Эта маленькая церковь была построена в Задвинье, на окраине города, в сосновом лесу, где был отведен участок для православного кладбища. Строительство велось на пожервования местных купцов. Старое кладбище сохранилось, но теперь оно находится среди городской застройки, вблизи современной магистрали.
Церковь маленькая, но удивительно уютная. У нее нет высокого крыльца, что обусловлено кладбищенской функцией. Построение объемов четкое и строго следует канону : тесный притвор, трапезная часть, отделенная аркой от основного помещения церкви, кубический основной объем, алтарь с ризницей и дьяконником. Фасады не имеют пышного декора, но все на месте : три больших окна основного объема сгруппированы вместе, другие расположены по одному и меньше размером, карнизы с «каплями благодати» и мотивы креста на угловых пилястрах подчеркивают архитектонику объемов. Алтарь перекрыт сводом, основная часть имеет плоское балочное перекрытие. Интерьер украшает невысокий одноярусный иконостас. Хорошие пропорции внутреннего пространства и небольшие размеры способствуют соучастию всех присутствующих в богослужении.
Рижская церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя расположена в Задвиньи на улице Виенибас Гатве 76. Её история связана с именем Высокопреосвященнейшего Арсения (Брянцева), архиепископа Рижскаго и Митавского. До приезда в Ригу он являлся ректором Санкт-Петербургской духовной академии и был первым викарным епископом Петербургской митрополии.
Служение Преосвященнейшего Арсения в Риге началось в 1887 году. К этому времени в прибалтийских губерниях наметились существенные перемены. Прошли реформы по реорганизации государственного управления, что во многом поубавило немецкий диктат во властных структурах. Повысилась юридическая ответственность помещиков за жестокое обращение с крестьянами. Более осмотрительным в преследовании православного населения становилось остзейское дворянство, польское пановье и лютеранские пасторы. Были отменены подати, взимаемые с православных крестьян в пользу лютеранской церкви. Православная пресса освободилась от немецкой цензуры.
Однако православная церковь в крае оставалась в сложных условиях, особенно в связи с острой нехваткой церквей. Эта проблема возникла в сороковые годы XIX века, когда стихийный переход в православие охватил десятки тысяч человек из местного населения. Возведение каждого нового храма давалось с огромным трудом из-за отсутствия средств. Однако со временем положение начало меняться, и уже в начале шестидесятых годов появляются средства для строительства церквей в Даугавпилсе, Резекне, Лудзе и других местах. В последующие годы небывалый приток средств на нужды церковно-школьного строительства обуславливался в значительной мере личностью самого Высокопреосвященнейшего архиепископа Арсения. Этот выдающийся человек пользовался огромным авторитетом как среди духовенства, так и в правительственных кругах, а также среди ревнителей православия всех сословий. Владыка Арсений сумел обеспечить финансовую открытость для проверок и персональную ответственность за весь ход работ. Такой подход позволил Высокопреосвященнейшему Арсению за десять лет пребывания в Риге построить не менее семидесяти храмов, десятки церковно-приходских школ, основать три новых монастыря, приобрести для приходов сотни гектаров земель.
Среди тех, кто всемерно стремился материально поддержать церковно-школьное строительство, были и те, кто по давней православной традиции не упоминали своего имени. Примером этому явился благотворитель, пожертвовавший на строительство 100 тыс. руб. и пожелавший остаться неизвестным. В те годы это была огромная сумма. Жертвователь выдвинул ряд условий. Во-первых, на нужды строительства могли использоваться только проценты с этой суммы. Во-вторых, начальное расходование средств должно было пойти на строительство церкви при Задвинском православном кладбище.
Эти пожелания сразу же стали неукоснительно выполняться. В кратчайшие сроки епархиальному архитектору А.Н.Эдельсону была поручена разработка документации. Одновременно была создана специальная строительная комиссия. Примечательно, что в то же время шла подготовка к строительству новой Троице-Задвинской церкви. Не удивительно поэтому, что на той и другой стройке были задействованы одни и те же иконописцы, иконостасные мастера, подрядчики. Для обоих храмов колокола отливались из лома бронзы и меди от старых пушек, предоставленных по высочайшему указу для церковно-строительных нужд Рижской епархии артиллерийскими складами Брянска.
1 сентября 1891 года из Св.Троице-Задвинской церкви после литургии направился крестный ход на Задвинское кладбище. Здесь епископ Арсений совершил закладку церкви в районе Торенсберга по Митавскому шоссе, в трёх верстах от приходской церкви Задвинья. Строительство началось незамедлительно, и первые проценты со стотысячного капитала поступили на оплату выполняемых работ.
Через два года храм фактически был полностью завершён, а также обустроен внутренне. Его освящение состоялось 6 июня 1893 года. Торжества начались в Троице-Задвинской церкви. После литургии Высокопреосвященнейший Арсений в сопровождении рижскоградского духовенства и массы народа направились крестным ходом к новому храму. Церковь освящалась во имя Спаса Нерукотворного Образа. Среди присутствующих были Лифляндский генерал-губернатор М.А.Зиновьев, директор канцелярии Св.Синода В.К.Саблер и др.
Новый храм получил положительный отзыв. Рассчитанный по проекту всего на двести человек, он выглядел весьма величаво, был художественно продуманным. Этому во многом способствовала кладка стен, выполненная из белого кирпича, и коричневый фасонный орнамент, выложенный по карнизам. Впечатление усиливали купола и колокольня, покрытые сибирской белой лужёной жестью, с позолоченными крестами, устремлёнными ввысь.
Внутреннее обустройство было весьма скромным. Однако продуманность во всём, внимательное отношение к цветовой гамме, подбор единого художественного стиля убранства производили самое благоприятное впечатление. Это относилось к киотам художественной резьбы, иконостасу известного мастера Н.Муравьева, декору росписи стен, набору ризничного облачения.
Иконы храма были в основном нового письма в традиции иконографии второй половины XIX века. Некоторые из них были заказаны рижскому художнику-иконописцу П.Зыкову. Значительная часть образов была пожертвована. Многие иконы имели серебряные оклады 84-й пробы.
Источник: Н.Д.Дёмина. «Рижская церковь Нерукотворного Образа Спасителя». Латвийская Православная Церковь. Рига, 2005.