В 1889 году на Привокзальной площади в Риге открылась новая часовня Св. Александра Невского, там, где сегодня построен подземный переход. Часовню установили в честь чудесного спасения семьи императора Александра III в страшной железнодорожной катастрофе. 17 октября 1888 года царская семья возвращалась с Кавказа в Санкт-Петербург. Недалеко от станции Борки в Харьковской губернии императорский поезд внезапно сошёл с рельс. В момент катастрофы императорская семья находилась в столовом вагоне, Александру III удалось удержать рухнувшую крышу вагона так, чтобы у всех находившихся в вагоне была возможность спастись. Его младшая дочь Ольга, находившаяся в соседнем вагоне, также спаслась. Однако жертвами катастрофы стал 21 человек, ещё 30 были сильно покалечены. Как выяснилось позднее, поезд сошёл с рельс в результате серии грубейших нарушений эксплуатации железной дороги. Спустя некоторое время по всей России во славу спасения императорской семьи начали возводить храмы и часовни. Рига не стала исключением. Проект будущей часовни разработал архитектор из Тарту Алексей Кизельбаш. В качестве образца он избрал русские церкви XVII века. Как и принято в русской православной среде, средства на её постройку собрали рижане. Среди жертвователей были не только известные купцы – Гусев, Трофимов, Климов, но и самые обычные горожане. Первый камень в основание строения заложили 4 июля 1889 года, а уже в октябре того же года здание было готово и освящено в честь Св. Александра Невского, который считался небесным покровителем императора.
Это была высокая восьмиугольная часовня, увенчанная барабаном и сложной шатровой крышей. Ее стены были богато декорированы: в кокошниках на фасаде выложили мозаику с изображениями святых и ангелов, филигранные гранитные колонны обрамляли окна часовни, позолоченную крышу венчал православный крест, стены, покрытые изразцовой плиткой, разделялись пилястрами. В нишах первого этажа поместили мраморные кресты. Часовня стала истинным украшением привокзальной площади. Это небольшое здание стояло прямо напротив главного фасада Двинского вокзала на улице Гоголя. Входили в часовню со стороны вокзала, а на ее обратной стороне сделали надпись, рассказывающую о чудесном спасении императорской семьи.
Внутреннее убранство часовни было не менее роскошным. В окна вставили витражи в византийском стиле с геометрическим орнаментом. Стены покрывала майоликовая плитка с восточным рисунком. Повсюду висели иконы как в простых, так и дорогих окладах, стояли киоты, подсвечники, иконостас украсили иконами Спаса Нерукотворного, Богородицы, Св. Александра Невского и других святых. Киоты и алтарь часовни были выполнены по старому русскому обычаю из дуба и выкрашены в тёмный цвет. Потолок часовни также был богато расписан. Все это у вошедшего создавало ощущение торжественности сооружения и в то же время придавало уют.
Сразу же после открытия часовня стала культовым местом. Здесь справлялись не только молебны за здравие царской семьи, но и в честь простых прихожан. После Первой мировой войны молебны о царской семье перестали служить, а надписи о чудесном спасении семьи Александра III предпочли замазать. Оставили лишь надпись «С нами Бог». Часовня была включена в активную церковную жизнь Риги: здесь проходили частные богослужения, собирались пожертвования, совершались крёстные ходы на церковные праздники. Часовня была приписана к женскому Троице-Сергиевому монастырю на улице Кр. Барона.
Время шло. Политическая ситуация неоднократно менялась. Однако в жизни церковки все шло своим чередом. Казалось, она ещё долго будет радовать не одно поколение рижан и с нею ничего не может случиться. Впервые гром грянул 21 сентября 1920 года, когда на заседании городской думы депутат от социал-демократов А. Вецкалнс вдруг поставил вопрос о сносе часовни и постройке на её месте газетного киоска. Несмотря на абсурдность сего заявления, вскоре после этого предложения ситуация начала стремительно развиваться и 22 декабря 1921 в прессе появилось «Постановление», в котором вместо приостановления служб в честь императора и переименовании часовни, шла речь уже о её закрытии. И это, несмотря на то, что уже несколько лет никаких молений об Александре III и не проводилось! Все надписи давно были благополучно замазаны и забыты, а часовня служила лишь местом молитвы и не более! Однако городская управа воспринимала часовню как памятник старины и не рассматривала её ни как историческую ценность, ни как духовную. В самом начале 1922 года, под напором заявлений русской прессы, в ситуацию вмешался тогдашний министр внутренних дел Альберт Квиесис и вопрос о закрытии часовни благополучно замяли. Богослужения происходили и дальше, но, как оказалось, это было лишь затишье перед бурей!
В 1923 году появились новые слухи о сносе часовни. И снова вопрос лоббировали левые социал-демократы, мечтавшие избавиться от всего «тяжкого наследия царизма». На этот раз городская управа сделала им очередной шаг навстречу и на своем заседании постановила удалить с Александровского бульвара цоколь памятника Петру I, а свободное место засадить липами и цветами. Гранитные глыбы цоколя намеревались пустить на строительные нужды. Кроме того, Городская управа постановила сделать запрос в управление памятниками, в каком положении находится затронутый городом вопрос о ликвидации часовни у вокзала. И тут оказалось, что управление памятниками не признало (!) эту часовню подлежащей охране! Но дело о закрытии и возможном сносе часовни снова забуксовало в коридорах городской управы, снова наступило затишье на целый год. Определённого ответа о судьбе часовни от Министерства внутренних дел не последовало. Церковная жизнь часовни продолжалась. Однако весной 1925 года в прессе снова появились новости о предстоящем сносе часовни Александра Невского. Мотивацией к сносу послужило, в общем-то, два аргумента: будто часовня является памятником катастрофе царского поезда, ныне утратившим всякий смысл и актуальность, и якобы эта постройка препятствует свободному сообщению по вокзальной площади.
Один из страстных защитников сохранения часовни на прежнем месте был архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Поммер). Отстаивая ее право на существование, архиепископ заявлял вандалам-чиновникам, что часовня в своём нынешнем виде, с замазанными толстым слоем краски надписями и убранными украшениями в виде имперских гербов, ни в коем случае не может быть признана памятником катастрофе в Борках и сегодня представляет собою лишь место для молитвы. А правильность уличного движения она нарушает не более, нежели это сделают проектируемые на этом месте обелиск или киоск для продажи газет и т.п. сооружения, которые предлагаются различными лицами и учреждениями. Кроме того, часовня и то место, которое она занимает, является бесспорной собственностью Латвийской Православной Церкви и сносить её у городской управы нет никаких прав! На все эти доводы архиепископ получил двуличный ответ, якобы, правительство не предполагает уничтожать часовню, а только планирует перенести ее на другое, вполне соответствующее ее святости и достоинству место. При этом особо подчеркивалось, что часовня мешает сообщению на площади. Да и вообще, мол, проект переноса часовни впервые был озвучен ещё до обретения Латвией независимости. По одному из проектов реконструкции Рижского вокзала предполагалось перенести часовню с тем, чтобы облегчить подъезд к станции и это ещё в царское время!
Таким образом, вопрос о переносе часовни безбожными чиновниками был решён… В июле 1925 г. в прессе появляются первые высказывания по поводу технических возможностей переноса часовни. Свои предложения высказали городской инженер И.Д. Кривошапкин и синодальный архитектор В.М. Шервинский. Шервинский заявил, что с технической стороны переместить часовню возможно – она построена настолько крепко и основательно, что её можно было бы взять из грунта целиком, даже с фундаментом. «В Америке», – подчеркнул Шервинский, – «подобные работы уже вошли в норму, да и в Риге уже переносились небольшие домики, правда, пока только деревянные». 20 июля 1925 г. вопреки всему начался снос часовни. При большом скоплении народа часовню начали обносить лесами. Днём прихожанам и батюшке разрешили отслужить последний молебен. После того как представители церкви были вынуждены забрать из храма всю церковную утварь (её перевезли в Сергиево-Троицкий монастырь) начались работы по разборке крыши. Стены были убраны.
В первых числах августа был варварски взорван и фундамент часовни. В его руинах нашли коробочку с царскими монетами и табличку с именами тех, кто жертвовали на часовню: Гусев, Трофимов, Климов и многие другие. В августе на месте часовни появилась стоянка извозчиков и автомашин, а тем временем «перенесённая» часовня представляла собою кучу обломков на русском Гарнизонном кладбище. Глыбы камней, остатки мозаичных украшений, крыша и просто отдельные кирпичи валялись бесформенной грудой на земле. Денег на восстановление часовни не было. Затем на долгие десять лет об остатках часовни забыли и вспомнили лишь тогда, когда возводили часовню-памятник архиепископу Иоанну Поммеру на Покровском кладбище: «Комиссия по увековечиванию памяти архиепископа Иоанна (Поммера) во главе с протоиереем И. Свемпом и архитектором В. Шервинским посетила вчера Гарнизонное кладбище у железной дороги станции Браса, где сложены остатки материалов бывшей привокзальной часовни, среди которых имеется много ценных мраморных и гранитных колонок, а также византийского стиля майоликовых пластин, которыми было выложено внутреннее убранство прежней часовни. Эти материалы в ближайшие дни будут перевезены в Синод и использованы потом для часовни-памятника архиепископу Иоанну Поммеру, в том числе и мраморный крест», – пишет газета «Сегодня» в 1935 г. Сегодня же можно твердо утверждать, что до наших дней дошло лишь несколько фрагментов часовни: один из мраморных крестов с фасада, да несколько икон.
Но история со сносом православной часовни не пошла впрок! И теперь в Риге определенными политическими силами уничтожаются памятники культуры и архитектуры, якобы чуждые нашему народу. Дом на бульваре Узварас, 2 уступил сомнительной новостройке национальной библиотеки, усадьба Дрездена будет принесена в жертву расширению улицы, безвозвратно уходят старинные захоронения на Покровском кладбище, освобождая место для новых. В угоду бесформенной архитектуре из стекла и бетона сносятся исторические здания по всему городу. Неужели история снова нас учит тому, что ничему она не учит?!
Кирилл Соклаков, Влад Богов, http://www.rigacv.lv/articles/casovna_u_vokzala