В Белом городе (территория бывшей внешней крепости Астраханского кремля) с давних времён находилась Христорождественская церковь. Крупный кирпичный храм с декором в духе русско-византийского стиля, построенный в 1845 году, возможно, с включением в его состав фрагментов здания 1759 г. Четырехстолпная трехапсидная постройка с крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом над центральной частью. В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства был построен на храме новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный.
В 1923 году храм был захвачен обновленцами, а в 1938 году он был закрыт советскими властями, и в том же году была разобрана колокольня. 2-4 октября 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах, и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Перенеся антиминс из старой церкви, Христорождественский храм переименовали в честь Покрова Пресвятыя Богородицы. Родоначальником староверия в Астраханском крае считают сосланного в Астрахань в 1653 г. костромского протопопа Даниила, единомышленника Аввакума. С 1683 г. в Н. Поволжье начали селиться бежавшие из Москвы стрельцы. В XVIII в. число старообрядцев в крае росло, поскольку в эти труднодоступные и малонаселенные места, прозванные Разгуляем, ссылались или уезжали сами все несогласные с установлениями центральной власти. Об этом свидетельствует весьма значительное число уклонявшихся от исповеди в 1717-1722 гг.: в Астрахани — 2324 чел., в городах Астраханской епархии — 11 345 чел. По сообщениям епархиальных миссионеров, в XIX в. наибольшее число старообрядцев проживало в Астрахани, где существовала община Белокриницкой иерархии (попечителями моленной много лет состояли купцы Шульгины) и безпоповцы.
http://ruvera.ru/commune/hram_pokrova_bogorodicy_astrahan#history
Старообрядческая Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (бывшая Церковь в честь Рождества Христова). Дата постройки: 1759, 1845, 1896, 1911 гг.
В 1734 году жители местной слободы обращаются к астраханскому епископу Илариону с просьбой разрешить им построение храма в честь Рождества Христова. После получения благословения было решено строить храм на бугре, стоящем в некотором удалении к северу от слободы за Аптекарским садом. Выбор этот был связан с тем, что в самой слободе не было практически сухого места, подходящего для строительства храма. С северной стороны к этому бугру примыкал большой ильмень Бляблин, а на южном склоне располагался, Аптекарский сад, а также сады местных жителей. По этой причине выстроенная церковь долгое время именовалась «Рождества Христова, что в садах».
Точное время освящения первого храма на этом месте неизвестно, но в 1738 году он уже существовал и имел придел в честь Святителя Николая Чудотворца. Немного позже у местных жителей Рождественской слободы (так она стала называться после построения храма) появилось желание выстроить уже каменную церковь.
30 декабря 1759 года на Рождественском бугре освящается новая каменная церковь. Каменный придел в честь Святителя Николая Чудотворца был освящён 26 апреля 1765 года. Этот придел в 1845 году был разобран до основания, а сама церковь перестроена по новому плану и фасаду с устройством в трапезе храма двух новых боковых приделов. Перестроенный храм был освящён 21 октября 1845 года астраханским епископом Евгением (Баженовым). Приделы освящены: северный - в честь Святителя Николая 16 ноября 1844 года спасским архимандритом Вассианом (Чудновским), а южный - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в тот же день архиепископом Смарагдом (Крыжановским). Все работы по перестройке храма и устройству боковых приделов были произведены на средства астраханского 1-й гильдии купца Ивана Ивановича Плотникова, скончавшегося в 1844 году. По духовному завещанию родителя его сын купец Николай Плотников завершил строительство храма. Всего ими было израсходовано на это дело более 80 тысяч рублей.
В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни. В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства над храмом был выстроен новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный.
В 1923 году храм был захвачен обновленцами. В 1938 году церковь была закрыта советскими властями, в том же году колокольня храма была разобрана. В октябре 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия, имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ, ныне ФСБ. Старообрядцами храм был переименован из храма в честь Вознесения Господня в церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
В 2014 году начались работы по воссозданию колокольни и реставрации храма по программе министерства Культуры Астраханской области. Сложно сказать как выглядел этот храм изначально, так как в конце 19 - начале 20 века он был полностью перестроен. Можно предполагать, что он был выстроен в стиле классицизма, имел привычные для этого стиля параметры, разбивающие всё пространство церкви на четыре части: притвор, трапезу, храм и алтарь. Боковые приделы также, в привычном для классицизма виде, находились по бокам трапезы. В результате перестройки храм был соединён одним объёмом с трапезой, составив один, массивной формы кубический четверик, на котором покоился барабан «восьмерик». Всё это уже напоминало древнерусский стиль. К тому же перестроенная колокольня была увенчана шатровым верхом, что также говорило об обращении к прошлому. Завершением перестройки стала надстройка барабана и изменение формы купола в 1911 году, что делало церковь более воздушной, избавляло от излишней громоздкости и приземлённости и более напоминало образцы древнерусского зодчества.
Внутри храм был расписан в 1845 году, в 1906 году он был расписан заново. В этом же году пол в храме был выложен узорчатою плиткою, устроены были три выложенные мозаикой амвона, а также мозаичное наружное при входе крыльцо. Все три иконостаса были устроены в 1897 году - трёхъярусные, вызолоченные на полимент.
http://www.love-astrakhan.ru/sgt.php?action=view&id=100000053