«…История здания, в котором была устроена домовая церковь, необычна. Трудно догадаться, что эта старейшая в северном дворике постройка была воздвигнута в 1615 году как иконописная палата. О древности ее свидетельствуют толщина стен да арочный поясок, раскрытый реставраторами на южном фасаде на уровне второго этажа.
Палата была двухъярусной: в нижнем этаже помещались больница и пономарня, в верхнем - иконописная и сапожная мастерские. В 1798 году здание было пере оборудовано под тюрьму: в нижнем ярусе находилось 12 чуланов (камер), в верхнем - караульные помещения. В 1826 году был надстроен третий этаж на 16 чуланов.
Когда осенью 1903 года тюрьма была упразднена, началась реконструкция здания. На первом этаже были устроены аптека, кабинет врача, приемный покой баня, ванная, раздевалка; на втором - больничные келии и жилые помещения; на третьем - церковь в честь Иконы Божией Матери «Утоли мои Печали». Церковь была освящена 24 октября 1906 года.
В Соловецком Новом Патерике, составленном преподобномучеником архимандритом Вениамином, сохранилось свидетельство о служившем в этом храме иеромонахе Дорофее, к имени которого добавляли прозвище «Больничный». «И монашествующих, добрым подвигом подвизавшихся в монастырской больнице обращал на себя особое внимание своей высокой, дивной богоугодной жизнью заведующий больницей иеромонах Дорофей (в миру Яков Иванович Лебедев). По образованию он был не врачом, а фельдшером, но, несмотря на это, поражал всех обращавшихся к нему своим большим опытом, наблюдательностью и знаниями в медицинской области. Много лет трудился он в Соловецкой обители, облегчая теле сные недуги и ободряя малодушных и тяжко и безнадежно больных. Постоянно уравновешенный, веселый, ласковый, какой-то особенно обаятельный, всегда добрым приветливым словом придаст всем бодрости, душевных сил, поднимет дух Пламенеющий в молитвах о страждущих, он всегда во всякое время дня и ночи не в свои часы дежурства - готов был прийти на помощь близкому и для отдания последнего долга - исповеди с причастием и отходной. И легко, как-то отрадно было умирать в его присутствии, без страха уходить примиренным в вечность. По назначению губернских властей он поступил в больницу Соловецкого монастыря сперва в звании фельдшера. С течением времени возымел рвение к монашеской жизни и постепенно, проходя ступень иноческого жития уже на положении насельника св. обители, а не служащего, он сподобился пострижения в мантию с именем Дорофей, а по некоем времени и возведения в сан иеромонаха, пробыв недолго в звании иеродиакона. Вот с этого времени и начался его подвиг безмездного врачевства и облегчения страждущей братии, трудников и богомольцев. На этом послушании о. Дорофей явил собою дивный образец неустанного и безропотного служения, редкого прилежания и усердия. В скором времени он приобрел общую братскую любовь и неограниченное доверие как отца настоятеля, так и монастырской братии. Он почти не знал покоя в заботах и хлопотах о больных. С раннего утра начинался его трудовой день в больнице. За литургией, которую он часто служил в больничной церкви, он усердно молился за тяжелобольных и благоговейно чтил молитвами память умерших у него в больнице. Вскоре после службы начинался обход палат. Являясь к пациентам, о. Дорофей сначала клал три поклона перед палатными иконами, потом приветствовал больных, ободряя их уже одним своим веселым видом, ласковым утешающим словом поддерживая малодушных и тяжко больных. А осматривая больного, всегда утешал его надеждою на скорое выздоровление с помощью Божией. И больные чувствовали себя в его присутствии особенно благодатно и радостно и всегда скорбели, когда он покидал палату, хотя бы и ненадолго; но особую печаль причинял он им, когда отлучался из монастыря по делам службы. В последние годы своей поистине многотрудной жизни о. Дорофей стал жаловаться на ноги, но все же, несмотря на частые и сильные ревматические боли, не бросал своего послушания и продолжал нести его так же безукоризненно и безропотно, как и раньше. Будучи родным отцом не только для своих больных, но и для больничных служащих, он, ослабевая телесно в почти беспрерывных трудах, всегда был вовремя заменяем сослуживцами-иноками, которые сами наперебой старались помочь ему в служении больным, а также оказать помощь и ему самому, постепенно изнемогавшему на сем великом и святом поприще. Незадолго до своей кончины он стал заметно слабеть, но зато часто приобщался Святых Таин. Наступил день кончины. Вдруг он просит окружающих повернуть его лицом к лику Богоматери. Почувствовав в это время некое облегчение, он говорит весело: "А я теперь ничем не болен". И, сказав сии слова, чрез несколько минут с молитвою на устах блаженно и тихо почил - безмездный врач и целитель душ и телес болящих братий и трудников. Отпевание и погребение его отличалось редким, единодушным многолюдством монастырской братии, свидетельствовавшей свое особенное уважение к нему множеством молитвенной благодарности за те милости и облегчения, кои Господь являл им по молитвам своего Соловецкого Пантелеймона».
Присовокупим к патериковому повествованию сведения из послужного списка, которые придают документальную реальность образу современного праведника. «Иеромонах Дорофей (Лебедев Яков Иванович, р.1851 — †19 апреля 1919). Отставной медицинский фельдшер. Домашнего образования, состоял в военной службе, обучался фельдшерскому делу. Холост. Проживал в монастыре с 1882 г. 1 июля 1896 г. определен в число послушников Соловецкого монастыря. 22 ноября 1898 г. пострижен в монашество в Соловецком монастыре. 1 августа 1901 г. рукоположен в иеродиакона. 15 августа 1903 г. рукоположен в иеромонаха. 12 марта 1907 г. указом Московской Правительствующего Синода Конторы No 513 награжден набедренником. 30 марта 1910 г. определением Святейшего Синода за No 2415 награжден наперсным крестом от Святейшего Синода выдаваемым. В 1909-1915 гг. послушание проходил заведующего монастырской больницей и совершал богослужения в больничной Утолимовской церкви по воскресным и праздничным дням. По отзыву настоятеля: отличных нравственных качеств, всей душой предан своему больничному делу, которое ведет весьма исправно и умело; неопустительно и усердно совершает богослужения в больничной церкви». Господь принял его душу в небесные селения в Пасхальную седмицу 19 апреля 1919 года.
Митрополиту Мануилу (Лемешевскому), находившемуся в заключении на Соловках в 1924-1928 годах, довелось беседовать с больничными фельдшерами иеромонахом Анатолием и иеромонахом Игнатием, которые рассказывали, что они неоднократно были свидетелями истинно блаженной кончины никому неведомых подвижников. Некоторые из них получали от Господа извещение о своей кончине, «точно предсказывали ее день и час и в указанный срок с миром и радостью о Господе уходили в вечный покой. Были и такие, которые при кончине своей словно ощущали присутствие невидимых для внешних, неведомых небожителей, ободрявших при отходе в вечность умирающих и оставлявших на их лице и устах неземные улыбки и радость о Господе. Для безнадежно больных и стариков больница являлась последним этапом их труженнической жизни, в большинстве долголетней и многотрудной, этапом радости последних усилий покинуть грешный мир».
7 февраля 2017 года, в день престольного праздника, начались работы по воссозданию глав церкви в честь иконы Божией Матери «Утоли мои печали». Летом 2017 года пятиглавое завершение храма было восстановлено, и монастырь почти восстановил свой дореволюционный силуэт (утрачен только верхний ярус храма в честь святителя Филиппа)…»
Из книги: Никона (Осипенко), монахиня. Соловецкая обитель: история и святыни: книга паломника / [Никона (Осипенко), монахиня]; Спасо-Преображен. Соловец. ставропиг. муж. монастырь. - Соловки: Издание Соловецкого монастыря, 2017, стр. 460-463.