29 августа - престольный праздник бежецкой Спасо-кладбищенской церкви. Церковь Спаса Нерукотоврного образа в городе Бежецке "была вызвана к бытию Екатерининским указом 1771 года о закрытии кладбищ при городских церквах". Первоначально было решено возвести "над могилами" каменный храм Воскресения Христова. Строителем был избран купец Илья Фёдорович Неворотин. Строительство было начато в 1787 году и закончено в 1796-м. Утварь для храма получена из упразднённой перед тем церкви села Шеломени, согласно желанию потомка ея вкладчиков Карамзиных помещика Зилова. В 1796 году "именитое купечество обще с градским главою Михаилом Лукичем Ревякиным просило храм переименовать и праздновать праздник вместо Воскресения Христова в день Нерукотворного образа Спасителя нашего Иисуса Христа августа 16 дня". Решение было получено, главный престол храма в 1800 году был освящён в честь Нерукотоврного образа. Церковь была приписана к городскому собору. Самостоятельный причт при открытиии кладбищенской церкви не был назначен и богослужения отправлялись всеми городскими священниками по установленной очереди. Порядок этот держался до 1882 года, когда стараниями соборного священника о. И. Преображенского кладбищенская церковь была отписана от городского собора и при ней был учреждён самостоятельный причт.
Кладбищенская (Спаса Нерукотворного) церковь была построена в 1895-1898 годах из местного кирпича по инициативе и при исключительных организаторских усилиях протоиерея И. И. Преображенского. В храме пять престолов: 16 октября 1883 года был освящён престол в левом приделе во имя святого Иоанна Предтечи (первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи), святого Иоанна Новгородского, великомученика целителя Пантелеймона. 25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний престол в честь Нерукотоврного образа Господня Иисуса Христа. 17 июля 1901 года освящён престол правого придела в том же храме в честь иконы Божией Матери, именуемой "Черниговская", и преподобного Сергия Радонежского. 19 октября 1903 года освящён престол левого придела того же храма во имя равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, святителя Феодосия Черниговского, преподобного Серафима Саровского. В освящении храма принял участие сам Иоанн Кронштадтский. В 1910-11 годах по проекту архитектора А. П. Фёдорова вместо прежней трапезной и первоначальной колокольни сооружена существующая ныне трапезная с притвором. Подряд на устройство бетонных сводов выполнил инженер Морошкин.
После разборки старых Святых ворот в 1902-03 годах по проекту и под наблюдением архитектора А. П. Фёдорова при Спасо-кладбищенской церкви была возведена высокая трёхъярусная колокольня, выдержанная в русском стиле (в советские годы взорвана). Она была поставлена между женской богадельней и церковно-приходской школой (1890 г.), соприкасаясь с ними углами, но выступая относительно них к западу. В первом ярусе колокольни были оборудованы проездные Святые врата. Колокольня церкви Спаса Нерукотворного при городском кладбище была самым высоким сооружением Бежецка. 500 пудовый колокол для неё был отлит в граде Бежецке ярославскими мастерами. Отливка производилась на берегу Остречины, между мостом и спуском к водовозному плоту. Знаменитый русский художник "советской эпохи" Александр Николаевич Самохвалов, уроженец Бежецка, учился тогда в церковно-приходской школе при этой церкви, видел как строилась "гигантская" колокольня, а потом "на эту башню, множество народа принимало участие в подъёме колоколов...".
По сторонам храма располагаются небольшие часовни. Культовые постройки образуют компактуную симметричную группу с живописным пространственным силуэтом. Её оттеняет подчёркнуто будничный облик корпусов на западной границе кладбища. Церковь Спаса Нерукотворного - замечательный памятник архитектуры русского стиля, отличающийся необычно развитым силуэтом, сформированным 19 большими и малыми главами. Чрезвычайную ценность представляет полностью сохранившийся интерьер. Резной кипарисовый, не окрашенный главный иконостас специалисты оценивают как произведение, "выполненное на столичном художественном уровне". В интерьере храма сохранились роспись клеевыми красками. Из множества прекрасных росписей храма стоит ометить выполненные на западных пилонах изображения настенных фигур святителей Арсения и Варсонофия Тверских, преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских (с юга), Александра Невского и Михаила Тверского, Нила Столобенского и Макария Калязинского (с севера). Архитектура краснокирпичной церкви восходит к типовым проектам, разработанным в 1830-е годы замечательным русским архитектором К. А. Тоном в русско-византийском стиле.
Основной объём храма прямоугольный в плане, вытянут с севера на юг, как и трапециевидный алтарный выступ. Храму равна по площади трапезная со скруглёнными углами и несколькими главками над карнизами. Квадратный в плане двухъярусный западный притвор завершён двумя ярусами кокошников в основании четырёхскатного колпака с чешуйчатой главкой. Подчёркнутая аккуратность лицевой кладки кирпичных стен обыграна в разнообразном декоре. Часовни по сторонам церкви, завершённые, как и западный притвор, колпаком с главкой, отличаются от храма контрастом белёных рельефных частей и лицевой кирпичной кладки, а также иными элементами декора. Кирпичные стены построек на флангах оштукатурены. Дом к югу от входа в ограду, видимо, удлинён при перестройке. Одноэтажная деревянная просфорная (к северу от этих корпусов) имеет нейтральный облик.
Настоятель храма, священник И. Н. Преображенский отличался особой исключительной религиозностью, своим редким знанием человеческой души, умением разобраться в ней, войти в положение страждующего человека, словом и делом помочь христианину. Беднякам, часто помогал то деньгами, то продуктами. В праздники, в стороне от церкви устраивал блинные столы с трапезою для нищей братии. и шли к отцу Иоанну одни со своей болезнью в чаянии небесной помощи и исцеления по его мотивам, другие за советом по осложнениям в семейной или служебной своей жизни, иные с желанием освободиться от той или иной слабости и тяжести греха. Батюшка скончался 28 марта 1911 года. Могила его у самого входа в церковь, с правой стороны, рядом с могилами жены Ольги Степановны, безвременно почившего сына (учителя духовного училища) Николая Ивановича Преображенского и странника Ивана Ивановича Троицкого, с которым отец Иоанн в конце 1880-х совершил путешествие в далёкую Палестину и на Афон. На средства старосты этой церкви, мещанина Ивана Архипова и купца Ивана Крылова, была исполнена стенная живопись, позолочен иконостас и сделаны в храме новые печи. Купец 2-й гильдии Иван Макаров-Лопаков пожертвовал своё имение в пользу богадельни при оной церкви.
Храм Спаса Нерукотворного оставался единственной действующей церковью в Бежецке в годы богоборческой власти. Естественным образом она стала главным городским собором. Многие монахини Бежецкого женского Благовещенского монастыря после его закрытия, также как и монахи Николо-Теребенского монастыря, сплотились вокруг кладбищенской Спасской церкви. Этот храм духовно окормлял бежечан своей благодатной молитвой в годы послереволюционного лихолетья и утешала людей в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. В 50-х годах в церкви Спаса Нерукотворного служили протоиерей Борис Ясинский, Пётр Герасимович и Василий Левицкий, которые до этого отбывали длительные сроки заключения. В 2007 году возле Спасо-кладбищенской церкви был установлен поминальный крест, в основании которого на каменных плитах увековечены имена и фамилии более, чем пятидесяти православных пастырей, служивших на бежецкой земле, монахов и монахинь, а также достойных мирян. Спасо-кладбищенский кафедральный собор открыт с утра до позднего вечера каждый день.
С сайта: bezheparhia.ru/nsp-archive/31.pdf/Бежецкий Верх/Страницы истории Спасо-кладбищенского храма/глава из книги В. И. Брагина "Так погибали бежецкие церкви"/ и книги: Справочное издание. Смирнова О. С. "Монастыри и храмы земли Тверской". - Минск, ООО "Принтхаус", 2011