Интересна история и судьба третьей церкви Живоначальной Троицы, которая располагается в Бежице по адресу: пер. Каманина, 2. Жители Бежицы по сей день этот район называют Бежичи. Раньше это было село Бежичи, историческое название которого связывали с местом, служившим убежищем для разного пришлого люда, в том числе и разбойников.
Дата постройки храма Живоначальной Троицы неизвестна. Характер архитектуры показывает два периода его строительства: в ХVIII веке воздвигнута церковь, в начале ХIХ века – колокольня.
Интересно, что Троицкая церковь пережила все исторические потрясения, духовное забвение православия, поощряемое государством, знала дни воинствующего атеизма, но, к счастью, не была разрушена, разорена, закрыта. Все эти годы действовала и действует по сегодняшний день. Здание церкви занесено в свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тип церкви – это традиционный «восьмерик на четверике». Церковь не велика по размерам, но имеет хорошие соотношения архитектурных масс. Её архитектурный облик своей интимностью и спокойным характером композиции хорошо увязывается с окружающей застройкой села, естественно сливаясь с ней и с окружающей природой.
При церкви Троицы, на кладбище, сохранилась каменная часовня, построенная в новорусском стиле конца ХIХ века по случаю прекращения эпидемии холеры в 1870 году. Вместе с храмом часовня составляет небольшой утопающий в зелени ансамбль. Часовня отнесена к объектам культурного наследия Брянской области, к памятникам истории и культуры регионального значения. А церковь относится к Архитектурным памятникам г.Брянска и входит в свод памятников Брянской области.
Собственно церковь – более старая часть памятника – своим архитектурным обликом вызывает в памяти уже виденные нами памятники стиля русского барокко. Её фасады отделаны свободно и непринужденно. Каждая из граней восьмерки украшена самобытными по рисунку наличниками окон. Восьмерик покрыт пологим шатром, увенчанным восьмигранным фонариком под крупной луковичной главой с ажурным крестом.
Архитектура колокольни принадлежит к началу ХIХ века. Она выполнена в стиле более строгих форм классицизма. Но, удивительное дело, разностильность частей памятника не вызывает отрицательных эмоций. Некоторое наивное упрощение архитектурных «языков» памятника сблизило их между собой, и он производит впечатление довольно цельного произведения архитектуры.
Всё было хорошо. Но в 1980-х годах к храму снова пришли строители. Под видом ремонта произведена самодеятельная «реконструкция» памятника по вкусам шабашников. Памятник утратил свой подлинный исторический облик. Его «нарядили» кокошниками, каких никогда на нем не было, уничтожили редкой красоты порталы боковых входов, облепили снаружи и внутри сомнительного вкуса украшениями и навели всякое прочее своеобразно понимаемое «благолепие».
Храм во имя Живоначальной Троицы
Церковь Троицы расположена на высоком берегу Десны на месте вала древнего городища 10-13 вв., господствует среди малоэтажной окружающей застройки. Колокольня сооружена в нач. 19 в. Во время ремонта 1982-83 гг. сильно искажено наружное убранство, что придало ему характер грубой стилизации. Стены кирпичные, оштукатуренные.
Небольшой изящный храм типа восьмерик на четверике выполнен в традициях "нарышкинского" барокко с колокольней в стиле классицизма. Невысокий четверик с пониженным полукруглым алтарем в ширину здания несет широкий восьмерик, увенчанный маленьким световым барабанчиком с луковичной главой. Вторым вертикальным акцентом является примыкающая к прямоуголдьной трапезной колокольня, два невысоких четырехгранных яруса которой завершены миниатюрной главкой.
В декоре фасадов варьировались мотивы "нарышкинского" стиля. Сохранились широкие пилястры и нарядный южный перспективный портал четверика, целиком выполненный в духе архитектуры 17 в. с белокаменными деталями. Основное помещение храма завершено сомкнутым восьмилотковым сводом со световым кольцом в центре; алтарь перекрыт конхой, трапезная - полулотковым сводом. Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись 19 в. переписана в 1970-х гг. Сборные иконостасы выполнены во 2-1 пол. 19 в., поновлялись в 20 в., тогда же написаны иконы. Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило 19 в.
Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. Т. 1. С. 113-114. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. С. 154-157. Холмогоров Г. Материалы для истории церквей Орловской епархии. Брянская десятина// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 1. 1905. С. 222. Городков В. Троицкая церковь в Бежичах//Брян. газ. - 1993. - Окт. (№43). - С. 4. http://www.bryanhram.ru/index.php?id=406