В Астрахани до 1886 года единоверие не имело большого распространения. Только в этом году к астраханскому епископу Евгению (Шерешилову) обратились с прошением астраханский мещанин единоверец Фёдор Евграфович Пальцев и кизлярский мещанин Чернозубов, принадлежавший к раскольническому поморскому толку, прося преосвящённого вызвать из посада Дубовки Саратовской епархии служившего там единоверческого священника отца Максима Замятина. Владыка Евгений, сильно радевший об укреплении в Астраханской епархии противораскольнической миссии, благосклонно отнёсся к этой просьбе, и 23 июля о. Максим Замятин прибыл в Астрахань. С 24 июля единоверческий священник с благословения владыки Евгения начал служить в Троицком Кремлёвском соборе по старопечатным книгам. Служения эти продолжались целую неделю и сопровождались приобщением к единоверию некоторых раскольников, в том числе и Ипполита Григорьевича Чернозубова, одного из инициаторов приезда о. Максима в Астрахань. Это служение вызвало у местных единоверцев желание создания в Астрахани собственного прихода. В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), единоверческой общине был передан во временное пользование Никольский надвратный храм в Кремле. Он оставался в их пользовании вплоть до построения ими собственного храма.
В 1895 году единоверцы обратились в Городскую Думу и к епископу Астраханскому Митрофану (Невскому) с просьбой поддержать идею строительства единоверческого храма в Астрахани. Епископ Митрофан благословил их благое намерение, а Городская Дума выделила для строительства участок земли в центре города, на Кремлёвском спуске, севернее кремля. Выбор места был очень удачен – рядом располагался район так называемой Косы, торгового сосредоточия Астрахани, где жило немало раскольников. 11 мая 1895 года в день праздника Вознесения Господня из Никольской надвратной церкви вышел крестный ход, возглавляемый единоверческим священником Евфимием Фетисовым, и направился к предполагаемому месту строительства. Это место было уже огорожено дощатым забором, по-праздничному расцвечено флагами, а внутри его была устроена крытая палатка для икон и священнослужителей. В этой палатке был отслужен молебен на основание храма по старопечатному тексту, который пели древним знаменским распевом по крюковым нотам.
1 октября 1895 года епископом Архангельским Никанором (Каменским) была совершена закладка единоверческого храма. По окончании торжественного чина владыкою была произнесена проповедь, в завершении которой он сказал, что «ему, пришельцу с далекого севера, особенно радостно было совершить в родственной ему Астрахани закладку храма Божия». Строительство храма шло очень быстро. Многие астраханские купцы, бывшие старообрядцы, принявшие единоверие, жертвовали огромные средства на его строительство. Фактически главными жертвователями стали купцы: Павел Герасимович Склянин, Яков Иванович Аверьянов и Алексей Михайлович Милютин.
Храм строился в близком по духу единоверцам древнерусском стиле XVII века. К 1897 году все строительные работы были закончены. Освящён был храм Астраханским епископом Сергием (Серафимовым) в честь Вознесения Господня. Чин освящёния совершался по старопечатным книгам. В богослужении участвовал и специально приехавший из С.-Петербурга синодальный миссионер протоиерей Ксенофонт Крючков. Особое впечатление на всех присутствовавших произвело хождение епископа Сергия во время освящёния храма со святыми мощами вокруг церкви – посолонь, как принято у старообрядцев, а также помазывание им стен храма большими восьмиконечными крестами. Во время литургии хор архиерейских певчих исполнял все почти песнопения древним знаменным распевом. После окончания службы владыка произнёс проповедь о православии, единоверии и расколе, стараясь донести до астраханцев всю значимость совершающегося на их глазах события, свидетельствующего об объединении двух некогда распавшихся частей Церкви.
Храм построен был в древнерусском стиле, пятиглавый, с богато декорированным каменным фасадом. Очень напоминал он уцелевший Сретенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря, освящённый в 1899 году. Видимо, всё говорит о том, что оба храма строились по одному проекту. Только в отличие от монастырского, Вознесенский Единоверческий храм имел несколько дополнительных деталей. Во-первых, это двухъярусная каменная колокольня, которая была не надстроена над храмом, что было в обычае в описываемые времена, а пристроена к нему с запада, что было традиционно для русских храмов XVII века. Колокольня соединялась с храмом небольшой крытой галереей. Построена она была с ним в одном стиле, со многими резными декоративными украшениями, и венчалась невысоким шатровым завершением с маковкой-луковкой наверху. Высота колокольни была чуть ниже боковых храмовых барабанов. Второй отличительной от монастырского храма деталью были две башенки – сени над боковыми входами.
После событий 1923 года, когда обновленцы захватили большую часть приходов Православной Церкви, Вознесенский Единоверческий храм стал окормлять не только своих прихожан, но и прихожан, захваченных обновленцами приходов. Сюда перешли священнослужители и прихожане Успенского собора. Ключарь собора протоиерей Дмитрий Стефановский служил здесь для своих прихожан литургии и читал акафисты. При храме обосновалась и община монахинь закрытого Благовещёнского монастыря, во главе с игуменией Платонидой (Пасмурновой). Монахини в основном пели на клиросе. Вознесенский храм перестал быть только единоверческим, и теперь здесь службы совершались попеременно: то по старому обряду, то по новому, но это нисколько не разобщило единоверцев и православных, сплотившихся перед натиском обновленчества в одну монолитную общину. В 1930 году местные власти отобрали храм и тут же его снесли. Сейчас на месте храма сквер к западу от площади Октябрьской.
http://www.astrakhan-ortodox.astranet.ru/hram/church.html