ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронеж. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Введенская церковь, подворье Акатова монастыря


Воронеж. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Введения во храм Пресвятой Богородицы, Иоанна Воина , Митрофана Воронежского, Тихона Задонского
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:Между 1770 и 1780.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Освобождение труда (бывш. Введенская), д. 20

Координаты: 51.675865, 39.219195





Сортировка:

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
sasa_1941
26 августа 2023
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Anna Kudryavtseva
17 сентября 2021
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Илья Смирнов
15 августа 2011
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Алексей Кротов
20 апреля 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Алексей Кротов
20 апреля 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Алексей Кротов
20 апреля 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Трапезная<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Трапезная
Валерий Чудинов
26 мая 2023
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Колокольня<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Колокольня
Валерий Чудинов
26 мая 2023
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Владислав Яровинд
21 октября 2017
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Игорь Герасимов
5 ноября 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Второй ярус, ярус звона и завершение кололольни<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Второй ярус, ярус звона и завершение кололольни
Гранковский Владимир
25 сентября 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Апсида церкви<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Апсида церкви
Гранковский Владимир
25 сентября 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Олег В
8 июля 2015
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Апсида<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Апсида
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Капители колонн южного крыльца<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Капители колонн южного крыльца
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Трапезная, вид с юга<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Трапезная, вид с юга
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Восьмерик основного объема храма<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Восьмерик основного объема храма
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Основной объем храма, вид с севера<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Основной объем храма, вид с севера
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Капители колонн яруса звона колокольни<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Капители колонн яруса звона колокольни
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Завершение колокольни<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Завершение колокольни
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Основной объем храма, вид с юго-запада<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Основной объем храма, вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Окно апсиды<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Окно апсиды
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Колокольня, вид с юга<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Колокольня, вид с юга
Иванов Дмитрий
29 сентября 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
3 февраля 2013
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 марта 2012
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Восьмерик и завершение Введенской церкви<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Восьмерик и завершение Введенской церкви
V.Petrovich
16 августа 2010
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Иванов Дмитрий
19 августа 2008
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Алексей Кротов
20 апреля 2025
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Входная группа<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Входная группа
Валерий Чудинов
26 мая 2023
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Anna Kudryavtseva
17 сентября 2021
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Игорь Герасимов
5 ноября 2016
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, , Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
6 сентября 2015
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Вид на Введенскую церковь и прилегающий к ней район. г. Воронеж, 1930г.
источник https://pastvu.com
<br>, Воронеж, Воронеж, город, Воронежская область
Вид на Введенскую церковь и прилегающий к ней район. г. Воронеж, 1930г. источник https://pastvu.com
Артем МеньшиковАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
01.01.1930 - 31.12.1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий 27 марта 2008

При взгляде на церковь возле улицы Сакко и Ванцетти трудно сейчас представить ее былую красоту — и не только потому, что скрыта она лесами. Изъеденный временем красный кирпич не сохранил прежние ажурные формы здания. Только специалист-искусствовед может узреть здесь типичное барокко, да еще растреллиевской школы. Иное было до революции и в первые годы после нее. Вот что писал в 1922 году известный историк местный архитектуры Юрий Успенский: «Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа; покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие локарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде. зубчатого-колеса. Наличники окон сложного рисунка.

Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Не второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки». В этом сооружении Ю. И. Успенский чувствовал несомненное знакомство строителя с проектом Андреевского собора в Киеве, возведенного по чертежам Бартоломео Растрелли в 1747—1767 годах. Такое проникновение идей знаменитого зодчего он считал вполне возможным при тесной связи воронежского и киевского духовенства, существовавшей во второй половине XVIII века.

В Воронеже Введенская церковь появилась, можно сказать, случайно. Весной 1700 года из прихода Успенской церкви, где развернулось кораблестроение, в Акатовское предместье переселились посадские люди Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев. В октябре того же года они обратились к находившемуся в Воронеже Петру I за разрешением на вырубку леса для строительства церкви, которую они хотели по-прежнему посвятить Успению Божией Матери. Храм вскоре был построен и освящен епископом Митрофаном. Видимо, святитель воспротивился появлению в городе одноименных церквей, и новое молитвенное здание нарекли Введенским.

Внешний облик небольшой по размерам деревянной церкви неизвестен. Пожар 1748 года ее миновал. В 1770 году «за ветхостью и малопоместительностью» она была заменена каменной, двухпрестольной. Уже 10 ноября 1771 года освящен придел во имя святого Иоанна Воина. Этому подвижнику эпохи раннего христианства Господь даровал возможность избавлять от вора и обидчика, обличать мошенников и открывать похищенное, укреплять веру в воинах, оберегать их от плена, ран и смерти. Главный храм был полностью завершен к июню 1780 года. Позже, уже в середине XIX века, в трапезной появился еще один придельный алтарь во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. 

Серьезным перестройкам церковь никогда не подвергалась. В историческом описании, опубликованном в «Воронежской старине» (1908), дотошный автор священник Николай Никонов детально отобразил ее внешний облик, указал даже размеры: купол имел высоту 27 аршин (19 метров). Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов — от 162-пудового (1,6 тонны) до 17-фунтового (7 кг). Здесь же упомянуты три особо ценимые верующими иконы, все в серебряных окладах: Божией Матери «Всех скорбящих радости», святых Сисиния Лаодикийского и Иоанна Воина.

Среди редких вещей отмечался потир с надписью: «1704 года ноября 15 дня во святую» церковь ко Введению Пресвятыя Богородицы дал сии сосуды воронежец посадский человек Григорий Данилов сын Кошкин по своих родителях; весу в них во всех 371 золотник». Купец Аникеев пожертвовал храму Евангелие 1698 года издания. В 1905 году приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов, где проживали 555 человек, отличавшихся «зажиточностью и заботливостью» о благолепии своего приходского храма». Иных доходов, кроме «доброхотных пожертвований», причт не имел.

При Введенской церкви с 1887 года существовало попечительство о малосостоятельных прихожанах, с 1891 года — первая в епархии женская приходская школа «с рукодельными классами». В ограде церкви издавна хоронили богатых купцов из окрестных семейств. В летописном «Синодике» отмечено более десятка погребений еще у старого деревянного храма на протяжении 1730-1770-х годов. В основном это были представители трех семей: Елисеевы, в их числе Наум Захарович (1737) и его вдова Екатерина Романовна (1756), которую отпевал преосвященный Феофилакт; Кошкины и Вяхиревы.

В исключительных случаях прицерковный погост использовался и в XIX веке. К примеру, в январе 1894 года там были похоронены Ольга Останкова, Дарья Сафонова и Прасковья Попова, зверски убитые грабителями в доме на Введенской улице. До революции сохранялись еще надгробные плиты на могилах дворянина Ивана Зацепина и попадьи Александры Никоновой. В печально известные годы малый некрополь был сметен с лица земли, а двор оказался надолго завален мусором. Два с лишним века священники Введенской церкви несли свою пастырскую службу. Отец Василий Елисеев, к примеру, исповедовал и причащал прихожан в течение сорока одного года вплоть до своей смерти в 1821 году. Его похоронили в соседнем Акатовом монастыре. По четверть века каждый прослужили здесь батюшки Василий Лукин и Петр Иванов. Немало для укрепления авторитета храма сделал Константин Иванович Чернышев, служивший с 1886 года. Его перу принадлежит статья о ранней истории и достопримечательностях Введенки, опубликованная в «Епархиальных ведомостях» (1896). В феврале 1897 года он скончался; похоронен за алтарем. С апреля 1899 года настоятелем церкви стал Николай Григорьевич Никонов, его и застали здесь революционные бури.

В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. В свое время в ответе на требование новой власти отец Николай перечислил их весьма скупо, ограничившись названиями без указания веса. Богослужебные предметы ушли в бездонные закрома государства, и купили ли на них хлеб для голодающих крестьян или использовали для организации перманентной революции — никто уж не узнает. 

Точную дату закрытия Введенского храма отыскать я не смог, но по воспоминаниям очевидцев, это произошло в середине 1930-х годов. Первое время здание пустовало, перед войной его заняла под свой цех какая-то артель промысловой кооперации. В 1943 году возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали церковь под жилье. Комнатушки появились в алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия. Следующим хозяином храма стало городское ремонтно-строительное управление. Оно расположило тут свой производственный цех, склады, в колокольне ссыпали цемент.

В середине 1970-х годов, вспомнив о прежней красоте Введенской церкви, решили ее восстановить и открыть археологический филиал краеведческого музея. Архитектор Г. Безрукова из московского научно-реставрационного комбината выполнила необходимые проектные работы. Началась даже вычинка кирпичной кладки, специально для этой цели завозили большемерный кирпич. С конца 1970-х годов работы продолжила черепашьими темпами местная реставрационная мастерская. Петр Иванович Володин восстановил южную стену трапезной, окна. На большее не хватило старых запасов кирпича, да и руководство мастерской все время искало заказы повыгоднее и не такие трудоемкие. Десятилетняя реставрация ощутимых перемен в облике здания не произвела.

В 1990 году Введенокую церковь возвратили епархии в весьма плачевном состоянии. Сейчас она в лесах, там ведутся работы, поэтому на фотографии представлен ее более ранний вид. В начале 1994 года епархиальным управлением принято решение об организации при Введенском храме историко-церковного музея, экспонаты для которого будут возвращены из фондов краеведческого и художественного хранилищ. Богослужения в церкви предполагается вести только в особо торжественные и праздничные дни.

http://vrnchurch.narod.ru


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 10 февраля 2017

Здание Введенской церкви, начиная с плана, представляющего сложного рисунка латинский крест, и кончая обработкой деталей оконных наличников, полукруглых ломаных фронтонов, овальных окон второго этажа, сочных завитков колонн — является типичным барокко. Конструкция самой церкви не отличается от обычного для Воронежа типа.

Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка.

Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящих колонны, поддерживающие четыреугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки.

Известный историк Воронежского края митрополит Евгений Болховитинов относит сооружение церкви ко времени около 1770 г., то есть, к тому времени, когда только что было окончено в Киеве одно из самых замечательных сооружений Растрелли - Андреевский собор (1747-1767 гг.).

В колокольне Введенской церкви, особенно в идее отдельно стоящих угловых колонн среднего и особенно верхнего этажа, поддерживающих четырехугольные с богатыми карнизами выступы, чувствуется несомненное знакомство строителя Введенской церкви с проектом Андреевского собора и обработкой его углов.

Необходимо вспомнить, что связь Воронежа и Киева того времени в лице духовенства была очень тесной. Так в период 1767 - 1775 гг. епископскую кафедру в Воронеже занимал Тихон II, воспитанник киевской духовной академии, а митрополитом киевским около этого времени был тот иеромонах Иерофей, который в период 1759 - 1761 гг. был первым префектом воронежской семинарии. Ничего нет удивительного, что при такой тесной связи двух городов в лице высшего духовенства, архитектурные идеи знаменитого Растрелли, примененные в Киеве, легко могли проникнуть в Воронеж.

Ю.И. Успенский «Старый Воронеж», Профтехшкола, 1922 г.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 14 июня 2017

Церковь Введения Пресвятой Богородицы в г. Воронеже каменная, с каменною колокольнею, с приделами: с правой стороны – св. муч. Иоанна воина, с левой – св. Митрофана, епископа Воронежского, построена в 1771 г., освящена в 1780 г. 4 июня.

Эта церковь построена на место прежде бывшей, так как под 1730 г. упоминается при Введенской церкви священник Иоакинф; в 1777 г. при этой церкви было два священника: Павел Сидоров и Ермил Иванов. Из последующих известен о. Андрей (около 1840 г.) Ныне при сей церкви состоит настоятель протоиерей Петр Иванов.

Земли нет, причт получает 171 руб. с капитала 2850 руб. прихожан 290 душ муж. пола.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов 11 июля 2025

История Свято-Введенского храма, одного из красивейших в городе, который издавна называли жемчужиной Воронежа, восходит к началу XVIII века.

Известно, что трое «посадских людей»: Григорий Кошкин, Захар Елисеев и Яков Аникеев, — переселились из прихода Успенской Адмиралтейской церкви в предместье Акатова монастыря. В Воронеже тогда велось оживленное строительство кораблей, что видимо и побудило боголюбцев удалиться от шумного побережья в место более спокойное и не столь многолюдное. Они обратились к Государю за разрешением на вырубку леса для строительства храма, который они хотели, как и первый, свой родной храм, посвятить Успению Божией Матери. Разрешение было получено, храм построен, но святитель Митрофан счел неудобным появление в городе одноименных церквей и освятил его в честь другого праздника – Введения во храм Пресвятой Богородицы. 10 мая 1748 года Воронеж очень сильно пострадал от пожара. Сгорели почти все постройки на берегу реки, но Введенская церковь осталась нетронутой.

К 1770 году церковь стала ветхой и уже не вмещала всех прихожан, в связи с чем было принято решение о строительстве нового, каменного здания. В конце XVIII века на месте деревянной церкви была выстроена каменная, приводящая в изумление своей красотой и столичных жителей. Знатоки архитектуры усматривали в ней сходство с творениями знаменитого итальянского зодчего Бартоломео Растрелли. Но сам выдающийся архитектор не дожил до сооружения воронежского храма, так что перед нами – творение его последователей. 10 ноября 1771 года, в строящейся на средства прихожан церкви, был освящен придел во имя святого Иоанна Воина. Сам же двухпрестольный храм был полностью завершён к июню 1780 года. Из святынь, находившихся в храме, особенно почитались прихожанами иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и мученика Иоанна Воина. В середине XIX века, в трапезной появился ещё один придельный алтарь, освященный в честь святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского.

При Введенской церкви с 1891 года существовала первая в епархии женская приходская школа. В этом храме был крещен известный русский писатель Иван Бунин. За всю свою историю церковь практически не перестраивалась и считалась одной из красивейших в городе. В опубликованном в журнале «Воронежская старина», 1908 года издания историческом описании, священник Николай Никонов пишет: "…купол имел высоту 27 аршин. Главы церкви и колокольни были вызолочены и увенчаны позолоченными четырехконечными крестами. Окрестности оглашали звоном девять колоколов — от 162-пудового до 17-фунтового…"

В начале XX-го века приход Введенской церкви насчитывал 77 дворов, где обитали 555 человек, выделявшихся «зажиточностью и заботливостью» о своём приходском храме, существовавшем на добровольные пожертвования прихожан. Как и было принято в те времена, на территории церкви хоронили купцов-благотворителей и людей много сделавших хорошего для этой церкви. В печально известные советские годы малый некрополь был сметен с лица земли, а двор оказался надолго завален мусором.

В 1920-х годах новой властью из храма были изъяты все ценности. В начале 1920-х годов церковь добровольно рассталась с теми немногими ценностями, что у нее были. В свое время в ответе на требование новой власти отец Николай перечислил их весьма скупо, ограничившись названиями без указания веса.

Даже в те годы Введенская церковь производила на публику неизгладимые впечатления от архитектурных деталях, от красоты старинного храма Воронежа. Вот что писал в 1922 году известный историк местной архитектуры Юрий Успенский: «Стройный восьмерик главного нефа, стоящий на четверике нижнего этажа, покрыт изящною барочного профиля крышей, из которой выглядывают маленькие люкарны; на крыше восьмигранный барабан, увенчанный главкой. Углы восьмерика обтянуты рустованными пилястрами; окна имеют сложный полуциркульный фронтон в виде зубчатого колеса. Наличники окон сложного рисунка.

Главная красота храма во входящей в план церкви колокольне. Ее второй и третий этажи украшены изящными колонками. Расположение колонн второго этажа напоминает композицию Пятницкой церкви. Полукруглые с ломаным профилем фронтоны венчают звон второго этажа колокольни; в верхнем этаже с каждой стороны поместились две отдельно стоящие колонны, поддерживающие четырехугольные выступы карниза, и на этих выступах на крыше поместились изящные пирамидки». В этом сооружении Ю.И. Успенский чувствовал несомненное знакомство строителя с проектом Андреевского собора в Киеве, возведенного по чертежам Бартоломео Растрелли в 1747-1767 годах. Такое проникновение идей знаменитого зодчего он считал вполне возможным при тесной связи воронежского и киевского духовенства, существовавшей во второй половине XVIII века.

В середине 1930-х годов Введенская церковь, несмотря на свою старину и архитектуру, была закрыта представителями новой воронежской богоборческой власти. Храм был варварски разграблен и опломбирован. Первое время здание оставалось пустым, и лишь перед войной здесь расположилась государственная артель промкооперации. Введенский храм пережил налёты и бомбёжки города в дни Великой Отечественной войны. Введенская церковь уцелела. В 1943 году возвратившиеся в полуразрушенный город люди использовали эту церковь под жильё. Комнатки появились в алтаре, в трапезной, в нефе даже освоили второй этаж, настелив деревянные перекрытия. После войны в здании храма было расположено городское ремонтно-строительное управление. Были установлены производственные цеха, склады, в колокольне хранился цемент, здание постепенно разрушалось.

Многие Воронежцы помнят романтичные руины среди зарослей бурьяна на улице "Освобождения труда" – именно так выглядела не столь старинная Введенская церковь почти до конца 1980-х годов. Введенская церковь долгое время оставалась неотреставрированной и в таком виде она каждый год встречала День освобождения Воронежа. Её не сносили и не реставрировали. В середине 1970-х годов решили ее восстановить и открыть археологический филиал Краеведческого музея. Архитектор Г. Безрукова из московского научно-реставрационного комбината выполнила необходимые проектные работы. Началась даже вычинка кирпичной кладки, специально для этой цели завозили большемерный кирпич.

С конца 1970-х годов работы продолжила местная реставрационная мастерская. Петр Иванович Володин восстановил южную стену трапезной, окна. В эти годы храм был взят под охрану как памятник старины (Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974). После передачи бывшего старинного храма воронежскому Краеведческому музею, некоторые работы всё-таки стали проводится, но продвигались они очень медленно, и поэтому руинированное здание долгие годы оставалось одетым в строительные леса. К тому же долго не решался вопрос: быть ли в доме Пресвятой Богородицы археологическому музея или отдать его под зал органной музыки.

В 1990 году Введенскую церковь возвратили Воронежской епархии в весьма плачевном состоянии. В 1994 году завершилось воссоздание внешнего облика здания, работу по-прежнему проекту вели каменщики-реставраторы во главе с Игорем Буровым. В начале 1994 года епархиальным управлением принято решение об организации при Введенском храме историко-церковного музея. В 1999 году Свято-Введенская церковь передана близлежащему Алексеевскому Акатову монастырю, а 4 декабря 1999 года в престольный праздник храм был освящен Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

Храм тогда не был расписан – об этом даже не помышляли. Иконы, кроме немногих старинных, переданных из запасников музея, наклеенные на фанеру репродукции, которые постепенно заменялись писанными. Явным было тогда желание возродить древний иконописный стиль и расписать фресками тогда этот старинный храм.

Проект росписи храма – плод почти полугодового творческого поиска художника-иконописца Владимира Александровича Марченко в соавторстве с дочерью, архитектором-реставратором Марией Владимировной Моргачевой. За образец росписей были взяты орнаменты, картуши, кокошники храмов и палат Московского Кремля той эпохи, а так же варианты орнаментов из других храмов. Особую трудность представляло соединить в гармоничное единство архитектуру XVII века («провинциальное барокко», как определяет его стиль художник) с иконостасом, выполненным в древнерусском стиле. Эту задачу решили за счет больших композиций в нижней части храма сочетающихся с иконостасом.

Иконостас был изготовлен в творческой мастерской Владимира Юшина — «Благое Дело», находящейся в городе Хотьково. Все его составляющие были созданы в традиции Русского православного искусства 17 века и органично вписались в общий стиль храма. В качестве материала для изготовления иконостаса, Престола, Жертвенника и киотов использовалась ольха в соответствии с наследием церковного искусства. Орнаменты выполнены в традиционной технике плоскорельефной резьбы 17 века с дальнейшим тонированием древесины и покрытием фона цветной акриловой краской, благодаря чему выделяется рисунок. Также для создания органичного убранства использовалась древняя техника басмы, изготовляемой из латуни.

Данные работы по созданию внутреннего интерьера продолжались около 5 лет. Расписан храм в технике акриловой темперы итальянскими красками «Полуколор». Роспись выполнялась по левкасу на цементно-известковой штукатурке. Особенность такого письма заключается в прозрачности красок (их лессировочных свойствах). При такой технике используются подкладки, которые просвечиваясь, дают сложный красивый тон. При выборе цветовой гаммы росписи исходили из наружного цвета храма, имея в виду, что голубой цвет, это цвет Пресвятой Богородицы.

Основная цветовая гамма фресок светло-голубая с золотым и белым. Белый цвет в куполе и рамках внизу, а так же насыщенные цвета икон и композиций, от охристых и зеленовато-голубых до терракотовых и охра-красных, создают в храме ощущение праздника. И хотя в Древней Руси не было принято запечатлевать имена трудившихся над благоукрашением храма Божия.

В росписи храма принимали участие художники-иконописцы (супруги) Владимир и Галина Марченко, Владимир Новиков с помощниками Еленой и Евгенией, Владимир и Александр Шестопаловы, Владимир Фурсов, Михаил Ананьин с помощниками Светланой и Еленой, Владимир Кузнецов. Работы по золочению в храме выполняла бригада из Санкт-Петербурга под руководством Эфендиевой Натальи Алексеевны. Основные художники, участвующие в росписи храма – это члены Союза Художников России – опытные мастера своего дела.

Образ Спасителя «Спас на троне», расположенный над Горним местом, в центре алтарной апсиды написал член Союза Художников России Владимир Новиков. Иконы для Престола, Жертвенника, киотов в Алтаре, а также образы святых над подсвечниками в трапезной части храма выполнил воронежский иконописец, член Союза Художников России Красавин Сергей.

В росписи храма доминируют образы из земной жизни Матери Божией: Рождества Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Благовещение. Здесь так же можно увидеть образы особо почитаемых воронежских святых: святителей Митрофана Воронежского, Тихона Задонского и Антония (Смирницкого). На стенах храма написаны образы Святителя Алексия, митрополита Московского, являющегося покровителем Алексеево-Акатова монастыря, священномученика Петра (Зверева), судьба которого была тесно связана с нашей обителью.

В феврале 2002 года на колокольню были подняты колокола, отлитые на пожертвования прихожан обители. На самом большом из них мастер колокольных дел запечатлел имена благотворителей. И теперь, как и столетие назад, над Введенской улицей, с ее старинными домиками и садами, разносится благовест, призывая в храм Божий на молитву.

С сайта: https://akatov.pravorg.ru/dom-presvyatoj-bogorodicy/



Комментарии и обсуждение


Введенская церковь, построенная в 1780 г. – одна из красивейших в городе, является историко-культурным памятником XVIII в. федерального значения. Архитектурный облик её несет явные черты школы Б. Растрелли. С 1999 г. Введенская церковь, находящаяся за оградой обители, приписана к Алексеевскому Акатову женскому монастырю и является его подворьем. В настоящее время здание находится на реставрации, а до того в церкви совершались ранние Литургии, служились требы.

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/khram-v-chest-vvedeniya-vo-khram-presvyatoy-bogoroditsy-i-prisnodevy-marii-pripisnoy-khram-alekseevs/

20 августа 2019, Елена Григорьева .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.