С трёх сторон (с восточной, северной и южной) церковь имеет притворы, которые вначале были сквозными, открытыми портиками (дорического ордера), опирающимися и теперь каждый на четыре колонны. В 1852 году между этими колоннами были сделаны глухие переборки с дверями и окнами, вследствие чего и образовались нынешние притворы (ризалиты): восточный – служит местом для хранения священных облачений («диаконником»), северный – входным притвором для молящихся, и южный – с лестницей на хоры, расположенные полукругом, соответственно форме храма, и отделённые от храма, для сохранения тепла, стеклянными рамами. На хорах с одной стороны помещаются верхняя (придельная) церковь, устроенная в 1848 году во имя Сретения Господня, и два класса воскресной школы, а с другой – кухня и церковная библиотека. Первоначально верхняя церковь предназначалась для богослужения в зимнее время, т.к. нижняя церковь не имела ни печей, ни вторых рам. Но неудобство помещения – полукруглого и потому заслоняющего от молящихся алтарь, низкого, в которое необходимо подниматься по крутой деревянной лестнице, побудило в 1860 году устроить в нижней церкви 3 печи и вторые рамы. С тех пор, в продолжение всего года, богослужения совершаются внизу, а в верхней церкви лишь ранние Литургии в дни Двунадесятых праздников и богослужения во время ремонта нижней церкви. В виде исключения, в верхнюю церковь допускаются молящиеся в ограниченном количестве в случае их обилия в Вербное Воскресенье, в Великий Четверток и в Пасхальную ночь.
Алтарь в нижней церкви выделен из самой церкви с восточной стороны двумя глухими перегородками и иконостасом и своей формой напоминает геометрическую фигуру трапеции. Иконостас, отличаясь простотой и лёгкостью, состоит из двух пар коротких колонн на подставках, образующих Царские врата, над которыми высится большое художественное полукружие (арка) с изображением Тайной Вечери и с Крестом наверху; на колоннах за стеклом находятся местные иконы Спасителя и Божией Матери в малый рост, в овальной раме; на южной алтарной двери имеется изображение архангела Гавриила, а на верху её – резная чаша; на северной – изображение архангела Михаила, а наверху её – деревянные скрижали; храмовая икона св. блгв. великого князя Александра Невского помещается на первой основной колонне с правой стороны. За всё время существования храма особым изменениям и переделкам иконостас не подвергался.
Иконостас в верхней церкви был устроен во второй половине XX века, а оригинальный (середины XIX в.) расписаный масляной краской на холсте, и имеющий на себе изображения Сретения Господня и свт. Николая Чудотворца - с правой стороны, Божией Матери и св. вмц. Варвары – с левой стороны, ныне находится внутри алтаря Сретенского придела.
В 1825 году, сразу после окончания строительства Александро-Невской церкви, в неё из прежней Живоносно-Источницкой церкви поступило несколько сохранившихся (в городской ратуше) от пожара икон и часть утвари. Эти иконы теперь расставлены впереди клиросов на алтарных перегородках: с правой стороны – иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник» и Иоанна Предтечи; с левой стороны – иконы свт. Николая Чудотворца, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и иконы свв. вмцц. Екатерины и Варвары (вместе); также сохранилась ещё одна икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая ныне располагается во внутреннем зале храма с правой стороны. Все эти иконы, а равно и другие, расположенные в иконостасе и на всех основных колоннах, имели серебрянные оклады с украшениями, которые, вместе с паникадилом, утварью и драгоценными облачениями, поступавшими в храм в течение 90 лет, в ночь под 19 июля (по ст. ст.) 1915 года, по распоряжению военных властей на церковные средства, были эвакуированы в г. Псков, а оттуда в сентябре 1915 года в г. Нижний Новгород, где они вместе с имуществом других церквей г. Риги, в полной сохранности и под охраной, находились в летнем Всехсвятском храме Десятинного женского монастыря до 1918 года, когда подверглись разгрому со стороны советской власти. Всего, кроме лучших облачений, из храма было эвакуировано около 110 кг серебра и 500 кг меди. Такой же участи подверглись и капиталы церкви в процентных бумагах в общей сумме 60 000 золотых рублей, предназначавшихся на постройку нового каменного, взамен настоящего деревянного, храма. Ввиду всего этого Александро-Невский храм после I Мировой войны долго не имел ни ценной утвари, ни хороших облачений, ни капиталов. Лишь в 20-е гг. XX века в Александро-Невскую церковь были перенесены 2 иконы из домового храма Александровской мужской гимназии – св. мц. Татианы и «Христос благословляет детей» (которые ныне располагаются с правой и левой сторон внутреннего зала церкви), и икона Рождества Пресвятой Богородицы из церкви 116-го Малоярославского пехотного полка. Только к концу XX века, благодаря долголетним неустанным трудам настоятеля храма митрофорного протоиерея Петра Смыковского, храм стал приобретать благолепие. Так к своему 180-летнему юбилею церковь украсилась двумя святынями – иконой св. сщмч. Иоанна, Архиепископа Рижского, подаренной Высокопреосвященнейшим Александром, Митрополитом Рижским и всея Латвии, и списком с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери, принесённой в дар о. протоиереем Петром Смыковским.
Колокольни при церкви вначале не было, а колокола висели на деревянных столбах, под дощатым навесом. Лишь в 1863 г. старанием священника (позже, настоятеля церкви) Алексия Щелкунова, «были собраныот прихожан и других доброхотных дателей суммы» (более 6000 рублей), и при церкви, с северо-восточной стороны, в ограде, была выстроена отдельная каменная колокольня, по проекту епархиального архитектора Аполлониуса Эдельсона. Здание колокольни выполнено в барочных формах, но в эклектическом стиле. Колокола (6 штук) общим весом ≈ 4500 кг , в 1915 году ввиду начала I Мировой войны и приближения германских войск к Риге, распоряжением и средствами военных властей, были эвакуированы в г. Нижний Новгород, откуда больше возвращены не были. В бытность настоятеля - протоиерея Николая Перехвальского, 15 ноября 1925 года, к 100-летию храма, на колокольню был поднят новый колокол-благовест, сооруженный на пожертвования прихожан и богомольцев (стоимость колокола с доставкой в г.Ригу обошлась в 6000 лат); этот юбилейный колокол был отлит на заводе Либавского акционерного общества Б.Бекера и составил вес в 105 пудов 37 фунтов (1736 кг 733 г).
Источник : http://www.pareizticiba.lv/index.php?id=41&newid=167