Домонгольские храмы, возведенные до нашествия монголо-татар в XIII веке, представляют собой уникальные памятники, которые отражают религиозные и архитектурные традиции того времени. Эти храмы, часто выполненные из белого камня, выделяются своей особенной конструкцией и орнаментами.
Конструктивные особенности домонгольских храмов, такие как использование закладных крестов, сложные резные детали на капителях и фасадах, а также уникальные методы каменной кладки, отличают их от более поздних построек. Эти храмы часто украшены фресками и иконами, которые не только имеют большое религиозное значение, но и представляют собой выдающиеся образцы древнерусской живописи. К примеру, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском демонстрирует великолепие раннерусской архитектуры и живописи.
Значение домонгольских храмов в истории русской культуры неоценимо. Они не просто архитектурные сооружения, но и свидетельства эпохи, когда Русь активно развивалась и вела бурную внешнюю торговлю с Византией и другими странами.
До недавних пор противоаварийные и консервационные работы на объектах культурного наследия в России проводились почти исключительно силами волонтёров и частных спонсоров. Государство в свою очередь финансировало полноценные реставрационные работы, которыми физически можно охватить максимум несколько десятков объектов в год - в то время как бедствующие памятники архитектуры в стране исчисляются тысячами. В 2022 году Министерство культуры РФ пересмотрело свою многолетнюю практику и впервые выделило существенные средства на срочную консервацию сразу полусотни построек в 12 регионах, главным образом сельских храмов и усадеб. "Пакетный" заказ выиграли и выполнили ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские). Опыт пилотного сезона был признан успешным, и в 2023 году программа получила продолжение.
Минкульт и ЦНРПМ почти не освещают этот фронт работ в своих пресс-релизах. Формально даже самой "программы" не существует: Минкульт объявляет конкурс с заголовком "Разработка рабочей документации и проведение противоаварийных, консервационных и реставрационных работ на объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", далее этот конкурс выигрывают ЦНРПМ и заключают с Министерством контракт, а все детали процесса, в т.ч. сопроводительные материалы с перечнем объектов и сметами, доступны интересующимся на портале Госзакупок.
В список 2023 года вошло 75 объектов в 18 регионах.
Третий сезон "пакетных" противоаварийных работ на архитектурных памятниках России, финансируемых Министерством культуры и исполняемых ЦНРПН. Как и в прошлые годы, общая задача - оградить бедствующие памятники от дальнейшего разрушения, что позволит вернуться к их реставрации через 15-20 лет. Прежними остаются основные плюсы и минусы программы: главное её достоинство - в массовости и дешевизне, недостаток - в откладывании полноценных реставрационных работ "на дальнюю перспективу", дожидаться которой законсервированным объектам зачастую предстоит в лесах и под защитными чехлами. Для их физической сохранности это полезно, но, к сожалению, многие законсервированные объекты на долгие годы "выбывают" из туристического оборота своих регионов.
В плановый перечень на 2024 год включены 82 объекта, преимущественно - церковные постройки. По сравнению со списками 2022 и 2023 годов, очередная подборка объектов выглядит более спорной. В "консервационный" перечень 2024 года попало более десятка действующих храмов (например, в Новотроицком), где силами приходов уже проделан существенный объём работ и никакой прямой угрозы сохранности памятников нет. Наряду с действительно бедствующими постройками, как Троицкая церковь в полузаброшенном селе Чмутово, в списке представлены вполне благополучные городские объекты, например, Богоявленская церковь в Нерехте. С постройками всероссийского класса, как подмосковный храм Рождественского погоста (ближайшая к Москве церковная руина) или Казанская церковь архитектора Львова в Арпачёве, соседствуют памятники местного значения - безусловно, достойные заботы, но совершенно заурядные по своему облику (как Ильинская церковь в Янёве).
К 2024 году уверенно сложилась практика, когда консервационный "сезон" фактически растягивается на полтора года. Неслучайно финальной датой исполнения государственного контракта назначено не 31 декабря 2024 года, а середина следующего, 2025 года. На некоторых объектах консервационные работы проведены уже под занавес строительного сезона; так, восстановительные работы в Тарасове (Чухчерьме) состоялись в ноябре.
За последние тридцать лет в России воссозданы несколько десятков церковных построек, полностью уничтоженных за годы советской власти, погибших в войну или утраченных уже в наши дни. В этот список включены только объекты, соответствующие одновременно нескольким критериям:
• От исторического оригинала сохранились максимум фундаменты или обломки стен, то есть реплика построена с нуля или почти с нуля
• Новое здание стоит на том же месте (или где-то рядом, если прежнее место чем-то занято)
• Новое здание достаточно точно повторяет оригинал в габаритах и архитектурных формах
В список включены здания, построенные с отступлением от исторических строительных технологий и с использованием современных материалов (иначе перечень пришлось бы урезать в несколько раз). Приходится закрывать глаза и на вольности при воссоздании деталей и интерьеров – увы, с этой задачей часто не справляются даже создатели внешне очень убедительных зданий-реплик.
Вместе с тем средний художественный и технический уровень воссозданий достаточно высок. Ведь в отличие от многих реставраций (особенно сельских), которые ложатся на плечи небогатых приходов, почти любое воссоздание – дорогостоящий проект, который невозможно запустить без увлечённого спонсора и без покровительства церковных властей. И если за реставрацию полуразрушенных храмов зачастую вынуждены браться люди с довольно смутным представлением об архитектуре, то воссоздания курируют требовательные заказчики, нередко радеющие именно о художественной достоверности образа и о качестве исполнения. Неслучайно в этом списке достаточно много не только «бюджетных» часовен и компактных церквей, но и масштабных соборов – например, в Казани или Костроме.
Самые масштабные проекты в этом списке – поднятый из руин ансамбль Болдинского монастыря и возрождённый Саровский монастырь, где качественно воссозданы сразу три храма. Примечателен пример Омска, где в панораму центра возвращены два собора. Уникален (пока) опыт Санкт-Петербурга – единственного субъекта, где действует фонд, программно занимающийся воссозданием важных городских панорам с церковными доминантами.
В списке не отражены десятки (если не сотни) колоколен при церквях, «обрубленных» в советские годы и ныне отстроенных. Включены только отдельно стоящие колокольни, играющие самостоятельную роль в ансамблях монастырей и соборных комплексов.
В начало списка вынесены постройки в Москве и Санкт-Петербурге, далее объекты следуют по алфавитному регионов (последовательно республики, края, области).
Примеры современных церковных зданий, построенных на основе дореволюционных прототипов, но в других местах, собраны в отдельной коллекции
Список неудачных церковных построек, которые заявлялись как «воссоздания утраченных святынь», но на деле искажают или даже дискредитируют свои оригиналы – здесь
За последние десятилетия в Республике Беларусь воссоздан ряд важных важных архитектурных памятников, снесённых в годы советской власти и погибших в Великую Отечественную войну. Как правило, такие масштабные работы ограничиваются областными центрами. В Минске, Могилёве и Гродно отстроены "с ноля" отдельные избранные памятники. В Витебске предпринята более амбициозная попытка вернуть в центр города утраченную систему вертикалей - колокольни церквей и костёлов и башню ратуши. В этом списке перечислены новые православные храмы, отстроенные на исторических местах и достаточно достоверно воспроизводящие облик своих предшественников.
ЧАСТЬ I. КЛЕТСКИЕ ПРОСТЫЕ (БЕЗЪЯРУСНЫЕ) ХРАМЫ
Клетские постройки являются древнейшими на Руси, возникшие ещё за долго до принятия христианства. Данная группа храмов представлена скатными, вкючая клинчатые и восьмискатные, бóчечными, вкючая крещатые бочки, увенчанные шатрами, так и без них, кубоватыми и многоглавыми видами завершений основного объёма. Постройки, независимо от их типа завершений и церковного назначения (церковь или часовня), расположены в хронологической последовательности их возведения. Список возглавляет самая старая постройка группы.
II часть --->
СПИСОК КЛЕТСКИХ БЕЗЪЯРУСНЫХ ( ПРОСТЫХ ) ХРАМОВ
В список вошли: 34 церкви и 25 часовни в 15 регионах России.
ЧАСТЬ III. КРУГЛЫЕ ПРОСТЫЕ (БЕЗЪЯРУСНЫЕ) ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма храма:
Третья часть посвящена круглым простым (безъярусным) храмам. Напомним, круглый храм - это культовая деревянная постройка, сруб основного объёма которого выполнен в виде восьмерика (реже - многоугольника с количеством сторон более 4-х), поднимающийся "от пошвы" (земли), на который ставится завершение.
Храмы этого типа возникли приблизительно в XIV веке совместно с развитием шатрового завершения. При одинаковой длине брёвен, круглый храм вмещает большее число прихожан, чем клетский. Это немаловажный фактор преимущественного развития круглых церквей в южных районах страны, где найти длинный строевой лес, годный для строительства храмов, было трудно, а зачастую практически и невозможно. Кроме того, высокий восьмерик храма из-за лучшей обтекаемости более устойчив к сильным ветрам, чем такая же по размерам клеть, а это немаловажный фактор их распространения в Северных районах России, с часто дующими сильными ветрами, особенно на побережье Белого и Баренцева морей с тундровой растительностью по берегам. Эти факторы способствовали возникновению и дальнейшему развитию круглых храмов, а вместе с ними и шатровых завершений. Одним из ранних нам известных круглых храмов - церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная на Ледском погосте (ныне - д. Чушевская Шенкурского района Архангельской области) в середине XV века. Храм разобран по ветхости около 1876 года.
Сильный удар по строительству круглых "от пошвы" церквей в середине XVII века нанёс патриарх Никон, издавший требование строить церкви "о пяти верхах, а не шатром". Пятиглавие на шатровых верхах размещать было трудно. Усугубило положение дел ускоренное развитие ярусных храмов типа "восьмерик на четверике" чаще крытых на каменный манер куполом. С этих пор количество возводимых круглых храмов замедлилось. К началу ХХ века доля круглых церквей в общем количестве деревянных храмов резко сократилась.
Необходимо отметить, что Богоявленская церковь села Пянтег (Чердынский район Пермского края), стоящая с шестериковым планом, до её перестройки была "под звоном" и крыта шатром. По всей видимости, и Никольская церковь села Зачачье (Холмогорский район Архангельской области), ныне крытая "важским куполом", первоначально также имела шатровое завершение, но после пожара 1747 года покрытие было заменено.
IV часть --->
СПИСОК КРУГЛЫХ ХРАМОВ
В общий список вошли: 9 церквей и 1 колокольня в 4 регионах России.
ЧАСТЬ II. КЛЕТСКИЕ ЯРУСНЫЕ ХРАМЫ
Данная коллекция храмов представлена скатными, шатровыми, бóчечными, купольными, включая важского типа, и многоглавыми видами завершений основного объёма. Постройки независимо от типа завершений и церковного назначения (церковь, часовня или отдельно стоящая колокольня) расположены в хронологической последовательности их возведения. Список возглавляет самая старая постройка группы.
III часть --->
СПИСОК КЛЕТСКИХ ЯРУСНЫХ ХРАМОВ
В список вошли: 41 церковь, 2 часовни и 1 колокольня в 17 регионах России.
ЧАСТЬ V. КРЕЩАТЫЕ КЛЕТСКИЕ ПРОСТЫЕ (БЕЗЪЯРУСНЫЕ) ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма храма:
Пятая часть коллекции посвящена крещатым клетским простым (безъярусным) храмам. Напомним, крещатый клетский храм - это культовая деревянная постройка, в основу сруба которой положен в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде квадратной клети. При этом, верхняя часть сруба основного объёма, расположенная выше боковых прирубов, не несёт ярусную конструкцию, а заканчивается обычными завершениями.
Крещатые храмы стали появляться сравнительно поздно, приблизительно с середины-второй половины XVII века. Такие храмы позволяли ещё больше увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах создать дополнительные придельные церкви. Боковые прирубы придают облику храма симметричность, в то же время, уничтожая её "башенный", стройный вид. Поэтому главным недостатком этих построек можно считать их приземистый силуэт.
VI часть --->
СПИСОК КРЕЩАТЫХ КЛЕТСКИХ ПРОСТЫХ (БЕЗЪЯРУСНЫХ) ХРАМОВ
В список вошли: 4 церквей в 3 регионах России.
В советские годы в столице СССР непрерывно действовали около трёх десятков православных храмов. Точная цифра зависит от строгости методики подсчёта. В этот список включены как церкви, где богослужения не прекращались вовсе, так и храмы, которые формально избежали закрытия, но в силу разных причин непродолжительное время не функционировали (как, например, Казанская церковь в Коломенском в 1940-1942 годах). Остаётся за скобками и вопрос юридической принадлежности: часть храмов в 1920-1940-х годах находилась в руках обновленцев.
Для паломника и историка церкви ценность не закрывавшихся храмов - в непрерывности литургической жизни, в отлаженном приходском сообществе и, зачастую, в изобилии церковных реликвий, которые часто свозились в уцелевшие храмы из соседних ликвидированных. Искусствоведа и историка архитектуры они привлекают цельностью своего художественного образа: за редкими исключениями в старых не закрывавшихся храмах сохранилось дореволюционное убранство, старые иконостасы и росписи. В послереволюционные годы драгоценная утварь из церквей изымалась повсеместно, но даже в таком виде интерьеры многих столичных храмов представляют собой настоящие художественные сокровищницы.
Единичные объекты не вошли в этот список из-за особенностей архитектурного каталога. В частности, все советские годы непрерывно существовал приход Никольской церкви в Бирюлёве, однако дореволюционное здание до наших дней не дошло: старая церковь сгорела в 1956 и сразу же была отстроена заново.
ЧАСТЬ ХI. ЮЖНОРУССКИЕ ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей:
Десятая часть коллекции посвящена деревянным храмам южнорусского типа, построенных до 1917 года в лесо-степной и степной природных зонах Южных районов Европейской части России.
Церковное строительство на юге и юго-востоке России, то есть в Малороссии, в Области Войска Донского, в Курской и Воронежской губерниях восходит ко времени появления оседлых православных славян в этих местах и строительства оборонительных засечных черт, т.е. не ранее XVI века. Хотя ранее на эти земли с Крыма заходили православные греки, создавали свои поселения и монастыри, но ко времени славянского заселения на этих землях от греческой культуры сохранились лишь пустующие пещерные монастыри, часть из которых русские переселенцы приспособили под свои монастыри (скажем, пещерная часть Дивногорского Успенского монастыря в Воронежской области), а некоторые пещеры продолжают пустовать до сих пор. Более подробно о проникновении греческой культуры на южно-русские земли можно ознакомиться из моей статьи. На Кубани первые православные храмы начали возводиться только с конца XVIII века.
Памятники церковного зодчества южной части России являются произведениями местного народного творчества, стоящего в близкой связи с церковным зодчеством Прикарпатской Руси и даже Русского Севера. Разница в подходах к строительству храмов между северными и южными регионами России скорее обусловлена природно-климатическими факторами, нежели влиянием других народов. Так, в свойствах строительного материала, мы склонны видеть причину большего распространения на юге Европейской части страны формы восьмиугольного сруба (круглый храм). Действительно, обычным строительным материалом здесь являются дуб и граб, не дающие длинных брёвен, как сосна или лиственница, поэтому, даже при сравнительно незначительных размерах церквей, южанам волей-неволей приходилось прибегать к восьмерикам, которые можно сделать довольно вместительными и при относительно коротких брёвнах.
Если на Севере срубы церквей ставились почти всегда непосредственно на землю, то на Дону, где известняка много, храмы чаще всего ставились на каменные фундаменты, а в Малороссии почти все церкви стояли, как и на Севере, на земле, причём окладной венец здесь делался из толстых дубовых брёвен (подвалин) и только в конце XIX - начале ХХ веков под некоторые храмы были подведены фундаменты.
Отличительной чертой южных церквей является отсутствие высоких подклетов, которые здесь не нужны. Поэтому к южным храмам не пристраивали высоких крылец с лестничными маршами.
Имеются отличия и в терминологии. Западный прируб к основному объёму (трапезная) первоначально предназначался во время службы для женщин, поэтому он на юге получил название "бабник". Средний сруб храма (основной объём), имеющий бóльшие размеры, чем западный и восточный, служил помещением для молящихся. Первоначально в нём стояли только мужчины, поэтому на Дону и на других южных землях он носит название "мужичника". В некоторых донских церквах посреди "мужичника" возвышались столбы, поддерживающие балки потолка или вышележащие срубы.
Восточный прируб к основному объёму во все времена служит алтарём, называемый на Дону "пресвитерией". К нему с севера небольшим срубом примыкал жертвенник, а с юга - диаконник, предназначаемый для ризницы. Боковые прирубы к алтарю являлись, в большинстве случаев, пристройками более поздними, нежели основная часть храма.
Отличительной чертой малороссийских церквей является галерея "опасань", встречающаяся практически при любой форме срубов и опоясывающая церковь по всему периметру. Она предназначена для защиты нижней части сруба и фундамента от дождевой воды и одновременно служит укрытием в непогоду. Такие галереи часто встречаются в храмах Прикарпатской Руси, тогда как на Дону они были редки и не получили законченных форм.
____________
Как было сказано ранее, тип храма по новой классификации, принятой в настоящей коллекции, определяется планом, по которому начал строиться храм. Исходя из этого, деревянные южнорусские церкви можно разделить на три большие группы:
На территории Российской Империи до 1917 года находились все вышеперечисленные виды построек, но в ХХ веке многие из них были разрушены, а та небольшая часть, которая сохранилась, с 1990-х годов находится на территории Украины. В России осталась очень малая их часть.
XII часть --->
СПИСОК ЮЖНОРУССКИХ ХРАМОВ
В список вошли: 5 церквей в 3 регионах России.
Четвёртый сезон "пакетных" противоаварийных работ на архитектурных памятниках России, финансируемых Министерством культуры и исполняемых ЦНРПМ. Как и в прошлые годы, общая задача - оградить бедствующие памятники от дальнейшего разрушения, что позволит вернуться к их реставрации через 15-20 лет. Прежними остаются основные плюсы и минусы программы: главное её достоинство - в массовости и дешевизне, недостаток - в откладывании полноценных реставрационных работ "на дальнюю перспективу", дожидаться которой законсервированным объектам зачастую предстоит в лесах и под защитными чехлами. Для их физической сохранности это полезно, но, к сожалению, некоторые законсервированные объекты на долгие годы "выбывают" из туристического оборота своих регионов.
Конкурс на разработку документации и проведение противоаварийных и консервационных работ был объявлен Министерством культуры ещё в середине 2024 года, а сроком исполнения контракта объявлено 26 августа 2026-го. Это отвечает опыту прошлых сезонов, когда на многих объектах работы не успели уложиться в рамки календарного года. В плановый перечень на 2025 год включены 66 объектов. Преимущественно это церковные постройки, но на этот раз в списке достаточно много городских усадеб, старых промышленных построек и даже родовые башни в Ингушетии. В этом списке отражены только объекты православной архитектуры.
По сравнению с перечнем 2024 года, список выглядит менее спорным. В "консервационный" перечень 2025 года включено немало первоклассных памятников, на бедственное положение которых давно указывали специалисты и волонтёры (можно выделить храмы в сёлах Еськи и Кой в Тверской области). Действующие храмы, уже находящиеся под присмотром, в список на этот раз почти не попали. Вместе с тем вновь присутствуют объекты, рядовые для своей эпохи, которые, безусловно, заслуживают заботы, но скорее на региональном уровне.
Приходится отметить и ещё одну неоднозначную тенденцию. Если для удалённых сельских построек в безлюдных местностях консервация действительно выглядит разумным решением, то вблизи крупных городов и в регионах с большим туристическим потоком "консервируются" не столько сами памятники, сколько их положение на периферии повседневного внимания. Так, Успенский собор в Перемышле давно нуждается именно в полномасштабной реставрации, которая превратила бы посёлок в полноценное туристическое направление в орбите Калуги. Озадачивает решение о консервации Покровской церкви в Венёве, которая по итогам последних лет окружена благоустроенным пространством в самом центре города и должна быть, безусловно, отреставрирована, а не накрыта очередным чехлом. Воздвиженская церковь в Тобольске в случае реставрации могла бы, наоборот, оживить целый район вокруг себя и сделать его дополнительной точкой притяжения в и без того популярном среди туристов городе.
Объекты приведены в том порядке, в каком они фигурируют в техзадании к контракту. Не указаны светские объекты, а также две нецерковные постройки в монастырях: каретно-конюшенный корпус Александро-Свирского монастыря и келейный корпус Антониева Краснохолмского монастыря. Павло-Обнорский монастырь фигурирует в списке именно как ансамбль, целиком.
До недавних пор противоаварийные и консервационные работы на объектах культурного наследия в России проводились почти исключительно силами волонтёров и частных спонсоров. Государство в свою очередь финансировало полноценные реставрационные работы, которыми физически можно охватить максимум несколько десятков объектов в год - в то время как бедствующие памятники архитектуры в стране исчисляются тысячами. В 2022 году Министерство культуры РФ пересмотрело свою многолетнюю практику и впервые выделило существенные средства на срочную консервацию сразу 56 объектов в 13 регионах, главным образом сельских храмов и усадеб. "Пакетный" заказ выиграли и выполнили ЦНРПМ (Центральные научно-реставрационные проектные мастерские).
Минкульт и ЦНРПМ почти не освещают этот фронт работ в своих пресс-релизах. Формально даже самой "программы" не существует: Минкульт объявляет конкурс с заголовком "Разработка рабочей документации и проведение противоаварийных, консервационных и реставрационных работ на объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", далее этот конкурс выигрывают ЦНРПМ и заключают с Министерством контракт, а все детали процесса, в т.ч. сопроводительные материалы с перечнем объектов и сметами, доступны интересующимся на портале Госзакупок.
Благотворительный фонд "Вереница" с 2013 года работает с деревянными архитектурными памятниками Русского Севера, в первую очередь церковными, хотя ими список подопечных объектов не исчерпывается. Деятельность фонда финансируется из частных пожертвований, работы ведутся силами волонтёров с привлечением мастеров-профессионалов и под надзором крупных специалистов по деревянному наследию. Отличительной чертой "Вереницы" является акцент на взаимодействии с местными сообществами, системное вовлечение в дело охраны и восстановления памятников местных жителей. Наиболее интенсивную многолетнюю работу фонд ведёт в сёлах Вельского района Архангельской области.
За годы работы фонда сложилась собственная плотницкая мастерская, что позволило постепенно перейти от простейших консервационных работ к достаточно трудоёмким и технически сложным реставрационным мероприятиям. Автором значительной части проектов фонда выступает архитектор-реставратор Ольга Зинина.
Список объектов составлен по состоянию на лето 2025 года на основе картотеки на официальном сайте фонда. В него не включены работы, не предполагающие непосредственного взаимодействия с памятниками (н-р, установка креста в Шардомени), а также гражданские памятники, которых под опекой фонда три: деревянная каланча в Березнике и расписные дома в Кочигине и Чурковской (все - в Вельском районе). Характер работ на приведённых объектах различен. На некоторых волонтёры фонда ограничились расчисткой территории, покосом травы, простейшей гидроизоляцией. В то же время на церкви в Петуховской (Волосове) команда "Вереницы" выполняет собственными силами масштабную, рассчитанную на несколько лет реставрацию объекта культурного наследия федерального значения методом полной переборки.
ЧАСТЬ VII. КРЕЩАТЫЕ КРУГЛЫЕ ПРОСТЫЕ (БЕЗЪЯРУСНЫЕ) ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма:
Седьмая часть коллекции посвящена крещатым круглым простым (безъярусным) храмам. Напомним, эта культовая деревянная постройка, в основу сруба которой положен в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде равностороннего восьмерика. При этом, верхняя часть сруба основного объёма, расположенная выше боковых прирубов заканчиваеся тем или иным завершением, т.е. не имеет ярусов.
Храмы такой конструкции начали строиться приблизительно с середины-второй половины XVII века. Они позволяли ещё больше увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах создать дополнительные церковные приделы. Боковые прирубы придают облику храма симметричность. Вместе с тем, мешают храму приобрести стройный, "башенный" вид.
Постройки этого типа стояли в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях. К настоящему времени сохранился только один храм.
VIII часть --->
ЧАСТЬ IХ. СТУПЕНЧАТЫЕ ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма:
Девятая часть коллекции посвящена ступенчатым храмам. Напомним, это культовая деревянная постройка, в основу сруба которой положен в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде равностороннего восьмерика. При этом, верхняя часть сруба основного объёма, расположенная выше боковых прирубов, имеет ярусы, а сами боковые прирубы заканчиваются ступенями, причём ярусы основного восьмерика являются как бы продолжением ступеней прирубов.
Ступенчатые храмы были построены в начале XVIII века только на Вытегорском (1708 г.) и Спасо-Кижском (1714 г.) погостах Олонецкой губернии. К сожалению, Покровская церковь Вытегорского погоста сгорела в 1963 году. Таким образом, в настоящее время в этой группе сохранился только один исторический храм. Правда, в наше время на территории п. Невский Парклесхоз в 2004-2008 годах по обмерам А. В. Ополовникова была воссоздана сгоревшая Покровская церковь Вытегорского погоста.
Х часть --->
ЧАСТЬ VIII. КРЕЩАТЫЕ КРУГЛЫЕ ЯРУСНЫЕ ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма:
Восьмая часть коллекции посвящена крещатым круглым ярусным храмам. Напомним, это культовая деревянная постройка, в основу сруба которой положен в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде равностороннего восьмерика. При этом, верхняя часть сруба основного объёма, расположенная выше боковых прирубов, имеет ярусы.
Храмы такой конструкции начали строиться приблизительно с середины-второй половины XVII века. Они позволяли ещё больше увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах создать дополнительные церковные приделы. Боковые прирубы придают облику храма симметричность, а ярусы основного объёма - более "башенный" вид, чем безъярусные храмы этого типа.
Постройки этого типа стояли в Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерниях. К настоящему времени сохранился только один храм.
IX часть --->
VI ЧАСТЬ. КРЕЩАТЫЕ КЛЕТСКИЕ ЯРУСНЫЕ ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма:
Шестая часть коллекции посвящена крещатым клетским ярусным храмам. Напомним, крещатый клетский храм - это культовая деревянная постройка, в основу сруба которой положен в плане равноконечной крест с центральным объёмом в виде квадратной клети. При этом верхняя часть сруба основного объёма, расположенная выше боковых прирубов, имеет ярусы.
Крещатые храмы стали появляться сравнительно поздно, приблизительно с середины-второй половины XVII века. Такие храмы позволяли ещё больше увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах создать дополнительные придельные церкви. Боковые прирубы придают облику храма симметричность, в то же время, уничтожая её "башенный", стройный вид. Поэтому главным недостатком этих построек можно считать их приземистый силуэт. Ярусность конструкции основного объёма, хотя не в полной степени, но значительно компенсирует этот недостаток.
VII часть --->
СПИСОК КРЕЩАТЫХ КЛЕТСКИХ ЯРУСНЫХ ХРАМОВ
В список вошли: 5 церквей в 5 регионах России.
ЧАСТЬ IV. КРУГЛЫЕ ЯРУСНЫЕ ХРАМЫ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма храма:
Четвёртая часть посвящена круглым ярусным храмам. Напомним, круглый ярусный храм - это культовая деревянная постройка, сруб основного объёма которого выполнен в виде восьмерика (реже - многоугольника с количеством сторон более 4), поднимающийся "от пошвы" (земли), а на него поставлены меньшие по размеру другие срубы.
Ярусные церкви стали строить с конца XVII-начала XVIII веков. Усложнённая ярусная конструкция придавала храму "башенный" вид - очень нарядный и торжественный.
V часть --->
СПИСОК КЛЕТСКИХ ЯРУСНЫХ ХРАМОВ
В список вошли: 2 церкви в 2 регионах России.
ЧАСТЬ ХII. ХРАМЫ РУССКОГО СТИЛЯ РУБЕЖА XIX-ХХ ВЕКОВ
Мы заканчиваем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма храма:
К авторской группе храмов рубежа XIX-ХХ веков относятся постройки, выполненные в формах традиционного русского деревянного зодчества, или приближённых к ним, и представляющие определённый интерес.
Как было сказано ранее, исконно русское народное зодчество закончилось с приходом Петра I, точнее говоря, с его политикой принудительного внедрения всего западного. Тогда же, приблизительно со второй половины XVIII века, а в некоторых районах и ранее, наметился упадок деревянного строительства на Руси, который продолжался вплоть до 1917 года. Лишь некоторый подъём деревянного зодчества в этот период наблюдался в конце XIX - начале ХХ веков, когда в 1870-х годах народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков. Русский стиль, получивший в то время своё развитие, — единственный за сотни лет пример возрождения именно русской архитектуры.
Русский стиль в архитектуре второй половины XIX - начала ХХ веков последовательно влючает в себя несколько этапов своего развития. Первый этап - русско-византийский стиль открывает поиск национального в отечественной архитектуре. Сущность стиля заключается в создание архитектурного образа на основе сочитания форм средневековой русской архитектуры с элементами византийского зодчества. Это было весьма придворное направление, оно поддерживалось политическим курсом Императора Николая I. В первую очередь этот стиль отражает имперскую идентичность, а не национальную (этническую). Речь идет о понимании России как преемницы Византийской империи. Примером этого стиля может служить церковь Троицы Живоначальной (1891 г.), построенная по проекту архитектора К. Тона (из альбома образцовых церквей) в селе Осиновка Гагинского района Нижегородской области.
Вторым этапом развития русского стиля является, так называемый, классический русский стиль. Первоначально этот стиль сложился в 1820–1830-х годах преимущественно как стиль придворных садово-парковых павильонов. Наибольшее развитие он получил в России в период правления Императора Александра III, как стиль официального строительства. Главным приёмом стиля можно назвать использование элементов и традиций древнерусского зодчества и их стилизация во вновь возводимых постройках, либо строительство заметно ярких зданий с выделяющимся декором - так называемой "ропетовщины". Примером классического русского стиля может служить церковь Троицы Живоначальной (1897 г.), построенная архитектором С. С. Эйбушитцом в посёлке Удельная под Москвой (Раменский район).
Допетровское зодчество, доставшееся нам - это в основном небольшие храмы, жилые палаты и военные укрепления (кремли). В современность, с её вокзалами, доходными домами, отелями и гигантскими торговыми рядами, древнерусская архитектура вписывалась с трудом, поэтому к началу ХХ века на смену классического русского стиля приходит последний этап русского стиля - неорусский стиль. Это модернистское направление в русской православной и светской архитектуре. Храмы, построенные в этом стиле весьма разнообразны в своём виде: они бывают как близкими к традиционной православной архитектуре, так и радикально отличающимися от неё. Примером неорусского стиля может служить церковь Пантелеимона Целителя (1910 г.), построенная архитектором А. М. Вейзеном при грязелечебнице в селе Тинаки, ныне Наримановский район Астраханской области.
СПИСОК ХРАМОВ РУССКОГО СТИЛЯ РУБЕЖА XIX-ХХ ВЕКОВ
В список вошли: 18 церквей, 1 часовня и 1 колокольня в 16 регионах России.
Благодарю за внимание
Если имеются дополнения или замечания к списку храмов коллекции - прошу их направлять автору через сайт sobory.ru.
I. ТРУДНЫЙ ПУТЬ РУССКОГО ХРАМОВОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
1. Истоки и становление деревянной церковной архитектуры на Руси
Деревянное зодчество является одним из наиболее значительных, выдающихся и самобытных проявлений художественной культуры русского народа, восходящее к народной архитектуре восточнославянских племён. Значение дерева в строительстве и архитектуре возрастало с расселением восточнославянских племён на север и северо-восток, где обильно произрастали хвойные породы деревьев, наиболее пригодные к строительству. Плотницкое ремесло на Руси было хорошо развито ещё задолго до принятия христианства, поэтому особых проблем с возведением православных культовых построек после Крещения не возникало. Навыки и знания по возведению первых христианских храмов русские плотники брали из исторического наследия, которая оставила нам языческая Русь. Элементы предыдущей языческой культуры наверняка были использованы плотниками при постройке первых русских храмов, хотя в церковных кругах это не приветствовалось.
О том, какова была древнерусская деревянная церковная архитектура, письменные источники сохранили мало сведений. Согласно летописям, первым православным храмом в столице Киевской Руси была деревянная церковь Илии Пророка. По преданию, она была построена киевскими князьями Аскольдом и Диром около 945 года. Ильинский храм находился на стрелке рек Днепра и Почайны. В 988 году он был единственным в городе, поэтому крещение Руси могло совершаться только у его стен.
Новгородская I летопись Старшего извода упоминает о деревянном храме Софии, Премудрости Божией в Новгороде. Его сооружение датируется концом Х века. Построен собор был по благословению первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Храм был рублен из дубового леса и имел 12 (по другим, более поздним данным — 13) верхов. Можно с уверенностью предположить, что это было сложное архитектурное сооружение, требовавшее большого опыта мастеров. Летописец сообщает, что храм сгорел в 1045 году.
На протяжении XI-XVI веков в русском церковном деревянном зодчестве, вне всякого сомнения, постепенно шёл процесс изменения форм и завершений культовых построек, но при этом сохранялись и старые формы. Основным типом возводимых храмов в это время была клеть, крытая двускатной кровлей. Храмовая постройка выглядела как обычная русская изба, с той лишь разницей, что на коньке двускатной крыше стоял крест, возможно, на постаменте, как, к примеру, это сделано уже значительно позже, в 1719 году, при строительстве Никольской церкви на Никольском Дроковановском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Чтобы подчеркнуть величие храма по сравнению с господствующей жилой и хозяйственной застройкой, постепенно двускатную кровлю стали поднимать, так образовалась клинчатая кровля. Примером храма с таким верхом может служить церковь Воскресения Христова, первоначально построенная в 1699-1700 годах в селе Билюково Юрьевского уезда Владимирской губернии. В 1982 году церковь была перевезена в город Плёс Ивановской области.
Для лучшей выразительности храмовой постройки постепенно на Руси начал вырабатываться шатровый тип завершений церквей, правда, первые шатровые кровли, а, скорее всего четырёхскатные колпаки, стоящие на клетях, вряд ли могли сильно отличаться по высоте от двускатных клинчатых завершений. Примером такой постройки до недавнего времени могла служить Никольская церковь, первоначально построенная в 1717 (по др. данным — в 1700) году в селе Новинки Устюженского уезда Новгородской губернии. В 1987 году она была перевезена в село Даниловское, где в 1996 году "благополучно" сгорела.
Постепенно шатры на храмах становятся восьмигранными — они, за счёт лучшей обтекаемости, выдерживают более бóльшую ветровую нагрузку. Основанием для такого шатра становится восьмерик, который стал ещё выше подниматься над клетью жилых изб. Для него специально начали строить срубы-восьмерики, поднимающиеся от самой земли. Так возникли первые круглые деревянные храмы. При одинаковой длине брёвен сруба круглые (восьмерики «от пошвы») храмы более вместительны, чем обычная клеть. Наиболее ранним известным примером такой постройки по праву может считаться церковь Рождества Иоанна Предтечи, построенная приблизительно 1440 - 1462 годах на Ледском погосте Шенкурского уезда Архангельской губернии. Храм разобран около 1876 года. Шатёр в церковных кругах стал трактоваться как купол, т.к. форму византийского купола чрезвычайно трудно передать в дереве.
Наряду с двускатными и шатровыми кровлями на Руси в то время применялись и бóчечные завершения. Этот тип кровли является одним из древних покрытий на Руси. Первоначально бочкой крыли храмовые алтарные прирубы, украшали рундуки хоромных и храмовых крылец, а, видимо, чуть позднее начали покрывать бочкой и центральный (основной) сруб церкви. Примером бóчечного покрытия основного объёма и алтаря служит церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, возведённая в 1719-1725 годах в Ямецкой пустыни Онежского уезда Архангельской губернии.
2. Влияние деревянного зодчества на каменное строительство
Влияние деревянного зодчества на начавшееся массовое каменное строительство первоначально было огромным. Так, на появившихся в XVI веке каменных шатровых храмах, давших миру такие памятники архитектуры, как церковь Вознесения Господня (1532 г.) в селе Коломенское и церковь Спаса Преображения (2-я четв. XVI в.) в селе Остров, отчётливо прослеживается большое влияние русского деревянного зодчества. Историки связывают их появление с подъёмом русского национального государства, образовавшегося в процессе борьбы с татаро-монгольским игом.
Ещё большее влияние русского деревянного зодчества на каменную архитектуру прослеживается у Благовещенской церкви (1677 г.) села Тайнинское. Весь декор западного крыльца этого храма был взят из деревянной архитектуры.
3. Развитие деревянного зодчества после Никоновской церковной реформы
Первый ощутимый удар по деревянному зодчеству в середине XVII века нанёс патриарх Никон. Предписание точно следовать византийским канонам выдвинуло требование строить церкви «о пяти верхах, а не шатром», хотя никаких документальных подтверждений запрещения Никоном таких покрытий не имеется, более того, самый большой деревянный шатёр в России над каменным храмом построил сам патриарх в Новоиерусалимском Воскресенском монастыре под Москвой.
А. Новые виды завершений храмов
Никоновская церковная реформа в области деревянного церковного строительства привела к возникновению новых видов завершений: крещатых бочек, кубоватых покрытий и грушевидных куполов, на которые можно было ставить не одну, как на шатёр, бочку или двухскатную клинчатую кровлю, а пять глав.
Храмы с новыми завершениями, как правило, носили локальное распространение. Так, завершение «шатёр, стоящий на крещатой бочке» был распространён, главным образом, в сёлах и на погостах, находящиеся по берегам Пинеги, Мезени и их притоков. Ныне сохранилась Одигитриевская церковь, построенная в 1709 году в селе Кимженское Мезенского уезда Архангельской губернии.
В это же время в сёлах и на погостах, стоящих по берегам реки Онеги и её притоков, а также на Поморском берегу Белого моря, шло строительство клетских храмов с кубоватыми покрытиями. В качестве примера можно привести церковь Михаила Архангела, которая построена в 1715 году на Архангельском погосте Каргопольского уезда Олонецкой губернии.
Грушевидные купола были распространены только в сёлах и на погостах в бассейне реки Вага, левого притока реки Северной Двины. Они, как правило, ставились на храмы, построенные по типу «восьмерик на четверике». Примером такого храма может служить Никольская церковь, построенная в 1790 году в селе Григорово Вельского уезда Вологодской губернии
Сочетание новых форм завершений храмов с древними традициями русского деревянного зодчества во второй половине XVII - начале XVIII веков привело к возникновению многоглавых завершений. Примером такого храма может служить церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1673-1678 годах на Бережнодубровском погосте Пудожского уезда Олонецкой губернии. Основной объём храма имеет 9 глав: по четыре — на рёбрах куба и на бочках, и одна центральная, стоящая на возвышающемся постаменте.
Б. Новые типы храмов
Одновременно с новыми завершениями на Руси появляются и новые типы храмов. Стремление к высотности объемно-пространственной композиции способствовало появлению и дальнейшему развитию ярусных храмов. Самая старая сохранившаяся ярусная церковь Иоанна Богослова, находится в селе Богослов на реке Ишня, под Ростовом Великим. Она построена в 1687-1689 годах.
Приблизительно с середины-второй половины XVII века на Руси возникают и получают распространение крещатые церкви, которые имели в плане равноконечный крест с центральным объёмом в виде квадратной клети или равностороннего восьмерика. Такие храмы позволяли значительно увеличить площадь моленного помещения, а в южном и северном прирубах основного объёма создать дополнительные придельные церкви. Вторым, не менее важным, преимуществом таких храмов — на них легче поставить пятиглавие. В качестве примера крещатого храма можно привести церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенную в 1694 г. в селе Нелазское Череповецкого уезда Новгородской губернии.
Недостатком крещатых построек можно считать их приземистый силуэт. Поиски преодоления этого недостатка увенчались успехом благодаря созданию на всех четырёх прирубах храма ступенчатой конструкции, а ярусы основного восьмерика являлись как бы продолжением ступеней прирубов. Так, простые русские плотники постепенно подошли к своему творческому венцу - выдающемуся творению, которому нет равному в мире — созданию ступенчатых храмов, каждая ступень которых украшалась главами, стоящими на бочках. Примером ступенчатого храма является Преображенская церковь Спасо-Кижского погоста, построенная в 1714 году в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии.
Следует отметить, что новые типы храмов и формы их завершений были разработаны и стали применяться не благодаря негласному запрету строительства шатровых храмов — они давно зрели в глубинах русского сознания, только Никоновская церковная реформа ускорила их появление.
4. Упадок русского деревянного зодчества
Большой урон деревянному зодчеству оказало возрастающее влияние каменной архитектуры. Это начало проявляться ещё с XVII века в больших городах. Постепенно это влияние распространилось и на всю Россию. Со второй половины XVIII века русское деревянное зодчество начало постепенно угасать. Это сказалось как в подражании и заимствовании конструктивных элементов и даже в целом облика каменной постройки, так и в уменьшении доли возводимых деревянных церквей. Многие старые деревянные храмы шли под слом, взамен их возводили кирпичные церкви.
25 декабря 1800 года Император Павел I издал указ "О непозволении строить деревянные церкви вновь, на место погорелым". Хотя строительство новых храмов взамен обветшавших соответствующим указом запрещено не было, фактически деревянное церковное строительство по всей России было остановлено. Так, к примеру, только в одной Архангельской губернии объемы каменного церковного строительства в первой трети XIX века достигли исторического максимума, не превзойденного по сей день. При этом терялся опыт плотницкого мастерства.
Нереалистичность Высочайшего запрещения на строительство деревянных церквей была очевидна сразу же, и постепенно из него был сделан ряд исключений - было разрешено строить церкви в Сибири, в западных губерниях и в бедных селениях, не имеющих средств на каменное строительство. Окончательно запрет на строительство деревянных храмов был отменен лишь при императоре Николае I указом от 28 октября 1835 года.
В середине и во второй половине XIX века процесс деградации в русском деревянном зодчестве многократно усилился. В этот период массово старым храмам придавали вид каменных, в результате этих «поновлений» сруб храма, имеющий свою неповторимую естественную красоту, скрывали под унылой тёсовой обшивкой и окрашивали, а переливы осинового лемеха на главах сменяли на металлическое свечение жестяного покрытия.
Дошло даже до того, что в циркулярном предписании Министерства государственных имуществ от 16 января 1858 года сказано: "… сообразно простому быту и понятию прихожан в постройках сих надлежит отстранить всякие излишние украшения, а конструкцию оных до того упростить, чтобы как первоначальное возведение, так и последующие починки могли быть исполнены местными мастерами и самими крестьянами". Тогда же был выпущен "Атлас сельских деревянных церквей". Так начиналось типовое, или, как тогда говорили, образцовое возведение храмов.
Некоторый подъём деревянного зодчества наблюдался в конце XIX - начале ХХ веков, когда в 1870-х годах народнические идеи в политике пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII веков. Примером храма этого периода можно назвать Троицкую церковь, построенную в 1912-1913 годах в дачной местности Наташино Московского уезда.
5. Состояние храмовых построек в Советском Союзе
В 1920-1930-х годах ситуация резко изменилась. За исключением самых западных районов Псковской области, отошедшие Латвии и Эстонии, повсеместно прекратилось строительство новых церквей, многие храмы закрывались. Разрушение деревянных храмов приобрело катастрофический размах. За этот и последующий до 1990-х годов периоды страна потеряла более 80% наиболее ценных памятников церковного деревянного зодчества. В послевоенное время оставшиеся наиболее ценные храмы, как выразители подлинной народности, были объявлены памятниками архитектуры и на бумаге взяты под охрану государства. Небольшая часть из них стали предметом специальных реставрационных исследований и охраны, началось создание музеев деревянного зодчества под открытым небом. Хотя подавляющее большинство построек непопавших в этот список продолжали разрушаться, а иногда и сгорали. Средства на их консервацию и дальнейшую реставрацию практически не выделялись.
Новое разрушительное наступление властей на русские храмы произошло в начале 1960-х годов. Тогда были закрыты и уничтожены многие ценные, остававшиеся ещё действующими, храмы.
6. Деревянное зодчество в современную эпоху
В конце 1980-х - начале 1990-х годов произошли изменения в политической жизни страны. Был снят запрет на новое храмовое строительство. В крупных городах и в районах, имеющие достаточные денежные средства, начались ремонтно-реставрационные работы на старых храмах для превращения их в действующие; развернулось строительство новых деревянных церквей и часовен.
С тех пор уже прошло 30 лет, но в числе вновь возводимых деревянных церквей, настоящих "сокровищ" деревянного зодчества пока маловато. Следует отметить, к примеру, хорошую работу архитекторов и плотников по воссозданию в 2005-2007 годах в Невском Парклесхозе Всеволожского района Ленинградской области Покровской церкви (1708 г.) Вытегорского погоста Олонецкой губернии, обмеренной А. В. Ополовниковым и сгоревшей от поджога в 1963 году.
Более подробная информация о построенных наиболее красивых и интересных новых деревянных храмах содержится в моей подборке «Красивые и интересные новые храмы России».
II. РЕСТАВРАЦИЯ И СОХРАНЕНИЕ СТАРЫХ (ИСТОРИЧЕСКИХ) ХРАМОВ РОССИИ
До начала ХХ века никакие научно-реставрационные работы по сохранению обветшавших деревянных построек на территории страны не велись. Обычно старый храм шёл под снос, вместо него строилась новая церковь, как правило, не соответствующая архитектурному облику предыдущей церкви. Иногда сруб старой церкви использовали для постройки новой, даже его нередко продавали и перевозили в другие сёла, где вновь собирали, часто сохраняя старый облик постройки. Но всё это нельзя назвать научной реставрацией.
Первые в России положительные попытки сохранения наиболее ценных исторических церквей были предприняты только в начале ХХ века. Так, в 1906 году церковь Петра и Павла, построенная в 1788 году на Пучугском погосте Сольвычегодского уезда Вологодской губернии из-за подмыва водами Северной Двины, с разрешения Императорской археологической комиссии, была перенесена дальше от берега. Сборка церкви на новом месте производилась по обмерам архитектора Дмитрия Васильевича Милеева.
Другим примером грамотной реставрации начала ХХ века может служить Никольская круглая "от пошвы" церковь села Зачачье Холмогорского уезда Архангельской губернии. Она первоначально была построена в 1686-1687 годах на основе сруба ещё более старой церкви Емецкого острога и к началу ХХ века подошла в ветхом состоянии. Ныне сохранившаяся Никольская церковь была построена в 1910-1915 годах по обмерам и на месте предыдущего храма из новых материалов.
Крупномасштабная реставрация памятников деревянного зодчества в советское время развернулась только после Великой Отечественной войны. В реставрации деревянных памятников того времени преобладали тенденции, выражавшиеся в нацеленности на раскрытие памятника от позднейших наслоений и достижение художественной целостности образа. Примером такой научной, грамотной реставрации могут служить работы над храмами Спасо-Кижского погоста, находящийся в Медвежьегорском районе Карельской АССР (А. В. Ополовников, 1949-1959 гг.), да и практически все церкви и часовни, перевезённые в другие музеи деревянного зодчества, расположенные во многих уголках нашей Родины. Все эти постройки во время реставрации были лишены своих «крашенных ящиков» (тёса), в которые они были поставлены при «благолепном поновлении» XIX - начала ХХ веков, а их главы вновь стали переливаться осиновым лемехом вместо жестяного сияния. При этом Александр Викторович Ополовников видел оптимальное реставрационное решение памятника в восстановлении до обшивочного облика, но с возможным сохранением некоторых позднейших пристроек, причём он дифференцировал наслоения на те, которые искажают первоначальный традиционный облик памятника, и на те, которые нейтрально сочетаются с первоначальным основным объёмом. Если первые однозначно предлагалось удалять, то вторые вполне могли быть сохранены.
В 1990-х годах как в политике, так и в реставрационном деле наметились негативные "либеральные" подходы. Их приверженцы, как правило, искусно маскируют свои истинные намерения, используя термины: "исторические", или "аналитические (фрагментарные)" подходы.
Исторический подход предполагает сохранение на памятнике всех его перестроек и изменений, то есть того облика, который имел храм на 1917 год.
Фрагментарный (аналитический) подход предусматривает сохранение за различными частями здания разновременного облика. Древнейшая часть здания, по мнению создателей этого метода, может быть раскрыта от обшивки, что позволяет продемонстрировать художественную ценность традиционной деревянной постройки. При этом сохранение позднейших завершений, пристроек, крылец и прочих прирубов, как будто подчеркивает древность главного и не создает впечатление недостоверных воссозданий.
После таких "реставраций" храмы получат невыразительный внешний вид, не раскрывающий всю красоту русского деревянного зодчества, а при фрагментарном подходе, к тому же, в облике храма одновременно будут присутствовать элементы разных исторических эпох, а в целом постройка получится невырозительная, не будет соответствовать никакому историческому периоду. Правда, храм после завершений всех реставрационных работ (если они велись строго по нормам и правилам) будет прочным, но о красоте русского деревянного зодчества можно будет забыть. К тому же обшитые доски будут способствовать гниению сруба (из-за худшей проветриваемости и просыхания) и более быстрому распространению огня в случае пожара. Всё это попросту выброшенные "на ветер" реставрационные казённые средства — обычная либеральная ситуация.
Примеров таких «реставраций» за последние десятилетия накопилось немало. Возьмём, к примеру, Успенскую церковь, стоящую с 1674 года в селе Варзуга (Терский район Мурманской области). Во время реставрационных работ 2004-2008 годов храм вновь "одели" в унылый тёс и покрасили.
Как правило, повсеместно в стране проходит с большим трудом реставрация памятников, финансируемая в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». С середины 2000-х годов такими работами было затронуто около десяти памятников. Практически во всех случаях работы растягивались на длительное время. Часто конкурсы на удивление выигрываются организациями, не способными самостоятельно проводить реставрационные работы, а плотницкие артели привлекаются на условиях субподряда. Всё это приводит к малоэффективному расходованию государственных средств, а попросту — их расхищению. В ряде случаев из-за низкого качества работ памятникам наносится ущерб, иногда существенный.
Самый известный и позорный пример таких работ – «реставрация» Варваринской церкви, построенной в середине XVII века в селе Яндомозеро в Карелии. Храм, стоявший в обезлюдевшем селе, к 2000-м годам пришёл в аварийное состояние. Было решено перенести его в соседнее село Типиницы. Работы по разборке и перевозу церкви были начаты в 2016 году. Однако выигравшее конкурс на проведение работ московское ООО "ЭШЕЛЪ", к этому времени уже испытывавшее серьезные финансовые трудности, не смогло оплатить работу субподрядных организаций. Церковь удалось лишь разобрать и частично перевезти на новое место. При этом часть брёвен сруба была брошена по дороге, которые затем провалялись два года под открытым небом, постепенно разрушаясь. К сборке церкви приступили только в 2018 году, однако большая часть подлинного материала безвозвратно была утрачена.
Следует остановиться также на «гипотетических» реставрациях. Он применяется тогда, когда по состоянию постройки из-за больших утрат конструкций, невозможно сделать вывод о его первоначальном облике. Тогда памятник восстанавливается на основе гипотетических представлений. При этом, реставратор додумывает его на основе документов и аналогий. Здесь должен быть опытный специалист, наделённый от Господа чувством красоты и безукоризненным мастерством вписывания постройки в ландшафт.
Иногда гипотетический метод применяют при реставрации, чтобы лучше вписать постройку в современный ландшафт. Положительный пример такого метода — реконструкция Никольской часовни (вт. пол. XVIII в.) в деревне Вершинино Плесецкого района Архангельской области, где вместо исторического купола на звоннице был поставлен шатёр, больше соответствующий ландшафту окружающей местности.
В современное время наблюдается тревожная тенденция в отношении восстановления старинных церквей и часовен, которые были переданы Церкви и не состоящие на учёте Государства, как памятники архитектуры, но представляющие определённый исторический и архитектурный интерес. Эти храмы, долгое время использовавшиеся не по своему назначению, к 2000-м годам пришли в ветхое, а в большинстве случаях — в аварийное, состояние. Вместо того, чтобы провести научное исследование и грамотную реставрацию, на худой конец, за неимением средств, простую консервацию, некоторые священнослужители, не имея знаний в области архитектуры и искусства, и не обладая развитым чувством прекрасного, при ремонте своих храмов наносят им большой, а подчас непоправимый ущерб. А иногда их просто сносят, под предлогом "зачистки территории от мусора", или строительства нового храма, хотя места для такого строительства рядом со старом храмом предостаточно. Примеров с 1990-х годов накопилось много. Приведём лишь два из них.
В селе Яныль Кукморского района республики Татарстан в 1907 году была построена деревянная церковь Петра и Павла. В 1930-х годах властями храм был закрыт, но в народе к нему всегда было бережное отношение, поэтому церковь хорошо сохранилась. Постройка не являлась памятником архитектуры и поэтому на учёте государства не числилась. В начале 2000-х годов храм был возвращён Церкви, а в 2011 году, в результате «благолепного поновления», церковь приобрела новый облик. Всё это безобразие, по всей видимости, создавалось на средства прихода. Поднятая общественность в защиту этого храма, заставила Министерство культуры Республики Татарстан приказом № 236-од от 27.03.2018 года поставить эту церковь на учёт, как выявленный памятник архитектуры. А столько ещё таких храмов ждут своей очереди?
В конце 2024 года пришли сведения о сносе не находящегося на государственной охране Покровской церкви в селе Покровское Семеновского района Нижегородской области. Церковь, построенная в 1851 году, до последнего момента сохраняла свой архитектурный облик, хотя в 2000-х годах обрушился свод купола основного объема, но стены ещё стояли, а состояние колокольни и вовсе не вызывало существенных опасений. Храм ещё можно было отреставрировать и поставить в строй действующих. К концу октября 2024 года на месте разобранного здания оставалась одна колокольня, но и её будущее, к сожалению, думаю, предрешено.
В небогатых районах страны, в русской глубинке, до сих пор продолжается процесс интенсивного обезлюдевания сёл и деревень. По данным интернет-издания, за прошедшие 30 лет с развала СССР в стране не стало 37 тыс. населенных пунктов. Еще 25 тыс. находятся на грани вымирания, в них осталось по 5-7 стариков. В таких местностях многие храмы, простоявшие "без пения" весь ХХ век, к 2000-м годам подошли в состоянии руин. Такие постройки, к большому огорчению, уже не подлежат восстановлению. Да и восстанавливать в этих местах уже не для кого.
Часть построек, стоящие без должного ухода и внимания, по разным причинам сгорали. Среди этого списка имеются и наиболее ценные храмы. Так, к примеру, из-за поджога 10.08.2018 в Кондопоге (республика Карелия) сгорела уникальная Успенская церковь, построенная в 1774 году.
По информации, предоставленной Александром Бокарёвым, только в 2024 году в России произошло как минимум семь случаев утраты деревянных исторических церквей. Кроме того, несколько построек получили серьёзные повреждения в результате обрушений.
Не хотелось заканчивать повествование на такой печальной ноте, но жизнь повернуть назад нельзя ... Что имеем — не храним, потерявши — плачем.
____________
Но не всё ещё, к счастью, потеряно. На сегоднейший день по России в хорошем и в относительно удовлетворительном состоянии находятся около 200 деревянных храмов, представляющие наше Национальное культурное достояние. Более подробно о них рассказано в моей коллекции: "Красивые старые деревянные храмы России", которая состоит из двенадцати частей:
____________
Более подробно о русском деревянном зодчестве можно ознакомиться из моих работ:
____________
НА ФОТО (сверху вниз):
ЧАСТЬ Х. ХРАМЫ ЗАПАДНОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
Мы продолжаем рассказ о наиболее ценных и красивых церквах - подлинных шедеврах деревянного зодчества России. Первые девять частей данной коллекции были посвящены деревянным храмам, построенным до 1917 года в лесной зоне Северных и Центральных районах Европейской части России, а также на Урале и на просторах Сибири:
В этой группе храмов в той или иной степени присутствует влияние белорусской народной архитектуры. Вместе с тем, храмы построены по всем нормам русского деревянного зодсества.
СПИСОК ХРАМОВ ЗАПАДНЫХ ЗЕМЕЛЬ
В список вошли: 3 церкви в 2 регионах России.
ХI часть --->
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДАННОЙ КОЛЛЕКЦИИ
Современная классификация деревянных храмов, берущая своё начало с рубежа ХIХ-ХХ веков, подразделяет церковные постройки на 6 типов: клетские, шатровые, ярусные, кубоватые, купольные и многоглавые храмы. На наш взгляд, такая классификация устарела, так как не в полной мере освещает конструктивные особенности самих храмов, а только, в основном, их завершений.
Основным критерием группировки церквей и часовен в данной коллекции была взята конструкция основного объёма храма, как наиболее важной части постройки, в значительной степени влияющего на архитектурный облик храма. Все остальные прирубы: алтарь, трапезная с приделами или без них, притвор, галерея и крыльцо, хотя в значительной степени также участвуют в формировании архитектурного облика постройки, в данном случае являются второстепенными.
Конструкция основного объёма, как известно, задаётся планом первых венцов сруба и может изменяться в процессе строительства ярусностью постройки, а для крещатых храмов - ещё высотой и формой прирубов. Исходя из этого, всю совокупность построек русских деревянных храмов (церквей и часовен) по конструкции можно сгруппировать на три основных типа:
В свою очередь, каждую из этих групп необходимо разделить, в зависимости от наличия или отсутствия ярусов, на две подгруппы. Кроме того, в крещатых постройках необходимо различать тип центрального объёма: клеть или восьмерик, а в последнем - дополнительно следует выделять подгруппу ступенчатых прирубов, у которых завершение четырёх прирубов выполнено ступенями, а ярусы основного восьмерика являются как бы продолжением ступеней прирубов.
С учётом вышесказанного, полная классификация деревянных храмов по конструктивному типу основных объёмов может быть представлена следующим образом:
Клетские храмы:
Круглые храмы:
Крещатые храмы:
Все эти конструктивные типы и подтипы легли в основу данной коллекции.
Следует отметить, что небольшие постаменты и барабаны под главу на скатных и бóчечных кровлях, на клетях под бочки, включая крещатые, а так же двускатные каскадные кровли клетских церквей, ярусами основного объёма в коллекции не считаются. Всё это разнообразие конструктивных типов мы относим к видам завершений.
Завершения храмов, построенных в традициях русского деревянного зодчества, можно сгруппировать в следующие 6 типов:
____________
В настоящей коллекции представлены самые ценные с архитектурной и исторической точек зрения деревянные церковные постройки нашей страны, построенные до 1917 года и сохранившиеся до нашего времени в хорошем или удовлетворительном состоянии.
На красоту постройки влияют много факторов, такие как правильный выбор типа основного объёма и его завершения, соблюдение нужных пропорций других необходимых прирубов и умелое вписывание постройки в окружающую местность. Всё это придаёт русским деревянным храмам свой индивидуальный, надолго запоминающийся, неповторимый вид.
Коллекция состоит из двенадцати частей, объединённых общей конструкцией основного объёма, а в западных и южных районах Европейской части страны - районом местонахождения. Кроме того, в особую группу были выделены авторские постройки конца XIX - начала ХХ веков, выполненные в русском стиле, предсталяющие также немалый интерес:
В общий список всей коллекции вошли 155 объекта, находящиеся в 33 регионах России. Они стоят как городах, сёлах и на погостах, так и в музеях деревянного зодчества. Большинство из нижеперечисленных церквей и часовен в настоящее время освящены и являются действующими, хотя многие храмы находятся в статусе приписных, не имея собственного прихода.
Коллекция составлена по состоянию на 1 сентября 2025 года.
____________
Ниже приводятся по одной фотографии, взятые из каждой части коллекции. Эти храмы, по мнению автора, на сегоднейший день являются самыми красивыми в данном кнструктивном типе постройки.