ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Москва. Церковь Климента, папы Римского.


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения, Николая Чудотворца, "Знамение" иконы Божией Матери, Рождества Пресвятой Богородицы, Вознесения Господня, Климента, папы Римского, "Неопалимая Купина" иконы Божией Матери, Петра Александрийского
Архитектурные стили:Барокко, Елизаветинское барокко
Год постройки:Между 1762 и 1774.
Архитектор:П.А. Трезини (?)
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 28/7

Координаты:55.7407, 37.62732
Проезд:станции метро "Новокузнецкая" (выход № 1) и "Третьяковская" (выход № 2)


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
KONDORFOTO
20 марта 2020
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Flash rockin' man
1 января 2015
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
23 декабря 2013
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Олег Матвеев
5 августа 2012
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
evg.izmailov
22 марта 2012
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
oldboy
5 июля 2020
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
15 января 2016
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
23 декабря 2013
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
23 декабря 2013
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
13 октября 2013
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
г.Москва. Церковь Климента, папы Римского (Спаса Преображения),вид из Климентовского переулка,северо-западная сторона.Автор фотографии Виктор Скалдин.
Скалдин Виктор
19 декабря 2009
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
15 сентября 2006
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Чупринин Михаил
19 марта 2006
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Чупринин Михаил
30 октября 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 марта 2003
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Андрей Агафонов
1 декабря 1986
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
21 декабря 2016
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
12 августа 2012
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
12 ноября 2011
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фрагмент восточного фасада
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Окно второго этажа восточного фасада
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
17 апреля 2010
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Иванов Дмитрий
4 апреля 2008
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Олег Гусаров
27 мая 2005
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Интерьер нижнего храма.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
6 ноября 2019
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Свод главного купола и иконостас
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Сергей Строна
29 июня 2014
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
вид на врата со стороны храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
12 ноября 2011
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
построили новые святые врата
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Екатерина
12 ноября 2011
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
фото с сайта pastvu.com
Андрей Агафонов
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1931 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1882 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1920-30 х годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1906 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1930-х гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1920-30-х .годов.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Фото с сайта moscowsteps.com Фото начала 20-го века.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Церковь Климента, папы Римского - Москва - Центральный административный округ (ЦАО) - г. Москва
Арсений Тюпин
6 сентября 2019




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Анонимный участник,  6 ноября 2005

Священномученик Климент Папа Римский Православный - святой первого века, ученик святого первоверховного апостола Петра; учитель церкви, сосланный в Крым и принявший там мученичество за Христа в 102 году. В 1762 году было начато строительство современного здания храма (большой семипристольный собор); первое упоминание о храме в княжеских грамотах XIV века. С 1934 года храм закрыт под книгохранилище обменно-резервного фонда Российской Государственной библиотеки. Стиль - барокко.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  20 июля 2013

Крупнейший храм в Замоскворечье. Впервые упомянут в письменных источниках под этим именем в 1612 году, в связи с событиями Московской битвы между русскими ополченцами и польским-литовским войском гетмана Ходкевича. 24 августа 1612 года у «острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского» развернулись тяжелые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боев, когда войска гетмана захватили острог и церковь св. Климента, св. Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога.

Первый каменный храм на этом месте датирован 1657 годом; в 1662 году у него было уже три придела. Храм был перестроен в 1720 году, затем в 1756—58 годах к нему добавили трапезную и колокольню с Климентовским и Неопалимовским приделами. Архитектором мог быть, предположительно, К. Бланк или А.П. Евлашов. В 1762 прихожане получили разрешение на слом главного объёма старого храма, и к 1769 на средства купца 1-й гильдии К.М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. Авторство постройки не установлено; предположительно, его выстроил И.Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин,  14 октября 2013

Свято-Климентовский храм построен в районе, издревле именуемым Заречьем, или Замосковьем. Отсюда Большая улица и Ордынская дорога вели в Золотую Орду. Здесь проживали «толмачи» — переводчики и «ордынцы» — исполнители воли великого московского князя в Орде. Сюда, преодолев моря и реки, привозили свои товары иноземные купцы — «гости». Возможно, на рубеже XV — XVI вв. они и основали у так называемого замосковского Ленивого торжка церковь в честь Климента Римского, чтобы возносить в ней молитвы священномученику — покровителю всех жаждущих света истинной веры Христовой и путешествующих по водам. С середины XVI в., во время царствования Иоанна Грозного, по линии нынешнего Климентовского переулка селились стрельцы. Видимо, в центре их зареченской слободы располагался Свято-Климентовский храм. Уже на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» 1597 г., обозначена деревянная Климентовская церковь. Ее же мы встречаем на последующих планах — «Сигизмундове» 1610 г., Олеария 1636 г., Мериана 1643 г. и других.

В период Смутного времени сражение 24 августа 1612 г. у Климентовского острожка стало тогда для России символом «крепкостоятельства» и мужества православных воинов. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков, здесь, по небесной молитве замученного в феврале 1612 г. патриарха Гермогена, произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского. Как писал инок Авраамий Палицын, «рустии полцы… на бегство устремишяся; тако же и пешие вси, ров покинувшие, побегошя и острог у святаго Климента покинули, из града же вышедшее, литовские люди в том острошки сели и знамяна на церкви поставили и запасы многие в тот острог ввезошя, яко никоме же им возбраняющу». Однако отступившие казаки, не дожидаясь приказа, штурмовали Климентовский городок и, уничтожив вражеский гарнизон, овладели им. Отец Авраамий, посланный Д.М. Пожарским для воодушевления воинов, нашел их уже поправшими неприятеля и готовыми далее «вси умрети, а не победивше врагов своих никако же не возвратитися». И хотя полную победу еще предстояло завоевать тяжкими ратными подвигами, бои у церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, явили веру «непоколебимо» сражавшегося русского ополчения в независимость Родины. Автор «Краткого исторического описания московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» отметил, что «сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России», а сам храм, как свидетель этого важного события, приобрел «особое историческое значение для Отечества». Таким образом, священномученика Климента Римского, наравне с чудотворной Казанской иконой Божией Матери, можно считать Небесным заступником русской армии. После подписания в 1618 г. перемирия между Россией и Польшей завершилось опустошительное «лихолетье» и началось постепенное восстановление мирной жизни. «Московская разруха» оставила только выжженное поле в еще недавно процветавшем Климентовском острожке. Всего около двух тысяч стрельцов вернулось на родное пепелище. Все приходилось начинать сначала. И по православной традиции первым делом взялись, помолясь, за восстановление своего приходского Свято-Климентовского храма с погостом. Впервые он упоминается под 1625 г. в «Ружных книг» Патриаршего Казенного приказа. По-видимому, главный его престол изначально был посвящен священномученикам Клименту, папе Римскому, и Петру Александрийскому. Однако церковь традиционно величали Климентовской. Во второй половине XVII в., когда к этому храму пристроили более обширный — Знаменский, с приделом в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, его иногда называли Знаменским.

В церковной ризнице хранилась древняя рукопись «Сказание о бывшем чудеси от святых икон Знамения Пресвятыя Богородицы и Святителя Николая». В этом списке второй половины XVIII века повествовалось о думном дьяке Александре Степановиче Дурове († 1671), которого в 1636 г. оклеветанного пред царем Михаилом Федоровичем, обвинили в измене и осудили на смертную казнь. Горячая молитва царского слуги перед иконами Богородицы и святителя Николая оказалась услышанной «на небесех». Предстательством Пресвятой Девы и угодника Божия Николая царь вернул Дурову все надлежащие ему привилегии, наделил вотчинами и наградой из царской казны. В память о своем спасении и в назидание будущим поколениям чиновник «устроил» на месте своего дома каменную церковь, украсив ее «всяким благолепием», передав туда обе намоленные чудотворные иконы. К образу святителя Николая был прикреплен серебряный ковчежец в виде панагии с частицами многих святых мощей, «означенных вырезанными буквами на крышке этого ковчежца». Таким образом, зафиксированная в «Ружных книгах» под 1662 г. новая церковь «у Климента» и есть обетный Знаменский храм Дурова. Из чертежа 1789 г. следует, что был он небольшого размера, с трехчастным алтарем. Южный Никольский придел имел свою алтарную апсиду, за которой располагался погост, а далее — дворы причта. По причине нищенского содержания, поступавшего от малочисленных прихожан обеих церквей, их окормлял один и тот же клир. Священствовал тогда отец Варфоломей Леонтьев, участник Ливонского похода. После того как в 1698 г. император Петр I окончательно расправился со стрельцами, жизнь в Замоскворечье навсегда переменилась. Теперь здесь главенствовали купцы, и церкви строились уже их иждивением. Из документов известно, что в 1730 г., «по челобитью» отца Симеона Васильева, бывшего настоятелем с 1720-х по 1762 г., появился указ, дозволявший в Знаменской церкви «старый свод разобрав поднять в вышину и построить вновь, также и престол в той же церкви сделать посреди алтаря понеже оный престол стоял к одной стороне». В 1738 г. в храм был поставлен викарный священник Артемий Трофимов, ежедневно служивший раннюю литургию в приделе священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского. В апреле 1756 г. отец Симеон с «приходцкими людьми» в поданном в Московскую Духовную консисторию прошении отмечал, что «придел и трапеза от давних лет пришли в ветхость, отчего службу Божию исполнять весьма небезопасности, чего ради желаем мы вновь перестроить… на том же месте и в тоже наименование». После того, как осмотревший трапезный храм благочинный Замоскворецкого сорока засвидетельствовал его «ветхость и безнадежность», последовал синодальный указ, разрешавший строительство. Все расходы принял за себя богатейший предприниматель коллежский асессор Козьма Матвеевич Матвеев (около 1707 — 1775) — подлинный благодетель Свято-Климентовского храма, в приходе которого этот именитый московский купец имел огромную усадьбу (ныне дом № 31 по Пятницкой улице). К тому же Матвеев обладал художественным вкусом и был связан с Императорской Академией художеств. В 1862 г. в газете «Московские ведомости» Р. Игнатьев опубликовал статью, в которой утверждал, что строителем и благодетелем Свято-Климентовского храма являлся видный дипломат и государственный деятель А.П. Бестужев-Рюмин. К сожалению, это повествование, не подтвержденное никакими документальными свидетельствами, подхватили современные исследователи. Причем, они игнорировали вышедшее еще в 1863 г. в газете «Наше время» опровержение статьи Игнатьева, основанное на данных архива Московской Духовной консистории и впервые достаточно полно излагающее историю строительства церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Кстати, в упомянутом выше ее «Кратком историческом описании», изданном в 1904 г., автор, а им, видимо, являлся настоятель А.С. Парусников, нет ни слова о великом канцлере Бестужеве-Рюмине.

В феврале 1758 г. осмотревший возведенные храмовые строения член Московской Духовной консистории протопоп Рождественского собора Иаков Григорьев заявлял, что при церкви Знамения Пресвятой Богородицы новая трапезная имеет два придела: южный «Климонта Папы Римского», северный — во имя иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина», «в которых и престолы устроены в указную меру, также образами и всем церковным благолепием оные приделы украшены и одежды на престоле и на жертвенниках в готовности и сосуды церковные устроены, и ко освящению их совсем приготовлены». Тогда же были получены новые антиминсы. 14 февраля 1758 г. митрополит Московский и Севский Тимофей (Щербацкий, † 1767) освятил Свято-Климентовский придел.Сдержанный внешний вид древней Знаменской церкви, вероятно, определил компактность новой трапезной и колокольни, архитектурное решение которых соответствовало нормам московской зодчества середины XVIII века. По московской традиции, автором проекта трапезной и колокольни считается архитектор А.П.Евлашев. В мае 1762 г. «доброхотный и боголюбивый вкладчик» К.М. Матвеев обратился к Московскому митрополиту Тимофею с прошением, в котором выражал желание вместо «настоящей каменной церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы» вновь на том же месте «обширную каменную своим коштом разобрав построить». Скоро последовавший указ Московской Духовной консистории позволял купцу «то строение производить в силу правил святых отец, и престолы устроить в указную меру, и построя убрать иконостасами и святыми иконами и протчим церковным благолепием украсить и всею церковною утварью удовольствовать неоскудно». Строительство продолжалось восемь лет. В 1762 г. в Климентовскую церковь поступил новый священник отец Петр Федоров — вместо отца Симеона Васильева, пришедшего «в великую старость и крайнюю слабость».В мае 1770 г. отец Петр и Козьма Матвеев оповестили Московскую Духовную консисторию, что «предписанная-де церковь на том же месте каменная обширным строением и внутри иконостасами совсем окончена».

Архиепископ Московский и Калужский Амвросий (Зертис-Каменский, † 1771) благословил освятить новый обширный престол во имя Преображения Господня. Приделы же посвятить Знамению Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. На хорах «два придела учинить… поставкою иконостаса со святыми иконами во имя Вознесения Господня да Рождества Богородицы и все пять престолов на выданных на атласе антиминсах освятить дозволить». Чин освящения главного престола в честь Преображения Господня совершил Московский архипастырь Амвросий в Духов день, 24 мая 1770 г. Расположенный справа от него Никольский придел был освящен 11 июня, левый, Знаменский, — 25 августа. Богородице-Рождественский придел слева на хорах освятили 7 сентября. А придел во имя Вознесения Господня, по неясным причинам, был освящен только через несколько лет — 28 мая 1774 г.В 1770 г. Матвеев пожертвовал храму большой колокол. Еще одним колоколом храм обзавелся через 12 лет. Всего колоколов насчитывалось восемь. Итак, по главному престолу новый храм стал именоваться Преображенским. Но даже в официальных документах гораздо чаще встречается его древнее, исконное название — Климентовский. Он стал украшением не только Замоскворечья, но и всей древней столицы. По описи, проведенной в 1770 — 1771 гг., уникальное творение неизвестного зодчего оказалось в числе пяти «наилучших во всей Москве» храмов. Действительно, его совершенное здание свидетельствует о незаурядном даровании автора проекта, который приписывали Ф.Б. Растрелли, А.П. Евлашеву, С.И. Чевакинскому, И.Ф. Мичурину, И.П. Жеребцову, И.Я. Яковлеву. Наиболее убедительным кажется предположение об участии итальянского архитектора П.А. Трезини в разработке проекта замоскворецкой святыни, воплощенного позднее московскими архитекторами. Вспомним, сколько церквей кануло в Лету, а барочный пятиглавый соборный храм во имя священномученика Климента, папы Римского, сохранил даже свой неповторимый интерьер. В описи церковного имущества 1817 г. отмечено: «Иконостас весь резной с колоннами самого лучшаго художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии Художеств». Он великолепно сработан, оригинален по композиции и отличается совершенной деревянной резьбой. В церковной ризнице хранились уникальной работы хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплетах (самая ранняя — Евангелие 1654 года, московской печати), а также высокохудожественные предметы церковной утвари — паникадила, подсвечники, сосуды. Но подлинным шедевром являлась напрестольная резная сень в виде балдахина на восьми витых колонках — редчайший образец барочного декоративно-прикладного искусства. Ныне сень хранится в Донском монастыре как экспонат Научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева. Высокое мастерство исполнения присуще также храмовым скульптурам и иконам. В архивных источниках особо отмечались иконы старого письма, относящиеся к XVI в. и бывшие, вероятно, еще в древнем разобранном храме: «Живоначальная Троица», «Успение», «Благовещение», «Покров», «Святители Петр, Алексий, Ион, Московские и всея России чудотворцы», «Святой апостол и евангелист Лука», «Моденский» образ Божией Матери. Икона священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского XVI в. имела ковчежец с частицами их нетленных мощей. Прикрепленные к доске этого образа три креста содержали более чем тридцать частиц святых мощей.

Авторы путеводителя «По Москве» 1917 г. писали: «Издали, на фоне Замоскворечья, и вблизи храм с пятью его куполами производит одинаково сильное впечатление своей спокойной красивой громадой. Очень хороши окна второго этажа и идущая поверх здания ажурная железная решетка тонкого рисунка». Даже в советское безбожное время никто не мог остаться равнодушным к грандиозной и величественной красоте пятиглавой церкви во имя священномученика Климента, папы Римского. Удивляла ее оригинальная и изысканная ограда сложной конфигурации. Выдающимся явлением русской архитектуры эпохи барокко был признан входной храмовый павильон, который являлся одновременно и Святыми вратами, и «прикладезным» строением над святым источником. К сожалению, этот уникальный памятник московского зодчества снесли во второй половине 1930-х гг. Вдоль южной границы участка Свято-Климентовского храма благодеянием Козьмы Матвеева были возведены богадельня, дома для духовенства и церковнослужителей, а также доходный дом, который причт сдавал внаймы. Разумеется, эти здания перестраивались и реконструировались. До сих пор они сохранились, и хорошо просматриваются в фасадах многоэтажных домов, выходящих на церковный двор. Служители Свято-Климентовского храма получали от К.М. Матвеева небольшое жалованье, а викарных священников Иоанна Семенова и Матфея Федорова он полностью содержал на свой кошт. Заведенного порядка придерживалась и вдова именитого благодетеля. В 1783 г. она пожертвовала деньги на первые ремонтные работы в церкви, пострадавшей от катастрофической силы наводнения. Тогда указом Московской Духовной консистории дозволялось «исправление прописанных в Климентовской церкви ветхостей», «приделные иконостасы попрежнему возобновить», во всей церкви перестлать и повысить пол, выбелить стены, починить купольный крест. Разрешалось также выдать новый антиминс в Неопалимовский придел взамен износившегося. Впрочем, приход великолепной и огромной Свято-Климентовской церкви на протяжении всей ее истории оставался малочисленным и бедным. Причт не справлялся с необходимостью постоянно поддерживать в благолепии уникальное храмовое убранство. Только однажды в архивном документе встречается упоминание, что «вся означенная церковь находилась в твердости, утварью довольна и внутри все исправно». Чаще, буквально из года в год, появлялись записи, типа: «Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились». Церковные ведомости постоянно фиксировали «посредственное» содержание Климентовских церковнослужителей. На их бедственное положение в 1853 г. откликнулся митрополит Московский Филарет (Дроздов, † 1867), по резолюции которого замоскворецкому храму было выделено пособие в размере 300 рублей. С 1786 по 1795 гг. настоятелем церкви во имя священномученика Климента Римского служил отец Антипа Иванов, ставший впоследствии ключарем Кремлевского Успенского собора. На его место определили священника Иоанна Васильева, и длительное время он заботливо окормлял прихожан храма.

После пожара 1812 г. в Свято-Климентовской церкви оказалась «крыша повреждена, а внутри цела. Иконостасы и святыя иконы невредимы во всех приделах. Два престола с антиминсами и два жертвенника на своих местах и нечем невредимы. Утварь церковная вся похищена. Книги церковныя имеются… Священнослужители все налицо… Церковной суммы находилось 200 руб. медно, из которых в наличности находится только 22 руб., а прочая вся разграблена… домов священно и церковнослужительских… шесть, церковные три и собственные деревянные три, все сгорели». Огонь не пощадил все приходские дворы, которые заново отстраивались на деньги, частично выделенные Святейшим Синодом. В 1813 г. благодаря пожертвованиям дворян Костромской губернии был восстановлен Свято-Климентовский придел в теплой трапезной.В прошении отца Иоанна Васильева 1814 г. сказано, что «настоящая холодная Преображения Господня церковь после неприятеля еще и доселе не освящена и святого антиминса нет». Его выдали храму «по архипастырской резолюции» 11 июля, а 8 сентября совершился чин освящения Богородице-Рождественского и Никольского приделов с возложением на их престолы новых антиминсов. Через 4 года был освящен Знаменский придел. В 1819 г. в церкви заменили ветхие образа и для теплой трапезной изготовили два новых одинаковых иконостаса взамен обветшавших. В возрождении принадлежащих храму зданий принимали участие и ее прихожане, и благотворители, однажды восхитившиеся красотой церкви. В 1830 г. был произведен Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, к Климентовской церкви во священника выпускник Московской Славяно-греко-латинской академии отец Алексей Добронравов, впоследствии получивший за участие в Крымской войне 1853 — 1856 гг. наперсный бронзовый крест на Владимирской ленте. Во второй половине XIX в. благосостояние Климентовского храма улучшилось. Его счет пополнялся государственными пятипроцентными банковскими билетами Восточного займа, поступавшими от жертвователей. Большой вклад в церковную казну внесло купеческое семейство Куниных, особенно после того, как в 1886 г. церковным старостой стал С.А. Кунин. В 1880-х гг., при настоятеле протоиерее Николае Тольском, содержание причта определялось уже как «достаточное».

В 1882 г. на деньги, завещанные Свято-Климентовскому храму на поминовение «купеческой женой Куниной», напротив его южного крыльца построили двухэтажный каменный дом для причта, просвирни и женской богадельни на 6 человек. Однако средств катастрофически не хватало на необходимые ремонтные работы в сыром и холодном храме, где даже в летние месяцы богослужения проходили «не без опасности для здоровья молящихся и причта». Лишь в конце 1890-х гг., когда настоятельствовал в Свято-Климентовской церкви протоиерей А.С. Парусников, а старостой был А.В. Максимов, «человек в высшей степени деятельный, энергичный», появилась финансовая возможность для проведения ремонта. Им удалось заручиться поддержкой известной московской благотворительницы Е.С. Ляминой, вдовы городского головы, купца 1-й гильдии И.А. Лямина, давшей сто тысяч рублей для предстоящего храмового обновления. Руководил реставрацией известный московский архитектор А.А. Латков. Он провел капитальные работы очень быстро и качественно. «Ничто из остатков старины не пострадало, благодаря заботам настоятеля о. Парусникова и любовному отношению к древностям храма старосты г. Максимова», — отмечали взыскательные специалисты Императорской Археологической комиссии. Старый чугунный пол заменили метлахской плиткой, изготовили новые оконные рамы и колоды, переделали двери, исправили штукатурку, что позволило впервые расписать стены «в строгом соответствии с общим стилем храма». Тогда произвели реставрацию всех икон, «согласно с тем, как они были написаны первоначально», и, возобновили позолоту иконостаса, напрестольной сени и всех киот для икон, «под непременным условием сохранения стиля его и рисунка резьбы и орнаментации в неизменно первоначальном виде». Устроенное в Свято-Климентовской церкви паровое отопление позволило проводить богослужения ежедневно.17 сентября 1900 г. возобновленный храм освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский, † 1918, причислен к лику новомучеников). Действующее с начала XX в. при церкви приходское попечительство старательно изыскивало возможности для увеличения ее доходов. Так, в 1901 г. к дому, возведенному в 1882 г., с востока пристроили узкий трехэтажный корпус, торцом к Пятницкой улице. В этом доходном доме, помимо всякого рода торговых, кустарных «заведений» и квартир, на первом этаже открыли церковно-приходскую школу.

В 1915 г., когда в Свято-Климнтовском храме полностью прогнила крыша, и, несмотря на целые стропила, началась довольно сильная течь, ремонт вновь стал неизбежен. С позволения Московской Духовной консистории и Императорского Археологического общества была перекрыта заново вся кровля главной Преображенской церкви, «но без… изменения прежнего вида ея и цвета окраски». Документальные свидетельства об этом ремонте — последнее, что известно о жизни храма накануне советской эпохи.

http://www.klement.ru/about-the-temple/the-history-of-the-church-in-the-name-of-the-priestmartyr-clement-pope-of-rome/


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  8 июля 2020

В столичном Замоскворечье есть удивительный по своей красоте и истории создания храм. Многие специалисты не раз отмечали, что "монументальный размах сочетается в нём с богатой декоративной фантазией". Речь идёт о храме во имя священномученика Климента, папы Римского.

Впервые церковь упоминается под этим названием в 1612 году. В том документе речь идёт о сражении между нашими ополченцами и войсками Ходкевича. В книге Г. Н. Бибикова "Бои русского народного ополчения с польскими интервентами 22-24 августа 1612 года" (Исторические записки, Москва, 1950) рассказывается о том, что у "острожка (Климентьевский острог), что был у Климента Папы Римского", развернулись тяжёлые бои между казаками, оборонявшими острог, и пехотой гетмана Ходкевича. Во время этих боёв, когда войска гетмана захватили острог и церковь святого Климента, Авраамий (Палицын) совершил один из своих подвигов, остановив отступление казаков из острога. Как писал святитель Авраамий, "казаки, убо которые от Климента святаго из острожка выбегли, и озревшися на острог святаго Климента, видеша на церкви литовские знамена... зело умилишася и воздохнувше и прослезившеся к Богу, - мало бе их числом, - и тако возвращеся и устремишася единодушно ко острогу приступили, и вземше его". Первый же каменный храм на том месте был поставлен, очевидно, в 1657 году, а пятью годами позже перестроен с тремя приделами - Преображенским, Знаменским и Никольским. Эти работы осуществились чаяниями думного дьяка Александра Степановича Дурова, по преданию, в честь своего чудесного спасения от царского неправедного гнева.

Новые перестройки происходили в 1720 году, после - в 50-е годы ХVIII века. Тогда у церкви появились трапезная и колокольня. А в начале 1760-х годов приходу дозволили снести главный объём храма и возвести новый. Деньги на него выделил купец Козьма Матвеев. Известно, что он был человеком весьма богатым, поскольку ему принадлежала монополия на сбор налогов сначала в Нижнем Новгороде, а потом и на сбор налога на табачные изделия по всей империи. Кроме того, он владел достаточно крупным винокуренным заводом, а также участвовал в развитии ряда суконных и металлургических предприятий. На тему, кому принадлежит "авторство" этого великолепного пятиглавого барочного храма, разгорелись жаркие споры. В монументальном исследовательском труде Татьяны Дудиной и Натальи Мерзлютиной "Храм Климента папы Римского в Замоскворечье" (Москва, 2018) отмечается, что "первым претендентом на авторство" был Франческо Бартоломео Расстрелли. Однако сам архитектор не упоминает Климентовский храм в своей "Полной реляции". Другие исследователи приписывают церковь Климента, Папы Римского, московскому зодчему Алексею Петровичу Евлашеву, ученику Расстрелли. Третьи специалисты в области русской архитектуры считали, что "Климент" выстроен скорее в духе петербургской архитектуры. Четвёртые склонялись к авторству, например, И. Ф. Мичурина, К. И. Бланка, П. А. Трезини или кого-то из его учеников. В мае 1770 года Козьма Матвеев сообщил консистории, что "предписанная-де церковь на том же месте каменная обширным строением и внутри иконостасами совсем окончена". Чин освящения главного придела - в честь Преображения Господня - совершили 24 мая 1770 года. Однако во всех документах храм всё равно продолжили именовать Климентовским. В том же году Матвеев подарил храму большой колокол. Всего же на храмовой звоннице их насчитывалось восемь.

Интересны сохранившиеся описи церковного имущества. Из них, например, узнаём, что "иконостас весь резной с колоннами самого лучшего художества весь позлащен червонным золотом. Нижний ярус: местные иконы писаны самыми лучшими художниками на кипарисе, вообще и весь иконостас писан при Императорской Академии художеств". В ризнице также хранились уникальные хоругви, напрестольные кресты, книги в драгоценных переплётах, дорогая утварь. Однако подлинным шедевром эксперты называют напрестольную резную сень в виде балдахина на восьми витых колонках. Её называют редчайшим образцом барочного декоративно прикладного искусства. Сейчас она хранится в Донском монастыре. Однако, несмотря на всё своё великолепие, Климентовский храм был... достаточно бедным. Его приход был малочисленным и бедным. Причт в одиночку не мог поддерживать роскошную церковь в должном состоянии.

Из года в год можно встретить такие архивные записи: "Зданием каменная, многия имеет ветхости, а имянно крыши как на холодной и на теплой церкви во многих местах проржавели. Четыре главы облиняли и ржавеют, снаружи штукатурка во многих местах обвалилась, паперть и ограда кругом всей церкви обветшали, в холодной церкви многие рамы от долговременности повредились". А в церковных ведомостях то и дело речь шла о "посредственном" содержании климентовских церковнослужителей. Здание Климентовской церкви несколько пострадало во время пожара 1812 года - у него обгорела крыша. Внутри же церковь и её убранство уцелели. Иконы, утварь, антиминсы, жертвенники, книги повреждены не были. Правда, существенная часть наличных денег оказалась украдена. Также сгорели все принадлежавшие храму дома. Их строительство, а также ремонт церкви были осуществлены на средства, выделенные Священным Синодом, а также пожертвованные костромскими дворянами. Вместе с тем в архивах хранится прошение священника Климентовского храма отца Иоанна Васильева, из которого следует, что в 1814 году "холодная Преображения Господня церковь после неприятеля ещё... не освящена, святого антиминса нет". Поэтому вскоре святыня была получена, и два придела - Никольский и Богородицерождественский - освящены. Четырьмя годами позже переосвятили и Знаменский придел, а в 1819-м на средства прихожан написали для храма несколько новых образов и изготовили два иконостаса для тёплой трапезной.

Во второй половине столетия положение Климентовского храма стало улучшаться. Жертвователи не жалели средств на его содержание. Особенной щедростью отличалась семья старосты - купца С. А. Кунина. На её средства, например, в 1882 году возвели причт, просвирню и женскую богадельню. Однако на ремонт всё равно денег не оставалось - в церкви царили сырость и холод, в документах отмечалось, что служить в ней стало небезопасно "для здоровья молящихся и причта". Лишь к концу столетия тогдашним настоятелю и старосте удалось договориться с вдовой городского головы о выделении средств на обновление церкви. Реставрационные работы возглавил московский архитектор А. А. Латков. Капитальный ремонт был проведён быстро и качественно, хотя объём работ был огромный: надо было поменять старый чугунный пол, вставить новые окна, переделать двери, поновить штукатурку, расписать стены "в строгом соответствии с общим стилем храма". Тогда же привели в порядок все иконы, "согласно с тем, как они были написаны первоначально", заново вызолотили иконостас, сени и киоты. Кроме того, в храм, наконец, провели паровое отопление. В итоге эксперты Императорской археологической комиссии постановили: "Ничто из остатков старины не пострадало, благодаря заботам настоятеля о. Парусникова и любовному отношению к древностям храма старосты г. Максимова". В сентябре 1900 года возобновлённый храм освятили. Через год к дому постройки 1882 года для увеличения доходов храма пристроили трёхэтажный корпус, в котором выделили место для торговых лавок, кустарных "заведений" и квартир. На первом этаже открыли приходскую школу. Но за 15 лет ХХ века Свято-Климентовский храм снова начал ветшать: его крыша полностью прогнила и начала течь. В результате пришлось испрашивать разрешение на новый ремонт у Московской духовной консистории и Императорского Русского археологического общества. "Добро" было получено, после чего заново перекрыли всю кровлю, "но без... изменения прежнего вида ея и цвета окраски". А потом началась новая эпоха.

После революции храм Священномученика Климента, Папы Римского, одним из первых получил статус памятника архитектуры. Эксперты комиссии по охране памятников искусства и старины тщательнейшим образом составили опись всех находившихся в церкви икон. Тем не менее статус памятника архитектуры не смог уберечь Климентовский храм от варварского разграбления после декрета об изъятии церковных ценностей. У одной из пилястр даже отломили кусок мрамора! Общий вес вынесенного "для передачи в фонд помощи голодающим" составил почти 55 килограммов! Оставили лишь самое необходимое для богослужений, а также всё, что было выполнено из "простых" металлов. Иконы, к счастью, не тронули. В 1925 году настоятелем храма стал протоиерей Михаил Голунов. В храме во имя священномученика Климента отец Михаил основал замечательный хор, слава о котором "гремела" по всей Москве. Также батюшка провёл в храме небольшой ремонт: при том, что денег на культовые учреждения государство не выделяло, главы покрыли белилами, а купола и крыши - медянкой. Работу принимали сотрудники Мосгубмузея, и в своей докладной записке они отметили, что "состояние куполов и глав удовлетворительное.

К концу 1920-х годов начались первые нападки на Климентовскую церковь. С неё стали требовать отчётов о расходах, расположенный по соседству дом, между прочим, бывший церковный, отказался давать храму воду для поливки территории (своего водопровода у церкви не было). Более того, в начале 1930-х был составлен паспорт на Климентовский храм, в котором, в частности, указывалось, что его можно использовать "под культурное учреждение вроде архива, библиотеки и т.п. с обязательным сохранением внешнего облика и внутреннего убранства главного храма, как памятника единственного для показания генезиса перехода от Расстрелиевской, Бланковской эпохи к эпохе классицизма". Несмотря ни на какие аргументы, Мособлисполком вознамерился всё-таки закрыть храм, но за него вступилась община. Прихожане обратились в вышестоящие органы власти с заявлением, в котором подробно обосновали необходимость оставить храм за ними. И власти пошли им навстречу. Однако количество претендентов на церковное здание множилось - то его хотел заполучить себе музей Бахрушина, то фабрика "Парижская коммуна", то Центральная книжная палата, то завод "Богатырь". Одно время речь даже шла о сносе уникальной церкви. Но тут уже на его защиту встал сектор науки Наркомпроса. Говорят также, что храм отстоял лично Климент Ворошилов, мол, он очень почитал своего небесного покровителя. Однако на храм продолжали покушаться. Постепенно он лишился своей решётки, которая, к слову, тоже состояла на охране. Потом павильон у Святых ворот превратили в торговый киоск и застроили торговыми палатками, где можно было купить сладости, квас, табачные изделия. Со временем на церковное здание стала претендовать Третьяковская галерея, однако его было решено передать библиотеке им. Ленина. Летом 1934 года в приделах уже возводили стеллажи для книжных фондов. Со временем устроили подъёмники и даже проложили монорельс для вагонетки. И это при том, что согласно всем документам, "Ленинка" была обязана нести "ответственность за целостность, сохранность, исправное архитектурно-художественное состояние".

Церковь же, меж тем, ветшала. Её реставрацией никто не занимался, под тяжестью стеллажей грозил обрушиться иконостас. В самом начале войны очередная комиссия постановила разобрать стеллажи, книги сложить на полу, а также заложить книгами иконостас для того, чтобы хоть как-то обеспечить его сохранность. После войны состояние Климентовского храма оказалось просто удручающим. В 1948 году была проведена некоторая реставрация церковного здания - заменили кровлю, покрасили фасады, кое-где восстановили лепнину и фрагменты ограды. В 1990-е годы городские власти разработали проект реконструкции Климентовского переулка, он включал и реставрацию храма для последующего его превращения в концертный зал. Слава Богу, до этого так и не дошло. Лишь в 2002 году, после назначения настоятелем Клементовского храма священника Леонида Калинина, начали предприниматься усилия по приведению церкви в порядок.

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №399, ООО "Де Агостини", 2020


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  8 июля 2020

Архитектурный стиль, господствовавший в парадной архитектуре времён правления императрицы Елизаветы Петровны, называют елизаветинское барокко. Это "барокко, возведённое в абсолют", с максимальным воплощением его характерных черт: пышности и сложной пластики форм, архитектонической динамики, широкого использования лепнины и скульптуры. Всё это мы в полной мере наблюдаем в Климентовской церкви. У елизаветинского барокко смешанное происхождение. Его крупнейший мастер, он же законодатель моды Бартоломео Франческо Растрелли, сумел объединить любезные сердцу императрицы Елизаветы Петровны европейские размах и роскошь с привычными русскому человеку элементами московского ("нарышкинского") барокко. Применительно к храмовой архитектуре речь идёт о самых сутьевых вещах. На смену не прижившимся на отечественной почве прямым и вогнутым (т. н. Голландским) шпилям петровского барокко шли, точнее, возвращались "традиционные ценности", поданные в европеизированной обёртке: пятиглавое завершение, луковичные главы, четырёхстолпные объёмы, восходящие к старинным крестово-купольным церквям.

Пятиглавые храмы, где пятиглавие трактовалось как пять самостоятельных крупных объёмов - цилиндрических, четырёх- или восьмигранных, - завершённых куполом и луковичной главой, изменили облик Петербурга. Никольский Морской и Смольный собор, Благовещенский на Васильевском острове и Крестовоздвиженский на Лиговском проспекте храмы стали не только визитной карточкой стиля, но и своего рода "архитектурной пропагандой" Елизаветы: мажорный лад, помпезный декор и масштабный размах отражали сам дух молодой империи, подходящей к пику могущества. Однако в Москве за всё время правления Елизаветы был построен один такой храм. Елизаветинское барокко, безусловно, проявило себя в таких шедеврах, как Красные ворота, церковь Никиты Мученика на Басманной и других строениях. Но формы и пятиглавие Климентовского храма на Пятницкой для Москвы уникальны. Эстетика барокко наделяла храмовые постройки чертами светского сооружения. Четверик церкви напоминает дворец - двусветный, с нижним ярусом, выполняющим роль цоколя, что подчёркнуто крупной рустовкой; фасады равновеликие, северный и южный обогащены центральными ризалитами, украшенными коринфскими колоннами и завершёнными лепными картушами. Характерные для барокко горельефные головки ангелов, изображаемых в образе детей, - неоднократно повторяющийся элемент декоративного убранства порталов и наличников второго света и ротондальных объёмов пятиглавия. Крупные окна с криволинейными наличниками - также характерная черта стилистики барокко.

Массивное пятиглавие над четвериком - архитектонический акцент храма. Вынесенное над уровнем городской застройки, оно господствовало в панораме Замоскворечья того времени, поэтому архитектор придал куполу и боковым барабанам самостоятельное звучание. Их ротонды тесно собраны, визуально представая единым целым - своего рода "третьим этажом" над двусветным основным объёмом. В декоре повторены коринфские колонны. Купола параболические с высоким гуртом (рёбрами). Неотъемлемой частью храмового ансамбля специалисты называют ограду, окружающую Климентовскую церковь с трёх сторон. В Голиковский переулок выходит глухая каменная стенка с воротами, в Климентовский и на Пятницкую обращена прихотливая кованая решётка между часто поставленными пилонами, увенчанными белокаменными вазами. Климентовский храм имеет целых семь престолов - пять в основном объёме в два яруса (на уровне земли и хор), и два в трапезной. Главный престол освящён в честь праздника Преображения Господня. Четыре придельных престола основного объёма - в честь иконы Божией Матери "Знамение" (левый), во имя святителя Николая Чудотворца (правый), в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы (левый на хорах) и в честь праздника Вознесения Господня (правый на хорах). Заглавный престол, по которому он известен москвичам, - во имя священномученика Климента, папы Римского, - расположен непривычно, в трапезной; но такому расположению есть своё логичное объяснение. Престол находится на том самом месте, где с ХVI века была старая, ещё деревянная, Климентовская церковь. Это правый придел. Левый освящён во имя святителя Петра Александрийского. Трапезная часть храма вполне традиционна по компоновке и оформлению (за тем, конечно, исключением, что высококлассные и блестяще отреставрированные настенные росписи, лепнину и полы "вполне традиционными" не назовёшь). Арочные двери ведут в основной объём - и вот тут такая красота, что называется, дух захватывает.

Главное украшение интерьера - великолепный, сложный и оригинальный по композиции иконостас неизвестного авторства (но, несомненно, в его сооружении участвовал кто-то из Академии художеств). Согласно стилистике барокко, иконостас трактуется не просто как "восточная стена, отделяющая алтарь", а как важнейший и во многом самостоятельный элемент, активно формирующий внутреннее пространство храма. Уподобление фасада иконостаса некоему дворцовому сооружению, активное использование нехарактерной для православного храма скульптуры, богатейшая и тончайшая позолоченная деревянная резьба - всё это отражает обычный для барокко приём активного применения светских элементов в оформлении церкви. Иконостас чётко разделён на три яруса - нижний от уровня земли, средний от уровня хор и верхний - начинающийся чуть выше уровня импостов аркады хор и переходящий в центральную ротонду. Однако при естественном (не электрическом) осещении храма это чёткое членение размывается, иконостас предстаёт сложным, причудливым и даже каким-то загадочным сооружением. Верхний его ярус, увенчанный изображением Бога Отца, осиян светом из многочисленных широких окон ротонды. Её мощный барабан несут четыре столпа; по периметру здание с трёх сторон обтекают хоры, организующие пространство второго этажа в виде широкой и светлой обходной галереи. На оформление интерьеров и убранства Климентовского храма ушло три столетия. Так что неудивительно: когда оказываешься внутри храма, - от великолепия дух захватывает!

Из журнала: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №399, ООО "Де Агостини", 2020

Комментарии и обсуждение

Архитектор: предположительно, проект выполнил П.А.Трезини или кто-то из его учеников. (П.А.Трезини не мог быть непосредственным строителем храма, так как в 1751 году покинул Россию и уехал на родину).
27 ноября 2005, Игорь Демин.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.