«…Однако в Константинополе развитие крестово-купольного храма на этом не остановилось. К сожалению, у нас нет ни одной датированной постройки XI в. и мы не знаем, как выглядела византийская архитектура второй половины X и XI в. в Константинополе. Те храмы, которые относились к этому периоду, либо были передатированы на более раннее время, например, Эски Эмарет Джами, либо не имеют точной даты, как, например, Вефа Килисе Джами.
Зато мы очень хорошо знаем, что произошло с крестово-купольной архитектурой Константинополя в комниновский период, который начался с династии, основанной Алексеем Комнином в 1081 г. Его сын Иоанн возводит для своей династии отдельный погребальный монастырь, как делали уже многие императоры до него, начиная с Романа Лакапина. Этот монастырь, однако, неожиданно становится очень сложным. Вначале строится большой южный храм, затем к нему пристраивается северный храм Богородицы, и, наконец, в центре строится храм Архангела Михаила, их соединяющий и поэтому имеющий купола не совсем правильной формы. Весь же монастырь был посвящен Пантократору, Христу Вседержителю, который в Византии ассоциировался, как было уже сказано, с императором.
Здесь мы с вами видим очень хорошо, как устроены фасады этого храма. Три храма: главный храм чуть выше, второй храм – Богородицы – чуть ниже, и храм Архангела Михаила в середине самый низкий.
Но нас будет интересовать не только иерархия построек, но и общий облик здания. Здесь на старом рисунке Тексье еще XIX в. хорошо видна графическая разработка фасадов, которая будет предметом нашего внимания. Еще важно сразу обратить внимание на силуэт. Византийский силуэт, с одной стороны, мягкий, округлый из-за округлых куполов, а их на храме очень много. С другой стороны, очень вертикализованный за счет четко выделенных апсид, рукавов креста и т.д. И это важно для архитектуры эпохи Комнинов, поскольку она вообще тянется вверх.
Здание недавно подверглось опять ужасной реставрации, и, хотя были снесены многие ужасные турецкие ее обстройки, были нарушены и фасады, в частности, по сути, все торцы кирпичей были стесаны. Здесь мы с вами видим главный, южный храм и опять его иерархическую структуру: купол, рукава креста, угловые ячейки.
Но если мы обойдем храм с другой стороны, то увидим, что за счет пристройки к храму экзонартекса, т.е. дополнительного нартекса, храм приобрел совершенно другую, неожиданную, структуру: структуру повышающихся закомар, которая будет похожа на русские горы кокошников совершенно другого периода. Не здесь ли, собственно говоря, лежит их исток, тем более что на Руси первые находящиеся друг за другом, повышающиеся закомары встречаются как раз в архитектуре XII в. Обратите также внимание, что даже там, где закомары смыкаются, у них нет ендовы, а есть всегда горизонтальный переход. Так же, как налезают друг на друга закомары, громоздятся и купола. Большой купол, купол над нартексом – это тоже важная новация конца XI — XII в. – и рядом купол героона — храма Архангела Михаила.
Эти купола имеют довольно характерную для комнинского времени структуру. Они многогранные – здесь не восемь граней, а двенадцать, бывает шестнадцать граней – и имеют всегда такие лопатки на углах. Вероятно, первоначально их фасады не были чисто кирпичными, а были уже заранее обмазаны.
Теперь мы с вами заходим в сам храм и на этом рисунке видим, собственно говоря, как устроен главный храм. Схема та же: три карниза, уровень малых подпружных арок, больших подпружных арок и карниз в основании барабана. Новация – это барабан над нартексом.
Однако есть и в интерьере храма некоторые изменения, которые, может быть, вначале не так заметны. Это большая вертикализованность объема. Посмотрите внимательно: малые подпружные арки начинаются не сразу от капители и даже не спустя небольшое расстояние, а под ними стоят как будто отдельные тумбы, которые делают храм еще выше и относят эти самые подпружные арки еще выше. Этот принцип будет еще более усилен в поздневизантийской архитектуре.
Купол очень многооконный, соответственно вот этой наружной его многогранности, и реберчатый. В эпоху Комнинов очень любят купола с ребрами-нервюрами, сходящимися в центре. Можно представить, что в каждой из этих ячеек была своя мозаичная декорация.
Еще одна важная новация комниновского периода заключается в том, что ниши апсидиолей, которые мы с вами в Х в. видели во второстепенных помещениях – в нартексе или пастофориях – здесь переносятся в главную часть храма – в виму перед алтарем.
По счастью, в южном храме в виме сохранилась такая мраморная декорация апсидиоли, которая, собственно говоря, и была главной целью строителя. Ведь эта апсидиоль не функциональна, она не предназначена для какого-то литургического действия. Архитектору нужен еще один изгиб стены, чтобы, с одной стороны, расположить в ее конхе мозаику, а на ее стенах – мраморную декорацию. И обратите внимание на эту мраморную декорацию: здесь картина сложена из четырех плит уже не только по горизонтали, но и по вертикали. Все вертикализуется и вытягивается вверх. Это хорошо видно по облику этих самых апсидиолей. Посмотрите, их конхи, опять же, начинаются не сразу от карниза, а подняты вверх. Все тянется вверх, все скругляется и усложняется. Такие же боковые ниши остаются и в боковых вимах.
Наконец, поскольку это храм был императорский, очень важный, очень статусный, то здесь была и прекрасная напольная мозаика, причем с сюжетами из античности. Перед нами, вероятнее всего, Геракл в одном из своих подвигов. Византийцам казалось совершенно не зазорным на полу христианского храма изобразить античный сюжет.
Еще одна важная новация, которую мы видим в монастыре Пантократора – это открытость друг в друга трех объемов. Если первоначально два храма разделялись между собою галереями: у каждого была своя, и те примыкали друг к другу, то при постройке третьего храма Архангела Михаила эта перемычка исчезла, и объемы стали перетекать один в другой.
Наконец, еще одна важная черта, которую приносит комниновский период, – это нанизывание одного купола за другим. Если в постройках более раннего периода доминирует один центральный купол, а все ему подчинено, и купола дополнительные если и бывают, то над угловыми помещениями, изолированными от центрального, то здесь мы видим один из первых примеров возвращения опять же к ранневизантийской схеме, как было, например, в храме Апостолов, в храме Иоанна Богослова в Эфесе, когда два купола, а иногда и больше, ставятся по одной оси. Соответственно, можно представить, что изображения в этих куполах могли нести на себе тоже особенный совершенно характер, сопоставляясь друг с другом…»
Источник: Курс "Византийская архитектура", лекция: "Столичная архитектура IX–XII вв." на сайте https://magisteria.ru
Столичная архитектура IX–XII вв. лекция смотреть, слушать и читать онлайн. Курс Византийская архитектура. Андрей Виноградов - Магистерия