ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Рязань. Церковь Николая Чудотворца.

Николовысоковская церковь, Николы Долгошеи


Рязань. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Не действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1566. Перестроена в 1902.
Адрес:
Рязань, ул. Павлова, 22а

Координаты: 54.628714, 39.728122
Проезд:Пересечение улиц Каляева и Академика Павлова , на территории завода. Частично просматривается с улицы Академика Павлова.



Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 2003
Церковь Николая Чудотворца, , Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1994
Церковь Николая Чудотворца, здание перестроенного храма (чуть видно слева), занятое заводом, доступа на территорию нет<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
здание перестроенного храма (чуть видно слева), занятое заводом, доступа на территорию нет
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
11 мая 2021
Церковь Николая Чудотворца, http://history-ryazan.ru<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
http://history-ryazan.ru
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Николая Чудотворца, Фото втор. пол. XIX в. из фондов Государственного Эрмитажа. (ГК № 45282997)<br>, Рязань, Рязань, город, Рязанская область
Фото втор. пол. XIX в. из фондов Государственного Эрмитажа. (ГК № 45282997)
Дмитрий Волохов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  20 марта 2015

Река Трубеж изгибом ближе всего подступала к четной стороне Большой Мещанской (Каляева) улицы на протяжении от Бутырок, до задней стороны усадьбы Духовной семинарии (Десант. училище). Неширокая полоса благоустроенной земли, сады и огороды, оставалась до 1917 года между Большой Мещанской улицей на высоком берегу окско - трубежной поймы и кромками обрывов к речке в лугах. Городскую московскую магистраль, по-над р.Трубежом, издавна облюбовали горожане для жилых особняков и двух православных церквей: Николовысоковской (в народе «Николы Долгошеи» - 1566 г., перестроена в 1902 г.) и далее по улице - Борисоглебского собора (каменный с 1686 г.).

Возле церкви Николы Долгошеи, на высоком берегу р. Трубеж, до 1779 г. стоял Архиерейский Богородицкий дом - усадьба Преосвященного Симона. Теперь по берегу могли быть террасы городских бульваров, наподобие тех, что у кремля и памятника С. Есенину, с видами на окские дали. Увы, идиллические виды Большой Мещанской, существовавшей до 1917 года, остались лишь на уникальном снимке фотографа - от перекрестка с бывшей Конюшенной (Каширина) улицей - минуя перекрестки с Никольской (Павлова) и Селезневской ( Пожалостина) улицами, до Сенной (Костюшко) площади и церкви Бориса и Глеба. Всю сторону старинных жилых кварталов Большой Мещанской, что к лугам, поглотил «почтовый 0дик». За бетонной оградой разросся гигант-завод, ранее называемый «деревообделочным». Старины почти не осталось и по другой, нечетной стороне Большой Мещанской улицы, так как застроена она теперь, жилыми многоэтажками военного монстра. Живописная некогда центральная въездная улица с московской стороны превратилась в скучные городские задворки с интенсивным грузовым движением.

На Большой Мещанской (Каляева) улице, возле перекрестка с Никольской (Павлова) улицей, где когда-то Архиерейский посад был, стоит церковь «Николы Долгошеи». Так Николовысоковскую церковь называли потому, что главка ее с православным крестом была приподнята на узкой восьмигранной крыше - выше главки колокольни. Построена церковь еще при Иване Грозном, в 1566г., а колокольня - в 1761 году и перестроена в 1877 году. В церкви было два придела: во имя Николая Чудотворца и св.Дмитрия Ростовского. В 1902 г: церковь перестроили, так как до этого стояла она на старинных дубовых сваях, и фундамент сделали каменным. С перекрестка ул. Павлова и Каляева, по-за бетонным забором Приборного завода, виден верх обезглавленного старинного здания этой Николовысоковской церкви. Завод использовал церковный храм под литейный цех и прочее. Вряд ли когда разгородит забор и вернет старинную церковь верующим.

Случилось так с Большой Мещанской улицей и церковью вот отчего. В 1890-е годы Рязанская епархия перевела свечное производство из Казанского женского монастыря (против теперешнего Торгового городка) на место, близ церкви Николы Долгошеи. Церковь не действовала в 1891-1902 гг. из-за ветхости фундамента. Здесь же, учитывая близость к товарной станции Рязань-1, предприниматели-акционеры открыли завод Сельскохозяйственных машин и орудий. Эти заводы после 1917 года и послужили основой будущего военного производства на Большой Мещанской (Каляева) улице.

К Николовысоковской церкви примыкала роща, спускаясь в луга. До 1917 года она была местом летних и зимних забав местной ребятни и отдыха взрослых по праздникам. Недалеко от церкви, по Никольской (Павлова) улице - сохраняется мемориальный дом-усадьба (д.25), где родился и жил в 1849-1870 годах ученый- физиолог, академик И. П. Павлов (1849-1936). Любопытный документ, связанный с домом Павловых и Николовысоковской церковью, сохранили потомки академика. Это старинная визитка-приглашение супругам Селивановым (купеческой семьи) в день «бракосочетания» одного из сыновей. В ней Павловы - «...Покорнейше просять Васъ пожаловать к нимъ на балъ и вечерний столъ въ 9-тъ ч. вечера 29 сентября 1872 года в доме священника П.П. Павлова на Никольской улице. Венчание имееть быть в церкве Николы - Высокаго».

ryazan-streets2005.narod.ru


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  5 июня 2022

Одна из древнейших улиц города Рязани еще носит остатки старины, хотя и ее название, и отсутствие большинства старинных зданий и храмов больше говорят о нашем недавнем разрушительном прошлом… Улица Каляева - некогда - Семинарская улица... Здесь на этой улице уже нет домика художника Н.В. Шумова, писательниц Хвощинских и других милых русских усадеб. Нет Семинарского храма, да и в бывшей семинарии размещено военное училище. Нет и храма Николы-Высокого (или Старо-Вознесенского), одного из очень древних храмов рязанской земли.

В своих воспоминаниях С.Д. Яхонтов - известный историк, который оставил много своих свидетельств о закрытии храмов города Рязани писал: «Храм Николы Высокого (Долгошея), огромный, при нем сохранена часть древнего храма, построенного при Грозном, - понадобилась столовая для рабочих (?) - закрыть! Ломать! Из колокольни огромной сделали бак, и он теперь как воронье гнездо царит над городом, а в самом храме?».

Запись Яхонтовым сделана в 1930 году, после того, как было принято решение о закрытии одного из древнейших храмов нашего города. Его сейчас нет… Территория завода скрывает от глаз прохожих «воронье гнездо». А ведь за сохранение этого храма некогда билось не одно поколение граждан нашего города, влюбленных в его древности.

Храм был действительно старинным. Это видно из названия храма: Николы-Высокого или Старо Вознесенский. Дело в том, что на этом месте некогда была церковь Вознесения Господня. «На митропольем посаде, в подгородной слободе» каменный храм упоминался в сотной грамоте Рязанских писцов, данной Рязанскому епископу Филофею в 1568 году. Митрополий посад (или слобода) назывался иногда Архиепископля слобода, Богородицкая, Борисоглебская, Владычня. Слобода располагалась на берегу реки Трубеж от Никольской до Борисоглебской церкви. Когда черкасы напали на Рязань, церковь Вознесения была разрушена, но в 1681 году вновь восстановлена. В храме было два придела: Никольский и Димитриевский. Первый был построен вместе с колокольней в 1761 году боярским сыном Алексеем Филимоновым Берескиным; а второй - в 1821 году.

В 1851 году приделы подверглись значительной перестройке, в а 1877 году была перестроена колокольня. К ХХ веку в храме было 3 престола. В настоящей - в честь Вознесения Господня, а в трапезной: во имя Николая Мирликийского чудотворца и св. Димитрия Ростовского. Но это только внешняя чисто формальная история храма, потому что его история удивительна.

Когда в 1884 году в Рязанской губернии была образована Рязанская губернская ученая архивная комиссия (в дальнейшем РУАК), ее члены сразу обратили свое пристальное внимание на сохранение древностей Рязанской земли. На одном из заседаний они рассматривали вопрос о древней церкви, которая сохранилась при главном алтаре Николовысоковского храма, «известного в народе под именем Николы Долгошея».

«С южной стороны Вознесенского алтаря действительно сохранился старинной архитектуры придел с небольшими овальным окнами и особым, заложенным теперь, наружным входом» - докладывали члены РУАК после обследования храма. «Этот придел занят в настоящее время церковной кладовой и ризницею. Форма окон и наружные украшения двери совершенно иные, гораздо изящнее и, по-видимому, более древняго происхождения, чем таковые же окна главного алтаря».

Правитель дел РУАК А.В. Селиванов сделал предположение, что на этом месте был придел во имя св. Николая, который сохранился в то время, когда весь основной храм был разрушен. С переведением его в новопостроенную трапезу в 1761 году, его обратили в домовую (крестовую) архиерейскую церковь во имя Знамения Божией Матери. Загородный архиерейский дом называвшейся Богородицким, в 1787 году от поджога сгорел и был упразднен. В это же время, как предполагали члены РУАК, была упразднена и крестовая (Знаменская) церковь.

Член РУАК А.В. Антонов, выступая на заседании, представил даже сделанный архитектором по его заказу план Николовысоковской церкви. Он то и предложил отреставрировать древний упраздненный предел, для чего был создан особый комитет. Средства на реставрацию как придела, так и всей церкви, он предполагал собрать из добровольных пожертвований. На этом же заседании было решено поставить вопрос о более строгом надзоре за тем «чтобы под видом исправлений и переделок ветхих церковных строений не могли бесследно уничтожаться памятники древности. Комитет был создан, и по его просьбе архитектор Я.В. Кривцов сделал осмотр храма.

Оказалось, что малая древняя церковь «не есть пристройка к стене Вознесенского алтаря, а остаток от какого-то древнего храма, скорее всего прежней Вознесенской церкви, … и немалою своею частью находится под южною стеною Никольской церкви, которая (то есть стена) наложена на ее стены и своды в косвенном направлении от запада к северо-востоку».

После обследования уже ни у кого не было сомнения, в том, что эта малая церковь когда-то в старину составляла одно целое с церковью Вознесения Господня на посаде и была построена одним из епископов Рязанских и Муромских в своей Владычной слободе. Ученые мужи сделали предположение, что церковь была устроена как усыпальница своего строителя, служила владыке крестовой для крещения разных язычников, населявших тогда рязанские земли.

И еще один бесспорный факт, на который было обращено внимание ученых: к этой церкви в старину было благоговейное отношение. Это «видно из того, что когда в 16 же столетии царь Иван Васильевич Грозный приказал построить на месте Вознесенской Никольскую церковь, именно теперешнюю настоящую, с башенным, высоким, пирамидальным сводом, который и теперь еще существует, возвышаясь над Николо-Вознесенским храмом, получившим от него название Николо-Долгошеинской церкви; то при постройке купола или башни этой Никольской церкви малая церковь, которую мы считаем за крестовую, не была уничтожена, как мешающая исполнению плана церковного, а была прикрыта почти на половину ея массивною стеною»- заключили исследователи.

Члены ученой архивной комиссии еще надеялись на то, что «благочестивые сограждане примут теплое участие в восстановлении этого святого древнего, хотя и малого Божьего храма»…

Вот такая история. То, что пытались сберечь наши предки, мы разрушили своими руками…

Татьяна Синельникова «Храм Николы-Долгошея города Рязани», «История, культура и традиции Рязанского края»



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.