Как видим, к 1630 году в монастыре имелось два храма – во имя Преображения Господня холодный и во имя Сретения Господня теплый, а так же кельи.

В 1679 году монастырь сильно пострадал от пожара: «В лето 7187, а от Рождества Христова 1679. Сентября в 1 день во 2-м часу дни в Устюге Великом в Афанасьевской улице загорелась баня у Степана Кошки близ таможни; и от того возгорания погорели …две церкви и у Спаса Преображенском монастыре, две церкви и с кельями».[5] После пожара монастырь был восстановлен, о чем свидетельствуют «Писцовые книги» 1683 года: «Спасской девичь монастырь за острожною осыпью, что по конецъ улицы Гулынки, а въ немъ церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа холодная… Церковь теплая съ трапезою и съ папертью… колокольня древяная рубленная… И въ прошломъ во 187 г. въ пожарное время те обе церкви и колокольня сгорели; построена на техъ местехъ одна церковь теплая съ трапезою клетцки… А на монастыре 29 келей, а въ нихъ живутъ старицы…»[6]

В 1683 году вместо двух храмов в Спасо-Преображенском монастыре существовала одна теплая Сретенская церковь. В 1679-1696 годах строится каменная холодная Преображенская церковь. В 1715 году сгорела теплая деревянная Сретенская церковь. В 1725-1739 годах строится каменная теплая Преображенская церковь.

По штатам 1764 года монастырь закрыт, а Спасские церкви превращены в приходские. Женский Спасо-Преображенский монастырь переведен в Иоанно-Предтеченский, бывший мужской.

В 1855 году иждивением почетного гражданина города Ильи Яковлевича Грибанова вокруг храмов построена каменная ограда с железными решетками. В 1857 году им же обновлено внутреннее убранство и пристроено новое крыльцо Сретенской церкви.

19 июля 1928 года Президиум Северо-Двинского губисполкома своим постановлением передал Преображенскую церковь Северо-Двинскому губархиву под хранилище архивного имущества. В сентябре 1928 года состоялось последнее богослужение, а 12 ноября начали снимать колокола с колокольни Преображенского храма.

Храм во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенская церковь)

Когда была построена первоначальная холодная церковь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, точно не известно, но в 1422 году она уже существовала, так как монастырь был основан уже при существующей церкви. О чем свидетельствует запись в «Летописи Великоустюжской»: «1422. При Преображенской церкви въ городе Устюге открытъ девичий монастырь».[7] Деревянная Преображенская церковь существовала до пожара 1679 года, о чем свидетельствуют «Сотная с писцовых книг» 1630 года и «Писцовые книги» 1683 года. В частности в «Писцовых книгах» 1683 года дано подробное описание внутреннего убранства храма.[8]

Храм деревянный, шатровый с одним куполом. В алтаре за престолом образ Пресвятой Богородицы с Превечным младенцем украшенный серебром и жемчугом. Над жертвенником образ Спаса Нерукотворенного украшенный серебром золоченым в киоте. Царские двери обложены оловом золоченым и листовым золотом. Над вратами, над сенью: в отдельном киоте с пятью куполами, на двух столбцах образ Иисуса Христа Эммануила написанный на золоте. По сторонам Ангелы. В тяблах: вверху Деисус, написанный на золоте, внизу на пятнадцати деках святые. Во втором поясе – Двунадесятые праздники. В третьем поясе – Пророки стоящие. В четвертом – Праотцы поясные. Все образа написаны на золоте. Возле царских врат: образ Преображения Господня, украшенный жемчугом; образ Спаса Вседержателя, украшенный серебром сканым золоченым; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с Превечным младенцем, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Воскресения Христова, украшенный золоченым серебром; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии с праздниками, украшенный серебром золоченым и жемчугом в отдельном киоте межвратный; образ Сретения Господня в отдельном киоте; образ Преображения Господня, украшенный золоченым резным серебром и жемчугом в отдельном киоте.

Над северными дверьми образ Димитрия Селунского, напротив левого клироса образ Николая Чудотворца с житием, напротив правого клироса образ Спаса Нерукотворенного, образ Алексия человека Божия.

В паперти Преображенского храма: над западными дверьми - Деисус и три иконы; на восточной стене – образ Христа Эммануила в киоте с Ангелами; над северными дверьми – Деисус и образ Преображения Господня.

В 1679 году обе деревянные Преображенская и Сретенская церкви вместе с колокольней сгорели, на их месте была построена одна деревянная теплая Сретенская церковь.

Спустя десять лет, 25 июня 1689 года архиепископ Великоустюгский и Тотемский Александр совершил крестный ход из кафедрального Успенского собора к месту сгоревшей деревянной церкви и положил начало строительства каменного холодного храма во имя Преображения Господня с приделом во имя Богоотца Иоакима и Анны, а так же колокольни, при игуменье Анисии. Каменный пятиглавый Преображенский храм был построен в 1696 году, освящен преосвященным Александром, архиепископом Великоустюжским и Тотемским 6 августа 1697 года. Что так же подтверждено клеймом с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенского храма: „В лето от Рождества Христова 1689 года Июня в 25 день, при державе благочестивейших государей царей и князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея России самодержцев, основана сия церковь в девичье монастырь, во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа, при игуменье Анисии, преосвященным Александром архиепископом Великоустюжским и Тотемским с крестным ходом из собора; а совершена и освящена 1697 года августа в 6 день преосвященным Иосифом, архиепископом Великоустюжским и Тотемским". [9]

В 1715 году сгорел теплый деревянный Сретенский храм. В южной стороне трапезной Преображенской церкви была устроена теплая церковь. По грамоте архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа от 19 декабря 1718 года архимандрит Архангельского монастыря Варсофий и соборный протопоп Адриан освятили вновь созданный теплый храм во имя Божией Матери Казанской.

В 1764 году после ликвидации монастыря Преображенский храм превращен в приходскую церковь. 17 июня 1797 года теплый придел во имя Божией Матери Казанской переосвящен во имя Богоотца Иоакима и Анны.

Далее в описании внутреннего убранства Преображенского храма использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.[10]

По своей архитектуре Преображенский храм напоминает Архангельский собор Михайло-Архангельского монастыря, вплоть до того, что встроенная колокольня находится на северо-западном углу. Отличие лишь в более скромных размерах, да еще во внешнем убранстве Преображенской церкви использовано большое количество изразцов местного производства. На храме шесть куполов с золочеными крестами. Пять (один большой золоченый и четыре маленьких) над квадратом храма и один купол над алтарем придела Иоакима и Анны. Алтарь снаружи в виде трех полукружий. С южной стороны пристроен придел, с западной трапезная, а с северной палатки. Возможно, первоначально все эти пристройки были папертью.

Алтарь от церкви отделен толстой каменной стеной с тремя дверьми. Стены и свод алтаря украшен живописными изображениями Ветхозаветных событий. Роспись сделана в 1756 году и поновлена в 1829 году, о чем свидетельствовала надпись в алтаре: «украшенъ сей святый олтарь живописною работою 1756 года, поновленъ въ 1829 году».

В церкви стены оштукатурены белые, на своде около фонаря в девяти клеймах изображены блаженства Евангельские. По западной стене церкви под сводами построены деревянные хоры, которые в старину составляли принадлежность соборных церквей.

Предалтарный пятиярусный иконостас весь резной золоченый. Возведен он в 1697 году, через год после завершения строительства храма, по заказу архиепископа Великоустюжского и Тотемского Александра. Иконостас поражает пышностью своего орнаментального убранства, сложными очертаниями профилированных арок, сильным выносом колонок с капителями. Особенно великолепны окутанные листьями и гроздями винограда колонки-столбики, декорированные внизу различными розетками и завитками. Как и многие другие иконостасы церквей Великого Устюга, это сооружение имеет ясно выраженные горизонтали и вертикали с подчеркнутой царскими вратами центральной осью и ступенчатым расположением икон и арок обрамлений над ними. Завершает сооружение изображение распятого Христа.

В середине первого яруса царские врата прорезные, золоченые с шестью клеймами – четыре евангелиста, Благовещение Пресвятой Богородицы и над ними Тайная вечерня.

Справа от царских врат: образ Преображения Господня древний, богато украшенный серебром золоченым (нельзя утвердительно сказать, чтобы этот образ был тот самый, из которого в 1493 году текло миро, но он действительно древний, поновлен в конце XVII столетия при построении храма); образ Сретения Господня; образ Воскресения Христова; образ Живоначальной Троицы; образ Архидьякона Евила на дъяческой двери.

Слева от царских врат: образ Божией Матери Страстная, украшенный серебром золоченым, жемчугом и алмазными вставками; образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Прокопия и Иоанна Устюжских; образ Святителя Николая; образ Архидьякона Лаврентия на пономарской двери.

Остальные иконы принадлежат к первой половине XVIII столетия. Некоторые имели серебряные венцы и ризы.

Второй ярус – по центру Воскресение Христово и два резных золоченых сидящих Ангела, а по сторонам на десяти деках двенадцать Господских и Богородичных праздников. Третий ярус – по центру Господь Вседержатель сидящий на престоле, а по сторонам на восьми деках Апостолы. Четвертый ярус – по центру Коронование Божией Матери, а по сторонам на восьми деках Пророки. Пятый ярус – по центру Отечество, а по сторонам на восьми деках Праотцы.

Поверх иконостаса одиннадцать резных золоченых клейм – по центру Распятие Христово с предстоящими, а по сторонам Страсти Христовы.

Церковь от трапезной отделена массивными стенами с двумя дверьми.

Придел во имя святых Иоакима и Анны находился с южной стороны Преображенского храма. Свод и стены алтаря украшены несколькими живописными клеймами. Стены и свод придела выбелены.

Предалтарный иконостас столярной работы, резной, карнизы и валики вызолочены по полименту. Царские врата решетчатые со стеклами по центру Благовещение Пресвятой Богородицы, по углам в золоченых клеймах четыре Евангелиста. Вместо местных образов в трех клеймах изображены: Спаситель, Божия Матерь и Богоотцы Иоаким и Анна. Над царскими вратами – Коронование Божией Матери, а по сторонам в резных золоченых клеймах: Василий Великий и мученица Евфимия. Образа принадлежат к XVIII веку.

От трапезы церковь отделена резным иконостасом одной архитектуры с иконостасом Преображенского храма и возможно бывшим предалтарным в этом пределе храма. В этом иконостасе находилась древняя икона мучениц Параскевы, Екатерины и Варвары.

К северо-западному углу трапезной примыкает шатровая каменная колокольня. Первый ярус четырехгранный, средний восьмигранный, верх шатровый с небольшой главкой. На колокольне 8 колоколов.

Церковь во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Сретенско-Преображенская церковь)

Теплый храм во имя Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Деревянная церковь упоминается в «Сотной с писцовых книг» 1630 года. В «Писцовых книгах» 1683 года дано описание внутреннего убранства храма, который сгорел в 1679 году вместе с холодной Преображенской церковью. [11]

Сретенская церковь деревянная теплая с трапезной и папертью. В алтаре запрестольный образ Пресвятой Богородицы. Царские врата написаны красками. Возле царских врат: образ Сретения Господня украшенный серебром резным золоченым; образ Преображения Господня украшенный серебром золоченым; образ Преподобных отцов Зосима и Савватея Соловецких в киоте; образ Николая Чудотворца; образ мучениц Екатерины, Прасковеи, Варвары; образ Пречистой Богородицы в киоте украшенный серебром.

В тяблах на пятнадцати деках Деисус.

В трапезной: возле церковной двери образ Сретения Господня; образ Спаса Нерукотворенного в киоте, на створках киота образ Прокопия и Иоанна Устюжских; образ Пречистой Богородицы в киоте, на створках – образ Иоанна Богослова и Андрея Первозванного.

Над церковными дверьми образ Спас Эммануил с Ангелами.

К 1863 году на месте сгоревших Преображенской и Сретенской церкви построен один деревянный теплый Сретенский храм. В 1689 – 1696 годах рядом строиться каменная Преображенская церковь. 24 июня 1715 года сгорела деревянная церковь и только спустя 10 лет в 1725 году на ее месте начинается строительство каменное здания, по благословению преосвященного Боголепа, епископа Великоустюжского и Тотемского. Строительство длилось 14 лет (построена в 1739 году). Освящена 7 августа 1740 года во имя Сретения Господня с приделом во имя иконы Казанской Божией Матери (освящен 10 декабря 1728 года).

Сретенский храм двухэтажный. Первый этаж первоначально предназначался под церковь, но позднее в нем разместили кладовые палатки. Во втором этаже размещена сама Сретенская церковь. Квадрат храма увенчан одной главкой с золоченым крестом на трехярусной шейке. Оригинальной особенностью этого здания является размещение в его верхних ярусах звона, что превращает храм, в противоположность другим устюжским храмам, в церковь «под колоколы». Для этого вверху основного помещения над полусомкнутым сводом устроен проход к открытым друг в друга восьмерикам, образующим звонницу. Такая малоудачная конструкция явно свидетельствует о недостаточной подготовленности местных зодчих к решению подобных сложных проблем. Алтарь храма полукруглый. С северной стороны над палатками придел во имя Божией Матери Казанской. С западной стороны пристроено каменное крыльцо с тремя входами.

Далее в описании внутреннего убранства храма использована статья Арсения Попова, опубликованная в «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1875 году.[12]

Алтарь от церкви отделен каменной стеной с тремя пролетами. Стены и свод оштукатурены. Предалтарный иконостас небольшой в два яруса. Возведен, вероятно, в самом конце XVIII или начале XIX века. Несмотря на свои малые размеры, он оформлен необычайно помпезно. Центральная ось выделена не только царскими вратами и большим размером средней иконы, но и значительным выносом вперед боковых частей с мощными карнизами на гладких парных колоннах. Царские врата столярной работы, резные отделанные серебром и золотом под металл, Евангелисты резные сделаны столь искусно, что похожи на отлитые из металла. В середине царских врат в клейме Благовещение Божией Матери.

Первый ярус: образ Преображения Господня; образ Сретения Господня; образ Пророка Ильи и мученицы Павлы; образ Божией Матери Казанской.

Второй ярус: в центре Господь Вседержатель сидящий на престоле, по бокам как бы в отдельных иконостасах, по два образа. Справа – Иоанн Предтеча и Апостол Павел, слева – Богоматерь и Апостол Петр. Так же в клеймах справа – Благоверный Князь Владимир, слева – Преподобный Сергий Радонежский.

Над образом Господа Вседержателя арка, под которой в клейме Господь Саваоф.

Местные образа (кроме Пророка Ильи и Мученицы Павлы) из старого иконостаса, написаны в первой половине XVIII века устюжскими живописцами, а остальные соответствуют времени создания иконостаса и принадлежат московской живописи.

Трапеза от церкви отделена каменной стеной с тремя решетчатыми крашеными дверями. Иконостас в два яруса, по качеству не уступает находящемуся в церкви. Иконы первого яруса устюжской живописи начала XVIII века, а второго - написаны вологодскими мастерами и соответствуют времени создания иконостаса.

С северной стороны трапезной под аркой вход в придел во имя Божией Матери Казанской. В алтаре на своде несколько живописных клейм. Алтарь от церкви отделен иконостасом столярной работы, гладким, золоченым в два яруса. Царские врата с резьбой, золоченые. На них в пяти клеймах: Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста. Над царскими вратами под аркой в клейме Дух Святой.

Первый ярус иконостаса. Справа от царских врат: образ Господа Вседержателя; образ Покрова Божией Матери; образ Прокопия и Иоанна Устюжских.

Слева от царских врат: образ Божией Матери Казанской с чудесами украшенный серебром, стразами и камнями.

Второй ярус: в центре – Господь Вседержатель, по сторонам на четырех деках предстоящие Апостолы.

Трапеза от придела отделена решетчатым крашенным иконостасом. В нем: образ Спаса Нерукотворенного; образ Николая Чудотворца; образ Божией Матери Всех Скорбящих; образ Алексия человека Божия.

Все иконы написаны в XVIII веке. Кроме этого в разных местах храма и придела находилось около тридцати икон, украшенных серебром жемчугом и камнями, среди которых были и древние.

Из утвари храма можно отметить: крест серебряный золоченый с 60 частями мощей; крест серебряный золоченый со 120 частицами мощей разных Угодников, имена которых искусно вырезаны на задней стороне креста, пожертвован коммерческим советником Ильей Грибановым; крест серебряный золоченый с финифтью и мощами; сосуд священно-служебный золоченый с восемью клеймами, осыпанными разными камнями.

Литература:

1. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 217.

2. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI – XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 133.

3. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 43.

4. Сотная книга 1630 года.  В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 41.

5. Летописец Льва Вологдина. Полное собрание Русских летописей. Т. 37. Устюжские и Вологодские летописи XVI-XVIII вв.: Ленинград: «Наука». 1982. Стр. 1.

6. Писцовая книга 1676-83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 71-73.

7. Титов А. А. Летопись Великоустюжская. /Издание А. К. Трапезникова/. – М: Типография А. и А. Снегиревых. 1888. Стр. 27.

8. Писцовая книга 1676-83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 71-72.

9. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 217.

10. Там же. Стр. 216-220.

11. Писцовая книга 1676-83 г.г. В книге: Устюг Великий. Материалы для истории города XVII и XVIII столетий. – М: типография М. Н. Лаврова. 1888. Стр. 72-73.

12. Попов А. Спасопреображенская церковь въ г. Устюге. – Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Июня 1. № 11. 1875. Стр. 220 - 222.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  11 октября 2024

В исторической части города Великий Устюг находятся два каменных храма, построенных в бытность существующего при этом прихода девичьего Спасо-Преображенского монастыря, это церкви Спасо-Преображенская (летняя) и Сретенская (зимняя). В литературе, посвящённой памятникам архитектуры Великого Устюга, этому ансамблю отведено значительное место. Помимо того, довольно обширный материал сохранился в документах Великоустюжского архива, который, кстати сказать, с 1928 года расположен в том и другом здании бывшего девичьего монастыря.

Первые сведения о монастыре можно встретить в "Великоустюжской летописи" А.А. Титова. Летописные данные об этом ансамбле содержатся и в статье А. Попова, опубликованной в 1875 году в "Вологодских епархиальных ведомостях". Эти же данные в более кратком изложении повторяются в историко-археологическом сборнике "Вологодская старина", составителем которого является И.К. Степановский.

В послевоенный период более подробный анализ архитектуры Спасо-Преображенского ансамбля даёт в своей работе, изданной в 1973 году и переизданной в 1982 году, В.П. Шильниковская. Наибольший интерес представляют архивные материалы, которые хранятся в архивах Великого Устюга, Вологды и Москвы. В данной статье частично использованы только материалы Великоустюжского архива.

Судя по летописным данным, история Спасо-Преображенского девичьего монастыря начинается с 1422 года, но Спасо-Преображенская церковь уже существовала до его основания. Когда она была построена первоначально, неизвестно, но, судя по всему, она выполняла функцию как летнего, так и тёплого храма, так как тёплая деревянная Сретенская церковь была основана только в 1683 году.

После постройки тёплого деревянного храма в 1689 году начинается строительство каменной летней церкви, которое было закончено в 1696 году. Практически с этого периода церковь не перестаивалась и дошла до нашего времени почти в первоначальном виде, являясь ярким представителем архитектуры Великого Устюга XVII века. Аналогичные постройки в городе появляются несколько ранее — это летний собор Михаило-Архангельского монастыря, построенный в 1653 году и летний собор Троице-Гледенского монастыря 1658 года.

Долгое время Спасо-Преображенская церковь не подвергалась никаким перестройкам и лишь в 1854 году, когда проводились работы по устройству нового иконостаса в тёплом храме, незначительные работы были выполнены и в холодном, но никаких изменений, касающихся архитектуры не выполняли, помимо переноса входа на южном фасаде на другое место.

В 1894 году причт храма обратился с ходатайством о ремонте как летнего, так и зимнего храмов в Святейший Синод. Ходатайство рассмотрено 4 июля 1894 года и было удовлетворено. Предусматривались следующие работы: покраска полов и кровли храма масляной краской, золочение средней главы и крестов, поправка кровли на ограде и всех её столбах и покраска их масляной краской, перекладка всех трёх ворот ограды. Все ремонтные работы поручено выполнить мастеру Андрею Арапкову. 5 мая 1897 года причт храма опять обращается с ходатайством о ремонте летнего Спасо-Преображенского храма. Этим ходатайством были предусмотрены следующие работы: позолота иконостаса, устройство новых киотов, подновление живописи на всех иконах иконостаса, штукатурка в алтаре "с уничтожением прежней живописи", устройство нового иконостаса в трапезной. Таким образом, Спасо-Преображенский храм в 1897 году получил тот облик, который он имеет и в настоящее время, за исключением позолоты главки и крестов. Колокола сняты в 1928 году.

Второе здание комплекса - Сретенско-Преображенская церковь - было основано, как уже упоминалось, в 1683 году. После пожара 1715 года на месте деревянного было начато строительство нового каменного храма. В 1740 году его строительство было закончено, о чём свидетельствует запись в "Клировых ведомостях" за этот год. До 1857 года каких-либо упоминаний о ремонте церкви нет. В 1857 году были проведены значительные ремонтные работы: выполнен новый иконостас, сохранившийся до настоящего времени, стены отделаны под мрамор, а весь комплекс обнесён оградой с каменными столбами и довольно интересными двумя входными воротами. Проект ограды и ворот сохранился в документах архива. Помимо того, сохранились они и на многочисленных фотографиях, выполненных в конце XIX - начале XX века.

Источник: Добрынина И.В. Исторические известия о великоустюжском Спасо-Преображенском монастыре. В кн.: Памятники культуры. Исследование. Реставрация. Реабилитация. Материалы научной конференции, посвященной 850-летию Москвы, Вологды и Великого Устюга, 600-летию Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Вологда, январь 1998 г. Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. VIII. - Вологда, 2000

http://www.rusarch.ru/dobrynina1.htm



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.