ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Москва. Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе.


Москва. Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе
Церковь. Действует.  
Престолы:Иоанна Богослова, Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского
Архитектурные стили:Узорочье, Барокко
Год постройки:1665. Колокольня - 1740-е гг.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, г. Москва, Богословский пер., д. 4

Координаты: 55.762228, 37.600906
Проезд:м. "Пушкинская", "Тверская"



Сортировка:

Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
evg.izmailov
11 февраля 2012
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иванов Дмитрий
29 октября 2007
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 апреля 1998
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Altaets
13 сентября 2020
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Flash rockin' man
16 октября 2019
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Flash rockin' man
16 октября 2019
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Иоанна Богослова церковь в Бронной  слободе.Южный фасад храма.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иоанна Богослова церковь в Бронной слободе.Южный фасад храма.
Александр Момент
24 апреля 2016
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Иоанна Богослова церковь в Бронной  слободе.Восточный фасад и алтарные апсиды храма.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иоанна Богослова церковь в Бронной слободе.Восточный фасад и алтарные апсиды храма.
Александр Момент
24 апреля 2016
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Болиголов
3 января 2014
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 февраля 1998
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Андрей Агафонов
1 ноября 1990
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
21 июля 2023
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
1 августа 2019
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Крест центральной главы<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Крест центральной главы
oldboy
1 апреля 2017
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Церковь Иоанна Богослова на Бронной.Световой барабан и центральная глава храма.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Церковь Иоанна Богослова на Бронной.Световой барабан и центральная глава храма.
Александр Момент
24 апреля 2016
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Иоанна Богослова церковь в Бронной  слободе.Главка и восьмигранный двухярусный глухой барабан над приделом Святителя Николая Марликийского.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иоанна Богослова церковь в Бронной слободе.Главка и восьмигранный двухярусный глухой барабан над приделом Святителя Николая Марликийского.
Александр Момент
24 апреля 2016
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Иоанна Богослова церковь в Бронной  слободе.Завершение основного обьема храма..<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иоанна Богослова церковь в Бронной слободе.Завершение основного обьема храма..
Александр Момент
24 апреля 2016
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Иоанна Богослова церковь в Бронной  слободе.Архитектурный декор южного фасада колокольни<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Иоанна Богослова церковь в Бронной слободе.Архитектурный декор южного фасада колокольни
Александр Момент
24 апреля 2016
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Настенная мозаичная икона Иоанна Богослова.<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Настенная мозаичная икона Иоанна Богослова.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Евгений Ермаков
13 июля 2013
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Олег Гусаров
20 июля 2005
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Юрий Моченов
21 июля 2023
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
17 мая 2014
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
17 мая 2014
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
17 мая 2014
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 24<br>, Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. III, Отд. 1: Часть Земляного города по левую сторону реки Москвы. М., 1882, N 24
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 июля 1881
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе, , Москва, Центральный административный округ (ЦАО), г. Москва
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
23 октября 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Андрей Петрович Сычёв  21 сентября 2011

Церковь была поставлена в XVI в. как приходская в слободе бронников, мастеров - оружейников, делавших брони и холодное оружие для войск. В XVII в. церковь обозначалась уже просто "на Бронной" (имелась в виду улица).

Существующее здание датируется 1652 и 1665 г. Архитектурный ее облик больше соотвествует 1665 г. Двусветный четверик храма венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал алтарь, с запада - одноэтажная трапезная и шатровая колокольня. Храм построен по древним традициям: монументальный четверик; килевидные кокошники читающиеся как закомары; пятиглавие с укрупненным световым барабаном и шлемовидными главами; перспективные порталы с килевидным завершением. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, дополненным в нижней части цилиндрическими сводиками, на которые опираются глухие главы. Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя арочными проемами. Северная стена трапезной прорезана широким проходом в Никольский придел.

Никольский придел состоит из двусветного четверика, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане, пониженной трехчастной апсиды и трапезной. Смотрится как самостоятельный храм. Закончен в 1694 г., снаружи обработан в традициях московского барокко (особенно характерны наличники). Предположительно его основание - ранний храм 1620 г.

В 1740-х гг. была воздвигнута новая колокольня - трехъярусная, грузноватая. Нижний ярус вместе с палатками составил своего рода притвор. В 1837 г. в трапезной размещен придел Митрофана Воронежского. В 1867 г., согласно работе Н.П.Розанова, в храме хранилась икона св. Иоанна Богослова, вклад царя Михаила Романова.

В 1932 г. церковь была закрыта и отдана под склад соседнему Камерному театру. В храме был устроен склад декораций и столярный цех. При зксплуатации были утрачены главы, апсиды основного храма и декор. В стене сделали большой пролом, окна заложили. В 1950-х церковь была признана архитектурным памятником и поставлена на реставрацию, которая продолжается до настоящего времени.

В 1992 г. храм возвращен верующим, богослужения возобновлены в 1993 г. Храм практически полностью восстановлен. При храме действует воскресная школа для детей.


Марина Зуйкова  27 ноября 2019

Исторический обзор о строительстве, разрушении и воссоздании храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы

В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время — самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников, крупнейшая слобода в этой части города. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Большая и Малая Бронные, Палашевский, Гранатный и др. Московские «пансыри» и сабли были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы испрашивали разрешения купить их. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским по одноименной церкви в честь апостола Иоанна Богослова.

Дату основания главного слободского храма, тогда еще деревянного, можно относить к последней трети XVI века в промежутке между 1570 и 1597 гг. На это указывает тот факт, что в документах начала XVII века церковь упоминается в списке храмов, не получавших никогда ругу, то есть денежные или земельные жалования из царской казны. Ругу приходским церквям, официально упраздненным Стоглавым собором 1550 года, еще выплачивали в течение последующих двух десятилетий. Следовательно, первый деревянный храм апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе, скорее всего, мог возникнуть только после 70-х гг. XVI века, когда вновь строящиеся храмы уже не получали царскую ругу. В тоже время храм не мог возникнуть позднее 1597 г., так как на Петровском чертеже города Москвы 1597–1599 гг. между Тверскими и Петровскими воротами в слободе бронников уже отмечена Иоанно-Богословская церковь.

Наступившее в начале XVII века Смутное время напрямую коснулось жизни Бронной слободы. Царские оружейники, оставшиеся верными русскому правительству и не желавшие служить «ляхам», представляли серьезную проблему для польско-литовских захватчиков. 19 марта 1611 г. в ответ на произвол поляков в Москве вспыхнул народный бунт. Для скорейшего подавления сопротивления москвичей враги решили поджечь город с разных концов. Согласно летописи, специальные карательные польские отряды «начаша жещи посады, и городы, и в Белом городе все пожгоша, и деревянный город с посады пожгоша». Слободчане спешно покидали свои разграбленные и сожженные дома. Смута не просто изменила привычный слободской уклад, она фактически уничтожила существование самой Бронной слободы. Лихолетье в буквальном смысле стерло память о прежней жизни слободы бронников. В огне безвозвратно исчезли все приказные, слободские и церковные документы, содержавшие сведения о становлении и первых временах существования Бронной слободы, а вместе с ней и храма Иоанна Богослова на Бронной.

Воцарение династии Романовых на российском престоле ознаменовало возрождение Бронной слободы — ее история начинает новый отсчет. Восстановление разграбленной и сожженной страны стало первостепенной задачей правительства царя Михаила Федоровича. С этой задачей удалось справиться лишь к 20-м гг. XVII века. Возрождались ремесла, оживала торговля, начиналось строительство, а вместе с ними возобновлялась и деятельность приказов и дворцовых ведомств. К 1624 г. относится первое, спустя годы Смутного времени, документальное свидетельство о существовании в Москве слободы бронников, возрожденной на своем исконном месте — около стен Белого города, между Тверскими и Никитскими воротами. Постепенно Дворцовая Бронная слобода смогла полностью восстановиться после смутного лихолетья и снова выполнять царские заказы. Как и при Рюриковичах, слобода царских оружейников продолжает пользоваться особым покровительством уже новой правящей династии. В 1615 г. вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных храмовых святынь.

Однако время шло, в середине XVII века слободской уклад постепенно исчезает, территории бывших слобод застраиваются домами знати и военных. В Бронной слободе всё чаще начинают селиться представители элитных слоев общества, стремившихся обзавестись загородными дворами на бывших окраинах быстрорастущей Москвы. Как раз радением этих новых прихожан и началось в 1652 г. строительство на месте деревянной церкви Иоанна Богослова нового каменного храма.

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Бронной слободе, начатый возводиться еще в эпоху русское узорочье, продолжался строиться уже другое время, в эпоху реформ патриарха Никона. Новый стиль, который иногда называют никоновским, полностью смог утвердиться лишь в монастырях. Приходские же храмы не спешили отказываться от столь полюбившихся архитек турных приемов. Они явились образцами синтеза старых и новых канонов церковной архитектуры. И церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе является одним из лучших образцов приходских храмов этого периода. В ее архитектуре можно встретить первые попытки согласовать стиль, ставший уже народным, с новыми — никоновскими — архитектурными канонами. Здесь мы встретим привычные для архитектуры XVII века детали: фасады, расчлененные карнизом на два яруса и украшенные в уровне окон второго яруса полуколоннами; кокошники, отделенные от стены развитым антаблементом; и окна, обрамленные колончатыми наличниками двух типов — с килевидными и треугольными навершиями. Всё это вполне соответствует вкусам XVII века, стилю русское узорочье. Но так как храм всё же принадлежал уже к новой эпохе, обращавшей свой взгляд на Православный Восток и подражавшей архитектуре XIV–XV веков, его архитектура должна была отвечать новым требованиям. Мы видим монументальные пропорции объема храма, напоминающие сооружения времени правления царя Иоанна III (Иван Великий), стройное классическое барабанное пятиглавие, увенчанное шлемовидными куполами. С сооружениями XVI века его сближает также трактовка некоторых деталей фасадного декора: крупные, напоминающие закомары кокошники, присутствующие также в украшении барабанов и широкие перспективные порталы с килевидными завершениями.

Столь долгое строительство было связано, очевидно, с бедствиями, обрушившимися на Москву в середине 50-х гг. XVII века. Твердость и усердие жителей Бронной слободы в стремлении построить новый каменный храм и благоукрасить его нашли живейший отклик у одного из видных церковных деятелей той эпохи, известного писателя, просветителя, воспитателя царских детей Симеона Полоцкого. В своем сочинении «Увещание на собрание к созиданию храма Иоанна Богослова» он воздавал хвалу благочестию прихожан, радением которых был возведен новый величественный каменный храм, и уподоблял их библейским суманитянам. Внимание Симеона Полоцкого к храму в Бронной слободе не случайно. Дело в том, что значительная часть местного приходского населения состояла из так называемых «мастеров-иноземцев», точнее из белорусов, во множестве переходивших на русскую службу и селившихся в дворцовых слободах. А так как Бронная слобода сильно опустела после «морового поветрия» 1655–1656 гг., то приезжавшие в Москву белорусы с охотой селились здесь и начинали обучаться местному ремеслу. Вот их-то и любил навещать в Бронной слободе Симеон Полоцкий, не забывая о нуждах своих бывших земляков и радуясь их благочестию.

Конечно, строительство каменного храма, а потом и его внутреннее обустройство потребовали значительных материальных и людских ресурсов от местных слободчан. Осознав, что собственными силами завершить обустройство и украшение храма не удастся, прихожане Иоанно-Богословского храма решились обратиться к самому царю Алексею Михайловичу с коллективной челобитной. В ней они просили царя пожертвовать в храм необходимую для церковного богослужения утварь. Царь удовлетворил их просьбу, прислав всё необходимое.

Следующий важный период в жизни прихожан церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе связан со знаменитым Большим Московским собором 1666–1667 гг. Одним из важнейших результатов работы этого собора стало осуждение старообрядчества. Анализируя причины появления раскола в Русской Церкви, собор архипастырей пришел к выводу о том, что он был вызван отсутствием на Руси «народных» училищ. Восточные иерархи настоятельно рекомендовали царю и пастырям Русской Церкви озаботиться открытием русских школ, где бы систематически изучались славянские и греческие языки и другие важные предметы. Эти призывы привели к положительным результатам — к декабрю 1667 г. относится попытка учреждения славяно-греческого училища в московской Бронной слободе при храме Иоанна Богослова. Программа его должна была выходить за рамки обычной приходской школы — в нее бы включались греческий язык и грамматика. Но самое главное отличие состояло в том, что инициаторами учреждения училища выступали не церковные лица, а светские люди. В 1667 г. прихожанами храма были составлены две челобитные. Одна была адресована царю Алексею Михайловичу. В ней еще раз челобитчики напоминали государю о всегдашнем покровительстве московских царей церкви Иоанна Богослова и просили царского покровительства в деле учреждения нового учебного училища. Вторая челобитная была направлена царскому духовнику протопопу Андрею Савинову, пользовавшемуся исключительным влиянием при дворе и слывшим известным поборником «книжной мудрости». Так что адресат для челобитной был выбран весьма удачно. Состав письма был следующим: «мы, прихожане церкви Иоанна Богослова в Бронниках общей думаю умыслили богоугодную вещь и православному народу полезную, то есть открыть училище славянской грамматики». В лице царского духовника слободчане рассчитывали найти влиятельного заступника их начинаниям, ведь открытие мирского училища было для того времени делом еще новым, что могло вызвать ряд затруднений.

Так как решение учредить подобное заведение было навеяно деятельностью Большого Московского собора, слободчане направили прошения благословить на благоугодное дело и трем патриархам — Московскому патриарху Иосафу, Александрийскому Паисию и Антиохийскому Макарию. В ответ слободчане получили благословенные грамоты от предстоятелей трех Церквей, в которых прихожане Иоанно-Богословского храма благословлялись на открытие училища для просвещения всего православного русского народа. В грамотах также патриархи разрешали священнослужителям использовать облачения греческого образца, а клиросу петь греческим и киевским обычаем. Греческое церковное пение, конечно, сильно отличалось от русского. Что касается «пения киевским обычаем», то тут подразумевалось партесное пение. Будучи связанным с новыми понятиями о полифонии, это пение было в известном противоречии с древнерусской певческой традицией. Здесь носителями новых музыкальных знаний выступали выходцы с Украины. Несмотря на то, что партесное пение завоевывало всё большую популярность, оно тем не менее встречалось «в штыки» не только старообрядцами, но и многими пастырями Русской Церкви.

Что касается самого училища при храме, то тут главный вопрос стоял о лице, способном возглавить новое учебное заведение. И здесь опять не обошлось без содействия влиятельных покровителей приходской общины Иоанно-Богословского храма, в особенности Симеона Полоцкого и царского духовника Андрея Савинова. В 1669 г. новым настоятелем церкви был назначен некий Иван Андреевич Шматковский, бывший протопоп Троицкого собора города Глухова. Такое перемещение в Москву, в Царскую Бронную слободу было не случайно. Еще будучи на Украине, он открыто выступал за необходимость объединения с Россией и принимал активное участие в борьбе против прозападной коалиции. До нас дошло торжественное обращение к царю Алексею Михайловичу, где автор выражал надежду на победоносное завершение объединения исконно русских земель под рукой российского самодержца. О том, что новый настоятель храма в Бронной слободе, отец Иоанн, был приближен ко двору и пользовался особыми привилегиями, свидетельствует тот факт, что он был единственным приходским священником во всей Москве, который выступал на приемах у патриарха и непосредственно общался с представителями высшего духовенства. Вот именно этому новому настоятелю церкви Иоанна Богослова и поручалось возглавить славяно-греческое училище.

К сожалению, до нас не дошло никаких документов о деятельности этого училища. Под давлением ортодоксально настроенных иерархов все действующие на тот момент в Москве славяно-греко-латинские училища, очаги «зломысленного мудрования» были закрыты к началу 1670-х гг. Сам же отец Иоанн был настоятелем Иоанно-Богословского храма недолго, уже к концу 1671 г. в храм был направлен другой настоятель. Однако о работе, пусть и непродолжительной, уже открытого в Бронной слободе училища свидетельствует биография одного из певчих этого храма. Иван Федорович Волошеинов, бывший певчий храма в Бронной слободе, в 1673 г. был приглашен на должность учителя во вновь отрытую школу для мещанских детей, указав на полученное систематическое образование именно в своем бывшем приходе. Более продолжительную историю имело уже другое заведение, учрежденное также при храме. Здесь была открыта богадельня для поминовения царских родителей на сто душ. Она стала одной из первых в Москве после царского указа 1678 г. «О богаделенных избах при церквях».

Конец XVII века был временем, когда Бронную слободу начали заселять представители московской элиты. Теперь здесь можно было встретить дворы таких именитых людей, как окольничие Лихачёвы, генерал-аудитор князь Андрей Федорович Шаховской, князь Иван Барятинский, дворяне Мусины-Пушкины. Все эти богатые и влиятельные люди становились новыми прихожанами местных слободских церквей. Поэтому вполне закономерно, что в этот период здесь наблюдается крупное церковное строительство. Храм Иоанна Богослова также не остался без забот своих прихожан. В начале 1690-х гг. по их заказу известнейший московский колокольный мастер, Иван Федорович Моторин, отлил специально для храма новый колокол.

Новой вехой в истории храма явилось сооружение с северной стороны каменного Никольского придела, который по окончании работ в 1694 г. освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан. Свято-Никольский придел в своей архитектурной композиции сочетает верность заданному основным храмом стилю с новыми элементами московского барокко: наличники на окнах с разорванными фронтами и небольшой граненный барабан в плане восьмерик на восьмерике, увенчанный луковичной главкой.

Следующим важным событием в жизни прихода церкви Иоанна Богослова стал пожар 1737 г., в результате которого пострадала деревянная шатровая колокольня, стоявшая здесь еще со времен первой деревянной церкви прихода. Об этом свидетельствует гравюра XVII века, где рядом с каменным храмом стоит старая еще дониконовская шатровая колокольня. Новая каменная колокольня соответствовала канонам классицизма. 3-х ярусная колокольня обладала тяжеловесными пропорциями и развитым декором. Ее ярусы — два нижних четверика и верхний восьмигранный ярус звона были украшены на углах парными пилястрами с изящными капителями. Всего на колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит знаменитым Моториным.

В таких архитектурных формах храм дошел до наших дней, являясь прекрасным образцом плавного соединения трех эпох. Он предстает перед нами как единое целое, и не кажется простому обывателю разрозненным.

Пожар 1737 г. был, пожалуй, единственным в чреде московских пожаров, который коснулся этой церкви. Один из самых известных пожаров, так называемый «Большой Московский пожар» 1773 г., уничтожил все дома и лавки от Тверских ворот до церкви Иоанна Богослова, оставив ее невредимой. В связи с планами реконструкции старой части города сгоревшие дома решили не восстанавливать. Вскоре стену Белого города в этом месте разобрали, и в 1782 г. здесь был разбит Тверской бульвар, усаженный молодыми березками. Теперь церковь Иоанна Богослова стала привлекать еще и московскую литературную элиту, выбравшую Тверской бульвар для своих послеобеденных прогулок. В 1812 г. в этой церкви крестили А. И. Герцена, а через пять лет — в 1817 г. — его будущую жену, Наталью Захарьину.

В 1837–1838 гг. в объеме Иоанно-Богословской церкви был устроен второй придел — Митрофания Воронежского. В эти годы также были произведены ремонтные работы, по окончании которых в 1842 г. освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский... В 1870 г. новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским), викарием Московской епархии, с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

В 1876–1879 гг. мастером резных дел Андреем Хомяковым был изготовлен новый иконостас для главной части храма. Тогда же весь храм был расписан масляными красками, сохранившиеся фрагменты той росписи сейчас можно увидеть только в Никольском приделе. В центральном барабане Иоанно-Богословского храма в пролетах появились изображения четырех евангелистов, выполненные на цинковых листах. Их можно разглядеть на фотографии Н. А. Найденова. В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках. К сожалению, о внутреннем убранстве храма мы можем судить лишь по двум документам: метрике 1887 г. и описи владений храма за 1914 г., составленной страховой комиссией. Единственная фотография интерьера храма запечатлела лишь вид на иконостас в Никольском приделе.

Как и в предыдущие столетия, церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе всегда шла немного впереди остальных приходских церквей. Здесь в 70-х гг. XIX века было устроено духовое отопления и теплые полы, что для обычного приходского храма того времени было делом непосильным. При храме также действовала церковно-приходская школа, попечителем которой долгое время был П. Н. Мрочек-Дроздовский, известный профессор Московского Университета, доктор государственного права...

К 1917 г. храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма — иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание икона Божией Матери «Смоленская» письма середины XVII века, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х гг.

Перемены, постигшие всю Россию после Октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению. Об этом времени и о горе, постигшим церковь Иоанна Богослова, остались воспоминания Надежды Мандельштам, проживавшей в этот период с мужем, Осипом Мандельштамом, в доме 25 по Тверскому бульвару, так называемом доме Герцена.

Еще в 1914 г. здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в Театр имени Пушкина). В 1932 г. Московский городской камерный театр внес предложение снести храм. На защиту храма встал Дмитрий Петрович Сухов, реставратор и архитектор, исследователь русской архитектуры, главный архитектор-реставратор памятников Московского кремля, художник, защитник историко-культурного наследия России. Авторитет этого знаменитого человека подарил храму вторую жизнь. В ноябре 1933 г. по требованию театра община храма была упразднена, а здание церкви было передано под «нужды» театра. За время «аренды» был уничтожен главный алтарь храма, снесены главы, разобраны барабаны основного храма, пробиты уродующие здание проемы, уничтожена роспись, снесена ограда, пристроен гараж к алтарю придела. Долгое время в храме было общежитие, а затем он был приспособлен под столярную мастерскую театра, в связи с чем в нем были установлены станки.

Попытки исследования и реставрации памятника архитектуры начались с 1956-м и продолжались до 1998 г. Череда известных архитекторов, сменяя друг друга в течение 34 лет, работали над проектом реставрации и восстановления храма. Сначала Александр Вячеславович Ох, подготовивший материалы к проекту, далее дело продолжил его ученик Георгий Константинович Игнатьев, а в последующие годы, после его смерти, завершала работу архитектор мастерской 13 Моспроекта-2 Лидия Алексеевна Шитова, которая и подвела итоги столь длительному периоду реставрации. С 1973 г. начались реставрационные работы на колокольне, которые были быстро завершены. Далее наступил перерыв, но даже до 1990-х гг. никаких существенных изменений, кроме некоторых противоаварийных работ, произведено не было. Кроме этого, сами реставрационные работы часто приводили к разрушительным последствиям. Например, открытый в течение многих лет шурф, вырытый для исследования состояния фундамента, наполнялся водой, что приводило к значительным деформациям и трещинам в стенах и сводах.

В 1991 г., после 36 лет безуспешных реставрационных работ, храм был возвращен Русской Православной Церкви. На момент юридической передачи храма памятник архитектуры находился в остро-аварийном состоянии. Первая Литургия после шестидесятилетнего перерыва была совершена настоятелем храма священником Андреем Хохловым на Пасху 1993 г. в небольшой отгороженной для богослужения части Никольского придела с временным алтарем. Только к Пасхе 1995 г. здание храма было большей частью освобождено от столярных мастерских, что позволило общине храма начать восстановительные работы, которые она осуществляла первое время своими силами. К храму со всех сторон примыкали строения Театра имени Пушкина, окружая его плотным кольцом. В таком аварийном состоянии церковь продолжала оставаться до 1996 г.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II в феврале 1996 г. дело восстановления храма взял на себя благотворительный фонд «Возрождения и сохранения традиций Русской Православной Церкви», возглавляемый Н.А. Орешко и осуществлявший свою деятельность при Инкомбанке. С этого времени работы по восстановлению храма пошли стремительным темпом. В 1996 г. были проведены основные работы по укреплению стен и сводов, восстановлению металлических связей-тяжей. Были укреплены стены и своды храма, воссозданы барабаны основного четверика, возведены главы с позолоченными крестами, восстановлены входные двери и окна, произведены штукатурные и малярные работы на фасадах. 11 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II впервые посетил храм и воочию смог увидеть результаты его восстановления из руин. Во время посещения патриархом храма был представлен новый резной иконостас Свято-Никольского придела и совершена торжественная передача собрания старинных икон фондом «Сохранение» при Ассоциации реставраторов России при участии и полной финансовой поддержке «Инкомбанка». Этому событию предшествовало освящение крестов на пятиглавие и крестовоздвижение 2 декабря 1996 г. Чин освящения крестов совершил викарий Московской епархии, епископ, а ныне архиепископ Истринский, Высокопреосвященный Арсений.

В 1997 г. реставрационные работы были продолжены. Важнейшим событием для храма стало окончание 5-летней тяжбы с Театром имени Пушкина за воссоздание трехапсидного алтаря св. Иоанна Богослова по историческим фундаментам и оформление интерьеров храма, которое было увенчано установлением великолепного Иоанно-Богословского иконостаса. Оба иконостаса храма были выполнены в мастерской Ново-Симоновского монастыря в стиле московской школы XV–XVI в. коллективом иконописцев, среди которых А. Лавданский, А. Соколов, А. Этенейер, А. Вронский и другие, а также бригадой резчиков во главе с А. Фехнером. За прекрасное исполнение иконостасов эти творческие коллективы были удостоены двух наград: почетной грамоты от Святейшего Патриарха Московского и вcея Руси Алексия II и первого места в ежегодном конкурсе, проводимом Правительством Москвы на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы. В 1998 г. основные реставрационные работы по храму были закончены. Начались работы по благоустройству территории храма, возведению новой кованой ограды на белокаменном цоколе.

В январе 1998 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II второй раз посетил храм св. ап. Иоанна Богослова. Его Святейшество отметил благолепие новых иконостасов, «пред которыми будут молиться многие поколения русских людей и сами они когда-нибудь через века станут нашей святыней». Святейший Патриарх Московский и всея Руси поблагодарил руководство Инкомбанка и фонда «Возрождения и сохранения традиций Русской Православной Церкви» за неоценимый вклад в дело возвращения святыни, назвав чудом наших дней воскресение храма к новой жизни. В июне — августе 1998 г. была выполнена одна из важнейших работ в части благоустройства территории — освобожден проход на внутреннюю территорию храма. С этой целью была проведена реконструкция участка городской теплосети, проходящей по территории храма и закрывающей проход на его внутреннюю территорию.

1999 г. в летописи храма отмечен как год Великого освящения храма. 21 мая в день престольного праздника в честь св. ап. Иоанна Богослова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Чин великого освящения храма и Божественную литургию в сослужении архиепископа Истринского Высокопреосвященного Арсения, благочинного храмов Центрального округа протоиерея Владимира Дивакова и Московского духовенства. По окончании богослужения Первосвятитель передал в дар храму святую икону Владимирской Божией Матери, которая в настоящее время является одной из святынь храма.

2003 г. вошел в летопись храма как важнейшая завершающая историческая веха в воссоздании целостности храмовой территории. Это год окончания десятилетнего противостояния с руководством Театра имени Пушкина за освобождение церковной земли за Главным алтарем храма и возможность совершать крестные ходы вокруг церкви. В 2003 г. при городском финансировании была проведена реконструкция «кармана сцены театра». Для освобождения прохода за Главным алтарем фактически была снесена и заново отстроена семиметровая стена «кармана сцены театра». За главным алтарем храма открылся проход в два с половиной метра. 9 октября 2003 г. в день престольного праздника в честь св. ап. Иоанна Богослова при стечении многочисленных прихожан настоятель храма протоиерей Андрей Хохлов совершил первый за 70 лет крестный ход вокруг храма.

Следующей значительной вехой в истории храма можно назвать 2008 г., когда в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы на колокольне храма и западном фасаде трапезной св. Николая. В течение следующих 2009 и 2010 гг. были завершены все ремонтно-реставрационные работы на фасадах храма, которые фактически устранили все выявленные недочеты реставрации 1996–1998 гг.: полностью заменена на медь обветшалая кровля храма, усилена, а частями полностью переложена, стропильная система и обрешетка кровли, устроена новая вентиляционная система в приделах и алтарях. Эти объемные и сложные работы с самым высоким качеством выполнила реставрационная фирма ООО «Мигстрой». В тот же период были капитально отремонтированы приходские помещения причта и ризницы, расположенные на первом этаже бывшего доходного дома храма.

2011 г. вошел в летопись храма как год работ по благоустройству территории храма: были созданы новые площадки для цветников под будущие посадки, восстановлена вертикальная планировка, заново вымощен весь участок церковной земли, с выделением отмостки вокруг храма, отремонтирована ограда и установлен разборный навес для хранения стройматериалов. 1 декабря 2011 г. на благоустроенной территории храма состоялось торжественное захоронение останков усопших, найденных на территории храма с 1996 по 2011 гг. во время проведения реставрационных работ и благоустройства территории, и которые ранее покоились на церковном кладбище, уничтоженном в советское время при строительстве корпусов Театра имени Пушкина. Настоятелем храма протоиереем Андреем Хохловым была отслужена лития и панихида по усопшим и похороненным в церковной земле. 9 декабря 2011 г. на месте захоронения установлена Голгофа с памятной надписью «Вечная память почившим окрест храма сего погребенным».

С 2012 по 2014 гг. на приходе были выполнены очень важные для храма работы: отремонтированы и вызолочены четыре креста на малые главы четверика, проложены новые сети электроосвещения и розеточной электросети, смонтирована акустическая звуковая система, позолочены светильники храма, проведена подготовка стен и сводов храма под будущую роспись, промыты и очищены от копоти оба иконостаса, устроена система охраны и видеонаблюдения в храме. Кроме того, благодаря попечению давнего благотворителя храма А. Н. Захарова, приход обрел икону Алексия, человека Божия, с частичкой мощей святого. В 2014 г. за многолетнюю помощь храму Захаров А. Н. был удостоен знака Патриаршего внимания — ордена прп. Серафима Саровского II степени, который ему вручил епископ Филарет (Карагодин) в день престольного праздника храма.

По материалам: http://nabronnoy.moseparh.ru/category/istoriya-xrama/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.