ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Воронеж. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленский храм


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Пелагии Антиохийской, Сергия Радонежского
Год постройки:Между 1752 и 1763.
Архитектор:М.И. Клейнер - перестройка 1854г.
Адрес:
Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. 25 Октября, д. 17А

Координаты:51.662939, 39.21295


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Олег Трегубов
25 апреля 2014
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Игорь Герасимов
10 ноября 2016
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Олег В
25 апреля 2014
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Виктор Вакуленко
7 октября 2012
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Виктор Вакуленко
7 октября 2012
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
на данный момент Богоявленский храм таков
aleksy
15 сентября 2012
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
на данный момент Богоявленский храм таков
aleksy
15 сентября 2012
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
24 марта 2012
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
10 октября 2010
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
V.Petrovich
17 сентября 2009
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
15 августа 2007
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
15 августа 2007
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
15 августа 2007
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
15 августа 2007
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Игорь Герасимов
10 ноября 2016
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Богоявления Господня - Воронеж - г. Воронеж - Воронежская область
внутренний вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Камышев Андрей
4 января 2019




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  27 марта 2008

Миниатюрную церковку, спрятавшуюся под горой в сотне метров от Покровского собора, не каждый из коренных воронежцев знает. Сверху ее купол виден лишь в небольшой просвет между деревьями с улицы Орджоникидзе. Хорошо церковь можно рассмотреть, если спускаться к водохранилищу по Большой Богоявленской (пока еще улица 25-го Октября). Справа, на пересечении с Малой Богоявленской (ныне улица Первомайская) и стоит Богоявленская церковь. Своим названием она обязана празднику Явления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, иначе именуемому Крещением Господним, который отмечается 6 (19) января. Празднику Богоявления посвящалась церковь в Пушкарской слободе, к северо-востоку от укрепленной крепости. Церковь строилась деревянной и освящена в 1647 году. Д.И. Самбикин считал же, что это произошло в 1663 году. В 1703 году храм сгорел, но был вновь восстановлен деревянным и освящен в ноябре 1705 года. Опасаясь за судьбу святилища, столь подверженного огненной стихии, пушкарцы в 1773 году начали строительство каменной трапезной с престолом во имя Сергия Радонежского. Окрестные жители как в воду глядели: в очередной крупный пожар в ночь с 9 на 10 мая 1748 года Богоявленская церковь сгорела. Уцелел только придельный храм в трапезной, его освятили 15 марта 1752 года. Постепенно началось восстановление всей церкви, но уже каменной. Маленькая церквушка была достроена через десять лет и освящена 19 июля 1763 года.

Как и всем городским церквам, Богоявленской в 1771 году выделили у ее стен место для кладбища. Но купцы Елисеевы, которые с 1737 года вели Синодик умерших, ни разу не упомянули о похоронах в ее ограде. В 1841 году купец Михаил Максимович Клочков обустроил в Богоявленской церкви придел в честь ангела своей жены, освященный 4 мая. Придел наименовали в память святой мученицы Пелагии. Придел в честь святой Пелагии имел одну особенность, выделявшую его из всех воронежских храмов. Рядом с иконостасом находилось резное изображение Иисуса Христа в терновом венце, сидящего в темнице. Каждую пятницу перед ним читался акафист страстям Господним. Д.И. Самбикин отмечал, что деревянная статуя «неискусной работы», но и такая была редкостью в православных храмах, а в наших местных — единственной.

В марте 1854 года городской архитектор Михаил Иванвич Клейнер по заказу епархии выполнил проект перестройки Богоявленской церкви. В пояснении к чертежам он предлагал: существующее здание сломать, поскольку в его сводах и стенах обнаружились трещины, «распространить» его на 5 аршин противу нынешние размеров, с левой стороны колокольни сделать пристройку. В июне 1854 года проект Клейнера рассмотрели в Петербурге и утвердили с незначительными поправками. Как претворялся проект на практике, я не знаю: в документах и в литературе нет об этом упоминаний, а чертежи в архиве не сохранились. Всё-таки, думаю, его реализовали, ведь техническое состояние церкви в тот момент представлялось достаточно серьезным и капитальные работы были необходимы. Да к тому же в стоящем ныне здании с левой стороны колокольни имеется та пристройка, которая значилась в предположении 1854 года; хотя, конечно же, ломали церковь не до основания. В оставшиеся до революции десятилетия храм переделкам не подвергался. Приход его в конце минувшего столетия насчитывал всего 70 дворов. Известно даже время, когда по его малочисленности не на что оказывалось содержать штат, и в 1810—1815 годах в Богоявленской церкви служили в очередь священники Богословского и Никольского храмов. Батюшке Фоме Петропольскому удалось изменить ситуацию: при нем церковь приобрела достаточные средства для содержания служителей. Главным источником пополнения кошелька стали взносы на поминовение умерших.

В 70—80-е годы прошлого века при протоиерее Евграфе Дмитриевиче Петрове была устроена богадельня на 4 человека, а причт стал пользоваться процентами с капитала в восемь тысяч рублей. Сам отец Евграф позднее принял монашество под именем Василия и стал архимандритом, наместником Митрофановского монастыря. В начале XX века, когда у Богоявления служил протоиерей Евгений Дольский, было открыто церковноприходское училище. Е. А. Дольский возглавлял еще и уездное отделение епархиального училищного совета. Ему довелось встретить в этой церкви революционный 1917 год, ему же в январе 1919 года пришлось представлять совнархозу перечень серебряных предметов, да еще оправдываться перед новой властью за задержку: дескать, искали рабочих, чтобы вынуть иконы из иконостаса, не повредив их... Список, в сравнении с другими церквами, сравнительно короткий: три дарохранительницы, четыре Евангелия в окладах, три чаши с прибором, пять крестов, двадцать три лампадки, одно кадило. Значительная часть богослужебных принадлежностей была потом отобрана государством.

В начале 1920-х годов, когда власть имущие стали инспирировать и поддерживать расколы в православии, Богоявленская церковь оказалась в стане обновленцев. В 1922 году «ввиду продолжительного отсутствия» протоиерей Евгений Дольский был уволен за штат. Настоятелем церкви лжеепископ Тихон назначил отца Сергия Соболева, уже служившего здесь священником. В июне 1924 года верующие решили вернуться к использованию в богослужении старого стиля. В мае 1925 года отец Сергий обратился в церковный совет с заявлением о невозможности существовать на доходы, получаемые им, и о крайней бедности прихода. В июне 1925 года во время богослужения из придельного алтаря святой Пелагии были украдены иконы Спасителя и Божией Матери в серебряных ризах. В июле 1928 года в губернский архив были переданы церковные документы с конца XVIII века — метрические книги, исповедные ведомости, приходо-расходные книги. Но искать их там сейчас тщетно: материалы сгорели в годы минувшей войны. Летом 1928 года клир и миряне Богоявленской церкви порвали с обновленчеством и присоединились к верующим патриаршей ориентации, которых возглавлял митрополит Сергий (Старогородский). Сергий Соболев получил сан протоиерея и стал членом епархиального управления.

В 1929 году составлялась инвентарная опись церковного имущества, где значились многие старые иконы, цела еще была и резная статуя Иисуса. Последние по времени документы относятся к маю 1929 года — церковь пока действовала. Богоявленский храм закрыли в самом начале 1930-х годов. По всей видимости, здание сразу же передали городскому промышленному комбинату. По крайней мере, к 1948 году оно уже давно находилось в его руках. Сметно-финансовый расчет, составленный в этот момент ремстройконторой, предусматривал приспособление Богоявленской церкви под фильмохранилище. Но проект остался нереализованным: денег ли не отыскали, надобность ли в фильмохранилище миновала, трудно сейчас сказать. В церкви остался швейный цех комбината. Он находился тут до конца 1980-х годов, потом переехал из центра в специально возведенные цеха.

Сейчас здание передано епархии. Трехъярусная невысокая колокольня без шпиля; придавленная к земле храмовая часть без купола, перекрытая двухскатной кровлей; трапезная в пять окон с дырами в стене от демонтированной вентиляции; осыпающаяся штукатурка и ветшающая кирпичная кладка — так выглядела совсем недавно Богоявленская церковь. В здании уже начались восстановительные работы.

http://vrnchurch.narod.ru


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  10 июля 2017

Богоявленская церковь в г. Воронеже первоначально была деревянная, освящена в 1663 г.; в 1703 г. она сгорела. На место сгоревшей была построена другая и также деревянная и освящена в ноябре 1705 г. при архиепископе Арсении I. В 1733 г. построена была каменная трапезная церковь, и в ней устроен был придел во имя св. Сергия Радонежского. Вторая деревянная церковь сгорела в 1748 г.

Ныне существующая каменная построена в 1763 г. и освящена 19 июля 1763 г. В ней два придела: в трапезной на правой стороне – во имя преп. Сергия Радонежского, освящен 15 марта 1752 г., на левой – св. преп. муч. Пелагеи. Этот придел устроен в 1841 г. купцом Михаилом Максимовичем Клочковым в честь ангела своей жены. Богоявленская церковь по малочисленности и бедности прихожан была приписана к Николаевской и Богословским церквам (с 1810 по 1815 гг.), ныне она самостоятельна.

При сей церкви прихожан до 70 дворов. Причт пользуется % 442 руб. с капиталов 8000 руб., завещанных разными лицами за поминовение. В пользу церкви разными лицами завещано 5000 руб. При церкви имеется богадельня на 4 человека, на содержание богадельни имеется билет в 1500 руб.

В этой церкви у иконостаса левого придела имеется резное изображение (статуя) Спасителя, сидящего в темнице. Говорят, что статуя Спасителя, местно чтимая, оставлена в Богоявленской церкви по причине скудности содержания причта. Перед этим изображением по пятницам читается акафист Страстям Христовым.

Из священников, служивших при Богоявленской церкви известны: о. Порфирий (1771 г.), Фома Петропольский, его стараниями Богоявленская церковь приобрела достаточно средств к содержанию причта и главным источником для сего было поминовение умерших; после него Митрофан Трофимов, Павел Склобовский, с 1875 г. протоиерей Евграф Петров.

В Богоявленской церкви храмовое торжество совершается не 6, а 7 января; вероятно, потому что в день крещения Господня 6 января все городское духовенство обязано быть на водоосвящении. Под 7 января в Богоявленской церкви совершается праздничная служба Богоявлению Господню, а не св. Иоанну Предтече.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.

Комментарии и обсуждение

Храм приписан к Покровскому кафедральному собору
14 ноября 2008, Иванов Дмитрий.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.