Ватопед, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы общежительный мужской монастырь; расположен на берегу небольшой бухты, находящейся примерно посередине северо-востчного побережья п-ова Афон (Айон-Орос). Игумен - архимандрит Ефрем (с 1990). Общее число братии - 141 чел. (116 монахов и 25 послушников). В монастыре проживают 74 монаха и 13 послушников, в келлиях, приписанных к Ватопеду, - 42 монаха и 12 послушников.
Монастырь управляется игуменом, избираемым пожизненно на общем собрании братии. Законодательную власть имеет герондия (духовный собор, совет старцев монастыря). Исполнительную власть игумен осуществляет совместно с комиссией (эпитропией) из двух избираемых на год членов-эпитропов.
Ватопеду принадлежат 2 скита (великомученика Димитрия и апостола Андрея) и 27 келлий. В настоящее время заселены скит апостола Андрея (11 монахов и 14 послушников) и 18 келлий. Из них 8 келлий находится в Колицу: святых Бессребреников, праведной Анны, великомученика Георгия, святого Иоанна Предтечи, святых Архангелов, первомученика Стефана, Сретения Господня, Всех святых (из них 4 последних не имеют насельников); 5 - в Карее (из них заселены келлии Вознесения Господня, святителя Николая и святого Харалампия); 2 - в Гифтадике или Эгиптадике (святителя Николая и пустующая пророка Илии). Ватопед имеет 2 метоха (подворья): в Порто-Лагос (действующий) и на о-ве Самос. На территории Ватопеда находится 29 параклисов (придел или отдельный малый храм с функциями придела): 21 - внутри и 8 - вне стен монастыря.
Предполагают, что на месте, где располагается монастырь, находился небольшой античный г. Дион или Харадрион. По преданию, первая церковь в Ватопеде была основана императором Константином I Великим, разрушена при императоре Юлиане Отступнике и возобновлена в конце IV в. императором Феодосием I Великим в память о чудесном спасении от кораблекрушения его сына, будущего императора Аркадия. Волны вынесли отрока на афонский берег, где его нашли невредимым под большим терновым кустом. По другим версиям, это чудо произошло с неким Ватом, которого преподобный Максим Грек называет испанским правителем и братом императора Феодосия, а Стефан Святогорец считает отрока племянником Феодосия Великого. Поэтому монастырь был назван Βατοπα?διον (от слов β?τος - купина, терновый куст и παιδ?ον - отрок, дитя). Однако в большинстве древнейших источников название монастыря пишется как Βατοπ?διον, что, по мнению исследователей, означает «терновая равнина» (πεδ?ον - равнина).
Монастырский комплекс Ватопеда сложился в византийский период, впоследствии многократно перестраивался и достиг современных масштабов в XVIII-XIX вв. До настоящего времени не предпринималось систематического археологического исследования построек Ватопеда, поэтому точно установить время различных этапов строительства монастыря трудно. К византийской эпохе относятся стены и башни, кафоликон (соборный храм), колокольня, церковь святых Бессребреников (Анаргиров), к раннему поствизантийскому периоду можно отнести экзонартекс (внешний притвор) кафоликона, братские корпуса вдоль северной стены, ризницу, башню Пресвятой Богородицы.
Древнейшей является северная часть комплекса. Первоначально монастырь занимал территорию меньше той, что принадлежит ему в настоящее время. На это указывают тип и размер двух промежуточных башен на юго-востоке, которые отличаются от построек на южной стороне, а также ярко выраженное на южной стороне отклонение плана монастыря от формы параллелограмма, привычной для афонских монастырей (например, для плана Великой Лавры), построенных в византийский период. Первоначально южная стена проходила примерно посередине современного двора, между башнями Пресвятой Богородицы, святителя Иоанна Златоуста и святого Иоанна Предтечи. Впоследствии (но тоже в византийский период) монастырский двор был расширен до башни Преображения Господня, первоначально находившейся на холме недалеко от монастыря (около 70 м) и служившей для обороны с южной стороны. Были воздвигнуты новые стены, часть которых сохранилась до настоящего времени. В древнейших текстах (например, в сочинении «патриа» валашского господаря Нягое Басараба (1512-1521)) упоминаются треугольные очертания стен Ватопеда и его башни, их изображения сохранились на гравюрах. Состав и расположение зданий на территории древнейшей части Ватопеда - кафоликон на одном конце двора, трапезная в центре - совпадают с планировкой Великой Лавры.
Согласно надписям на западном фасаде внешнего притвора кафоликона, древняя трапезная перестраивалась в 1319/20 г. и была оснащена мраморными столами, которые в настоящее время можно видеть в современном здании (1785), где они были установлены, вероятнее всего на прежних местах. Длинная двухэтажная трапезная, с апсидой напротив входа и двумя конхами по сторонам, в передней части значительно расширена.
К средневековому периоду относится небольшой трехнефный параклис, освященный во имя святых Бессребреников во 2-й половине XIV в., расположенный недалеко от башни Преображения Господня. Его наружный вид был изменен в XIX в. В 1427 г. близ кафоликона, вероятно, на фундаменте оборонительной башни древней южной стены была построена колокольня.
В 1-й четверти XVI в. на средства валашского господаря Нягое Басараба Ватопед был обновлен и укреплен, была перестроена башня Пресвятой Богородицы, возведены современное здание ризницы, житница и ряд других построек. В XVII в. появились жилые корпуса на северо-западе (центральная часть обновлена незадолго до 1644) и юге монастырского двора, представляющие собой здания с аркадами и керамическими украшениями на фасадах. В XVIII-XIX вв. было построено большинство параклисов Ватопеда: в честь Рождества Пресвятой Богородицы (начало XVIII в.), во имя апостола Андрея (1788), великомученика Георгия (XVIII в.), cвятого Иоанна Предтечи (1813), апостола Фомы (1815), великомученика Пантелеимона (1857), апостола Иоанна Богослова (около 1860), святителя Иоанна Златоуста (около 1860), великомученика Мины (около 1865), святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата (около 1865), Трех святителей (1885). Параклисы на территории монастырского комплекса строились и как отдельно стоящие сооружения (например, параклис в честь Пояса Пресвятой Богородицы), и в составе других построек (19 параклисов). Так, архитектурный ансамбль кафоликона включает храмы во имя великомученика Димитрия, святителя Николая, Святой Троицы, святых Архангелов и Божией Матери Парамифии («Отрада или Утешение»). Основа архитектурного типа малых храмов Ватопеда - вписанный крест с разными вариациями, обусловленными наличием или отсутствием притвора.
Два параклиса воздвигнуты в честь ватопедских святынь. В 1678 г. на втором этаже соборного храма построен и расписан параклис в честь чудотворной иконы Богородицы Парамифии. В 1794 г. на монастырском дворе на средства Феофила Созополита был перестроен параклис в честь пояса Пресв. Богородицы (постройка XVI в.). Он представляет собой трехкупольный триконх афонского типа с одной апсидой и притвором, перекрытым сводом. Его фасады украшены яркой кирпичной декорацией, напоминающей мозаику, и выделяются арочными очертаниями.
Внутренние росписи выполнены в 1860 г. иноками Никифором и Герасимом, архимандритом Анфимием и иеромонахом Гавриилом, у входа изображен сербский князь Лазарь, подаривший храму чудотворную икону. Эта церковь является образцом афонского поствизантийского храмоздательства XVIII в. Деревянный резной иконостас, сооруженный в 1816 г., считается одним из лучших среди иконостасов афонских обителей. Сохранились два украшенных резьбой деревянных аналоя, подаренных деспотом Фессалоники Андроником Палеологом (до 1423), на одном изображены 24 сюжета из Акафиста Пресвятой Богородице, на другом - сцены из Ветхого Завета.
Древнейшие входные ворота Ватопеда располагались на западной стороне башни святого Иоанна Предтечи, в ранневизантийский период, после укрепления в ее северной части нижнего этажа, был образован подъезд L-образной формы, которым пользовались до открытия в 1896 г. современного входа.
В окрестностях Ватопеда находятся параклисы святителя Модеста, святителя Николая (на пристани), великомученика Трифона (в саду) и святых Апостолов (на кладбище), построенные в XIX в.
Кафоликон, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, расположен в северо-восточной части двора. Время его постройки, конец X - начало XI в., определили по сохранившимся сведениям о существовании (или восстановлении) монастыря в 972-985 гг., по результатам исследования гробницы основателей монастыря, а также по особенностям архитектуры, характерным для средневизантийского периода. Во время проведения строительных работ (к настоящему времени не завершены) стало очевидно, что здание собора претерпевало изменения, вероятно в средневизантийский период. Однако нижние секции сводов хор, органично соединенные со стенами наоса, свидетельствуют о возведении кафоликона как здания афонского типа по образцу соборного храма Великой Лавры: триконх, апсида и боковые конхи полукруглые внутри и трехгранные снаружи, трехчастный алтарь, центральная часть наоса квадратной формы. Над наосом возвышается десятигранный купол, опирающийся на столпы. В некоторых местах, откуда в 1810 г., в период реставрации, были сняты колонки, украшавшие перестроенный фиал, видна первоначальная кладка (чередование полос камня и углубленного кирпича), арки и купола выложены из кирпича целиком.
Древняя мраморная алтарная преграда кафоликона была сооружена в то же время, что и здание храма. По сюжету и технике ее орнамент характерен для скульптуры Константинополя и Малой Азии (например, такие же пальметты встречаются в декоре северной церкви монастыря Липса в К-поле (908)) и является отражением художественного влияния визант. столицы эпохи «македонского Ренессанса». Судя по форме древнего стилобата, алтарная преграда занимала пространство между северной и южной стеной храма, прямо перед западной гранью стен алтаря, как и все преграды ранней постройки, возведенные начиная с эпохи императора Юстиниана I. В начале XIII в. преграда была увенчана деревянным эпистилием (в настоящее время находится в ризнице), между 1744 и 1788 гг. она была заменена резным иконостасом. На первоначальном месте сохранился лишь стилобат с двумя малыми колонками скирийского мрамора справа и слева от царских врат. Остатки преграды были использованы для украшения других сооружений монастыря, которые перестраивались или были возведены в конце XVIII - середине XIX в., например, две части эпистилия (с арочным поясом, обрамляющим изображения пальметт типа аканфа - так называемый малоазийский орнамент) и плиты с кругами, крестами и розетками были перенесены на западный фасад храма в честь Пояса Пресвятой Богородицы, 4 колонки поддерживают купол этого храма. Два других фрагмента эпистилия украсили южный и восточный вход в трапезную, 4 плиты - портик внешнего притвора кафоликона (1842). Разноцветный пол (XI или начало XIV в.) сохранился в кафоликоне до настоящего времени.
Одновременно с наосом на первом этаже кафоликона был построен прямоугольной формы нартекс, соединенный тремя дверями с наосом. У его южной стены, в аркосолии, помещена гробница основателей Ватопеда; над гробом сооружен каменный саркофаг, передняя сторона которого украшена рельефными аркадами, изображениями креста и деревьев. Над ним, на стене аркосолия, в начале XIV в. находился образ Богородицы Влахернитиссы. Второй этаж притвора состоит из трех частей: средняя служила катехуменами (хоры), боковые впоследствии были превращены в 2 храма, над ними построены купола.
В результате пристройки с западной стороны нартекса двухэтажного дополнительного помещения в кафоликоне появился внешний широкий нартекс (в афонской архитектуре называемый «лити?»), а нартекс более близкий к наосу и более узкий получил название месониктикон. Средняя дверь на западной стене лити? украшена бронзовыми вратами (XIV в.) с черневыми орнаментами, изображение композиции «Благовещение Пресвятой Богородицы» на них, видимо, позднее. Два входа по бокам связывают лити? с храмами. На северной стороне - храм во имя великомученика Димитрия, крестово-купольный в плане, его особенностью является непосредственная связь апсиды с наосом (их отделяет только алтарная преграда, когда-то бывшая каменной); на южной стороне находится храм во имя святителя Николая Мирликийского - купольный триконх с очень глубокой алтарной апсидой.
В конце XVII в. с западной стороны собора был сооружен пространный внешний притвор (экзонартекс) - двухэтажный портик, западная стена которого имеет форму двух колоннад, южная часть превращена в невысокую башню с часами, перед нею построена новая крестильня. Весь собор, по афонскому обычаю, выкрашен снаружи темно-красным, почти пурпурным цветом. Современный вид архитектурного комплекса кафоликона - с оштукатуренными проходами, нишами-углублениями и богатыми рамами дверей и окон - результат работ, предпринятых в 1842 г. на средства архимандрита Филарета, о чем известно из надписи на мраморной плите на западной стене внешнего притвора кафоликона. На южной стене диаконника в 1894 г. архимандритом Хрисанфом из Имброса была сооружена галерея ризницы кафоликона на месте захоронений Патриархов, которые были здесь в XVIII в. В северном конце внешнего притвора кафоликона находится лестница конца XIX в., ведущая с третьего на четвертй уровень корпуса.
В 1909 г. между северным нефом кафоликона и храмом великомученика Димитрия было построено здание котельной, которая обогревает большую часть церкви благодаря системе подачи теплого воздуха.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
ВАТОПЕД