На северо-западной стороне Васильевского острова… находится Смоленское православное кладбище, одно из древнейших и самое обширное из столичных кладбищ. Существует предание, что при построении Петербурга на Васильевском острове поселилась пришедшая из Смоленска артель рабочих. Они недолго прожили: непривычный образ жизни, тяжкие труды скоро свели их в могилу. Умерших свезли на берег Черной речки и там похоронили. С того времени и поле на южной стороне этой речки стало называться Смоленским. Потому и первая церковь на этом поле посвящена была Смоленской иконе Божией Матери. Церковь эта, деревянная, как видно из донесения в с.-петербургскую духовную консисторию священнослужителей этой церкви от 2 мая 1768 г. и промемории, посланной из духовной консистории в губернскую канцелярию от 9 июня 1768 г. за № 188, построена была в силу указа императрицы Елизаветы из правительствующего сената, в 1756 г., от губернии, казенным коштом, по середине существовавшего уже кладбища, которое в то же время обнесено деревянным забором квадратно, на западной же стороне кладбище, кроме забора, отделено было от поля каналом.
В 1768 г. священнослужители Смоленско-кладбищенской церкви иерей Андрей Дмитриев, иерей Федор Черновский и диакон Стефан Фетов подали донесение в с.-петербургскую духовную консисторию, в котором прописали, что «на оной церкви крыша обветшала, отчего летом и осенью в дожди, а весною от талого снега в разных местах, а паче над святым престолом бывает теча, о чем помянутой канцелярии и представлено было от нас неоднократно с требованием, чтоб оную крышу, тако ж и церковные крыльца развалившиеся починить, а ограду, которая во многих местах весьма обветшала, исправить и недостающих в церкви книг… искупить, но потому нашему представлению от помянутой канцелярии ничего не учинено». Вследствие доношения, консистория промемориею от 9 июня 1768 г. за № 188 потребовала, чтобы губернская канцелярия благоволила церковные потребности купить, также и оную Смоленско-кладбищенскую церковь из упомянутых церковных сборов починкою исправить без замедления.
Между тем, церковь пришла в крайнюю ветхость и потому в 1772 г. была совершенно переделана и 8 ноября того же года освящена. В 1785 г. поручено было архитектору Алексею Иванову составить план и фасад новой каменной церкви. В 1786 г. план этот представлен на рассмотрение Его высокопреосвящества. 2 июня митрополит Гавриил сам прибыл на Смоленское кладбище, осмотрел церковь и сам назначил место для построения новой.
17 июня того же года священник Георгий Петров подал прошение митрополиту о разрешении заготовлять материалы на постройку новой церкви, и на это прошение 18 июня последовала резолюция: «церковь строить благословляем». Поэтому 1 июля начали рыть рвы для фундамента новой церкви, а 19 июля произведена самая закладка.
В 1780-87 гг. церковь отстроена по купол, а купол по архитрав, боковые стены доведены до сводов, колокольня поднята до второго яруса. В 1788 г. продолжались каменные работы, окончен купол, выведены своды и церковь покрыта жестью и железом, в том же году поставлен крест. В 1789 г. окончена колокольня и поставлен крест. Церковь снаружи и внутри оштукатурена и выкрашена, устроена паперть и боковые крыльца; полы в паперти и на крыльцах, а также в боковом приделе высланы плитой по дереву. В 1790 г. в большом приделе сведены половые своды и высланы полы плитой, починяли штукатурку, белили, красили, производили столярные работы и постановку иконостаса. В 1790 г. церковь была окончена.
Священник Георгий Петров хотел перенести иконостас из деревянной церкви, но митрополит Гавриил определил поставить здесь иконостас из упраздненной в 1772 г. церкви Иоанна Богослова, построенной по указу императора Петра I в 1715 г. на Выборгской стороне при госпитальном кладбище. Придел этот был освящен 1790 г. 26 сентября в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, а 1 октября освящен и главный придел в честь Смоленской иконы Божией Матери.
По плану и фасаду церковь не отличалась изяществом, она имела в длину и ширину по 6 сажень и накрыта была широким византийским куполом с круглыми окнами. Купол этот первоначально раскрашен был малярами, только на самом верху сделано сияние неизвестным живописцем, за что и заплачено ему 15 руб. С северной и южной сторон пристроены были к церкви деревянные, покрытые деревом крыльца. В северной, гораздо большей его стороне, устроен был теплый придел, а в южной производилась свечная продажа и велись записи погребаемых. Далее к западу примыкала к церкви колокольня в два яруса, четырехугольная, со шпицем наверху. На восточной стороне от купола в одном большом полукруге помещался алтарь, при нем не было ни ризницы, ни пономарской. В алтаре над престолом находилась сень. Иконостас сделан был охтянами без царских врат, живописи и позолоты за 557 руб. 50 коп., а за резьбу царских врат и раму к местному образу заплачено придворною конторою резчику Якову Дунаеву 60 руб.
Местные иконы Спасителя и Божией Матери во весь рост пожертвованы были в церковь Иваном Акимовичем Акимовым, адъюнкт ректором и профессором исторической живописи в Академии художеств, писавшим иконы в собор Александроневской лавры. Северные и южные двери писаны были художником Козловым, а икона пророка Иезекииля в северных вратах пожертвована им. Пожертвованы также: икона Тайной вечери и распятие с предстоящими неизвестного художника.
Во время постройки каменной церкви вновь отведенная под кладбище земля была отдана огороднику с тем, чтобы он уровнял ее, очистил от кирпича и мусора; доходы, получаемые с огородника, употреблялись на проведение на кладбище канав, укрепление берегов и украшение церкви.
Теперь на кладбище находилось две церкви: одна в честь Смоленской иконы Божией Матери, каменная, а другая деревянная, в честь св. Архистратига Михаила. Деревянная церковь, не смотря на недавнюю переделку, совершенно обветшала, поддержка ее в прежних размерах с построением каменной церкви стала безполезною и для церкви убыточною, поэтому в январе 1792 г., священник Г. Петров представил его высокопреосвященству план и смету на перестройку деревянной церкви. Этот план с двумя фасадами и сметою стоили церкви 10 руб. 10 июня того же года последовала резолюция его высокопреосвященства, которою разрешалось перестроить церковь.
Весною о. Георгий приступил к постройке, к осени церковь была окончена и 8 ноября освящена в честь Архистратига Михаила. Это было небольшое здание простой архитектуры, выкрашенное белою и зеленою красками, с дубовым, вызолоченным крестом наверху. В 1798 г. был распространен теплый придел каменной церкви, устроена комната для сторожей и сделан особый ход на колокольню. Между тем, холодная церковь потребовала починки и в 1807 г. протоиерей Г. Петров приступил к устройству сводов в алтаре и мощению пола каменною плитою, в 1808 г. устроены галереи и расписан купол итальянскою клеевою живописью художником Бессоновым, а также построены каменные ворота.
7 ноября 1824 г. кладбище постигло страшное наводнение. Заборы вокруг него были уничтожены, кресты с могил унесены на Петербургскую сторону, старые могилы занесены землею… Церковный архив, хранившийся в подвале большой церкви, наводнением уничтожен, остались только книги, хранившиеся в домах у священников. Церковь св. Архистратига Михаила так повреждена, что не оставалось никакой возможности исправить ее. Вода проникла в богадельню и затопила ее.
11 ноября того же года император Александр І, осматривая следы разрушения, произведенного наводнением, в три часа пополудни пришел в Смоленскую церковь, слушал вечерню и прикладывался к образу Смоленской Божией Матери. По выходе из церкви, обозревая опустошение кладбища, заметил его тесноту и недостаточность и сам назначил место для прибавки к кладбищу от городского выгона, отведено было до 72 420 кв. сажень. Заметив, что и бедные богаделенки пострадали от наводнения, государь утешал их и повелел снабдить теплою одеждою, обувью и доставлять им пищу в продолжение трех месяцев. До 13 февраля 1829 г. были произведены ремонтные работы на кладбище, в часовне и в церкви.
Между тем, деревянная церковь св. Архистратига Михаила все еще оставалась разоренною. О возобновлении ее причт кладбищенской церкви просил епархиальное начальство еще в 1825 г., на что и последовало разрешение. Возобновление этой церкви принимал на себя академик Боровиковский, который сам писал для нее иконы. К сожалению, неожиданная смерть не позволила Боровиковскому окончить начатое дело, он умер, не назначив даже суммы на возобновление храма, и церковь по-прежнему оставалась в развалинах. Даже прежний иконостас из нее был вынесен и отдан в домовую церковь грузинской царевны Коцено.
В 1829 г. этот храм пришел уже в такое положение, что и к починке стал совсем неудобен. Но в это время один усердный сын церкви изъявил желание построить на кладбище новый каменный храм во имя Пресвятой Троицы, с малым приделом на хорах во имя св. Архистратига Михаила, поэтому причт 20 августа 1829 г. подал его высокопреосвященству прошение, в котором просил позволения сломать деревянную церковь и приступить к постройке новой, каменной.
В 1831 г. приступили к распространению большой каменной церкви, а именно: сделана пристройка с южной стороны, устроено помещение для придела на южной же стороне, в куполе круглые окна переделаны в ломбардские, к колокольне приделан новый ярус. Словом, вся церковь получила новый, более изящный вид.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери одноэтажная, каменная, построенная на иждивение вкладчиков, по плану архитектора Алексея Иванова, в византийском вкусе, четырехугольная, с выпуклым полукруглым алтарем, с тремя по сторонам фронтонами, на цокольном фундаменте, с круглым широким куполом, с 7 большими полукруглыми ломбардскими окнами. Над куполом под главою и бронзовым вызолоченным шаром с крестом круглый с 8 окнами фонарь. Церковь эта заложена в 1780 г., а освящена 1 октября 1790 года.
Купол и церковь покрыты листовым железом. Окон в церкви с приделами и папертью 23, все с железными решетками. Под сводами пола церкви имеется подвал с четырьмя входами, из них три – с железными решетчатыми дверями. В подвале погребаются тела умерших, а под папертью находится комната для сторожей.
Престолов в церкви три: первый, главный – в честь Смоленской иконы Одигитрии Божией Матери; второй, с северной стороны, во имя Апостола и Евенгелиста Иоанна Богослова, освящен 26 сентября 1790 г., третий в приделе, с южной стороны, во имя святого пророка Илии, устроен купцом Ильею Антоновым и освящен 24 июня 1833 года. Вся церковь с двумя по сторонам приделами длиною 18, шириною 11 ½, а вышиною в куполе 13 сажень.
В церковь три входа: с южной, северной и западной сторон, в них двойные деревянные, обитые железом двери. Из паперти с западной стороны в проходе, ведущем в большую церковь, две готические стеклянные двери о четырех половинках. С правой стороны западного входа придел св. пророка Илии отделяется стеклянною перегородкою, а с левой придел Иоанна Богослова капитальною стеною.
Внутри главной церкви стены раскрашены масляною краскою, а купол в 1858 г. расписан художником Васильевым масляными красками в византийском стиле. На плафоне, вверху изображен Спаситель с крестом в левой руке; на одной с ним линии вокруг купола семь архангелов… Алтарь расписан голубою краскою.
В приделе Иоанна Богослова стены покрыты масляною краскою. В шести трехугольниках изображены масляными красками шесть серафимов, а в заду на плафоне Святой Дух в облаках. В приделе святого пророка Илии стены покрыты масляною краскою, потолок тоже сводами, на задней стене Илия пророк, молящийся о ниспослании дождя.
Во всех трех церквах полы из цокольной полированной плиты, шесть уртермарковских печей и две изразцовых. С северной стороны, к алтарю главной церкви сделана небольшая пристройка с дверью внизу, для выхода из большого алтаря; низ ее каменный, а верх деревянный, со стеклами.
Колокольня каменная, в одном фасаде с церковью во имя Смоленской иконы Божией Матери, в два четырехугольных квадратных яруса для колоколов, с железными решетками. Наверху деревянный шпиц в десять погонных сажень. Колокольня и шпиц покрыты белым железом, окрашенным зеленою масляною краскою; на шпице бронзовый шар с крестом, мерою 1 саж. 1 арш., а вся колокольня вышиною 24 саж. 1 арш. На ней 12 колоколов. Самый большой 251 пуд вылит в 1831 г.; другой – 131 пуд, пожертвованный бывшим старостою Смоленской церкви Ильею Антоновым в 1830 г., а остальные десять по весу незначительны. Церкви и колокольня возобновлены в 1872 г.
Причт Смоленско-кладбищенской церкви всегда содержался добровольными дачами посетителей кладбища, за отпевание покойников, панихиды, поминовение и служение заупокойных литургий. Прихода при церкви нет, его заменяет кладбище. При Смоленско-кладбищенской церкви содержится 75 вдов и сирот духовного звания, которые живут частью в богадельне, частью в Антоновском, а частью и в других церковных домах.
На кладбище погребены: Ксения Григорьева – Ксения Петербургская, над ее могилою поставили памятник в виде часовни; протоиерей Георгий Петров, строитель Смоленской кладбищенской церкви; Боровиковский Владимир Лукич, лучший из русских иконописцев и портретистов, лучшими произведениями его почитаются: ангел на царских вратах Казанского собора, портрет священника и иконостас в приделе Михаила архангела на Смоленском кладбище; Мартос Иван Петрович, скульптор, автор памятника Минину и Пожарскому в Москве, А. Е. Егоров, заслуженный профессор Академии художеств и В. К Шебуев, произведениями этих знаменитых живописцев украшен Казанский собор в С.-Петербурге, актриса Варвара Асенкова и др.
«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект, д. 39.