В 1830–е годы в Прибалтийском крае усилились правительственные репрессии по отношению к старообрядцам, развернулась и миссионерская работа в старообрядческой среде. Решение этих вопросов находилось под пристальным вниманием Николая I. По его поручению в Лифляндии руководство процессом обращения старообрядцев в православие было возложено на учрежденное в 1836 году Рижское викариатство Псковской епархии. Первый единоверческий храм был открыт насильственным путем. По распоряжению Министерства внутренних дел одна из старообрядческих моленных Риги (она находилась на Московском форштадте, в доме купца Пушкова, напротив лютеранской церкви Иисуса), была переоборудована в единоверческую церковь во имя Архангела Михаила. Это событие вызвало волнения среди старообрядцев, которые пытались препятствовать передаче здания. Для наведения порядка потребовалось вмешательство Рижского полицмейстера. Единоверческий храм был освящен 9 июля 1837 года. При церкви была открыта церковно-приходская школа, учрежден приход, назначен причт. Зажиточные слои рижских староверов более других страдали от правительственных репрессий, вероятно, поэтому к началу 50-х годов именно среди богатого купечества было больше всего тех, кто перешел в единоверие. В 1887-1896 годах в Рижской епархии стало разворачиваться массовое строительство православных храмов. В 1894 году городское управление Риги выделило участок площадью в 1000 кв. сажен «под постройку единоверческой церкви, а равно причтового и школьного зданий с тем, чтобы этот участок, оставаясь в прямой собственности города Риги, возвратился в свободное распоряжение города коль скоро он более не будет служить вышеуказанному назначению». Земля была использована по назначению. На этом участке на пожертвования рижских купцов был построен новый храм. Вместо церковно-приходской школы прямо напротив храма, с западной его стороны было возведено 2-этажное здание Дома трудолюбия. Община в этом здании арендовала помещения для школьных занятий. Два здания с кирпичными фасадами, решенными в формах эклектики, выглядят как единый архитектурный комплекс. Позже, в годы Латвийской республики приход стал православным.
Во второй половине 20 века обширные территории в этом районе города были отведены для массовой жилой застройки. Постепенно типовые жилые дома обступили храм, земельный участок храма был урезан. Богослужения в храме не прекращались. В здании бывшего Дома трудолюбия разместилось домоуправление. Новый храм был построен, вероятно, по образцовому проекту, в который внесены изменения, придающие церкви узнаваемые черты единоверческого храма. Сдержанный декор в русском стиле на фасадах, отсутствие сводов в интерьере, как говорится, никаких излишеств – это создает несколько суровое впечатление, напоминающее моленные старообрядцев. Но при этом храм имеет четкое каноническое построение объемов и внутреннего пространства, великолепный четырехярусный иконостас. Все сделано показательно правильно, без отступлений от канона. План решен в виде креста, «крылья» которого перекрыты плоскими деревянными оштукатуренными перекрытиями. Центральный четверик приподнят на четырех арках и тоже имеет плоское перекрытие, которое посредством падуг плавно опирается на стены. Над преддверием расположен небольшой балкон для хора. В иконостасе храма около 40 икон канонического письма. Некоторые из них были перенесены сюда из старого храма. Столярная часть иконостаса и царские врата обильно украшены и позолочены. В большом киоте стоит главная реликвия храма – икона Архангела Михаила в серебряной ризе, присланная в дар храму в 1895 году императором Николаем II. В цокольном этаже храма находится колодец с кристально-чистой водой, поступающей из нескольких родничков. Отсюда берут воду для водосвятия и обряда крещения. Желающих креститься в церкви всегда много. Храм живет активной приходской жизнью.
Источники исторической информации: Гаврилин А. «Очерки истории Рижской епархии», Филокалия, Рига 1999. LVVA fonds 7469, 1.apr., lieta 1085, lapas 182, 185.