Софийско-Успенский собор — первый каменный храм в Тобольске. Но задолго до исполнения в камне он существовал в исполнении деревянном. Первый Софийский собор был построен в 1621—1622 годах, вскоре после учреждения Тобольской епархии. Софийский собор был пятиглавым. В единый ансамбль с ним входили церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, колокольня, а также иные строения архиерейского двора. Просуществовал он около двадцати лет, погибнув в пожаре 1643 года.
В 1646 году, согласно указу царя Михаила Федоровича, тоболяки заложили новый, снова деревянный Софийский собор — размерами и устройством сходный с первым. Но теперь он имел, подобно древнему Софийскому собору в Великом Новгороде, тринадцать «верхов» («в ознаменование Христа Спасителя с 12 апостолами»). В 1648 году Софийский собор Тобольска освятили. Второй Софийский собор простоял три десятилетия и, как и первый, пал жертвой пожара — одного из самых сильных в истории Тобольска. Тогда, 29 мая 1677 года, огонь уничтожил практически весь город. Жар был столь нестерпимым, что расплавился 110-пудовый колокол на соборной звоннице.
В 1683 году заложили уже каменный Софийский собор Тобольска - первый каменный храм Сибири. Строительство сопровождалось неудачами. 26 июля 1684 года практически оконченное здание обрушилось: столбы не выдержали тяжести сводов. Потребовалось еще два года, чтобы достроить собор. 27 октября 1686 года он был освящен — с установлением престольного праздника в честь Успения Божией Матери. В историю он войдет как Софийско-Успенский собор. Собор был неотапливаемый и службы в нём проходили только в тёплое время года.
На протяжении XVIII века Софийский собор несколько раз менял свой облик. В 1710 году в соборе был сооружен великолепный резной иконостас. В 1735 году собор покрыли железом, причем главы обрели характерные для украинского барокко формы.
К 1780-м годам состояние Софийско-Успенского собора вновь потребовало серьезного ремонта. Фундамент давал осадку, и это грозило со временем совершенно разрушить церковь. В 1786—1787 годах деревянные стропила в соборе заменили железными, купола покрыли белым листовым железом, вызолотили кресты и маковку на центральной главе. Крышу окрасили в зеленый цвет, а на барабане большого купола появились живописные изображения Христа и двенадцати апостолов. 20 июля 1787 года епископ Варлаам заново освятил отремонтированный храм.
В 1796 году к юго-восточному углу собора пристроили двухэтажное здание ризницы, соединенное с алтарной частью переходом. Одновременно со зданием ризницы, в 1794—1797 годах, возводилась новая соборная колокольня высотой в 65 метров.
В советское время Тобольский Софийский собор пережил все то же, что и другие церкви России. В 1922 году из него изъяли все ценности, а вскоре закрыли совсем. В начале 1930-х годов здание собора принадлежало организации «Союз-хлеб» и вплоть до Великой Отечественной войны использовалось под зернохранилище. Затем долгое время пустовало и постепенно пришло в аварийное состояние. В 1961 году здание Софийского собора передали Тобольскому музею-заповеднику. Началась реставрация здания, тянувшаяся до 1980-х годов и лишившая храм наиболее отчетливых признаков его «культовой принадлежности» — крестов на куполах. Тем не менее саму кровлю отремонтировали, залили бетоном полы и оштукатурили стены, что спасло Софийский собор от разрушения.
С архитектурной точки зрения, Софийско-Успенский собор, бесспорно, является доминантой Тобольского кремля. Это внушительное здание строилось — как многие в те годы — «по образцу», причем образец был взят московский Вознесенский собор одноименного монастыря. Строилось здание в 1519 году, а после пожара 1626 года и перестраивалось.
Благодаря избранному образцу Софийско-Успенский собор встал в один ряд с типичными памятниками московского — в широком смысле — храмового зодчества XVI— XVII веков. По типу своему он близок, например, Успенскому собору Троице-Сергиевой Лавры (1559— 1585) или Благовещенской церкви в Каргополе, своей почти ровеснице (она строилась в 1682—1692 годах).
Возводя происхождение Софийского собора к московскому Вознесенскому, мы должны признать присутствие в нем ренессансных архитектурных традиций, но они, по большому счету, сказались лишь в общей объемно-пространственной планировке здания. Его декор абсолютно русский — в своей некоторой «безалаберности» и непринужденной асимметрии. Здесь проявили себя московские и устюжские мастера, привнесшие в оформление собора черты московского узорочья и нарышкинского (а также отчасти и строгановского) барокко. Например, южный фасад удивляет нас тем, что на нем мы встречаем наличники с навершиями четырех разных типов. Впоследствии свое влияние оказало и украинское барокко, а поскольку ему «поддалась» наиболее важная в визуальном отношении часть — пятиглавие, то в итоге собор воспринимается издалека как памятник очередного «южнорусского влияния» и заставляет вспомнить о почти столетнем главенстве малороссийских архиереев в Русской Церкви.
О ризнице Софийского собора в дореволюционном описании Тобольской епархии говорится: «При соборе имеется архиерейская ризница, в которой находятся достопримечательности, как то: древние иконы, золотые и серебряные кресты, панагии, посохи, митры, облачения, из коих многие составляют вклады царей... Всем этим достопримечательностям составлено особое описание, которое посетители ризницы приобретают на память о своем посещении ее».
«С северной стороны холодного собора в 1751 году при митрополите Сильвестре вместо прежнего ветхого, устроенного в 1704 году митрополитом Филофеем, вновь устроен придельный храм в честь св. Иоанна Златоустого, соименного святого погребенному в нем митрополиту Иоанну (Максимовичу). Здесь же погребены архиепископы Варлаам I в 1802 году и Павел III в 1831 году». Барабаны глав орнаментированы вполне традиционно — аркатурно-колончатыми поясами (с дыньками, в «рифму» с наличниками окон). Особую нарядность им придают пояса кокошников, расположенные в основании каждого барабана. Самыми нарядными деталями Софийского собора глядятся его окна. Непринужденно «разбросанные» по плоскостям фасадов, они оформлены узорчатыми наличниками с колонками, дыньками и многолопастными навершиями, напоминающими кокошники русских красавиц. Внутреннее убранство Софийско-Успенского собора Тобольска некогда блистало великолепием. Прекрасный резной иконостас, старинные, в богатых окладах иконы.
Вообще, ни тоболяки, ни представители высшей власти не скупились жертвовать на благоукрашение собора. Первые — из усердия к своему храму, вторые — справедливо полагая, что главный собор Сибири должен и выглядеть соответственно, олицетворяя богатство и мощь России. Известно, что в 1730-е годы собор был расписан фресками. Работами могли руководить знаменитые живописцы петровского времени — Иван и Роман Никитины, сосланные в Тобольск по навету (тогда, при императрице Анне Иоанновне, это делалось чрезвычайно просто).
В XIX веке фрески скрыла масляная живопись, а впоследствии — побелка. В процессе реставрации, которая проводилась в 1990—2010-е годы, фрагменты фресок XVIII века (в нижней части южной стены и в алтаре) удалось обнаружить — скрытые от людских глаз за позднейшими слоями краски, они благополучно пережили советский период. Но вот остальные элементы убранства собор, увы, утратил безвозвратно. Лишался он их постепенно. Сначала, в 1922 году, большевики вывезли из него наиболее ценные предметы, а затем, в течение нескольких лет, когда храм использовался под зернохранилище и пустовал, расхитилось и разрушилось остальное. И к моменту передачи Церкви его «внутренность» совсем не напоминала о прежнем великолепии. Потребовалась длительная реставрация, чтобы хоть отчасти вернуть убранству собора былую красоту, прежде составлявшую предмет гордости тоболяков и восхищения гостей города.
1980-е годы Софийский собор Тобольска встретил музейной единицей, вяло реставрируемым памятником архитектуры. Несмотря на то, что реставрационные работы начались более двадцати лет назад, в середине 1980-х годов они и не думали близиться к окончанию. Подобное состояние святыни (лишившейся, к тому же, крестов) безмерно огорчало верующих.
Наступала тем временем новая эпоха, и 26 апреля 1988 года в Москве на заседании Совета по делам религии постановили: «Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях». Собор вернулся к верующим, а с разделением Омско-Тюменской епархии и образованием Тобольско-Тюменской вновь стал центром епархиальной жизни. Была проведена реставрация; в 1990-е годы в храме устроили систему отопления, что позволило совершать в нем службы с ранней весны до поздней осени. 26 июня 1994 года Софийский собор освятил Патриарх Алексий II.
Важнейшее событие в новейшей истории собора — обретение мощей священномученика Гермогена (Долганева; 1858—1918), в течение недолгого времени в 1917—1918 годах возглавлявшего Тобольскую епархию.
http://posmotrim.by/article/sofijskij-sobor-tobolsk.html