ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение").

Вознесенская церковь в Сторожках


Москва. Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот (
Церковь. Действует.  
Престолы:Вознесения Господня, Николая Чудотворца, Сретения Владимирской иконы Божией Матери, "Всех скорбящих Радость" иконы Божией Матери, Усекновения главы Иоанна Предтечи , Тихона, Патриарха Всероссийского
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:Между 1827 и 1848.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 36

Координаты: 55.75772, 37.59567
Проезд:м. "Пушкинская",



Сортировка:

Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
1 сентября 2006
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Южная сторона храма, бюст св. патриарху Тихону<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Южная сторона храма, бюст св. патриарху Тихону
Александр ДУДНИКОВ
6 июня 2025
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Altaets
19 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Altaets
19 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
KONDORFOTO
5 июля 2016
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
30 октября 2011
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
30 октября 2011
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
30 октября 2011
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Основной  объём,  вид  с  севера<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Основной объём, вид с севера
Иванов Дмитрий
8 ноября 2009
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
8 ноября 2009
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Вид  с  востока<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вид с востока
Иванов Дмитрий
8 ноября 2009
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
22 февраля 2009
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
22 февраля 2009
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
26 июля 2007
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
1 сентября 2006
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Чупринин Михаил
1 сентября 2006
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1997
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Altaets
19 сентября 2019
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Минченко Оксана
29 ноября 2015
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Москва. Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, ("Большое Вознесение").<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Москва. Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, ("Большое Вознесение").
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 июля 2013
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Москва. Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот ("Большое Вознесение").<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Москва. Церковь Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот ("Большое Вознесение").
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 июля 2013
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Купол  основного  объема  храма<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Купол основного объема храма
Иванов Дмитрий
8 ноября 2009
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
27 июля 2023
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
27 июля 2023
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
17 мая 2014
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
23 октября 2010
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги Красовский - Очерк истории московского периода древне-русского церковного зодчества. (1911)
Андрей Агафонов
1911
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Фото из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"
Андрей Агафонов
1900
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Вид с улицы Спиридоновка. Фото 1890 года.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Вид с улицы Спиридоновка. Фото 1890 года.
Алексей Кротов
1890
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Альбом Найденова<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Альбом Найденова
Андрей Агафонов
1882
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Колокольня при церкви Вознесения Господня за Никитскими воротами (Альбом Найденова 1881 год)<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Колокольня при церкви Вознесения Господня за Никитскими воротами (Альбом Найденова 1881 год)
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1881
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
Андрей Агафонов
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
Андрей Агафонов
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
Андрей Агафонов
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), Фотоснимок с дореволюционной тиражной фотокарточки.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Фотоснимок с дореволюционной тиражной фотокарточки.
Алексей Кротов
Церковь Вознесения Господня у Никитских ворот ("Большое Вознесение"), , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
26 июня 2005



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  7 января 2006

Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами (Большое Вознесение). 1827-1848 гг.

Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-89 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I.

Ныне существующий храм был задуман как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был светлейший князь Г.А.Потемкин - Таврический. Оказалось, что фундамент старой церкви Вознесения недостаточно крепок для возведения задуманного большого храма. Тогда Г.А. Потемкин решил построить новый храм и отдал для него свой двор, находившийся рядом с церковью. Смерть помешала князю выполнить задуманное. По его завещанию в 1798 г. душеприказчики начали строительные работы.

Основной объем строился на том же месте, где он расположен в настоящее время. За ним была трапезная. По оси должна была стоять колокольня, соединееная с трапезной двухярусной галереей (галерея приходилась на место современного Вознесенского проезда). В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной.

Чтобы отличить новую церковь от старой Вознесенской, поставленной Натальей Кирилловной, и от церкви Вознесения на Большой Никитской, 18, строящуюся церковь стали называть Большое Вознесение.

В 1812 г. недостроенное здание обгорело. В 1820 г. архитектор Ф.Соколов предложил проект восстановления храма. В 1827 г. архитектор Ф.М. Шестаков начал работу по восстановлению храма, уже по своему проекту. В 1830 г. О.И. Бове дополнил проект Шестакова мощными портиками на северном и южном фасадах, чтобы сделать храм более величественным и подобным собору Преображенского полка в Петербурге, который в это время переделывал В.П. Стасов.

В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова - Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви. Начало недостроенной галереи оформили как притвор.

В 1848 г., уже после смерти Шестакова, церковь была завершена.

Очень крупный масштаб, подчеркнуто лаконичные объемы, отсутствие декора создают образ огромной монументальной силы. Храм оформлен портиками с двух фасадов. Внутри сохранилось первоначальное решение пространства: подкупольная ротонда, по ширине равная куполу, притворы и трапезная, в которой выделены боковые приделы. Всего приделов было четыре - Сретения иконы Владимирской Богоматери, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Усекновения главы Иоанна Предтечи, св. Николы Чудотворца.

В литературе церковь часто приписывают А.Г. Григорьеву, мастеру позднего ампира, или Е.Д. Тюрину, потому что здание полно воплощает основные принципы этого архитектурного периода.

В XIX-XX вв. храм, обладавший прекрасной акустикой, был приходом московской интеллигенции. Здесь отпевали М.С. Щепкина (1863), М.Н. Ермолову (1928), великого архидиакона Константина Розова (1923). В 1917 г., после октябрьских боев, в церкви Большое Вознесение отпевали погибших в боях с революцинерами военных. В этом храме Святейший патриарх Тихон за два дня до своей кончины совершил последнюю службу.

В 1931 г. храм был закрыт, колокольня разрушена. После закрытия иконостас разобрали и сожгли прямо в храме. Росписи работы итальянских художников были закрашены 7 слоями краски. Глаза святых перед этим искололи и исцарапали. Здание храма вначале отдали под склад тары; потом его передали Академии наук, и в 1950-х гг. его занимала высоковольтная лаборатория Института им. Кржижановского АН СССР. Пологие треугольные фронтоны над портиками уничтожили для устройства окон в здании. Внутри храма перед амвоном вырыли яму глубиной 11 метров. В центре ямы установили металлический шар, точно такой же подвесили под куполом. Между этими шарами пропускали электрический ток. На месте алтаря был устроен гараж. В 1987 г. лаборатория была выведена из здания храма. В храме планировалось устроить концертный зал.

В 1990 г. отреставрированный храм возвратили верующим. 23 сентября 1990 г. был совершен первый за годы советской власти Крестный ход из Успенского собора Кремля к храму "Большое Вознесение" во главе со Святейшим патриархом Алексием.

Во время ремонта храма в 2001-2002 гг. был обнаружен фундамент разрушенной колокольни и принято решение о ее воссоздании. Архитектор проекта - А. Журин. Строительство закончено в 2004 году, колокольня освящена Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым 20 мая 2004 года.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 июня 2015

Церковь Вознесения Господня Большого, в Сторожах.Б. Никитская, ныне ул. Герцена, 36, Вознесенский проезд (с запада)

Вознесенский проезд назван в конце XIX в. по находившейся в нем с XVII в. церкви Большого Вознесения. В XVII-XVIII вв. улица называлась Царицыной по дворцу царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I, находившемуся в Столовом пер. Здесь же находилась и небольшая Царицына слобода. В 1685 г. Наталья Кирилловна Нарышкина построила против своего двора каменную церковь Б. Вознесения, простоявшую до 1831 г. Первоначальная же деревянная церковь была построена значительно ранее - по Ладанной книге она числится с 1619 г., по переписной - с 1625 г. Прежняя деревянная церковь сгорела в 1629 г. Старая церковь построена царицей Натальей Кирилловной в 1685-1689 гг. на месте деревянной церкви 1629 г. Она разобрана в 1831 г. и от нее оставалась отдельно стоящая с запада от нового храма колокольня. Ругу церковь не получала. Следовательно, основана при Романовых. Первое известие о ней находится в ладанной книге 1619 г. Первый раз каменная церковь строилась в 1670 г., второй раз - царицей Натальей Кирилловной в 1683-1685 гг.

В числе прихожан в 1758 г. была подполковница Дарья Васильевна Потемкина, дом которой находился на месте теперешнего алтаря. Г. А. Потемкин мечтал выстроить новый храм, но умер в 1791 г., не начав дела. Его родственники, однако, не оставили этой мысли: особенно заботился о построении сын П. А. Потемкиной генерал-майор Н. П. Высоцкий. Трапезная с двумя приделами была заложена в 1798 г., закончена в 1816 г. Левый иконостас несколько старше правого, в нем есть иконы святых, тезоименитых Г. А. Потемкину и тогдашнему настоятелю храма Антипе Матвееву. В 1831 г. здание 1685 г. было разобрано - кроме сохранявшейся от 1637 г. колокольни. 18 февраля 1831 г. в одном из западных приделов венчался А. С. Пушкин.

В 1830-х гг. начали строить нынешнюю ампирную церковь. В сохранившихся чертежах проектов храма есть подписи Шестакова, Козловского и А. Григорьева. Освящение было 19 сентября 1848 г. Главный и оба придельных иконостаса сделаны по проектам М. Д. Быковского в 1840-х гг. Красивая, как старый памятник допетровской Руси, колокольня этого храма, расположенная через дорогу, упоминается в древних актах как "хорошая колокольница". Она построена поздно, в 1685 г.

Г. А. Потемкин-Таврический проектировал перестроить церковь Большого Вознесения и превратить ее в собор Преображенского полка, шефом которого он был и который имел неподалеку своей полковой двор. К проектированию был привлечен знаменитый В. И. Баженов. Но фундамент церкви оказался недостаточно крепким, и тогда было решено строить рядом с нею новый храм. Для него Потемкин отдал свой двор рядом со старой церковью. Смерть помешала ему осуществить свои намерения. После его кончины душеприказчики поручили в 1798 г. проектирование новой церкви М. Ф. Казакову, но строительство ее затянулось, и она была закончена лишь в 1845 г., без запланированной у входа в нее величественной колокольни. Строил ее А. Г. Григорьев. Предполагают, что в строительстве принимал участие и академик Ф. М. Шестаков.

Княгиня А. А. Прозоровская продала в 1825 г. свой дом (№ 50) на углу Скарятинского пер. Н. А. Гончарову. Дом простирался до современной улицы Качалова. В 1831 г. на дочери Гончарова Наталии Николаевне женился А. С. Пушкин. По настоянию причта церкви Вознесения, в приходе которой находился дом невесты, венчание происходило 18 февраля в притворе нового храма, так как средняя часть его еще не была достроена.

Церковь заложена в 1798 г., но строилась очень долго. Проект был переработан академиком Ф. М. Шестаковым. Строительство завершилось в 1840-х гг. Лучшим памятником церковного зодчества той эпохи и как бы переходным типом от классических форм к утонченному ампиру является храм Большого Вознесения. Это удивительно строгий и изящный по своим чистым формам храм, фасад которого нарисован изумительно верной рукой и выдержан во всех деталях. Приделы: сретения Владимирской иконы Богоматери; Николая Чудотворца, - XVII в.; 1798-1816 гг.; Усекновения главы Иоанна Предтечи, XVII в.; Иконы Богоматери Всех Скорбящих Радость. 1798-1816 гг.Иконостасы по проекту М. Д. Быковского.

Нынешний храм воздвигнут на средства прихожан. Обновлялся в 1901 г. 13 ноября 1917 г. здесь отпевали юнкеров, защищавших Россию от революции. 23 апреля 1922 г. в церкви изъято на 500 р. золота, 4 пуда 20 фунтов 42 золотника серебра, 12 драгоценных камней, 2 пуда 12 фунтов бронзовых изделий. В шестое воскресенье Великого Поста Патриарх совершил литургию в храме Вознесения на Никитской улице. Служба была длинная, торжественная. Несколько тысяч москвичей переполнили огромный храм, который был в то время любимым храмом московской интеллигенции. Многое видели стены просторного, красивого здания: в феврале 1831 г. здесь венчался А. С. Пушкин с Н. Н. Гончаровой. В 1918 г. здесь происходило отпевание юнкеров, погибших в 1918 г., - 180 гробов заполняли храм.В 1920 г. здесь венчалась дочь Ф. И. Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостола, сотрясал стены.

5 апреля 1925 г., за два дня до смерти, Патриарх Тихон совершил здесь свою последнюю службу. В марте месяце 1928 г. рано утром гроб с телом первой народной артистки республики М. Н. Ермоловой внесли в церковь Большого Вознесения у Никитских ворот: церковь, где венчался Пушкин и хоронили Щепкина (точнее, отпевали. - П. П.), теперь стала втройне исторической. Там состоялась торжественная служба при стечении огромного количества народа, длившаяся с перерывами почти весь день. Оттуда уже в 11 часов вечера состоялся вынос гроба в Малый Театр.

По воспоминаниям старожилов, записанным Н. И. Якушевой, в начале 1930-х гг. финансовые органы облагали причт церкви налогами, неуплата которых была равнозначна закрытию храма; налоги эти намеренно постоянно повышали. Поскольку сумма налога в нескольких случаях выходила за пределы возможностей прихода, ради памяти Пушкина в сборе средств для уплаты принимали участие даже расположенные поблизости иностранные посольства, в том числе турецкое. В 1931 г. храм наконец все-таки закрыли. Шатровая колокольня была снесена лишь в советское время, она находилась на месте нынешнего сквера. Колокольню разрушили в 1937 г.

В помещении самого храма поначалу располагался склад тары, а затем научные учреждения. В последнее время оно было занято лабораторией высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института им. Кржижановского (ГНИИ энергетики) Министерства энергетики и электрификации СССР. Внутри понавесили цепочки огромных шаров, приспособления в виде гигантских спиралей, спускающиеся из-под купола, сети проводов и проч. Несколько раз лаборатории предлагали помещения для переезда, но ни одно из зданий современной постройки ей не подходило из-за малой прочности стен. Здание обладает великолепной акустикой, и в нем намечено создать концертный зал.

Церковь Большого Вознесения, 1827-1840, с трапезной 1816 г., архитектор Ф. М. Шестаков, стоит на государственной охране под № 267. Фронтоны над боковыми портиками храма сломаны, и в устроенном внутри втором этаже тут пробиты окна. Подле алтарей, как передают местные старожилы, в 1917 г. похоронили множество юнкеров, сопротивлявшихся до последнего у сгоревшего при этом дома близ Никитских ворот (ныне на его месте памятник Тимирязеву). Там, где к западу от церкви на углу ул. Герцена и Вознесенского проезда (по другой его стороне) возвышалась колокольня XVII в., сломанная в 1937 г., ныне разбит сквер, посреди коего в 1956 г. поставили памятник А. Н. Толстому. В Вознесенском проезде, названном в честь храма, церковь Большого Вознесения, осталась в настоящее время единственным зданием.

Наконец, к концу 1987 г. здание храма было освобождено чуждым арендатором. Но тут неожиданно началась новая бесовщина - его решили превратить поначалу в концертный зал (наподобие храма-театра в церкви Рождества Богородицы в Путинках): "Мягкий свет льется под сводами купола. На стенах - полотна современных художников на исторические темы. Звучит музыка Бородина, мы слышим отрывки из "Слова о полку Игореве". Мы пришли на выставку, концерт? Нет, перед нами неповторимый синтез жанров - единый спектакль из столь разных слагаемых.

Вот что сказал директор Государственного концертно-выставочного зала Святослав Святославович Советов: Церковь Большого Вознесения - памятник архитектуры совершенно особенный. Предоставить его сравнительно небольшие залы сегодня известному пианисту, завтра - инструментальному квартету или камерному хору, в другой раз - чтецу - мастеру художественного слова? Это хорошо. Но, думаю, здесь можно создать принципиально новый культурный центр. И вот почему.

Пропаганда подлинных духовных ценностей нередко ведется в безнадежно устаревших формах - скучные лекции и традиционные концерты. Подростку неподготовленному скучно полтора часа слушать и видеть перед собой спину дирижера. Найдены эффектные формы развлекательных передач. А пропаганда художественных ценностей пока "за бортом" этих поисков зрелищности.Многие ведущие деятели искусства остро чувствуют необходимость найти, попробовать нетрадиционные формы в сценографии, режиссуре музыкальной классики.Почему же не создать в памятнике у Никитских ворот зал музыки, живописи и поэзии, освященный памятью о венчавшемся здесь Пушкине? Здесь можно проводить не только художественные выставки и циклы музыкальных и литературных концертов, объединенных общей темой, но и осуществлять оригинальные постановки своеобразных синтетических спектаклей. Например, концерты инструментальных ансамблей и солистов проводить в обширной трапезной, а для исполнения камерным хором русской духовной музыки использовать подкупольную часть четверика.Действительно, не рациональнее ли при дефиците концертных залов через 2-3 года открыть подобную экспериментальную площадку? Для этого можно провести ремонт интерьеров с учетом приспособления залов под концертно-выставочные и консервацию сохранившихся фрагментов живописи.

Советский фонд культуры предлагает провести конкурс на проект - концепцию художественного решения интерьера и технического оборудования зала в бывшей церкви Большого Вознесения. Его основная цель - разработать оптимальные принципы сочетания реставрационных работ в памятнике архитектуры с решением художественных и технических задач по переоборудованию интерьера для проведения концертной и выставочной деятельности. Но у здравомыслящих людей вскоре возникли сомнения: Весть о предполагаемом восстановлении здания бывшей церкви Большого Вознесения была с энтузиазмом встречена всеми, кому дорого наше культурное наследие. Однако поспешность, с которой взялись "возрождать" здание, вновь заставляет тревожиться за его судьбу.

По решению исполкома Моссовета от 6 августа 1986 г. ГлавАПУ Москвы было поручено подготовить в 1987 г. проектно-сметную документацию здания и приспособление его под концертный зал, а Главному управлению культуры совместно с Москонцертом составить план концертной работы. Предполагалось, что реставрация будет проведена в 1988-1989 гг. 31 декабря 1986 г. исполком Моссовета принимает решение о создании с 1 января 1987 г. на базе памятника государственного концертно-выставочного зала.Очевидно, что проводить исследование состояния здания и параллельно "приспосабливать" его неразумно. Ведь результаты исследования могут противоречить произведенным переделкам. Не могут не удивлять и сроки, отпущенные на реставрацию. Работа над одними только настенными росписями, по мнению специалистов, может потребовать не менее трех лет.

Исследования памятников проводились с апреля 1988 г. коллективом реставраторов мастерской № 13 "Моспроекта-2" под руководством главного архитектора проектов И. Гусева. Эскизный проект реставрации и приспособления памятника обсуждался на заседании реставрационно-методического совета Управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы под председательством начальника управления А. Савина. Основной вывод разработчиков проекта - полное восстановление первоначального облика здания возможно, однако это потребует большой и кропотливой работы. Между тем решение о проведении косметического ремонта здания, использовании его в качестве концертного зала и уже произведенные переделки вынуждают их к поискам компромиссов.

Ищутся варианты расположения сцены и рядов зрительских мест, предлагаются способы размещения электроакустической аппаратуры (это в помещении, обладающем уникальной акустикой), планируются фойе, гардеробы, туалеты, лифты и даже стеклянная крыша. Вопреки имеющимся данным о сложной гидрологической обстановке в центральном районе столицы ставится вопрос о сооружении перехода под улицей Герцена к дому № 33, который входит в комплекс будущего зала.Словом, очевидно стремление во что бы то ни стало создать обычный концертный зал в здании, совершенно для этого не предназначенном. Пойти по такому пути - значит проявить неуважение к памятнику.

В подобного рода культовых сооружениях испокон веков звучала хоровая музыка. Уникальность акустических свойств церкви Большого Вознесения была отмечена московской хоровой общественностью еще в прошлом веке. Концерты хоровой музыки проходили здесь и в первые голы Советской власти, вплоть до закрытия храма в 30-х гг. Почему бы не возродить эту замечательную традицию? Коммерциализация музыкальной культуры - проблема очень серьезная. Противостоять разрушительным процессам можно, лишь сохраняя и всемерно возрождая наше великое наследие - и музыку, и храмы, где она звучала. Но это должно быть именно возрождение - восстановление настоящего, подлинного.Если возможна полная реставрация здания бывшей церкви Большого Вознесения, то она и необходима.

Необходим строгий контроль за тратой собранных на реставрацию средств, а здесь тоже есть повод для беспокойства. Часть благотворительного фонда (около 50 тысяч рублей) была в нарушение всех норм истрачена на оборудование административных помещений в самом памятнике, часть (около 20 тысяч) - на акустическое обследование, которое после выполнения всех реставрационных работ нужно будет проводить вновь. Часть денег планируется истратить на конкурс по оформлению интерьера - затея абсурдная, поскольку внутреннее убранство храма также является памятником и должно быть полностью восстановлено. Собранный благотворительный фонд (около 200 тысяч рублей) недостаточен для полной реставрации, но это не означает, что с ним можно обращаться бездумно. Судьба уникального памятника должна решаться в условиях широкого обсуждения. Нельзя допустить, чтобы храм стал объектом печальных экспериментов.

По мере оживания свободы слова в редакции газет посыпались уже более открытые призывы - вернуть храм по принадлежности Церкви. Краткое содержание глав читательского повествования: ГЛАВА ПЕРВАЯ. Бывшая церковь Большого Вознесения является значительным памятником отечественной истории, культуры, архитектуры. А значит, заслуживает бережного к себе отношения, то есть реставрации в полном объеме и без всяких переделок. ВТОРАЯ. Памятник этот прочно ассоциируется с именем первого поэта России, что делает (должно делать) его для нас еще более ценным. Кстати, связан он и с именем одной из самых прославленных русских актрис... ТРЕТЬЯ. Большое Вознесение не "простая" достопримечательность. Это храм, почему, собственно, и оказался он связанным с памятью о замечательных людях нашего Отечества. Изначальное предназначение здания также необходимо учесть при решении его дальнейшей судьбы. Наилучшим образом будет оно учтено, если церковь отдадут Церкви. ЧЕТВЕРТАЯ. Храм может не потерять облика храма, если в нем откроют и концертный зал. При условии, что те, кто будет открывать, проявят уважение и осторожность, которых требуют обстоятельства, упомянутые в предыдущих главах. Легче всего это сделать, "вспомнив" еще об одном предназначении храма: испокон века его стены давали "приют" хоровому искусству. ПЯТАЯ. Открытие концертного зала в здании бывшей церкви Большого Вознесения может помешать строительству в Москве новых современных концертных залов.

Реставрация неспешно шла: Церковь Большого Вознесения, что у Никитских ворот, ассоциируется у каждого москвича с именем А. С. Пушкина, где поэт, как известно, венчался с Н. Гончаровой. Страшно вспомнить, но еще совсем недавно здесь проводились физические опыты. Огромные металлические конструкции, беспощадно врезаясь в стены, держали огромный, 60-тонный груз. По всему зданию на 20-30 сантиметров были вбиты гвозди. Все это пришлось убирать кооперативу "Московская старина", взявшемуся очистить храм. Многое из того, что когда-то радовало глаз, находится, увы, в плачевном состоянии. Необходима серьезная реставрация стенных росписей и недавно обнаруженных фресок. "Московской стариной" за полтора месяца уже расчищено и закреплено 40 метров одной из стен храма. Художники готовы заняться непосредственно и реставрацией живописи. Но тем временем в "Московской правде" 20 марта 1990 г. уже появилось "радостное" сообщение: В списке культурных центров города появилось еще одно название: Это - Государственный концертно-выставочный зал у Никитских ворот, открывшийся в здании бывшей церкви Большого Вознесения. Концертом камерного ансамбля духовной музыки "Музыкальное наследие" открылась программа благотворительных творческих вечеров, подготовленная совместно с центром музыкальной культуры "Полифония" при Советском фонде культуры. Сборы от этих концертов будут направлены на создание и развитие школы эстетическо-нравственного воспитания молодежи.

Но общественность оказалось не так-то просто объегорить - она заговорила в полный голос:"ВЕРНИТЕ! Наконец, в июле 1990 г. новый Моссовет вернул храм Церкви. Освящение его возглавил Патриарх Алексий II 23 сентября 1990 г. 6 апреля 1991 г. освящен приставной престол Святителя Тихона Патриарха Московского.

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. - М., 1994, с. 297-304


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 июля 2017

Строительство Вознесенского храма у Никитских ворот - одного из самых любимых москвичами ампирных храмов - растянулось на несколько десятилетий. Но и эта строительная история имеет свою предисторию. Как многие другие московские храмы, церковь Вознесения Господня в Сторожах существовала первоначально в деревянном исполнении. И. Токмаков, автор "биографического" очерка о храме, увидевшего свет в 1890 году, относит его постройку к "ок. 1540" году, не раскрывая, впрочем, источников, на которые он опирался при выведении этой даты. В 1629 году, согласно тому же Токмакову (и здесь он ссылается на "строильные книги, хранящиеся в Московском архиве Министерства юстиции"), Вознесенский храм горел. После пожара, как следует из Переписной книги московских церквей в Земляном городе (1657), он вновь был отстроен в дереве.

Говоря же о том, чему Вознесенская церковь обязана своей "фамилией" - "в Сторожах", другой исследователь этого храма - Тутолмин справедливо отмечает: "На месте нынешней площади, называемой Никитскими воротами, как известно, были действительно ворота Белого города, с приставленными к ним сторожами, которые поселены были около церкви. Отсюда и получилось название". Никитскими же ворота назывались, в свою очередь, по Никитскому монастырю, существовавшему в начале нынешней Большой Никитской улицы и почти бесследно исчезнувшему в начале 1930-х годов. В 1683-1685 годах на месте деревянной церкви выстроили каменную "о пяти главах, обиты жестью, кресты золочёные, крыта лещадью каменной; при ней два придела во имя Владимирския Богородицы и Николая Чудотворца". Строительство каменной Вознесенской церкви связано с именем царицы Натальи Кирилловны, матери императора Петра I. Её двор находился неподалёку, в районе нынешнего Столового переулка. Государыня, известная своим великим храмоздательным усердием, пожелала иметь поблизости благолепную каменную церковь, и её желание, разумеется, осуществилось.

С близостью царицына двора связано второе прозвание Вознесенского храма - "что в Царицыной улице". Сочетавшись браком с Екатериной Скавронской, Пётр I поселил близ церкви Вознесения жениных родственников. Здесь они жили и умирали. В частности, у церкви Вознесения была погребена родная сестра Екатерины I, о чём долгое время напоминала могильная плита с надписью: "1729 года, Апреля 14, представися раба Божия благоверные великие Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны сестра ея родная Крестина Самойлова дочь Скавронских, а тезоименитство ея Июля 24 дня; а жития ея было 42 года, а прежде ея тогда же года, Декабря 25 представился супруг ея Симон Леонтьев сын Гендриков, поживе 56 лет, да 1731 года Февраля в 6 день представися дщерь их Агафья Симонова дочь, жена Григорья Петрова Соловова, поживе 16 лет и погребена против сей таблицы на сем месте". Плита сохранялась вплоть до разрушения старой Вознесенской церкви в 1831 году; дальнейшая судьба её неизвестна.

Приход Вознесенской церкви был в значительной степени аристократическим. В этом районе жили Дурново, Ромодановские, Львовы, Голицыны, Гагарины и другие обладатели звучных фамилий. Начиная с 1740-х годов в приходе церкви Вознесения числился двор майора А.В. Потёмкина. В семье Потёмкиных родился мальчик, которого назвали Григорием. Прошли годы. Григорий Потёмкин сделался светлейшим князем Потёмкиным-Таврическим, и, как шептались придворные сплетники, морганическим супругом императрицы Екатерины Алексеевны. Согласно московской легенде, не потускневшей с летами, венчание императрицы и её фаворита происходило в Вознесенском храме. И, возможно, именно в память об этом событии, имевшем место в 1774 или в 1775 году, Потёмкин в 1781 году, когда его матримониальные отношения с государыней оказались в прошлом, распорядился построить несколько восточнее старого храма новый - монументальный и великолепный. Формально он предназначался для чинов лейб-гвардии Преображенского полка, которого подполковником был сам Г.А. Потёмкин, а полковником - сама Екатерина II. В будущем храме, мыслившемся как собор лейб-гвардии Преображенского полка, предполагалось "Во время прибытия Ея Императорского Величества полковую чинить присягу, венчать браки, исповедовать и святых тайн приобщать". Благословил строительство митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин). Первым архитектором храма стал В.И. Баженов. Работы шли медленно, так как Баженов в то время был занят постройкой дома Пашкова на Моховой и дворцового ансамбля в Царицыне под Москвой. К тому же в 1791 году Г.А. Потёмкин умер, "соборная идея" постепенно сошла на нет, и на строительной площадке воцарилась тишина.

Возобновилась стройка только в 1798 году, по новому проекту другого корифея отечественного зодчества М.Ф. Казакова. Казаков имел самые амбициозные планы: Вознесенский храм должен был выйти огромным, с высокой колокольней и скульптурами по фасадам. К 1805 году, однако, удалось завершить только тёплую церковь (трапезную часть) с двумя приделами да заложить фундаменты холодной церкви и колокольни. Средств на стрмительное воплощение казаковского проекта в жизнь явно недоставало. К 1812 году холодный храм был возведён только "под окна". А там случился грандиозный московский пожар, приведший к уничтожению всех трудов. Постройка, по свидетельствам современников, не только обгорела, но даже оплавилась. Потребовалось ещё четыре года на то, чтобы привести в порядок трапезную часть, и в 1816 году её освятил архиепископ Августин (Виноградский). Интересно отметить, что отец владыки Августина некоторое время являлся причетником при Вознесенской церкви и даже был лично знаком с её именитым прихожанином - Григорием Потёмкиным. Вплоть до 1830-х годов новый Вознесенский храм стоял недостроенным. Только летом 1831 года, по личному распоряжению Николая I, начался следующий этап работ. Прозвание "Большое Вознесение" к тому времени укрепилось за недостроенным храмом. Москвичи таким образом стали отличать его от Малого (или Старого) Вознесения - церкви, с 1634 года стоявшей по Никитской улице ближе к одноимённому монастырю. За достройку Большого Вознесения взялся Ф.М. Шестаков, частично использовавший сохранившиеся чертежи Баженова и Казакова, но, однако, "ускромнивший" их. Так, например, Шестаков "смёл" с фасадов скульптуры и уменьшил высоту подкупольного пространства. Другой архитектор, приложивший руку к облику храма, - О.И. Бове. Он частично переработал проект в соответствии с пожеланием одного из тех, кому пришлось "развязывать кошелёк", - князя Д.В. Голицына. Голицын желал, чтобы церковь обрела сходство с недавно оконченным Преображенским собором Петербурга и в её архитектуре, таким образом отразился бы замысел Потёмкина возвести собор для преображенцев. Бове не в полной мере согласился с ним: предложение князя подразумевало сооружение новых фундаментов. Однако на "родство" Большого Вознесения с петербургским собором зодчий всё же намекнул, прибавив к его северному и южному фасадам колонные портики.

К 1836 году строительство храма вчерне завершилось, но внутренние работы растянулись ещё на двадцать лет. Лишь в 1848 году его торжественно освятил митрополит Московский Филарет (Дроздов). О новой же колокольне речи теперь и не шло - до лучших времён оставили нарышкинскую шатровую. В продолжение ХIХ века Большое Вознесение оставалось "благородным храмом". Лицо прихода определяли жившие неподалёку представители дворянских фамилий и отечественной, уже успевшей народиться, интеллигенции. В ХIХ - начале ХХ столетия в храме было пять престолов - в честь Вознесения Господня, а также придельные - в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", Усекновения главы Иоанна Предтечи и святителя Николая. Вокруг церкви вскоре после окончания её отделки воздвигли по проекту Н.В. Никитина, достойную ограду, а под присмотром А.И. Старова облагородили прилегающую территорию. Словом, жить бы да радоваться. Но вот пришёл 1917 год. Храму пришлось стать свидетелем ожесточённых боёв между юнкерами и большевиками - площадь Никитских ворот не единожды переходила из рук в руки. 13 ноября по старому стилю в Вознесенском храме отпевали погибших юнкеров. В 1920 году в Большом Вознесении венчались П.А. Бакшеев и И.Ф. Шаляпина, а в 1923 году здесь же Москва прощалась со своим любимцем, архидиаконом Константином Розовым.

Осенью 1931 года храм был, согласно постановлению ВЦИК, закрыт. Ещё до того его "освободили" от всех золотых и серебряных предметов, а после закрытия начали планомерно уничтожать интерьеры. Был выломан и сожжён замечательный иконостас, вместе с остальными иконами. Как вспоминали московские старожилы, к церкви приводили школьников, чтобы они тоже бросали иконы в огонь. Позже в нём некоторое время находились различные конторы, а затем вместительное здание решили переоборудовать под гараж: в апсиде пробили ворота, закрасили оставшиеся росписи, сделали межэтажные перекрытия, причём при устройстве второго этажа понадобилось пробить дополнительные окна. В 1937 году варварское разрушение архитектурного ансамбля продолжилось сносом шатровой колокольни (на её месте сейчас сквер с памятником А.Н. Толстому).

С 1960-х годов в храме находилась лаборатория Энергетического института им Г.М. Кржижановского. Внутренность его была декорирована в связи с этим совершенно фантастическим образом: с потолка спускались приспособления для опытов в виде огромных спиралей и шаров, а всё пространство под куполом занимала установка для генерирования искусственных молний. В начале 1970-х годов, "подчищая" Москву к визиту президента США Ричарда Никсона, власти озаботились состоянием фасадов Вознесенской церкви. Фасады, действительно, привели в приличный вид. Но внутри всё сохранялось по-прежнему - вплоть до начала 1990-х годов.

Нельзя не сказать о таком факте, как венчание в Вознесенском храме в 1831 году А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой. Любопытно, что венчаться собирались не в Вознесенской церкви у Никитских ворот, которая к тому времени ещё стояла недостроеная и "неизящная", а в домовом храме С.М. Голицына, славившемся своими интерьерами. Но митрополит Филарет (Дроздов) настоял, чтобы венчание происходило именно в Большом Вознесении, поскольку это был приходской храм Гончаровых, живших на Никитской (дом не сохранился). Сам Пушкин, серьёзно относившийся к подобного рода совпадениям, придавал этому исключительное значение. Многие современники вспоминали о том, как "негладко" прошло венчание 18 февраля (2 марта по новому стилю) 1831 года. Л.Н. Павлищев, сын сестры Пушкина, писал: "Мать мне рассказывала, как её брат, во время обряда, неприятно был поражён, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковёр, и когда из свидетелей первый устал, как ему поспешили сообщить после церемонии, не шафер невесты, а его шафер, передавший венец следующему по очереди. Ал. С-вич счёл эти два обстоятельства недобрыми предвещаниями и произнёс, выходя из церкви: "Tous Les mauvais augures!". Расказывали и о свече, будто бы потухшей в руке поэта, и падении с аналоя креста (а по иным сведениям - и Евангелия).

Возрождение Вознесенского храма началось ещё при Советском Союзе. Произошло это весьма знаменательным образом. 23 сентября 1990 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась первая с 1918 года литургия, а после неё крестный ход, возглавляемый Патриархом Алексием II, двинулся по Большой Никитской к площади Никитских ворот. Первый на памяти москвичей крестный ход за многие советские десятилетия. Тысячи людей шли за Патриархом, и каждый из них был свидетелем и участником истории. В тот день Патриарх совершил чин Малого освящения Вознесенского храма. После молебна на южном крыльце Святейший сказал: "Сегодня два храма - Успенский собор Кремля и храм "Большое Вознесение" отметили первое биение сердца возвращающейся духовной жизни". В 1997 году, на Пасху, прошла первая служба в главном алтаре Вознесенского храма, а в мае 1999 года, в праздник Вознесения Господня, Патриарх Алексий II совершил здесь чин великого освящения шести престолов (включая приставной во имя свт. Тихона). Ещё спустя пять лет была освящена колокольня Большого Вознесения. Храм принял тот вид, который имеет теперь.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №73, 2014 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 июля 2017

Храм Вознесения Господня у Никитских ворот строился долго, с перерывами. В результате то, что получилось, оказалось весьма далеко от первоначального проекта. Более того, Потёмкин предполагал создать для замысленного им "собора лейб-гвардии Преображенского полка" совершенно новую ландшафтную среду. "Предполагалось, - цитата исследователя этого храма Токмакова, - местность, окружающую храм, занять церковными зданиями и садами, для чего пришлось бы даже снести соседние церкви..." Широкие планы светлейшего не реализовались. И хотя впоследствии, уже при советской власти, архитектурная среда площади Никитских ворот претерпела кардинальные перемены, непосредственный сосед Большого Вознесения - храм Феодора Студита - остался на своём месте. Проект архитектора Шестакова оказался стройным и строгим, чем предлагали Баженов и Казаков. Кроме того, северный и южный портики - уступка Бове пожеланию князя Голицына, чтоб храм походил на Преображенский собор в Петербурге. В итоге храм приобрёл лаконичную выразительность, характерную для московского ампира (в отличие от петербургского - имперского). Его декор минимален, объёмы чётко очерчены, "наружность Церкви, - писал Токмаков, - величественна, но несовершенно соразмерна; под карнизом стропил видите вы живописные изображения святых и многих случаев из жизни Спасителя, как например: Тайная Вечеря, Вознесение (живопись на фасадах утрачена). Главный портик церкви хорош, но жаль, что не обращён на улицу: он сделан к стороне строений".

Уже в новейшее время силуэт храма обрёл новую доминанту. Ею стала колокольня, выстроенная по проекту О.И. Журина, - редкий в наши дни пример культурного и деликатного вмешательства в "тело" памятника архитектуры. Высокая колокольня с двумя ярусами звона и золочёным шпилем придала храму новое звучание, выделив его среди значительно "возвысившейся" за последние сто лет городской застройки. Купол Вознесенского храма покоится на массивном барабане, прорезанном большими арочными окнами, лишённых каких бы то ни было "прикрас". Вообще, говоря об окнах, необходимо заметить, что в современном своём состоянии храм имеет их гораздо больше, чем имел прежде до своего закрытия и перепланировки. Эти окна представляют собой своеобразное наследие советской эпохи.

Разговор о внутреннем убранстве Вознесенского храма стоит начать всё-таки с того, каким оно было прежде, до закрытия храма в 1930-е годы. Хотя до наших дней от первоначальных интерьеров сохранились лишь небольшие фрагменты живописи, "интегрированные" в современный комплекс росписей. Строительство храма завершилось в целом к 1836 году, но внутри работы продолжались ещё около десяти лет. Такая "продолженность" во многом была связана с тем, что пришлось отойти от первоначального проекта обустройства интерьеров. Согласно ему, предполагалось расписать только "переднюю", т.е. восточную часть храма. Трапезная часть, уже освящённая к тому моменту, должна была остаться без внимания живописцев. Но митрополит Филарет (Дроздов) благословил расписать весь храм и весь его сделать отапливаемым (восточная часть архитекторами мыслилась как летняя, холодная). Объём работ увеличился, таким образом, весьма существенно. Однако и результат того стоил. Современное убранство храма выглядит, на фоне многих других "новоделов", весьма достойно. И главный иконостас, и иконостасы приделов, расположенных в трапезной, исполнены с большим уважением к стилистическим особенностям Большого Вознесения.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №73, 2014 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 октября 2020

Издано распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 14 августа 2018 г. № 26723 о передаче в собственность Русской Православной Церкви объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Большое Вознесение, 1848 г., архитектор А.Г. Григорьев (окончательное строительство)», расположенного по адресу: г. Москва, ул. Большая Никитская, д. 36. Наименование: храм Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, или храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот. Главный престол освящен в честь праздника Вознесения Господня, рриделы в честь: Сретения Владимирской иконы Божией Матери; праздника Усекновение Главы Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Приставной престол - в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

Деревянная церковь «Вознесения Господня, что в Сторожах» впервые упоминается в летописях XV в. Храм сгорел в 1629 г. Возможно, название «в сторожах» связано с деревянным укреплением на опасном западном направлении - острогом.

В 1685-1689 г.г. царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной, чей двор находился неподалеку, на месте нынешнего Столового переулка, был построен каменный Вознесенский храм «о пяти каменных главах» с приделами иконы Божией Матери «Владимирская» и святителя Николая - чуть западнее ныне стоящего.

В XVIII в. участок перешел в собственность князя Г.А. Потемкина. Есть версия, что в Вознесенском храме в 1774 г. состоялся тайный брак Г.А. Потемкина с Екатериной Великой. Во всяком случае именно он заказал в 1790 г., незадолго до своей смерти, строительство новой, более просторной каменной церкви.

Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова. Строительство началось в 1798 г. с трапезной по проекту М.Ф. Казакова. Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца.

Во время пожара 1812 г. недостроенное здание выгорело. Общестроительные работы и работы по восстановлению и благоукрашению завершены в 1816 г. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 г. состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина с Натальей Николаевной Гончаровой.

К 1831 г. старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 г. архитектором Ф.М. Шестаковым (1787-1836). В 1830 г. О.И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании.

Иконостасы выполнены в 1840 г. архитектором М.Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 г. А.Г. Григорьевым.

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объем (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: Сретения иконы Божией Матери «Владимирская» и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

5 апреля 1925 г. в храме совершил свое последнее богослужение Патриарх Московский и всея Руси Тихон; за богослужением был поставлен во епископа Сергий (Никольский).

В 1931 г. храм был закрыт. В 1937 г. снесена колокольня XVII в. Хотя здание оставили как памятник пушкинской эпохи, убранство было утрачено. До 1987 года в храме размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987-1990 г.г. была проведена реставрация, открыта часть исторической живописи.

В 1990 г. храм был передан Московской Патриархии. Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 г.; в 1999 г., на праздник Вознесения Господня, храм освятили архиерейским чином.

В 2002-2004 г.г. с западной стороны храма была заново отстроена колокольня. Архитектор-реставратор: Олег Игоревич Журин. 20 мая 2004 г. колокольню освятил Патриарх Алексий II. Строительство колокольни - пример «воссоздания» никогда не существовавшего памятника: проект был разработан О.И. Журиным с использованием проектов архитекторов конца XVIII в. и 30-х г.г. XIX в.

В 2007 г. в храме отпевали историка и исследователя русской архитектуры А.И. Комеча.

В 2012, 2017-2018 г.г. реставрировался по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы:

В 2012 г. выполнены работы по инъекционному укреплению кладки стен и сводов, устройству пандусов.

В 2017 г. были проведены ремонтные и консервационно-реставрационные работы по живописи на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части храма, укрепление штукатурного слоя и удаление засмолившейся копоти на стенах и сводах трех алтарей и в подкупольной части, реставрационные работы на поверхности искусственного мрамора и лепного декора.

В 2018 г. полностью завершены реставрационные работы: произведена консервация и реставрация живописи в интерьерах храма (приделы и трапезная).

http://www.fedmp.ru



Комментарии и обсуждение


Прекрасная старинная фотография нач. ХХ века с изображением интерьера этого храма находится в фототеке Научно-исследовательского музея Российской Академии Художеств в Санкт-Петербурге (инв.№ 6156). Фотография небольшого размера и довольно паршивого качества, с этого же негатива была впервые помещена в книге П.Г. Паламарчука "Сорок сороков", т. II. - М., 1994, с.301.

9 сентября 2009, Михаил Мещанинов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.