Отправление православного богослужения в Риге было разрешено примерно около 1639 года и только вне крепостной стены. При этом строительство церкви категорически запрещалось. С этого времени в Ригу ежегодно ранней весной, вместе с плотовщиками и торговым людом, к устью Даугавы (Двины) приплывали и православные церковнослужители. Они ставили вне стен города парусиновую палатку, освящали ее и до глубокой осени совершали богослужения и исполняли требы. Палатку с временным престолом и антимисом во имя Святой Троицы ставили на противоположном, левом берегу Даугавы, напротив Замка. Хлопоты по строительству православной церкви начинаются только с семидесятых годов XVIII столетия. Стараниями купцов Савиных, Пономаревых, Глушковых под руководством купца Пастухова была приобретена с немалыми трудностями земля на Кливерсгольме как раз напротив Карловских ворот. В 1779-80 гг. в Поречье Смоленской губернии была срублена деревянная церковь, которую разобрали и со вскрытием рек перевезли в Ригу к месту постройки. К осени церковь была собрана, и 1 августа 1781 года храм был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы.
Возведенная Св. Троице-Задвинская церковь простояла без изменений более полувека. За эти годы она постепенно разрушалась. Наводнения неоднократно размывали фундамент. Во многих местах оседал пол, перекашивались стены, ветшало внутреннее убранство. Восстановительные работы начались сразу же после приезда в Ригу первого рижского викария, епископа Иринарха. Его заботами в 1836 году обновляется внутренняя и внешняя покраска стен, внутреннее убранство, церковная утварь. В 1843 году по благословению епископа Филарета (Гумилевского) в Троице-Задвинской церкви начинается большой капитальный ремонт. Стараниями церковного старосты, купца Афанасия Яковлева обновляется железная кровля, заменяются ветхие бревна, сооружается галерея с крыльцом. Однако, по словам местного священника В. Спирихина, еще в 1852 году церковь была холодной, не имела печей и потолка.
Церковь украшали многие уникальные произведения иконописи, церковной утвари, художественной резьбы по дереву. На царских вратах и храме располагались старинные и ценные иконы в серебряных позолоченных ризах: образ Христа Спасителя, храмовая икона Живоначальной Троицы, Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, свят. Николая. Примечательно, что добрыми людьми в 1800 году была пожертвована серебряная риза для храмовой иконы. Такой же дар был сделан в 1836 году для иконы Вознесения, а в 1869 году — серебряные позолоченные венцы на образ св. Николая Чудотворца. В числе самых древних икон храма был образ Тихвинской Божией Матери, который находился в принадлежавшей Троице-Задвинской церкви часовне, расположенной около купеческих амбаров Московского предместья.
Несомненную ценность как произведение художественного литья имел большой колокол. На нем значилось: "1805 году марта дня лит сей колокол в городе Риге к церкви Живоначальные Троицы тщанием доброхотных дателей весу 135 пудов 13 фунтов". Кроме этой надписи колокол имел литые изображения и украшения. В храме имелось редкое собрание богослужебных книг: "Евангелие" в серебряном окладе, изданное в 1762 году, "Типикон" издания 1713 г., "Апостол" издания 1753 г., "Служебник" 1763 года, "Обиход" церковного нотного пения, изданный в 1816 году, и др.
В середине XIX века жизнь Троице-Задвинской церкви серьезно осложнилась рядом обстоятельств. В нескольких метрах от храма была построена катальня и машинная фабрика. По другую сторону расположились склады для соли. Перед самой церковью находилась пристань, на которой постоянно шла выгрузка муки, каменного угля. Эти и другие товары свозились по узкой улочке, подходившей вплотную к зданию церкви. Это создавало шум, из-за которого даже приходилось прекращать богослужения. К 1887 году храм находился в крайне обветшалом состоянии, и по сути с этого времени начинается ускоренное решение различных вопросов, связанных со строительством нового храма.
Источник : http://www.pravoslavie.lv/index.php?newid=109&id=41