ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рига. Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Rīgas pils Vissvētās Dievmātes Aizmigšanas pareizticīgo baznīca


Рига. Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы
Домовая церковь. Не действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1714 и 1872.
Архитектор:Н. Васильев, Пауль Харденак, Юлиус Хаген, Генрих Шеель
Адрес:
Латвия, г. Рига, площадь Пилс 3
Pils laukums 3, Rīga, Latvija

Координаты: 56.950881, 24.101327
Проезд:Старая Рига, пешком на Замковую площадь.



Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Общий вид Рижского замка. Вправо от круглой башни на 3 и 4 этажах (7 окон) располагалась домовая церковь, освященная в 1872 году.<br>, Рига, Рига, город, Латвия
Общий вид Рижского замка. Вправо от круглой башни на 3 и 4 этажах (7 окон) располагалась домовая церковь, освященная в 1872 году.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
7 февраля 2009
Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Рига, Рига, город, Латвия
Владимир Ткаченков
13 сентября 2016
Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Рига, Рига, город, Латвия
Владимир Ткаченков
13 сентября 2016
Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Южный фасад замка. Здесь видна западная лестничная башня, где находилась звонница первоначальной замковой церкви. Въездные ворота на первом этаже были пробиты позже на месте дверей в православный храм, устроенных вместе с каменной колокольней в 18 веке. Выше, на карнизе крыши, над входом в храм в 1844 году была надстроена открытая звонница, разобранная при переносе храма на новое место.<br>, Рига, Рига, город, Латвия
Южный фасад замка. Здесь видна западная лестничная башня, где находилась звонница первоначальной замковой церкви. Въездные ворота на первом этаже были пробиты позже на месте дверей в православный храм, устроенных вместе с каменной колокольней в 18 веке. Выше, на карнизе крыши, над входом в храм в 1844 году была надстроена открытая звонница, разобранная при переносе храма на новое место.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
3 апреля 2009
Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид замка с юго-востока. Рядом с башней на 3 и 4 этажах располагалась вновь оборудованная домовая церковь.<br>, Рига, Рига, город, Латвия
Вид замка с юго-востока. Рядом с башней на 3 и 4 этажах располагалась вновь оборудованная домовая церковь.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
7 февраля 2009
Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фрагмент южного фасада замка. Здесь на 2 и 3 этажах (3 окна) размещалась первоначальная карелла замка, позже переоборудованная для православного богослужения.<br>, Рига, Рига, город, Латвия
Фрагмент южного фасада замка. Здесь на 2 и 3 этажах (3 окна) размещалась первоначальная карелла замка, позже переоборудованная для православного богослужения.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
7 февраля 2009
Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Окно первоначального храма на южном фасаде, разделенное на два этажа после того, как храм был перенесен на другое место.<br>, Рига, Рига, город, Латвия
Окно первоначального храма на южном фасаде, разделенное на два этажа после того, как храм был перенесен на другое место.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
7 февраля 2009
Домовая церковь Успения Пресвятой Богородицы, Общий вид Рижского заска с домовой церковью в конце 19 века. источник : http://lubago.sitecity.ru/lalbum_2707120318.phtml?p_ident=lalbum_2707120318.p_2007111031<br>, Рига, Рига, город, Латвия
Общий вид Рижского заска с домовой церковью в конце 19 века. источник : http://lubago.sitecity.ru/lalbum_2707120318.phtml?p_ident=lalbum_2707120318.p_2007111031
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Людмила Клешнина
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 марта 2009

Первый орденский замок в новом немецком городе Риге был построен приблизительно в 1206 году на берегу речки Риги. Горожане разрушили его в 1297 году. Второй замок Ливонского ордена был перемещен на берег Даугавы, где построен в 1330 году и снова разрушен горожанами в 1484 году. На том же месте в 1515 году было завершено строительство третьего замка. Здание представляло собой трехэтажный объем неправильной прямоугольной формы с внутренним двором и башнями на углах. На втором, главном этаже замка размещались жилые покои, трапезная, зал капитула и капелла. В 1562 году Ливонский орден был ликвидирован. В дальнейшем замок служил резиденцией светских властей – польской, шведской и российской администрации. Здание неоднократно перестраивалось, менялась планировка помещений. Сменялись конфессии (при поляках – католики, при шведах – лютеране), но замковая церковь неизменно оставалась на своем месте – рядом с круглой башней на втором этаже юго-восточной части здания. Алтарь церкви был ориентирован на восток. Звонница размещалась в находившейся вблизи церкви западной лестничной башне. Церковь имела посвящение Вознесению Марии (Maria Himmelsfahrts Kirche).

После победы России в Северной войне и присоединения к ней Прибалтики замок стал резиденцией генерал-губернатора, в нем разместилось российское губернское правление. В 1714-1715 годах в существующей церкви был оборудован алтарь для православных богослужений, в 1729 году обновлен интерьер храма. Церковь была переосвящена во имя Успения Пресвятой Богородицы. По проекту русского архитектора Николая Васильева (ученика Б.Ф.Растрелли) в 1747 году к южной стене замка была пристроена деревянная колокольня, покрытая черепицей, куда переместили старые колокола. На звонницу вела крутая наружная лестница. В 1757 году алтарная часть храма была перестроена в связи с оборудованием второго престола, посвященного св. Сергию Радонежскому. Церковь в основном окормляла артиллеристов гарнизона, расквартированного в замке. Служащие и прислуга, проживавшие там же, большей частью не были православными. Храм представлял собой прямоугольное пространство, перекрытое крестовыми сводами, с двумя колоннами посредине. Восточная часть помещения (примерно 1/3 часть) вровень с первой колонной была отделена иконостасом. Алтарь был разделен на две половины - для главного престола и придела. В алтарной перегородке, разделяющей престолы, был дверной проем. В западной части храма было выгорожено узкое неудобное помещение для притвора, в который вела лестница с первого этажа здания. Алтарь освещался только вторым светом через иконостас. Одно из трех окон, выходящих на южный фасад замка, которое находилось в алтаре, было заложено. Ниши восточной стены алтаря, которые остались от замурованных окон в процессе перестройки замка в 1682 году, вероятно, использовались для размещения жертвенников. Амвон солеи был смещен в сторону, напротив царских врат основного престола. В 1768-1769 годах в Москве мастером С.Мижулиным на казенные средства были отлиты три новых колокола для замковой церкви. На деревянную колокольню их установить было нельзя, поэтому вместо нее, на том же месте была выстроена новая каменная колокольня. На уровне первого этажа в стене замка была пробита дверь, через которую с улицы можно было пройти в новый притвор храма. В 1808 году во время ремонта колокольни на ней был установлен железный крест.

В 1842-1844 годах был проведен капитальный ремонт церкви с обновлением иконостаса, заменой полов, реконструкцией фасада. К этому времени колокольня находилась уже в аварийном состоянии, грозила обрушением. Ее снесли, а каменную звонницу надстроили выше, на карнизе крыши, на месте, где прежде находилась будка для подъема грузов на этажи замка. Под руководством инженер-полковника Эдуарда де Вите в толще 2-х метровой наружной стены храма было пробито пространство для лестницы, по которой можно было из притвора подняться в храм. В связи с проведением в Прибалтике губернской реформы изменилась политическая обстановка в Риге. В соответствии с новыми требованиями был реконструирован и замок, в том числе, в нем были оборудованы помещения для приема Царской семьи, благоустроены апартаменты генерал-губернатора. Замковая церковь приобрела статус представительного домового храма. Новым требованиям старая церковь не удовлетворяла. В 1870 году губернский архитектор Пауль Харденак представил на утверждение генерал-губернатору князю Петру Багратиону проект устройства новой церкви. Место для размещения храма было выбрано прямо напротив входа в парадные Царские помещения, на 3 и 4 этажах восточного корпуса замка, где до этого размещались помещения губернского правления. Чтобы получить нужную высоту помещения, междуэтажное перекрытие было демонтировано. Чиновников переместили на место прежнего храма, разделив его пространство на 2 этажа. Колокола, отлитые для церкви в 18 веке, были в 1884 году сняты и отданы православной общине в Лихула (Эстония). Один оставшийся колокол был размещен в помещении церкви. Членами строительного комитета храма были утверждены государственный советник барон Менгден, купец Макаров и архитектор Юлиус Хаген, который непосредственно вел надзор за работами. Часть работ выполнялась также под руководством архитектора Генриха Шееля. Новый Успенский храм был освящен 27 февраля 1872 года.

По старым фотографиям можно представить себе интерьер церкви. Анфилада помещений имела габариты 21 х 9 м, высоту 8,5 м, плоское перекрытие. Над притвором был устроен балкон для хора. Вероятно, второго придела в новом храме не было, так как иконостас и солея были решены симметрично. Двухярусный иконостас имел пространственную форму. Царские врата были немного заглублены, над ними устроена арка в виде цилиндрического свода. Стены храма украшали красивые киоты с иконами и штукатурный декор в романском стиле – аркатура карниза, накладные пилястры, имитирующие колонны, ложный витраж в виде круглой «розы». Стены и потолок были покрашены клеевой краской, росписей не было. Низ стен был отделан деревянной панелью. Столярные работы иконостаса выполнил Х. Риекстыньш, резьбу – Оскар Георг Пелхаус, скульптурный декор – Павел Смуров. В 1919 году, при оставлении Риги немцы вывезли из церкви все иконы и утварь. Церковь больше не восстанавливалась. Латвийская Республика отдала помещения старого и нового храма Государственному художественному музею. В 1936 году были снесены остатки звонницы на южном фасаде. При советской власти в замке разместили еще один музей - истории литературы и искусства им. Райниса. Для нужд музея в 1964 году помещение церкви было снова разделено междуэтажным перекрытием на два этажа, весь декор стен и потолка ликвидирован.

Источники информации : 1) Māra Caune «Rīgas pils», Zinātne 2001. 2) Māra Caune «Rīgas pils – senā un mainīgā», Jumava 2004.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.