ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Рязань. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский собор


Собор. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1693 и 1699.
Адрес:
Россия, Рязанская область, Рязань, Кремль

Координаты:54.636086, 39.749034




Добавить фотографию
Автор: Турбаев Роман
Снято: 6 ноября 2015 Добавлено: 9 ноября 2015
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Рязань-г. Рязань-Рязанская область-Турбаев Роман
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Рязань-г. Рязань-Рязанская область-Анастасия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 августа 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Рязань-г. Рязань-Рязанская область-Турбаев Роман
В ночной подсветке
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Рязань-г. Рязань-Рязанская область-Турбаев Роман
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Рязань-г. Рязань-Рязанская область-Irina
Irina
8 июля 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Рязань-г. Рязань-Рязанская область-Irina
Irina
8 июля 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы-Рязань-г. Рязань-Рязанская область-Турбаев Роман
В ночной подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Сортировка:


Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Тимофей Черепанов
12 сентября 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Колокольня собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
11 августа 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Колокольня собора
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 августа 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
8 августа 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
18 июля 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Анастасия
18 июля 2007
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Вид от реки
Сидоров Григорий
18 декабря 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Вид собора с востока
Александр Викторович Шипилин
7 ноября 2002
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
В ночной подсветке
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
HD Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Игорь Герасимов
16 августа 2014
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
oldboy
13 апреля 2014
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Наталия
5 апреля 2014
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
завершение колокольни, вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
декор северо-западного карниза и центрального барабана
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
фрагмент северо-западного фасада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
30 апреля 2012
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Южный вход в собор
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Irina
8 июля 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Irina
8 июля 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Центральная часть иконостаса собора
Гранковский Владимир
12 июня 2017
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Царские врата алтаря собора
Гранковский Владимир
12 июня 2017
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
29 июня 2014
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
28 апреля 2012
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Иванов Дмитрий
29 августа 2008
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Памятная доска на колокольне г.Рязань.
Юлия
12 декабря 2005
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Вид со стороны центрального парка
Кондратьев Денис
16 октября 2004
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1993
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Фото из журнала "Иллюстрированное Всемирное Обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1899
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Фото из журнала "Иллюстрированное Всемирное Обозрение".
Андрей Агафонов
1 января 1899
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1967-68 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото 1900-1917 гг.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Фото с сайта pastvu.ru Фото С.М.Прокудина-Горского Фото 1912 г.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
??
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
В ночной подсветке
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
6 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Д
5 ноября 2015
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы - Рязань - г. Рязань - Рязанская область
VladiN
15 сентября 2005




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Викторович Шипилин,  10 марта 2005

Собор построен в в 1693-1699гг. гениальным зодчим Я.Бухвостовым. В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар. На фоне краснокирпичных стен контраснтно выделяются белокаменные резные декоративные элементы. Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас. Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 гг. на месте воротной Глебовской башни кремля. Это самое высокое сооружение рязанского кремля строли в течение полувека три архитектора: костромич С. Воротилов, И. Русско и Н. Воронихин. Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  22 марта 2011

Успенским назван один из красивейших храмов Рязанского кремля – так решили рязанцы, отдающие дань любви Той, которая родила Господа нашего Иисуса Христа. Рязанский историк, архивист, видный общественный деятель С.Д. Яхонтов, любивший Успенский собор кремля, и, как многие другие, считавший его уникальным, так описал в своих дневниках его историю: «Удивительно многострадальна судьба «красного собора». Недостроенный, он рухнул, вновь построенный, он недостроенным был освящен Стефаном Яворским в 1702 году и оставался недостроенным вплоть до 1840-х годов. В 18 столетии стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. Симон Лагов его поправил, но... опять был заброшен и назначался к слому. Усердием Малыпина и Рюмина - исправлялся и удивил своею грандиозностью царя Николая I; опять был заброшен, и только при Гаврииле стал местом летнего богослужения в 50-х годах. И был расписан внутри... Но вот показалась на западной стене трещина. Все встревожилось: собор разваливается». Эти слова историка относятся к 30-м годам XX столетия. Тогда настали сложные времена для Церкви, для храмов, православного священства... Надо напомнить, что сначала Успенским собором назывался Христорождественский собор, где теперь под спудом почивают мощи святого Василия, первосвятителя Рязанского.

Время построения старого Успенского собора - конец XIV-начало XV вв. Об этом свидетельствует кладка некоторых его частей, и в первую очередь, алтарная апсида из крупногабаритного белого камня, что характерно для данного периода. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора, куда в праздники стекалось большое количество народа. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. Вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю. Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1689 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова. Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия - митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань Успенский собор не был отделан внутри. «Митрополит Стефан с присущею ему всегда ревностию о славе Божией постарался восполнить указанный недостаток. В 1700 году он подрядил конюшеннаго из оружейной палаты Якова Свидерскаго) вызолотить четыре первые (нижние) пояса иконостаса за тысячу рублей». Несмотря на то, что собор, казалось, был закончен, митрополит продолжал попечительство о нем даже тогда, когда уже не жил в Рязани: должность первенствующего члена Святейшего Синода вынуждала владыку Стефана жить в Санкт-Петербурге. С построением нового кафедрального собора старый собор стал сначала называться старо-Успенским и был превращен в теплый кафедральный собор. В 1753 году он был переименован в Христорождественский. К числу древностей и святынь Успенского собора исследователь и историк православных церквей священник Иоанн Добролюбов в первую очередь отнес Феодотьевскую икону Божией Матери, которая явилась близ села Федотьева в 1487 году и Муромскую икону Божией Матери, с которой Василий Рязанский приплыл на мантии из Мурома. Эти иконы попеременно переносились из зимнего Христорождественского собора в летний Успенский. Была в соборе древняя хоругвь с изображением Божией Матери, Плащаница, устроенная митрополитом Иосифом в 1681 году, золотой напрестольный крест, устроенный в 1611 году архиепископом Феодоритом, крест серебряно-позлащенный, устроенный в 1656 году архиепископом Мисаилом, водосвятная серебряно-вызолоченная чаша, сделанная из золотой Батыевой печати, приложенной некогда к иконе Евангелиста Иоанна Богослова. Был в храме и синодик, восходящий к 1631 году. Ежегодно с 1884 года прихожане этого собора видели чудотворную Боголюбскую Зимаровскую икону Божией Матери, приносимую из села Зимарова Раненбургского уезда.

После революции 1917 года в собор были собраны многие ценности из церквей и монастырей Рязанской епархии. Часть из них была предназначена для хранения в рязанском музее, который возглавлял тогда С.Д. Яхонтов. Сколько страдания в строках из дневника С.Д. Яхонтова, где он описывает передачу собора в руки светской власти. «Собор, захватили красные, от РЦУ - обновленцы». Позже собор возвратили православным, но ненадолго. В 1929 году Христорождественский собор был передан окружному архиву для его нужд. Это была еще одна трагедия для многих рязанцев. Вот что писал в своих воспоминаниях С.Д.Яхонтов - первый директор музея и архива: «Эта напряженная работа шла параллельно с борьбой верующих за собор (Христорождественский). Чтобы сохранить за собой зимний собор - совет соборный взялся сохранить летний Успенский собор. Мне пришлось принять самое деятельное участие в этом крупном деле... В дневнике С.Д. Яхонтова два собора - Успенский и Христорождественский - слиты в единую церковь. С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В настоящее время собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.

http://www.ryazeparh.ru

В марте 1684 года «подмастерье каменных дел Федор Шаритин с товарищами» подрядился у митрополита Павла соорудить новую соборную церковь. В летописях записано, что  «каменщики у преосвященнаго и у порядчиков за работу 1250 рублей, да запасу всякаго 300 четвертей, 140 пудов ветчины и прочая. А стать им к тому делу в 15 день и сделать оное в три годы». Итак, сроки были определены, материалы выделены, и мастера начали строительные работы. В 1692 году митрополит Авраамий доложил Патриарху и Государям Иоанну и Петру Алексеевичам, что «соборная церковь постройкой окончена, своды сведены и шеи, где быть главам, до половины сделаны…». Казалось, скоро собор предстанет во всем своём величии. Но радоваться было ещё рано. В ночь на 18 апреля 1692 года недостроенное здание собора рухнуло из-за неверных расчетов и слабости грунта под фундаментом. Рухнувший собор разрушил и соседнюю надвратную церковь преподобного Варлаама Хутынского в Спасском монастыре. Работы были приостановлены, и пришлось искать новых, более опытных мастеров. Тот же митрополит Авраамий в январе 1693 года остановил свой выбор на мастере каменных дел Якове Григорьевиче Бухвостове. Ему и предстояло строить Успенский кафедральный собор. 18 мая 1693 года приступили к работам, а в конце 1699 года пятиглавый храм был уже практически готов. Высота собора без подклета до карниза около 28 м, ширина 31 м, длина 41 м. Успенский собор построен в модном в те годы «нарышкинском барокко». Артель резчиков под руководством Сергея Христофорова изготовила для собора огромный иконостас в семь ярусов. В 1701 году иконостас был покрыт сусальным золотом московскими позолотчиками. Иконописец Николай Соломонов с товарищами написал для иконостаса чудесные иконы. Над великолепным орнаментом белокаменной резьбы порталов, колонн, наличников трудились мастера Никита Иустинов, Герасим Иванов, Иван Парфенов. Летом 1702 года красавец-собор был полностью отделан как снаружи, так и внутри. 15 августа 1702 года при большом стечении народа митрополит Стефан Яворский совершил освещение нового Успенского кафедрального собора.

В 1800 году преосвященный митрополит Симон заявил, что Священный Синод велел разобрать Успенский собор в связи с разрушением кровли церкви и появлении на стенах трещин. Причина этого заключалась в следующем. Высокий собор находился на открытом месте, на холме, и во время сильных ветров у храма часто срывало главы и кровлю крыши. В сводах и стенах появлялись трещины, в верхних окнах вставленная слюда ветрами выбивалась. Архиеписком Симон объявил Рязанской думе указ Синода и попросил граждан обсудить этот вопрос и сообщить ему своё мнение – как поступить с собором: разобрать или починить. Рязанские купцы Г. В. Рюмин и П. А. Мальшин предложили не ломать собор, а попытаться его отремонтировать. Для этого они  пригласили из Москвы архитектора и каменных дел мастера. Мастера взялись исправить собор. Одну часть денег для работ выделила епархия, а другую пожертвовали именитые рязанские купцы. Они нашли каменотесов, строителей, живописца, и скоро закипела работа. К 1804 году Успенский кафедральный собор был полностью отремонтирован, а 15 августа того года вновь освящен. К этому времени граждане Рязани собрали 69100 рублей на церковные нужды храма.

Главной рязанской святыней считалась чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, — явившаяся в 1487 году в поле у села Феодотьево, недалеко от города Спасска. В честь этой иконы 2 июля ежегодно совершались торжественные богослужения. В храме имелась другая, более древняя  чудотворная икона Божией Матери  Муромская. Этой иконой благословил на княжение св.блгв.кн. Константина Муромского его отец Святослав, великий князь Киевский, внук св.равноап.вел.кн. Владимира. При князе Константине христианство широко распространилось по Муромской и Рязанской земле. Перед этой иконой молился свт. Василий, епископ Рязанский, когда в 1288 году он плыл из Старой Рязани в Переяславль-Рязанский. В старинных описях эта икона именуется «моление свт. Василия». Также в соборе хранился очень почитаемый древний образ св. Иоанна Крестителя. Успенский собор неоднократно посещали царские особы России. Так в соборе побывали:  Государь Император Александр I (30 мая 1819 г., 20 июля 1820 г., 24 августа 1824 г.),  Государь Император Николай I (19 сентября 1832 г. и 12 сентября 1836 г.),  Государь Император Александр II, будучи Цесаревичем (16 августа 1837 г.),  Государь Император Николай II (8 мая 1904 г. и 8 декабря 1914 г.).

По материалам Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 декабря 2016

История главного собора рязанского Кремля довольна необычна. Строить его собирались аж до смутных времён, но то политическая ситуация не способствовала, то средств не находилось, то проект не устраивал. Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал ещё в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Фёдора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата. И только в 1684 году на месте старой Пороховой палаты был заложен фундамент. Мастера съехались со всей страны, ибо гонорар посулили немалый - 1250 рублей. Но как часто бывает, количество не всегда означает качество. Пришлые мастера надежд не оправдывали. Работы велись ни шатко, ни валко, по этому поводу тогдашний митрополит Павел даже жаловался государю. Но жалобы помогли мало, и к отделочным работам мастера приступили только через 8 лет после начала строительства, наконец, в марте 1692 года храм был сдан и освящён. Внешне собор получился на загляденье. Высотой в 72,5 м он уступал лишь Софийским соборам Киева и Новгорода, а площадь в 900 кв.м позволяла одновременно принять 450 человек. Простоял собор недолго. Всего месяц. В ночь на 18 апреля рязанцы проснулись от страшного грохота, похожего на взрыв. Это рухнул Успенский собор. По этому поводу было много разбирательств, кто-то обвинял в несчастье подземное Карасёво озеро, другие говорили, что взорвался порох, оставшийся в подвалах Пороховой палаты. Но причина была банальная - строительный брак. И новый рязанский митрополит Авраамий даже послал стрельцов, дабы вернуть мастеров и заставить их всё переделать. Но тут выяснилось странное дело, мастера те, вернувшись из Рязани, полученные за работу деньги к тому времени потратили, а сами ... скоропостижно скончались. Так что спрашивать было не с кого. Вот и доверили это дело своим, рязанским мастерам Никите Устинову, Герасиму Иванову и Ивану Парфёнову. Старшим над мастерами был поставлен Яков Бухвостов. Они то и построили красавец-собор, который стоит и поныне. Строительные работы заняли 6 лет, ещё три года храм отделывали.

15 августа 1702 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы храм был освящён. Украшение Успенского собора - 27-метровый иконостас - самый высокий в России! 155 икон, написанных мастером Николаем Соломоновым, врезаны в невероятной красоты обрамления и располагаются на 7 рядах иконостаса. Резчик Сергей Христофоров начал трудится над художественной резьбой ещё в 1689 году, и продолжал работать 13 лет. После революции 1917 года собор был закрыт. Но этому храму очень повезло. Собор стал хранилищем многих ценностей привезённых сюда из закрытых церквей и монастырей епархии, а так же многочисленных поступлений из бывших дворянских имений Рязанской губернии. В 1929 году в Успенском соборе, как, и в рядом стоящем Христорождественском соборе, расположился окружной архив. В 1964 году в Успенском соборе начинает работать планетарий, проходят выставки из коллекций музея-заповедника и музеев страны. В 1968 году приказом Министерства культуры комплекс архитектурных памятников Кремля стал историко-архитектурным музеем-заповедником. В 1993 году в Успенском соборе возобновляются богослужения, но только по большим праздникам и в летний период. Собор в то время ещё находился в совместном пользовании Рязанской Епархии и Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником. В 2008 году после обращения Патриарха Всея Руси Алексия II к Президенту В.В. Путину, было принято решение о передаче комплекса Рязанского Кремля Рязанской епархии.

Юрий Манов "Путеводитель Рязань и семь чудес рязанской области". Рязань, 2009 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  16 сентября 2017

Судьба Успенского собора, так долго и трудно строившегося, и после постройки складывалась как-то несчастливо. К началу ХIХ века он пришёл в столь плачевном состоянии, что всерьёз шли разговоры о его сломе. Но рязанцы сумели отстоять свою святыню. Но возвратимся в ХVIII век. Не прошло и года с момента освящения Успенского собора, как понадобилось производить ремонтные работы: в 1703 году его средняя главка "сломилась от ветру". Похожее несчастье случилось и в 1708 году, когда во время литургии "на большой средней главе бурею сломило крест и цепи разорвало и переломало". После сего, наконец, принято было решение покрыть собор железом, но по каким-то причинам это намерение осталось неосуществлённым до второй половины 1720-х годов, а в 1726 году соборный храм вовсе лишился кровли - и вновь из-за сильного ветра, - о чём доносил Синоду преосвященный Гавриил (Бужинский). "От великия бури, - писал владыка, - две железные главы и кровлю всю сорвало, и оттого во многих местах как в оной соборной церкви от дождя великая теча и в сводах разселены, так и в подклетах разселины великие обретаются, что не без опасения и ходить в неё, от которого повреждения весьма опасно, дабы и больше не было оной церкви разрушения, чего сохрани Боже, понеже оная соборная церковь здание и строение великое и высокое..." Он же сообщал и о других неисправностях - в частности, и о дырявых окнах, через которые "зимним временем снегу в церковь много падает". Особенно же горевал владыка о бедственном положении иконостаса, "который дорогою работой выстроен и вызолочен, а ныне в оном иконостасе птицы, галки и воробьи, будто в лесе, от мраза скрываются и много гнёзд имеются, и за криком птичьим едва слышно церковного пения". Ремонт следовал за ремонтом, однако предпринимаемые меры оказались недостаточными, и к концу ХVIII века Успенский собор пришёл в такое состояние, что не только служить в нём, но и ходить мимо него опасались, ибо его стены, испещрённые трещинами, угрожали падением. Встал вопрос о разборе существующего здания и строительстве нового собора (на чём особенно настаивал Святейший Синод).

Архиепископ Симон (Латов) обратился к жителям Рязани (в 1778 году Переславль-Рязанский стал Рязанью), чтобы они посоветовались между собой и дали ему знать, "какие мысли они возымеют о пособии для собора, и разобрать ли его или починить разсудят". 23 сентября 1802 года именитые рязанские купцы Гавриил Рюмин и Пётр Малышин доложили архирею, что для осмотра собора они специально приглашали архитектора из Москвы, и тот нашёл, что существующие ветхости возможно "поправить с прочностию, полагая на оное до пятидесяти тысяч рублей". Более того, купцы соглашались предоставить и значительную часть необходимой суммы, лишь бы не ломать "древнего и величественного" собора. Владыка, который и сам не желал сноса прекрасного памятника, сообщил о предложении купцов в Синод и получил разрешение на проведение капитального ремонта. Основной объём работ занял около двух лет.

В 1804 году Успенский собор заново освятили. В 1837 году архиепископ Евгений (Казанцев) опять принуждён был обратиться к прихожанам за помощью: "На Большом Успенском соборе кровля и под оной решетник и лежни обветшали, от чего в некоторых местах появилась течь, а потому всё то требует неотлагаемой переделки; по замечанию же г. архитектора вся поправка с материалом стоит не менее осьми тысяч рублей..." Одновременно необходимо было достраивать колокольню. Её сооружение началось ещё в 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля, однако постоянно встречало какие-то препятствия. Только к 1840 году строительство завершилось, и ансамбль кафедрального собора принял свой теперешний вид. 1850-е годы запомнились рязанцам ремонтом соборного иконостаса и стенной живописи, в последний раз поновлявшейся в 1804 году (на это вновь собирали пожертвования). После революции собор вступил в чёрную полосу своей истории. Известно, что некоторое время его занимали обновленцы, а в 1922 году он был фактически ограблен. Яркие воспоминания об этом оставил историк С.Д. Яхонтов (1853-1942), до 1917 года преподававший в семинарии, а затем работавший в рязанских архиве и музее: "...Двери в Успенском соборе открыты, и там идёт какая-то работа. Я сразу встрепенулся, понял, что туда забрались "враги". Прибегаю, захватив одну из монахинь. Там действительно идёт работа вовсю... По собору разгуливает с папиросой в зубах, в кепке молодой человек и распоряжается. У иконостаса идёт стук и треск... Паникадила все уже сняты и валяются на полу... Из южных дверей дьяконовских... тащат знаменитую Мисаилову водосвятную чашу в 32 фунта серебра, позолоченную Батыевым золотом, дивно гравированную с летописью. Я её на время выдавал в собор для богослужения, а до того она хранилась в Древлехранилище..."

Как бы ни было, до 1929 года Успенский собор оставался действующим. Затем в нём "квартировали" различные организации, пока в 1963 году здание не приспособили под планетарий, а позже - под выставочный зал музея. Хотя научная реставрация Успенского собора началась ещё в 1950-е годы, к концу 1980-х его состояние оставляло желать лучшего. Иконостас, заплесневевший из-за неправильного температурног-влажностного режима, фактически разрушался. Но его состояния почти никто не видел. Собор был закрыт на реставрацию, на дверях висел замок... 16 октября 1988 года в газете "Труд" появилась тревожная статья под заголовком "Что там за древними вратами?" Её автор Валерий Яковлев писал о том, что губительными для памятника искусства стали "леса", поставленные около иконостаса в ожидании реставраторов. Но реставраторы всё не ехали, а "леса", сделанные из влажной древесины, заражённые грибком, "медленно, но верно начали свою разрушительную работу". Очевидцы (те немногие, кому удалось пробраться в закрытый собор) вспоминали, что плесень свисала с иконостаса "клочьями", краска на иконах вспучилась и покрылась мелкими белыми точками, а сотрудники музея, пятаясь скрыть происходящее, перед приездом московской комиссии оттирали грязь и плесень с икон суконными тряпками... К счастью, иконостас удалось спасти.

В 1990-2000-е годы реставраторы очень серьёзно занимались Успенским собором - с учётом всех особенностей его местоположения. Дело в том, что собор, сам по себе очень высокий, ещё и поставлен на высоком месте. Это, конечно, придаёт ансамблю кремля выразительность, но также создаёт опредёлённые трудности, так как ветра и другие природные катаклизмы изредка наносят урон этому сооружению. Ещё одна проблема - грунт. Согласно заключению специалистов, в кремлёвском холме имеются блуждающие водные линзы, которые серьёзно осложняют жизнь архитектурным памятникам Рязанского кремля. В стенах появляются трещины, фундаменты проседают. И Успенскому собору все эти проблемы знакомы. Так что необходимо постоянное квалифицированное наблюдение за его состоянием. В 1992 году собор, сделавшись объектом совместного пользования музея и Рязанской епархии, был освящён. 13 июня, под Троицу, в нём служилось всенощное бдение, а на другой день - праздничная Божественная литургия. Сейчас собор передан Церкви, в нём совершаются службы с поздней весны и до поздней осени (только стены собора долго прогреваются, но и отдают тепло тоже долго), а в остальное время как кафедральный собор используется соседний отапливаемый Христорождественский храм.

Успенский собор не имеет аналогов среди современных ему зданий. Его высота - 28 м (без подклета), ширина - 31 м, длина - 45 м (если считать с галереями, то ширина - 41 м, длина - 56 м). В общей сложности храм строился четверть века, хотя существующее здание возведено в 1693-1699 годах.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №57, 2013 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  17 сентября 2017

Главной достопримечательностью интерьера Успенского собора является его восьмигранный иконостас, созданный мастерами Оружейной палаты под руководством Сергея Христофорова. Замечательно, что работая над рамой иконостаса, резчики стремились стилистически связать его с мотивами белокаменной резьбы, присутствующими на фасадах. Они мыслили собор как единое целое, и благодаря их усилиям внешнее впечатление закрепляется на уровне интерьера. Иконы для соборного иконостаса писал Николай Соломонов, сын Бургаров, "со товарищи", но в ХIХ веке они неоднократно поновлялись и переписывались, так что впоследствии их пришлось раскрывать из-под позднейших записей. Иконостас имеет восемь ярусов. В некоторых источниках говорится, что их семь, но при этом в качестве "дополнительного" яруса упоминается венчающие иконостас Распятие с предстоящими и шесть икон с изображениями Страстей Господних, которые расположены с интервалами. Таким образом, "основных" ярусов действительно семь. Их характеристики перечислены в "Сборнике церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии": "Семь ярусов, четыре больших, по четыре аршина в вышину, и три меньших, не меньше двух аршин, именно: 1. Местный, 2. Праздничный, 3. Апостольский, 4. Праздничный или с изображением событий из Истории лиц Новозаветных, 7. Пророческий, у каждого Праотца хартии со словами... Иконы в иконостасе Греческого письма, писаны также в конце ХVII века, особенно замечательны две местные иконы: Господа Вседержителя и Божией Матери; оне по письму отличаются от прочих икон иконостаса. Из 8 местных икон шесть украшены серебряно-позлащёнными ризами..."

Росписей в интерьере собора почти не сохранилось. Уцелели лишь небольшие фрагменты. Но надо отметить, что изначально храм не был расписан. Первые упоминания о стенном письме содержатся в документах от 1804 года, из которых видно, что "московский цеховой мастер Косма Самойлов Смирнов... подрядился расписать собор и алтарь по рисункам за 800 рублей". Впоследствии росписи не раз обновлялись. Сохранившиеся фрагменты относятся ко второй половине ХIХ века. Самым старым чтимым образом на Рязанщине, хранившимся в Успенском соборе была Муромская икона Пресвятой Богородицы. Однако в кафедральном соборе имелись и другие иконы, известные особым к ним отношением верующих рязанцев, - чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери и образ Иоанна Предтечи "древнего письма". Первая - икона византийского происхождения начала ХIII века, именуемая "Феодотьевской". Она была в 1487 году обретена чудесным образом близ села Федотьева и перенесена в Переславль-Рязанский - в кафедральный Успенский собор. В описи 1638 года она показана стоящей "на левой стороне Царских дверей", т.е. в местном ряду иконостаса, среди наиболее чтимых образов. Наравне с чудотворными Феодотьевской и Муромской иконами Божией Матери верующие рязанцы особо почитали икону Иоанна Предтечи, с ХVI века находившуюся в кафедральном соборе. Из старых документов известно, что икона Иоанна Предтечи, как и две другие иконы, часто выносились из собора по просьбе людей, желавших отслужить перед ней молебен в своём доме (в связи с болезнью или каким-либо важным семейным происшествием). Образ Иоанна Предтечи представлен в соборе списком начала ХХI века. Подлинник, как и Феодотьевская икона Божией Матери, пребывает в "Древлехранилище" - в его действующем храме в честь Усекновения главы Пророка Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №57, 2013 г.

Комментарии и обсуждение

Строили колокольню не три (как в статье), а четыре архитектора. Незаслуженно забыт К.А.Тон, внесший в строительство наибольший вклад.    
11 декабря 2005, Юлия.

Интересный факт: в 1995 году в России была выпущена почтовая марка с изображением Успенского собора Рязанского кремля.
Интересный факт: в 2006 году в России была выпущена почтовая марка из серии "Регионы России", посвященная Рязанской области, на которой изображен Собор Успения Пресвятой Богородицы.
1 апреля 2014, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Александр Богданов.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.