ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Соловецкий. Церковь Онуфрия Великого.

Онуфриевская церковь


Соловецкий. Церковь Онуфрия Великого
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Онуфрия Великого
Год постройки:1822.
Год утраты:1940 (снесена)
Адрес:
Архангельская обл., Соловецкий р-н, пос. Соловецкий

Координаты: 65.021852, 35.71118
Проезд:к югу от кремля



Церковь Онуфрия Великого, Вид части монастырского кладбища с церковью Онуфрия Великого на нём, 1900 г.<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Вид части монастырского кладбища с церковью Онуфрия Великого на нём, 1900 г.
Елена Григорьева
1 июня 1900
Церковь Онуфрия Великого, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1871
Церковь Онуфрия Великого, с открытки, приобретенной в монастыре<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
с открытки, приобретенной в монастыре
Матишо
Церковь Онуфрия Великого, Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Почтовая фотокарточка нач. ХХ века.
Алексей Кротов
Церковь Онуфрия Великого, вид с юга<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Церковь Онуфрия Великого, вид с юга, на переднем плане - разрушенное монастырское кладбище, фундамент церкви закрыт временной кровлей<br>, Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
вид с юга, на переднем плане - разрушенное монастырское кладбище, фундамент церкви закрыт временной кровлей
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Церковь Онуфрия Великого, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Илья Смирнов
9 августа 2010
Церковь Онуфрия Великого, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Илья Смирнов
9 августа 2010
Церковь Онуфрия Великого, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011
Церковь Онуфрия Великого, , Соловецкий, Соловецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
1 августа 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  28 июня 2016

Соловецкий летописец сообщает, что на братском кладбище за кремлем для совершения отпеваний умерших монахов и соловецких трудников была поставлена деревянная церковь во имя Онуфрия Великого (1666 г.). Это была «деревянная шатровая, крытая в два теса, с главкой, покрытой лемехом, и крестом деревянным с цепями» церковь. Храм был освящен в первое воскресенье после празднования памяти преподобного Онуфрия (16.06.1667 г.) всего за год до начала «соловецкого сидения». Через сто лет храм обветшал, и соловецкие монахи обратились в Священный синод за разрешением на постройку каменного храма. Разрешение было получено (1785 г.) и храм был возведен (1822 г.).

За год до окончания строительства старая деревянная церковь была разобрана (1821 г.), причем строительные элементы были бережно складированы. После возведения каменной дамбы между островами Большая и Малая Муксалма, на Большой Муксалме была поставлена часовня с использованием бревен старого Онуфриевского храма (1829 г.). Новую "старую" часовню освятили в память святого мученика Власия - покровителя домашнего скота, но приблизительно через двадцать лет переименовали в честь Рождества Христова. Когда на острове Большая Муксалма появилась новая каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (1876 г.), деревянная часовня была перенесена на остров Малая Муксалма. Это деревянное сооружение находится там и сейчас. Часовня, сейчас скорее похожая на избу, служит для хозяйственных целей - является жильем для промысловиков в сезон добычи водорослей и для приюта странников.

Судьба каменного храма преподобного Онуфрия Великого на кладбище трагична - во времена Соловецкого лагеря особого назначения (1923-1931 гг.) лишь в нем одном совершалось редкие богослужение. Храм был закрыт, когда всех остававшихся еще в живых соловецких монахов вывезли с островов (1931 г.). Через десять лет, после ликвидации островного отделения СЛОНа, храм разрушили советские военные - моряки Соловецкого учебного отряда Северного флота (1940 г.). Говорят, что кирпич и камень храмовых стен позднее были использовали для госпиталя и школы. Не погнушались взять и надгробные плиты с братского соловецкого кладбища.

http://www.solovki.ca/hrami/hrami_onufri.php


Марина Зуйкова  28 июня 2017

Малая Муксалма — самый маленький из шести основных островов Соловецкого архипелага, его площадь менее одного квадратного километра. Расположен он к юго-востоку от Большого Соловецкого острова, рядом с островом Большая Муксалма. Первые постройки на этом небольшом и почти безлесном клочке суши появились после строительства в 1828 г. каменной дамбы для перегона скота, соединившей Малую Муксалму с Большой.

Наиболее значительной и интересной постройкой на острове является часовня. Мало кто из соловецких старожилов знает, что это самое древнее из сохранившихся деревянных сооружений на Соловках. Имеет оно довольно интересную историю, которая берет свое начало во второй половине XVII в.

Как свидетельствует «Соловецкий летописец», за монастырем на братском кладбище в 1666 г. была выстроена деревянная церковь во имя прп. Онуфрия Великого, в которой совершались отпевания почившей соловецкой братии и трудников. По описям 1782 и 1795 гг. церковь значится как «деревянная шатровая, крытая в два теса, с главкой, покрытой лемехом, и крестом деревянным с цепями». Храм был освящен 16 июня 1667 г. — в первый воскресный день после празднования памяти прп. Онуфрия Великого. Освящение происходило в смутное для обители время, всего за год до начала «соловецкого сидения» — одного из самых драматичных эпизодов в истории монастыря. Эту церковь в своих путевых заметках упомянул капитан Яков Мордвинов в свой приезд на Соловки в мае 1752 г.: «За монастырем к полудню, перешед прокоп, што из преснаго озера, построена деревянная церковь преподобного Онуфрия Великаго, где на кладбище погребают братию и всех трудников и работников монастырских».

Примерно через сто лет после постройки кладбищенский храм обветшал, и соловецкие настоятели стали обращаться в Священный Синод за разрешением на постройку нового каменного храма. Разрешение было получено в 1785 г., однако построен он был лишь в 1822–1824 гг. и освящен архимандритом Макарием 12 июня 1824 г. на память прп. Онуфрия Великого. В 1815 г. соловецкий настоятель архимандрит Паисий отмечал, что «кладбищенская церковь преподобного Онуфрия пришла в совершенную ветхость». В 1821 г. перед постройкой нового каменного храма старая деревянная церковь была разобрана.

В 1801 г. на острове Большая Муксалма был построен новый скотный двор, деревянный, со многими хлевами и крытым над ним сеновалом. Вероятно, намного раньше здесь была построена и деревянная часовня во имя св. Власия. В известном сочинении архимандрита Досифея о ней сказано: «Часовня на Муксаломском острове во имя Св. Священно-мученика Власия, при коей состоит скотный двор и келии в два этажа с другими службами. Туда же в 1829 году перенесена с Соловецкаго острова деревянная кладбищенская Церковь Преп. Онуфрия». В том году, как можно думать, из-за ветхости старой часовни решено было поставить новую, для чего и использовали разобранный деревянный Онуфриевский храм, взяв от него, по меньшей мере, четверик. Это подтверждают современные исследования часовни. Кровля с главой, двери и крыльцо были изготовлены новые: «у скотного двора для моления живущих исправлена, для благоприличия украшена часовня, обита новым тесом, покрыта новая кровля с главою, полог, двери, окна, крыльцо с лестницей и балясами и прочие принадлежности построены».

В 1876 г. на острове Большая Муксалма была построена каменная церковь во имя прп. Сергия Радонежского. Архимандрит Мелетий упоминает, что некоторое время после постройки нового храма деревянная часовня Рождества Христова оставалась на прежнем месте. «На разстоянии 20 саж. от церкви [каменного храма во имя прп. Сергия Радонежского] находится деревянная часовня во имя Рождества Христова, устроенная из прежней деревянной кладбищенской церкви Преподобн. Онуфрия Великаго». Впоследствии часовня была перенесена на остров Малая Муксалма, где она находится и по сей день, чудом пережив бурное ХХ столетие.

Сейчас у часовни отсутствуют старое завершение, алтарь и галереи. Однако некоторые детали конструкции ясно указывают на то, что это перестроенный храм. При установке перевезенную часовню развернули на 180 градусов, поэтому следы примыкания старого алтаря оказались скрыты новым притвором. Ныне здание находится в аварийном состоянии. По центру крыши зияет дыра на месте рухнувшей в результате удара молнии главки. По воспоминаниям старожилов, это случилось летом 1985 г. Главка упала и потом пролежала на земле несколько лет. Да и сама часовня тогда задымилась, но сильный дождь не дал разгореться пожару. Деревянная кровля здания, выполненная в два слоя, уже почти полностью прогнила. Также почти полностью сгнил и положенный поверх нее рубероид. Западный фронтон стоит полностью открытым. С восточной стороны, прямо к стене часовни, прибиты вешала для сушки водорослей. Обращает на себя внимание множество больших и малых гвоздей в ее стенах. Северо-западный угол притвора часовни сильно пострадал из-за того, что прямо под него сливают помои, которые далее стекают под северную стену. Стена от этого покрылась толстым слоем плесени, особенно пострадали нижние венцы. Здесь же видны остатки когда-то сваленного строительного мусора. Два нижних венца северной стены притвора оказались частично скрытыми под толстым слоем мусора, постоянно увлажняемым помоями. Бывший притвор служит хозяйственным помещением. Здесь хранят дрова, продукты питания, инструмент и разные вещи, солят рыбу и грибы, готовят пищу. В этой части часовни, по сравнению с основным помещением, очень сыро.

В настоящее время бывший храм используется не по назначению сборщиками водорослей, которые в летний период живут на Малой Муксалме, где находится самый крупный участок по заготовке водорослей в Белом море. Насельники Соловецкой обители не оставляют без внимания древнюю часовню. Начиная с 2004 г. они регулярно посещают ее. Хотя часовня была названа в честь Рождества Христова, братия между собой предпочитает называть ее Онуфриевской — по первоначальному посвящению кладбищенского храма. В часовне обязательно читают акафист прп. Онуфрию Великому. Как и столетия назад, в древних стенах раздается молитвенное монашеское пение.

http://www.solovki.info/?action=archive&id=439


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 августа 2024

«…Братское монастырское кладбище с церковью во имя преподобного Онуфрия Великого расположено вне монастырских стен на холме к югу от монастыря. Первая деревянная шатровая церковь была «построена за монастырем для погребения умерших братий и мирских и освящена в 1667 году, июня 16 дня». Эта же дата (7105 год) была указана и на древнем кресте, хранившемся в алтаре храма.

К началу XIX века деревянная церковь обветшала и в 1821 году была разобрана. Новый каменный храм был освящен в день своего престольного праздника на память преподобного Онуфрия Великого 12/25 июня 1824 года архимандритом Макарием. Иконостас в нем был трехъярусный деревянный окрашенный. На южной стене каменного храма была установлена плита с надписью: «Святая церковь Христова от начала своего считает священной обязанностью молиться за усопших. Для сего и тела усопших полагают вблизи святых храмов, дабы во время совершения бескровной жертвы Господу, возносить моление о покое душ их. И усопшая братия наша умоляет нас живых не забывать их постоянною молитвою. Молитва - суть живая непрерывная наша утешительная беседа, наше свидание – с почившими. Каждое слово молитвы принесет отраду в вечности. Сила молитвы может поднять душу со дна адова, очистить от всех грехов и дать вечный покой. Умершие - суть воины, отдыхающие мирным сном после трудных подвигов борьбы, но прозвучит труба Архангелова и мертвые о Христе воскреснут. Отцы – и братие! Будем прилежно молиться об усопших: но в то же время попечемся и о себе самих, чтобы наши дела, большею частию злыя и лукавыя, не последовали за нами в вечность и не постыдили нас пред лицем неба и земли, ангелов и человеков. Аминь».

В 1886 году был увеличен алтарь храма за счет уменьшения площади самой церкви, а с западной стороны была пристроена колокольня. Тогда же в дополнение к старой печи, находившейся в юго-западном углу церкви, была устроена новая печь в алтаре.

Важна молитва о упокоении душ усопших, но возможно и молитвенное обращение ко многим подвизавшимся на Святой Соловецкой земле и обретшим в ней покой. В жизнеописании монаха Даниила сохранилось следующее повествование, касающееся упокоившихся на монастырском кладбище: «В одно время, проживая в соловецком кремле, о. Даниил проходил по внутреннему коридору крепостной стены Соловецкого монастыря, где встретил одного инока, поприветствовав которого, спросил: "Как, брат, живешь?" Брат сей разочарованно отвечал: "Все мы живем очень худо, наверно и погибнем". И в таком глубоком разочаровании продолжал свой разговор с о. Даниилом. На все это о. Даниил и говорит ему: "Так думаешь, что все в монастыре грешники? Все погибнут? Нет, брат, напрасно ты так думаешь". Сказав сии слова, стал о. Даниил смотреть в окно на братское кладбище. Собеседник о. Даниила также подошел к окну, а старец уже строго вопрошает сего скорбного инока: "Посмотри-ка, брат, на кладбище, все ли в обители грешники?" И вдруг инок увидел горящие светильники над многими могилами почивших из братии. В это время о. Даниил снова спрашивает стоящего в благоговейном страхе инока: "Ну-ка, брат, как ты думаешь, все ли грешники там? Нет, не думай так, много было здесь людей, угождавших Господу и от Него прославленных и упокоенных во Царствии Небесном, но безвестных для нас. И сейчас еще много людей живет здесь благочестиво и богоугодно..." И множество других душеполезных наставлений поведал старец сему брату и отпустил его с миром душевным и бодрым духом, с изменившимся суждением о монастырской братии».

Церковь преподобного Онуфрия была единственной действовавшей во время СЛОНа. Богослужения в ней были разрешены до 1929 года, ради 60 монахов, отказавшихся покидать Соловецкий остров и трудившихся на правах вольнонаемных в лагерном хозяйстве.

О разорении монастырского кладбища писал Георгий Гаврилович Гордон - сын заключенного, приезжавший на Соловки в 1931 году для личного свидания. Ему еще пришлось видеть «поистине циклопические кресты на некоторых могилах. Восьмиконечные, потемневшие от непогоды, больше обхвата в окружности и до восьми метров высотой, как я определил, измерив шагами тень, показавшегося самым высоким, они казались особенно большими на фоне окружавших крестов обычных размеров... За первый "ударник" снесли примерно треть кладбища. На той самой косе, с которой монахи стреляли в англичан (в 1854 г.), выросла груда крестов и деревянных могильных оград... высотой с четырехэтажный дом... Потом эту кучу подожгли: она горела и тлела несколько суток».

В 1939-1940 годах колокольня, а потом церковь были разрушены сначала силами заключенных, а затем военных моряков. В воспоминаниях С. Эпштейна рассказывается о том, что в мае 1939 года заключенных соловецкой тюрьмы вывели за крепостные ворота и построили вдоль стены. Начальник тюрьмы объявил, что заключенным вместо сидения в казематах предоставляется возможность поработать на свежем воздухе. Работа оказалась для заключенных омерзительной. «Приказано было раскопать старое монастырское кладбище и сровнять это место с землей, а грунт вывезти на площадку, где строился аэродром. Заключенные разрывали ослабевшими в тюрьме руками холмики и бросали на тачки все, что еще сохранялось в могилах: почти истлевшие кости, черепа с длинными волосами... Вскоре мне досталась еще одна довольно жуткая работа. Уничтожали кладбищенскую церковь, и велено было, начиная с самой верхушки звонницы, отламывать лопаткой кирпичи, сбрасывая их вниз. Голова у меня постоянно кружилась, падение казалось неизбежным... Но в конце концов колокольню разрушили, кладбище расчистили». Большая часть кладбищенских плит была использована для устройства фундаментов зданий госпиталя, дизельной электростанции, детского сада.

От громадного кладбища осталось только 4 плиты: архимандрита Паисия († 4 декабря 1825 г.); иеромонаха Михаила (Рябовский Матвей Варлаамович, р.1813-†15 мая 1877), бывшего казначеем и наместником Соловецкого монастыря; иеромонаха Илариона (Антонов Иван Антонович, р. 1813-†19 марта 1880), бывшего наместником Соловецкого монастыря; иеромонаха Симона в схиме Симеона (Нилотов Семен Макарови р. 1818 - †27 августа 1880) бывшего духовником Соловецкого монастыря. Надпись на его надгробной плите заканчивается словами: «Помня заповедь Божию, отца духовного я чту. И положил сию плиту Креста сего к подножию. Архимандрит Варлаам.

14 июля 1990 года на месте церкви преподобного Онуфрия, от которой сохранилось лишь валунное основание, был установлен крест по инициативе международной культурной миссии «Истоки».

В настоящее время планируется воссоздание церкви преподобного Онуфрия Великого в качестве приходской при монастыре, чтобы в ней можно было совершать богослужения по приходскому уставу, таинства крещения и венчания, заупокойные литургии и чин отпевания для мирян. В 2008 году были проведены подробные археологические исследования фундамента церкви. В настоящее время идет сбор средств на восстановление храма.

Сейчас на кладбище высятся три креста над могилами насельников обители нашего времени. Первым перешагнул порог вечности в тридцатичетырехлетнем возрасте иеродиакон Иринарх (Михеев, р. 8 апреля 1960 - 7 сентября 1994). Несмотря на тяжкие страдания от неизлечимого недуга, отец Иринарх до последней возможности стремился не оставлять церковного богослужения, оставался всегда радостным и приветливым к окружающим и просил только об одном: «Братия, молите за меня, а я, если стяжаю дерзновение, буду молиться за вас». Слова эти имеют силу: многие из приходящих на старое кладбище помолиться о упокоении иеродиакона Иринарха, получают духовное утешение. Хочется надеяться, что, забрав совсем еще молодого человека, Господь дал монастырской братии небесного предстателя.

6 февраля 2007 года на семидесятом году жизни отошел ко Господу протоиерей Милий (Руднев) - яркий проповедник, внук полкового священника, окормлявшего моряков крейсера «Варяг». В августе 2006 года он впервые приехал на Соловки с паломнической группой из Краснодара. Будучи по возрасту и состоянию здоровья заштатным священником, он согласился по просьбе священноначалия Соловецкого монастыря остаться в обители для помощи в молитвенном поминовении живых и усопших. В тот год было подано так много имен для поминовения на проскомидии, что отец Милий ежедневно по нескольку часов помогал служащим священникам совершать поминовение. Когда через полгода он впервые не пришел на литургию, подумали, что он занемог, но оказалось, что он уже предал Богу душу в келии, готовясь к службе. Отец Милий особенно почитал память новомучеников и исповедников Соловецких, а также усердно поминал все известные имена пострадавших на Соловках в годы гонений православных христиан, и ему суждено было упокоиться у стен храма, где многие из тех, о ком он молился, принимали участие в богослужениях в 1924-1929 годах.

14 октября 2011 года трагически погиб в море во время шторма инок Елисей (Рашковский), потрудившийся в монастыре двадцать лет в иноческом звании. На отпевание кроме братии собрались многие жители поселка, и все вспоминали об отце Елисее как о человеке добрейшей души, всегда открытом чужим нуждам, всегда готовом прийти на помощь, как о безотказном труженике, который мог разобраться в любой технике, все починить, отрегулировать, привезти…»

Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 455-459.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.