ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Астрахань. Церковь Спаса Преображения.

Подворье Николо-Угрешского ставропигиального монастыря


Астрахань. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1882 и 1885.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Астраханская область, г. Астрахань, ул. Аристова, д. 34

Координаты: 46.353032, 48.000536





Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, , Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
МОРПЕХ879
8 августа 2016
Церковь Спаса Преображения, , Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Спаса Преображения, , Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Спаса Преображения, Общий вид на храм<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Общий вид на храм
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Центральный вход. Колокольня<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Центральный вход. Колокольня
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Южный вход<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Южный вход
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Северный вход<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Северный вход
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Алтарные апсиды<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Алтарные апсиды
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Алтарные апсиды<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Алтарные апсиды
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Купала храма<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Купала храма
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Икона над центральным входом<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Икона над центральным входом
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, , Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Илга Гондарева
15 сентября 2009
Церковь Спаса Преображения, Ворота монастырского подворья<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Ворота монастырского подворья
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006
Церковь Спаса Преображения, Часовенка над колодцем<br>, Астрахань, Астрахань, город, Астраханская область
Часовенка над колодцем
Левинца Егор Емилович
14 сентября 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Эта церковь являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, которая в 1893 году была переименована в Атаманскую, что сейчас составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. Первый деревянный храм в Городофорпостинской станице начат был строительством в 1863 году, закончен в 1865 году и в том же году освящён в честь Преображения Господня.

Этот храм просуществовал до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. При начале строительных работ в 1882 году жители станицы решили вместо расширения старого деревянного храма соорудить новый каменный, о трёх престолах. Основные строительные работы были закончены к 1885 году. Главный престол в честь Преображения Господня был освящён 3 ноября 1885 года, а боковые приделы: южный - в честь иконы Божией Матери "Достойно есть" 30 ноября 1883 года, а северный - в честь Святого Пророка Ильи 6 августа 1890 года. Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма венчали пять главок с куполами в виде луковичек.

В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899 -1900 годах Спасо-Преображенский храм был приведён в такое благолепное состояние, что, по отзывам современников, он мог бы занять одно из первых мест в каждом губернском городе.

В 1923 году обновленцы попытались захватить Спасо-Преображенский храм. Но приехавшего сюда обновленческого епископа Анатолия (Соколова) православные не пустили в церковь. До 1938 года храм продолжал действовать, пока новая волна сталинских гонений на Церковь не достигла этих мест. Храм закрыли, обезобразили, снеся купола с церковных глав и колокольни.

Прибывший в Астрахань в декабре 1943 года Астраханский архиепископ Филипп (Ставицкий) начал вести переговоры с местными властями о возвращении Православной Церкви нескольких ранее отобранных у неё храмов, в том числе и Спасо-Преображенского. 13 января 1945 года этот храм был передан общине верующих.

После возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены деревянные пирамидальные колпаки (что дало возможность незнающим людям сравнивать эту церковь с армянскими храмами). Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен такой же колпак. Установка подобных глав не была какой-то прихотью верующих и не была связана с отсутствием средств, просто местные власти сочли, что прежняя форма куполов очень возвышает храм, что могло, по их мнению, помешать дальнейшей правильной планировке района. Все эти обстоятельства сильно исказили внешний облик храма, который стал более приземлённым и архитектурно несуразным.

В 1992 году Спасо-Преображенский храм был передан в ведение Николо-Угрешского ставропигиального (т. е. находящегося в прямом подчинении патриарху) монастыря (Монастырь этот находится под Москвой, в городе Дзержинском). С этого времени храм стал монастырским подворьем и при нём находится штат из монастырских служителей.

По материалам сайта астраханского Успенского собора.


Сергей Ковров   19 июня 2018

Спасо-Преображенская церковь также являлась казачьей и находилась в Городофорпостинской станице, переименованной в 1893 году в Атаманскую. Сейчас территория бывшей станицы составляет центральную часть Трусовского района г. Астрахани. В настоящее время является Спассо-Преображенским подворьем Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря, расположенного в Подмосковье.

Казачья станица Городовой Форпост была основана в 1785 году, когда сюда, на правый берег Волги, была выведена часть казаков из Казачебугоринской станицы. Население станицы в первое время было небольшим, и только в начале XIX века у его жителей появилась мысль о построении здесь храма. Казаки подали прошение Астраханскому архиепископу Платону (Любарскому) с просьбой разрешить им построить молитвенный дом на средства от добровольных пожертвований. Разрешение было дано, но священника сюда так и не определили, а приписали жителей станицы к приходу городской Казанской церкви, священники которой изредка навещали казаков и служили в местном молитвенном доме.

В 1845 году жители станицы решили устроить у себя храм в честь Георгия Победоносца. Для этого они обратились в Духовную Консисторию за разрешением купить и перенести стоявшую в Замьяновской станице старую деревянную церковь с иконостасом. Однако недосток денег и малое колличество жителей (230 человек было мало, чтобы содержать священника), несмотря на поддержку губернатора, сделали это желание невыполнимым еще 20 лет. Лишь в 1863 году началось строительство в Городофорпостинской станице первого деревянного храма. Окончен он был через два года и в том же, 1865 году, освящен в честь Преображения Господня. Но просуществовал он лишь до 1879 года, когда возникло дело о его расширении. Станичные плучили разрешение на расширение церкви. Однако в самом начале подготовительных работ в 1882 году жители решили не расширять старый деревянный храм, а возвести новый каменный с тремя престолами. Так и было сделано.

Окончательно церковь была завершена и освящен последний северный придел в честь Святого Пророка Ильи 6-го августа 1890 года. До этого в 1885 году был освящен главный престол в честь Преображения Господня и южный придел - в честь иконы Божией Матери “Достойно есть”. А старый деревянный храм без церковной утвари станичники продали в деревню в селение Николаевку, ранее приписанное к этому приходу.

Храм был построен в древнерусском стиле с двухъярусной колокольней в одной связи. Купол храма увенчали пять главок с луковичными куполами. Внутреннее убранство церкви тоже поражало богатством. Он был украшен множеством икон в серебряных и среброзолочёных ризах. Сразу же после освящения храма в 1885 году сюда были пожертвованы несколько икон стоимостью от 700 до 800 рублей. В 1886 году на средства прихожан устроили новый иконостас стоимостью 10 000 рублей. Иконостас и царские врата были разделаны под виноградную гроздь и вызолочены.

В 1899 году, благодаря старанию церковного старосты Иосифа Ефимовича Рябицева, храм был значительно расширен. Купол его поднят, пол углублён. В результате работ по обновлению храма в 1899-1900 годах Спасо-Преображенская церковь приобрела такой благолепный вид, что, по мнению современников, мог украсить любой губернский город. На протяжении 1900-1905 годов Спасо-Преображенский храм был искусно расписан. Особо хороши написанные в 1905 году на куполе церкви пять картин работы московского художника.

Спасо-Преображенской церкви удалось остаться действующей вплоть до 1938 года, когда новая волна сталинских гонений достигла Астрахани. Церковь закрыли, купола с колокольни и церковных глав снесли. Иконостас вместе с остальной церковной утварью уничтожили. Тогда же погибла и роспись храма. Церковь удалось вернуть верующим уже в январе 1945 года. Однако после возвращения на главах храма вместо прежних куполов-луковиц были установлены бесформенные “колпаки”. Не дали местные власти восстановить и разрушенный второй ярус колокольни, на которую был установлен такой же колпак. Постепенно было восстановлено внутреннее убранство церкви: поставлен новый иконостас, покрытый вместо позолоты уже позолоченной фольгой; пожертвованы верующими иконы, сохранённые ими втайне. В 1955-1957 годах храм был расписан художником Б.М. Красильниковым.

В 1992 году астраханская Спасо-Преображенская церковь стала Спассо-Преображенским подворьем Николо-Угрешского Ставропигиального монастыря. Сам монастырь находится под Москвой, в городе Дзержинске. С тех пор тут имеется штат из монастырских служителей.

В ограде храма сохранилась могила протоиерея Василия Гавриловича Кортнева (1836-1911), много потрудившегося над построением существующей Спасо-Преображенской церкви. В апреле 1985 года надгробный памятник был реконструирован.

http://www.russian-travels.ru/?p=689



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.