Занимает небольшой возвышенный участок, затеснённый жилой застройкой конца 19 в. До разрушения верхних объёмов храма и колокольни церковное здание с выразительным силуэтом и массивными объёмами главенствовало в панораме р. Лыбедь. Храм на этом месте упоминается документами с 1567 г. Окладная книга 1676 года сообщает о «церкви Николая Чудотворца в Ямской слободе» и о её приходе (101 двор, из которых 80 принадлежали «емским охотникам»). В 1681 г., после больших повреждений, каменная церковь была восстановлена (вероятнее построена заново) на средства боярского сына А.Ф. Берескина.
В 1767 г. на четверике храма возвели широкий восьмерик с ярусной главой над крутой купольной кровлей. Очевидно, тогда же алтарь стал пятигранным, а фасады были переделаны в запоздалых нарышкинских формах, возможно с частичным использованием первоначального белокаменного декора. С запада к храму примыкала пониженная трапезная. В 1805 г. построили 3-ярусную колокольню в стиле классицизма. Колокольню с кубическими верхними ярусами венчал тонкий короткий шпиль на высоком постаменте. Нижний ярус был оформлен портиками на сдвоенных колоннах. Во втором ярусе были итальянские окна (боковые проёмы ложные). Грани верхнего яруса с пилястрами по сторонам арок звона завершались треугольными фронтонами.
В 1851-1852 гг. по проекту Н.И. Воронихина расширили трапезную, а её фасады завершили фигурными аттиками из трёх больших килевидных кокошников в духе «тоновской» архитектуры. На кровле трапезной установили главку. В посл. трети 19 в. к колокольне сделали боковые пристройки. В 1866 г. московский мастер Галактион Лебедев изготовил главный иконостас. Вероятно, в 1877 г. рядом с церковью возвели дом причта. Церковную территорию окружили решётчатой оградой с кирпичными столбами на каменном основании. В советское время были снесены венчающие объёмы церкви, декор частично срубили; полностью уничтожили убранство интерьера. Во 2-й пол. 20 в. к дому причта пристроили Г-образное крыло, фасады поновлены в кон. 20 в. В кирпичные стены церкви включены белокаменные элементы. Дом причта кирпичный, оштукатуренный. Церковь (№12) расположена в створе Николодворянской улицы, которая в этом месте разветвляется. К северу идёт спуск к долине Лыбеди, к югу продолжается трасса улицы, на которой к юго-востоку от алтаря расположен дом причта (№12а).
Несмотря на утраты, церковь Николая Чудотворца сохранила первоначальные черты нарышкинской архитектуры в сочетании с классицистическим основанием колокольни. Памятник имеет также мемориальное значение, так как в отрочестве и юности прихожанином этой церкви был поэт Я.П. Полонский, живший на Николо-Дворянской ул. в 1832–1838 гг.
К двусветному четверику храма примыкают пятигранный алтарь (вдвое ниже основного объёма) и широкая прямоугольная трапезная. Её боковые фасады продолжены боковыми пристройками к единственному уцелевшему ярусу колокольни, вытянутому поперёк оси здания. Эта направленность подчёркнута с севера и юга высокими портиками с треугольными фронтонами.
Фасады храма, разделённые на три прясла пилястрами, сохраняют след мощного промежуточного карниза. В нижней половине фасадов храма сдвоенные стволы пилястр объединены необычными более узкими капителями с шестью волютами. Нижняя часть колонок оконных наличников имитирует чешую, верхняя винтовая с «бриллиантами» либо гладкая. Среди очелий выделяется усечённая коруна северного портала. Верх оконных наличников – двух- или трёхлопастные кокошники. Южный фасад сохранил, помимо наличников, декоративные вставки. Над левым нижним окном южного фасада – подобие двуглавого орла, сходное с орлами в кирпичных клеймах 17 века. Над порталом – двуглавый орёл, над переделанным в дверь правым окном изображён крест с копием и тростью по сторонам. Нижняя часть колонок в наличниках алтаря декорирована под городчатый лемех. Фасады трапезной – в 5 арочных окон. Очелья над тремя средними окнами были трёхлопастными, а над крайними имели вид коруны.
Из храма, в прошлом перекрытого восьмилотковым сводом, три прохода ведут в алтарь с гранёной конхой. Над крупным центральным участком 4-столпной трапезной вздымается парусный свод; в средних боковых ячейках, а также в угловых квадратных на западной стороне своды крестовые (как и в боковых помещениях колокольни); над поперечными прямоугольниками придельных алтарей – лотковые. В нижнем ярусе колокольни уцелели штукатурные тянутые архивольты под крестообразно пересекающимися циркульными сводами. Сохранились филёнчатые входные двери.
Длинный главный фасад двухэтажного дома причта разделён непрофилированным широким кордоном, проходящим в основании пяти окон. Окна с лучковыми перемычками украшены замковыми камнями. Над крыльцом у главного входа в здание выступает крупный навес на чугунных колонках.
Библиография: Рязанские епархиальные ведомости. 1866, № 5; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии… Т. 1. Зарайск, 1884. С. 27–28, № 9; Ильин М.А. Рязань. М., 1954. С. 79–84, 157–158; Дегтев Ю.А. Рязань Православная. Рязань. 1993. С. 31; Солодовников Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 134, 165; Аграмаков Н., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань., 2000. С. 6, 40, 50, 67, 102 Архивные источники: РГИА Ф. 218. Оп. 1. Д. 422.
http://svodokn.ru/object/107907474?open=true