ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Афон (Ἀθως). Лавра Святого Афанасия.

Лавра


Афон (Ἀθως). Лавра Святого Афанасия
Монастырь. Не действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Греция, Айон-Орос, Афон, Лавра Святого Афанасия

Координаты: 40.170831, 24.38305





Сортировка:

Лавра Святого Афанасия, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
17 мая 2009
Лавра Святого Афанасия, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
17 мая 2009
Лавра Святого Афанасия, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
17 мая 2009
Лавра Святого Афанасия, Крытая галерея собора<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Крытая галерея собора
Николай и Надежда Гусевы
22 сентября 2010
Лавра Святого Афанасия, Фреска собора<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Фреска собора
Николай и Надежда Гусевы
22 сентября 2010
Лавра Святого Афанасия, Источник Святого Афанасия недалеко от Лавры<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Источник Святого Афанасия недалеко от Лавры
Николай и Надежда Гусевы
19 сентября 2013
Лавра Святого Афанасия, Дорога к монастырю<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Дорога к монастырю
Николай и Надежда Гусевы
22 сентября 2010
Лавра Святого Афанасия, Исполины - деревья на территории монастыря<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Исполины - деревья на территории монастыря
Николай и Надежда Гусевы
22 сентября 2010
Лавра Святого Афанасия, Гостевой дом в монастыре<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Гостевой дом в монастыре
Николай и Надежда Гусевы
22 сентября 2010
Лавра Святого Афанасия, Порта (ворота)<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Порта (ворота)
Николай и Надежда Гусевы
22 сентября 2010
Лавра Святого Афанасия, Крест - граница Карулей<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Крест - граница Карулей
Николай и Надежда Гусевы
22 сентября 2010
Лавра Святого Афанасия, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
17 мая 2009
Лавра Святого Афанасия, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1914
Лавра Святого Афанасия, Фото из журнала "Зодчий"<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1914
Лавра Святого Афанасия, Рис. из журнала "Нива"<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1892
Лавра Святого Афанасия, Рис. из журнала "Нива"<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1892
Лавра Святого Афанасия, Рис. из журнала "Нива"<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1892
Лавра Святого Афанасия, Рис. из журнала "Нива"<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1892



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Виктор Захаров
 
Виктор Захаров  18 ноября 2016

Лавра прп. Афанасия Афонского - первенствующий и самый крупный монастырь на Святой Горе, построенный на руинах античного города «Акроафос», находится на небольшом плато на юго-востоке полуострова недалеко от моря. Обитель была основана в X веке прп. Афанасием, наиболее почитаемым афонским святым. Архитектурный ансамбль обители был сооружён на пожертвования византийских императоров Никифора Фоки, Василия II и Иоанна Цимисхия. Есть в Лавре вклады и последнего русского императора, св. мученика Николая II. Лаврские владения обширны – вся южная оконечность Святой Горы, скиты св. Анны и Предтеченский (румынский), Кавсокаливия, Каруля, средоточие этих владений – сама вершина Афонской Горы.

Времена подъёма сменялись в жизни Лавры периодами упадка. Число монахов колебалось от шести человек до семи сотен. Множество патриархов (27) и архиереев (145) подвизались в обители. Многие из них по своему великому смирению становились в монастыре простыми послушниками. Константинопольский патриарх Анфим, прибывший в Лавру в 1623 году, нашёл в ней всего шесть монахов и большие долги. Его трудами монастырь не только пережил трудности, но и встал на путь нового расцвета. Велики были заслуги в возрождении обители и другого патриарха Дионисия III. Он жил в Лавре 36 лет и руководил развёрнутым строительством и ремонтом монастырских сооружений.

Лавра никогда не страдала от пожаров. Это связано с особым обещанием, данным Божией Матерью преподобному Афанасию Афонскому.

В сложные годы Турецкого владычества Великая Лавра стала особножительным монастырём. Восстановление древнего, заповеданного её основателем общежительного устройства произошло в 1980 году и открыло новую страницу в жизни обители. В момент торжественного события из гроба прп. Афанасия Афонского разлилось удивительное благоухание. Сейчас в Лавре относительно немного монахов. Вследствие этого жизнь в большой обители особенно тяжела – отцам необходимо выполнять множество послушаний, а кроме того принимать паломников, которых в Лавре бывает всегда особенно много. Об этом нужно всегда помнить и входить в непростое положение иноков, которые не всегда в состоянии уделить посетителям много времени, тепла и внимания.

Недалеко от Лавры находится небольшая церковь в честь свв. бессребреников Космы и Дамиана, основанная прп. Афанасием по указанию Самой Матери Божией для избавления от козней диавола, силившегося воспрепятствовать святому строить монастырь.

Лаврский собор Благовещения Пресвятой Богородицы был заложен преподобным Афанасием в 963 году, а расписан в XVI веке известным изографом Феофаном Критским – одним из величайших живописцев в истории мирового искусства. В Лавре сохранились и росписи другого выдающегося мастера Эмануила Панселиноса (предположительно, учителя Феофана). Храм, ставший прообразом особого «афонского стиля», был построен таким образом, чтобы наибольшей степени соответствовать нуждам и богослужебным особенностям святогорского Устава. Собор имеет два придела: Святителя Николая и Сорока Мучеников. В последнем находится рака с честными мощами прп. Афанасия и замечательная икона Спасителя XII века. Также в параклисе стоят древнейшие подсвечники на Святой Горе. Они относятся к X веку.

Среди многих святынь в обители хранятся крест и жезл прп. Афанасия (находятся в келье Святого), чудотворные иконы Богородицы «Экономисса» (написана в память явления Божией Матери основателю Лавры, обещавшей стать «экономиссой» обители. С тех пор в Лавре не избирается эконом) и «Кукузелиса», находящаяся в Введенском параклисе (прибыла в Лавру чудесным образом), а также части Животворящего Креста Господня в драгоценных оправах (дар императора Никифора Фоки), честная глава св. Иоанна Златоуста, частицы мощей свв. апп. Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомч. архидиак. Стефана, равноап. Константина и Елены, свт. Михаила, епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот Святой считается вторым ктитором обители), свтт. Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, вмч. Пантелеимона, вмчч. Артемия и Меркурия, сщмчч. Ермолая, Антипы и Григория, епископа, прмч. и исп. Стефана Нового, мчч. Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мц. Иулиты, свт. Василия Великого, свт. Иакова Персянина, прпп. Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Елладского, Нила Мироточивого и Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, св. Прокопия, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмц. Марины, прмц. Феклы, мцц. Пелагии, Параскевы и Минодоры и других святых.

Всего на территории обители пятнадцать параклисов и ещё девятнадцать за её пределами. Паломнику стоит посетить места подвигов преподобного Афанасия и святителя Григория Паламы, а также параклис в честь Святых бессребреников, воздвигнутый на месте языческого капища. В связи с тем, что по ночам демоны разрушали все возведённые за день постройки, преподобный Афанасий, по божественному внушению, построил часовню в течении одного дня и по завершении строительства сразу совершил в ней божественную литургию. Бесовская брань после этого прекратилась.

Между собором и трапезной находятся уникальный монолитный фиал XI века и тысячелетний кипарис, посаженный самим преподобным Афанасием. Рядом находится ещё одно дерево, которое посадил его ученик преподобный Евфимий, основатель Иверского монастыря. На них турецкий военачальник в 1821 году повесил трёх монахов, за то, что они воспрепятствовали изъятию фиала, который тот хотел преподнести в дар султану. Трапезная Лавры имеет форму креста и расписана изографами критской школы. Это один из самых значительных памятников на Святой Горе, во многом сохранивший облик трапезной, построенной самим преподобным Афанасием. Двадцать четыре мраморных стола, по всей видимости, попали в монастырь из Константинополя. Расписана трапезная Феофаном Критским. Кроме изображений Святых есть фрески с портретами греческих философов: Пифагора, Сократа, Аристотеля, Платона, Фалеса, Плутарха. Интересна и фреска, на которой Богородица прогоняет языческую богиню Артемиду, святилище которой существовало ранее на месте, где была построена Лавра.

Строительство лаврской арсаны началось при непосредственном участии преподобного Афанасия. В XII веке была построена знаменитая пятиэтажная оборонительная башня. Путь от причала до обители занимает примерно полчаса и пролегает сквозь густой лес.

В Лавре и в подчинённых ей скитах и келиях подвизалось более пятидесяти Святых. Среди них Иоанн Кукузелис, свт. Григорий Палама и его соратник патриарх Филофей Коккин.

В лаврской ризнице хранятся евангелие, корона и одежды императора Никифора Фоки, уникальное русское сорокакилограммовое евангелие и множество Священных сосудов. Библиотека Лавры считается наиболее крупной на Святой Горе – здесь хранится 2050 рукописей и более 30 тысяч печатных книг.

Местность вокруг Лавры в период основания обители кишела змеями. Император Никифор, желая помочь преподобному Афанасию, прислал ему в дар язык аспида (очень ядовитой змеи) в специальном чехле (также хранится в ризнице). Этот язык, погруженный в воду, придаёт ей свойства противоядия против змеиного яда.

С особой торжественностью отмечается главный панигир Лавры – день памяти прп. Афанасия Афонского (5/18 июля). Этот праздник привлекает, пожалуй, наибольшее число паломников. Богослужение без перерыва порой продолжается более пятнадцати часов. Согласно монастырскому преданию, Сама Богородица повелела монахам установить главный праздник Лавры в день памяти преподобного Афанасия. Раньше панигир приходился на Благовещение, в честь этого праздника освящён и главный собор монастыря. В 1425 году в день этого праздника Пречистая явилась игумену и велела впредь праздновать с особой торжественностью день памяти преподобного, столько сил вложившего в свой монастырь.

http://agionoros.ru/docs/35.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2025

Основание обители

Монастырь находится на месте античного г. Акрофоон, или Акрофои, в местности, в византийскую эпоху называвшейся Мелана. Основателем В. Л. был преподобный Афанасий Афонский, основоположник общежительного монашества на Афоне, а ее первым покровителем и ктитором - военачальник, впоследствии византийский император Никифор II Фока, духовное чадо и друг преподобного Афанасия. Для строительства В. Л. Никифором Фокой и императором Романом II (959-963) были переданы 6 литр золота. Строительство монастыря началось не ранее мая 963 г., из Жития преподобного Афанасия известно, что менее чем через 4 месяца после начала работ преподобный, узнав об избрании Никифора императором (16 августа 963), отправился на Кипр с целью переправиться в Святую землю для поклонения святым местам, но его намерениям не суждено было исполниться, и он вернулся назад.

В Константинополь был послан монах Евфимий с призывами к императору оставить царство и постричься в монахи, чтобы не нарушать когда-то данное обещание о монашеских подвигах. До сих пор рядом с В. Л. располагается келлия, построенная преподобным Афанасием для Никифора. Во время встречи в К-поле император Никифор II Фока передал обители реликвии: частицу Честного Древа и главы святителя Василия Великого и мученика Александра Пиднского.

Собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, древнейший на Афоне после базилики Протата, был построен по оригинальному, ранее неизвестному на Балканах плану, предложенному преподобным Афанасием. Монастырь был окружен крепкими стенами с келлиями, были построены трапезная, больница, мельница и пристань, проведен водопровод. Преподобный Афанасий принимал непосредственное участие в строительных работах, обнаруживая удивительную физическую силу. В 964 г. число братии достигло 80 чел.

Лавра преподобного Афанасия фактически получила статус императорского монастыря, и еще при жизни своего основателя стала одним из крупнейших монастырей на Афоне и в Византии. В Лавру приходили игумены святогорских монастырей с братией, а также епископы, пребывавшие на покое, среди которых был Патриарх К-польский Николай II Хрисоверг.

Император Никифор издал в пользу В. Л. три хрисовула, назначил в качестве солемния (годовое содержание за счет императорской казны) 224 золотых номисмы (доход о-ва Лемнос), а также отдал во владение В. Л. не сохранившийся до настоящего времени монастырь Перистерон во имя апостола Андрея в Фессалонике, построенный в 872 г. преподобным Евфимием Солунским.

После вероломного убийства императора Никифора Фоки (10 декабря 969) консервативно настроенные монахи направили новому императору Иоанну I Цимисхию (969-976) жалобу на преподобного Афанасия, обвиняя его в нарушении исконного отшельнического строя афонской жизни. В начале 970 г. преподобный Афанасий отправился в К-поль и сумел оправдаться, снискав доверие и любовь императора, который подтвердил предыдущие хрисовулы, повысил годовое содержание В. Л. с 224 до 244 золотых монет, сделал щедрые вклады на строение лаврских зданий и разрешил увеличить количество монахов до 120 чел.

Существует также предание, не зафиксированное в древнейших житиях, но имеющее большое значение для начальной истории В. Л., о том, что из-за небывалого оскудения припасов лаврские монахи стали роптать на преподобного Афанасия, так что ему пришлось удалиться из обители. По дороге в Карею ему встретилась Пресвятая Богородица и повелела вернуться, произнеся: «Я буду твоим экономом». На этом месте преподобный Афанасий построил часовню, куда поместил икону Божией Матери. Согласно другой, более распространенной версии, явление Божией Матери произошло на расстоянии двух часов ходьбы от В. Л. вдоль восточного побережья Афона в сторону монастыря Каракал, где до сих пор между беседкой и храмом бьет изведенный Ею источник, образуя небольшой водопад. По преданию, его вода в подтверждение происшедшего чуда растекалась крестообразно, нарушая «законы естества». Помимо голода в первые годы после основания В. Л. приходилось претерпевать пиратские набеги, первый из которых последовал в 978 г.

В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый официальный устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), так называемый Трагос, - появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием преподобным Афанасием большого общежительного монастыря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом преподобным Афанасием был составлен «Ипотипосис», регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой»), а около 973-975 гг. - Устав В. Л., где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц. В «Завещании» преподобного, написанном после сентября 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена. Многие положения этих документов впоследствии вошли в уставы других афонских общежительных монастырей. При этом некоторые особые черты монастырской жизни, введенные преподобным Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, например, земной поклон игумена братии на братских собраниях или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы.

Император Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон, находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, которым был запрещен вход на Афон, о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и многие дары.

Преподобный Афанасий погиб вместе с шестью монахами и несколькими рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля около 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев. Местом погребения преподобного Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ВЕЛИКАЯ ЛАВРА


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2025

Великая Лавра мужской общежительный, древнейший из существующих монастырей на горе Афон. Первоначально был посвящен Благовещению Божией Матери, в XV в. переименован в честь преподобного Афанасия Афонского (около 925/30 - около 1000), основателя монастыря. Уже в Типиконе 972 г. монастырь был назван В. Л. и по настоящее время сохраняет почетное первенство среди 20 афонских обителей. Расположен на юго-восточной оконечности полуострова, у подножия горы Афон, рядом с холмом Кукос, на высоте 40 м над уровнем моря.

В. Л. принадлежит самая большая по сравнению с другими афонскими монастырями территория, включающая южную часть п-ова Айон-Орос со всеми скитами и келлиями, вершину горы Афон с находящимся на ней храмом Преображения Господня. Общая площадь владений В. Л. составляет 72 тыс. кв. га, то есть 21,3% от всей территории п-ова. В целом число братии В. Л. составляет около 338 монахов, из которых 47 чел. живут непосредственно в обители, а остальные 291 - в ее многочисленных скитах, кафизмах, исихастириях и келлиях. В. Л. принадлежат 3 больших скита: святой Анны, Кавсокаливийский и Продром (Иоанна Предтечи), а также 7 монашеских поселений (кафизм), состоящих из отдельных отшельнических келлий (исихастириев) или небольших калив: Малая святой Анна, Вулевтирии, Катунакии, Карулии, Керасья, святого Василия, которые находятся в юго-западной части Афонского п-ова, за монастырем святого Павла и Новым Скитом. Из 42 келлий В. Л. самые известные: Морфону, Милопотам, преподобного Нила Мироточивого, преподобного Петра Афонского и ряд келлий в Провате.

Игумен В. Л.- архимандрит Продром (с 2000). Главные праздники - день кончины преподобного Афанасия Афонского (5 июля), а также Благовещение Пресвятой Богородицы и память преподобных Иоанна Кукузеля и доместика Григория Гликиса (1 октября).

Монастырский комплекс в плане представляет продолговатый, неправильной формы прямоугольник (80´ 200 м), повторенный в очертаниях крепостных стен с 15 башнями, среди которых самая высокая (24 м) - квадратная в плане башня Цимисхия (Х в., перестроена в 1522), расположенная на юго-западном углу. На верхнем этаже башни находится параклис во имя первомученика Стефана и помещение, в котором в период турецкого господства находилась монастырская библиотекака.

В настоящее время по четырем сторонам крепости расположены многоэтажные здания, посреди - большой двор, где находятся кафоликон (монастырский собор), параклисы, трапезная и другие сооружения. Современный вид монастыря сформировался к XVIII в. В 90-х гг. XX в. на территории В. Л. проведены капитальные реставрационные работы, обновлена кладка стен и башен.

В. Л. имеет 34 параклиса: 2 встроены в кафоликон (святителя Николая и 40 Севастийских мучеников), 15 внутри монастыря (во имя преподобного Афанасия, Богородицы Кукузелиссы, преподобного Михаила Синадского, великомученика Георгия и другие), 19 параклисов вне монастыря (пророка Илии, святого Григория, святой Параскевы, Агиасма преподобного Афанасия и другие).

Кафоликон, расположенный в центре монастырского двора, представляет собой сложный комплекс, результат перестроек и дополнений, произведенных в разное время, его совр. вид сложился в 1814 г. П. Милонас установил несколько важных этапов строительства кафоликона. Первоначально (963) это был храм типа вписанного креста с куполом на граненом барабане, опиравшемся на четыре колонны, то есть первый на Афоне и Балканах собор по типу константинопольской архитектуры. Позднее по воле преподобного Афанасия для нужд богослужения (ради расширения здания и создания места для певчих, как в 965 г. в монастыре Протат) были разобраны арочные заполнения боковых стен и пристроены боковые апсиды (около 1002), превратившие храм в триконх. Основательные перестройки кафоликона были произведены после землетрясений 1526, 1584-1585 гг., а также при восстановлении В. Л. в 1628 г. После работ 1814 г. новая кровля объединила экзонартекс, приделы-параклисы и наос, до того существовавшие как отдельные объемы. намеренное выравнивание покрытия кафоликона привело к уничтожению древней кубической формы центрального и придельных куполов. Тогда же был устроен новый лити (внутренний нартекс) за счет разделения древнего.

Форму здания с двумя параклисами и двумя нартексами, по мнению Милонаса, кафоликон получил, по одной версии, в 10-50-х гг. XI в., по другой - между 1010 и 1020 гг. Параклисы находятся по сторонам лити: южная - во имя святителя Николая Мирликийского и северная - во имя 40 Севастийских мучеников.

Кафоликон В. Л. был первым крестово-купольным собором на Афоне и Балканах, ставшим образцом для постройки храмов как на территории Святой Горы, так и за ее пределами, особенно в Греции и соседних землях.

Из числа древнейших украшений кафоликона сохранились бронзовые входные врата (2,84´ 0,95 м) к-польского происхождения. Первоначальные росписи собора утрачены, за исключением небольшого фрагмента c изображением святителя Николая Мирликийского (начало XIV в.). Монументальностью форм, тщательной лепкой объема и цветом этот фрагмент близок по стилю росписям базилики Протата, выполненным Мануилом Панселином; А. Ксингопулос отмечал влияние мастеров македонской школы Михаила Астрапаса и Евтихия. Новые росписи были сделаны в 1535 г. живописцем Феофаном критским (Феофан Стрелидзас, прозванный Бафас) вместе с сыновьями Симеоном и Неофитом (видимо, в В. Л. Феофан принял монашеский постриг). В своем творчестве он сочетал традиционный стиль, общий для всего греческого искусства того периода, в том числе афонского, с обращением к итальянским гравюрам (композиция «Избиение младенцев» повторяет гравюру Маркантонио Раймонди). Фрески кафоликона считаются лучшими работами Феофана, созданными в период зрелости, и относятся к числу наиболее ценных памятников монументальной живописи Святой Горы.

В мраморном иконостасе кафоликона, сооруженном в 1887 г., установлены иконы более раннего времени. Существует мнение, что из этого эпистилия происходят «Сошествие во Ад» и «Пятидесятница», хранящиеся ныне в Государственном Эрмитаже. Образы Христа и Богоматери в иконостасе наряду с иконами праздничного чина созданы около середины XVI в. Феофаном Критским, ему же приписывается изображение апостолов Петра и Павла. В иконах более позднего времени, украшающих кафоликон, сочетаются традиционные типы и приемы византийского искусства с итальянским влиянием, например икона «Снятие с Креста» (около 1600) написана священником Иоанном Апакасом по мотивам гравюры Раймонди.

В приделе-параклисе кафоликона, посвященном 40 Севастийским мученикам, в северо-западном углу, находится гробница с мощами преподобного Афанасия и надгробным покровом с изображением святого. В том же параклисе хранятся две чтимые выносные иконы - Христа и Божией Матери Экономиссы. Созданные в 1571 г. фрески были покрыты новым слоем живописи в 1854 г. Северный параклис во имя святителя Николая был украшен в 1560 г. фресками работы живописца Франгоса Кателаноса, современника и, возможно, ученика критских художников, хотя манера его работ отличается от их школы.

Оба нартекса кафоликона расписаны: лити - в 1526 и 1854 гг., экзонартекс - в 1852 г. болгарским мастером Захарием Зографом из Самокова (последняя и лучшая его работа).

Среди композиций экзонартекса - «Страшный Суд», «Апокалипсис», Вселенские Соборы, новозаветные притчи, образы святых (в том числе равноапостольных Кирилла и Мефодия и явление Богоматери преподобному Афанасию, высечение им источника).

Над лити и нартексами устроены катехумены (хоры) с параклисом во имя пяти мучеников (Евстратия, Евгения, Мардария, Авксентия и Ореста).

Самый большой из параклисов, в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм, обычно именуемый Панагия Кукузелисса, расположен напротив центрального входа, к юго-западу от кафоликона. Он был основан преподобным Афанасием в память о явлении ему Пресвятой Богородицы; перестраивался в XIV в. и 1613 г. Современное здание построено в 1713 г., наос расписан в 1719 г. мастером Дамаскином из Янины, а притвор - в 1715 г. Давидом Селинидзиотисом из Авлона (Албания). Этот купольный триконх сложен из камня и кирпича, его притвор выделен куполом без барабана, западный фасад притвора имеет европейские элементы декора (фронтон, двери в виде профилированной арки, опирающейся на пилястры).

К юго-востоку от кафоликона находится параклис в честь святого Михаила, епископа Синадского, - однонефное здание с полукруглой апсидой и большим куполом, построенное в 1641 г. на основе более раннего сооружения. В 1653 г. параклис был украшен фресками Марином и Анастасием, художниками из Нафплиона; в 1742 г. был расписан нартекс. В результате капитальной реконструкции после землетрясения, произведенной в 1911 г., здание утратило старинный облик, например полукруглая в плане апсида с конхой стала трехгранной с плоским перекрытием и лишилась декоративных арок на стенах.

У главного входа в кафоликон находится самый большой и древний на Афоне мраморный фиал (чаша для водосвятия), сооруженный в 1060 г. при игумене Иоанне. Мраморная чаша фиала с бронзовым византийским орлом окружена восьмиугольным парапетом, сложенным из мраморных плит IX-X вв. с орнаментами и сюжетами. Его перистиль относится к 1634 г., расписан в 1635 г. Рядом возвышается тысячелетний кипарис, посаженный преподобным Афанасием; по преданию, до тех пор пока он полностью не засохнет, будет стоять Святая Гора Афонская.

Южнее фиала расположены гробницы Патриархов Анфима II, Дионисия III, Иеремии III.

Напротив входа в кафоликон находится трапезная. Она сооружена при преподобном Афанасии, перестроена в 1527 г. Серрским митрополитом Геннадием. Установленные в ней мраморные столы, видимо, относятся к первоначальному периоду (21 стол на 12 человек каждый), что послужило образцом для трапезных других монастырей Святой Горы. Здание трапезной имеет в плане крест, внутри украшено фресками неизвестного критского живописца из школы Феофана (первая половина XVI в.). Среди композиций выделяются «Тайная вечеря», «Лествица», «Страшный Суд», «Древо Иессеево», «Акафист», ряд сцен из жития Пресвятой Богородицы, изображения святых и аскетов и, кроме того, фигуры древнегреческих философов и мудрецов (Гомера, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Фалеса, Галена, Платона, Плутарха, Солона, Клеанфа, Филона и других).

Главный вход в монастырь обрамляет четырехколонный портик с куполом, на южной стороне есть небольшие ворота.

В северном крыле находятся: главный вход, архондарик, кладовые и винный погреб, колокольня, древняя резиденция игумена, построенная Филофеем Коккином, параклис преподобного Афанасия (в котором совершают монашеский постриг), новая резиденция игумена с параклисом во имя преподобных Онуфрия и Петра Афонских, синодикон, новая библиотекака и параклисы священномученика Харалампия, святых Архангелов, святителя Николая и святых Бессребреников; в южном крыле (1769) - гостиница, поварня, малые ворота, параклисы Святой Троицы, святого Иоанна Предтечи, великомученика Георгия, апостола Иоанна Богослова, святителя Василия Великого и Всех святых; в многоярусном восточном крыле (1806) - келлии и параклисы святителя Модеста, святых Феодоров и великомученика Димитрия; западное крыло включает крепостную стену и башню Цимисхия, а также параклис в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Недалеко от В. Л. находится пристань (арсанас), выстроенная как укрепление со сторожевой башней и двумя параклисами во имя святителя Григория, архиепископа Неокесарийского, и в честь Преображения Господня. Время их постройки точно неизвестно, предание связывает их с историей основания самой В. Л. Сооружение башни относят к XII-XIV вв.

Кладбищенский храм святых Апостолов расположен к юго-западу от монастыря. Построен в 20-е гг. XVII в. на основе здания Х в., расписан в 1626 г. Мраморный пол датируется XII-XIII вв. Иконостас работы 1693 г. перенесен сюда из кафоликона в 1887 г.

Дальше к юго-западу от усыпальницы находится параклис святых Бессребреников Космы и Дамиана, построенный, по преданию, преподобным Афанасием за одну ночь по указанию Пресвятой Богородицы, после чего прекратились демонские козни, препятствовавшие строительству В. Л. Росписи датируют около 1600 г., в иконостасе находится чудотворная икона бессребреников Космы и Дамиана (XVII в.).

К югу от В. Л., недалеко от монастырского сада, расположена кафизма святых Архангелов, обычно называемая кафизмой преподобного Иоанна Кукузеля. Здесь находится пещера, в которой подвизался преподобный. В монастырском саду построена часовня во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В течение 3 лет здесь работал садовником новомученик Тимофей Эсфигменский († 1820).

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ВЕЛИКАЯ ЛАВРА


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 июня 2025

«…Особую группу византийских памятников на почве Греции образуют постройки на Афоне, где сосредоточено большое количество монастырей. Родоначальником господствующего тут архитектурного типа является собор Лавры на Афоне, построенный между 963 и 1060 гг. Здание состоит из трех частей. Главная часть представляет собой крестовокупольную церковь архаического типа с еще не окончательно сложившимися подкупольными столбами, к боковым концам креста которой примыкают широкие апсиды. Подобные апсиды в качестве завершения южного и северного концов креста становятся характерной чертой церквей Афона. Они были вызваны особенностями монастырского богослужения и заключали в себе места для монахов, которые в некоторых случаях были отделены перегородками от главной части интерьера.

В дальнейшем крестовокупольная система центральной части получила на Афоне полное развитие. Примером такой развитой крестовокупольной постройки может служить церковь монастыря Ватопеда на Афоне. Не центральная часть очень напоминает церковь Апостолов в Афинах. Большинство церквей Афона последующего времени имеет аналогичный план.

Церковь Лавры на Афоне имеет два небольших крестовокупольных придела, примыкающих к западным углам главной части. Между ними находится нартекс, над которым помещается монастырская библиотека…»

Глава «Греческая школа средневизантийской архитектуры». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. - Москва, Стройиздат, 1966

Греческая школа средневизантийской архитектуры | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Скиты Святой Анны, Малый скит Святой Анны, Карули, Катунаки относятся к Лавре Святого Афанасия.
18 декабря 2010.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.