ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Афон (Ἀθως). Монастырь Пантократор.


Афон (Ἀθως). Монастырь Пантократор
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1361.
Адрес:
Афон, Греция.

Координаты: 40.283333, 24.266389
Проезд:находится на северо-востоке полуострова Афон. От Кареи до Пантократора примерно 6-7 километров. Паломники могут добраться до Пантократора: а) паромом из поселка Иериссос или из монастыря Ватопед; б) на маршрутке из Кареи (административная столица Афона); в) пешком от Кареи (1 час 30 мин. ходьбы), или от монастыря Ставроникита (1 час ходьбы), или от монастыря Ватопед (2 часа 30 мин. ходьбы).



Монастырь Пантократор, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
10 мая 2009
Монастырь Пантократор, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
8 мая 2009
Монастырь Пантократор, У монастыря Пантократор<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
У монастыря Пантократор
Дмитрий Соколов
7 апреля 2015
Монастырь Пантократор, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
10 мая 2009
Монастырь Пантократор, , Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Владимир
10 мая 2009
Монастырь Пантократор, Врата монастыря Пантократор<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Врата монастыря Пантократор
Дмитрий Соколов
7 апреля 2015
Монастырь Пантократор, Вид с тропы от Ватопеда<br>, Афон (Ἀθως), Айон-Орос (Άγιον Όρος), Греция
Вид с тропы от Ватопеда
Николай и Надежда Гусевы
25 апреля 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Афон. Монастырь Пантократор

Монастырь Пантократор основан в 1361 году императором Алексием Стратопедархом и его братом Иоанном Примикирием. После захвата и раззорения турками возобновлён молдавским господарем Станлом в 1536 году. Соборный храм (14 в.), сложенный из белого мрамора, освящен в честь Преображения Господня. В монастыре хранится чудотворная икона "Геронтисса", т.е "Старица". Богородица изображена в полный рост в преклонном возрасте без Богомладенца. На массивной серебряной ризе, изготовленной в дореволюционной России, изображен сосуд с изливающимся елеем в память о чудесном наполнении закромов монастыря по молитвам братии. Подлинный сосуд и поныне бережно сохраняется в память о этом событии.


Пантократор находится в 2 часах пути от Кареи на северо-востоке полуострова Афон, неподалёку от развалин древнего города. Расположен на утёсистом холме, на высоте 50 метров. Пантократор представляет собой четырёхугольную крепость с бойницами и разделяется внутри на два двора.

Обитель основана при поддержке императора Иоанна V Палеолога двумя его родственниками, представителями византийской знати: стратопедархом Алексием и его братом примикирием Иоанном в 1363 году. Впрочем, древняя традиция относит основание обители к XI веку и указывает на императора Алексия I Комнина, как на её первостроителя. Пантократор много страдал от пиратов и пожаров, но всякий раз восстанавливался на пожертвования благочестивых мирян. Особую поддержку монастырю оказывали византийские императоры Иоанн V и Мануил II Палеологи, а также ряд молдавских господарей. Соборный храм (XIV), сложенный из белого мрамора, освящён в честь Преображения Господня. Его архитектура отлична от других афонских храмов.

В монастырском соборе хранится чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», т.е. «Старица». Богородица на этой иконе изображена в полный рост в преклонном возрасте, без Богомладенца Христа; на массивной серебряной ризе, изготовленной в России, изображён сосуд с изливающимся через край елеем. Многократно Матерь Божия через этот образ изъявляла Свою особую попечительность об умирающих старцах, отчего и закрепилось за иконой её название. Сосуд же на ризе изображён в память чуда, сотворённого Пресвятой Богородицей. Некогда в обители подошли к концу запасы оливкового масла, столь необходимого в монастырской жизни. Братия во главе с игуменом непрестанно усердно молилась перед чудотворным образом Божией Матери, и их упование не было посрамлено: один из сосудов настолько переполнился елеем, что масло даже выливалось на пол. И сегодня можно увидеть этот сосуд, он находится у задней стены соборного храма. Во время разорения Пантократора турками образ был брошен в колодец, серебряные ризы украдены. По дороге святотатцы, поражённые слепотой, и сами поняли, что понесли кару заслуженно. Восемьдесят лет спустя, с возобновлением иноческой жизни, монахи в колодце обрели образ невредимым. Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.

В иконостасе параклиса Успения Пресвятой Богородицы можно поклониться ещё одной чудотворной иконе вмч. Георгия. Этот образ XVI века был перенесён в Пантократор в 1982 году из находящейся неподалёку кельи.

Пантократор — последний из афонских монастырей, где было восстановлено общежитие. Это произошло в 1992 году. В Пантократоре и его окрестностях подвизались: свт. Феона, архиепископ Солунский, прп. Феофил Мироточивый, свт. Каллист, патриарх Константинопольский, свт. Григорий Палама, свт. Иосиф, митрополит Тимишоарский, и прп. Паисий Величковский.

В обители пребывают: чудотворная икона Божией Матери «Геронтисса», часть хитона Спасителя, частицы Животворящего Креста Господня и мощей апп. Андрея Первозванного и Тита, свт. Игнатия Богоносца, св. Феодора Стратилата, мц. Фотины Самаряныни, св. Никифора, равноапп. Константина и Елены, свв. бессрр. Космы и Дамиана, вмчч. Меркурия и Прокопия, вмц. Марины, мцц. Анастасии и Евфимии, сщмчч. Антипы и Харалампия, свтт. Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия, патриарха Иерусалимского, прп. Иоанникия Вифинского, прав. Иоанна Милостивого и других святых. В монастырской библиотеке есть замечательная редкость — Евангелие, принадлежавшее св. Иоанну Кущнику.

В получасе ходьбы от монастыря Пантократор находится скит святого пророка Илии, который принадлежит монастырю.

Источник: Азбука паломника/Монастырь Пантократор (Афон): https://azbyka.ru/palomnik


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2025

«…Пантократора монастырь в честь Преображения Господня общежительный мужской на Святой Горе Афон, на северо-восточном побережье п-ова Афон (Айон-Орос), между Ватопедом и Иверским монастырем. Занимает 7-е место в иерархии афонских монастырей, после монастыряря Кутлумуш. В настоящее время в П.м. подвизаются около 15 монахов. В византийскую эпоху П.м. иногда называли также монастырем Ксанфопулов, поскольку в середине XIV в. он поддерживал тесные связи с одноименным монастырем в районе Галата в Константинополе. В монастырере Ксанфопулов жил Констанинопольский патриарх Каллист II (1397), который после своего отречения поселился в П.м.

Монастыри на территории, ныне принадлежащей П.м., существовали по крайней мере с конца X в. В древнейшем афонском Типиконе «Трагосе» (971) упомянут монастырь Равдуху. В XI-XIV вв. монастырь занимал довольно высокое положение среди других афонских обителей. Предположительно в Равдуху в некоторые периоды могла находиться резиденция прота. Кроме того, на территории П.м. находились древние монастыри Сотира (Спасителя), Факину и Фалакру. Иоанн Факин - прот Афона и, вероятно, основатель одноименного монастыря, на рубеже X и XI вв. выступал противником преподобного Афанасия Афонского. В Афонском уставе 1046 г. упомянуты игумены монастырей Сотира Варфоломей и Фалакру Леонтий (Порфирий (Успенский). Все эти монастыри пришли в упадок, вероятно в середине XIV в., в результате нападений тюрок и эпидемии чумы. Большинство из них не сохранились. Остатки построек монастыря Равдуху - древний храм XI-XII вв. с фрагментами фресковых росписей, ныне включены в комплекс зданий П.м. Келья Иоанна Факина с церковью Пресвятой Богородицы находится к юго-западу от П.м.

Согласно афонскому преданию, П.м. основан императором Феодосием I Великим (379-395), а возобновлен и расширен императором Алексеем I Комнином (1081-1118), который якобы был погребен в П.м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В.Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архимандрит Порфирий (Успенский), справедливо полагавший, что основателями П.м. были великий стратопедарх Алексей и его брат, великий примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей точки зрения ссылался на акты Святой Горы Афон; эту идентификацию принимают и современные исследователи. Таким образом, П.м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и административная карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность великого примикирия, а год спустя стал великим стратопедархом в Македонии; его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также великим примикирием (с 1357). Возможно, они принадлежали к числу родственников императора Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г.А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность великого примикирия в 1373 г., в настоящее время окончательно отвергнуто.

Время создания монастыря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины; датирована августа 6866 г. от Сотворения мира, то есть 1358 г. по Рождеству Христову. Епископ Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς?), и как «1» (α?), считал более обоснованным последний вариант, который соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. Согласно записи, отец Анны, имевший чин паракимомена (вероятно, речь идет об Андронике Кантакузине), за много лет до этого, накануне вступления дочери в брак с Димитрием Торником, передал ей в качестве приданого с. Белчишта в Македонии (близ г. Серры, ныне Серес, Греция). Однако впоследствии, видимо в ходе очередного сербского наступления на Македонию в 1357 г., эта территория была захвачена сербами. Анна выражает надежду на то, что Алексей и Иоанн, успешно боровшиеся с сербами, смогут отвоевать ее землю. В этом случае половина имения с принадлежащим ему доходом останется в собственности Анны, Димитрия и их детей, а др. половина перейдет в распоряжение братьев как «посвящение и приношение» основанному ими (вероятно, незадолго до этого) монастырю. В источниках отсутствует указание на год, когда Алексей и Иоанн начали строительство П.м., однако большинство исследователей рассматривают 1358 г. в качестве окончательной даты.

Известно, что в 1357 г. совет игуменов Афона во главе с протом Дорофеем одобрил передачу в распоряжение братьев келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы в Равдуху, разрушенной в результате нападений турок, при условии, что Иоанн и Алексей самостоятельно ее восстановят. Это решение было подтверждено императором Иоанном V Палеологом и патриархом Константинопольским святителем Каллистом I в апр. 1357 г. Л. Пети отрицал общепринятую локализацию Равдуху и считал, что начало обновления этой келлии, находившейся на территории будущего П.м., и следует рассматривать в качестве даты основания обители. Однако по мнению В. Кравари, передача Алексею и Иоанну келлии имела место во время строительства монастыряря. В литературере иногда указывается 1362/63 г. как дата основания монастыря, поскольку на мраморной плите, находящейся в кафоликоне монастыряря, имеется надпись: «Помяни, Господи, рабов твоих Алексея и Иоанна, ктиторов и родных братьев. Было в год 6871», однако эта надпись, по всей видимости, указывает на время завершения строительства храма и его освящения.

Стремясь обеспечить независимость основанной ими обители от церковных властей Афона, Алексей и Иоанн добились для нее статуса патриаршего монастыря. Хотя 1-е упоминание об этом статусе содержится в акте патриарха Константинопольского Нила (1380-1388), изданном в мае 1386 г., исследователи установили, что П.м. стал ставропигией при патриархе Каллисте - в 1363 г. Тогда же ктиторы дали монастырю типик (не сохранился), который, по всей видимости, предусматривал общежительный устав обители.

Сохранилось 2 документа, в которых говорится о дарениях ктиторов П.м., хотя этих актов, скорее всего, было больше. Первый - грамота Константинопольского патриарха Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376) от 6 февр. 1369 г., подтверждающая дар в виде земельных владений в различных селениях, который сделали мон-рю вел. примикирий Иоанн и его жена, Анна Асанина Контостефанина (PLP, N 91378), приходившаяся двоюродной сестрой императрице Елене Палеологине. Второй - акт о пожаловании монастырю виноградника близ Хрисополя в Македонии, подписанный Иоанном и Анной в 1374 г. Наконец, есть завещание Иоанна, в котором тот определял права своих братьев, детей, прочих родственников и слуг, которые пожелают удалиться от мирской жизни в П.м.; во время составления завещания (1384) Иоанн был уже насельником обители. Условия завещания были подтверждены патриархом Константинопольским Нилом в мае 1386 г…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

ПАНТОКРАТОРА МОНАСТЫРЬ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2025

«…Однако в Константинополе развитие крестово-купольного храма на этом не остановилось. К сожалению, у нас нет ни одной датированной постройки XI в. и мы не знаем, как выглядела византийская архитектура второй половины X и XI в. в Константинополе. Те храмы, которые относились к этому периоду, либо были передатированы на более раннее время, например, Эски Эмарет Джами, либо не имеют точной даты, как, например, Вефа Килисе Джами.

Зато мы очень хорошо знаем, что произошло с крестово-купольной архитектурой Константинополя в комниновский период, который начался с династии, основанной Алексеем Комнином в 1081 г. Его сын Иоанн возводит для своей династии отдельный погребальный монастырь, как делали уже многие императоры до него, начиная с Романа Лакапина. Этот монастырь, однако, неожиданно становится очень сложным. Вначале строится большой южный храм, затем к нему пристраивается северный храм Богородицы, и, наконец, в центре строится храм Архангела Михаила, их соединяющий и поэтому имеющий купола не совсем правильной формы. Весь же монастырь был посвящен Пантократору, Христу Вседержителю, который в Византии ассоциировался, как было уже сказано, с императором.

Здесь мы с вами видим очень хорошо, как устроены фасады этого храма. Три храма: главный храм чуть выше, второй храм – Богородицы – чуть ниже, и храм Архангела Михаила в середине самый низкий.

Но нас будет интересовать не только иерархия построек, но и общий облик здания. Здесь на старом рисунке Тексье еще XIX в. хорошо видна графическая разработка фасадов, которая будет предметом нашего внимания. Еще важно сразу обратить внимание на силуэт. Византийский силуэт, с одной стороны, мягкий, округлый из-за округлых куполов, а их на храме очень много. С другой стороны, очень вертикализованный за счет четко выделенных апсид, рукавов креста и т.д. И это важно для архитектуры эпохи Комнинов, поскольку она вообще тянется вверх.

Здание недавно подверглось опять ужасной реставрации, и, хотя были снесены многие ужасные турецкие ее обстройки, были нарушены и фасады, в частности, по сути, все торцы кирпичей были стесаны. Здесь мы с вами видим главный, южный храм и опять его иерархическую структуру: купол, рукава креста, угловые ячейки.

Но если мы обойдем храм с другой стороны, то увидим, что за счет пристройки к храму экзонартекса, т.е. дополнительного нартекса, храм приобрел совершенно другую, неожиданную, структуру: структуру повышающихся закомар, которая будет похожа на русские горы кокошников совершенно другого периода. Не здесь ли, собственно говоря, лежит их исток, тем более что на Руси первые находящиеся друг за другом, повышающиеся закомары встречаются как раз в архитектуре XII в. Обратите также внимание, что даже там, где закомары смыкаются, у них нет ендовы, а есть всегда горизонтальный переход. Так же, как налезают друг на друга закомары, громоздятся и купола. Большой купол, купол над нартексом – это тоже важная новация конца XI — XII в. – и рядом купол героона — храма Архангела Михаила.

Эти купола имеют довольно характерную для комнинского времени структуру. Они многогранные – здесь не восемь граней, а двенадцать, бывает шестнадцать граней – и имеют всегда такие лопатки на углах. Вероятно, первоначально их фасады не были чисто кирпичными, а были уже заранее обмазаны.

Теперь мы с вами заходим в сам храм и на этом рисунке видим, собственно говоря, как устроен главный храм. Схема та же: три карниза, уровень малых подпружных арок, больших подпружных арок и карниз в основании барабана. Новация – это барабан над нартексом.

Однако есть и в интерьере храма некоторые изменения, которые, может быть, вначале не так заметны. Это большая вертикализованность объема. Посмотрите внимательно: малые подпружные арки начинаются не сразу от капители и даже не спустя небольшое расстояние, а под ними стоят как будто отдельные тумбы, которые делают храм еще выше и относят эти самые подпружные арки еще выше. Этот принцип будет еще более усилен в поздневизантийской архитектуре.

Купол очень многооконный, соответственно вот этой наружной его многогранности, и реберчатый. В эпоху Комнинов очень любят купола с ребрами-нервюрами, сходящимися в центре. Можно представить, что в каждой из этих ячеек была своя мозаичная декорация.

Еще одна важная новация комниновского периода заключается в том, что ниши апсидиолей, которые мы с вами в Х в. видели во второстепенных помещениях – в нартексе или пастофориях – здесь переносятся в главную часть храма – в виму перед алтарем.

По счастью, в южном храме в виме сохранилась такая мраморная декорация апсидиоли, которая, собственно говоря, и была главной целью строителя. Ведь эта апсидиоль не функциональна, она не предназначена для какого-то литургического действия. Архитектору нужен еще один изгиб стены, чтобы, с одной стороны, расположить в ее конхе мозаику, а на ее стенах – мраморную декорацию. И обратите внимание на эту мраморную декорацию: здесь картина сложена из четырех плит уже не только по горизонтали, но и по вертикали. Все вертикализуется и вытягивается вверх. Это хорошо видно по облику этих самых апсидиолей. Посмотрите, их конхи, опять же, начинаются не сразу от карниза, а подняты вверх. Все тянется вверх, все скругляется и усложняется. Такие же боковые ниши остаются и в боковых вимах.

Наконец, поскольку это храм был императорский, очень важный, очень статусный, то здесь была и прекрасная напольная мозаика, причем с сюжетами из античности. Перед нами, вероятнее всего, Геракл в одном из своих подвигов. Византийцам казалось совершенно не зазорным на полу христианского храма изобразить античный сюжет.

Еще одна важная новация, которую мы видим в монастыре Пантократора – это открытость друг в друга трех объемов. Если первоначально два храма разделялись между собою галереями: у каждого была своя, и те примыкали друг к другу, то при постройке третьего храма Архангела Михаила эта перемычка исчезла, и объемы стали перетекать один в другой.

Наконец, еще одна важная черта, которую приносит комниновский период, – это нанизывание одного купола за другим. Если в постройках более раннего периода доминирует один центральный купол, а все ему подчинено, и купола дополнительные если и бывают, то над угловыми помещениями, изолированными от центрального, то здесь мы видим один из первых примеров возвращения опять же к ранневизантийской схеме, как было, например, в храме Апостолов, в храме Иоанна Богослова в Эфесе, когда два купола, а иногда и больше, ставятся по одной оси. Соответственно, можно представить, что изображения в этих куполах могли нести на себе тоже особенный совершенно характер, сопоставляясь друг с другом…»

Источник: Курс "Византийская архитектура", лекция: "Столичная архитектура IX–XII вв." на сайте https://magisteria.ru

Столичная архитектура IX–XII вв. лекция смотреть, слушать и читать онлайн. Курс Византийская архитектура. Андрей Виноградов - Магистерия


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 февраля 2025

«…Подтверждением того, что во второй половине ХІ века действительно начался процесс отмирания крайних боковых нефов пятинефных церквей Константинополя, служат столичные памятники ХІІ века. Северная церковь монастыря Пантократора первой половины XII века представляет собой именно трехнефную крестовоку - польную церковь; к ней с юга и с севера примыкало по портику, в которые превратились крайние боковые нефы.

Развитие константинопольской архитектуры в ХІ-ХІІ веках шло не прямолинейно. Так, несколько позднее в том же монастыре Пантократора был выстроен рядом с трехнефной церковью большой пятинефный собор самое большое из всех сохранившихся подобных зданий столицы. Следует предположить, что южная церковь монастыря Пантократора была одной из последних пятинефных построек Константинополя…»

Источник: Архитектурное наследство: сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры. [Вып.] 2 / под ред. Н. Брунова [и др.]. — Москва: Стройиздат, 1951-1952. Стр. 21

Архитектурное наследство Текст : сборник / Центральный науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры Вып. 2 - под ред. Н. Брунова [и др.] - Cистема онлайн-просмотра


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2025

«…Главной дошедшей до нас постройкой Константинополя XII в. является замечательный комплекс трёх слитых воедино церквей монастыря Пантократора. Он состоит из более ранней северной церкви, пристроенной к ней несколько позднее немного более крупной южной церкви и купольного помещения, расположенного между ними и их соединяющего. Известно, что эта однонефная купольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143—1180 гг.), построенную ещё при его жизни. Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Они возведены до неё, т. е. не позднее третьей четверти XII в. Южная церковь была построена после северной, так как её лестничная башня, расположенная к северу от нартекса, прислонена к южной лестничной башне северной церкви. Более ранняя датировка северной церкви подтверждается также тем, что она по своей архитектуре несколько архаичнее южной церкви.

Чтобы решить вопрос о первоначальное виде каждой из двух церквей монастыря Пантократора, необходимы дополнительные исследования самых памятников. Однако уже в настоящее время выясняется в общих чертах архитектурный тип каждой из них Северная церковь была в своей основе трёхнефной крестовокупольной постройкой. Об этом свидетельствуют сохранившиеся части северной наружной стены здания, в которой устроены небольшие проемы. Однако консоли на этой же стене доказывают, что к зданию примыкала пристройка. Это была, вероятно, открытая наружу галерея, представлявшая собой видоизменение крайнего бокового нефа пятинефного крестовокуполь ного здания. В современном здании к нартексу северной церкви примыкает, как и в других константинопольских церквах, квадратное в плане помещение, которое служило, по-видимому, лестничной башней. Это подтверждает наличие в первоначальном здании наружных галерей. Архитектурный тип северной церкви представляет собой промежуточный вариант между пятинефной и трёхнефной крестовокупольными постройками.

Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. Об этом говорят две квадратных в плане, вероятно лестничных, пристройки к нартексу, следы больших проемов в боковых стенах современной постройки и другие особенности. Такая реконструкция обоих зданий подтверждается также тем, как южная церковь была пристроена к северной. В результате уничтожения южной галереи северной церкви и северного крайнего бокового нефа южной церкви стало возможным поместить между ними усыпальницу Мануила Комнина.

Обе церкви монастыря Пантократора представляют собой крестовокупольные постройки сложного варианта. Особенность обоих этих зданий заключается в отсутствии стен, отделяющих боковые апсиды от главной части интерьера. Этим несколько усилена алтарная часть. Особенностью южной церкви является, кроме того, нартекс, открытый наружу тройным проёмом, со вставленными в проемы мраморными обрамлениями. Это говорит о том, что здание было рассчитано на торжественные входы, вероятно, самого императора.

Очень существенные изменения наблюдаются в церквах монастыря Пантократора по сравнению с более ранними константинопольскими постройками в области строительной техники. В обоих зданиях применена кирпичная кладка со скрытыми рядами. Слои связующего между рядами кирпича очень широки. При толщине кирпичных плиток 3—4 см толщина слоев цемяночного раствора достигает 11—12 см. Такая система кладки является следствием перевязки рядов кирпича. Однако в более ранний период константинопольские мастера добавляли через один ряд кладки половинки кирпичей, вследствие чего все ряды кирпичей выходили на поверхности стен. Кирпичную кладку со скрытыми рядами в Константинополе начали применять впервые во второй половине XI в. В XII в. эта кладка имела широкое распространение в столичных постройках. Для кладки со скрытыми рядами кирпича характерно стремление избегать разбитых пополам кирпичных плиток и выкладывать здание только из цельных плиток. С этой точки зрения, это более совершенная кирпичная кладка. С другой стороны, на поверхности стен показана только половина действительно имеющихся в стенах рядов кирпича, что даёт о кладке неполное представление.

Однако тут вступают в силу соображения архитектурно-художественного порядка. Поверхности стен, выложенные со скрытыми рядами, возможно, имитируют кладку из чередующихся рядов камня и кирпича. Они выглядят более живописными и динамичными. Создается иллюзия, что основным материалом кладки является цемяночный раствор. Ряды кирпича и слои раствора как бы поменялись своим значением. Темные, красные ряды кирпича дальше отстоят друг от друга и только вкраплены в широкие светло-розовые слои раствора. Имеет значение также и колористический эффект: образуется общий переливающийся розово-красный тон стены.

Вопрос о происхождении кирпичной кладки со скрытыми рядами еще недостаточно исследован. Материал известных архитектурных памятников говорит о том, что в византийской архитектуре этот прием появился впервые в Константинополе и что он распространялся по провинции под влиянием столичных архитекторов. Однако в русских постройках прием этот возник и получил всеобщее распространение гораздо раньше, чем в византийской архитектуре. Уже в конце X в. русские зодчие применяли кладку со скрытыми рядами кирпича. На протяжении всего XI в. и в начале XII в. все русские постройки возводились именно таким способом. Это заставляет предположить, что кирпичная кладка со скрытыми рядами, сама по себе являющаяся вариантом более ранней византийской кирпичной кладки, была разработана русскими зодчими и что во второй половине XI в. она была заимствована из Киевской Руси константинопольскими архитекторами. Это предположение подтверждается также тем, что кладка со скрытыми рядами получает наиболее широкое распространение в византийской архитектуре в XII в., т. е. в период, когда она почти во всех областях древней Руси, за исключением Полоцка и Смоленска, заменяется кирпичной кладкой, при которой все ряды кирпича выведены на поверхности стен, а слои раствора гораздо тоньше кирпичных плиток.

Архитектурно-художественная композиция обеих церквей монастыря Пантократора обнаруживает дальнейшее развитие тенденций, которые наблюдались в постройках Константинополя XI в. Внутреннее пространство главной части становится еще более единым и членится на отдельные составные части крестовокупольной системы по преимуществу в своих верхних частях. Пространство стало более текучим, и соседние части сообщаются друг с другом. Более динамичные интерьеры приближаются в этом отношении к Софии в Константинополе. Помещения боковых алтарей свободно переходят в центральную часть. Две распалубки цилиндрического свода южного конца креста северной церкви, которые можно объяснить только тем, что они появились в результате устройства оконных проемов хор, врезанных в свод, еще больше облегчают легкие и воздушные своды концов креста. Первоначальные крайние боковые нефы усиливали динамичность пространства интерьера. Лёгкая пространственность всего сооружения отражается и в трактовке наружных стен. Представление об этом дает прорезанная широкими проемами ажурная западная стена нартекса.

Большую ценность в южной церкви представляют частично сохранившаяся первоначальная облицовка внутренних стен из декоративных мраморных плит и недавно открытые фрагменты мраморного мозаичного пола. Облицовка сохранилась в центральной апсиде. Следует сравнить ее с облицовкой Софии. Разница заключается в том, что в Софии она расчленена в основном горизонтальными линиями, которым подчинены вертикальные линии. В южной церкви монастыря Пантократора каждое поле стены представляет собой отчетливо обрамлённую прямоугольную геометрическую фигуру. Наряду с цветными поверхностями, очень сильно подчеркнут линейный рисунок. Линии, выделенные цветом, обрамляют прямоугольники, получившие благодаря этому четкие границы и предметный характер. Можно провести аналогию между живописным характером изображенных при помощи цветовых пятен фигур ранневизантийских мозаик, например церкви Успения в Никее, и облицовкой Софии. С другой стороны, родственны очерченные линейными контурами фигуры мозаик церкви Луки в Фокиде или церкви в Дафни и система внутренней декорации южной церкви Пантократора.

Наружный облик церквей монастыря Пантократора трудно представить себе достаточно отчетливо, так как он был сильно искажен в турецкое время. Южная церковь сохранила больше наружных фрагментов первоначального здания. Когда она была пятинефной, угловые помещения центральной части имели хоры. Вследствие этого наружный объём здания приближался к форме параллелепипеда.

Первоначальный вид зданий легче всего представить себе на основании апсид и западных наружных частей. Апсиды сильно отличаются от константинопольских зданий XI в. В северной церкви средняя апсида имеет еще пятигранную форму, в южной — уже семигранную. Боковые апсиды в северной церкви трехгранные, а в южной церкви пятигранные. Увеличение количества граней апсид означает усиление раздробленности и измельчённости архитектурных форм.

В южной церкви изощренная миниатюрность усложненных членений сочетается с вытянутой по вертикали формой апсид. Вследствие этого миниатюрные нишки очень узки и длинны, они как бы тянутся вверх. Окно средней апсиды стало меньше, так как оно занимает только три грани из семи (в Молла-Гюрани окно крупнее, так как занимает три грани из общего числа пяти граней центральной апсиды).

Новую особенность южной церкви составляют многоуступчатые закомары, которыми завершаются все деления западного фасада. Эта черта не характерна для византийской архитектуры и напоминает владимиро-суздальские постройки, одновременно с которыми построена южная церковь монастыря Пантократора. Возможно, что не только в отношении кирпичной кладки со скрытыми рядами, но также и в отношении многоуступчатых закомар имело место влияние русской архитектуры XI—XII вв. на византийское зодчество. Лёгкие многоуступчатые закомары соответствуют пространственному, воздушному характеру всей южной церкви, и в особенности ее ажурной западной стены…»

Источник: Глава «Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: Монастырь Пантократор изображен на почтовой марке, выпущенной в Греции в 1942 году.
8 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.