ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новосибирск. Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская).


Новосибирск. Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская)
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Воскресения Христова
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1907.
Год утраты:1971 (сгорела)
Адрес:
Россия, город Новосибирск, Центральный парк, рядом с Театром музыкальной комедии

Координаты: 55.035622, 82.924022



Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская), Воскресенская церковь после закрытия в 1930 г. Источник: http://www.orthedu.ru<br>, Новосибирск, Новосибирск, город, Новосибирская область
Воскресенская церковь после закрытия в 1930 г. Источник: http://www.orthedu.ru
Елена Григорьева
1 июня 1935
Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская), фото 1908 год с сайта https://pastvu.com/p/457272<br>, Новосибирск, Новосибирск, город, Новосибирская область
фото 1908 год с сайта https://pastvu.com/p/457272
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1908
Церковь Воскресения Христова (Старокладбищенская), Церковь в честь Воскресения Господня г. Новониколаевска. Начало ХХ века. Фото из личного архива протоиерея Виталия Бочкарёва<br>, Новосибирск, Новосибирск, город, Новосибирская область
Церковь в честь Воскресения Господня г. Новониколаевска. Начало ХХ века. Фото из личного архива протоиерея Виталия Бочкарёва
Сергей Ковров
1 января 1901



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  4 мая 2016

Была построена при городском кладбище Новониколаевска, которое располагалось на участке между улицами Александровской, Каменской, Крылова и Ядринцевской. Строительство осуществлялось на добровольные пожертвования прихожан. Была освящена 7 октября 1907 г.

В конце 1920-х гг. в связи с бурным ростом Новосибирска возникла необходимость в переносе кладбища из центра города в более отдалённый район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а Кладбищенскую церковь в 1929 г. закрыли и передали Дому народного творчества.

В июне 1931 г. на территории бывшего кладбища открылся сад имени Сталина. В 1952 г. в помещении бывшей Кладбищенской церкви разместился планетарий, который находился там до 1971 г., когда в здании произошёл пожар и оно было разобрано.

http://www.phys.nsu.ru/school/museum/history_photo.htm


Елена Григорьева
 

В 1907 г. в Новониколаевске при городском кладбище тщанием членов церковно-технического попечительства, существовавшего при храме Александра Невского, на добровольные пожертвования горожан была построена церковь Воскресения Христова. Необходимость кладбищенского храма, одновременно осуществлявшего функции приходского, была велика. Во-первых, жители района, образовавшегося близ ипподрома, оказались удалены на значительное расстояние от других церквей города, а во-вторых, соседство церкви и кладбища - давняя православная традиция. Собранной суммы, часть которой составили деньги, вырученные от продажи мест на кладбище, оказалось достаточно лишь для строительства скромного деревянного храма. Новая церковь имела один престол - во имя Воскресения Христова. 7 октября 1907 г. благочинный Новониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил её с благословения епископа Бийского Иннокентия.

Первоначально все службы в Воскресенском храме отправляли священнослужители собора Александра Невского. Лишь спустя почти пять лет, 11 июня 1913 г., по указу Святейшего Синода при Воскресенской кладбищенской церкви был открыт самостоятельный приход с причтом, состоящим из двух священников и двух псаломщиков. Настоятелем храма стал священник Михаил Безсонов. Бессонов Михаил Андреевич (по дореволюционной орфографии Безсонов) родился в 1880 г. в семье священника. В возрасте 22 лет был рукоположен в иерея. Спустя год - переведен к Троицкому собору города Колывани. В 1912 году Михаил Безсонов окончил полный курс Томской духовной семинарии и был выпущен по второму разряду. 11 июля 1913 года отчислен из штата храма св. Александра Невского с переводом первым священником Воскресенской (Кладбищенской) церкви. Михаил Безсонов служил настоятелем храма до 1916 г. Его сменил священник Александр Поспелов. Поспелов Александр Георгиевич родился около 1882 г. в семье священника Георгия Поспелова. В 1913 г. окончил Томскую Духовную Семинарию. 22 июня 1913 г. рукоположен во священника к Пророко-Данииловской церкви при станции Новониколаевск: 16 августа 1916 года перемещен из с. Киреевского на место настоятеля к Воскресенской церкви г. Новониколаевска, где прослужил вплоть до закрытия. После ареста в конце 1922 г. епископа Новониколаевского Софрония (Арефьева) все храмы города были захвачены обновленцами, имевшими в городе собственного митрополита Петра Блинова. По свидетельству старых священнослужителей Новосибирской епархии, в 1924 г. отец Александр предпринял поездку в Москву, где от имени Новониколаевских священнослужителей и мирян просил Святейшего Патриарха Тихона о назначении в Новониколаевск православного архиерея. После ареста и многолетнего заключения отец Александр служил в храмах Ленинска-Кузнецкого и Новолугового. Скончался в 1969 г. в сане протоиерея. Погребен на Заельцовском кладбище г. Новосибирска.

Внутреннее убранство Воскресенского храма, как следует из рапорта настоятеля храма о. Михаила, было весьма скромным: голые, неоштукатуренные стены, самые дешевые иконы суздальской школы. В 1915 г., когда приход окончательно расплатился с долгом в 4000 рублей, возникшим при строительстве церкви, заботами прихожан недостаток убранства был устранен и она, по свидетельству документа, имела уже вполне "благолепный вид", хотя до полного её обустройства требовалось ещё очень многое.

В 1915 г. Воскресенская церковь насчитывала 1785 прихожан, 19 из которых были "раскольниками"; кроме того, храм посещали 16 представителей различных сект. В рапорте о состоянии прихода за 1915 г. о. Михаил отмечал в обществе тенденции, "противные правилам веры и благочестия", распространение, в частности, хулиганства и сквернословия. Своевременно причтом были приняты надлежащие меры, а "чтобы сильнее запечатлеть указанные разъяснения", вывешивались на видных местах в городе соответствующие плакаты, выписанные на попечительские суммы от Правового общества Иоанна Кронштадтского. Причт не замечал "особого неверия и свободомыслия" в своем приходе, "а если и были единичные случаи, то таковые разъяснялись прихожанам на чтениях в храме или устно при помощи брошюр". Как и другие церковнослужители, причт Воскресенской церкви занимался общественной работой. Сохранились отрывочные документы, свидетельствующие, что при церкви существовало общество трезвости, устав которого был утвержден Указом Его Императорского Величества 18 июня 1914 г.

С началом Первой мировой войны в приходе Воскресенского храма произошли существенные изменения. Теперь кладбищенская церковь обслуживала нужды военного городка. В отчете благочинному о. Михаил Безсонов указывал, что вверенный его заботам храм посещают "военнопленные славяне". Новые "прихожане", среди которых оказались и магометане, и евреи, и католики, и лютеране, держались обособленно, "с просьбами о присоединении к православию" не обращались, но службы посещали усердно и даже подавали "записки о здравии себя и своих родных". Священники храма не проводили с ними специальных собеседований "из-за их постоянно меняющегося состава и плохого знания русского языка". Но поскольку "вредного влияния на православных иноверцами-военнопленными… не оказывалось", посещать храмовые службы им не препятствовали.

В связи со значительными изменениями границ города, произошедшими к концу двадцатых годов, кладбище перенесли в более удаленный район. Родным разрешили перезахоронить останки близких, а Старокладбищенскую церковь решено было закрыть. Закрытие Воскресенской церкви формально было тщательно подготовлено целым пакетом документов: имелись "наказ избирателей", адресованный райисполкому, постановление горсовета. В редакцию газеты "Советская Сибирь", в городскую администрацию поступали письма с требованиями закрыть Кладбищенскую церковь. Сохранились некоторые из них: "Мы, рабочие завода "Труд", единогласно присоединяемся к вызову рабочих центральной электростанции и постановили: закрыть собор на проспекте и церковь на Октябрьской площади. Просить горсовет собор передать под клуб металлистов, а церковь под детские ясли. Молельный дом около штаба Красной Армии передать безбожникам, и кладбищенскую церковь - под музей безбожников. Поддерживаем требование самарских рабочих о снятии колоколов и передаче их в пользу постройки социалистического города и вызываем лесозавод № 3, алтдепо, водонасосную станцию, винзавод, дрожзавод и мылзавод последовать нашему примеру".

"Заслушав сообщение т. Клинцова о закрытии Старокладбищенской церкви, молитвенных домов против штаба СИБВО и угол ул. Каменской и Журинской, а также мечеть; и о снятии колоколов с церквей в фонд индустриализации, мы, курсанты краевых кооперативных курсов С.К.С, учитывая кризис школьных помещений и недостаток цветных металлов, просим Горсовет досрочно расторгнуть договор по аренде вышеуказанных помещений и передать под школы, а колокола снять и передать в фонд индустриализации. 9 января 1928 года" (ГАНО. Ф. Р-1228. On. 1. Д. 1-А. Л. 67,70).

Но, несмотря на такую тщательную подготовку властей, закрытие храма стало поводом для крупного возмущения горожан. В фондах Новосибирского облархива сохранилась сводка ОГПУ, в которой подробно описаны события, связанные с закрытием Воскресенской церкви. Оперативная сводка ОГПУ о противодействии верующих закрытию старокладбищенской церкви на улице Серебренниковской в Новосибирске.

28 апреля 1930 г. Секретно. 28. IV. 1930 г., в г. Новосибирске во время закрытия Старокладбищенской церкви по Серебренниковской ул. (сад С.Т.С.) собралась толпа до 1000 чел., большинство из коих женщины, по-видимому, прихожане этой церкви. Группа женщин престарелого возраста, около 200 чел. - фанатичек, организовали "волынку"(*), противодействуя представителям власти. Закрытие церкви проводилось на основании наказа избирателей, подтвержденного постановлением горсовета и утвержденного ЦИКом. Постановление ЦИК общине было вручено своевременно, но со стороны совета церковной общины мер к широкому опубликованию и недопущению "волынки" со стороны верующих принято не было. А наоборот, было установлено дежурство около церкви на случай извещения верующих.

Около 11 часов дня явившаяся комиссия по принятию инвентаря и закрытию церкви встретила в помещении церкви молящихся, после окончания молебствия часть разошлась по домам, а часть во главе с гражданкой Игнатьевой, безработной пенсионеркой, кончившей епархиальное училище, в прошлом женой инженера, организовала молебствие, закрывшись в церкви. Вскоре возле ограды церкви собралась толпа по преимуществу женщин пожилого возраста, с барахолки собрались торговки и спекулянтки. Обступив ограду, подняли крик и вой, не допуская представителей власти и советской общественности к исполнению возложенных поручений. Присутствующими членами церковного совета, в частности, ст. сторожем (фамилия не установлена), мер к ликвидации "волынки" принято не было. Среди собравшейся толпы к 2 часам дня появились отдельные лица (до 10 чел.), с топорами, причем один из них бросил топором в милиционера, но не попал (задержан милицией). Фанатизм верующих доходил до того, что часть из них била милиционеров кулаками, плевали в лица, закидывали грязью. Вызванным усиленным нарядом милиции удалось оттеснить толпу, а с помощью вызвавшихся добровольцев из числа грузчиков и рабочих - закрыть церковь и сбить кресты. Около 8 часов вечера под крики "ура" присутствующих, вой и плач части верующих был сброшен главный купол и крест. К 10 часам вечера площадь была свободна. Среди собравшейся толпы отдельные элементы (часть из них задержана милицией) вели антисоветскую агитацию, подстрекая противодействовать закрытию церкви. Слышались угрозы по адресу власти поджечь церковь, отомстить кровью за производимые насилия. Подписи: начальник учетно-осведомительного отдела ПП ОГПУ по Сибкраю Лупекин; помощник начальника учетно-осведомительного отдела Флоринский; уполномоченный Герасимов (ГАНО. Ф. Р-1228. Оп. 3. Д. 17. Л. 654-655).

В июне 1931 г. на территории бывшего кладбища открылся Центральный сад имени Сталина (ныне Центральный парк культуры). В саду были оборудованы душ, солярий, тир, качели, физкультурный городок. А в январе 1952 г. в помещении бывшей Воскресенской церкви разместился планетарий. В 1960 г. на части кладбищенской территории был построен театр музыкальной комедии. В 1971 г. после пожара планетарий был закрыт и переведен в Геодезическую академию, а здание церкви - разобрано. Сейчас на месте Воскресенской церкви находится эстрада Центрального парка.

(*) "Волынки" на профессиональном жаргоне чекистов в конце 20-начале 30-х г.г. - открытые массовые выступления населения (чаще - преимущественно женские по своему составу), направленные против политики властей.

Е. А. Шабунин "Храмы Новосибирска. Исторический путеводитель", Новосибирск, 2002 г.; Е. А. Шабунин "Воскресенская церковь", Журнал "Сибирь православная", № 2 за апрель 2004 г.; http://www.orthedu.ru/nskeparh/eparhia/nevostanovlen/voskresenskaya.htm


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 сентября 2022

Существовавшая ранее кладбищенская Воскресенская церковь деревянная, однопрестольная, во имя Воскресения Христова, построена в 1907 г.

Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта: %% с капитала в 150 руб., вложенного на вечное поминовение, и доходы от треб. Состав прихода заключается в одной церкви; прихожан обоего пола 2 419 душ. В приходе имеется 10 городских школ и одно 4-х классное женское училище.

Священник Михаил Андреевич Бессонов, окончивший курс в Томской духовной семинарии по 2 разряду, на настоящем месте с 1912 г., награжден скуфьею в 1911 г. Младший священник Александр Иванович Смычков, окончивший Черниговскую духовную семинарию по 2 разряду, на настоящем месте с 16 августа 1913 г.

«Справочная книга по Томской епархии» составлена служащими консистории под руководством секретаря оной В. А. Карташева, 1914 г. Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», Томск, 1914 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.