Идея строительства в Риге нового кафедрального собора возникла в 1872 г. Первоначально предполагалось освятить храм в честь св. Александра Невского. Министерством внутренних дел, в ведении которого входило в те годы строительство храмов, был объявлен заказной конкурс на строительство храма вместимостью 2000 человек. 26 декабря 1875 г. Александром II был утвержден проект Р.К. Флуга. Для возведения кафедрального храма был выбран участок в самом центре города, на Марсовом поле, предназначенном для парадов войск, напротив Александровского бульвара. Строительные работы начались в мае 1876г., а 3 июля рижский епископ Серафим совершил закладку нового собора. Право на ведение строительства получил по конкурсу архитектор Н.В. Чагин. Р.К. Флугом было запроектировано пятикупольное здание. Купола значительно возвышались над центральным объемом здания благодаря двухъярусной структуре барабанов. Силуэт храма воспринимался издалека и подчеркнутая вертикаль глав уравновешивала значительную массу основного объема здания. Между большими окнами нижнего яруса центрального барабана изображались двенадцать архангелов, а над окнами второго – двадцать четыре херувима на голубом небесном фоне. Когда строительство близилось к завершению, император пожаловал храму 12 колоколов. Каждый колокол являлся выдающимся произведением художественного литья. Отливались они на заводе московского купца Николая Дмитриевича Финландского. Отливал колокола один из выдающихся мастеров конца XIX века Ксенофонт Веревкин. Для колоколов зодчим был сделан проект звонницы , выполненный в стиле здания. Она не превышала высоты боковых глав.
Проект был утвержден 16 мая 1880 года. Вписавшись в общий первоначальный замысел, стилистически и композиционно сочетаясь с главным объемом храма, звонница соединялась с ним крытым переходом. Удачно найденным декоративным приемом было многоцветие наружного облика собора. Лимонно-желтый облицовочный кирпич сочетался с полосами красно-бурых цементных плиток. В облицовке цоколя и ступеней был использован прочный гранит. Многоцветие было применено и в покрытии глав. В храме были предусмотрены хоры, позволявшие значительно увеличить вместимость храма. В цокольном этаже было достаточно пространства для соборной ризницы. Внутреннее убранство заключалось преимущественно в орнаментальной росписи, следовавшей конструктивной логике интерьера. Орнамент в «византийском стиле» дополняли шрифтовые композиции в арках. В барабане центрального купола размещались тексты из псалмов Давида, а между окнами барабана – изображения херувимов. Вечно исполняемое ими пение «свят, свят, свят, Господь Савоаф, исполнь неба и земля славы Твоея» было обозначено в главном куполе расходящимися от его центра золотыми лучами. Иконы писались в Академии художеств такими известными художниками, как К.Б. Вениг, В.П. Верещагин, Ф.С. Журавлев, А.И. Корзухин. Утварь была заказана на фабриках И.П. Хлебникова, И.А. Жевержеева и других. Сооружение собора было завершено к концу 1883 года. Следующим летом здание обнесли железной ажурной оградой и внутри разбили сквер. 24 апреля здание было передано в духовное ведомство, а 28 апреля 1884г. состоялось освящение.
В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. К середине 30-х годов кафедральный собор был приведен в порядок стараниями архиепископа Иоанна (Поммера), обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги. Новый удар нанесла вторая мировая война. Опять разорение и воскрешение собора вновь. После войны шла обычная духовная жизнь. Распоряжением Совета Министров 5 октября 1963 года собор был закрыт. На этот раз уничтожено и растаскано было все. От собора остались только стены. Но и их уродуют, перекрывают железобетоном, делают межэтажные перекрытия. Застраивают и перекраивают внутреннее пространство, уничтожая роспись. В 1962 году по приказу министра культуры СССР Екатерины Фурцевой кресты на соборе были спилены, а сам храм превратили в планетарий. Кафедральный собор вернули Церкви только в июле 1991г. 6 января 1992 года, совершилось первое богослужение. Реставрируется.
Источники: Книга Ю.Р. Савельев «Византийский стиль» в архитектуре России. Вторая половина Х1Х – начало ХХ века: Альбом. – СПб.: «Проект 2003», «Лики России». 2005 г. www.pravoslavie.lv