ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронеж. Церковь Вознесения Господня на Чугуновском кладбище.


Воронеж. Церковь Вознесения Господня на Чугуновском кладбище
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Вознесения Господня
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1808 и 1813.
Год утраты:Не установлен.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
г. Воронеж, улица Карла Маркса.

Координаты: 51.673826, 39.193906



Церковь Вознесения Господня на Чугуновском кладбище, источник: https://bvf.ru<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник: https://bvf.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Вознесения Господня на Чугуновском кладбище, источник: https://bvf.ru<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник: https://bvf.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??
Церковь Вознесения Господня на Чугуновском кладбище, источник: https://bvf.ru<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
источник: https://bvf.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 марта 2017

Одноименных церквей в Воронеже было только две - Вознесенская приходская и Вознесенская кладбищенская. В дополнение к существовавшим Терновому и Предтеченскому в начале XIX века возникло еще одно городское кладбище. Под него отвели обширный участок в конце Старо-Московской улицы, обязанной своим названием проходившей здесь некогда дороге на Москву. По генеральному плану 1774 года выезд в Первопрестольную переместился на Большую Московскую улицу, а старый тракт запустел. Четверть века спустя Старо-Московская (позже - Большая Садовая, затем К. Маркса) стала упираться в погост.

Новейшие изыскания заставляют меня изменить датировку и очередность возведени храмов на Чугуновском кладбище по сравнению с первым изданием этой книги (1994). Судя по планам города, одна из церквей и само кладбище появились одновременно. В 1808 году слева от ворот, ведущих на погост, была построена Самуиловская тепла церковь. Строилась она на пожертвования одного из богатейших купцов того времени Самуила Никитича Мещерякова и потому посвящалась его небесному покровителю. В память святого пророка Самуила в епархии был единственный храм. Церковь святого Самуила была небольшой по размерам, без колокольни и внешним видом походила на длинный полуовальной формы дом.

В сохранившейся метрической книге церкви Иоанна Богослова за 1814-1827 годы отмечалось место погребения прихожан. Помимо прежних в 1814 году упоминаетс «городское кладбище», с 1815 года оно называется Самуиловским, в 1819 году употреблено название «Мещеряковское кладбище», только потом оно стало Вознесенским. Официальное название кладбищу дала Вознесенская церковь. Но оно практически нигде, кроме документов, не употреблялось, в обиходе все горожане знали кладбище как Чугуновское. Не потому, что местность примыкала к железной дороге, или «чугунке», а потому, что и этот храм, ставший главным на кладбище, обязан своим появлением благотворительности Самуила Мещерякова, за огромную физическую силу прозванного «Чугунным». Каменная с трехъярусной колокольней церковь, построенная в 1808-1813 годах в стиле зрелого классицизма, имела в ряд с главным алтарем два придела: апостола Иоанна Богослова и Владимирской иконы Божией Матери (датировка строительства церквей приведена в позднейших Страховых и Клировых ведомостях).

Вознесенский храм не отапливался и поэтому считался холодным, или летним. Существование двух церквей на кладбище, теплой и холодной, было исключительным случаем. Народное предание, записанное архимандритом Димитрием (Самбикиным), дает этому событию такое толкование. Побуждением к постройке второй церкви стало то, что во вновь возведенной повесилась какая-то девушка. В храме уже был поставлен иконостас, рабочие отправились обедать и по возвращении увидели самоубийцу. По решению епархиального начальства церковь «до времени» оставалась неосвященной. Точности ради надо отметить, что у архимандрита Димитрия другая последовательность сооружения церквей - сначала Вознесенская, а потом Самуиловская.

Возможно, все произошло именно так, как это сохранила народная память, но можно найти и другую, более логичную причину: церковь святого Самуила стала тесна дл многочисленных служб, ибо кладбище постепенно превращалось в крупнейшее в городе. Вознесенская и Самуиловская церкви рассматривались как единое целое, в них служили одни и те же священники, чаще всего упоминается одна, Вознесенска (Чугуновская) церковь.

Благотворитель Самуил Мещеряков дважды избирался в Воронеже городским головой, в 1810-1813 и в 1818-1821 гг. Перед смертью, в 1823 году, он составил завещание, по которому предназначил определенные суммы храмам: «Из имеющегося у меня денежного капитала предоставляю на украшение состоящих в городе Воронеже святых храмов, как то Благовещенскому кафедральному собору девять тысяч, кладбищенской Вознесенской церкви, мною по благости Всевышнего Творца выстроенной, двадцать тысяч, приходским Воскресенской пять тысяч, Николаевской пять тысяч, Богословской пять тысяч, на погребение, поминовение и раздачу бедным десять тысяч рублей». С.Н. Мещеряков был погребен у алтаря Вознесенской церкви, его могила сохранялась еще в конце XIX века.

Кладбищенская церковь сохранила часть своих документов, оказавшихся в областном архиве. В приходо-расходной книге, заведенной в мае 1824 года и полученной «из консистории для записки имеющего быть в оной церкви прихода во всем по разосланным образцам», отражен бюджет церкви. Доходных статей значилось немного: продажа воска, свечей, исполнение погребальных треб, кружечный сбор - это давало от пятидесяти до ста рублей в месяц. Первоначально клир Вознесенской церкви был одноштатным (4 человека); в 1822 году был добавлен еще один священник, но без особого причта. В это время здесь служили священники Иоанн Новгородов и Николай Петров. В 1842 году в связи со строительством еще двух кладбищенских церквей, Всесвятской и Терновой, место второго священника упразднили, хотя с 1845 по 1858 год в ней числился временно прикомандированный батюшка из армян. Для причта имелся каменный подцерковный дом. В 1863 году протоиерей из Новохоперска Василий Кузнецов, живший в Воронеже на покое, подарил еще один деревянный обложенный кирпичом дом на Старо-Московской улице «на поминовение жены его с чадами». В 1855 году произошло «возобновление» Самуиловской церкви.

На жалованье причту шли проценты с капитала в десять тысяч восемьсот семьдесят один рубль, на содержание и ремонт церкви имелись семь тысяч двести восемьдесят шесть рублей кредитными билетами. Из приходо-расходной книги видно, что в 1880-е годы священник Николай Васильевич Хитров начал сбор пожертвований «на украшение храма», а затем и «на расширение храма». В 1883 году купец Иосиф Гаврилович Синицын внес четыреста пятьдесят рублей, в 1900 году церковный староста Никанор Яковлевич Пучков - четыре тысячи пятьсот рублей, купец Никифор Никифорович Паньшин - пятьсот рублей, общество слободы Ямской - триста рублей. На рубеже столетий в Вознесенской и Самуиловской церквях служили священники Георгий Алферов (в 1900 г. поставленный ключарем в Троицкий кафедральный собор), Симеон Замахаев (с 1889 г.) и Александр Палицын (с 1900, с 1907 г. - настоятель), диакон Иоанн Иноков (с 1861 г.), псаломщики Александр Зайцев (с 1902 г.) и Иоанн Жидков (с 1886 г.). Старостой церкви был крестьянин Афанасий Павлович Лютых. Осенью 1901 года окончены работы по распространению Вознесенского кладбищенского храма, 11 ноября 1901 г. ее освятил епископ Анастасий (Добрадин). В 1904 году перестроена колокольня.

В XIX веке Чугуновское кладбище стало одним из самых крупных в Воронеже. Оно подразделялось на несколько частей. Справа, примерно там, где телецентр, погребали лютеран и католиков; на северной окраине, ближе к улице Третьего Интернационала, было военное кладбище (расширено и вновь освящено 10 апреля 1890 г.); рядом с городской тюрьмой - больничное и арестантское. На военном кладбище 13 июня 1899 года была освящена часовня без самостоятельного штата. Она сооружена во имя Всех Святых по чертежам начальника Воронежской инженерной дистанции полковника Главацкого. Строилась часовня на средства гарнизона и на частные пожертвования.

Лютеранское, или немецкое, кладбище было обустроено в 1866-1868 годах и имело отдельный вход с улицы Пограничной. Этот участок вернее было бы назвать иноверческим, поскольку здесь хоронили представителей всех религий, кроме иудеев. Немецкое кладбище считалось лучшим в Воронеже по планировке, озеленению (труд принял на себя садовод И.Г. Карлсон) и образцовому содержанию. Место погребени не должно было внушать родственникам страха смерти.

Кладбище и церкви продолжали действовать после революции. За 1921-1927 годы сохранилась «записная книга о родившихся и крестившихся, умерших и погребенных на Вознесенском кладбище». Трое священников-обновленцев - Иоанн Аскоченский, Александр Палицын и Василий Дикарев - едва успевали исполнять требы.

В рукописи архиепископа Сергия (Петрова) по истории Воронежской епархии на основании воспоминаний очевидцев отмечен такой факт: в октябре 1926 прихожане Вознесенской церкви хотели изгнать ярого обновленца Ивана Аскоченского и перейти к архиепископу Петру (Звереву), но священник ключи от церкви не отдал и укрылся в алтаре. Его приспешники вызвали милицию, и так он удержался на своем месте. Церковь пришла в полный упадок и пустовала. Обновленцы наградили Аскоченского митрой и перевели настоятелем Смоленского собора, когда Тихон Попов стал тульским митрополитом. В сентябре 1928 года протоиерея Аскоченского в должности настоятеля сменил протоиерей В. Вышневский.

Вознесенскую церковь закрыли в 1929 году. В следующем году в церкви Самуила разместили общежитие беспризорников. В 1930 году началось разорение кладбища. Горсовет 12 мая 1930 года вынес решение о передаче Чугуновского и Лютеранского кладбищ и Алексеевского монастыря «под сады общественного пользования». По решению горсовета приступили к сбору металлолома и ликвидации памятников «незарегистрированных, то есть тех, на которые заявок о желательности их дальнейшего сохранения при проведении инвентаризации не поступило». И хотя облисполком в своем протоколе 10 мая 1931 года отметил, что «имели место факты разрушения отдельных и зарегистрированных памятников» и предложил горсовету принять меры к исправлению ошибок, начало гибельной стихии было положено. В октябре 1933 года в «Коммуне» появилась заметка М. Михайлова с предложением устроить на месте кладбища парк. Автор ратовал за сохранение природы, а о могилах обмолвился лишь одной фразой: кладбище «сейчас закрыто и ничем не напоминает своего прошлого». В июле 1936 года прошла информация о том, что на Чугуновском кладбище оборудуется теннисная база на четыре корта.

В 1943 году в Вознесенской церкви разместили стекольный завод. В акте осмотра храма осенью 1944 года отмечено, что во время оккупации здание горело, в результате чего остались только кирпичные конструкции. Стены имеют две вертикальные трещины. После небольшого ремонта здесь установили плавильные печи, они действовали семь лет. В 1951 году завод закрыли, церковь несколько лет пустовала, ее стали исподволь разбирать на кирпич. К концу 1950-х годов церкви уже не стало.

10 декабря 1959 года городские власти приняли решение о строительстве спортивно-оздоровительного комплекса. В 1960 году в центре кладбища был вырыт котлован и заложен фундамент, затем строители ушли. Работы возобновились в 1967 году, с тех пор велись почти двадцать лет. Несколько могил и даже один склеп сохранялись до начала 1980-х годов. Затем территорию благоустроили, бульдозером сровняв все холмики с землей: шла подготовка к открытию Дворца спорта под названием «Юбилейный».

От Чугуновского кладбища сохранилась только Самуиловская церковь да еще сиротливо стоит левый пилон от въездных ворот. Долгое время церковь под мастерскую занимала скульптор-монументалист А.А. Толмачева. В 1993 году храм святого пророка Самуила передали епархии. Началось возрождение храма епархией совместно с пограничниками.

27 мая 1996 года состоялось первое богослужение в этом храме. 24 мая 1998 года освящена установленная на внешней стене мемориальная доска о посвящении храма воинам-пограничникам. 4 декабря 1999 года протоиереем Петром Петровым у храма освящена стела-памятник погибшим пограничникам. В 2001 году завершена реконструкция церкви, в ней надстроен второй ярус.

http://bvf.ru/forum/showthread.php?t=521253


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 августа 2017

Церковь на Воронежском Вознесенском кладбище, более известном под названием Чугунного, каменная, с колокольнею; в ней два придела в ряд с главным алтарем: на правой стороне - св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, с левой стороны – Владимирской иконы Божией Матери, построена на средства воронежского купца Самуила Никитича Мещерякова, прозванного в народе «Чугунным», вследствие чего произошло название Вознесенского кладбища «Чугунным».

При сей церкви первоначально положен 1 штат из 4-х лиц; в 1822 г. прибавлен другой священник, но без особого причта; в 1842 г., по случаю устройства в г. Воронеже двух кладбищенских церквей Всесвятской и Троицкой на Терновой Поляне, место второго священника упразднено.

Для причта имеются два церковных дома, один деревянный, обложенный кирпичом, а другой каменный. Причт получает % с капитала в 10 871 руб. На содержание и ремонт церкви имеются билеты Государственного банка на сумму 7 286 руб.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск III, Воронеж. Типография В.И. Исаева, 1885 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.