ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новосибирск. Церковь Николая Чудотворца 41-го Сибирского стрелкового полка.

Никольский храм новосибирского гарнизона


Новосибирск. Церковь Николая Чудотворца 41-го Сибирского стрелкового полка
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Русский стиль
Год постройки:1913.
Год утраты:1989 (взорвана)
Архитектор:Ф.М. Вержбицкий
Адрес:
Россия, город Новосибирск, на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской.

Координаты: 55.029452, 82.95028



Церковь Николая Чудотворца 41-го Сибирского стрелкового полка, 1989 год. Вид здания церкви перед окончательным уничтожением.<br>, Новосибирск, Новосибирск, город, Новосибирская область
1989 год. Вид здания церкви перед окончательным уничтожением.
Елена Григорьева
1 января 1989
Церковь Николая Чудотворца 41-го Сибирского стрелкового полка, Церковь справа на дальнем плане. Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Новосибирск, Новосибирск, город, Новосибирская область
Церковь справа на дальнем плане. Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 мая 2017

Никольский храм Новосибирского гарнизона. Храм построен по проекту гражданского инженера Фёдора Михайловича Вержбицкого, утверждённому Строительной комиссией в 1901 году, для военных церквей. Воинский храм Новониколаевска был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Он находился на современной Тополёвой улице, приблизительно на месте её пересечения с улицей Воинской. Второй в городе кирпичный храм построили по типовому проекту военных церквей за 37 000 рублей, выделенных из казны в 1913 году. Освящал храм его настоятель – военный священник Николай Звездин.

В 1930-е гг. храм был закрыт и переоборудован под клуб. Позже в нём размещались различные организации. Здание храма достояло почти до конца 1980-х гг., когда по распоряжению тогдашнего военного командования было снесено танками и сожжено только ради того, чтобы избежать его возвращения Церкви.

https://pravoslavie.fm/articles/plachushhie-angely-novosibirska-istoriya-razrushennih-hramov/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  3 сентября 2017

Многие жители г. Новосибирска знают, что в Октябрьском районе, на левом берегу уже несуществующей в центральной части города реки Каменки, где размещаются различные воинские части и прилегающая к ним жилая зона, находится комплекс из нескольких десятков двух-, трехэтажных краснокирпичных зданий, который называют "Военным городком". Зачастую возникновение этого городка связывают с именем адмирала Колчака, а ряд сооружений, входящих в его состав, иногда именуют "царскими конюшнями".

Между тем, мало кому известно, что строительство Военного городка началось в г. Новониколаевске (Новосибирске) в 1910 году в рамках государственной программы "…обеспечения войск необходимыми для них помещениями…" Особенности использования, а также расположения комплекса зданий Военного городка на территории современных воинских частей способствовали сохранению значительной части сооружений практически в первоначальном виде. Возведение военных казарм в Новониколаевске, на которое было ассигновано 5 млн. рублей, началось летом 1910 года. При строительстве использовались типовые проекты, разработанные Военным ведомством и опубликованные в военном сборнике за 1900 год № 11-12. Интенсивное строительство позволило завершить сооружение Военного городка за короткий срок - всего за несколько лет. В восточной части города Новониколаевска выросли кирпичные казармы самого большого в Томской губернии военного городка, рассчитанного более чем на 3000 человек. На его территории первоначально разместился 41-й Сибирский стрелковый полк. 2-я Сибирская артиллерийская бригада и 1-й Сибирский артиллерийский дивизион.

Благодаря строительству Военного городка в Новониколаевске появился еще один каменный православный храм. Известно, что в 1900 году комиссией при Главном штабе Русской Императорской Армии был выработан особый тип военной церкви для удовлетворения религиозных нужд войск, "поместительной и недорогой, чтобы изысканием средств не пришлось откладывать удовлетворение этой нарастающей нужды".

1 декабря 1901 года состоялось повеление Николая II: "…установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства - православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штату коих положены церковные причты…" Церковь должна быть каменной, с деревянным перекрытием и с каменной колокольней, в плане она должна иметь форму пятиугольника с алтарем. Внутренние размеры войсковых церквей (на 400, 600 и 900 человек) определялись табелем, указанным по военному ведомству 1902 № 37.

7 апреля 1907 года начальник штаба Омского военного округа генерал- лейтенант Тихменев писал начальнику Алтайского округа Кабинета Его Императорского Величества: "Главным штабом в 1906 году были ассигнованы средства для постройки военной церкви в г. Семипалатинске. Но так как после войны (Русско-японской 1904-1905 г.г.) дислокация войск изменилась, и 11-й сибирский Семипалатинский полк, религиозные нужды которого главным образом имелись в виду при постройке церкви в Семипалатинске, ныне расположен в Омске, где имеется военный собор, то Командующим войсками округа решено было вместо г. Семипалатинска военную церковь на упомянутые средства построить в г. Новониколаевске для войск, составляющих гарнизон этого города. Новониколаевское Городское общественное управление изъявило согласие на уступку военному ведомству земельного участка (30 десятин)".

Храм в честь Преображения Господня был построен в 1913 году, по типу военных церквей на средства казны (37 тыс. рублей). Церковь каменная, с такой же прилегающей к ней колокольней, престолов. Храм был рассчитан на 600 человек - для кавалерийских и казачьих полков, для 2-х батальонных, пехотных и стрелковых полков и артиллерийских бригад.

Храм имел следующие внутренние размеры: наименование частей церкви, число кв. сажен: а) алтарь с обсидом 6,4; б) вход для священника и ризница 5,5; в) средняя часть церкви 61,1; г) первый этаж колокольни и два помещения по обе ее стороны 9,8; ИТОГО: 82,8.

Содержание здания в исправности возлагалось на 41-й Сибирский стрелковый полк, которому отпускались необходимые для этой цели ремонтные средства.

Приказом Командующего войсками Омского военного округа от 9 января 1913 года, создается комиссия для приемки здания военной церкви, находящейся на территории Военного городка. Было отмечено, что церковной утварью храм был обеспечен "весьма достаточно, по штату при нем полагались священник и церковник" Но комиссия храм не приняла из-за обнаружения строительных недостатков. Недостатки были устранены. И в рапорте в Томскую Духовную Консисторию от 21 декабря 1913 г. благочинный железнодорожных церквей священник о. Григорий Диатропов сообщил, что в ноябре 1913 г. храм был освящен протоиереем военного собора г. Омска о. Тугорским.

В книге "Военный городок в г. Новониколаевске. Первые годы истории"" руководитель сектора проектирования и технической экспертизы Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области С. Н. Богомазова характеризует здание церкви: "Судя по сохранившимся фотографиям, традиционная трехчастная композиция церкви - храм, трапезная и колокольня - следует принципу осевого построения, выработанному в русской храмовой архитектуре. Колокольня с севера и юга усложнена приделами. Вытянутая с запада на восток форма трапезной не находит аналогов в храмовых сооружения г. Новониколаевска (Новосибирска) и других сибирских поселений.

Одноапсидный четверик собственно храма смещен в композиции фасадов, решен единым объемом с трапезной и симметрично размещенными в объеме четверика колокольни приделами. Над четвериком храма возведен двусветный восьмерик, перекрытый куполом. Ощущение асимметричности здания подкреплено главенством поперечной оси колокольни. По этой оси размещены приделы, увенчанные кирпичными главками на высоком основании, и яруса колокольни. Края приделов фланкированы стройными столбами-башнями. Для большего акцента стены приделов декорированы поясами кокошников.

Выразителен силуэт и трехъярусной колокольни - восьмерик на четверике, которая имеет шатровое завершение. На гранях шатра размещены слухи-резонаторы. Стройная вертикальность колокольни стала композиционным ориентиром для сооружений военного городка.

В декоре фасадов преобладают элементы традиционного узорочья: спаренные колонки, многопрофильный крепованный карниз, арочные сандрики в обрамлении окон. Перспективный портал южного входа подчеркнут на фасаде килевидным кокошником."

Старостою при церкви состоял новониколаевский купец 1-й гильдии Туркин, ктитором - подполковник А. А. Богословский. Священником храма Преображения Господня был о. Николай Звездин, 46 лет.

Во время Русско-японской войны он был священником 5-го сибирского пехотного Иркутского полка. Награжден орденом Св. Анны 3-й степени, орденом Св. Анны 2-й степени за то, что "совершал пастырские обязанности под выстрелами неприятеля, помогал раненым; на перевязочном пункте своими беседами поддерживал дух и веру отряда". "Поведения был примерного доброго".

С началом Первой мировой войны о. Николай Звездин досрочно вернулся из отпуска и вместе с 41-м Сибирским стрелковым полком отбыл в действующую армию. "За боевые отличия и труды по пастве при тяжелых, трудных условиях боевой и походной жизни" был возведен в сан протоиерея и удостоен ордена Св. Владимира 4-й степени.

Храм в военном городке был закрыт в начале 1920-х годов. До конца 1980-х в здании располагались армейские учреждения культуры, кроме того, оно использовалось под хозяйственные нужды. В 1989 году после пожара стены здания были взорваны.

Источники и литература: 1. ГААК. (Государственный архив Алтайского края), Ф.4 оп. 1, д. 2723, л. 227. 2. ГАНО. (Государственный архив Новосибирской области) Ф. 5, оп. 6, д. 348, Ф.1206, оп.1, д. 8, лл. 1. 173. 3. ГАОО (Государственный архив Омской области), Ф. 16, оп.1. Д.31, л. 111. 4. РГИА (Российский государственный исторический архив, г. Санкт-Петербург), Ф. 806, оп. 5, д. 9159, лл. 460, 462; Ф. 806, д.9996, л. 74, Ф. 806, оп. 11, д. 354, 434. 5. Памятная книга военного и морского духовенства на 1912 год.// СПб, 1912, с. 39. 6. Русский Инвалид. //СПб, 1915, 31 мая. 7. Цитович Г.А. Храмы Армии и флота (историко-статистическое описание) в 2-х томах. Пятигорск, 1915 г, с. 486. 8. Фабрика Ю.А. Церковь и Армия в России. Новосибирск, 1997. 9. Фабрика Ю.А. Военный городок (Красные казармы") // Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск, 2003. 10. Фабрика Ю.А. Военный храм //Новосибирск: Знциклопедия. Новосибирск, 2003. 11. Военный городок в г. Новониколаевске. Первые годы истории, составитель Е.А. Кузнецова. Новосибирск, 2004. http://www.orthedu.ru/nskeparh/eparhia/nevostanovlen/preobrazenskaya.htm

Примечание: Самый загадочный храм Новониколаевска. Сведения о нём очень противоречивы. Разные источники дают различные сведения о дате постройки, освящения, в честь кого освящён. Встречаются источники, в которых название войскового храма звучит как ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Освещён храм в 1913 году в честь НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА и оставался таким до конца существования объекта. Но речь идёт об одном и том же храме.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  14 января 2018

Полковая (41-го Сибирского стрелкового полка) каменная церковь была возведена на въезде в Военный городок со стороны р. Каменки и являлась высотной доминантой для его застройки. Строительство каменного храма на территории военного гарнизона Новониколаевска началось в 1913 году, а уже в ноябре того же года состоялось его освящение. Освящал церковь настоятель Никольского войскового казачьего собора г. Омска протоиерей Иоанн Туторский. За основу в строительстве храма был взят типовой проект войсковых церквей. В частности, Никольская церковь была рассчитана на 600 человек. В основном в храме молились военные и члены их семей 41 Сибирского стрелкового полка.

В храме служили священник и псаломщик. Известно, что священниками Никольской церкви в разные годы были: Николай Звездин (1913-1915 гг.), Михаил Безсонов (1915 г.), Николай Николаев (с 1916 г.). Имена псаломщиков в настоящее время не известны.

В 1920-е гг. храм был закрыт и в период с 1920-х по 1980-е гг. в здании размещался войсковой клуб, а в 1989 году после пожара руины храма были взорваны.

http://rodinoved.ru/cerkov-38-sibirskogo-str-zapasnogo-polka/istoriya/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  7 февраля 2018

Еще один малоизученный храм Ново-Николаевска, даже в том, что касается его названия. В публикациях одних и тех же авторов (Ю.А. Фабрика, Е.А. Шабунин) церковь встречается под разными названиями: Георгия Победоносца, Преображенская, Никольская. Проанализировав доступные источники, нам удалось составить следующую картину.

Еще в 1915 г. священник церкви 5-го Закаспийского батальона Григорий Александрович Цитович издал двухтомное историко-статистическое описание «Храмы армии и флота». Именно здесь церковь указана как «41-го Сибирского стрелкового полка в память Преображения Господня». Говорится о том, что она была походной и была учреждена еще в 1910 г. Тогда же был сформирован и наш прославленный 41-й Сибирский стрелковый полк [Цитович, 1915, с. 485-486].

В клировых ведомостях церкви 41-го Сибирского стрелкового полка, хранящихся в РГИА, ее престол назван «во имя Свт. Николая Чудотворца». Под ведомостями стоит собственноручная подпись священника церкви Николая Звездина [РГИА. Ф. 806. Оп. 8. Д. 488]. Поэтому уместнее говорить об ошибке закаспийского, а не сибирского священника. Здесь же мы находим записи, что церковь существовала уже и в 1909 г. [РГИА. Ф. 806. Оп. 11. Д. 354] и размещалась в одном из помещений казармы. Престол этой полковой церкви также был во имя Николая.

Сохранившиеся фотографии позволяют сказать, что Никольский храм был построен по проекту, утвержденному Строительной комиссией Министерства императорского двора в 1901 г. и относится к типу однонефных базиликальных храмов в форме вытянутого четырехугольника. Автором проекта был русский архитектор Федор Михайлович Вержбицкий. Каменное здание с трехъярусной колокольней было выдержано в стиле эклектики с выраженными элементами русско-византийского. Подробное описание здания составлено С.Н. Богомазовой. ["Военный городок в г. Ново- Николаевске", 2004, с. 85].

Воинскую церковь отличала большая вместимость. Площадь внутренних помещений составляла 82,8 кв. саженей (376,9 кв. м), а конструкция перекрытий оставляла большое внутреннее пространство, в котором для молитвы мог поместиться целый полк (до 600 человек).

К Никольскому храму были приписаны военнослужащие кавалерийских и казачьих полков, двух батальонных пехотных и стрелковых полков и артиллерийской бригады. Ктитором (лицом, выделившим деньги на строительство) был подполковник А.А. Богословский, а техническое содержание здания было возложено на 41-й Сибирский стрелковый полк.

Новое здание было принято не сразу. В начале 1913 г. принимающая комиссия обнаружила много строительных недостатков, и только в ноябре 1913 г., после их устранения, Никольский храм военного городка был освящен. Обряд проводил настоятель Никольского войскового казачьего собора г. Омска протоиерей Иоанн Туторский.

В храме служили священник и псаломщик. Известно, что служили в храме священники Николай Звездин (1913-1915 гг.), Михаил Безсонов (1915 г.), Николай Николаев (с 1916 г.). Церковным старостою состоял ново-николаевский купец 1-й гильдии Н.А Туркин [Фабрика, 2003, с. 162].

В начале 1920-х гг., еще до начала антирелигиозной кампании, храм на территории военного городка был закрыт. До 1980-х гг. в здании размещались армейские учреждения культуры, помещения использовались и под хозяйственные нужды, а в 1989 г. после пожара, по приказу командующего СибВО, остатки храма были взорваны. По воспоминаниям очевидцев, кирпичная кладка не поддавалась и стены пришлось ломать при помощи тяговой силы танков. Находился храм напротив КПП войсковой части... Фундамент бывшей церкви сохранился - на нем просто построили другое одноэтажное панельное здание.

И.К. Голодяев "Никольские церкви Ново-Николаевска". Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. Баландинские чтения. 2017 г. т. ХХI.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.