ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рязань. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Рязань. Церковь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка, Иоанна Богослова, Стефана архидиакона
Год постройки:не ранее 1699.
Адрес:
390000 г. Рязань, Соборная пл., д. 3

Координаты: 54.634401, 39.746997



Сортировка:

Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Церковь Илии Пророка, вид с севера<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Илии Пророка, Общий вид<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Общий вид
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Артем Меньшиков
15 февраля 2020
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
МОРПЕХ879
13 июня 2019
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
МОРПЕХ879
13 июня 2019
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
oldboy
23 февраля 2019
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
22 сентября 2017
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Игорь Герасимов
16 августа 2014
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Илья Смирнов
10 марта 2014
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Скалдин Виктор
10 сентября 2012
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Скалдин Виктор
10 сентября 2012
Церковь Илии Пророка, вид с запада<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1994
Церковь Илии Пророка, Архитектура нынешних главных врат церкви<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Архитектура нынешних главных врат церкви
Гранковский Владимир
12 июня 2017
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Наталия
4 апреля 2014
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Скалдин Виктор
10 сентября 2012
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Церковь Илии Пророка, Панорама Рязани с Соборной колокольни. Ильинская площадь и перспектива улицы Соборной, 1904-1907 г.г. <br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Панорама Рязани с Соборной колокольни. Ильинская площадь и перспектива улицы Соборной, 1904-1907 г.г.
Елена Григорьева
??
Церковь Илии Пророка, Ильинская церковь и Глебовский мост, 1900-1905 г.г.<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Ильинская церковь и Глебовский мост, 1900-1905 г.г.
Елена Григорьева
??
Церковь Илии Пророка, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Алексей Кротов
1 ноября 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Иванов Дмитрий  23 ноября 2010

Первый Ильинский храм находился, как говорят документы «в городе», то есть в кремле, около Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году он был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота.

Взамен деревянной церкви в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора была построена ныне существующая церковь. Позже в ней был устроен придел во имя великомученика Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 году придел уже существовал. В 1806 году трапезная часть была расширена, и взамен одного было устроено два придела: во имя святого апостола Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана. Примерно тогда же была построена и колокольня Ильинской церкви (до наших дней она не сохранилась).

К 1805 году трапезная часть Ильинской церкви была расширена и в ней были проведены отделочные работы. После 1817 года в приделе святого апостола Иоанна Богослова был устроен новый иконостас, а алтарь расписан. В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной и южной сторон были пробиты арки для соединения с ними. В пристройках были сделаны приделы, куда перенесены престолы из трапезной (1877).

Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой. Ильинский храм значительно изменился после перестройки. Из икон храма наиболее почитаемой была икона Божией Матери «Одигитрия-Смоленская». Это была большого размера икона древнего письма. По преданию, она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году икона чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. Где в настоящее время находится этот образ неизвестно.

В Ильинской церкви служба велась и после революции 1917 года. Храм стал одним из немногих центров церковной жизни Рязани. Сюда стекалось множество народа на богослужение. Храм был закрыт 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого момента храм не раз перестраивался. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания», и в срочном порядке были приняты необходимые меры.

Долгое время в церкви располагался лекторий общества «Знание». Уже в 1990-х годах, когда православные храмы стали передаваться Церкви, Ильинскому храму грозила участь стать Дворцом бракосочетания. На фасаде церковного здания появились фигуры обнаженных мужчины и женщины. Но этого не произошло. 5 февраля 2000 года храм Илии Пророка был вновь освящен.

Источник: http://www.ryazeparh.ru/


Анонимный участник  26 августа 2015

Церковь пр. Божия Илии, находившаяся первоначально подле Спасского монастыря, упоминается в описи церквей 1638 г. В 1679 г. она перенесена из города на посад в старый острог, за Глебовские ворота, где поныне и находится, где прежде стояла деревянная церковь Происхождения честных древ. Вместо деревянной каменная Ильинская церковь построена в 1698 – 99 гг. из обвалившегося Успенского собора подрядчиком Никитою Бухвостовым, вероятно, на архиерейскую казну, так как она до половины XVIII ст. именовалась ружною. Под 1762 г. при ней упоминается придел в честь вмч. Георгия.

В 1806 г. придельная церковь значительно была распространена, вместо одного в ней устроено было два престола: в честь Иоанна Богослова и первомученика архидиакона Стефана; к тому же времени относится и построение колокольни. В 1875 г. дано было дозволение на сооружение нового иконостаса в главном храме и на построение боковых пристроек, в которые были перенесены придельные престолы и иконостасы.

При Ильинской церкви имеется неприкосновенного капитала в билетах на украшение храма 15 263 руб. и в пользу причта 8 177 руб. В приходе значится 100 дворов, в коих муж. пола 577, жен. пола 632. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик.

«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  22 июня 2016

В 1638 гoду в oписи церквей впервые упoминается деревянная Ильинская церкoвь. В 1679 гoду oна перенесена «на пoсад в старый oстрoг» за Глебoвские вoрoта. Ветхoе здание первoгo храма прoстoялo дo кoнца 17 века и былo демoнтирoванo. В 1699 гoду на этoм месте вoзведена каменная церкoвь пo прoекту архитектoра Я. Бухвoстoва. В 1762 гoду устрoен придел вo имя святoгo Геoргия Пoбедoнoсца. В начале XIX века вoзведена кoлoкoльня. В 1806 гoду сoзданы ещё два придела: в честь святoгo Иoанна Бoгoслoва и архидьякoна Стефана. В 1875 гoду епархиальнoе начальствo далo разрешение на устрoйствo в храме нoвoгo икoнoстаса и на пoстрoение бoкoвых приделoв.

При Сoветскoй власти кoлoкoльня храма разрушена, бoгoслужения прекращены. Здание испoльзoвалoсь как лектoрий, на фрoнтoне распoлагался барельеф прoфиля Сталина. В 1990-х гoдах в храме планирoвалoсь разместить гoрoдскoй ЗАГС, профиль Сталина заменили на изoбражение oбнажённых Адама и Евы. В настoящее время церкoвь Ильи Прoрoка передана Рязанскoй епархии.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-ilii-proroka-ilinskaya-tserkov.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  16 июня 2019

Первое упоминание о деревянной Ильинской церкви относится к 1612 г. Известно, что церковь была основана по благословению Рязанского архиепископа Феодорита и по челобитью прихожан – посадских людей. Помимо центрального престола, в храме имелся придел в честь св. Николая Чудотворца. В приходе тогда состояло всего 29 дворов, из них 1 двор в Новой Ильинской слободке, 21 двор за острогом в Заразех и 7 дворов тягловых и посадских людей. С годами росло число населения, а значит и увеличивалось количество прихожан. Согласно окладным книгам за 1676 г. приход Ильинского храма насчитывал уже 84 двора. Из них 6 дворянских, 52 посадских, 23 крестьянских и церковные дворы.

Старая деревянная церковь дожила до начала 18 в., а затем была за ветхостью сломана. Из летописей мы знаем, что уже в 1718 г. в Зарайске уже был сооружен новый каменный храм с приделом во имя св. Николая Чудотворца. Через сто лет Ильинский храм подвергся реставрации и основательному ремонту. В 1835 г. храм был вновь освящен архиепископом Рязанским Евгением. Во время пожара, случившегося в городе 10 сентября 1860 г., Ильинская церковь сильно пострадала. У неё обрушились купола, хотя колокольню и престолы успели спасти от огня и разрушения. После длительного ремонта храм был полностью восстановлен. В состав прихода входили села Маркино и Вельяминово.

В церкви хранились ценные предметы: Евангелие 1651 г. издания, древний крест с мощами, пожертвованный купцом Иваном Ирошниковым, плащаница, изготовленная в 1682 г., что следует из надписи на ней.

В советское время в 1930-х г.г. Ильинская церковь была закрыта. Иконы и церковная утварь были уничтожены и разграблены. Настенная живопись разрушена. В церкви находился производственный цех одной фабрики. Только в 1996 г. храм был возвращен верующим. После реставрации в Ильинской церкви началась церковная служба и сегодня храм открыт для всех верующих. Ранее Ильинская церковь входила в состав Рязанской епархии, а ныне она находится на территории Московской области.

По материалам книги Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии


Марина Зуйкова  6 октября 2020

Фиксирует важный участок в исторической градостроительной структуре Рязани – на стыке древней фортификационной зоны и посадской территории по соседству с Кремлёвским холмом. При реконструкции города по генплану 1780 года заняла восточную вершину треугольной Ильинской площади, ограниченной с юго-запада длинным корпусом Присутственных мест, а с севера бульваром вдоль Соборной улицы (разбитым в 3-й четв. 19 в.). После 1950-х гг., когда площадь была превращена в сквер, здание было скрыто обильными зелёными насаждениями. В 1638 г. Ильинская церковь была деревянной и находилась около Спасского монастыря в Кремле. В 1679 г. храм перенесли на нынешнее место, у Глебовских ворот крепостного острога, где прежде стояла церковь Флора и Лавра. Приходы соединили.

На новом месте Ильинскую церковь вначале также сделали деревянной, потом разобрали, и в 1699–1700 гг. подрядчик Никита Бухвостов возвёл её из кирпича обрушенного Успенского собора в Кремле. Возможно, на это строительство пошли средства из архиерейской казны. Не позднее 1782 г. в храме был устроен придел великомученика Георгия. Около 1806 г. расширили трапезную (с приделами Иоанна Богослова и Первомученика Стефана) и возвели колокольню. В отличие от более раннего лапидарного объёма храма, она была выдержана в ясных формах классицизма. Высокий цилиндрический ярус звона выше арочных пят и сдвоенных пилястр между арками был декорирован ленточным рустом. Видимо, тогда же очень скромные двухосные фасады двусветного четверика на половину высоты закрыли 4-колонными тосканскими портиками с киотом посреди аттика шириной в средний простенок. Фиксационный чертёж 1841 г. позволяет считать, что храм был перекрыт очень крутым сомкнутым сводом. Завершала четверик стройная маковичная главка на двухъярусном основании. К тому времени фасад четверика фланкировали лопатки; все окна храма и алтаря были прямоугольными, в рамочных наличниках. Четыре прямоугольных окна на фасаде трапезной к началу 1840-х гг., вероятно, были немного растёсаны, чтобы лучше осветить просторный интерьер с двумя приделами. Окна против столбов трапезной снаружи были фланкированы парой лопаток.

В нач. 1840-х гг. это здание, занимающее важное место в центре губернского города, решили радикально обновить в духе образцовых проектов К.А. Тона. Было подготовлено несколько вариантов проектов. По одному из них новый храм с крещатым планом предполагалось увенчать огромным 16-осным барабаном под массивной луковичной главой. Фасады в пять окон, расчленённые пилонами, имели посередине трёхоконные ризалиты, украшенные полуколонками. В трёх килевидных закомарах над ризалитами должны были разместиться барельефы религиозного содержания. Колокольню в новых, эклектичных формах собирались построить либо в четыре, либо в три яруса. Более скромные формы хотели придать двустолпной трапезной, соединив её с колокольней крупным квадратным переходом. В углы между этим объёмом и трапезной намеревались включить квадратные крыльца на два марша. Входы с крылец должны были вести в приделы трапезной, минуя крупные объёмы к западу от неё. Проект 1841 г., подписаны губернским архитектором Н.И. Воронихиным. По другому проекту 1870-х гг. цилиндрические апсиды собирались заменить квадратными алтарными объёмами. Во всех апсидах жертвенные столы были запроектированы на удалении от окон, а иконостас перед главным престолом значительно заглублялся к востоку по сравнению с придельными. С 1870 г. к колокольне симметрично примыкала невысокая сквозная ограда с чугунными решётками и кирпичными столбиками на низком ленточном основании. В 1875–1877 гг. восточную часть храма дополнили боковыми пристройками, куда перевели приделы из восточных углов трапезной. Тогда храм стал трёхапсидным. Новые приделы соединили с главным четвериком арочными проходами. В кон 19 в. на углах основного объёма были добавлены миниатюрные главки.

В 1929 г. храм был закрыт. Все главы разобрали, обнажив невысокую 4-лотковую кровлю, разрушили все ярусы колокольни, кроме нижнего, который позднее включили в новый поперечный объём, похожий на высокий нартекс.

В 1953 г., здание переделали под городской лекторий. Почти все боковые объёмы достроили до двух этажей, включая прямоугольную основу главного алтаря. Северный и южный фасады, с ризалитами на флангах, а также западный фасад, с двумя 3-колонными портиками впереди ризалитов и широким полуфронтоном, торжественно декорировали в духе советской неоклассики. Только три апсиды и едва различимый верх кровли храма намекают теперь на первоначальное культовое назначение здания. При этом здание продолжает играть важную градостроительную роль в сложном классицистическом ансамбле городского центра. В самом конце 20 в. храм передали духовному училищу, в 2000 г. он был заново освящён, в 2011 г. на кровле сделали деревянную главку.

Четверик храма слегка вытянут с севера на юг. Внутренний план главного алтаря, с плавной полукруглой дугой между параллельных стен, отличается от внешнего, где дуга упирается в прямоугольник. Так же снаружи очерчены и придельные алтари, у которых уступы повторены в интерьере. Все три алтаря связаны проходами по одной линии (сразу за иконостасами). Прямоугольная трапезная немного вытянута по оси здания. На два квадратных столба в восточной половине трапезной опираются коробовые своды. Они плавно переходят в стены и разделены двусторонней распалубкой.

Библиография: Календарь и справочный указатель Рязанской губернии на 1884 год. Рязань, 1883. С. 17; Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упразднённых, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия и библиографическими указаниями. Т. 1. Зарайск, 1884. С. 23, 24; Материалы для историко-статистического описания церквей и приходов Рязанской епархии // Рязанские епархиальные ведомости. 1892. № 4. С. 178–179. Рязанские епархиальные ведомости. 1908. С. 178; Дегтев Ю.А. Рязань православная. Рязань, 1993. С. 28; Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1995. С. 98, 105-106; Церковная жизнь. 2000. № 2; Аграмаков И., Каширин Е. Прогулки по губернской Рязани: Исторический путеводитель. Рязань, 2000. С. 137, 143; Синельникова Т. Ильинский храм города Рязани // Святыни земли Рязанской. С. 52–55; Сахарова О.М. Губернская Рязань в графике М.С. Бровкина // Рязанская область и Центральный регион в контексте российской истории: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань. 19–20 марта 2003 года. Рязань, 2003. Архивные источники: РГИА. Ф. 1488. Оп. 3. Д. 882.

http://svodokn.ru/object/107906872?open=true


Елена Григорьева
 

Пройдя старый мост, который отделяет Кремль от города и соединяет Соборную улицу с Соборной площадью, обратим внимание на храм, который расположился с левой стороны от аллеи. Не удивляйся, паломник. Это храм. Не время, а люди изменили его до неузнаваемости.

В прошлое столетие об этом храме было написано достаточно много интересного. История этой церкви прекрасна и трагична. Прекрасна, так как в ее благоустроении участвовало много замечательных людей нашего города. В ней служили священники, чьими именами могла бы гордиться Рязань. Трагична, так как ни один храм в советское время не перенес столько издевательств со стороны властей, как этот. Внешний вид его пытались переделать так, чтобы люди забыли, что некогда здесь был храм. А история его такова.

Первый Ильинский храм, который был некогда в Рязани, находился, как говорят документы «в городе» (т.е. Кремле) подле Спасского монастыря и был деревянным. В 1679 году храм был перенесен «на посад в старый острог» за Глебовские ворота. Взамен деревянной в 1699-1700 годах из кирпича от обрушавшегося Успенского собора, была построена ныне существующая церковь. Впоследствии, в ней был устроен придел во имя вел. Георгия. Как утверждают дошедшие до нас источники, в 1762 г. придел уже существовал. В 1806 году трапеза была распространена и взамен одного, было устроена два придела: во имя св. Иоанна Богослова и первомуч. Стефана. Примерно тогда же была построена и колокольня.

Когда мы говорили о том, что множество доброхотов в разные годы помогали благоустраивать храм, это были не пустые слова. Нам об этом рассказывают архивные документы. В 1805 году священник Ильинской церкви Федор Яковлев писал в Св. Синод: « Прошлаго 1804 года апреля 2-го дня по просьбе оной церкви прихожан дано указное дозволение придельную церковь по тесности оной с входной стороны не касаясь алтарей и святых приделов распространить и при той трапезе по способности сделать одну кладовую палату, так же и имеющуюся при оной церкви старинного каменного строения пришедшую в ветхость колокольню разобрать и вместо оной по сделанному плану построить новую. Что у нас сие и сделано, а затем нужно теперь и оную постройку внутри церкви выщекатурить также на придельной церкви деревянную и на колокольни железную крышу… для лучшей прочности выкрасить». А средства на это давали прихожане.

К приходу храма относились улицы Ильинская, Новослободская, Соборная площадь, Почтовая, части Астраханской, Соборной, Мясницкой улиц, Архиерейская слобода, некоторые дома по реке Лыбедь, где проживали все дворяне, да священнослужители, да купцы, да мещане – люд благочестивый. Среди прихожан была и дворянка Агафья Мельгунова, и купец Федор Николаевич Рюмин.

Об Агафье Мельгуновой мы вам расскажем несколько подробнее, ведь это та преподобная мать Александра первоначальница Дивеевского монастыря. Она родилась в конце 1720-х начале 1730- годов в благочестивой семье и происходила из старинного рязанского рода дворян Степановых, известных с середины 16 века. Им принадлежали земли около самой Рязани на речке Павловке и в деревнях Писцовой и Бородатовой (недалеко от которой, кстати, родился бл. Василий Кадомский). Отец служил отечеству на военной службе в драгунских полках. Умер он скоро. Прасковья Андреевна, мать Агафьи, выдала дочь рано замуж за сына помещика Мельгунова. Яков Иевич Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку и был старше жены на 6-7 лет. Агафья Семеновна недолго была замужем. Ее супруг скончался в 1755-56 годах в чине подпоручика. Агафья, которая, несмотря на то, что была молода, богата и хороша собой и имевшая дочь, хотела посвятить свою жизнь служению Богу. Для этого она отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь. Там она приняла тайный постриг, там она сподобилась увидеть Божию Матерь, которая возвестила ей свою волю устроить монастырь в том месте, где Она укажет. Этим местом и было место недалеко от Саровской пустыни, где позже ею был основан Дивеевский монастырь. В 1764 году умерла ее дочь.

Для Александры это было указанием свыше. В 1766 году она вернулась в Рязань, где продала все свое имение, и отпустила крестьян на волю. Все вырученные средства она отдавала на храмы (в том числе и Ильинскому храму) и монастыри, а так же окормляла нищих и сирот. Все эти хлопоты отняли у нее много сил, и ей пришлось долго лежать в болезни в своем доме в Рязани. Вернулась она в Дивеево только в конце 1767 года. Она прожила 20 лет в келье, которую устроила во дворе дома священника о. Василия. Он в свою очередь ушел после смерти жены в Саровскую пустынь.

Умерла мать Александра 13 июня 1789 года. Преподобный Серафим Саровский свято чтил матушку Александру. «Великой женой» он называл ее. А труды ее были велики. Она трудилась как простая крестьянка, не заботясь ни о внешности, ни о здоровье. Ее трудами разрастался и хорошел Дивеевский монастырь, основание которому было положено благословенной грамотой Преосвященного Палладия, епископа Рязанского 24 сентября 1773 года.

В 1817 году церковный староста Ильинского храма купец Федор Рюмин обратился с покорнейшим прошением в консисторию о том, что «некоторые из прихожан… имеют усердие для лучшего оного благоговения в приделе св. Иоанна Богослова сделать на собственную сумму новый иконостас и поставить оный, не снимая Святого престола и жертвенника. Так же и стены в оной расписать…». Просьба его была удовлетворена.

В 1875-1876 годах восточная половина храма также была расширена боковыми пристройками, причем с северной стороны и южной были пробиты арки для соединения с пристройками. В этих пристройках были устроены приделы, в них перенесены престолы из трапезной (1877).

Вокруг церкви в 1870 году была выложена каменная ограда с чугунной решеткой.

Ильинский храм изменился значительно после перестройки и, Слава Богу, что журнал «Рязанские епархиальные ведомости» оставил нам описание его, ведь дальнейшая его судьба была ужасна. «Длина церкви от входа до восточной стены алтаря –12 саж, высота настоящей церкви внутри 25 аршин, трапезной 4 арш., ширина настоящей 25 арш, и трапезной 15 арш. Входных дверей три, паперть одна - с западной стороны под колокольней. Высота колокольни простирается до 10 саж. Глава церкви одна. Алтари разделены между собой каменными стенами с проходом и от средней части храма отделены иконостсами; главный из них в 5, придельные в 3 яруса: все они нового устройства».

Между святыми иконами наиболее почитаемой была икона Смоленской Божией Матери. К ней прибегали все прихожане как к чудотворной. Это была большого размера икона древнего письма. По преданию она некогда стояла в каменной часовне на городских воротах близ Глебовской башни. В 1618 году она чудным образом уберегла город от нападения неприятеля. Преосвященный Симон (Лагов) перенес святую икону в Ильинский храм. По документам, хранящимся в архиве, пока не удалось узнать, где в настоящее время находится этот образ.

Ильинский храм долго жил своей чистой жизнью пока не нагрянули грозные события. На церковь началось гонение. В Кремле многие храмы пустовали, и только Ильинский храм пока служил службу.

С.Д.Яхонтов, рязанский историк-архивист вспоминал: «... Я припоминаю и теперь, какое количество огромное народа стекалось к Ильинской церкви. Приход этот стал центром проповедничества. Бывало, услышишь благовест Ильинского колокола, имевшего звуки какие-то тревожные, набатные и спешишь туда… Проповедник прот. Климентовский, светский учитель Н. Если был у всенощной Борис (Соколов), он сам выходил на солею пред иконой Спасителя, читая молитву: «Сподоби, Господи, день сей…»

«Тревожные набатные звуки Ильинского храма перестали звать прихожан в храм раньше, чем был прекращен церконый звон особым постановлением Президиума Рязанского райисполкома 10 октября 1934 года. Храм был закрыт 18 ноября 1929 года. Его признали пригодным под ссыпку зерна. С этого времени безбожное время безбожно терзало, перестраивало и перекраивало храм. Даже в 1940 году власти усмотрели, что «фасад не исправлен от молитвенного здания» и в срочном порядке были приняты необходимые меры. Уже на нашей памяти, когда все храмы стали передаваться церкви, Ильинскому храму грозила участь стать дворцом бракосочетания. На фасаде здания появились фигуры мужчины и женщины. Так Рязань хотела отпраздновать свое 900-летие. Но Богу было угодно другое

И вот 3 февраля 2000 года состоялось событие, которое не оставило равнодушным горожан. Храм Ильи Пророка был вновь освящен, вновь колокольный звон зовет прихожан в церковь.

Может это молитвы ушедших предков, благочестивых священнослужителей этого храма помогают нам. В ограде Ильинского храм был захоронен протоиерей Александр Боголюбов, которого знала и любила Рязань. Алексей Климентовский, священник этого храма был приговорен к 3 годам высылки в Казахстан за свое приверженность православию. Он умер по дороге в ссылку в г. Семипалатинске. А матушка Александра Дивеевская, чьи мощи были обретены в праздник Воздвижения креста Господня 14 сентября 2000 года, причислена к лику святых земли Русской.

«История, культура и традиции Рязанского края»



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.