Павла Латрийского, преподобного, при Третьяковской богадельне церковь (Большая Серпуховская улица, дом № 27, корпус 5; уничтожена).
Творение академика архитектуры С.У. Соловьева – церковь во имя преподобного Павла Латрийского – важнейший элемент композиции всего здания Третьяковской богадельни, возведенной по завещанию московского мецената и благотворителя П.М. Третьякова в 1904 г. Отделочные работы продолжались весь 1905 год, а еще в течение следующего 1906 г. выполняли убранство интерьера церкви. 19 ноября 1906 г. состоялось освящение богадельни и церкви при ней. Участниками этого торжественного события были многочисленные гости, среди которых присутствовали все выборные московского купечества; все, занимавшие в Городской управе должности по выборам, служащие и родственники П.М. Третьякова, строители, подрядчики, члены Биржевого комитета, чины высшей администрации города, представители именитого купечества, московский городской голова, старшины мещанского и ремесленного сословий. Насколько значимым событием стало открытие богадельни, свидетельствует перечень приглашенных на это мероприятие гостей, приведенный выше. Для столицы Российской империи, в которой остро ощущалась необходимость в новых домах призрения и богадельнях, появление такого крупного учреждения, как Третьяковская богадельня, было очень важным и своевременным событием.
Согласно духовному завещанию П.М. Третьякова, его душеприказчики должны были передать Московскому купеческому обществу все средства, ценные бумаги, которые останутся после раздачи стипендий студентам, исполнения долговых обязательств, выделения средств на содержание членов его семьи. Использовать оставшиеся суммы предписывалось на устройство и содержание мужской и женской богаделен в тех размерах, для которых будет достаточен капитал. К концу 1904 г. капитал П.М. Третьякова с процентами по нему должен был составить 1 миллион 220 тысяч рублей, и предполагалось его дальнейшее увеличение. Такие финансовые ресурсы позволили пригласить к проектированию богадельни и церкви известного архитектора С.У. Соловьева и возвести здание, рассчитанное на содержание 380 призреваемых, причем исходя из нужд города, большая часть мест предназначалась для женщин. Земельное владение, отведенное под постройку, позволяло расположить здание по оси запад – восток. Домовая церковь была выполнена в национально-романтическом стиле, впитавшем в себя элементы как византийского, так и новгородского храмового зодчества. Творчески переработанные и воплощенные в авторском проекте С.У. Соловьева, мотивы древней архитектуры обрели новое, современное эпохе звучание.
Церковь проектировалась с южной стороны, по центру богадельни, что подчеркивало ее роль в общей архитектурной композиции. Двухэтажное здание с полуподвалом было очень хорошо приспособлено для отправления всех церковных треб. Под алтарной частью храма находилась часовня, которая использовалась для хранения тел умерших в богадельне. В подвальном этаже располагались многочисленные хозяйственные службы учреждения – цейхгауз, кладовая, котельная, кухня и прочее. В первом этаже специальные комнаты рядом с церковью отводились под ризницу, кладовую церковных вещей. Посещать службы могли не только призреваемые, но и окрестные жители. Для этого архитектор спроектировал отдельный вход с улицы. Призреваемые в богадельне входили в храм из общего коридора.
Внутреннее убранство церкви отличалось особой пышностью. В исполнении росписи стен принимали участие художники Пашковы. Двухъярусный иконостас был из дерева и покрыт позолотой. Алтарная часть отделялась от основного объема кирпичной стеной с рельефными каменными панно на евангельские темы. Обилие света давали большие полукруглые окна, расположенные в два яруса по западному и восточному фасадам. Свидетельство М.И. Макарова, современника еще действующей домовой церкви при Третьяковской богадельне, позволяет предположить, что «небеси подобный храм» всегда был наполнен молящимися.
Судьба церкви трагична. Ее утратили в начале 1960-х годов, когда в связи с необходимостью расширения клиник Института хирургии имени А.В. Вишневского АМН СССР, была уничтожена большая часть храма, мешавшая возведению нового корпуса. Сохранился лишь его небольшой фрагмент, который ранее отводился для участия в службах больных. В настоящее время эта часть церкви выполняет функцию перехода из старого здания в новое. Уцелели два фонарика – эркера, обрамлявшие здание церкви с востока и запада. Почти не изменился авторский декор С.У. Соловьева на фасаде здания. Некоторые перепланировки коснулись других помещений богадельни.
Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".