Церковь Воскресения Христова расположена на возвышении, в бывшем посаде, и колокольней выходит прямо на главный проспект города. Она была изначально построена как храм Воскресенского женского монастыря, существовавшего в Брянске предположительно с ХV века и упразднённого в марте 1766 года (монастырская церковь с того времени становится приходским храмом). Возникновение древнейшей обители относится к ХV веку, когда примыкавший к крепости посад начал активно развиваться. Документы ХVII века свидетельствуют о том, что Воскресенский монастырь в тот период был экономически несостоятельным и даже нуждался в помощи других обителей.
В самом начале ХVIII столетия в монастыре происходило бурное каменное строительство, что свидетельствует об улучшении его экономического положения. Вскоре был построен новый каменный храм в честь Воскресения Христова. Считается, что ныне существующее здание церкви - четвёртое, построенное на этом месте. С началом Северной войны только что выстроенная монастырская церковь разбирается на кирпич в 1706 году; в связи с угрозой нападения на Брянск шведских войск город нуждался в новых укреплениях. По указу царя Петра I работавший по ремонту брянской крепости капитан Преображенского полка ближайший подвижник Василий Дмитриевич Корчмин с целью расширения укреплений разобрал только что построенную каменную церковь, а другие монастырские строения превратил в казармы и служебные помещения крепости. В 1713 году была построена третья, снова деревянная Воскресенская церковь, несколько келий и ограда. Сохранившийся каменный храм сменил эту деревянную церковь в 1739-41 гг. Одновременно с главным Воскресенским престолом был устроен придел во имя Святых мучеников Гурия, Самона и Авива. В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, получившая в 1843 году новое завершение. В том же году был устроен придел во имя Святого мученика Андрея Стратилата. Воскресенский собор почитается как интересный образец архитектуры стиля раннего барокко со сложной архитектурной биографией. Его объёмное построение следует древней традиции, восходящей к ярусным храмам конца ХVII века. Вкладчики, среди которых были купцы, канцеляристы и даже бургомистр, позаботились как о внешнем, так и о внутреннем оформлении церкви - оно было роскошным.
Храм перед революцией 1917 года считался одним из самых богатых и обустроенных в Брянске. Но наступили другие времена. С приходом советской власти здание Воскресенской церкви, как и другие храмы города, перешло в собственность государства, тотчас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и урепления экономики страны. Отныне община храма была вынуждена арендовать нагло отобранный у неё собственный храм и ещё платить за него налог! По воспоминаниям старожилов, после возникновения в 1922 году обновленческого раскола храм был поделён между "староцерковниками" и обновленцами. В конце 1930-х годов были арестованы и вскоре расстреляны настоятель храма священномученик Серафим Василенко и обновленческий архиепископ Владимир Досычев. После этих арестов, в 1938 году церковь была закрыта. К 1941 году верхние ярусы колокольни и главы основного объёма были разобраны, отделка интерьера утрачена, частью побелена. Здание использовалось как комбинат бытового обслуживания, мастерская. Вновь был открыт в 1942 году. С конца 1940-х годов значится постоянно действующим.
Простояв почти полвека в обезображенном виде, при реставрации в 1986 году храм обрёл тот облик, который сложился в середине ХVIII столетия. Церковь реставрировалась по проекту знаменитого брянского архитектора В. Н. Городкова и историка-искусствоведа Е. И. Островой. На внутренней западной стене сохранилась первоначальная роспись конца ХIХ столетия. Остальная же роспись относится ко второй половины ХХ века, выполнена масляными красками в приглушённых тонах. Иконостасы и иконы относятся также к ХХ веку. До освящения Брянского собора во имя Святой Троицы в 2012 году, Воскресенский выполнял функцию кафедрального. С 2006 года в храме Воскресения Христова пребывали святые мощи преподобного князя Олега Брянского, но 23 июня 2012 года они были перенесены в соседний новоустроенный кафедральный собор во имя Святой Троицы.
Собор Воскресения Христова возведён из кирпича и оштукатурен. В традиционной трёхчастной композиции выделяется высокий основной объём - два поставленных друг на друга четверика, увенчанные главой. Сильно вынесенный, пониженный по отношению к четверику алтарь с полукруглой апсидой в центре равен по высоте прямоугольной трапезной с притвором у западного фасада, над которым возвышается ярусная колокольня. Выразительны боковые фасады нижнего четверика с крупными пилястрами, поставленые с отступами от углов. Их композицию определяют три больших окна: два из них, разделены лопаткой, помещены внизу, а одно, на средней оси, врезано в широкий карнизный пояс и тимпан полуглавия. По сторонам полуглавия помещены меньшие арки, обозначающие завершение этого яруса. Верхний четверик с двумя окнами на боковых фасадах завершён профилированным карнизом с арочными изгибами в центре, над нишами киотов. Широкие карнизные пояса (промежуточный и завершающий) имеют узкие, украшенные бороздками выступы, напоминающие триглифы. Обрамление нижних окон рамочное, с колонками на консолях по сторонам и заглублённой нишей проёма, верхние окна обведены профилированной тягой. Убранство фасадов дополняют лопатки между окнами трапезной и две арочные ниши по сторонам выступа апсиды.
Из книги: "Православные святыни Брянщины". - Брянск, 2014 и "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область". - М: Наука, 1998